Образование речи посполитой план конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Запись домашнего задания параграф 12 учить, ответить на вопросы к параграфу. Начать заполнение таблицы. (Разделы Польши).

Слово учителя.

Ответы детей.

(Восстановление разрушенной экономики страны, восстановление авторитета в Европе, демонстрация силы, воссоздание армии).

Слово учителя.

Началось сближение России и Пруссии. В апреле 1764 года был подписан союзный договор между государствами, он оказался долгосрочным. Россия нуждалась в мире на своих западных границах (Турецкий вопрос еще не был решен). Поэтому стремилась создать систему безопасности в Европе.

  • Какие же задачи встали перед Пруссией в этот период?

Слайд 3.

Рассмотрите карту Европы середины 17 века.

  • Что вы можете сказать о Бранденбургско-Прусском государстве?

Ответы детей, работа с картой

(Два варианта карты: относительно Европы, увеличенный вариант Бранденбургско-Прусское государство.)

  • Какой вывод о дальнейшей политике Фридриха 2 можно сделать? Какая задача до сих пор не решена королями в Пруссии?

Ответы детей.

Главная задача - объединить две части страны Бранденбургское курфюршество и Прусское герцогство.

Слово учителя.

А ведь от объединения двух частей государства единой границей многое зависит.

Блиц опрос:

Слово учителя.

Значит, можно сказать, что перед Фридрихом 2 стоит задача дальнейшей экспансии на славянские и балтийские земли.

Пруссия начинает собирательную политику немецких земель.

Слово учителя.

Запись в тетрадь:

Причины интереса Фридриха II к разделу: желание отторгнуть Польскую Пруссию; объединить Бранденбург с Пруссией; защитить Пруссию от агрессии со стороны России.

Раб. с учебником:

Откройте учебник стр. 66. **Как аргументирует свой интерес Фридрих 2? (зачитываем)

Слово учителя.

Фридрих был убежден, что в сложившихся условиях Балтийское побережье лучше присоединить не военной силой, а по частям путем переговоров, прежде всего с Россией как самой заинтересованной в этом деле стороной.

Запись в тетрадь.

Причина интереса России к разделу: В состав Речи Посполитой входил большой комплекс земель, до татаро-монгольского ига входивший в состав Киевской Руси (Украина и Белоруссия).

Слово учителя.

Россия делала неоднократные попытки вернуть эти земли:

  1. Алексей Михайлович 1630(получилось вернуть Смоленск)
  2. Присоединили Левобережную Украину при Богдане Хмельницком.

Однако Польша была хорошим буферным государством между Россией и Европой. Ведь со времён Петра 1 все короли Р.П. были ставленниками России. Поэтому Екатерина долго противилась разделу.

Работа с документами:

- Почему Россия пошла на раздел? Читаем выдержку из книги Сергея Михайловича Соловьёва №1

- Что говорит Соловьёв?
(Пруссия и Австрия старались принудить Россию к разделу)

Чит. №2 переписка Фридриха с послами.

- Какой вывод можно сделать из этой переписки?

Слово учителя:

Фридрих 2 рассчитывал использовать такую ситуацию, когда Екатерина II будет сильно нуждаться в прусской помощи, чтобы добиться ее согласия на раздел РП. Что и произошло.

Чит. №3 . Как удалось принудить Россию к разделу?

Слово учителя.

Соседи Польши подписали секретное соглашение о неизменности законов РП. Этот союз стал известен как союз 3-х чёрных орлов.

Чит.№4 О чём договорились страны-участницы раздела?

Запись в тетрадь.

1772 г. первый раздел Польши, объединение разделённых территорий государства Бранденбурга и Пруссии.

Слайд 4. Что же получили страны в результате раздела? Внимательно смотрите на карту. Что Вы можете сказать?

Ответы детей.

Слово учителя.

В чём ценность информации, которую несёт данное произведение?

Объективно ли это изображение?

Какова позиция автора?

Подведение итогов урока.

Можно ли сказать, что после первого раздела Польши в Европе появилось новое государство Восточная Пруссия?
Как к этому событию должны были отнестись страны Европы?

Раздаточный материал к уроку.

№ 1

Польская проблема как одна из основных во внешней политике России досталась вступившей в 1762 году на престол Екатерине II от ее предшественников. Уже почти два столетия внешнеполитические устремления русского правительства были так или иначе связаны с Польшей. Россия была заинтересована в слабой и послушной Польше, надеясь в будущем на возвращение под русский скипетр польских земель, некогда входивших в состав Киевской Руси. Кризисное состояние польской государственности (выборный, почти лишенный реальной власти король и плохо управляемый сейм, где рядовой шляхтич мог наложить вето на любое решение) способствовало достижению этих целей, и уже со времен Петра I Россия фактически диктовала свою волю некогда грозному противнику. В 1763 году, опираясь на силу русской армии и поддержку Пруссии, Екатерина добилась избрания на польский престол своего ставленника Станислава Понятовского. С его помощью русское правительство рассчитывало наконец обеспечить права православных в Польше (их называли диссидентами). Но не тут-то было: сейм и слышать не желал о каких-либо уступках православным. Правда, в Польше существовала партия влиятельных магнатов Чарторыских, стремившихся ограничить власть сеймов и установить наследственную монархию.

Чарторыские обещали России помощь в отношении диссидентов, если та, в свою очередь, поддержит их планы. Но последнее означало вступить в конфликт с Пруссией, не желавшей укрепления польского государства. В 1768 году положение еще более обострилось: против России выступила так называемая Барская конфедерация польских магнатов, недовольная политикой Станислава Понятовского, который намеревался, в частности, уравнять в правах католическое и православное население Речи Посполитой. В ответ на действия конфедератов в Польше вспыхнуло восстание православных крестьян — гайдамаков. Россия обладала достаточной силой, чтобы покорить Польшу, но этого не допустили бы Австрия и Пруссия, договорившиеся совместно поддерживать существовавший там строй. Так возник новый союз, приведший в конечном счете к разделу Польши. Против Барской конфедерации были посланы войска под командованием А.В. Суворова, действовавшего как всегда смело и энергично. Однако чрезмерная решимость России стала беспокоить теперь и другие европейские страны (в частности, Францию), которые, чтобы отвлечь внимание русского правительства от Европы, спровоцировали в 1768 году русско-турецкую войну. В целом успешная для России, она уже в начале 1770-х стала тяжелейшим бременем для страны и правительство решило искать пути к миру. Но Турция, активно поддерживаемая Австрией, не желала идти ни на какие соглашения. Отказаться от содействия Турции Австрию побудило лишь согласие России на раздел Польши, инициатива которого исходила от Пруссии. Соглашение о разделе было подписано тремя странами 25 июля 1772 года.

№2

5 февраля 1772 года Фридрих II дал знать Сольмсу о разговоре своем с австрийским послом в Берлине бароном фон Свитеном.

Фон Свитен: "Для предотвращения всех недоразумений хорошо было бы объясниться насчет претензий относительно Польши, насчет раздела, который намереваются сделать". Король: "Это трудно, потому что еще нет решеного; впрочем, дело возможное". Ф. Свитен: "По крайней мере можно дать письменное удостоверение, что доли трех государств будут совершенно равные". Король: "Дело возможное; думаю, что и Россия от этого не откажется". Ф. Свитен: "Нельзя ли нам поменяться: Австрия уступит в. в-ству свою долю Польши, а вы возвратите ей графство Глац?" Король: "У меня подагра только в ногах; а такие предложения можно было бы мне делать, если бы подагра была у меня в голове; дело идет о Польше, а не о моих владениях; притом я держусь трактатов и удостоверений, сделанных мне императором, что он не думает более о Силезии". Ф. Свитен: "Но Карпатские горы отделяют Венгрию от Польши, и все приобретения, какие мы можем сделать за горами, нам невыгодны". Король: "Альпы отделяют вас от Италии, однако вы вовсе не равнодушны к обладанию Миланом и Мантуею". Ф. Свитен: "Нам было бы гораздо выгоднее приобрести от турок Белград и Сербию". Король: "Мне очень приятно слышать, что австрийцы не подверглись еще обряду обрезания, в чем их обвиняют, и что они хотят получить свою долю от своих приятелей турок". Ф. Свитен: "Но что ваше величество думает об этой идее?" Король: "Я не думаю, чтобы было невозможно осуществить ее". Ф. Свитен: "Я отпишу об этом к своему Двору, который будет очень рад".

Но 22 февраля Фридрих дал знать Сольмсу, что в Вене переменили намерение: отказываются от Сербии и хотят взять свою долю из Польши.

№ 3.

В 1772 году (по юлианскому календарю 25 июля) Первый раздел Польши - Россия согласилась на частичный раздел польской территории, предложенный Фридрихом II (Пруссия). Пруссия получила Поморье и часть Великой Польши, Австрия - Галицию, к России была присоединена часть белорусских и украинских земель, т. е. правый берег Западной Двины и Восточная Белоруссия (Полоцк, Витебск, Могилев). Непосредственным результатом раздела Польши явился отказ Австрии ратифицировать соглашение с Турцией об оборонительном антироссийском союзе. Турция, лишенная поддержки Австрии, была вынуждена заключить с Россией перемирие. Барская конфедерация уничтожена.

В 1773 году Сейм Польши утвердил итоги первого раздела ее территории.

№ 4.

После раздела Польша должна была принять от России, Австрии и Пруссии следующие условия, на которых она могла сохранить свое политическое бытие:

1) она должна была навсегда удержать избирательную форму правления;

2) только природный поляк (Пяст) мог быть королем;

3) Польша сохраняла все свое прежнее республиканское устройство;

4) законодательная власть оставалась у сейма, состоявшего из короля, сената и рыцарства;

5) исполнительная была у вновь учрежденного Постоянного совета, состоявшего из короля, 18 сенаторов и 18 послов сеймовых. Этот Постоянный совет делился на пять комиссий:

  1. иностранных сношений,
  2. полиции,
  3. военную,
  4. юстиции,
  5. финансовую.

Католическая партия, поддерживаемая Австриею, настояла, чтобы шляхта греческого неуниатского закона и диссиденты не могли быть ни в сенате, ни в Постоянном совете; на сеймах из них не могло быть более трех послов.

Русские уступили, потому что масса православного народонаселения принадлежала к низшим сословиям - значительной шляхты было очень мало.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема учебного проекта

Образование Речи Посполитой

История Беларуси

Тип урока – изучение нового материала с использованием ИКТ и технологии проектного обучения. Данные технологии способствуют формированию критического и творческого мышления учащихся, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Форма проведения – круглый стол.

Цель урока : в ходе урока учащиеся будут

знать: что такое Речь Посполитая, причины и условия заключения Люблинской унии, основные органы государственной власти;

уметь: презентовать продукт своего труда, работать сообща, обмениваться информацией, делать выводы, выполнять творческие задания.

Дать учащимся конкретное представление о предпосылках и причинах образования Речи Посполитой.

Развивать умение выступать перед аудиторией, анализировать изученный материал, характеризовать исторические события, представлять и защищать продукт своего труда (презентацию).

Пробуждать у учащихся интерес к изучению истории Беларуси, через активную гражданскую позицию; содействовать воспитанию политической культуры учащихся.

Обеспечение урока : компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, оценочные листы.

Тип урока : изучение нового материала с использованием ИКТ и проектного обучения

1.Организационный момент

Учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок, хотелось бы начать со следующего видео.

- Как вы думаете, как данное видео связана с темой нашего урока.

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Что бы легче было ответить на данный вопрос, обратите внимание на следующий слайд, на нём картинки размещены в три ряда, каждый ряд соответствует тем вопросом, которые мы должны осветить.

Деятельность учащихся: слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь.

2.Целепологание

Учитель

Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете?

А что бы Вы хотели узнать сегодня?

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы узнать:

- причины и условия образования РП;

- основные органы государственной власти в РП;

- права и обязанности короля РП;

- что такое политика полонизации.

Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, рассуждают.

3. Основной этап

Учитель

Ответить на все эти вопросы сможем в ходе защиты учебного проекта.

Сегодня за круглым столом у нас присутствуют:

- аналитики (работают над проблемным вопросом и собирают факты, подтверждающие, что Речь Посполитая не монархия; делают выводы).

Каждый из членов группы изучил данную тему и более глубоко разбирал, определённый вопрос по своему направлению.

В ходе работы все могут задавать вопросы или же что-то уточнять друг у друга.

На столах у вас лежат оценочные листы, в ходе урока вы должны будите выставлять отметки, по определённым критериям, а в конце урока, мы подведём итоги вашей работы и выставим итоговые отметки.

Деятельность учащихся: слушают учителя.

Учитель

Слово предоставляется творческой группе.

Защита проекта (презентации) творческой группой

Эксперты

Знакомство с творческой группой учащихся (представление).

Результаты анкетирования, проведённых среди учащихся и их родителей:

- Знаете ли вы, что такое Речь Посполитая?

- Известно ли вам, какое событие произошло в 1569 г.?

- По форме государственного устройства Речь Посполитая - это?

1 группа экспертов

Официальное название государства — Королевство Польское и Великое княжество Литовское.

Местными жителями государство обычно называлось просто Речь Посполитая, иностранцами — Польша. Собственно Королевство Польское местные жители называли Короной, а Великое княжество Литовское — Литвой и иногда Великим княжеством.

5.Предпосылки объединения ВКЛ и Польши

6. Причины образования РП

Главная причина заключения Люблинской унии – тяжёлое внешнеполитическое положение ВКЛ в Ливонской войне. Вторая весомая причина – противоречия внутри господствующего сословия ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта хотела получить те же шляхетские вольности и такое же определяющее влияние на управление государством, какие имела польская шляхта. К тому же западный сосед и сам стремился к унии. На то были веские причины как экономического, так и политического и религиозного порядка.

7. Сигизмунд II Август

Сигизму́нд II А́вгуст — великий князь литовский с 18 октября 1529 года, король польский с 20 февраля 1530. До 1548 года правил совместно со своим отцом Сигизмундом I. В его правление, в 1569 году, была принята Люблинская уния, по которой Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединялись в конфедеративное государство — Речь Посполитую, правителем которой с титулом короля польского и великого князя литовского и стал Сигизмунд Август. Был последним представителем династии Ягеллонов на троне Великого княжества Литовского и Королевства Польского.

7. Люблинский сейм

10 января 1569 г. польский король Сигизмунд Август созвал в Люблине общий польско-литовский сейм. Начало его работы имело крайне острый характер заседаний, вызванный различным видением государственного устройства будущего объединённого государства. Литовские магнаты добивались создания федеративного государства, так как федерация предусматривает создание общих верховных органов власти при сохранении большинства собственных государственных учреждений и законов.

Инкорпорация (включение, присоединение).

8. Николай Радзивилл Рыжий

Сын великого гетмана литовского Юрия Радзивилла Геркулеса и брат королевы польской Барбары Радзивилл. Двоюродный брат великого канцлера литовского Николая Радзивилла Чёрного. Для того, чтобы не путать тёзок, двоюродные братья и получили прозвища Рыжий и Чёрный.

Н.Р. Рыжий предложил заключить военный союз с Польшей, чтобы проводить собственную внешнюю политику.

ВложениеРазмер
vneshnyaya_politika_ekateriny_vtoroy.zip 340.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме. Внешняя политика Екатерины II.

Цель урока: углубить знания учащихся об основных целях, направлениях внешней политики России в эпоху Екатерины II, её итогах;

-выявить причины участия России в разделах Речи Посполитой, борьбе против французской революции;

-способствовать развитию аналитических, коммуникативных, интеллектуальных умений учащихся в процессе участия в дискуссии и представлении своих творческих работ (презентаций) перед одноклассниками;

- продолжить воспитывать чувство патриотизма на примере доблести и мужества казаков.

Исторические личности: Екатерина II, П.А. Румянцев, А.Г.Орлов, Г.А.Спиридов.

Внутрипредметные связи: 1789 г. – Велика французская революция.

Тип урока: комбинированный.

I. Фаза урока ВЫЗОВ

  1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (проверка домашнего задания).

Ответить на вопросы:

-в чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?

- с какой целью было создано Вольное экономическое общество?

-чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально- крепостнической системы?

-расскажите о успехах мануфактурного производства.

-с чем связаны финансовые проблемы России во второй половине XVIIIвека?

-дать определение понятиям: капитал, мануфактура, самоуправление, секуляризация, монополия, каторга.

( Вариант примерного плана)

1.Основные направления внешней политика.

3. Русско- турецкая война 1787-1791гг.

4.Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века.

Что, на ваш взгляд, способствовало грандиозным успехам внешнеполитической деятельности Екатерины II?

Какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые солдаты?

  1. Политическая обстановка в Европе во второй половине XVIII века.

Основные направления внешней политики:

- ослабление военной мощи Турции и Крыма.

-возвращение в состав России украинских и белорусских земель.

- Сохранение обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

- создание первой антифранцузской коалиции.

2. Русско-турецкие войны XVIII века.

Основные задачи внешней политики России на юге:

Борьба за выход к южным морям.

Укрепление южных границ.

Завоевание и хозяйственное освоение богатых южных земель.

I. 1768—1774 гг. – 1-я русско-турецкая война.

Основные события: c 1769 г.военные действия велись на территории Молдавии, Валахии и на Азовском побережье.

1770 г. русские войска под командованием П. Румянцева одержали победу при реках Ларга и Кагул, русский флот уничтожил турецкую эскадру в Чесменской бухте, блокировав турецкий флот в Чёрном море.

1771 г. русские войска заняли Крым.

Турцию поддержали Австрия, Англия, Франция, Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

1772 г. мирные переговоры между Россией и Турцией. Турция отказалась предоставить независимость Крыму, военные действия возобновились.

1774 г. русские войска перешли Дунай, победа у деревни Козлуджа (Суворов) открыла основным силам путь на Стамбул. Турки пошли на подписание мирного договора.

10 июля 1774 г.Кючук – Кайнарджийский мир.

1.Россия получала выход к Чёрному морю, к ней отходила Новороссия, Еникале, Кинбурн, Керчь, Кубань, Кабарда.

2. Россия получила право иметь флот в Чёрном море и право прохода кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы.

3. Крымское ханство становилось независимым от Турции.

4. Турция выплачивала контрибуцию в 4 млн. рублей.

5.Россия получила право выступать в качестве защитника христианских народов Османской империи.

1783 г. Указ Екатерины II о включении Крыма в состав России Георгиевский трактат, устанавливающий протекторат России над Восточной Грузией.

II. 1787–1791 гг. – 2-я русско-турецкая война

Повод – занятие русскими войсками Крыма и вхождение его в состав России, а также Георгиевский трактат.

1.1787 г. военные действия открылись нападением турецких войск на Кинбурн, где они были разбиты русскими войсками под командованием А.В. Суворова.

2.1788 г. победа русского Черноморского флота на Днепровском лимане и у острова Фиодониси; русские войска под руководством Г. Потёмкина заняли Очаков.

3. 1789 г. победы русских и австрийских войск под командованием Суворова при Фокшанах и у реки Рымник.

4. 1790 г. взятие Измаила.

5. 1791 г. -уничтожение турецкого флота у мыса Калиакрия.

Итоги войны: подписание Ясского мирного договора:

1.Крым признан за Россией.

2.К России отошла территория между реками Буг и Днестр.

3.Турция признала покровительство России над Восточной Грузией.

По итогам рассмотрения данного вопроса учащиеся делают выводы о результатах внешней политики России на южном направлении.

3. Русская военная школа XVIII века

4. Изменение карты России и её внешнеполитического положения к концу XVIII века

Разделы Речи Посполитой:

Фридрих II требовал раздела Речи Посполитой. Екатерина II была заинтересована в сохранении единого Польского государства, но в сфере влияния России. Современные польские учёные тоже пришли к выводу, что в разделах Польши повинна Пруссия. Разделы Речи Посполитой являются составной частью не только польской, но и всей европейской политики.

1772 г. - первый раздел Речи Посполитой ( Пруссия, Австрия и Россия).

Великая французская революция ускорила разделы Польши. Вместе с Англией и Австрией Россия стала решающей силой в противодействии революционной Франции. Был разработан план интервенции. В борьбе против Франции согласилась участвовать Пруссия при условии очередного раздела Польши. Польский вопрос оказался напрямую связан с общеевропейской политикой.

В 1793 г. – второй раздел между Пруссией и Россией.

В 1794 году в Польше вспыхнуло мощное народное восстание во главе с Тадеушем Костюшко, в котором принимали участие аристократия, шляхта, население городов и крестьянство. Его цель состояла в воссоздании единого и сильного Польского государства. Низы польского общества выступили с антифеодальных позиций, против крепостного права, что сразу же внесло раскол в ряды восставших. Екатерина II рассматривала события в Польше как часть общеевропейской смуты, в Польшу были введены войска во главе с А.В. Суворовым. Восстание было подавлено, Костюшко взят в плен и заключён в Петропавловскую крепость.

В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия произвели третий раздел Польш и,

Польша перестала существовать как государство. Австрия и Пруссия поделили польские земли с Краковом и Варшавой. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Курляндия и часть Волыни. Земли, которые когда-то принадлежали Руси, воссоединились в составе Российской империи.

- Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель? Своё мнение обоснуйте.

-Какой из разделов Польши вы считаете наиболее трагичным и почему?

-Как вы оцениваете позицию Российской империи в событиях, связанных с разделами Польши?

3.Рефлексия содержания учебного материала:

Подчеркнуть слово, которое выпадает из смыслового ряда:

А) Османская империя, Черное море, П.А.Румянцев , р.Дон

Б) А.Г.Орлов, Г.А.Суворов, А.В.Суворов , П.С.Нахимов

В) Очаков, Измаил, Анапа, Кабарда

Какие результаты внешней политики Екатерины II вы считаете главными и почему?



История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

Вспомните

2. Приведите примеры государственных уний в Западной Европе, заключенных в Средние века.

1. Предпосылки объединения Польши и Великого Княжества Литовского.

Сближение двух стран началось с конца XIV в., когда в результате Крев-ской унии 1385 г. великий князь литовский Ягайло стал королем Польши.


Создалось положение, когда один монарх правил и Княжеством, и Польшей. Персональную унию осуществляли представители династии Ягеллопов: Казимир Ягеллончик, Александр Казимирович, Сигизмунд I Старый, Си-гизмунд 11 Август. К тому же неоднократно заключались новые унии, например Виленско-Радомская в 1401 г., Городельская в 1413 г. Они подтверждали условия династического союза и содействовали сближению двух стран.

К середине XVI в. проявилось подобие государственного строя Великого Княжества Литовского и Польского королевства. В обеих странах господствовала шляхта. Она регулярно собиралась на поветовые сеймики, выбирала своих представителей на вальные сеймы. Высшими органами государственной власти после монарха в ВКЛ были паны-рада (Рада), а в Польше — Сенат. Они имели одинаковые функции, предусматривавшие выборы монарха, защиту государства, заключение международных соглашений, издание законов, рассмотрение судебных дел.

В международных делах страны стремились проводить общую политику, помогать друг другу. Самым показательным примером совместных действий стала Великая война 1409—1411 гг., которую ВКЛ и Польша вели против Тевтонского ордена. Наиболее известным событием войны была битва под Грюнвальдом.


Не следует забывать, что с конца XIV в. в обеих странах сложилась единая администрация католической церкви. Например, Виленское и Жемайт-ское епископства подчинялись архиепископу гнезненскому, который имел титул примаса. Примас — это руководитель церкви в католической стране. Понятно, что католическая церковь рассчитывала посредством государственной унии расширить свое влияние на белорусские, украинские и даже русские земли.

2. Причины образования Речи Посполитой. Плавной причиной Люблинской унии стало тяжелое внешнеполитическое положение Великого Княжества Литовского в Ливонской войне. Польское королевство соглашалось оказать военную помощь только при условии подписания государственной унии.

Идею объединения с Польшей поддержала многочисленная шляхта ВКЛ. Она стремилась иметь равные политические права с магнатами, принимать активное участие в управлении страной. В отличие от Польского королевства, где шляхта имела шляхетские вольности, политику Великого Княжества Литовского определяли представители магнатских родов. Например, в 1530-е гг. страной управляли три человека: виленский воевода Альбрехт Гаштольд, ви-ленский каштелян Юрий Радзивилл, жемайтский староста Ян Радзивилл. Магнаты контролировали деятельность панов-рады ВКЛ, вальных сеймов и даже влияли на постановления поветовых шляхетских сеймиков.

Историческая справка

Шляхетские вольности предусматривали равенство шляхты перед законом, право избирать монарха, право шляхты на открытый протест, право избирать депутатов на сейм, неприкосновенность личности шляхтича и его имения.

Сам король был обеспокоен фактом угасания династии Ягеллонов, поскольку не имел детей. Он понимал, что после его смерти Княжество может разорвать династическую унию и избрать себе монарха, отдельного от Польши.

Историческая личность

СИГИЗМУНД II АВГУСТ (1520-1572) - великий князь литовский и король польский. Был избран на трон при жизни отца Сигизмунда I в 1529 г. Имел три брака. Первая жена Елизавета Габсбург умерла. Второй была Барбара Радзивилл, против которой выступили мать князя Бона Сфорца и значительная часть польских магнатов. Третий брак был заключен с Екатериной Габсбург.


3. Люблинский сейм. Общий сейм сенаторов Польши и послов ВКЛ начал свою работу 10 января 1569 г. в Люблине. Сначала делегации обеих стран заседали отдельно. Сразу определились два противоположных подхода. Первый из них предусматривал инкорпорацию (включение, присоединение) ВКЛ в состав Польши. Его реализации добивалась польская сторона. Второй подход был предложен делегацией Княжества во главе с канцлером Николаем Радзиви. иом Рыжим. Она выступала за заключение военного союза с Польшей (Короной), чтобы проводить совместную внешнюю политику.


Историческая личность

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ РЫЖИЙ (1512-1584) принадлежал к биржанско-дубинковской линии рода Радзи-виллов. Получил домашнее образование. Известен как государственный и военный деятель. Его сестра Барбара Радзивилл была второй женой великого князя Сигизмунда II Августа. Исповедовал кальвинизм и возглавлял протестантов в Княжестве.

Польская сторона обратилась к Сигизмунду II Августу с требованием, чтобы делегации проводили заседания сейма вместе. Тот приказал послам ВКЛ явиться для совместной с поляками работы и согласиться на предложения Короны. Это было нарушением обещаний, которые великий князь давал им ранее. В знак протеста послы Княжества 1 марта 1569 г. уехали домой.

Дальнейшее развитие отношений между Короной и ВКЛ свидетельствовало об определенном отходе от условий Люблинского акта. Великое Княжество сохранило за собой свое название, государственный аппарат управления, собственное войско, законодательство, судебную систему, денежную единицу. Сейм принимал отдельные законы для Короны и для ВКЛ. Большинство белорусских историков считают, что Речь Посполитая представляла собой федерацию.

Очевидно, что Люблинская уния была компромиссом феодалов обеих стран. Усилилось политическое, экономическое и культурное сближение шляхты. Его результатом стало шляхетское многонациональное государство, в составе которого ВКЛ находилось до конца XVIII в.

Каким видели в Великом Княжестве Литовском союз с Польским королевством?

Вопросы и задания

Условия Люблинской унии

Общие для Короны и ВКЛ

Отдельные для Короны и ВО

  • РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.

Читайте также: