Образ простого солдата защитника родины в стихотворении бородино 5 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Наумовец Эвелина Анатольевна
Организация: МБОУ СОШ № 7 г. Россошь
Населенный пункт: Воронежская область, Россошанского МР, г. Россошь
Недаром помнит вся Россия про день Бородина
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Цели урока:
1. Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- донести представление о русском воине, о народном подвиге в деле защиты отечества.
2. Развивающие:
- показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства;
- совершенствовать навыки и умения синтеза и анализа при построении собственного высказывания.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- формировать чувство любови и уважения к великому прошлому России;
- укреплять чувство гордости за историческое прошлое русского народа;
- формировать чувство сопричастности к великому;
- расширять и углублять спектр патриотических чувств на основе произведения (литература, музыка, ИЗО).
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
постановка учебной задачи; умение работать в группе;
использование различных источников информации;
умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных:
- освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Виды деятельности:
- развитие навыков анализа поэтического текста;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин.
Подготовительная работа: заранее раздаются доклады по военной службе поэта.
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Время (мин)
1
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определять содержательные рамки урока.
Оргмомент.
- К чему призывает эта песня?
2. Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся
- Русский народ не раз проявлял чудеса мужества, защищая свое Отечество: и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в годы Великой Отечественной войны. Золотой страницей вписано в историю подвигов русского воинства и Бородинское сражение
- Битва на Бородинском поле является примером мужества русского солдата.
3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока:
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО.
Выдвигают предположения о теме урока.
Личностные УУД:
жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД:
ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование.
Познавательные УУД:
выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формой речи.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия.
1. Активизирует знания учащихся.
- Не только историки запечатлевали героические события.
Так и М.Ю. Лермонтов был вдохновлен подвигом русского народа в войне 1812 года и на 25-летний юбилей Бородинского сражения он создал свое произведение.
2. Создает проблемную ситуацию.
3. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся.
- Ребята, Лермонтов тоже был участников военный событий. Только эти события связаны с Кавказом. И сейчас мы прослушаем выступление об этом периоде жизни поэта.
! – Какие качества приобрел Лермонтов, находясь на военной службе?
Да, поэту был близок 1812 год. Он сам на себе ощутил, что такое война. Причем не только ее тяготы, но и что значит сила народа, плечо сослуживца.
- Вспомните начало урока, призывную песню.
Представьте, если бы вы жили в то время и Родине нужна была ваша помощь… Вы готовы встать на ее защиту?
- Ребята, а хотели бы вы очутиться на месте Бородинского сражения, увидеть все происходящее самим? У нас есть такая возможность.
- Что вас поразило?
- Как держатся солдаты?
- Что испытывает человек на войне?
- Может ли восхищать война?
- а что же все-таки восхищает в этом фрагменте? (мужество и героизм русского солдата)
Просматривают видеоролик о Бородинской битве. Отвечают на вопросы.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия.
Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД: умение ясно и точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.
3
Постановка учебной задачи (проблемы)
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения;
- Лермонтов интересовался историей своей страны, особенно ее переломными моментами. Будучи настоящим патриотом, он излагал свои наблюдения и мысли в поэзии.
Выражают свои чувства, испытанные при прослушивании стихотворения.
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.
Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.
4
Самостоятельная работа с проверкой
Цели:
- организовать исследовательскую деятельность;
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение применять полученные знания.
1. Организует исследовательскую работу.
Работа с текстом.
- Теперь я предлагаю вам осуществить исследовательскую работу в группах.
2. Демонстрирует на слайдах презентации задачу исследования.
Осуществляют исследовательскую деятельность
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
5
Построение проекта
Работа над смыслом текста
Цели:
- отрабатывать умения и навыки применения полученных знаний на практике;
- расширять опыт анализа лирического текста;
- обогащать общекультурные знания учащихся.
Работа с иллюстрациями
Обобщение итогов исследования.
1. Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения.
2. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.
3.Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения
4.Организует сопоставление иллюстраций и текста.
- Ребята, художники тоже изображали события Бородинской битвы на своих полотнах. В учебнике вы видите три иллюстрации разных художников. Рассмотрите их внимательно и найдите отрывки текста, соответствующие изображениям.
Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа
Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
- темы и идеи стихотворения;
- характера героев;
- роли и значения лирического героя;
- смысла поэтического произведения;
Сопоставляют иллюстрации с текстом стихотворения.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: прогнозирование.
Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
Коммуникативные УУД: умение ясно и точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
6
Рефлексия
Цель:
- подвести итог собственной деятельности.
2.Организовывает фронтальную беседу.
3.Предлагает выбрать домашнее задание.
Составляют синквейн по группам.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание
Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_5_kl.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тип урока: урок комплексного применения предметных умений
Форма проведения: урок-исследование
знать , как выглядел и какими качествами обладал русский солдат, участник Бородинского сражения;
уметь анализировать текст, подбирая цитаты, работать с новыми терминами и понятиями;
иметь представление о моральном долге защитника Отечества.
Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
Регулятивные: уметь планировать пути достижения поставленной цели, сравнивать свои действия с ожидаемым результатом и оценивать их.
Коммуникативные: применять имеющиеся навыки работы с текстом; сотрудничать в команде, представлять результаты собственных исследований в монологической речи.
Личностные: уважительно относиться к великому прошлому своего народа, понимать определяющее значение морально-волевых качеств, необходимых для защиты родины.
Основные понятия: Бородино, Отечественная война 1812г.
Данный урок-исследование и презентация по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" помогают пятиклассникам входить в мир серьезной литературы и способствуют формированию вдумчивого читателя.
Целевая аудитория: для 5 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
Описание разработки
Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
Задачи урока:
1) обучающие: определить идейное содержание стихотворения;
2) развивающие: развивать умение анализировать поэтический текст;
3) воспитательные: воспитывать уважения к великому прошлому России, гордость за русский народ.
Вид урока: урок - презентация.
Технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
- Почему так названо стихотворение? Чему оно посвящено?
- Что вам известно о Бородинском сражении?
III. (Историческая справка – индивидуальное задание) (Слайды 2 - 3)
- Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна. (Слайды 4 - 6 ).
- Как об этом событии рассказывает М. Ю. Лермонтов?
Сегодня на уроке мы должны осмыслить содержание, провести художественный анализ текста, понаблюдать за развитием сюжета и поведением героев. Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение и каким показывает русского солдата.
(Слайд 7 – тема урока)
IV. Словарная работа. (Слайды 8 - 14)
Редут, лафет, бивак, кивер, уланы, драгуны, басурманы, сеча, картечь.
V. Выразительное чтение стихотворения (читают учащиеся).
- Какова его тема? О чем оно? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении). (Слайды 15 - 25)
- В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?
- Когда происходит этот разговор, сразу после сражения или через много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком. )
- С чего начинает свой рассказ ветеран? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?
(Он с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением. )
(Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри – не вы!)
- Кто рассказывает о сражении?
(Старый солдат, участник событий, артиллерист. ) (Слайд 26)
- Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?
(Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика
! ! !Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.
(Человек лет 45 - 50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер. )
- Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения.
Весь материал – смотрите архив.
-75%
Читайте также:
- Ислам конспект урока орксэ 4 класс
- Равнины и овраги конспект урока
- В бианки музыкант 2 класс школа россии презентация и конспект
- Конспект урока по математике контрольная работа по теме сложение и вычитание 3 класс школа россии
- Конспект занятия по теме конструирование сложных форм предметов технический конструктор мелкие пазлы