Образование германской империи конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Объединение Германской империи начало происходить непосредственно благодаря действиям Отто фон Бисмарка, который являлся первым канцлером Германской империи. Ключевым событием является создание Северо-Германского союза в 1866 году. Превосходство Пруссии в военных и политических действиях настораживало некоторые государства, в том числе Францию. Вследствие этого, Франция решила объявить войну, но не учла, что Пруссия более количественно и качественно подготовлена к военным действиям. Боевые действия Пруссии шли более удачно, поскольку в приоритете стояло объединение германских земель в единую великую империю, а Франция всячески старалась помешать этому, чтобы сохранить своё влияние в Европе.

Чувствуя, что Пруссия одерживает победу, Франция приняла нелёгкое решение – пойти на заключение мира. Заключительным этапом в формировании Германской империи было заключение мирного договора в 1871 году, что означало полное поражение Франции. В составе Германской империи было 22 германские монархии и три вольных города Любек, Бремен и Гамбург.

Устройство Германской империи

В основе новой Германской империи лежала Конституция, принятая в 1871 году. В основе данного нормативно-правового акта лежала конституция Северогерманского Союза. Согласно Конституции, главой империи провозглашался прусский король, который также являлся главой и вооруженных сил Германской империи. В его основные полномочия входило решение вопросов войны и мира, представление Германии на международной арене, назначение чиновников, руководство министрами империи и самой Пруссии.

Самыми главными и основными органами в соответствии с Конституцией были Союзный совет и Рейхстаг. Бундесрат был верхней палатой государства, его члены назначались правительствами союзных государств, а также он считался высшим представительным органом. Конституция отводила рейхстагу особое значение в законотворчестве, законы, которые им принимались, подлежали дальнейшему утверждению бундесратом. Союзный совет с рейхстагом представляли собой исполнительную и законодательную власть империи.

Преодолев многовековую раздробленность германских земель, Германская империя наконец приобрела возможность дальнейшего развития как внутренней, так и внешней политики.

Объединение германской империи было процессом довольно продолжительным и трудным. Новообразованная империя имела все важнейшие политические инструменты, с помощью которых она могла бы достичь мирового господства, что в дальнейшем и стало основной целью её существования. Те способы, которые Германия использовала для своего объединения, имеют агрессивный и воинственный характер, что не могло не отразиться на дальнейшей судьбе Германской империи.

Загрузить презентацию (983 кБ)

Вся презентация состоит из 20 слайдов разбитых на 4 темы в соответствии с основными частями урока. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое преподаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, конспектируют.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом объединения германских земель в 19 веке; показать его неизбежность и влияние на дальнейший ход истории; выделить роль Бисмарка и Вильгельма I.

Форма урока: комбинированный.урок

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение новой темы.

Лекция с элементами беседы. Презентация. Конспект урока учащимися. Участие в обсуждении.

В первой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них были своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. (Слайды 2-3)

Вопрос: Вспомните, с какими проблемами в процессе объединения сталкивалась Италия? (Слайды 4-5)

Вопрос: Какие революционные события происходили в Европе в первой половине 19в.?

Вопрос: Какова роль народных масс в объединении Германии?

Вопрос: Что вы знаете о дальнейшем соперничестве Германии и Франции?

Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд. франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск. По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.

Вопрос: Почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития?

В стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места. (Слайды 20-21)

Вопрос: Как вы дум2аете, почему Россия и Германия окажутся по разные стороны баррикад в Первой мировой войне?

Бисмарк в целом всегда был сторонником дружественных отношений с Россией. "Едва ли, – писал он, – когда-либо может возникнуть необходимость войны Германии с Россией, если только либеральные глупости или династические промахи не изменят ситуации". Взгляды Бисмарка разделял и Вильгельм I. По этому поводу английский историк Э. Карр заметил: "Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии".
Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин, шумно приветствуемый толпой, забывшей жестокость этого человека и помнившей лишь о его чрезвычайных заслугах перед Германией. В книге "Мысли и воспоминания" он рассказывает о своей жизни, о мотивах, руководивших им на его нелёгком поприще. При всей неоднозначности своей деятельности Отто фон Бисмарк – одна из самых ярких и сильных фигур в немецкой истории.

3. Закрепление: проверочная работа (Слайд 22)

Использованная литература.

1. Эмиль Людвиг. Бисмарк. – М.: Захаров – АСТ, 1999.
2. Алан Палмер. Бисмарк. – Смоленск: Русич, 1998.
3. Мысли и воспоминания в 3-х томах. Перевод с немецкого под редакцией А.С. Ерусалимского. (М.: ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940-1941. – Библиотека внешней политики)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образование Германской империи

Макеевская ОШ I-II ступеней №90

Байер Наталья Борисовна

1.Экономический подъём страны

2.Борьба Австрии и Пруссии за гегемонию в Германии

3.Завершение объединения Германии

Образовательные:

показать процесс объединения Германии, завершившийся созданием Германской империи (1871 г.);

показать предпосылки и особенности объединительного движения в Германии.

Развивающие:

продолжить работу над понятиями промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство;

сформулировать новые понятия: юнкеры

развивать умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;

продолжить работу над формированием умения работать с картой.

Воспитательные:

показать, что общая цель может объединить людей с разными взглядами;

понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.

Планируемые результаты изучения материала:

- об учающиеся приходят к выводам, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в экономической и политической областях;

- выясняют, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия;

- знакомятся с причинами превращения Германии в сильнейшее государство Европы.

Оснащение урока: учебник ( Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900.8 класс /Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. ; под ред. А.А. Искендерова. - М., Просвещение, 2016. - 304с.);

Репродукции : портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме:

1.Показать на карте Германию

2.Почему Германия отставала от Англии и Франции в экономическом развитии?

4Чем закончилась революция в Германии?

5 .Анализ документа (учебник, стр. 147, документ №1):

- Как влияла раздробленность Германии на развитие в ней индустриального общества?

- Какие слои общества страдали от такого положения вещей?

I . Итак, ни одна из задач революции в Германии не была решена, но необходимость их решения становилась всё более необходимой. В Германии быстро развивался капитализм, чему мешали феодальные пережитки. Быстро развивалось машиностроение, усиливался Таможенный союз, благодаря большей, чем в других странах эксплуатации рабочих и всеобщей грамотности населения (обязательное начальное образование), что позволяло широко использовать и развивать технику.

В сельском хозяйстве господствовали крупные помещики ( юнкеры ). Именно они занимали господствующее положение в экономической, государственной, политической и военной сферах Германии.

1. Кто такие юнкеры?

2. Какую роль они играли в жизни страны?

3. Какая основная задача стояла перед Германией?

Таким образом , развитие промышленности и сельского хозяйства требовали решения главной политической задачи – объединение страны.

I I - II I . Внимательно прослушав мой рассказ, вы должны будете дать ответы на следующие вопросы:

1. Показать на карте территорию, которую Германия присоединила к себе после войны с Данией.

2.Показать государство, с которым после этого воевала Германия .

3.Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

4. Какими качествами политического деятеля обладал Бисмарк?

6. Дать оценку деятельности Бисмарка.

Отто фон Бисмарк (позднее имел титулы графа и князя) происходил из семьи прусского юнкера и ему были присущи все черты своего сословия: преданность династии Гогенцоллеров, презрение к демократии. После бурной молодости (27 дуэлей), он приступил к управлению своим поместьем. Соседи боялись резкого, прямого охотника и дуэлянта, дикаря, как они его называли.

Он отличался презрением к мечтаниям, огромной волей, неприхотливостью в приёмах . Характерными были для него уверенность в своих силах, презрение к парламентским прениям, умением точно оценить силы противника.

Бисмарк был врагом революции, но понимал, что если Германия желает быть сильным, великим государством и сохранить прусскую монархию, страну надо объединить под властью прусского короля. И все свои силы, все свои способности Бисмарк посвятил воплощению в жизнь именно этой цели.

По ходу моего рассказа заполнить таблицу

Основным конкурентом Пруссии в господстве над немецкими державами была Австрия и для того, чтобы проверить свою армию и посмотреть, какой на деле является австрийская, Бисмарк предложил Австрии совместно выступить против Дании и захватить её территорию (Шлезвиг и Гольштейн).

В феврале 1864 года началась война, в результате которой Пруссия получила Шлезвиг, а Австрия - Гольштейн. но главным было то, что Бисмарк заставил основные военные действия вести австрийцев, которые потеряли 40 тыс. солдат, а Бисмарк убедился, что его армия лучше австрийской. И всё же он еще полтора года готовился к войне с Австрией и только в июне 1866 года спровоцировал войну с Австрией. В битве при Садове австрийцы потеряли 18 тыс. убитыми и 24 тыс. пленными и подписали мирный договор, согласно которому Австрия навсегда отказывалась от претензий на гегемонию в делах немецких государств.

В августе 1866 года 22 немецких государства подписали с Пруссией договор о создании Северонемецкого союза. Во главе союза стал президент, на пост которого навсегда назначался прусский король.

Таким образом, "Бисмарк по-своему, по- юнкерски сделал прогрессивное дело", объединив Германию "железом и кровью".

1. Показать на карте территорию, которую Германия присоединила к себе после войны с Данией.

2.Показать государство, с которым после этого воевала Германия.

3. Но было ещё одно государство, которое мешало объединению Германии. Как вы думаете, какое? (Франция).

4.Как Германия решит эту проблему?

Более подробно о ходе франко - прусской войны мы поговорим на последующих уроках.

5.Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

6. Какими качествами политического деятеля обладал Бисмарк?

8. Дать оценку деятельности Бисмарка.

9.Проверка таблицы.

Таким образом , было ликвидировано основное препятствие для национального развития немцев - политическая раздробленность, которая мешала экономическому развитию страны и Германия выходит на первое место в Европе по темпам экономического развития.

Подведение итогов, выставление оценок

Комментарии к уроку.

Для реализации поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:

- объяснительно-иллюстративный метод, который позволил мне сделать новую для обучающихся информацию их достоянием, прочно фиксируя её в памяти учеников (работа с картой, портретами исторических деятелей, заполнение таблицы);

- проблемный метод, который позволил вовлечь обучающихя в активный познавательный процесс. При использовании этого метода происходит не только усвоение материала., но и развитие мыслительной деятельности, обеспечивается высокая мотивация обучающихся (проблемные вопросы, анализ документа);

- частично поисковый метод, который позволяет развивать не только внимание, память, но и логическое мышление, постепенно привлекать обучающихся к самостоятельному решению проблем.

Большое внимание на данном уроке было уделено исторической личности, что является одним из требований современного Государственного стандарта наряду с системно-деятельностным подходом, который позволит выпускнику школы не только адаптироваться к реальной жизни, но и осуществлять свои собственные замыслы.

Гост

ГОСТ

Образование Германской империи (1871) — это процесс создания вокруг королевства Пруссия из нескольких десятков независимых государств с немецким населением единой Германской империи, завершившийся в 1871 году.

Ситуация накануне объединения Германии

В Германии во время революции остро встала проблема национального объединения и устройства единой Германии. Сложным виделся вопрос о руководящей роли в процессе объединения, на которую претендовали Австрия и Пруссия. Большая часть немецкой буржуазии поддерживала идею объединения малых государств Германии под эгидой династии прусских королей Гогенцоллернов без включения Австрии.

В соответствии с условиями Пражского мира к Пруссии были присоединены государства:

  • Гессен;
  • Нассау;
  • Ганновер;
  • Франкфурт.

Австрия устранялась от участия в решении общегерманских вопросов. Также Пражский мир предусматривал учреждение Северо-Германского союза из государств, расположенных севернее реки Майн. Пруссия стала неоспоримым лидером в процессе национального объединения.

Соблюдение Россией нейтралитета облегчила Пруссии объединительный процесс. В образованном в 1867 году Северо-Германском союзе Пруссия играла ключевую роль, которая прежде всего обеспечивалась передачей ей командования союзными войсками.

В интересах буржуазии были введены полная свобода передвижения, единая система мер и весов, отменены остатки цеховых привилегий, что открыло широкие возможности для развития капитализма и укрепило союз правительственных кругов с буржуазией. Однако буржуазия не получила фактического доступа к политическому управлению. Остатки феодализма сказывались в различных областях жизни.

Франко-прусская война

Готовые работы на аналогичную тему

Успехи Пруссии создавали напряжение в соседней Франции. Правительство Наполеона III посчитало своевременным в 1870 году начать войну против Пруссии. Однако Пруссия к войне оказалась более подготовлена, чем Франция. Если Пруссия сумела мобилизовать больше 1 млн. человек, то во французской армии после мобилизации числились 500 тысяч человек. Прусская армия имела превосходство в количестве и качестве вооружения.

Первый этап Франко-прусской войны для немцев являлся исторически прогрессивным, так как они завершали национальное объединение. Франция своей целью ставила задержать объединение разрозненных германских государств и сохранить за собой европейское лидерство.

4 августа 1870 года войска Северо-Германского союза начали наступление. Французская армия сразу же стала терпеть неудачи. В битве у Седана немецкие войска нанесли по французской армии сокрушительный удар. По приказу Наполеона III седанская крепость капитулировала 2 сентября. С сентября 1870 года характер франко-прусской войны изменился. Теперь Франция вела освободительную войну, а Германия – захватническую, стремясь к отторжению Эльзаса и Лотарингии.

Маршал А. Баэен без боя сдал крепость Мец 27 октября 1870 года. В результате этой капитуляции освободились крупные силы для осады Парижа. 18 января 1871 года Вильгельм I в торжественной обстановке в Версале был провозглашен королем Германской империи.

Страх перед выступлениями рабочих вынудил правительство Франции на быстрое заключение мира. Заключенный 10 мая 1871 года мирный договор, был крайне тяжелым. Франция обязалась выплатить контрибуцию в размере 5 млрд. франков, уступила Германской империи Эльзас и северо-восточную Лотарингию.

Победа над Францией завершила объединение Германии в Германскую империю.

Юнкеры – это крупные земельные собственники в Пруссии.

Конституция Германской империи

Немецкие государства, остававшиеся вне Северо-Германского союза, были подчинены Пруссии. В результате Германская империя объединила 22 монархии и три вольных города – Бремен, Любек и Гамбург. В апреле 1871 года была принята конституция Германской империи, утвердившая федеративное устройство страны.

Самая крупная по населению, территории, экономическому потенциалу, военной мощи Пруссия из 25 союзных государств получила в бундесрате 17 мест из 58, что определило ее господствующее положение, так как ни одно положение Конституции не могло быть изменено без ее согласия.

Президентство закреплялось за прусским королем, получившим титул германского императора и обширнейшие полномочия.

Бундесрат – Союзный совет – являлся верхней палатой Империи. Нормы представительства земель устанавливались конституцией. Она предоставила бундесрату наряду с рейхстагом законодательную власть и значительную часть исполнительной власти. Председателем Бундесрата был канцлер Империи, назначаемый прусским королем.

Нижней палатой парламента стал рейхстаг. Он получил меньшие полномочия, чем бундесрат. Сначала рейхстаг избирался на три, а с 1887 года на пять лет. Произвести роспуск рейхстага можно было простым постановлением Бундесрата.

Значение объединения Германии

Сложные процессы социально-экономического развития на историческом пути объединенной Германии XIX века непосредственно оказывали влияние на изменения ее политического режима. В этих процессах особую роль играл канцлер Бисмарк, который в единственном числе представлял императорское правительство. Кабинет министров не существовал. Объединение немецких земель способствовало промышленному росту страны, и было прогрессивным явлением.

Рейхстаг по настоянию Бисмарка в 1878 году провел исключительный закон против социалистов.

Однако для народов Европы форма объединения во главе с Пруссией была опасной.

Ее торжество превратило военные силы в инструмент внешней политики. Правительство выдвинуло цель прорыва Германской империи к мировому господству.

Читайте также: