Обособленные определения выделительные знаки препинания при них 8 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Ожидаемые результаты
Узнаем, что такое обособленные члены предложения и каковы их отличительные особенности. Вспомним правила обособления причастных и деепричастных оборотов. Узнаем о различных способах обособления в устной и письменной речи. Узнаем, какие определения, кроме причастных оборотов, могут быть обособленными. Закрепим понятие обособления и выделительных знаков препинания. Вспомним правила обособления причастных оборотов. Узнаем правила обособления согласованных и несогласованных распространённых определений.
Прочитайте предложения. Найдите и выделите в нём:
1) однородные члены;
2) деепричастие;
3) деепричастный оборот;
4) причастный оборот.
Заяц нам попался матёрый и резвый . Вскочив , он не только тотчас же поскакал , а повёл ушами , прислушиваясь к крику и топоту , раздававшемуся со всех сторон . (По Л. Толстому)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 8 классе.
Обособление определения.
Выделительные знаки препинания при них .
Тип урока : усвоение новых знаний.
Педагогические задачи : создать условия для ознакомления с видами обособленных определений (согласованных и несогласованных), способами выражения обособленного определения, определяемого слова, правилами обособления согласованных и несогласованных определений; обучение правильной расстановке знаков препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильному произношению предложений с обособленными несогласованными определениями.
Планируемы результаты
Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности, навыками информационной переработки прочитанного материала; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, логичность, связность, соответствие теме), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные :
Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного обсуждения
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; имеют объёмный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы : Богданова,Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. Для чтения/Г.А.Богданова. М.: Просвещение, 2003; предложения для графического диктанта; предложения для практической работы; предложения для работы по предупреждению пунктуационных ошибок. Малюшин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 8 классе.
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I . Проверка домашнего задания (Упр.№298)
-Укажите, чем выражены определения, какие из них являются обособленными.
Читают предложения, называют определения, указывают на знаки препинания.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения.
II . Актуализация опорных знаний. Графический диктант
-Составьте схемы данных предложений.
1.Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие на вой.
2.Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.
3.В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.
4.Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, врывается в комнату.
5.Изогнутая кочергой, стояла на краю обрыва пегая берёза.
6.Утомлённые долгим и трудным походом, дети быстро уснули.
В тетрадях составляют схемы предложений, проверяют правильность выполнения фронтально.
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий.
III .Работа по теме урока.
1.Работа с предложениями.
- Прочитайте предложение .
Изогнутая кочергой, стояла на краю обрыва пегая берёза.
-В данном предложении есть обособленное определение. Рассуждать нужно так:
- Изогнутая кочергой- причастный оборот ;
- берёза- главное слово, выраженное именем существительным;
-причастный оборот стоит до определяемого слова, выясним причины обособления;
-узнаем место положения определяемого слова и причастного оборота: определяемое слово и причастный оборот разделены другими второстепенными членами предложения и сказуемым;
-причастный оборот далеко находится определяемого слова, поэтому обособляется;
-если бы определяемое слово стояло рядом с причастным оборотом, были бы условия для обособления? Нет, потому что при такой схеме причастный оборот не обособляется Прочитайте ещё одно предложение .
Утомлённые долгим и трудным походом, дети быстро уснули.
И в данном предложении есть обособленное определение. Но определяемое слово стоит рядом с причастным оборотом. Так почему же здесь мы тоже обособляем?
Рассуждать нужно так:
- Утомлённые долгим и трудным походом - причастный оборот;
- дети - главное слово, выраженное именем существительным;
- причастный оборот стоит до определяемого слова, выясним причины обособления;
-узнаем значение причастного оборота: дети быстро уснули (почему?), потому что были утомлены долгим и трудным походом;
-причастный оборот имеет значение причины, поэтому обособляется.
И прочитаем ещё одно предложение.
Купленная десять дней назад, роза продолжала благоухать.
- В данном предложении есть обособленное определение, стоящее перед определяемым словом. Такой причастный оборот не должен обособляться, но мы видим, что причастный оборот обособлен, выясним причину обособления;
-узнаем значение причастного оборота: роза продолжала благоухать (несмотря на что?), несмотря на то, что была куплена очень давно, десять дней назад;
-причастный оборот имеет значение уступки, поэтому тоже должен быть обособлен.
Почитайте данные предложения. Объясните условия обособления, рассуждая по образцу. Запишите предложения, расставляя необходимы знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1)Погружённый в воспоминанья о давно минувших боях старик долго не мог уснуть.
2)Озарённые сиянием луны палатки бивака казались иссиня-чёрными.
3)Привлечённые ароматом пчёлы так и летели к черёмухе.
4)Разомлевшие в жарких лучах солнечного света мы решили искупаться в реке.
5)Покрытое белыми барашками уходило вдаль голубое море.
6)Выученное ещё в первом классе стихотворение я рассказал без запинки.
Читают предложения. Рассуждают в соответствии с приведённым образцом. Переписывают предложения, выделяя обособленные определения, выраженные причастным оборот с обстоятельственным значением причины и уступки. Составляют схемы предложений.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют контроль учебных действий.
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
- Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу
- Какие графы вам не удалось заполнить?
- Запишите предложение Тишина на рассвете ,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение.
- Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений
3. Объявление темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями
4. Закрепление материала
1) Объяснительный диктант
1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.
Индивидуальная работа с карточками
№1
Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.
1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.
2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.
3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.
4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.
№2
Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.
Утомлё. ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.
2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне. ые.
3. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчая. ой рукой терновник спута. ый плющом.
4. В кристалл холодный убра. ы сады внезапно занесё. ые метелью.
2) Исправление ошибок
Презентация слайды №3
Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.
1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.
2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.
3. Где-то невидимая глазу журчит вода.
4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.
5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.
Презентация слайды №4
Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку
4) Конструирование предложений
Презентация слайды №4
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.
Серебря. ые часы(лежащий рядос со стари. ым оружием) красивые и изыска. ые тускло поблёскивали.
Единстве. ая це. ая улмка против (непойма. ый преступник) была легкомысле. о упуще..а сотрудниками (следстве. ая группа).
Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова. ый сейф), а на (приотворё. ая дверь) сте. ого шкафа.
5) Работа с текстом.
Запишите текст под диктовку.
Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.
- Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.
- Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.
- С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, информационную культуру, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; помочь осознать себя гражданином России.
Тип урока: комбинированный
Оборудование : учебник, раздаточный материал, презентация
Методы работы : устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная
1. Мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя
- Доброе утро, ребята! Словами приветствия мы начинаем каждый новый день. А что человеку несёт новый день? (ответы учащихся)
- Верно, новый день несёт новые впечатления, новые испытания, трудности, а ещё он несёт новые знания.
2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).
- Ребята, у Всеволода Рождественского есть такие строчки:
В суровый год мы сами стали строже,
Как тёмный лес, притихший от дождя… (слайд № 1)
- Как вы думаете, в какое время написаны эти строки? (ответы учащихся)
Не может быть истинной любви к Родине, если любовь эта лишена исторической памяти. Именно память и объединяет нас. Человек без памяти - ничто. Наша история полна примерами мужества и героизма.
- Запишите строчки В. Рождественского в тетрадь. Чем осложнено это предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом). Выделите графически причастный оборот.
- Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишите её (слайд № 2)
(записать тему урока в тетрадях)
- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при причастном обороте из материала седьмого класса (ответы учащихся)
- Иногда причастный оборот, который стоит перед определяемым словом, тоже выделяется запятыми. Почему? Вот это мы и должны сегодня выяснить.
Цель нашего урока : расширить сведения о пунктуации в предложениях с определениями, выраженными причастными оборотами.
- А как мы будем достигать поставленной цели?
( примерные ответы детей: будем рассматривать примеры, анализировать их, чтобы понять причину обособления)
- А где вам придется продемонстрировать полученные знания? ( На экзамене)
4. Изучение нового
- Обратите внимание на записанные предложения (слайд № 3)
Когда причастный оборот выделяется запятыми в предложении?
1.Чтобы обмануть немецких лётчиков , бомбивших Москву , на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья.
Если стоит после определяемого слова
2. Впервые взявшие оружие , они , вчерашние школьники, встали на защиту страны.
Если относится к личному местоимению (даже при употреблении в начале предложения)
3. Защищавшие честь нашей страны , пережив 1418 дней войны, все люди могут по праву называться героями.
Если оторван от определяемого слова другими членами предложения.
- Запишите предложения в тетради, графически выделите обособленные обстоятельства, выраженные причастным оборотом.
5. Закрепление изученного материала
Спишите текст (на доске). Расставьте пропущенные знаки препинания.
Война называемая Великой Отечественной имеет ещё одно название — Вторая мировая, поскольку в ней участвовало много стран. Эта война унёсшая десятки миллионов жизней была одной из самых страшных в современной истории человечества.
2. Дифференцированная работа
А) Самостоятельная работа для класса (задания распечатаны)
Вставить вместо пропусков обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
30 апреля 1945 года знамя Победы , ________ , убедило, что к онец войне близок. А долгожданная победа пришла 9 мая 1945 года, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии , ________ . Наш народ , __________, выиграл Великую Отечественную в ойну.
разрушивший наши города и сёла
вынесший на своих плечах бремя военного лихолетья
поднятый над Рейхстагом нашими солдатами-разведчиками Егоровым и Кантария
Б) Работа для слабоуспевающих учащихся (работают под контролем учителя, задания распечатаны)
Списать предложения, расставить знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом.
1. Я горжусь своим прадедом воевавшим во время Великой Отечественной войны.
2. Мы должны чтить память предков сражавшихся за наше будущее.
3. Приятно видеть на изображениях в книгах солдат поднимающих знамя Победы.
4. Мы - молодое поколение помнящее подвиги своих прадедов.
5. Каждый патриот России должен знать про своего деда воевавшего в военные годы.
Самопроверка работ учащихся, которые работали без помощи учителя
Физкультминутка для снятия напряжения с глаз
1. Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
6. Повторение (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (слайд № 6)
Прочитайте предложение, найдите обособленное определение
ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (слайд № 7)
2) немецкие войска РАЗГРОМЛЕНЫ – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы;
3) потерпели НЕУДАЧИ – НЕ с существительными всегда пишется слитно;
4) НЕ ПОЩАДИЛИ никого – НЕ с глаголом пишется раздельно, потому что слово употребляется без НЕ;
5) ВОЗЛОЖИТЬ цветы - написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
Ответ: 14
- Сегодня мы прикоснулись к истории нашей страны. Какие мысли и чувства пробудились в вас?
Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
- В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло лет, подвиг нашего народа в этой войне никогда не забудется, а слава героев не померкнет.
8. Домашнее задание. Дифференцированная работа на карточках (по уровню сложности) (см. Приложение № 1)
Читайте также:
- Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука т в слогах и словах
- Преобразование единиц счета 3 класс петерсон конспект урока
- Конспект развитие координационных способностей в волейболе
- Падежные окончания имен существительных множественного числа4 класс конспект
- Конспект занятия мой мир