Общественно политическое развитие государств европы конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

- активная поддержка городов, которым в большинстве случаев централизованное государство было выгоднее феодальных междоусобиц.

2. Заполните таблицу.

Органы сословного представительства

3. Сделайте вывод о том, почему королям была необходима поддержка сословий.

Короли были заинтересованы в сословном представительстве для того, чтобы противостоять крупной феодальной аристократии. На заседаниях этих органов до всех сословий доводилась королевская политика. Главное, благодаря им король получал деньги на содержание профессиональные армии и другие меры по централизации страны, потому что они одобряли предложенные монархом налоги.

4. Расскажите об особенностях развития стран Восточной Европы. Как на них влияло соседство со Священной Римской империей германской нации?

В Польше, Чехии и Венгрии, также, как и в остальной Западной Европе началась феодальная раздробленность. В восточной Европе её усугубляло также соседство со Священной Римской империи германской нации. Германские феодалы получали земли на востоке от императоров, потому не считали себя обязанными службой местным правителям. Города активно заселялись более квалифицированными немецкими ремесленниками. Германские крестьяне также стремились колонизировать относительно пустые земли восточных соседей. Однако со временем правители этих государств смогли усилиться и стать важными составляющими системы управления империи в целом. При этом большую роль в этих странах продолжали играть феодалы, особенно крупные.

Польша со временем перестала входить в состав империи. Однако она столкнулась с непосредственно экспансией германских крестоносцев (Тевтонского ордена). Одновременно ей приходилось периодически противостоять натиску монголов, также её правители вели борьбу за земли Галицко-Волынской Руси. В этих условиях королевская власть и крупные феодалы (магнаты) объединили свои усилия. В результате раздробленность была преодолена за счёт значительного ослабления королевской власти в пользу представительства магнатов, со временем участия в этом представительстве добилась также шляхта (средние и мелкие феодалы). Также Польша значительно укрепила свои позиции за счёт ряда личных уний с Великим княжеством Литовским. Периодически она заключала унии и с другими соседями, например с Венгрией. В итоге в XV в. Польша стала значительной силой в регионе, но система её управления оставалась сложной.

5. Почему на территории Центральной Европы феодальная раздробленность не была преодолена? Какую политику проводили германские императоры?

Раздробленность в Центральной Европе, то есть в Священной Римской империи германской нации не была преодолена потому, что в этом государстве не было достаточно влиятельных заинтересованных в этом сил. В других странах королевская власть опиралась на часть рыцарства и города. Но германское рыцарство зависело от герцогов и других крупных феодалов, от них чаще всего получало земли и поддерживало их, а не императора. Сильнейшие города объединялись в союзы (самый известный пример – Ганзейский), которые проводили самостоятельную политику. То есть города сами могли отстоять свои интересы и не нуждались для этого в сильной центральной власти.

6. Сравните и охарактеризуйте основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы в период классического Средневековья.

В Европе сложилось три типа государств.

К первому относились Франция и страны Иберийского полуострова. Там была в целом преодолена феодальная раздробленность за счёт увеличения королевского домена, профессионализации королевской армии и поддержки центральной власти со стороны сословий. При этом со временем по мере усиления королевской власти роль сословных представительств постепенно уменьшалась. По тому же пути вплоть до революции XVII в. в целом шла Англия.

В Священной Римской империи германской нации феодальная раздробленность не была преодолена. Вместо этого она делилась на множество различных владений. Крупные феодалы (как светские, так и церковные) создали свои подобия государств, также свои государства были у сильных союзов городов, которые за счёт этого не были заинтересованы в поддержке центральной власти. Между ними находились более мелкие владения в разном правовом статусе, лавировавшие между более крупными соседями и дополнявшие картину лоскутного одеяла, которую представляла из себя империя. В этих условиях император, сама власть которого не была наследственной, напрямую зависел от воли крупнейших феодалов (так называемых курфюрстов, которые его непосредственно избирали), а также косвенно – других крупных группировок, включая союзы городов. Он мог проводить самостоятельную политику только в собственных наследственных землях.

В Восточной Европе сложились относительно сильные государства, в которых удалось преодолеть феодальную раздробленность. Однако это произошло не благодаря усилению королевской власти, а за счёт её компромисса с феодалами. Потому в этих странах центральная власть была серьёзно ограничена представительными органами власти, причём представителями не всех сословий, а именно магнатов и шляхты (обе прослойки составляли феодальное сословие) с разной степенью влияния одних и других в разных государствах.

ПРЕДПОСЫЛКИ
1. Расширение королевских доменов
(завоевания, династические браки,
конфискация земель)
2. Появление многочисленной королевской армии,
оснащенной лучшей военной техникой:
в ХII – Х III веках появляется артиллерия, в 1216 году
францисканский монах Роджер Бэкон открыл секрет
пороха, в середине ХIV века пушки и аркебузы –на
вооружении большинства европейских стран

Справка
Аркебуз́ а ( — гладкоствольное, фитильное
дульнозарядное, один из первоначальных образцов
ручного огнестрельного оружия, появившийся в 1379
году в Германии.

стены феодальных
замков стали уязвимыми
Падает значение
рыцарской конницы
Возрастает роль пехоты из горожан и
На службу стали крестьян
привлекать наемников.
Особенно ценились швейцарцы и германцы.

Завоевание
Англии в 1066
году
Вильгельмом I
К королю перешли земли
англосаксонской знати,
королевский домен охватывал
1/7 часть всех земель страны
Король Франции Людовик VIII (1187 1226 ) после борьбы с альбигойской
ересью присоединяет графство Тулуза
(юг Франции), а Филипп IV Красивый
(1268 – 1314 после разгрома ордена
тамплиеров - их земли
Людовик VIII
Филипп IV Красивый
КАЗНЬ
КАЗНЬАЛЬБИГОЙЦЕВ
ТАМПЛИЕРОВ

Отражение своего дуализма еретики-катары видели в разделении
Ката́ры (альбигойцы)
(греч. –Завет.
чистый)
— Ветхого Завета,
Священного Писания
на Ветхий и Новый
Бога
еретическая
христианская
достигшаясо
расцвета
создателя
материального
мира, онисекта,
отождествляли
злым богом или
в западной
Европе
в XII и заповедями
XIII вв.
с Люцифером. Новый
Завет они
признавали
доброго бога.
Катары полагали, что Бог создал мир не из ничего, что материя вечна и
Основной мировоззрения всех разветвлений этого движения было
мир не будет иметь конца. Что касается людей, то их тела они считали
признание непримиримой противоположности материального мира,
созданием
злого начала. Души же, по их представлениям, не имели
источника зла, – и мира духовного, как сосредоточения блага. Так
единого
источника.
У большей
частивидели
человечества
как и тела,
называемые
дуалистические
катары
причину вдуши,
существовании
были
злаи–злого.
такие Именно
люди незлой
имели
на спасение и
двухпорождением
богов – доброго
бог надежды
создал материальный
были
погибнуть,
когда
весьнебо,
материальный
мир вернется
мир:обречены
землю и все,
что на ней
растет,
солнце и звезды,
а также в
состояние
первозданного
души
некоторых
людей
человеческие
тела. Добрыйхаоса.
же богНо
– это
создатель
духовного
мира,были
в
котором есть
иное, богом
духовное
иные звезды
и солнце.
Другие
сотворены
благим
– небо,
это ангелы,
некогда
соблазненные
катары, называвшиеся
монархическими,
верили в Вединого
доброго
Люцифером
и заключенные
в телесные темницы.
результате
смены
Бога,
мира,
но предполагали,
материальный
создан
ряда
телтворца
(катары
верили
в переселениечто
душ)
они должнымир
попасть
в их
отпавшим
Бога его старшим
сыном –от
Сатаной
Люцифером.
секту
и тамотполучить
освобождение
пленаили
материи.
Для Все
всего
течения сходились
на том,
что враждебностьцелью
двух начал
– материибыло
и
человечества
идеалом
и окончательной
в принципе
духа – не допускает никакого их смешения. Поэтому они отрицали
всеобщее
самоубийство.
Оно
мыслилось
или
самым
телесное воплощение Христа (считая, что тело Его было духовным, лишь
непосредственным
(с осуществлением
этого взгляда
имевшим видимостьобразом
материальности)
и воскресение мертвых
во плоти.мы
встретимся позже), или через прекращение деторождения.

Эпидемия привела к тому, что из-за резкого
уменьшения количества населения зашатались
традиции, ранее казавшиеся незыблемыми,
и феодальныедали свою первую трещину.
Многие цехи, бывшие практически закрытыми,
где ремесло передавалось от отца к сыну,
теперь стали принимать к себе новых людей.
Подобным же способом вынуждено было
пополнять свои ряды духовенство,
значительно поредевшее за время эпидемии, а
также врачебное сословие; за недостатком
мужчин в сферу производства стали

3. Начинается формироваться слой
королевских чиновников, состоящих
на службе у короля
За выполнение
обязанностей
они получали
жалованье и не
были связаны с
феодальной
знатью

5. Создание органов сословного представительства,
обеспечивших поддержку королям
Реконки́ста — длительный процесс отвоевания
пиренейскими христианами— в основном
испанцами и португальцами — земель
на Пиринейском полуострове,
занятых маврскими эмиратами.
Реконкиста началась сразу же после завоевания
большей части Пиренейского полуострова
арабами в первой половине VIII
века. Завершилась реконкиста в 1492 году,
когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I
Кастильская изгнали последнего мавританского
властителя
Фердинандс IIПиренейского
Арагонский полуострова.
Изабелла I Кастильская

Английский парламент учрежден в 1215 году после
противостояния между королем Иоанном
Безземельным и знатью.
1215 год – ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ
ВОЛЬНОСТЕЙ
(документ стр. 174)
Иоанн Безземельный

ВО ФРАНЦИИ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ ПОЯВИЛИСЬ В
1302 ГОДУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПАПА БОНИФАЦИЙ VIII
ОТЛУЧИЛ КОРОЛЯ ФИЛИППА IV ОТ ЦЕРКВИ ЗА ОТКАЗ
ОТМЕНИТь НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА

а когда
такой сословно

ВВспомните,
ЕВРОПЕЙСКИЗ
СТРАНАХ
c ХII по ХIV
представительный
орган сформировался
века ФОРМИРУЕТСЯ
СОСЛОВНО
вПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
России? При каком правителе
это
МОНАРХИЯ.
было?право вводить
Монархи не имели
СОБОР
новые налоги и принимать новые
ПРИМИРЕНИЯ
законы без согласия сословно

– 1 ЗЕМСКИЙ
представительных органов. Палаты
СОБОР В
заседали раздельно и считались
ИСТОРИИ
равноправными, для принятия
РОССИИ
СОБРАЛСЯ В
решений необходимо было
1549 ГОДУ
единодушие всех палат

Священная Римская империя
начинает наступление на польские и
чешские земли. Особенно активно
немецкая колонизация идет при
императоре Фридрихе I Барбароссе:
- феодалы получают земли;
- крестьяне – наследственные
земельные владения;
- ремесленники - льготы.
В Польше, Чехии, Венгрии стало
действовать Магдебургское право:
право горожан на самоуправление,
суд и самостоятельный сбор налогов

1241 – 1242 гг. – нашествие монголов в
Западную Европу
Почему монголам не
удалось завоевать
Центральную Европу?
Действительно война
с русскими
княжествами
настолько ослабила
монголов, что у них
уже не хватило сил
для дальнейших
завоеваний?
(документ стр. 177)

Уникальное шляхетское
1320 год – из-за военной опасностигосударство,
(наступление
на
в котором
польские земли монголов (1259,1287
гг. , тевтонских
короля
выбирал СЕЙМ
– съезд
ШЛЯХТЫ
рыцарей из Прибалтики и конфликта
с Великим
(польских единое
дворян).
княжеством Литовским) было провозглашено
Города и крестьянство
Польское королевство.
на сейме не были
представлены. Король
не мог вводить новые
законы и объявлять
войну. Магнаты имели
войска по численности
превосходящие
королевские. В случае
недовольства королем
они имели право
объявить РАКОШ –
отказ в подчинении.

Польские монархи стремились укрепить свою власть путем
заключений ЛИЧНЫХ УНИЙ (объединение с соседними
государствами на основе жестко оговоренных условий): в ХIV
веке польским королем станет литовский князь ЯГАЙЛО,
женившись на польской королеве Ядвиге.
На территории Великого княжества Литовского, где
большая часть населения исповедовала
православие, будет введено католичество
1410 – ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА: тевтонский орден будет
разгромлен
польско
– литовскими
причем
В 1466
году тевтонский
орден
признает войсками,
себя вассалом
Польши.
значительную
их государство
часть составляли
дружины
русских
Полско
– литовское
станет
одним из
самыхкнязей
крупных в
Европе.

Домашнее задание § 20-21,
подготовка докладов:
1)Чингисхан и возникновение его
державы
2)Китай под властью монголов
3)Возвышение Османской империи
4)Индия под властью Великих
Моголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло образование централизованных государств. Тип урока: урок освоения новых знаний. Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

План-конспект урока по истории 10 класс

Тип: урок освоения новых знаний.
Вид: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Цель урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло образование централизованных государств.

Задачи:
Образовательная: рассмотреть проблему сосуществования власти и церкви в средневековой Европе, генезис феодальной системы, проследить причины и ход Крестовых походов, изучить особенности перехода от феодальной раздробленности к образованию централизованных государств на примере Англии, Франции и Испании.
Воспитательная: побудить стремление к самостоятельному исследованию материала, вызвать заинтересованность в изучаемой теме.

Развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной работы, способности исследовать и обобщать материал, делать выводы, составлять планы и заполнять таблицы. Развитие активного внимания, творческого мышления, способности теоретизировать.

Опорные даты и события:
1095 - 1270 гг. – Крестовые походы
1337 - 1453 гг. – Столетняя война

Терминологический словарь: феодал, вотчина, домен, инквизиция, индульгенция, крестовые походы, генеральные штаты, парламент, кортесы.

На доске: число, тема урока, опорные даты и термины, домашнее задание.

1. Организационный момент
Учитель сообщает цели и структуру урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение новой темы
Слово учителя:

- К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.

Запись в тетради:

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства. Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. К X—XI вв. земли в Западной Европе были поделены между феодалами. Теперь, припомните, кого называли феодалом в эпоху средневековья?

(Ответ учеников: феодал – землевладелец в эпоху феодализма, который имел право наследственного пользования и распоряжения землей, пожалованной ему синьором).

Действительно на земле свободной деревни возникла феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, и которое передавалось по наследству от отца к сыну. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности – работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала.

Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов.

I Вариант: городов и феодалов.
Примерный ответ учащихся должен содержать следующие пункты:
Противостояние городов и феодалов в Западной Европе. (Слайд № 4)
- Активная борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. (Коммунальное движение)
- Выкуп городами привилегий на автономное существование.
-Замена барщины и оброка в пользу феодала денежной рентой
- Появление органов городского самоуправления
- Возникновение самоуправляющихся городов
- Освобождение большинства жителей от личной зависимости.

II Вариант: власти и церкви в средневековой Европе.
Примерный ответ учащихся должен содержать следующие пункты:
Отношения власти и церкви в Западной Европе (Слайд №5):
- Обострение конфликта между светскими и духовными властями
- Церковь претендовала на политическое лидерство
- Противостояние папы Григория VII и Генриха IV (Слайд №6)
- Рост церковных богатств
- Активное вмешательство пап в дела европейских государств
- Крестовые походы
- Инквизиция как форма укрепления авторитета церкви

На выполнение и проверку задания отводится 5-7 минут.

- Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить одновременно средство господства на самом Западе. Крестовые походы имеют общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории.

Запись в тетради:
Крестовые походы (1095-1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман.

Причины крестовых походов.
1. Феодалы надеялись на приобретение земли и богатств в Малой Азии.
2. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости.

3.Стремление католической церкви расширить свое влияние

Рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии.
Обращение византийского императора Алексея I за помощью к западным христианам.
Отпущение грехов всем участникам походов.

- Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии.

Слово учителя: Важнейшим орудием церкви в борьбе с оппозицией была инквизиция.

Запись в тетради:
Инквизиция - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций, получалось, что место в раю можно было купить за деньги.
Индульгенция – грамота об отпущении грехов.

Ответ должен содержать следующие пункты:
- расширение доменов – земельных наделов принадлежавших лично королю.
- эпидемия чумы, сократившая население.
- принятие принципа неотчуждаемости домена.
- рост влияния короля на города и феодалов

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века

На протяжении XIX века социальная структура общества промышленных стран значительно усложнилась. Более богатой и многообразной стала их политическая жизнь. С принятием конституций, созданием парламентов сложилась система конкурирующих политических партий. Борьба за голоса избирателей (даже при oгpaниченном имущественным цензом избирательном праве) была невозможна без оформления политических программ. Обоснование этих программ диктовал ось развитием политических идеологий - систем взглядов на общество и оптимальных путей eгo развития, естeственно, популярность приобретали лишь такие идейно-теоретические воззрения, которые отвечали чаяниям и стремлениям широких слоев и групп населения.

Либерализм XIX века

Если ХУIII век прошел под знаменем идей Просвещения, освобождения людей от рамок и огpаничений сословного строя, то XIX век стал временем преобладания в наиболее развитых промышленных странах ли6еральных идей.

Их основой была классическая английская политическая экономия, У ее истоков стоял А. Смит (172З-1790). Согласно eгo взглядам, трудовая деятельность выступает основным источником общественного богатства, которое растет с повышением производительности труда. Он считал, что свобода конкуренции стимулирует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство, согласно взглядам Смита, не должно вмешиваться в экономическую жизнь.

Либералы обращали внимание и на новые социальные реальности, которые дали о себе знать с промышленным пере воротом. Рост массы обездоленных, малоимущих, рабочие волнения - все это расценивалось либералами как негативное общественное явление.

Английский банкир Д. Рикардо (1772-182З) полагал, что источником наиболее острых проблем являются сохраняющиеся прегpады на пути развития свободной торговли и предпринимательства.

Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшится, если заработная плата рабочих возрастет. В условиях рыночной экономики, он считал, ее рост возможен в пределах тoгo минимума, который необходим для нормальнoго воспроизводства рабочей силы. Егo последователи, сторонники либерализма 1830-x гг. в Англии, не отрицали прав трудящихся на объединение в профсоюзы. Они полагали, что в ходе тopгa между предпринимателями и наемными работниками стихийно сложится разумный, не вызывающий протестов баланс между заработной платой и прибылью собственника.

Более оптимистичные прогнозы высказывал французский мыслитель А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что продолжение революционной традиции позволит в полном объеме реализовать идеал равенства и братства. Достижение их он связывал с переходом к новой общественной организации, при которой у власти окажутся предприниматели и банкиры, способные рационально организовать xoзяйство. Рост общественного богатства, считал Сен-Симон, не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей.

По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами-утопистами, которые критиковали капитализм и мечтали о социальной гaрмонии. Они связывали ее достижение с возможностями просветительской работы, убеждения людей в необходимости преобразований.


Консервативная идеология

Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне, ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности.

Близкие идеи высказывал английский историк Т. Карлейль (1795-1881). Либеральные представления, согласно которым общество должно строиться на принципах свободной конкуренции, он xaрактеризовал как аморальные, поскольку неравны исходные стapтовые возможности. Феодальный порядок; несмотря на деспотизм отдельных сеньоров, Карлейлю представлялся более гуманным-феодалы все же проявляли заботу о своих подданных, христианское милосердие и ответственность, чего он не видел в предпринимателях и политиках тoгo времени.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Другой французский социалист, Л. Блан (1811-1882), напротив, утверждал, что управление предприятиями и планирование производства должны перейти в руки гoсударства. Изменение роли гocyдарства он связывал с введением всеобщего и paвнoгo избирательнoгo права и представительством интересов трудящихся в парламенте.


Марксизм и развитие рабочегo движения

Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности.

Рассматривая каждый способ производства как исторически конечный, рано или поздно огpаничивающий возможности развития производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс недооценили способность капитализма к дальнейшему саморазвитию, сформулировали гипотез- согласно которой капиталистическое общество близко к исчерпанию потенциала cвoeгo поступательного развития. Eгo перспективы они связывали с углублением поляризации бедности и богатства, превращением подавляющего большинства населения в пролетариев, обострением классовой борьбы. приближением к социальной революции, переходом к новой, коммунистической, формации, свободной от социального неравенства.

Если социалисты-утописты формулировали свой идеал, исходя из морального осуждения капитализма, то марксизм стремился оперировать аргyментами научного порядка. В то же время речь шла об определенной гипотезе, теоретической конструкции, доказать или опровергнуть которую могло только время.

Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.

Русские революционеры и Европа

Большую известность в Западной Европе приобрели взгляды М.А. Бакунина (1814-1876) и П.Л. Лаврова (182З-1900). Лавров бежал с царской каторги, участвовал в Парижской коммуне, был сторонником заговора с целью захвата власти, считая, что она не имеет прочной опоры в обществе.

Бакунин, как и многие социалисты-утописты, идеальным считал общество, состоящее из самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций, где армия заменяется всеобщим воорyжением народа. Главной целью революционного движения, полагал он, является ослабление и уничтожение государства, в котором ему виделся источник всех зол.

Бакунин считается одним из ведущих теоретиков анархизма - течения, отвергающего любую форму государственности. Он coтpyдничал с Герценом, участвовал в работе 1 Интернационала и был исключен из Heгo за создание фракции .Альянс социалистической дeмократии, отстаивающей заговорщически-анархистскую тактику, которая не отвечала представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса о задачах организованного рабочего движения.

Вопросы и задания

1. Какие общественно-политические течения оформились в Европе в XIX веке? Заполните таблицу:

Таблица Общественно-политическая мысль в XIX веке

Направления Основные идеи
Консерватизм
Либерализм
Социализм

Сделайте вывод о том, интересы каких социальных слоев выражали эти течения.
2. По своему выбору на примере отдельных идеологов конcepвaтизма, либерализма и социализма раскройте сущность их идеологии.
3. Перечислите международные организации рабочих, созданные К. Марксом и Ф. Энгельсом.
4. Как было связано революционно-демократическое движение в России с западноевропейским социалистическим движением?

Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории онлайн, видеоматериал по истории для 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Занятие познакомит учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг, позволит выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада, определить особенности политического развития.

Описание разработки

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;

- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;

- определить особенности политического развития.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

- формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.

Ход урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.

Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).

Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)

Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)

Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом)

Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.

План.

1. Этапы социально-экономической политики. Лекция.

2. Политические течения и партии

3. Политическое развитие стран мира

1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны.

1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей.

2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.

Конспект урока истории Политическое развитие стран Запада

3. Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.

1) Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.

2) Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.

Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.

Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Либерализм - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности –нации.

В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.

Выделяется три волны демократизации.

1 - начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.

2 - послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.

3 - с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.

Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.

Читайте также: