Общественное движение при александре ii и политика правительства конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Общественное движение при Александре II и политика правительства." — Транскрипт:

1 Общественное движение при Александре II и политика правительства

2 Причины подъёма общественного движения 1)Сохранение старой социально – политической системы. 2)Нерешённость аграрного вопроса. 3)Половинчатость реформ ых гг. 4)Колебания правительственного курса. 5)Социальные противоречия.

3 Особенности общественного движения 1)Активизация общественного движения. 2)Рост революционных настроений. 3) Переход от дворянской революционность к разночинской. 4)Важным фактором становится рабочее движение.

8 3. радикальное направление Кружок А.Герцена и Н.Огарева- разработали теорию русского социализма: крестьянская община, русский коллективизм – станут основой всеобщего равенства

9 4. Народничество стр

10 Опора на общину как основу социализма М.Бакунин- бунтарское направление, бунт крестьянское восстание П.Лавров- пропагандистское- вести пропаганду, чтобы поднять крестьян на восстание П.Ткачев- заговорщическое- заговор, вооруженный переворот, захват власти Хождение в народ

11 Земля и воля 1876 Народная воля Индивидуальный террор охота на царя и его убийство в 1881 г. Черный передел Прекратила свое существование в 1880 г.

13 Реакция власти стр какие методы власть использовала против революционеров Общество поддерживало революционеров как борцов против правительственного произвола Судебные заседания закрыты, решение вопросов без суда, административная ссылка

14 М.Т.Лорис –Меликов и его конституция 1880 г.Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во гл.Лорис – Меликов Ликвидировано III отделение, политическую полицию подчинили министру внутренних дел и сделали профессиональной---- арест Желябова и Михайлова Допуск всех представителей общества к законосовещательной деятельности- проект не подписан

Рассматриваются вопросы::особенности общественного движения,направления,народничество,убийство Александра 2.

ВложениеРазмер
19obshchestvennoe_dvizhenie_pri_aleksandre_2.pptx 670.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Причины подъёма общественного движения 1)Сохранение старой социально – политической системы. 2)Нерешённость аграрного вопроса. 3)Половинчатость реформ 60-70-ых гг. 4 )Колебания правительственного курса. 5 )Социальные противоречия.

Социальные противоречия Крестьяне помещики Рабочие предприниматели Либералы консерваторы

Особенности общественного движения 1)Активизация общественного движения. 2)Рост революционных настроений. 3) Переход от дворянской революционность к разночинской. 4)Важным фактором становится рабочее движение.

Сравните общественное движение при Николае 1 и Александре 2 . Общее 1 2 Различия 1 2 3

направления Консерваторы.(М.Катков) Либералы.(А.Кошелев) Революционное.(А. Герцен, Н.Чернышевский).

Александр Иванович Кошелев (1806-1883)

Земский конституционализм Иван Ильич Петрункевич

Земский конституционализм Сергей Андреевич Муромцев

Революционно- демократическое движение. Александр Иванович Герцен (1812 – 1870)

1марта 1881-убийство Александра 2. Николай Кибальчич – изобретатель , участник покушения Игнатий Гриневицкий - Убийца Александра 2

Царский кортеж выезжает на набережную и Рысаков бросает бомбу в карету императора. Но император не пострадал. Он пожелал увидеть преступника, но вдруг незамеченный охраной Гриневицкий бросает под ноги императору бомбу. Взрывная волна отбросила Александра II на землю. Из раздробленных ног хлестала кровь. Упавший император прошептал: Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…

народничество Бунтарское Бакунин Заговорщическое Ткачёв Пропагандистское Лавров

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс

практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон.


Общественное движение при Александре 1


Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1

В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока.


Тест "Общественные движения при Александре II"

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами.

Общественное движение при Александре 1

Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде.


общественное движение при Александре I

разработка плана - конспекта урока для учеников 8 класса по итсории Отечества.


Общественно – политическое движение при Александре Втором

Презентация "Общественно - политическое движение при Александре Втором". Материал является наглядным дополнением к уроку истории по указанной теме. Раскрыты основные идеи консерваторов, либе.


В последней трети XIX века в российской идеологии можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

Консерватизм в Российской империи поддерживали представители всех сословий от дворянства до крестьянства. Среди лидеров консервативного течения можно выделить влиятельного публициста Михаила Никифоровича Каткова, а также обер-прокурора Синода и министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого.


Либеральная мысль в Российской империи, как и ранее, была представлена западниками и славянофилами. С середины XIX века их ряды пополнились разночинной интеллигенцией.

Разночинная интеллигенция — это особая категория в российском пореформенном обществе, выходцы из различных сословий, которые получили образование.

Разночинцы были оппозиционно настроены к российской власти, однако активно поддерживали Земскую и Крестьянскую реформы 1860-х годов. Так, пытаясь улучшить быт крестьян, они работали в земствах учителями, врачами, журналистами; становились мировыми посредниками при проведении Крестьянской реформы.


Однако после начала проведения реформ 1860−1870 годов многие либерально настроенные общественные деятели разочаровались в них. Поэтому от полемики о судьбе России они стали переходить к идее более решительных методов преобразований в государстве.

Среди земских либералов также были сторонники активной борьбы, которые собирались в кружки. Они распространяли среди крестьян листовки с призывом подняться на всеобщий бунт для получения настоящей свободы.

Во второй половине XIX века в России популярными стали идеи нигилизма. Особое распространение он получил среди разночинной интеллигенции.

Нигилизм — это философия, отрицающая общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.


Под влиянием идеи отрицания всего ради достижения своих целей в российской общественной мысли оформилось радикальное направление. Целью его сторонников была смена власти, которая могла бы быть достигнута активной борьбой. Например, путём революции, восстания либо заговора.

Так, с 50-х годов XIX века Герцен начал выдвигать теорию русского (или общинного) социализма. Он считал, что только в России сохранилась настоящая крестьянская община. И именно она является той основой, на которой можно будет построить социализм.

В 1870-е годы в радикальном направлении общественной мысли появилась теория русского народничества. Сторонники народничества отрицали идею о прогрессивности капиталистического развития и провозглашали самобытный путь развития российской экономики, который заключался в народном производстве. Посредством этого человечество неизбежно должно прийти к социализму.

Однако насчёт методов достижения своих целей у народников не было единого мнения. Поэтому в итоге движение разделилось на три направления — бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое.

Идеологом бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин. Он считал, что государство мешает развитию личности, поэтому отрицал любую власть. По мнению Бакунина, к революции необходимо было призвать народ, который уже абсолютно готов к активным действиям.

Идейным вдохновителем пропагандистского направления выступил Пётр Лаврович Лавров. Он считал, что крестьянство ещё не до конца готово к революции, а двигателем исторического развития является интеллигенция. Именно интеллигенция должна была проводить пропаганду в массах, чтобы подготовить всеобщий бунт.

Теоретиком заговорщицкого направления стал Пётр Никитич Ткачёв. Он не верил, что революция возможна силами народа. Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти. А уже революционное правительство должно было провести необходимые для победы социализма преобразования.


Позже в неё вступили Андрей Желябов, Сергей Кравчинский, Вера Фигнер, Софья Перовская. Всего организация насчитывала около 200 членов. Она состояла из основного кружка и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи, а также имела свой печатный орган, программу и устав.

Деятельность организации делилась на две группы: организаторская и дезорганизаторская.

Организаторская деятельность подразумевала сотрудничество с враждебными правительству организациями; революционную пропаганду среди всех сословий; агитацию через периодическую печать.

Дезорганизаторская деятельность включала в себя индивидуальный террор против неугодных чиновников; привлечение на свою сторону служащих различных правительственных организаций; поиск сторонников в российской армии.

В народе революционеры воспринимались как борцы против правительственного произвола. Их деятельность имела широкую поддержку в обществе. Например, в 1878 году Вера Засулич, которая совершила покушение на петербургского градоначальника Фёдора Трепова, во время суда была оправдана присяжными заседателями.


Безрезультатная борьба власти с террористами привела к оживлению либерального движения в конце 1870-х годов. Со страниц журналов и в письмах императору либералы призывали к совершенствованию государственного строя и продолжению преобразований.

Кроме этого, в 1880 году состоялось очередное неудачное покушение на Александра II, совершённое Степаном Халтуриным в Зимнем дворце. После этого императором был создан чрезвычайный государственный орган -Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия.

Комиссию возглавил талантливый военачальник Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Чтобы упорядочить борьбу с террором, он предпринял ряд мер: провёл реформу органов безопасности и ограничил цензурный надзор.


Принятие проекта Лорис-Меликова не превратило бы Россию в полноценную конституционную монархию, однако самодержавие было бы немного ограничено.

Подведём итоги. В пореформенный период существовало три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Народники пытались переустроить российское общество на основе общинного социализма, но успеха не имели. Деятельность террористов-народовольцев в конечном итоге привела к сворачиванию реформ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная – изучить основные направления общественного мнения. Рассмотреть деятельность лидеров движений. Изучить реакцию властей.

Развивающая развивать умения систематизировать учебную информацию, строить логические суждения, анализировать исторические документы.

Воспитательная – воспитывать духовную культуру личности, интерес к истории своей страны, патриотизм.

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

На основе работы с текстом учебника и историческими документами и презентацией узнать об основных событиях, связанных с движением декабристов, установить логические связи между анализируемыми документами.

В ходе коллективного обсуждения осознать роль разных факторов в формировании революционных взглядов декабристов.

Формируемые УУД Планируемые результаты

Предметные называть реформы, оценивать значимость их достижений.

Метапредметные. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Личностные. формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Основные понятия

Панславизм, разночинцы, нигилизм, теория общинного социализма, бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направления в народничестве, индивидуальный террор.

Карта, карточки, презентация, проектор, ноутбук.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 мин

-Проверьте посадку за партой. Настройтесь на урок.

- Сегодня чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте. Любые трудности мы преодолеем сообща. На такой позитивной ноне начнем наш урок.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места

Актуализация изученного.

5 мин

Опрос домашнего задания в форме небольшого теста.

Основные классы в России во 2 пол. 19 в. – это:

а) помещики, буржуазия, духовенство, крестьяне;

б) помещики, крестьяне, буржуазия, рабочие

в) рабочие, дворяне, купцы, мещане;

г) помещики, мещане, рабочие, крестьяне

Прусский путь развития капитализма – это:

а) медленное перерастание помещичьего хозяйства в буржуазное;

б) применение новых технологий в сельском хозяйстве;

в) быстрое развитие буржуазного хозяйства

г) постоянное расширение посевных площадей

Экстенсивный путь развития сельского хозяйства – это:

а) применение новых технологий и орудий труда в сельском хозяйстве;

б) развитие отработочной системы;

в) смешанная система хозяйства, при которой на помещика работали и временнообязанные крестьяне и наемные работники

г) расширение посевных площадей для увеличения урожая

Выберите промышленные районы, появившиеся во 2 пол. 19 в.:

А) Урал, центральный район;

Б) Донбасс, Северо-западный район;

Г) Баку, Урал, Центральный район

а) железная дорога между Киевом и Вологдой;

б) железная дорога, связавшая Москву и Петербург;

в) Транссибирская железная дорога, связывающая Россию с Кореей

г) часть транссибирской железной дороги - китайско-восточная железная дорога, часть которой проходила по территории Китая

Фронтальный опрос.

1.Какая реформа была проведена в 1961г?

2.Какие недостатки имела эта реформа?

3.Какие новые социальные слои возникли в результате промышленного переворота?=

Учащиеся выполняют тестовую работу.

Учащиеся участвуют в опросе.

Постановка проблемного вопроса.

А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску и прочтите эпиграф к нашему новому уроку.

Эпиграф к уроку.

\Альфред Кох \

Что вы можете сказать, о ком пойдет речь на уроке.

Посмотрите следующий слайд. Почтите что написано.

\ Общественное движение. Либерализм. Консерватизм. Радикальное направление. Александр 2.\

Сформулируйте тему урока на основе прочитанного.

Поставьте цель к уроку.

О чем мы будем говорить на уроке?

Учащиеся читают эпиграф к уроку.

Делают свои выводы и анализируют .

Об Александр II.

Формулируют тему урока и ставят цель к уроку.

Будем говорить об общественном движении при Алексадре 2.

Узнаем какие группы общества появились при Александрк 2 .

Чьи интересы представляли. Какие преследовали цели.

Поиск решения (открытие нового знания)

Вы правильно сформулировали тему урока. Запишите тему в тетрадь .Откройте книгу на странице 137.

Для изучения новой темы мы разделимся на группы \пары\

Каждая группа будет изучать одно из направлений .

Вам нужно определить, какие идеи отстаивали представители этих движений.

Консервативное направление.

Либеральное направление.

Радикальное направление.

Народничество.

Работая в группах или в паре дети заполняют таблицу

Сколько течения было у народничества ?

Была ли результативна подобная тактика? Работа с учебником стр.141

Эта тактика не была результативной:

В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками;

Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер,

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч,

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

Установление социализма, всеобщего равенства.

Политический переворот для передачи власти народу.

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Свободное общинное самоуправление.

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

2)деятельность разрушительная и террористическая;

3)организация тайных обществ;

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота.

1)противники тактики заговора и террора;

2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

Планы народовольцев:

- Созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права.

- Передача земли крестьянам.

- Замена самодержавия народной республикой.

- ноябрь 1879 г. – третья попытка взорвать царский поезд. Народовольцы совершили подкоп под железную дорогу недалеко от Москвы, заложили мину и взорвали царский поезд (царь проехал раньше в другом поезде).

После очередного покушения Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с Михаилом Тариэловичем Лорис-Меликовым, которому были даны фактически диктаторские полномочия.

Вопрос классу.

Как Лорис-Меликов повел борьбу против революционеров?

В январе 1881 года Лорис-Меликов представил Александру IIпроект, в котором предлагалось создать подготовительные комиссии по вопросам преобразования губернского управления, пересмотра губернского и городового положений.

Народ был потрясен гибелью царя-освободителя. Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Общественное движение в период буржуазных реформ имело противоречивый характер. Если в период проведения Крестьянской реформы произошло сближение различных точек зрения, то после воплощения реформ в жизнь в связи с неоднозначными результатами снова произошло размежевание позиций. Борьба революционеров с правительством окончилась трагедией 1 марта 1881 года. Правительство, стремясь достичь стабильности в обществе, готовило новые реформы, однако, убийство Александра II резко изменило все направление внутренней политики.

Учащие работают по учебнику

Консервативное направление. \стр. 138\

Либеральное направление. \стр. 138.\

Народничество. \стр. 139-142\

По окончании работы учащиеся зачитывают результаты своей деятельности и формулируют выводы.

1 .группа вывод. Консервативное течение имело поддержку среди представителей всех сословий . Лидер Толстой Д.А.

2гр-па вывод: После реформы 1861 года происходил рост либерального движения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Они выступали за демократизацию страны и за реформы как в области политики так и в области социального строя.

3 гр-па вывод: После отмены крепостного права в 1861 году на власть стали оказывать давление консерваторы, которые стремились не допустить коренных перемен в обществе. Консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные позиции. Они считали, что самодержавие нужно сохранить, т.к. это тот устой общественной жизни, который придаёт устойчивость существующему режиму в стране.

4гр-па вывод: Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни России в 60-80-х годжах.19 века. Это течение выступало за свержение самодержавия путём резких действий .Оно хотело подтолкнуть народ к проведению революции путём пропаганды, заговоров и террора

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Общественное движение в России при Александре II и политика правительства. Презентация на заданную тему содержит 50 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Отношение общества к Великим реформам Проведение масштабных реформ 1860 – 1870-х гг. оказало огромное воздействие на просвещённые круги общества. К началу 1860-х гг. все слои общества сходились в главном – в поддержке царя и его реформаторской деятельности, в готовности объединить силы ради перемен к лучшему. Размышления о судьбах и путях развития России приобрели особую остроту: и либералы, и консерваторы спорили о направлениях и методах преобразования российской действительности.

Консервативное направление Консерватизм – политическая идеология, которая на первое место ставит верность традициям и порядок; защищает частную собственность как основу стабильности в обществе; считает неизбежными несправедливость и неравенство в мире; выступает за поддержку государства, патриотизм и распространение религиозных ценностей, которые должны, согласно консерватизму, обеспечить справедливость и высокоморальное поведение человека. Консерватизм может быть как реакционным, так и умеренным.

Либеральное направление В 1850-х – начале 1860-х гг. близки по некоторым позициям к классическим либералам некоторые видные славянофилы. Славянофилы признают православие, самодержавие и крестьянскую общину необходимыми условиями русской жизни, но не допускают вмешательства государственной власти в частную жизнь и общинный быт, требуют свободы слова (Александр Иванович Кошелев, Константин Сергеевич Аксаков). Прогрессивные дворяне (предводитель Тверского дворянства Алексей Михайлович Унковский) выдвигают идею народного представительства, но это не находит поддержки у др. либералов.

Либеральное направление Подъём либерального движения наблюдается в конце 1870-х – начале 1880-х гг., центром его становятся некоторые земства, стремившиеся добиться расширения своих прав, введения гражданских свобод, участия земских деятелей в политической жизни всей России. Земский конституционализм не находит сочувствия у властей.

Либеральное направление В итоге, получив образование, разночинцы отрывались от прежней своей социальной среды и искали своё место в обществе. Как правило, разночинцы – это мелкие чиновники, студенты, люди интеллектуальных профессий (разночинная интеллигенция). Разночинцы критически смотрели на российскую действительность и были полны энергии её изменить. Они активно поддержали крестьянскую и земскую реформы, становились мировыми посредниками, работали в земствах, трудились земскими учителями, врачами, агрономами.

Радикальное направление Радикализм – обобщающее обозначение политических учений и действий, которые направлены на решительное, как можно более полное изменение политической системы и общества в целом, на разрыв с господствующими ценностями и нормами. Представители крайних радикальных течений могут использовать и используют для достижения своих целей насилие и террор.

Радикальное направление Многие либерально настроенные деятели, прежде всего, разночинцы, в 1860 – 1870-е гг. изменили свою позицию по отношению к правительству. Если ранее они поддерживали правительственные реформы, то теперь постепенно стали переходить к их критике и искать другие пути изменений в стране, более радикальные – революционные (смена власти, восстания, заговоры и т. п.). Многие разночинцы стали радикалами. Появилась прослойка тех, кто был настроен на активную борьбу с режимом. Среди разночинцев распространялись настроения нигилизма (от лат. nihil – ничто). Одним из наиболее ярких выразителей идеологии нигилизма стал литературный критик Дмитрий Иванович Писарев. В своих статьях он отрицал общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы.

Радикальное направление Причины усиления радикальных настроений в обществе: Выявление недостатков и противоречий крестьянской реформы 1861 г., разочарование в её итогах. Непоследовательность правительства в претворении реформ в жизнь. Преувеличенное представление о массовом недовольстве крестьян реформой 1861 г., враждебном отношении крестьян к властям.

Радикальное направление Социализм – политическая идеология, которая на первое место ставит общественные интересы и стремление к идеалу; выступает за коренное переустройство общества, за построение общества социальной справедливости. Теория русского (общинного) социализма А. И. Герцена: В России сохранилось ядро, на основе которого можно построить социализм, – крестьянская община, её идеи, ценности и традиции (идея равного права людей на землю, крестьянское самоуправление, природный коллективизм русского крестьянина). Существование общины и крепкие общинные традиции – залог успешного развития России в сторону идеального устройства общества и социализма, минуя капитализм.

Радикальное направление 4 апреля 1866 г. член ишутинской организации бывший студент Дмитрий Владимирович Каракозов по собственной инициативе совершил неудачное покушение на Александра II, считая, что цареубийство послужит толчком к революции и установлению в дальнейшем социалистического строя. Каракозов был казнён, а ишутинская организация разгромлена.

Революционное народничество в 1870-е гг. Революционные народники были убеждены, что всё человечество неизбежно должно прийти к социализму. На Россию возлагались особые надежды из-за общинных отношений в русской деревне. Периодические переделы земли, поддержка членами общины друг друга, решение жизненно важных вопросов всем миром – всё это позволяло им рассматривать общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому строю. Привлекательно выглядела идея о возможности, опираясь на общину, достичь социализма, минуя капитализм и свойственные ему обнищание крестьянства и образование буржуазии. Чтобы решить эту задачу, народники считали достаточным освободить общину: передать в распоряжение крестьян всю землю, снять с них бремя непосильных налогов, избавить от контроля со стороны государства.

Революционное народничество в 1870-е гг. Таким образом, народники взяли за основу теорию русского (общинного) социализма. Но, сходясь в основных установках, теоретики народничества предлагали различные средства для претворения их в жизнь. В пореформенной России в рамках революционного народничества существовало три основных течения (направления).

Революционное народничество в 1870-е гг. В пореформенной России в рамках революционного народничества существовало три основных течения (направления): Бунтарское, Пропагандистское, Заговорщическое, теоретик теоретик теоретик

Революционное народничество в 1870-е гг. 2 апреля 1879 г. землеволец Александр Константинович Соловьёв совершил новое покушение на Александра II. Но пять выпущенных им пуль не достигли цели, император остался жив. Соловьёв был казнён.

Реакция властей и общества на деятельность народников В январе 1878 г. молодая революционерка народница Вера Ивановна Засулич стреляла в петербургского градоначальника Федора Федоровича Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора, в то время как телесные наказания в тюрьмах уже были запрещены. Засулич тяжело ранила Трепова, была судима и оправдана (. ) судом присяжных.

Реакция властей и общества на деятельность народников Беспомощность власти привела к резкому обострению её отношений с частью русского общества. В конце 1870-х гг. заметно оживилось либеральное движение. На страницах даже самых умеренных изданий появлялись всё более смелые призыва к совершенствованию государственного строя, к продолжению преобразований. О том же говорилось и в целом ряде обращений, которые подавали императору земские либералы. Некоторые земские деятели готовы были даже вступить во взаимодействие с народниками, при условии, что последние прекратят террор. Но в итоге такого соглашения не состоялось.

Реакция властей и общества на деятельность народников В феврале 1880 г., после покушения С. Халтурина, Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Главой Верховной распорядительной комиссии царь назначил талантливого военачальника и незаурядного государственного деятеля, представителя либерального чиновничества генерала М. Т. Лорис-Меликова. Собственно говоря, Лорис-Меликов получил полномочия диктатора – фактического правителя страны.

Читайте также: