Обособленные определения выделительные знаки препинания при них 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ожидаемые результаты
Узнаем, что такое обособленные члены предложения и каковы их отличительные особенности. Вспомним правила обособления причастных и деепричастных оборотов. Узнаем о различных способах обособления в устной и письменной речи. Узнаем, какие определения, кроме причастных оборотов, могут быть обособленными. Закрепим понятие обособления и выделительных знаков препинания. Вспомним правила обособления причастных оборотов. Узнаем правила обособления согласованных и несогласованных распространённых определений.

Прочитайте предложения. Найдите и выделите в нём:
1) однородные члены;
2) деепричастие;
3) деепричастный оборот;
4) причастный оборот.

Заяц нам попался матёрый и резвый . Вскочив , он не только тотчас же поскакал , а повёл ушами , прислушиваясь к крику и топоту , раздававшемуся со всех сторон . (По Л. Толстому)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе.

Обособление определения.

Выделительные знаки препинания при них .

Тип урока : усвоение новых знаний.

Педагогические задачи : создать условия для ознакомления с видами обособленных определений (согласованных и несогласованных), способами выражения обособленного определения, определяемого слова, правилами обособления согласованных и несогласованных определений; обучение правильной расстановке знаков препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильному произношению предложений с обособленными несогласованными определениями.

Планируемы результаты

Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности, навыками информационной переработки прочитанного материала; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, логичность, связность, соответствие теме), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные :

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного обсуждения

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы : Богданова,Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. Для чтения/Г.А.Богданова. М.: Просвещение, 2003; предложения для графического диктанта; предложения для практической работы; предложения для работы по предупреждению пунктуационных ошибок. Малюшин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 8 классе.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I . Проверка домашнего задания (Упр.№298)

-Укажите, чем выражены определения, какие из них являются обособленными.

Читают предложения, называют определения, указывают на знаки препинания.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

II . Актуализация опорных знаний. Графический диктант

-Составьте схемы данных предложений.

1.Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие на вой.

2.Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.

3.В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.

4.Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, врывается в комнату.

5.Изогнутая кочергой, стояла на краю обрыва пегая берёза.

6.Утомлённые долгим и трудным походом, дети быстро уснули.

В тетрадях составляют схемы предложений, проверяют правильность выполнения фронтально.

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий.

III .Работа по теме урока.

1.Работа с предложениями.

- Прочитайте предложение .

Изогнутая кочергой, стояла на краю обрыва пегая берёза.

-В данном предложении есть обособленное определение. Рассуждать нужно так:

- Изогнутая кочергой- причастный оборот ;

- берёза- главное слово, выраженное именем существительным;

-причастный оборот стоит до определяемого слова, выясним причины обособления;

-узнаем место положения определяемого слова и причастного оборота: определяемое слово и причастный оборот разделены другими второстепенными членами предложения и сказуемым;

-причастный оборот далеко находится определяемого слова, поэтому обособляется;

-если бы определяемое слово стояло рядом с причастным оборотом, были бы условия для обособления? Нет, потому что при такой схеме причастный оборот не обособляется Прочитайте ещё одно предложение .

Утомлённые долгим и трудным походом, дети быстро уснули.

И в данном предложении есть обособленное определение. Но определяемое слово стоит рядом с причастным оборотом. Так почему же здесь мы тоже обособляем?

Рассуждать нужно так:

- Утомлённые долгим и трудным походом - причастный оборот;

- дети - главное слово, выраженное именем существительным;

- причастный оборот стоит до определяемого слова, выясним причины обособления;

-узнаем значение причастного оборота: дети быстро уснули (почему?), потому что были утомлены долгим и трудным походом;

-причастный оборот имеет значение причины, поэтому обособляется.

И прочитаем ещё одно предложение.

Купленная десять дней назад, роза продолжала благоухать.

- В данном предложении есть обособленное определение, стоящее перед определяемым словом. Такой причастный оборот не должен обособляться, но мы видим, что причастный оборот обособлен, выясним причину обособления;

-узнаем значение причастного оборота: роза продолжала благоухать (несмотря на что?), несмотря на то, что была куплена очень давно, десять дней назад;

-причастный оборот имеет значение уступки, поэтому тоже должен быть обособлен.

Почитайте данные предложения. Объясните условия обособления, рассуждая по образцу. Запишите предложения, расставляя необходимы знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1)Погружённый в воспоминанья о давно минувших боях старик долго не мог уснуть.

2)Озарённые сиянием луны палатки бивака казались иссиня-чёрными.

3)Привлечённые ароматом пчёлы так и летели к черёмухе.

4)Разомлевшие в жарких лучах солнечного света мы решили искупаться в реке.

5)Покрытое белыми барашками уходило вдаль голубое море.

6)Выученное ещё в первом классе стихотворение я рассказал без запинки.

Читают предложения. Рассуждают в соответствии с приведённым образцом. Переписывают предложения, выделяя обособленные определения, выраженные причастным оборот с обстоятельственным значением причины и уступки. Составляют схемы предложений.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют контроль учебных действий.

- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

- Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу

- Какие графы вам не удалось заполнить?

- Запишите предложение Тишина на рассвете ,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение.

- Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений

3. Объявление темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями

4. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Индивидуальная работа с карточками

№1

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.

1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.

2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.

3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.

4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.

№2

Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Утомлё. ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне. ые.

3. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчая. ой рукой терновник спута. ый плющом.

4. В кристалл холодный убра. ы сады внезапно занесё. ые метелью.

2) Исправление ошибок

Презентация слайды №3

Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.

1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.

2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.

3. Где-то невидимая глазу журчит вода.

4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.

Презентация слайды №4

Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку

4) Конструирование предложений

Презентация слайды №4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Серебря. ые часы(лежащий рядос со стари. ым оружием) красивые и изыска. ые тускло поблёскивали.

Единстве. ая це. ая улмка против (непойма. ый преступник) была легкомысле. о упуще..а сотрудниками (следстве. ая группа).

Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова. ый сейф), а на (приотворё. ая дверь) сте. ого шкафа.

5) Работа с текстом.

Запишите текст под диктовку.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.

- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

- Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

- Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

- С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, информационную культуру, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; помочь осознать себя гражданином России.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : учебник, раздаточный материал, презентация

Методы работы : устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная

1. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя

- Доброе утро, ребята! Словами приветствия мы начинаем каждый новый день. А что человеку несёт новый день? (ответы учащихся)

- Верно, новый день несёт новые впечатления, новые испытания, трудности, а ещё он несёт новые знания.

2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).

- Ребята, у Всеволода Рождественского есть такие строчки:

В суровый год мы сами стали строже,
Как тёмный лес, притихший от дождя… (слайд № 1)

- Как вы думаете, в какое время написаны эти строки? (ответы учащихся)

Не может быть истинной любви к Родине, если любовь эта лишена исторической памяти. Именно память и объединяет нас. Человек без памяти - ничто. Наша история полна примерами мужества и героизма.

- Запишите строчки В. Рождественского в тетрадь. Чем осложнено это предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом). Выделите графически причастный оборот.

- Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишите её (слайд № 2)

(записать тему урока в тетрадях)

- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при причастном обороте из материала седьмого класса (ответы учащихся)

- Иногда причастный оборот, который стоит перед определяемым словом, тоже выделяется запятыми. Почему? Вот это мы и должны сегодня выяснить.

Цель нашего урока : расширить сведения о пунктуации в предложениях с определениями, выраженными причастными оборотами.

- А как мы будем достигать поставленной цели?

( примерные ответы детей: будем рассматривать примеры, анализировать их, чтобы понять причину обособления)

- А где вам придется продемонстрировать полученные знания? ( На экзамене)

4. Изучение нового

- Обратите внимание на записанные предложения (слайд № 3)

Когда причастный оборот выделяется запятыми в предложении?

1.Чтобы обмануть немецких лётчиков , бомбивших Москву , на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья.

 Если стоит после определяемого слова

2. Впервые взявшие оружие , они , вчерашние школьники, встали на защиту страны.

 Если относится к личному местоимению (даже при употреблении в начале предложения)

3. Защищавшие честь нашей страны , пережив 1418 дней войны, все люди могут по праву называться героями.

 Если оторван от определяемого слова другими членами предложения.

- Запишите предложения в тетради, графически выделите обособленные обстоятельства, выраженные причастным оборотом.

5. Закрепление изученного материала

Спишите текст (на доске). Расставьте пропущенные знаки препинания.

Война называемая Великой Отечественной имеет ещё одно название — Вторая мировая, поскольку в ней участвовало много стран. Эта война унёсшая десятки миллионов жизней была одной из самых страшных в современной истории человечества.

2. Дифференцированная работа

А) Самостоятельная работа для класса (задания распечатаны)

Вставить вместо пропусков обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

30 апреля 1945 года знамя Победы , ________ , убедило, что к онец войне близок. А долгожданная победа пришла 9 мая 1945 года, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии , ________ . Наш народ , __________, выиграл Великую Отечественную в ойну.

разрушивший наши города и сёла

вынесший на своих плечах бремя военного лихолетья

поднятый над Рейхстагом нашими солдатами-разведчиками Егоровым и Кантария

Б) Работа для слабоуспевающих учащихся (работают под контролем учителя, задания распечатаны)

Списать предложения, расставить знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом.

1. Я горжусь своим прадедом воевавшим во время Великой Отечественной войны.

2. Мы должны чтить память предков сражавшихся за наше будущее.

3. Приятно видеть на изображениях в книгах солдат поднимающих знамя Победы.

4. Мы - молодое поколение помнящее подвиги своих прадедов.

5. Каждый патриот России должен знать про своего деда воевавшего в военные годы.

Самопроверка работ учащихся, которые работали без помощи учителя

Физкультминутка для снятия напряжения с глаз

1. Вверх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

6. Повторение (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (слайд № 6)
Прочитайте предложение, найдите обособленное определение

ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (слайд № 7)

2) немецкие войска РАЗГРОМЛЕНЫ – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы;

3) потерпели НЕУДАЧИ – НЕ с существительными всегда пишется слитно;
4) НЕ ПОЩАДИЛИ никого – НЕ с глаголом пишется раздельно, потому что слово употребляется без НЕ;

5) ВОЗЛОЖИТЬ цветы - написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
Ответ: 14

- Сегодня мы прикоснулись к истории нашей страны. Какие мысли и чувства пробудились в вас?

Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

- В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Сколько бы ни прошло лет, подвиг нашего народа в этой войне никогда не забудется, а слава героев не померкнет.

8. Домашнее задание. Дифференцированная работа на карточках (по уровню сложности) (см. Приложение № 1)

Читайте также: