О как убийственно мы любим конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И. Тютчева.

I . Постановка проблемы.

Любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку, ответ надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах.

II . История первой любви Ф. И. Тютчева. Пролог.

В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжа­ет в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал, что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания. Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхен-фельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхища­лись Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчиво­го русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древ­ним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай, -

2. Прослушивание романса.

III . Странный брак.

Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон. Это был во многом необычный, странный брак. 22-летний юноша обвенчался с вдовой, матерью четверых детей, которая к тому же была старше его на четыре года. Мно­гие считали, что он искал в женитьбе спасение от тоски и горе­чи, вызванных утратой возлюбленной Амалии. Так или иначе, но первые семь лет (по его мнению) были годами безоблачного счастья. Элеонора любила Тютчева беспредельно, была рачи­тельной, хорошей хозяйкой, прекрасной матерью, родившей по­эту трех дочерей. Он же, испытывая огромное чувство благо­дарности, привык и по-своему полюбил Элеонору. Они прожили вместе 12 лет. Но нервное потрясение и сильная простуда, кото­рые выпали на долю жены (ей пришлось спасать детей с горя­щего парохода, когда они возвращались в Германию из отпуска), оборвали ее жизнь. В возрасте 39 лет она скончалась на руках мужа. Тютчев в одну ночь поседел от горя. Через 10 лет, в годов­щину ее смерти, будучи женатым во второй раз, он напишет:

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой

-И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой.

Твой милый образ незабвенный

Он предо мной везде, всегда,

Как ночью на небе звезда.

- В чем трагедия такой красивой, умной, идеальной жены как баронесса Эрнестина Дернберг, в замужестве Тютчева? Как и во втором браке сказалась противоречивая натура поэта?

О какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дернберг, встречаясь с ней, добивался ее любви?

Да, Эрнестина Дернберг была умна, красива, намного моло­же его жены. Ей поэт посвятил немало стихов. Но, еще не же­нившись на ней, Тютчев чувствовал, а вернее ощущал свою не­способность сделать любимую счастливой:

Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови

-И пуще пламенного гнева

Страшись поэтовой любви!

. Твоей святыни не нарушит

Поэта чистая рука,

Но ненароком жизнь задушит

Иль унесет за облака, -

напишет Тютчев за полгода до женитьбы на Эрнестине. Видимо, любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого ужасало его, тяготило. В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека, отторгался от него.

И все же почему в 1850 г. началась захватывающая лю­бовь поэта, последняя любовь, имя которой Елена Денисьева?

- Кто она, Елена Денисьева? Что в ней привлекало поэта?

Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, жи­вущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой.

Нет - в минуту роковую

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка). Тает и лирическая героиня стихов, душа которой измучена общественным порица­нием света:

Чему молилась так с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Все лето 1864 года поэт посвящает уходу за больной Лелей, упрекая себя в том, что это он виноват.

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня.

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Не знаю я, коснется ль Благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была

-Ты, ты, мое земное провиденье.

Как-то он застал Нести, сидящей на полу, с глазами, полны­ми слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их одно за другим, пробегала глазами дорогие ее памяти строки любви и признаний и, словно заведенная механическая кукла, бросала в огонь ками­на пожелтевшие от времени листки:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них смотрела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой.

Поэт - вне осуждения, он - выше. Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Тютчева бо­готворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличен­ные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий. Наполненная драматизмом, не­разрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Радость и горе в живом упоенье,

Думы и сердце в вечном волненье,

В небе ликуя, томясь на земли,

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Похожие документы:

Кошелевой Раисы Васильевны. Класс: 10 Тема урок

Урок №1 Тема урока: Творчество Ф. И. Тютчева

Раннее детство Тютчева протекало в усадьбе Овстуг (Орловской губернии Брянского уезда). Здесь и пробудилось то чувство природы, которое Тютчев сохранил в течении всей жизни.

Тема урока Кол- во (3)

Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 19 века ;понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи; основные закономерности историко-литературного процесса.

Урока Тема урока (2)

Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления.

ВложениеРазмер
o.doc 85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Учитель Грачева Светлана Ивановна

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
  • знакомство с личной жизнью Ф.И Тютчева и ее отображение в его произведениях;
  • формирование навыка аналитического прочтения поэтического произведения;
  • закрепление навыка написания эссе;
  • развитие умения анализировать, обобщать ,выявлять факты, находить аргументы;
  • развитие монологической речи;
  • развитие воображения;
  • развитие творческих способностей;
  • отработка навыков выразительного чтения стихотворения.
  • Развивающие:
  • развитие умения правильно формулировать и излагать мысли;
  • Воспитательные:
  • воспитание навыков самоконтроля;
  • воспитание чувства сотрудничества.

Технология: Критическое мышления.

На уроке портреты адресатов любовной лирики Ф.И.Тютчева – Амалии Лерхенфельд ,Элеоноры Петерсон , Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой.

На каждом столе листочки со стихотворениями, которые будут рассматриваться сегодня уроке.

Возможно музыкальное оформление при прочтении стихов.

Любовь, любовь – гласит

Союз души с душой

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой …

1 этап. Стадия вызова.

Обращение к эпиграфу. Учитель читает эпиграф.

-Ребята, как вы думаете. о чем мы сегодня на уроке будем вести разговор?

- Подберите словосочетание или фразу из эпиграфа, а может и из знакомого вам стихотворения Тютчева, которое бы было созвучно теме нашего урока.

(“О.как убийственно мы любим…”-как вариант)

Записываем тему урока.

Да, сегодня мы будем говорить о любви. Но о какой любви!?

Любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причин такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку, ответ надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах. Давайте обратимся к портретам адресатов любовной лирики Тютчева, к стихотворным строчкам, которые он им посвящал и попытаемся определить не менее трех особенностей любовной лирики Федора Ивановича Тютчева.

Обращаемся к портретам, которые развешаны на доске и рассматриваем схему, которая у каждого учащегося на парте.

Адресаты любовной лирики Тютчева.

“Я встретил вас – и все былое… ” “Не верь, не верь поэту дева…”

“Еще томлюсь тоской желаний…” “Весь день она лежала в забытьи. ”

-Может быть, вам знакомы эти строчки?

-Знаете ли вы адресатов каждой из этих строчек?

-Может быть, кто-нибудь знает истории любви Тютчева?

-Может, кто-нибудь знает историю создания стихов, откуда взяты эти строчки?

(Ответы учащихся дополняет учитель.)

А теперь давайте мы с вами поподробнее поговорим о стихах. которые в разные периоды своей жизни Тютчев посвящал женщинам, которых любил искренне, беззаветно, и узнаем, что значит любовь у Тютчева.

2 этап. Стадия осмысления.

В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжает в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал ,что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания. Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхищались Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.

Ранние лирические стихотворения, написанные в период с 1823 по 1928.гг. и посвященные белокурой красавице Амалии (“Друг ,откройся предо мною…”, “Твой взор, невинной страсти полный…”,” К Нисе” ) представляют интерес потому ,что ее образы, идеи получат законченное воплощение в позднем творчестве.

Ранняя лирика-это светлые тона, краски.

Стихотворение раннего периода “Cahe-Cahe”(в переводе с французского

Работа со словарем.

“сильфиды”-германские мифологические духи огня, воды. воздуха, земли

Стихотворение читает учитель. После прочтения стихотворения – работа класса с текстом:

-Каким настроением окрашены строки о любовном свидании?

(Трепетное, радостное ожидание любимой, Волшебная близость, как благодать.)

-Какие художественно-изобразительные приемы нам помогают убедиться в этом?

(Многократное использование! и ?-знаков ,междометия “О”,метафоры “лукаво глядят гвоздики” ,“.пылают румянцем розы”.

-Что придает легкость, воздушность изображаемому?

(Чередование [л], [л]-придает легкость, часто повторяющееся [о]-состояние восторга лирического героя).

Вывод:( Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь по ранней лирике Тютчева. Учитель помогает.)

Любовь раннего периода воспета поэтом как ничем не омрачаемое, ясное и светлое чувство. Тютчев это годы “душевной теплоты”.Об этом свидетельствуют его произведения .Одно из них -“Я помню время золотое…”-было написано спустя 13 лет после первой встречи с Амалией.”Это стихотворение воссоздает атмосферу прежней влюбленности.

Выразительное чтение учащимся стихотворения “Я помню время золотое…”

Слово учителя. Вопрос классу.

-Прослушайте информацию и подготовьте ответ на вопрос. Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?

Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон. Это был во многом необычный, странный брак.22-летний юноша обвенчался с вдовой, матерью четверых детей, которая к тому же была старше его на четыре года. Многие считали, что он искал в женитьбе спасение от тоски горечи, вызванных утратой возлюбленной Амалии. Так или иначе, но первые семь лет (по его мнению) были годами безоблачного счастья. Элеонора любила Тютчева беспредельно, была рачительной, хорошей хозяйкой, прекрасной матерью, родившей поэту трех дочерей. Он же, испытывая огромное чувство благодарности, привык и по-своему полюбил Элеонору. Они прожили вместе 12 лет. Но нервное потрясение и сильная простуда, которые выпали на долю жены (ей пришлось спасать детей с горящего парохода, когда они возвращались в Германию из отпуска), оборвали ее жизнь. В возрасте 39 лет она скончалась на руках у мужа. Тютчев в одну ночь посидел от горя. До нас, сожалению, дошло мало стихотворений, адресатом которых является Элеонора Петерсон. Но даже те, которые были написаны после ее смерти, свидетельствуют о том, насколько сильно было его чувство

Выразительное чтение стихотворения учащимся “Еще томлюсь тоской желаний”. После прочтения стихотворения работа класса с текстом:

- Когда написано стихотворение? Каковы обстоятельства в жизни поэта связаны с этим стихотворением?

(Стихотворение было написано через 10 лет после смерти Элеоноры в день ее памяти.)

- На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему?

(На две части. Первая – тоска воспоминаний, вторая – образ-путеводитель всегда с ним.)

-Какое слово поэт использует несколько раз? Почему?

(Слово “еще’. Очевидно, говорит это о том, что спустя много лет Тютчев помнит Элеонору и по-прежнему любит.)

- Какие эпитеты характеризуют образ любимой?

(Милый, незабвенный, недостижимый, неизменный)

- Почему используется именно это сравнение” как ночью на небе звезда”?

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

Проверка здания данного учителем в начале раздела.

Вывод: (Учащиеся делают сами, учитель помогает. Делается запись в тетрадь)

Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращение к тени Элеоноры, оно продиктовано не угрызениями совести, а тоской желаний, живой неутихающей любовью. А спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь его жены с солнечным лучом озарившим стены комнаты

И все же своеобразие любовной лирики Тютчева заключается не в тех немногих стихотворениях раннего периода, в которых любовь описывается как гармоническое, светлое чувство, а в тех, в которых она изображена как “роковая страсть, приносящая боль, душевные муки и даже гибель” .

3) Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой и последняя “роковая любовь” любовь поэта.

После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбежности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющее его творчество и жизнь. Это Эрнестина Дернберг и Елена Денисьева.

О какой любви привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дернберг, встречаясь с ней ,добиваясь ее любви.

Да,Эрнестина Дернберг была умна, красива намного моложе его жены.

Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, живущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть пала на плечи Денисьевой.

В минуту гнева она могла бросить в поэта гипсовый бюст, тяжелую вазу. Он этим очень восхищался, считал доказательством ее страстно й любви к нему.

“С семьей Тютчев не” порывал” и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом…”К.Пигарев.

Привязанность к Элеоноре, его жене, совмещались с любовью к Елене Денисьевой., и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт осознавал себя виноватым перед каждой из них за то, сто не мог ответить им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Можем ли мы осуждать поэта? Я думаю, что нет. У нас нет на это никакого права. Поэт вне осуждения, он -выше.

Как-то Тютчев застал Эрнестину, сидящей на полу с глазами полными тоски и боли.

Чтение учителем стихотворения “Она сидела на полу…” .

После прочтения стихотворения работа класса с текстом:

-Какое чувство вызвало у вас это стихотворения?

-Какова композиция этого стихотворения?

(Стихотворении как бы разделено н 2 части. Первая часть (первые две строфы- драматическое действие, вторая- покаяние. Присутствует мотив смерти в образах “остывшая зола”, “любовь и радости убитой”… )

- Какой глагол передает поведение героини? Как они ее характеризуют?

( Сидела на полу- говорит о беззащитности героини, страдании; глядела, бросала. брала. Все глаголы пр.времени.)

-С помощью какого художественно-изобразительного средства языка передаются душевные состояния женщины?

(Метафорическое сравнение “глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело.” Это говорит о неизбежности разрыва и невозможности возврата к прошлому. Многоточие-незаконченность мысли. Эмоциональный всплеск при переходе от одной строфы к другой.)

-Какие средства языка отражают отношения к письмам?

(Торжественная лексика –“ пасть на колени…”,восклицания, анафора(О, сколько….о, сколько),)

Вывод: (Учащиеся делают сами, учитель помогает. Делается запись в тетрадь.)

Философский смысл творчества Тютчева-параллели. Параллели в любви-две верности. В поэтических образах- сила и слабость, духовная красота и “искаженный мукой лик земной женщины”, возрождение и самоуничтожение.

Эта раздвоенность жила в нем, рвала на части.

Вершиной любовной лирики Тютчева является ”Денисьевский цикл.”В ряде стихотворений “Денисьевского цикла “нашла отражение любовная драма.

Стихотворение “О, как убийственно мы любим…” читает учащийся. После прочтения стихотворения работа класса с текстом.

-Можно ли назвать это стихотворение назвать романом в стихах?

(Да, можно. Это роман о страдании, о гибели души, о приговоре судьбы. В этом стихотворении сосредоточены все основные мотивы любовной лирики.)

-Какой образ впервые появляется в этом стихотворении?

-Почему любовь становится гибелью для героев?

(Любовь трагедия в силу несправедливого отношения общества-толпы к влюбленным).

Вывод: (Учащиеся делают сами, учитель помогает. Делается запись в тетрадь).

Любовь в “Денисьевском цикле”-любовь роковая. У Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

Стихотворение “Весь день она сидела в забытьи…”-последние из произведений “Денисьевского цикла”.Наверное ,никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувства, вызванные утратой любимой.Смерть любимого человека , подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нем даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния.

Выразительное чтение стихотворения” Весь день она сидела в забытьи…” учителем.

3 этап. Стадия рефлексии.

Эпилог. Слово учителя:

.Ну а теперь, подводя итог сегодняшнего нашего разговора ,мне хотелось бы узнать:

-Что есть любовь у Тютчева?

-Каковы особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева?

-Какое из стихотворений затронуло Вас? Какое из стихотворений было Вам ближе всего по духу? Приведите свои аргуметы7

-Как Вы думаете, те проблемы (нравственности, любви, верности, ответственности) существуют в современном мире? Поясните.

Поэт –вне осуждения, он выше. Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий. Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Радость и горе в живом упоенье.

Думы и сердце в вечном волненье,

В небе ликуя, томясь на земли,

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Напишите, пожалуйста, эссе на теме “Трагизм любви в лирике Тютчева”.

4 этап. Таблица оценки.

Я открыл для себя Тютчева. Его стихи меня тронули. Хочу знать о его творчестве больше.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

"О, как убийственно мы любим…"

(История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

План открытого урока по литературе.

Преподаватель русского языка и литературы

Багаева Анжелика Михайловна

Владикавказ, 2016 год

Тип урока: изучение нового материала.

Вид : урок-практикум.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет, интерактивная доска.

а) Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева.

б) Определить, что вбирает в себя понятие “любовь” у Тютчева.

в) Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта.

Развивающие:

а) Развивать связную монологическую речь учащихся.

б) Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу.

в) Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к достоянию русской литературы – поэзии Ф.И.Тютчева, а также бережное отношение к чувствам.

1. Организационный момент.

Учитель: Тема сегодняшнего урока – “О, как убийственно мы любим…”. Это строки одного из стихотворений Ф.И.Тютчева, поэтому сегодня мы поговорим об истории тютчевской любви и попытаемся разобраться: почему любовь у Ф.И. Тютчева и блаженство и одновременно “ поединок роковой ”?

Сегодня третий урок из цикла уроков о творчестве Тютчева, не первый урок, когда мы будем активно использовать Интернет-ресурсы для поиска нужной нам информации, и, поэтому сайты, на которые мы будем заходить, уже знакомы вам.

2. Целевые установки.

Учитель: Обратите внимание на интерактивную доску: там записаны своеобразные "формулы" любви всемирно известных художников слова.

Учитель читает цитаты вслух:

"Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304–1374)

Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк.Определяет место в океане. (Уильям Шекспир (1564–1616)

"Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873–1954))

Учитель: Ребята, а, по-вашему, что такое любовь?

3. Ответы обучающихся:…

Учитель: обобщая сказанное вами, любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства.

Во все времена писатели и поэты пытались ответить на вопрос, что же такое любовь.

Конечно, пытался это сделать и Ф.И. Тютчев , в творчестве которого тема любви занимает особое место.

4. Постановка проблемы.

Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева. Многое из того, что пережил поэт, может вызвать недоумение и прямое осуждение. Не торопясь осуждать, попробуем вглядеться в долгую, сложную, противоречивую, но по-своему единую историю тютчевской любви. Поэт-философ считал, что любовь остается главным проявлением душевной жизни человека.

На сегодняшнем уроке основным Интернет-ресурсом будет исчерпывающий по своему содержанию сайт рабочей группы по изучению творчества Тютчева – “Тютчевиана”.

Найдите текст стихотворения.

Прочитайте его и попытайтесь ответить на вопрос : “Что приносит человеку любовь?” строками из этого стихотворения.

Учитель: А теперь найдите текст стихотворения “Близнецы” и обратите внимание на последние строки. Не правда ли, странное сочетание - “Самоубийство и Любовь!”.

Прочитав всего несколько тютчевских строк, мы можем сделать вывод, что любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах.

II. История первой любви Ф. И. Тютчева.

1 . Учитель: В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжает в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал, что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания.

Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхищались Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были;

Внизу, в тени, шумел Дунай,

напишет позднее Ф. И. Тютчев. За год их знакомства, того самого “времени золотого”, он был настолько очарован Амалией, что решился просить ее руки. Но простой русский дворянин, без фамильных титулов, был недостаточно выгодной партией для знатной графини (к тому же сводной сестры русской императрицы Марии Федоровны), и ее родители предпочли ему барона Крюденера, сослуживца поэта. В мае 1825 года Тютчев уезжает в отпуск, в Россию, а возвратившись через полгода, узнает о свадьбе Амалии. Несмотря на боль и отчаянье, он нашел в себе силы остаться другом Амалии. Их дружба длилась целые полвека. Они часто встречались, переписывались. В 1870 году, глубоко пожилыми людьми, Федор Иванович и Амалия Максимилиановна встретились на водах, в Карлсбаде. Именно эта встреча стала толчком к созданию стихов, которые более ста тридцати лет известны как чудесный романс.

2. Прослушивание романса.

Звучит романс “Я встретил вас. ”.

III. Странный брак.

Учитель: Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон.

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний,

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ незабвенный

Он предо мной везде, всегда,

Как ночью на небе звезда.

IV. Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой .

Учитель: Еще за пять лет до смерти первой жены, Элеоноры, на одном из балов баварский публицист Карл Пфеффель знакомит Тютчева со своей сестрой, 22-летней красавицей Эрнестиной и ее пожилым мужем бароном Дёрнбергом.

Эрнестина произвела сильное впечатление на поэта. Произошла странная история: барон почувствовал себя плохо и, покидая бал, сказал Тютчеву: “Поручаю вам свою жену”, - а через несколько дней скончался. После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, а когда вернулась между ней и Тютчевым началась та любовь, которой явно не хватало поэту в браке - духовное взаимопонимание и страсть, которая даже страшила его.

Учитель: О какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дёрнберг, встречаясь с ней, добивался ее любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эрнестина Дёрнберг была умна, красива, намного моложе его жены. Ей поэт посвятил немало стихов. Но, еще не женившись на ней, Тютчев чувствовал, а вернее ощущал свою неспособность сделать любимую счастливой. Он писал

Не верь, не верь поэту, дева;

Его своим ты не зови -

И пуще пламенного гнева

Страшись поэтовой любви!

… Твоей святыни не нарушит

Поэта чистая рука,

Но ненароком жизнь задушит…

Иль унесет за облака, -

напишет Тютчев за полгода до женитьбы на Эрнестине. Видимо, любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого ужасало его, тяготило. В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека, отторгался от него.

В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной в Берне, в церкви при русском посольстве. Жизнь как бы начиналась снова. Отношения со второй женой были близки к идеальным. Эрнестина Федоровна была образованным человеком, интересным собеседником. И через 17 лет брака Тютчев напишет: “Ты самое лучшее из всего, что известно мне в мире . и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою. ”.

V. “Последняя роковая” любовь поэта.

Учитель: И все же почему в 1850 году началась захватывающая любовь поэта, последняя любовь, имя которой Елена Денисьева?

Давайте прежде послушаем стихотворение “Последняя любовь”, посвященное Денисьевой.

Звучит стихотворение “Последняя любовь”. (“О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. ”).

Кто она, Елена Денисьева? Что в ней привлекало поэта?

Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, живущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто, связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой.

Противоречивость натуры поэта сказалась опять. Испытывая глубокое чувство вины перед женой, он, в самом деле, на протяжении многих лет, подлинно любил обеих женщин. В Эрнестине поэта восхищала выдержанность, серьезность, ум, подлинный аристократизм, а в Елене Денисьевой - страстность, эмоциональность, “безумная к нему любовь”.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение “Ты волна моя морская. ”

Учитель: Почему Елена Денисьева уподоблена “волне морской”?

Предполагаемый ответ обучающегося : Стихотворению предпослан эпиграф с французского: “Непостоянна, как волна”. Именно такой была его “Леля” (так звал Денисьеву Тютчев). В минуту гнева она могла бросить в поэта гипсовый бюст, тяжелую вазу. Он этим очень восхищался, считал доказательством ее страстной любви к нему.

Елене Денисьевой, своей “последней любви”, Тютчев посвятил целый цикл стихов, которые исследователи назвали “денисьевским”. Однако все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоенности поэта между Нести (Эрнестина) и Лелей (Елена), приводит его к “страшному выводу”: “О, как убийственно мы любим. ”.

Обучающаяся читает строки из этого стихотворения.

Учитель: Какой стилистический приём использует Тютчев в первых строках стихотворения “О, как убийственно мы любим. ”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Оксюморон, сочетание совершенно противоположных вещей, явлений, чувств.

Учитель: Любовь созидательна, любовь - это источник жизни. Как по Тютчеву проявляется убийственный характер любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, есть смерть.

Учитель: Ребята, а какой частью речи начинает поэт свое стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: Междометием О.

Учитель: Какую функцию оно выполняет здесь?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эмоционально-усилительную функцию.

Учитель: А можно ли любить “убийственно”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Наверное, нет. Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье - “вещи несовместимые”, может потому, что любовь Тютчева - это любовь-страдание, любовь-страсть:

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Учитель: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка).

Все лето 1864 года поэт посвящает уходу за больной Лелей, упрекая себя в том, что это он виноват.

Найдите на сайте текст стихотворения “Весь день она лежала в забытьи”.

Это стихотворение вам сейчас предстоит проанализировать.

Задание: в стихотворении 4 строфы. Каждый выполняет анализ 1-й строфы, далее ребята собираются за круглый стол, систематизируют свои наработки анализа строф и один обучающийся зачитывает полный анализ стихотворения.

Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполнении М.Козакова.

Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи. "

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в 1864 году.

Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни.

Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому ещё не удавалось!

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:

О, господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось.

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя.

Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: “теплый летний дождь”; метафоры: “убитый, но живой”, “. и сердце на клочки не разорвалось”.

Учитель: Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

4 августа Елена Александровна скончалась. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в “свете”, что сгубил свою Лелю.

Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”.

Стихотворение звучит в исполнении обучающегося.

Полные горькой безнадежности прожил поэт последние девять лет своей жизни после смерти любимой.

А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила “роковую любовь мужа”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их.

О чем это стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: в этом стихотворении Тютчев дал оценку величию и красоте души своей Нести.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева — уникальное явление в мировой литературе. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.

Скажите, можем ли мы осуждать Поэта Тютчева?

Предполагаемые ответы обучающихся : Поэт - вне осуждения, он - выше.

Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. И это блаженство жизни.

Учитель: Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий:

И чем одно их них нежнее,

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее.

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец…

Что это, как не роковой поединок двух сердец?

Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Обратите внимание на слайд. Что же такое любовь по Тютчеву?

Ответы обучающихся: и рок, и боль, и блаженство…

Учитель: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Нашли мы ответ на вопрос, который поставили перед собой в начале урока? Почему любовь у Тютчева и блаженство, и одновременно поединок роковой?

Предполагаемые ответы обучающихся: Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.

Учитель: что же для вас понять творчество Тютчева? Его любовную лирику?

Предполагаемые ответы обучающихся : Понять лирику Тютчева, не только любовную, - значит прожить целую жизнь, постигая безмерность жизни, полноту и красоту бытия.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, если бы Фёдор Иванович и Елена Александровна могли предвидеть свою дальнейшую судьбу, они бы отказались от своей любви или нет?

Учитель благодарит детей за подготовку, хорошую работу и объявляет оценки за урок.

Домашнее задание (на слайде).

Проанализировать стихотворение “Бессонница”. При анализе можно воспользоваться материалами следующих сайтов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой”?

"О, как убийственно мы любим…"

(История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева) 10 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок-практикум.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: Интерактивная доска.

Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой”?

Задачи урока.

а) Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева.

б) Определить, что вбирает в себя понятие “любовь” у Тютчева.

в) Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта.

Развивающие:

а) Развивать связную монологическую речь учащихся.

б) Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу.

в) Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к достоянию русской литературы – поэзии Ф.И.Тютчева, а также бережное отношение к чувствам.

1. Организационный момент.

Учитель: Тема сегодняшнего урока – “О, как убийственно мы любим…”. Это строки одного из стихотворений Ф.И.Тютчева, поэтому сегодня мы поговорим об истории тютчевской любви и попытаемся разобраться: почему любовь у Ф.И. Тютчева и блаженство и одновременно “поединок роковой”?

Сегодня третий урок из цикла уроков о творчестве Тютчева, не первый урок, когда мы будем активно использовать Интернет-ресурсы для поиска нужной нам информации, и, поэтому сайты, на которые мы будем заходить, уже знакомы вам.

2. Целевые установки.

Учитель: Обратите внимание на интерактивную доску: там записаны своеобразные "формулы" любви всемирно известных художников слова.

Учитель читает цитаты вслух:

"Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304–1374))

Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане. (Уильям Шекспир (1564–1616))

"Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873–1954))

Учитель: Ребята, а, по-вашему, что такое любовь?

3. Ответы обучающихся:…

Учитель: обобщая сказанное вами, любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства.

Во все времена писатели и поэты пытались ответить на вопрос, что же такое любовь.

Конечно, пытался это сделать и Ф.И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

4. Постановка проблемы.

Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева. Многое из того, что пережил поэт, может вызвать недоумение и прямое осуждение. Не торопясь осуждать, попробуем вглядеться в долгую, сложную, противоречивую, но по-своему единую историю тютчевской любви. Поэт-философ считал, что любовь остается главным проявлением душевной жизни человека.

На сегодняшнем уроке основным Интернет-ресурсом будет исчерпывающий по своему содержанию сайт рабочей группы по изучению творчества Тютчева – “Тютчевиана”.

Найдите текст стихотворения.

Прочитайте его и попытайтесь ответить на вопрос: “Что приносит человеку любовь?” строками из этого стихотворения.

Учитель: А теперь найдите текст стихотворения “Близнецы” и обратите внимание на последние строки. Не правда ли, странное сочетание - “Самоубийство и Любовь!”.

Прочитав всего несколько тютчевских строк, мы можем сделать вывод, что любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах.

II. История первой любви Ф. И. Тютчева.

1. Учитель: В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжает в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал, что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания.

Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхищались Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай,

напишет позднее Ф. И. Тютчев. За год их знакомства, того самого “времени золотого”, он был настолько очарован Амалией, что решился просить ее руки. Но простой русский дворянин, без фамильных титулов, был недостаточно выгодной партией для знатной графини (к тому же сводной сестры русской императрицы Марии Федоровны), и ее родители предпочли ему барона Крюденера, сослуживца поэта. В мае 1825 года Тютчев уезжает в отпуск, в Россию, а возвратившись через полгода, узнает о свадьбе Амалии. Несмотря на боль и отчаянье, он нашел в себе силы остаться другом Амалии. Их дружба длилась целые полвека. Они часто встречались, переписывались. В 1870 году, глубоко пожилыми людьми, Федор Иванович и Амалия Максимилиановна встретились на водах, в Карлсбаде. Именно эта встреча стала толчком к созданию стихов, которые более ста тридцати лет известны как чудесный романс.

2. Прослушивание романса.

Звучит романс “Я встретил вас. ”.

III. Странный брак.

Учитель: Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ незабвенный
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.

IV. Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой.

Учитель: Еще за пять лет до смерти первой жены, Элеоноры, на одном из балов баварский публицист Карл Пфеффель знакомит Тютчева со своей сестрой, 22-летней красавицей Эрнестиной и ее пожилым мужем бароном Дёрнбергом.

Эрнестина произвела сильное впечатление на поэта. Произошла странная история: барон почувствовал себя плохо и, покидая бал, сказал Тютчеву: “Поручаю вам свою жену”, - а через несколько дней скончался. После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, а когда вернулась между ней и Тютчевым началась та любовь, которой явно не хватало поэту в браке - духовное взаимопонимание и страсть, которая даже страшила его.

Учитель: О какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дёрнберг, встречаясь с ней, добивался ее любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эрнестина Дёрнберг была умна, красива, намного моложе его жены. Ей поэт посвятил немало стихов. Но, еще не женившись на ней, Тютчев чувствовал, а вернее ощущал свою неспособность сделать любимую счастливой. Он писал

Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!

. Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака, -

напишет Тютчев за полгода до женитьбы на Эрнестине. Видимо, любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого ужасало его, тяготило. В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека, отторгался от него.

В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной в Берне, в церкви при русском посольстве. Жизнь как бы начиналась снова. Отношения со второй женой были близки к идеальным. Эрнестина Федоровна была образованным человеком, интересным собеседником. И через 17 лет брака Тютчев напишет: “Ты самое лучшее из всего, что известно мне в мире . и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою. ”.

V. “Последняя роковая” любовь поэта.

Учитель: И все же почему в 1850 году началась захватывающая любовь поэта, последняя любовь, имя которой Елена Денисьева?

Давайте прежде послушаем стихотворение “Последняя любовь”, посвященное Денисьевой.

Звучит стихотворение “Последняя любовь”. (“О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. ”).

Кто она, Елена Денисьева? Что в ней привлекало поэта?

Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, живущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой.

Противоречивость натуры поэта сказалась опять. Испытывая глубокое чувство вины перед женой, он в самом деле, на протяжении многих лет, подлинно любил обеих женщин. В Эрнестине поэта восхищала выдержанность, серьезность, ум, подлинный аристократизм, а в Елене Денисьевой - страстность, эмоциональность, “безумная к нему любовь”.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение“Ты волна моя морская. ”

Учитель: Почему Елена Денисьева уподоблена “волне морской”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Стихотворению предпослан эпиграф с французского: “Непостоянна, как волна”. Именно такой была его “Леля” (так звал Денисьеву Тютчев). В минуту гнева она могла бросить в поэта гипсовый бюст, тяжелую вазу. Он этим очень восхищался, считал доказательством ее страстной любви к нему.

Елене Денисьевой, своей “последней любви”, Тютчев посвятил целый цикл стихов, которые исследователи назвали “денисьевским”. Однако все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоенности поэта между Нести (Эрнестина) и Лелей (Елена), приводит его к “страшному выводу”: “О, как убийственно мы любим. ”.

Обучающаяся читает строки из этого стихотворения.

Учитель: Какой стилистический приём использует Тютчев в первых строках стихотворения “О, как убийственно мы любим. ”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Оксюморон, сочетание совершенно противоположных вещей, явлений, чувств.

Учитель: Любовь созидательна, любовь - это источник жизни. Как по Тютчеву проявляется убийственный характер любви?

Предполагаемый ответ обучающегося: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, есть смерть.

Учитель: Ребята, а какой частью речи начинает поэт свое стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: Междометием О.

Учитель: Какую функцию оно выполняет здесь?

Предполагаемый ответ обучающегося: Эмоционально-усилительную функцию.

Учитель: А можно ли любить “убийственно”?

Предполагаемый ответ обучающегося:Наверное, нет. Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье - “вещи несовместимые”, может потому, что любовь Тютчева - это любовь-страдание, любовь-страсть:

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Учитель: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка).

Все лето 1864 года поэт посвящает уходу за больной Лелей, упрекая себя в том, что это он виноват.

Найдите на сайте текст стихотворения “Весь день она лежала в забытьи”.

Это стихотворение вам сейчас предстоит проанализировать.

Задание: в стихотворении 4 строфы. Каждый выполняет анализ 1-й строфы, далее ребята собираются за круглый стол, систематизируют свои наработки анализа строф и один обучающийся зачитывает полный анализ стихотворения.

Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполненииМ.Козакова.

Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи. "

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в 1864 году.

Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни.

Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:

О, господи. и это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя.

Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: “теплый летний дождь”; метафоры: “убитый, но живой”, “. и сердце на клочки не разорвалось”.

Учитель:Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

4 августа Елена Александровна скончалась. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в “свете”, что сгубил свою Лелю.

Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”.

Стихотворение звучит в исполнении обучающегося.

Полные горькой безнадежности прожил поэт последние девять лет своей жизни после смерти любимой.

А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила “роковую любовь мужа”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их.

О чем это стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: в этом стихотворении Тютчев дал оценку величию и красоте души своей Нести.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева — уникальное явление в мировой литературе. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.

Скажите, можем ли мы осуждать Поэта Тютчева?

Предполагаемые ответы обучающихся: Поэт - вне осуждения, он - выше.

Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. И это блаженство жизни.

Учитель: Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий:

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец.

Что это, как не роковой поединок двух сердец?

Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Обратите внимание на слайд. Что же такое любовь по Тютчеву?

Ответы обучающихся: и рок, и боль, и блаженство…

Учитель: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Нашли мы ответ на вопрос, который поставили перед собой в начале урока? Почему любовь у Тютчева и блаженство, и одновременно поединок роковой?

Предполагаемые ответы обучающихся: Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.

Учитель: что же для вас понять творчество Тютчева? Его любовную лирику?

Предполагаемые ответы обучающихся: Понять лирику Тютчева, не только любовную, - значит прожить целую жизнь, постигая безмерность жизни, полноту и красоту бытия.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, если бы Фёдор Иванович и Елена Александровна могли предвидеть свою дальнейшую судьбу, они бы отказались от своей любви или нет?

Учитель благодарит детей за подготовку, хорошую работу и объявляет оценки за урок.

Читайте также: