Общение без слов 1 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

  • Познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте”.
  • Объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом,
  • способным воздействовать на чувства и поведение людей.
  • Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,
  • познавательный интерес к языку.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.
  • информационные технологии, презентация (Приложение 1).
  • наглядные средства: словарь, подготовлены реквизиты для практической части: телефоны, корзинка;
  • раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову “Добрый”, разрезные пословицы о доброте, карточки для этапа рефлексии (рис.1, рис.2, рис. 3).

1. Организационный момент.

Я очень рада, что сегодня буду проводить урок в вашем классе.

2. Мобилизующий этап:

Какие вы красивые, нарядные и мне очень хочется познакомиться с вами. Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю.

Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: "Мне не надо сказок. Сегодня я пойду в гости к детям. Я очень хочу познакомиться с ними и подружиться. Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все имена”.

Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: ВАСЯ, КСЮША, КАТЯ, ИВАН, ОЛЯ, и комментируем).

Как же вас много, и у вас такие красивые имена. Теперь, когда мы знаем, как нас зовут, нам будет легче построить свое общение на уроке.

– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?

– Люди начинают свое общение со знакомства.

3. Актуализация знаний.

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?

– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждог слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово. (Слайд 2)

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Но сама я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать этот огонек из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко , которое светится изнутри). (Слайд 3)


(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Правило 1. (Слайд 4)

Ученик читает стихотворение.

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

3. Совместное открытие знаний, т.е. изучение правил и законов. ( Слайд 5)

– Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко?

– Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает.

– Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.

Урок доброты.
Музыкальная переменка.
Урок общения.
Урок настроения.

– Итак, первый урок доброты.

(Перейти на слайд 7 по гиперссылке, нажав на запись “ Урок доброты”.)

– Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты?

(В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).

– Ребята, прочитайте девиз этой школы – “Добрый человек как солнышко”.

Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово “добрый”?

А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова в словаре, на экране дублируется запись).

  1. Делающий добро другим, отзывчивый.
  2. Такой, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать. Кто будет моим помощником?

Дети собирают пословицы.

“При солнышке тепло, при матушке добро”.

“Худо тому, кто добра не делает никому”.

– А пока ребята собирают пословицы, мы с вами поиграем в игру.

На карточке даны слова. Нам нужно соединить лучиками с солнцем только те слова, которые близки по значению слову “добрый” – слова “друзья”, синонимы.

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”. (Слайд 8)

(На доске появляется солнышко со словами.)

– Какого человека мы можем назвать добрым?

– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

– А теперь мы с вами проверим, какие пословицы составили ваши друзья.

(Дети читают, а ребята проверяют по доске.)

– Чему учат нас пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым.)

– Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

"Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде".

Какие стихи вы знаете о доброте?

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят? (Слайд 9)

Музыкальная переменка. (Слайд 10)

Урок общения. (Слайд 11)

– Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

– Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться.

– На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

– Сегодня на уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.

4. Первичное закрепление. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

1) (Звенит звонок. Учитель берет трубку и разыгрывает сценку). (Слайд 12)

Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.

– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?

– Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.

А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

Мне нужны помощники – 3 человека.

1. Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.

(Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.)

2) Для следующей сценки мне потребуется два человека. (Слайд 13)

(Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям предлагается разыграть данную ситуацию.)

Сценка в автобусе.

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Мальчугану Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.

– Как вы думаете, какое правило для вас приготовило Солнышко? (Слайд 14)

Звенит звонок

Вот опять звенит звонок
Вновь зовет нас на урок.

Урок настроения. (Слайд 15)

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?

– Нам приятнее общаться с веселым гномиком.

– Какими чаще всего бываете вы?

– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают? (Слайд 15)

(Дети поют куплет из песни.)

5. Подведение итогов урока.

– Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?

(Ученики называют правила общения, вежливости). (Слад 16)

– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. (Приложение – рис.1, рис. 2)

– Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. 3)

7. Задание на дом.

В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

привлечь внимание к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке; формирование культуры общения;

обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими выражениями, связанными с поведением на уроке;

развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа;

развитие наблюдательности, умения понимать поведение животных, ориентация на дружеское отношение к ним;

формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия.

1. Организационный момент урока.

2. Постановка проблемы урока.

Учитель молча, жестом показывает, что детям можно сесть.

- Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? (по движению руки, жесту)

- Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок. (улыбается)

- А сейчас, что я хочу вам сказать? (тихо)

- Как вы думаете, может быть можно вообще обходиться на уроке без слов? (ответы детей)

3. Работа по учебнику (Азбука, стр. 18)

- Что обозначает жест ученика у доски? (не знаю ответа)

- А жест учительницы? (не подсказывать)

- Выполняют ли ученики класса это указание? (нет, они с помощью пальцев подсказывают ответ)

- Какие одинаковые жесты имеют разные значения? (Один ученик двумя пальцами показывает ответ, а другой изображает рожки на голове у соседа.)

- Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жесты?

- Что обозначает этот жест? (Хочу ответить.)

- Как вы считаете, каким жестам не место на уроке? (почёсывание головы, изображение рожек, подсказка с помощью пальцев)

Вывод. На уроке общение без слов затруднительно. Жесты – это вспомогательное средство общения, т.к. человек владеет словом, умеет говорить.

4. Работа по учебнику (Азбука, стр. 19)

- Что за ученика сидят за школьными партами?

1) Знакомство с новыми фразеологическими выражениями.

- Что это значит? (невнимателен, дремлет)

- Что это значит? (внимательно слушает)

- Как понять это выражение? (боится ответить, уходит от ответа)

2) Развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения.

- Чтение загадок. Отгадывание.

- Какую из этих загадок изобразил Петрушка? (гриб)

- Попробуйте изобразить остальные загадки без слов, с помощью жестов.

У. Есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движения тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет.

5. Формирование представлений о языке животных. (Азбука, стр. 21)

- Понимаете ли вы язык животных?

- Что обозначают их движения и позы? (Дети делятся своими наблюдениями.)

Выполнение упражнений из ЭП.

Вывод. Животные своим рычанием, мурлыканием по-своему разговаривают, выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.

Высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает.

- Расскажите по картинке историю про тигра и зайцев в парах.

7. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Можно ли на уроке общаться только с помощью жестов?

8. Домашнее задание. Рассказывать историю по картинкам про тигра и зайцев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения: 23.09.14

- привлечение внимания к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке, формирование культуры общения;

- развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа;

- формирование культуры общения и развитие наблюдательности;

Планируемые результаты:

- ученик научится правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-сформированность социальных мотивов--стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим.

(Учитель приветствует учащихся в шляпе, с помощью жестов она показывает им встать, успокоиться и сесть. Учительница пытается разговаривать, но нечего не получается. Потом она снимает шляпу).

- Здравствуйте, ребята. У меня беда, мою любимую, красивую шляпу заколдовала злая колдунья. И вместе шляпой оставила письмо. Сейчас я вам его прочту. (Читает письмо злой колдуньи)

- Ребята, вы поможете мне расколдовать мою любимую шляпу?

- Вот как можно ее расколдовать. Злая колдунья написала, чтобы расколдовать шляпу нужно пройти 3 станции. И на каждый станции вас будет ожидать сложное испытание. Только самые внимательные, умные и послушные ученики смогут выполнить эти задания. Ребята, у вас есть такие качества?

Значит, наше путешествие начинается.

II . Изучение нового материала.

- Ребята, откройте азбуку на стр.18. Посмотрите на иллюстрацию. Кого вы там видите?

- Что означает жест ученика у доски?

- А жест учительницы?

- Выполняют ли ученики её указания?

- А вы бы как себя повели в этой ситуации?

- Какие жесты вы еще увидели?

Можно ли их показывать на уроке?

- Какая из учениц правильно использует жест?

Какой жест она показывает?

- Что мы делаем прежде, чем что-то сказать?

- Как надо правильно сидеть на уроке? Вспомним правила посадки. За партой сидим прямо, ноги вместе, спина опирается на спинку стула, расстояние между партой и вами один кулачок.

- Какие вы молодцы!

- На картинке мы видим учителя и учащихся.

- Жест ученика означает, что он думает или же не знает ответа.

Жест учительницы означает, не шуметь и не подсказывать.

- Ученики не выполняют указания учительницы.

- Вели бы себя хорошо, спокойно.

- Рожки, два пальца.

- Нет, их показывать на уроке запрещается.

- Ученица на первой парте.

- Этот жест показывает, что она готова отвечать.

Показывают правильную посадку.

- Вы хорошо поработали. А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Повторяют за учительницей.

IV . Продолжение изучения нового материала.

- Где находится эта школа?

- Что за ученики сидят за партами?

- Ребята, кто из учеников на уроке в лесной школе ведет себя не правильно?

- А что они делают не правильно?

- А какие звери на этом рисунке ведут себя правильно?

Правильно! А что они делают?

- Ребята, посмотрите, что изображает Петрушка?

Сколько ножек у гриба?

Как это изобразил Петрушка?

- С помощью чего Петрушка пытался изобразить шляпу гриба?

- А сейчас я буду загадывать загадки, а вы их попробуйте отгадайть.

Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это?
(Зайчишка)

Под листвою на опушке
Собирает он грибы,
Чтобы голод к той зверушке
Не пришел по средь зимы. (Ежик)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её.
Ответ (лиса)

Молодцы, ребята. Мы прошли и эту станцию.

- Школа находится в лесу.

- За партами сидят животные.

- Не правильно ведут себя заяц, ворона.

- Заяц хочет сбежать, а ворона спит на уроке.

- Правильно себя ведут медведи и волк. Медведи пишут, а волк внимательно слушает.

- Петрушка изображает гриб.

- У гриба одна ножка.

Встал на одну ногу, другую поджал.

- С помощью рук и шляпы.

- А сейчас я проверю, внимательны ли вы.

Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит!

- Ребята, какие же вы внимательные. Молодцы!

VI .Продолжение изучения нового материала.

- Кто хочет быть репкой, дедушкой, внучкой, жучкой, кошкой, мышкой?

- А пока артисты переодеваются, скажите, кто из вас ходил в театре? Только не кричим, а поднимаем руки.

- Как ведут себя зрители в театре?

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

- Похлопаем нашим артистам, они сегодня играли замечательно.

- А вы бы узнали эту сказку, если бы мы ее не рассказывали, а только показывали с помощью жестов, мимики и поз?

- Видите, что с помощью жестов, мимики и поз можно показать целую сказку

- Ребята, моя шляпа расколдована. Все это благодаря вам. Спасибо ребята, вы чудесный класс.

Желающие поднимают руки.

- Кто ходил в театр, поднимают руку.

Говорят правила поведения в театре.

Некоторые дети участвуют в инсценировке, остальные исполняют роль зрителей.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке?

- А в чем у вас были затруднения?

Высказывают свое мнение

Ученики оценивают себя с помощью соответствующих жестов.

Письмо от злой колдуньи

Я, злая колдунья. Я люблю расстраивать людей. Я заколдовала вашу шляпу и сейчас в этой шляпе невозможно разговаривать. Если вы хотите ее расколдовать, то вам нужно будет пройти 3 станции. На каждой станции вас ждут трудные испытания. Если вы пройдете эти станции, то ваша шляпа станет такой же как и раньше.

Покажи оленя, зайца, медведя, крокодила, кенгуру

Сыпной тиф - болезнь вызывается риккетсиями Провачека, отличается циклическим течением с лихорадкой, тифозным состоянием, своеобразной сыпью, а также поражением нервной и сердечно-сосудистой систем.

Источник инфекции - только больной человек, от которого платяные и головные вши, насосавшись крови, содержащей риккетсии, передают их здоровому человеку

Начальный период клинических проявлений сыпного тифа

Начальный период клинических проявлений считается от момента появления лихорадки до развития сыпи, этот период продолжается 4-5 дней. Начало острое, с повышения температуры в первые 2 дня до своих максимальных цифр, присоединяются общеинтоксикационные симптомы в виде снижения аппетита, гиподинамии, общего недомогания, беспокойство, раздражительность, отказ от еды, и уже на 3-4 день болезни можно обнаружить специфические проявления.

Период разгара сыпного тифа

Период разгара длится 4-10 дней и считается от момента появления сыпи до нормализации температуры.

Лечение сыпного тифа

Лечение заключается в соблюдении постельного режима, полном покое и щадящей диете, также назначается этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия. Этиотропное лечение – препараты тетрациклинового ряда (тетрациклин, метациклин, ауреомицин, хлортетрациклин, террамицин, олететрин, окситетрациклин, морфоциклин, доксициклин). Но даже препараты с одной и той же группы могут оказывать разную степень эффективности, поэтому подход в назначении должен быть дифференцированный. Наиболее часто препаратом выбора является доксициклин, т.к на его фоне снижение температуры наступает уже на 3 сутки, также уменьшается выраженность тифозного статуса.

Наиболее эффективны антибиотики тетрациклиновой группы, которые назначают по 0,3-0,4 г 4 раза в сутки. Можно использовать левомицетин. Антибиотики дают до 2 дня нормальной температуры длительность курса обычно 4-5 дней. Для дезинтоксикации вводят 5 % раствор глюкозы. Применяют оксигенотерапию. При резком возбуждении показаны барбитураты, хлоралгидрат. Большое значение имеют полноценное питание и витаминотерапия. Важную роль играет правильный уход за больным: полный покой, свежий воздух, удобная постель и белье, ежедневный туалет кожи и полости рта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по обучению грамоте на тему: "Общение без слов. Как понять животных?" Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС НОО.

Тема: Общение без слов. Как понять животных?

Цель урока: формировать внимания к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке; формирование культуры общения;

Задачи урока:

-обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими выражениями, связанными с поведением на уроке;

- развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа;

-развитие наблюдательности, умения понимать поведение животных и их намерения по характерным движениям, позам;

-ориентация на чуткое, дружеское отношение к животным;

-формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия.

2. Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Регулятивные: 1.осуществляют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Познавательные: 1.осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют терминами.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Технология: технология системно-деятельностного подхода, технология личностноориентированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

-Давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом уроке?

-В каких случаях жесты помогают в общении?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные (1, 2)

Коммуникативные (1, 2)

III этап.

Формулирование темы урока

Начиная урок, учитель молча, жестом показывает, что детям можно сесть.

— Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? (По движению руки, жесту.)

— Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок. (Учитель улыбается, и учащиеся определяют его настроение.)

— Может быть, вообще можно обходиться на уроке без слов? Как вы думаете?

Формулируют тему и учебную цель урока.

IV этап.

Работа на с. 18. Зачитывание формулировки темы урока, анализ ситуации, изображённой на рисунке.

— Как вы видите, учитель с учениками в классе решили общаться без слов. Что означает жест ученика у доски? (Не знаю ответа.) А жест учительницы? (Не подсказывать.) Выполняют ли ученики класса это указание учительницы? (Нет. Они с помощью пальцев подсказывают ответ: два, три.)

— Какие одинаковые жесты имеют разное значение? (Один ученик двумя пальцами подсказывает ответ к задаче, а другой изображает рожки на голове соседа.)

Формулирование правил культуры общения.

— Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жест? (Ученица на первой парте, которая поднимает руку, что означает “Я готова к ответу”.) Каким жестам не место на уроке? (Почёсывание головы, изображение рожек, подсказки с помощью пальцев и т.п.)

Подведение к выводу: на уроке общение без слов затруднительно. Жесты — это вспомогательное средство общения, так как человек владеет словом, умеет говорить.

Отвечают на вопросы учителя.

V этап.

Первичное закрепление изученного материала.

Рассматривание рисунка “Лесная школа” на с. 19.

— Что за ученики сидят за школьными партами? Кто ведёт урок?

Знакомство с новыми фразеологическими выражениями.

Значение фразеологических выражений “навострил уши”, “клюёт носом”, “прячется в кусты” представлено в наглядно-образной форме и раскрывается через анализ поведения зверюшек и птицы: волка, зайца, вороны. Разъясняется смысл этих выражений применительно к поведению людей: внимательно слушает; невнимателен, дремлет; боится ответить, уходит от ответа.

Для ответа на вопрос “Какую из этих загадок изобразил Петрушка?” проводится сравнение рисунка гриба на доске и позы Петрушки.

— Сравните, сколько ножек у гриба. Как это изобразил Петрушка? (Встал на одну ногу, другую поджал.) Как называется верхняя часть гриба? (Шляпка.) С помощью чего попытался изобразить шляпку гриба Петрушка? (С помощью рук, приставив их к своей шапочке.)

Затем решается учебная задача по представлению содержания загадок таким способом (без слов) самими детьми.

— Как можно изобразить рога у оленя? С помощью чего?

Что значит “вперевалку бредёт”? Как это показать?

Учащиеся обобщают новые знания о средствах общения (слове, жесте, мимике). Есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет.

Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

— Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.)

Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый, трусливый, боязливый).

— Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают их движения и позы?

Работа на с. 21. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках.

Отвечая на вопрос “Азбуки”, учащиеся объясняют, что животные своим рычанием, мурлыканием по-своему разговаривают, выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.

Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского “Ёж и заяц”. Развитие умения передавать диалог в лицах.

— Есть такое слово “съёжился”, которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за столом, согнув спину.)

Сочинение с элементами описания на тему “Как ёжик спасается от врагов” на основе рисуночного письма.

Учитель на доске, а дети в альбомах, тетрадях рисуют защитную позу ёжика (колючий шарик), сопровождая рисунок “наговариванием” вслед за учителем и по его наводящим вопросам, отбирают необходимые слова:

— Когда ёжик, спасаясь от врагов, сворачивается . в клубочек? комочек? шарик? прячет . лицо? мордочку? себе . под животик? брюшко?, а кверху выставляет . колючки? иголки? шипы?

После завершения рисунка дети повторяют целиком текст своего сочинения.

Работа с интерактивной доской

VI этап.

Итог урока. Рефлексивная деятельность.

-Какую тему мы сегодня с Вами прошли?

-Как называется вид искусства где жестами и мимиков создают целые представления без слов?

Читайте также: