Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок 4 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Познавательные умения: определять способы словообразования с помощью

суффикса и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при

выполнении учебного задания, выделять суффикс в словах, знание семантики ряда

морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат.

Образовывать новые слова, используя суффиксальный способ словообразования. Писать орфограммы в новых словарных словах. Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки результат деятельности.

Коммуникативные умения: действовать по правилам сотрудничества,

принимая во внимание позиции партнёров; формулировать понятные высказывания,

используя термины, в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Каждый день, всегда, везде

На уроке и в труде

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний

-Давайте с вами повторим, “Вспоминай, быстро хором отвечай !”.

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Часть слова без окончания это… (основа), что такое основа?

- Окончание изменяет….(форму слова), что такое окончание?

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

- Откройте тетради, запишите число после образцов, образцы пропишете дома

- Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте, в строчку.

Апельсин, бетон, гардероб, гостиница, женщина, здание, здоровье, корабль, фонарь, халат, хоккей, чувство.

- Поставьте ударение в словах и подчертите орфограмму.

- Давайте проверим, ваши диктанты, поменяйтесь с соседом тетрадкой

- На доске весит плакат с правильными словами, проверти, так ли у вашего соседа, если нет, исправьте и поставьте рядом минус.

- Поставьте оценку 5 если нет ни одной ошибки, 4 если 2-3 ошибки, 3 если 3-4 ошибки, 2 если более 4 ошибок.

3 Самоопределение к деятельности.

После корня он стоит

Если я его сменю

Другое слово получу.

- Правильно, ребята тема сегодняшнего урока образование новых слов с помощью суффиксов . Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

- Ребята давайте, вспомним, что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

- Откройте учебники на странице 100, найдите упражнение 165

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Читайте задание внимательно. Запишите в тетради слова, которые у вас получились и выделите в словах суффиксы.

Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов -енье- , -енок- , -ик. Выделите суффиксы.

- Назовите, существительные, которые вы нашли?

- Утенок, тигренок, домик.

- С помощью этих суффиксов, какие получились слова (ласковые)

Уменьшительно-ласкательные значения слов образуются с помощью суффиксов - енье, -енок, -ик.

Обратите внимание на доску, придумайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.Работа по теме урока

- Найдите упражнение 166

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Запишите предложения в тетрадь, кто выйдет к доске и запишет?

Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. Выделите суффиксы.

1. Глазищами-ножищами (суф.- ищ., ножище, волчище)

2. Глазки-ножки(суф.-к, рожки, сапожки)

3. Хвостик- хвостище(суф.- ик.,ище, ключик, замочек)

Обратите внимание на последнее предложение.

У кого больше хвост?

Как вы это поняли? ( Хвостик- хвостище )

Увеличительные оттенки существительных также обозначаются при помощи суффиксов, посмотрите на доску (домик-дом-домище), приведите свои примеры

-Давайте, с вами немного отдохнем

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!

- Найдите упражнение 167

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Кто пойдет к доске?

От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов еньк -, -очк-, -ок-, -ик-, -чик-, образовывайте новые слова только от существительных.

Курносый нос. Зеленая ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта. (Носик, ёлочка, котик, петушок, шкафчик, кофточка)

- Разберите получение слова по составу, остальные 3 запишите самостоятельно

1.Преврати большой дом в маленький. (Домик)

2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)

3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)

7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)

- Найдите упражнение 168

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Образуйте с помощью суффиксов слова - название разных профессий и специальностей. Запишите эти слова. Выделите суффиксы.

- Как вы думаете, какие суффиксы мы будем использовать

(Вертолет- вертолетчик, скрипка- скрипач, двор- дворник, пианино- пианист, учить- учитель, химия- химик, барабанить- барабанщик)

- Какой частью речи являются эти слова?

Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов (резать - резчик, носить -носильщик, )

Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов

- Найдите упражнение 169

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковые отношение к героям сказки. Выделите суффиксы.

- Какие слова вы записали?

- Наш урок подходит, к концу давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, решим, маленький тест, у вас на столах лежат листочки с тестами нужно прочитать и выбрать, подчеркнуть один правильный ответ

А) это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием

Б) это часть слова, которая образует форму слова и служит для связи

В) это общая часть родственных слов

2. Как обозначают суффикс?

3.Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы

4.Найдите увеличительные суффиксы?

5. Найдите лишнее

Б) танцевать - танцор

В) готовить - повар

Давайте проверим, ваши тесты, поменяйтесь с соседом

-Я буду говорить правильный ответ, если у вашего соседа правильно ставьте плюсик, если нет то минус.

- Поставьте оценку 5, если нет ни одной ошибки, 4, если 1 ошибка, 3, если 2 ошибки, 2, если более 3 ошибок.

– С какой частью слова мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

- Запишите домашние задание страница 101, упражнение 171

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

Интегрированный урок русского языка и музыки в 3 классе.


Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса; 2. развивать навык выделять суффикс графически.

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование однокоренных слов при помощи суффикса"

Урок построен на основе программного материала с использованием дополнительного материала.

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи.


Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи.


Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие .


Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.

- знать способы словообразования с помощью суффикса и обосновывать свое мнение;

- уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов;

- уметь выделять суффикс в словах.

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии.

ВложениеРазмер
prezentatsiya.pptx 941.73 КБ
konspekt.doc 884.5 КБ
razdatka.docx 17.3 КБ
test.docx 11.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орфографическая минутка Цветущий, улыбка, подарить, звонок, соседка , прямой, указка, сладкий.

Проверь себя! Слова с безударными г ласными в корне: Цв е тущий Под а рить Зв о нок Пр я мой Слова с парными согласными в корне: Улы б ка Сосе д ка Ука з ка Пиро г

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

Тема: Образование новых слов с помощью суффиксов. Цель: вспомнить способы словообразования с помощью суффикса; - уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов; - уметь выделять суффикс в словах.

План: Вспомню с помощью чего образуются слова; Узнаю какой оттенок придают суффиксы словам; Научусь образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Упр. 165 стр. 100 Образуйте от данных имён существительных новые слова с помощью суффиксов - еньк -, - ёнок , - ик . Молодой, белый , утка, тигр, дом.

Проверь себя! Молоденький, беленький, утёнок, тигрёнок , домик.

Упр. 166 Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. 1. Кто глазищами хлопает, а ножищами топает? 2. У кого глазки самые красивые, а ножки самые быстрые? 3. У мышки — хвостик, у волка — хвостище.

Упр. 167 От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов - еньк -, - очк -, - ок , - ик , -чик. Запишите их, разобрав каждое по составу. Курносый нос. Зелёная ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта.

1) Допишите. Суффикс – это 2)Какую роль он выполняет в слове? – 3)Соедините. -Какие суффиксы могут -к-, - ищ -, - ик - придавать слову уменьшительное значение? -Какие суффиксы могут - енок - придавать слову увеличительно- пренебрежительное значение? -Какие суффиксы образуют - еньк -, - ёньк -, названия лиц по профессии? - ик -Какие суффиксы используются при образовании - щ ик - , - ач -, названий детенышей животных? - чик-, -ник-

Проверь себя! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Какую роль он выполняет в слове? – Служит для образования новых слов.

-Какие суффиксы могут -к-, - ищ -, - ик - придавать слову уменьшительное значение? -Какие суффиксы могут - енок - придавать слову увеличительно- пренебрежительное значение? -Какие суффиксы образуют - еньк -, - ёньк -, названия лиц по профессии? - ик -Какие суффиксы используются при образовании - щик -, - ач -, названий детенышей животных? -чик-, -ник-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразова­тельный анализ слов.

Планируемые результаты

Предметные: ознакомление с алгоритмом нахождения в слове приставки и суффикса, уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.

Метапредметные: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

Работа на карточках.

— Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми со­гласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, час, сильное, сельская.

(Известный писатель, звёздное небо, крутая лестница, прелестные цветы, горячее сердце, чувствительный человек, поздний час, сильное чувство, сельская окрестность.)

IV. Работа по теме урока

Знает наша детвора:

Прятки — лучшая. (игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы. (играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и. (игрун).

Мой котёнок шаловливый

Очень ласковый. (игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная. (игрушка).

— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называ­ются?

— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?

— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их опре­деления.

— Как найти корень в слове?

— Как определить, являются ли слова однокоренными?

Работа по учебнику

Упр. 83 (с. 54).

— Прочитайте предложения выразительно.

— Найдите слова, которые употреблены в переносном значе­нии. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)

— Найдите в предложениях грамматические основы.

— Назовите в каждом предложении однородные члены.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Какие окончания вы выделили в словах первого предло­жения?

— Какую роль играют окончания в словосочетании и предло­жении?

— Назовите части слова хрустальные.

Упр. 84 (с. 54).

— Какая значимая часть слова служит для связи слов в слово­сочетании и предложении? (Окончание.)

— Как проверить окончание имени прилагательного? (По име­ни существительному.)

— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 55).

— Прочитайте первую группу слов.

— Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)

— Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)

— Назовите однокоренные слова, выделите корни.

— Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснокчес­ночный, майкамаечка, веник — веничек?)

— Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 87 (с. 55).

— Определите его тему. (Животные и их детёныши.)

— Какова главная мысль текста? (Тетёрка — заботливая мама.)

— Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

— Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Тетёрка с птенцами вышла на прогулку.)

— Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Тетеревята разбежались по поляне.)

— Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)

— Придумайте заглавие к каждой части.

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, уча¬щиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, самооценка.)

- Выделите в глаголах приставки.

- Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тетеревята и т. д.)

- Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)

VII. Рефлексия

- Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.

Бессердечный, дубок, подъезд, лень.

Позолота, розовый, указка, поход.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?

— По каким признакам можно определить однокоренные слова? Какова роль окончания в слове?

Домашнее задание

Стр. 54 упр. 85 – составь из слов две скороговорки, запиши их в тетрадь, выучи скороговорки наизусть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 28.3 стр.55-56

СОСТАВ СЛОВА. Приставки и суффиксы

Педагогические задачи

Планируемые предметные результаты

Метапредмет ные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание

по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя );

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; К оммуникативные : отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

м етоды и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

приставка, корень, суффикс, окончание

Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Проверим готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте скороговорки, которые у вас получились. (Пе­репел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Ти­мошка Трошке крошит в окрошку крошки.)

— Назовите корни в однокоренных словах. ( Несколько учеников читают скороговорки наизусть.)

2. Чистописани е

– Спишите, продолжив закономерность. Цц Ццц Цццц

– Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите.

Один пастух тысячи овец пасет . ( Месяц и звезды .)

3.) Работа со словами

Цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, ела., кий.

— На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

— Запишите слова в два столбика. ( Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

— Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка.)

— Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса -к-.

Читайте также: