Обособление согласованных определений конспект

Обновлено: 05.07.2024

местоимением, причастием, порядковым числительным (согласование).

5. Способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по

6. Способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном

7. Второстепенный член предложения, к оторый обозначае т при знак предмета,

отвечает на вопросы к акой? который? чей? и п оясняет члены предложения, выраженные

8. Определение связано с с уществительным, к которому он о относится, п о способу

9. Опреде ление с вязано с определяемым словом п о способ у у правления и

10. Раздел нау ки оязыке, который из у чает правила постановки знаков препинания

Все кругом : зеленая трава на у лице, ш умящая ³ от ветра листва н а деревьях, солнце

над головой - выглядело радостным и привлекательным.

II . Постоянные признаки: действительное причастие настояще го времени, н есов.

4. По вариантам выписать словосоче тания с такими видами связи, как :

Управление: шумящая от ветра, солнце над головой, листва на деревьях;

1. Вступительная бес еда по теме: «Обособле ние соглас ованных, несогласованных,

Какие ассоциации у вас возникают со словом обособление ?

Вот видите, в вашей памяти это хранится, значит это вам нужно.

Подберите однокоренные слова к слову обо собление : особа, особенный, обособиться,

Сформулируйте значение слова обособление (обособление – это выделение)

2. Чтение § 31 - 32 с пометками: Я знаю, Я узнал (а), Хочу узнать.

Обособляются определения, если они стоят после определяе мого слова.

Например: С трудом я открыл дверь, заваленну ю ночным снегом.

Обособляются определения, если они относятся к личному местоимен ию

Например: Несколько успокоенный, я отправился к себе на ква ртиру.

Как обособляются определения, если они стоят перед определяем ым словом и имеют

Например: Не защищенный горами от холодных северных ветров, залив замерзает

зимой.Сорванная уже несколько дней назад , роза продолжала благоухать.

3. Спишите по рядам предложения, расставляя знаки препинания. Объясните

правописание орфограмм и постановку знаков препинания .

1. Мы п оспешили (на) встречу этом у утру и солнц у медленно поднимающемуся из - з а

Увал – вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами.

2. Озаренные сиянием лу ны палатки к азались (иссиня) белыми.

3. Молодая весна так и тянет в пробуждающийся от зимнего сна лес.

1. Девушка в шелковом красивом платье и в новых ту флях сидела в кресле.

2. Мартовская ночь облачная и туман. ая окутала землю.

3. Измучен. ые длин. ым переходом туристы все же продолжали путь.

1.Вставьте в предложения обособленные определения, рассказать о пу нктуации в

1) Холодный ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал снег (резкий и

3) На лес вдруг упадут сырые снегопады ( озябший и нагой ).

Словосочетания для описания картины: велик олепный зимний пейзаж, голубое

безоблачное небо, ледяная береста, крохотные елочки, п осеребренные инеем ветки,

наезженная дорога, темные холодные тени, белый искрящийся снег .

 Повторите, пожалу йста, когда обособляются согласованные, несогласованные

 Мы с вами выяснили, когда обособляются определения, а з ачем они н ужны, какую

V . Дома шнее задание: § 31- 32. Представь те себе, что обособлен ное оп ределение и

определяемое слово заклю чают между собой договор. Напиши те рассказ, включая в него

описание того, как это буде т происходить , где и о чем м ожет быть сам договор.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Шаблон презентации - 2.pptx

Первое февраля. Классная работа. Заколдовавшая весь город зима развернула пер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первое февраля. Классная работа. Заколдовавшая весь город зима развернула пер.

выделение по смыслу по интонации второстепенных членов предложения Обособлени.

 Обособленные согласованные определения. http://linda6035.ucoz.ru/

Лес, освещё(н,нн)ый зимним солнцем, сверкал ми(л,лл)ионами жемчужин. [сущ., I.

 http://linda6035.ucoz.ru/

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною.

Запишите предложения, заменив необособленные определения обособленными и выд.

Стайка клестов рассыпалась по вершинам елей, увешанным шишками. Эти птички.

Прекрасны крошечные бабочки-снежинки. Танцующие в воздухе они завораживают с.

 http://linda6035.ucoz.ru/

Домашнее задание § 191, упр.315 http://linda6035.ucoz.ru/

Урок Я на уроке Итог Интересно Работал(а) Понял(а) материал Скучно Отдыхал(а.

 СПАСИБО ЗА УРОК! http://linda6035.ucoz.ru/

Интернет-ресурсы: Бордюр http://img-fotki.yandex.ru/get/9800/134091466.189/0_.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока русского языка в 8 классе.docx

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Формы работы : индивидуальная. парная, коллективная

Дать представление об обособлении, помочь учащимся разобраться в случаях обособления определений, сформировать у них навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.

Планируемые результаты:

Формирование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Умение различать основные признаки обособленных членов предложения.

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Умение работать индивидуально и в паре, находить общее решение.

Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Развитие языкового чутья, чувства красоты языка, привитие любви к родине, к родному языку, к окружающему миру.

Способность к самооценке своих действий, поступков.

Дидактическое обеспечение:

1. Компьютер с колонками.

2. Презентация к уроку в программе PowerPoint

3. Карточки, схемы

Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас встреча с первым днём последнего зимнего месяца. Запишем число.

Ребята, вы любите зиму? Почему?

Многие художники, поэты, музыканты, писатели разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте и мы сегодня постараемся увидеть зиму по-своему.

Актуализация знаний.

На экране предложение (слайд 2)

Заколдовавшая весь город зима развёртывала перед нами свои диковинные картины.

-Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложении?

-Есть ли в этом предложении определения? Чем они выражены?

-Нужна ли в предложении запятая? Почему?

-Выделите причастный оборот интонационно. Что для этого нужно сделать?

-Запишите получившееся предложение. Составьте схему.

-Изменилась ли при этом пунктуация в предложении? Почему?

-Что вы сделали с причастным оборотом? (обособили)

-Опираясь на предложенную схему, расскажите, какие члены предложения называются обособленными (слайд 3) .

III . Формулирование темы урока, определение целей урока.

- Прочитайте текст, определите, какую новую информацию он содержит.

( используется чтение с пометками: + - знал,! – узнал новое, ? – не знаю, но хочу узнать)

Обособление—один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром.

В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой интонацией, на письме выделяются запятыми, иногда тире.

Самую большую группу обособленных членов предложения образуют согласованные и несогласованные определения.

Существует 4 основных случая обособления согласованных определений.

-Что об обособлении вы уже знали? (что такое обособление, как выделяются)

-Что узнали нового? (Самую большую группу обособленных членов предложения образуют согласованные и несогласованные определения. Существует 4 основных случая обособления согласованных определений)

-Что не знаете? (Какие 4 случая обособления согласованных определений существует).

-Для чего это нужно знать?

-Определим тему и цель урока.

Цель: узнать основные случаи обособления согласованных определений.

Открытие новых знаний.

- Для того, чтобы познакомиться с основными случаями обособления согласованных определений, проведём небольшое исследование. (работа в парах)

У каждого на парте белый лист с предложениями и планом исследования (карточка 2) и цветные листы со схемами (красный, жёлтый зелёный, синий).

-Ваша задача по предложенному плану проанализировать каждое предложение и определить, какая карточка-схема соответствует ему.

Лес, освещё(н,нн)ый зимним солнцем, сверкал ми(л,лл)ионами жемчужин.

Это было сказочное государство, таинстве(н,нн)ое и неподвижное.

Старые ели, серебря(н,нн)ые от инея, охраняли его.

Очарова(н,нн)ый зимним пейзажем, я затаил дыхание.

Найдите определение, выясните распространённое оно или нераспространённое.

Найдите определяемое слово, к которому относится определение, и укажите, какой частью речи оно является.

Обратите внимание на то, какое место по отношению к определяемому слову занимает определение (стоит ДО или ПОСЛЕ определяемого слова)

Найдите нужную схему.

После исследования карточки прикрепляются на доске, по ним дети самостоятельно формулируют правила обособления согласованных определений. (слайд 4)

- Сравним свои выводы с материалом учебника (с.238)

- Ребята, посмотрите внимательно на предложения, данные вам для работы. Это текст? Докажите.

-Определите тип речи. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в данном тексте?

-Объясните орфограммы в словах.

Этап первичного закрепления.

1.Стихотворение Ф.И.Тютчева (слайд 6)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

-Есть ли в предложении обособленные определения? Какой из 4 случаев встретился? Какая схема соответствует этому предложению?

2. Работа с предложениями (слайд 7)

Стайка клестов рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Эти весёлые, общительные птички всю зиму проводят в хвойных лесах.

-Есть ли в этих предложениях обособленные определения? Запишите предложения, заменив необособленные определения обособленными, и выделите их графически. (взаимопроверка)

-Какие случаи обособления встретились? Какие схемы соответствуют этим предложениям?

-Нужна ли запятая в следующем предложении? (слайд 9)

Прекрасны крошечные бабочки-снежинки. Танцующие в воздухе они завораживают

своей красотой.

-Какая схема соответствует предложению?

-Ребята, чья музыка сейчас прозвучала. Кто знает, как называется это произведение. Да, не только поэты и писатели обращались к зиме, но и музыканты восхищались её красотой и пытались передать это в своих произведениях.

Этап самостоятельной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: актуализировать знания учащихся об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях; создать условия для формирования умения видеть условия обособления согласованных определений; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях; закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи

Планируемые результаты урока

Предметные: усвоение обучащимися случаев обособления согласованных определений; умение находить в предложении обособленные согласованные определения и применять правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями

Метапредметные:

Личностные: обучащиеся осознают гордость за богатство и выразительность русского языка, анализируют свои действия, объективно оценивают уровень своих знаний; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы

Регулятивные: обучащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою собственную деятельность

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдают правила речевого поведения; умеют формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование урока: презентация, компьютер, карточки с таблицами-заданиями по группам,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи:

Слайд № 1

Как вы думаете, что именно сказал мудрец?

А вот слова старца:

Слайд № 2

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В- третьих, будьте готовы к тому, что придётся принимать решения.

В-четвёртых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

Я надеюсь, вы примете во внимание все советы мудреца и успешно решите все проблемные вопросы.

3. Актуализация знаний слайд 3

. Повторение материала о согласованных и несогласованных определениях

Определите способ подчинительной связи (управление, согласование, примыкание)

Желтый цветок, летящий шар, шарф в клетку, дом напротив

. Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

4. Формулировка темы урока

Слайд № 4

1.Сравнительный анализ предложений

1. Вскоре мы заметили пыльный вихрь, нёсшийся нам навстречу. (А. П. Платонов)

2. Вскоре мы заметили нёсшийся нам навстречу пыльный вихрь.

Можете ли вы сказать, почему во втором предложении запятые не нужны? Чем предложения отличаются друг от друга? (В первом предложении обособлено согласованное определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова)

Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы сегодня и рассмотрим. Как звучит тема нашего урока?

2. Запись даты и темы в тетрадь

5. Целеполагание

А сейчас я расскажу вам небольшую лингвистическую сказку. А вы попробуете определить цели нашего урока.

Живут в государстве Синтаксис на улице Обособленных членов предложения интересные единицы – Обособленные согласованные определения, гордые, себялюбивые и самостоятельные! А уж как им интонация служит! Попробуй произнести без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В пунктуационном своде законов им посвящено немалое число правил! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы!

Корректировка целей урока учителем

Слайд № 5

актуализировать знания об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях;

сформировать умение видеть условия обособления согласованных определений;

научиться правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях;

закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи

6. Изучение нового материала

Для того чтобы познакомиться со всеми случаями обособления согласованных определений, определить их роль в тексте, мы проведём исследование. Работать будем в группах, каждая получит своё задание. Необходимо в каждой группе выбрать эксперта, который после работы будет докладывать о выводах

Исследовательская работа в группах

Задание для 1-й группы: установите, какой частью речи выражено определяемое слово, укажите, в каких случаях обособляются согласованные определения

Задание для 2-й группы: укажите, чем выражено обособленное согласованное определение. Способы выражения запишите

Задание для 3-й группы: определите роль обособленных согласованных определений в тексте

2. Доклады экспертов по работе группы

3. Подведение итогов, обобщение

Давайте подведём итог проделанной работы

1. Когда, при каких обстоятельствах обособляются определении?

Слайд № 7

Предложения для исследования

Измученный, он не мог сказать ни слова.

Он, измученный, не мог сказать ни слова.

Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением

Лил дождь, упорный и беспощадный.

Туча, облетевшая полнеба, постепенно рассеялась.

Лил упорный и беспощадный дождь.

Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась.

Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного

Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?) залив замерзает зимой.

Сильно уставшие, (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь.

Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки

2. Чем может быть выражено обособленное согласованное определение?

Слайд № 7

Примеры для исследования

Способы выражения

Ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Тополя, покрытые росой, медленно покачивались.

Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены.

По небосклону, высокому и прозрачному, поднимался шар солнца

Два или несколько нераспространённых прилагательных

На небе замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.

Трава, сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами.

Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот

3. Какова художественная функция обособленных согласованн6ых определений?

Слайд № 8

Текст с обособленными согласованными определениями

Текст без обособленных согласованных определений

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. (2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным телом вьюн. (5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. (6)В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

(По Ю. М. Нагибину)

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька, (2)Камни резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3)Отпотевший камыш в заводи был ту, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами проскальзывал тёмным телом вьюн. (5)Лишь одни вётлы сопротивлялись пожарной силе природы. (6)В их густой листве гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

1. Какова роль обособленных согласованных определений в этом тексте? Какой они делают речь?

2. Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении?

Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.

Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.

Общий вывод

Обособляются согласованные определения

Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением( независимо от места нахождения местоимения в предложении)

Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного

Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины(по какой причине?, с какой целью?) или уступки

Два или несколько нераспространённых(одиночные) прилагательных(однородные определения)

Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот

Функция обособленных согласованн6ых определений

Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.

Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.

7. Первичное закрепление изученного материала

1. Анализ предложений( по 2 предложения каждой группе)-

Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните постановку знаков препинания

Слайд № 9

1. Ночь вьюжная, морозная длинною кажется. (В. Бианки)

2. Большой громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью.

3. Звуки фортепьяно полные мечтательного томления рвутся из комнаты.

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.

5. Прямой и честный ты не сможешь пренебречь этим.

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.

Слайд 10

1. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется.( одиночные однородные согласованные определения после определяемого слова)

2. Большой, громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. ( одиночные однородные определения перед определяемым словом)

3. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.( согласованное распространенное определение после определяемого слова- описательный оборот) .

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом

5. Прямой и честный, ты не сможешь пренебречь этим.(одиночные однородные определения относятся к личному местоимению)

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом-описательный оборот)

2. . Конструирование предложений с согласованными определениями.

Слайд № 11

Задание 1. Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.(по 1 предложению)

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

1) Осенний ветер, сырой и противный, с воем и свистом налетал из степи, взметал листья

2) Из окна виднелось ровное ржаное поле, окутанное серой дождевой дымкой.

3) Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле

Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

3.Тропинка вела круто вверх. Она была влажная от дождя.

1. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке.

2. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги

3.Тропинка, влажная от дождя, вела круто вверх.

.Задание 3 ( устно)-индивидуальные ответы К выделенным словам подберите согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, падеж, число можно изменять).

1. Он… ничего не хотел делать сам.

2. …, мужчина ушёл с вечеринки.

3. Стена …имела странный вид.

4. Взгляд его глаз… поразил присутствующих.

5. … река была запечатлена на его пейзаже.

6…. ,она не могла идти дальше.

Для справок: уставший от суматохи; покрашенный масляной краской; глубокий, спокойный, величавый; избалованный прислугой; весёлый, озорной; измученная дальней дорогой.

9. Первичная проверка понимания темы

1. Тестирование на диагностику усвоения материала

Слайд № 15

1. Чем может быть выражено обособленное определение?

1. Сравнительным оборотом.

2. Причастным оборотом.

3. Деепричастным оборотом.

4. Фразеологическим оборотом.

2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинании не расставлены)

Обособление — это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предло­жении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются запятыми, реже — тире.

Согласованные определения — это определения, которые согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Обособление согласованных определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора — стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения.

В первом предложении определения подчёркивают, чем именно привлекло лицо. Этот акцент достигается при помощи обособления и инверсии.

Несогласованные — это определения, которые связываются с главным словом при помощи управления и примыкания.

Управление — определение-существительное стоит в форме косвенного падежа и не изменяется при изменении определяемого слова.

Приложение — это согласованное определение, выраженное существительным, которое даёт другое название предмету или указывает на степень родства, местожительство, звание, профессию и т. д. Оно всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Иногда приложение, стоящее в конце предложения, может обособляться при помощи тире , а не запятой. Это происходит в том случае, если приложению придаётся большое значение в высказывании.

Читайте также: