Конспект урока тип моллюски класс брюхоногие моллюски 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Как известно, моллюски произошли от неспециализированных многощетинковых червей. В строении кольчецов и моллюсков есть черты сходства и черты различия.

У кольчатых червей кровеносная система замкнутая, дыхание осуществляется через поверхность тела или параподии; нервная система узловая лестничного типа; органы выделения – метанефридии.

Признаки, характерные для моллюсков: кровеносная система незамкнутая, органы дыхания жабры или лёгкие, нервная система разбросанно-узлового типа, органы выделения – почки.

Тип Моллюски включает разнообразных представителей, отличающихся строением раковины, ноги, способом питания, передвижения и рядом других особенностей.

Например, скорость передвижения кальмара может достигать 50 км в час.

А вот улитка передвигается с максимальной скоростью 7 см в минуту с помощью мускулистой ноги.

Такой способ передвижения связан с особенностью внешнего строения улитки – брюхоногого моллюска.

Тело брюхоногих моллюсков покрыто раковиной.

Раковина этих моллюсков спирально закручена.

Познакомимся с особенностями строения и образа жизни брюхоногих моллюсков.

Класс Брюхоногих моллюсков насчитывает около 90 тысяч видов. Брюхоногие моллюски обитатели водной, наземно-воздушной среды, а некоторые даже организменной.

Например, слизни – обитатели суши, а прудовик и катушка – обитатели пресных водоёмов.

Тело брюхоногого моллюска состоит из головы, туловища, ноги и снаружи покрыто раковиной.

На голове моллюска расположены рот, глаза, щупальца.

Раковины представителей данного класса разнообразны по форме и окраске.

У моллюска конуса раковина действительно напоминает по форме конус.

Это хищный брюхоногий моллюск, обладающий ядом паралитического действия. Яд конуса используется в медицине для изготовления обезболивающего препарата.

Раковина моллюска мурекс украшенный или гребень венеры широко используется для изготовления сувениров. На длинном сифональном выросте раковины расположены острые шипы, украшающие раковину.

Мурекс использовали для получения краски – пурпура, окрашивающей ткани.

У слизней раковина отсутствует.

С наличием спирально закрученной раковины связана асимметрия тела моллюска.

Нога у брюхоногого моллюска хорошо развита и имеет подошву. Длина ноги виноградной улитки от 3,5 до 5 см.

Железы ноги выделяют слизь, способствующую скольжению ноги при передвижении.

Рассмотрим строение брюхоногого моллюска на примере прудовика.

Нервная система Брюхоногих моллюсков разбросанно-узлового типа и состоит из 5 пар ганглиев, которые связаны между собой перемычками.

Почти все представители Брюхоногих моллюсков растительноядные животные.

Прудовик питается растениями и налётами на водных растениях.

Поэтому в составе его пищеварительной системы имеется тёрка.

Пищеварительная система прудовика включает: рот, глотку с тёркой, пищевод, желудок, кишечник с анальным отверстием, пищеварительные железы, слюнные и печень.

Моллюск прудовик обитает в водоёмах с пресной водой. Однако дышит с помощью лёгкого, периодически поднимаясь к поверхности водоёма.

У других брюхоногих моллюсков, обитающих в водной среде, органом дыхания являются жабры.

Кровеносная система моллюсков состоит их сердца и кровеносных сосудов.

Кровеносная система Брюхоногих моллюсков незамкнутая.

Сердце двухкамерное. Состоит из предсердия и желудочка.

Сердце брюхоногих моллюсков сокращается 20-40 раз в минуту.

Из сердца кровь выбрасывается в аорту, а оттуда в артерии. Затем кровь заполняет пространства между внутренними органами моллюска, осуществляя газообмен – отдаёт кислород и забирает углекислый газ.

Образовавшаяся венозная кровь поступает в вены и затем по ним в лёгкое.

В капиллярах лёгкого кровь превращается в артериальную, то есть обогащённую кислородом. Затем кровь поступает в сердце.

Особенности внутреннего строения, связанные с асимметрией тела брюхоногого моллюска, выражаются также в строении выделительной системы.

У брюхоногих моллюсков имеется одна левая почка.

Почка связана с околосердечной сумкой.

Органы чувств прудовика состоят из глаз, расположенных у основания щупалец, органов осязания – щупалец и осязательных клеток кожи, органов равновесия.

Брюхоногие моллюски – гермафродиты. Оплодотворение у этих животных внутреннее, перекрёстное.

Из яйца образуется личинка, которая называется парусник.

Парусник сначала активно плавает, а затем оседает на дно, где превращается в брюхоногого моллюска.

Для закрепления учебного материала выполните следующее задание:

Разгадайте ребусы и назовите характерные признаки этого объектов.

ОТВЕТ: В ребусе под номером 1 зашифровано слово конус. Это хищный брюхоногий моллюск, обладающий ядом паралитического действия. Яд конуса используется в медицине для изготовления обезболивающего препарата.

ОТВЕТ: В ребусе под номером 2 зашифровано слово МУРЕКС.

Раковина моллюска мурекс украшенный или гребень венеры широко используется для изготовления сувениров. На длинном сифональном выросте раковины расположены острые шипы, украшающие раковину.

Этого моллюска использовали для получения краски –пурпура, окрашивающей ткани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для развития и углубления представлений о типе Моллюске, классе Брюхоногие, его роли в природе, разнообразии представителей класса Брюхоногие.

Образовательные: сформировать учащихся представление о многообразии, организации и значении брюхоногих моллюсков; рассмотреть причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток;

Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей природе;

Коррекционные: формировать, различать и опознавать на слух речевой материал. Использование остаточного слуха для коррекции произношения, формирование навыков речи

Тип: открытия новых знаний

I . Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Кожа-голова, кутикула- губа, кишечник-гигиена

Головоногие моллюски, дифференцированный кишечник

Наука направленная на сохранение и укрепление здоровья человека – гигиена.

Сердце качает кровь.

Повторение пройденного материала:

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Для этого я вам предлагаю пройти тест (на листочках). Для проверки своих работ предлагаю вам поменяться своими тестами и проверить их.

Изучение новой темы:

Прочитайте план урока. Чем мы будем заниматься?

Роль в природе и значение для человека.

Рассказ учителя.

Брюхоногие моллюски (улитки) – самая многочисленная и разнообразная группа моллюсков. Она насчитывает около 90тыс. видов. Мы познакомимся с тремя видами: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Сегодня мы разберем внешнее, внутреннее строение и значение Брюхоногих моллюсков. Брюхоногие, обитают в морях, пресных водоемах, на суше.

Изучать особенности внешнего и внутреннего строения Брюхоногих мы будем на примере Большого прудовика.

Какое же внешнее строение имеют Брюхоногие моллюски?

Я вам раздам картинки, а вы их опишете.


А теперь я вам покажу картинку большого прудовика, и мы проверим, как вы описали внешнее строение большого прудовика.

Первую системы мы с вами заполним вместе.

Откроем учебник на стр 91.

Ротовое отверстие-терка-радула (язык)-глотка с слюнными железами -пищевод-желудок с протоками печени- кишка- анальное отверстие.

1. Выявить особенн ости стр оения, жизнед еятельности Б рюхоногих м оллюсков.

2. Продолжить ф ормирование навы ка сравн ения, на примере изучении основных кла ссов

3. Расширять словарны й запас уча щихся на прим ере знакомства с н овыми терминами.

I. Контроль знаний об особеннос тях строения , жизне деятельности и происхож дения животных

типа Моллюски (Фронтальн ый и индивидуальны й опро сы.)

а) Внешнее строен ие. (Расск аз учителя с элемен тами беседы.)

2. Размножение и развитие Брюхоногих моллюс ков. (Б еседа с составлени ем схемы.)

III. Закрепление знан ий об особенн остях стро ения, жизнедея тельности и происхожд ения

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Цели урока: познакомить учащихся с представителями типа Моллюски. Отметить особенности классов Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком. Показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
  • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.
  • развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах.

ТИП УРОКА: комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление.

ОБОРУДОВАНИЕ: влажные препараты моллюсков, раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков, таблицы, рисунки, презентация


I. Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. В чем заключается симбиоз губок и водорослей? (Симбиоз – это совместное, взаимовыгодное проживание разных, чаще всего систематически далеких друг от друга организмов (например, растений и животных). В клетках губок благополучно живет одноклеточная водоросль зоохлорелла, снабжающая губку кислородом для дыхания, получая взамен надежное убежище и некоторые нужные ей минеральные соли, а также выделяемый губкой при дыхании углекислый газ.)

2. Каковы размеры губок? (Большинство губок имеет мелкие (иногда менее 1 см) и средние размеры, но есть очень крупные виды, достигающие 1–2 м в высоту (корзинка Венеры, кубок Нептуна).)

3. Перечислите характерные признаки кишечнополостных. (Для кишечнополостных характерны: тело из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, лучевая симметрия, наличие кишечной полости и защитные стрекательные клетки на щупальцах.)

4. Какие организмы и в каких формах образуют атоллы и рифы? (Рифы образуются известковыми скелетами колониальных коралловых полипов в теплых морях с высокой соленостью, где температура воды не опускается ниже 20,5 °C. Рифы вокруг островов формируют кольцевые атоллы, внутри которых в спокойной воде лагун процветают самые богатые морские экосистемы с обилием разнообразных форм жизни. Самый протяженный в мире Большой Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии.)

5. Опасны ли медузы для человека? (Многие медузы тропических морей весьма опасны для купальщиков. Стрекательные клетки корнерота, “португальского кораблика” и, особенно, морской осы при соприкосновении с их щупальцами обжигают тело человека, вызывая сильную боль вплоть до потери сознания и гибели купальщика.)

6.Назовите преимущества замкнутой кровеносной системы, впервые появляющейся у кольчатых червей. (При наличии замкнутой кровеносной системы кровь движется только по сосудам. Поскольку при этом она не выливается в полость тела, движение происходит быстрее и без потерь, что обеспечивает более интенсивный обмен веществ. Кровь движется за счет сокращения стенок кровеносных сосудов, так как у кольчатых червей еще не образовалось сердце – специальный морфологически выраженный мускульный мешок, которое появится на более поздних этапах эволюции животного мира.)

7. Что такое гермафродитизм? (Виды-гермафродиты характеризуются наличием в организме одной особи как мужских, так и женских органов размножения и, соответственно, половых продуктов. Но самооплодотворения при этом не происходит, так как мужские и женские половые продукты, как правило, созревают в разное время, поэтому гермафродит может выступать то в качестве самца, то самки. У дождевых червей и некоторых других видов две гермафродитные особи обмениваются мужскими и женскими половыми продуктами, попадающими в “поясок”, где и происходит их перекрестное оплодотворение.)

8. Каково значение кольчатых червей? (Аэрация и удобрение почвы, пища для других организмов.)

9. Что означает название группы видов – дождевые черви? (Они выползают на поверхность почвы после дождя, так как заполняющая норки вода затрудняет дыхание наземноживущих червей через кожу.)

II. Изучение нового материала

Характерными признаками моллюсков является подразделение мягкого тела на голову, туловище и мускулистую ногу, появление у большинства видов защитных раковин разнообразной формы (продемонстрировать учащимся образцы или иллюстрации на таблице), используемых в систематике типа, а также дальнейшее усложнение систем органов: нервной (наличие головного мозга, наиболее крупного – у головоногих), дыхательной (жабры и легкие), пищеварительной (терка с роговыми зубчиками в глотке для измельчения пищи). При объяснении нового материала необходимо отметить происхождение моллюсков от древних многощетинковых червей.

Система типа Моллюски включает три класса, названия которых точно отражают главные их особенности. (слайд )

Брюхоногие (слайд) обладают мощной “ногой” с широкой подошвой для ползания; выделяемая при этом слизь облегчает перемещение по жесткому субстрату. На хорошо выраженной голове имеются подвижные выросты, способные вытягиваться, сокращаться и ощупывать встречающиеся на пути предметы, а также глаза на одной из пар щупалец. Брюхоногие – одни из немногих животных, у которых не выражена ни внешняя, ни внутренняя симметрия.

Двустворчатые (слайд ) моллюски надежно защищены прочными половинками раковин, удерживаемых мощным мускульным замком. “Нога” у большинства видов сплюснута с боков и хорошо приспособлена для рытья канавок на илистом или песчаном дне (полезно спросить учащихся – доводилось ли им видеть бороздки на поверхности прибрежного дна реки или озера?).

Своеобразно строение головоногих, (слайд ) действительно состоящее из крупной головы с большими глазами (в которой находятся и мозг, и хорошо выраженные внутренние органы), а также восьми мощных щупалец-ног (отсюда название самого известного вида – осьминог), снабженных множеством цепких присосок. В природе водные моллюски, потребляющие мелких животных и их остатки, способствуют биологическому очищению водоемов, а также сами являются богатым источником пищи для рыб и других потребителей, включая человека. Вместе с тем некоторые наземные брюхоногие моллюски (голые слизни, садовая и огромная виноградная улитки) наносят ущерб ягодным и овощным культурам. Дополнение. Высших головоногих моллюсков образно именуют “приматами моря”, подчеркивая их “интеллектуальные” способности. Наблюдения и эксперименты показывают, что осьминоги умеют использовать в качестве орудия защиты оторванные у медузы “португальского кораблика” жгучие щупальца. Известна способность осьминогов и каракатиц при появлении опасности выпускать маскирующее облачко “чернил”, а также менять свой цвет, чтобы стать невидимым для врага или, напротив, испугать его внезапной яркой окраской. Для головоногих характерен редчайший среди живых организмов способ перемещения в водной среде – реактивный. Вместе с тем, легенды и красочные литературные описания нападений гигантских головоногих на лодки и корабли, не подкреплены достоверными наблюдениями и относятся к мифологии. Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” приложение2

Интересные факты: (слайды)

1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.

5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.

7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.

8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.

9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

III. Закрепление изученного материала:

1. Обозначь части тела моллюсковприложение 1

Заполните таблицу, представляющую сравнительную характеристику основных классов моллюсков используя приложение 3 :


11

  1. Тело моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  2. Встречаются представители с раковинами и без них.
  3. Нервная система у моллюсков разбросано-узлового типа.
  4. Органы чувств. Химического чувства и равновесия встречаются у всех, у многих видов глаза.
  5. Кровеносная система. У моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая кровеносная система.
  6. Органы дыхания : У большинства видов представлены жабрами, у наземных видов легкими.
  7. У моллюсков пищеварительная система незамкнутого типа. Она начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.
  8. Выделительная система Выделительная система состоит из одной, но чаще двух почек.
  9. Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (большинство двустворок).
  10. Являются неотъемлемой частью экосистемы. Люди используют в пищу, и ракушки как украшения.

V. Домашнее задание

1. Составить перечень моллюсков, используемых человеком в пищу, а также для получения украшений. 2.Приготовить 3 доклада по классам: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. 3. выполнить задания : Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. “Смотрите, цапля!” — закричал Коля, снимая джемпер, — “лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей. ”. А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: “Иди, я не трону тебя”.

Инструктивная карточка

  1. Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.
  2. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  3. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  4. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём говорит этот опыт?
  5. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение , пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски

Заполни таблицу и сдай ее учителю. (В колонке “Да” и “Нет” поставь + или -)

Читайте также: