Конспект урока 2 класс рамзаева ударение ударный и безударный слог

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 315 0

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находитьударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.

Планируемые результаты предметные:

Предметные.Различают слово и слог. Определяют слогообразующую роль гласных звуков. Делят слова на слоги. Устанавливают количество слогов в слове.

Личностные .Осознают необходимость самосовершенствования; оценивают собственную деятельность

Универсальные учебные действия (Метапредметные)

П-ориентируются в учебнике , находят ответы на все вопросы в тексте, обозначают свое понимание и непонимание изучаемой проблемы.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск путей ее решения.

К- умеют задавать вопросы, выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, оформляют речевое высказывание в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами, умеют работать коллективно.

1. Организационный момент

-Вы любите преодолевать трудности

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Какое у вас стало настроение?

- А теперь с хорошим настроением настроим себя на урок:

Сделаем работу над ошибками.

Вспомните правила посадки при письме

(комментированная запись – число( 25 сентября), работа над ошибками).

Минутка чистописания Подберите синоним к слову ласковый (нежный) и антоним к слову грубый вежливый). Найдите букву в этих словах, которая обозначает согласный звук всегда твердый Жж

2. Новая тема

Словарная работа.

Воскресенье, понедельник, вторник

Найдите слова среди этих слов, где букв больше, чем звуков.

Найдите слова, где ь знак, укажите и скажите, какую функцию выполняет ь знак?

-Разделите слова на слоги.

-Как определить сколько в слове слогов? ( сколько в слове гласных – столько и слогов, Это знает каждый из учеников.)

- Что мы называем слогом?

- Кто догадался какая тема урока (слог, ударение)

Откройте учебники на стр.45 упр. 1

Послушайте правило, которое дома надо будет повторить. С.46

Упр.2 с.47, упр.4 с.48

-Давайте подведем итоги нашего урока.

-Как определить сколько в слове слогов ? ( сколько в слове гласных – столько и слогов, Это знает каждый из учеников.)

- Что мы называем слогом?

- Какой бывает слог? (ударный и безударный)

- Как произносим ударный слог? (с большей силой и длительностью в голосе)

Урок направлен на содействие формирования чувства языка, формированию умений и навыков необходимых для грамотного письма; развитию мышления, творческих способностей, интереса к изучению русского языка; воспитанию аккуратности, внимательного отношения к слову, как значимой единице речи.

ВложениеРазмер
Ударение.Ударный и безударный слог..doc 62.5 КБ
презентация.ppt 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ: 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию

умений и навыков необходимых для грамотного письма.

2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению

3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как

значимой единице речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карточки для рефлексии, детский рояль,

бубен, свеча со спичками, деревянные ложки, диски,

магнитола, рисунки, презентация, проектор, ноутбук.

1 . Организационный момент .

- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста. Улыбнитесь.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

- Начинаем минутку чистописания.

- Сегодня у нас дежурит буква Я. Посмотрите и скажите, на что похожа

буква Я? Почему их четыре?

(на доске печатные и прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)

У: - Чем отличаются печатные и прописные буквы?

У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие

3. Актуализация знаний учащихся.

У: - Ребята, вы любите загадки?

У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.

Всегда во рту, а не проглотишь?

У: - Как вы догадались?

У: - Что означает это слово?

У: - Какое еще значение имеет слово язык?

Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.

У: - Давайте красиво запишем это слово. (пишут)

У: - (на экране текст) Не спеши языком, торопись делом. ( на доске)

- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

У: - Запишите красиво в тетрадь пословицу.

У: - Какая буква сегодня у нас дежурит?

У: - Послушайте, что она говорит о себе . (ученица читает стих)

Всем на свете буква Я

А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках

математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –

язык. Постарайтесь ответить на вопросы:

- Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?

Д: - Да, мы ее видим и пишем.

У: - Работает ли как слог в этом слове?

У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?

Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?

У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?

Д: - Когда каждый говорит о себе.

У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?

Д: - Обозначает два звука.

У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале

слова и запишите.

У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)

- Что вы услышали?

У: - Почему бубен зазвучал?

Д: - Был удар по нему.

У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет

деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.

У: - А почему? От чего зависит сила звука?

Д: - От силы удара.

У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-

ворим о значении ударения.

5. Работа над новым материалом.

У : - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.

- Как вы это понимаете?

Д: - Значит что-то выделить силой голоса.

У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя

У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?

У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.

А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток –

Отметь его ударом.

У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)

ЛЕС ШКОЛА МАШИНА

У: - Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?

- Почему пламя мигало по-разному?

Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.

У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)

У: - Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?

Д: - Вывод : На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.

У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.

КОТ ПАРТА ЛИНЕЙКА

- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)

6. Работа с учебником.

У: - Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)

У: - Какой слог ударный, как догадались?

Д: - Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.

У: - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.178 , определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

У: - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.

У: - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?

У: - Вспомните, как поёт кукушка? (прослушивание записи). Выделяет ли она ударный слог?

У: - Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. /

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) /

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

У: - Что же случилось от перестановки ударения?

Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

У: - Давайте будем исследователями и поработаем со словом замок.

- Шутник он невидимка –

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

Замок и появился маленький замок. ( на доске две картинки замок и замок)

У: - Чем отличается написание этих слов?

Д: - Только ударением.

У: - А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение.

У: - С какими словами шутило ударение? Выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходится много трудиться, и вы должны для ударения поискать выходной. В путь!

У: - Назовите имена сказочных котов.

Д: - Леопольд, Матроскин.

У: - Сколько слогов в слове кот? ( 1)

- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? (нет)

- Какой сделаем вывод?

Д: - Вывод : если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.

У: - Молодцы! Один выходной найден. Скорее на поиск другого выходного, воскресения.

(на доске открывается картинка)

У: - Вот, пока мы тут думаем, а ударение уже отдыхает на берегу. Кто же ему держит зонтик?

У: - Кто пришёл вместе с ударением, запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах. (котёнок, телёнок, жеребёнок)

У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?

Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.

У: - Есть такое стихотворение.

Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

«Ничего житьё течёт,

У: - Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресение. А особые слова, которым знак ударения не нужен.

9. Обобщение и подведение итогов.

У: - Что мы изучали на уроке?

- Как определить ударение в словах?

- Когда ударение отдыхает?

РЕФЛЕКСИЯ. Карточки разных цветов. Поздравление с наступающим новым годом.

Цели урока: помочь детям усвоить понятие “ударение”.

  • показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
  • развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, творческие способности;
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить рассуждать, анализировать;
  • дать возможность оценить свои достижения;
  • формировать правильное отношение к природе.

Ход урока

I. Организация начала урока.

– Посмотрите на солнышко.

– Поднимите руку у кого такое же настроение. Повернитесь друг к другу. Покажите ладошки. Скажите: “Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.

– Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.

– Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Чистописание.

Береза, хлеб, берег, Белгород.

– Назовите слова с парным согласным звуком на конце.

– Подберите к ним проверочные.

– Почему слово Белгород написано с большой буквы?

III. Актуализация знаний.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)

Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит (дятел)

– Найдите лишнее слово. Почему так думаете? (неодушевленный предмет)

– На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

– На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

– Как можно назвать остальные слова одним словом? (животные)

– На какие группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)

– Ребята, прочтите слово из выделенных букв сверху вниз.(ударение)

– Это тема нашего урока.

IV. Постановка учебной проблемы.

– Скажите, мы уже встречались с таким понятием?

(Да, мы встречались с понятием ударение, учились ставить ударение в словах, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали).

– Какую же задачу мы поставим перед собою на уроке?

(Узнать что такое ударение и какова его роль в русском языке?)

V. Работа над новой темой.

– Спишите слова с доски и поставьте в них ударение.

Портфель, магазин, свёкла, диалог, щавель.

– Молодцы, ребята, правильно поставили ударение, но если вдруг у вас появится сомнение в правильности постановки ударения, то в этом вам поможет словарь “Трудности русского языка”.

– Произнесите слова с ударением.

– На какой слог падает ударение в словах?

– Как можно назвать такой слог?

– Сколько ударных слогов в слове?

– А как назвать слог, на который не падает ударение?

– Так что же такое ударение? Какой сделаем вывод?

(Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)

Работа с правилом.

– Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте стр.102.

– Дети, а какая гласная всегда ударная?

(Помните, что её однажды сильно ударили?)

– Мы решили только первую задачу урока, а чтобы двигаться дальше, давайте немного отдохнем.

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы над темой урока.

– Посмотрите на доску. Вы видите слово.

– Нарисуйте этот предмет на листочках. Что у вас получилось?

– Итак, у вас получились разные предметы. Почему? (потому что поставили ударение по-разному).

– Если я спрошу, что ты рисуешь? Как ты ответишь?

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Пишутся одинаково, но если поставить ударение на разные слоги, то произношение и значение слова меняется)

– Отвечаем на вторую часть поставленной нами задачи.

– Какова роль ударения в русском языке?

(Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова)

– Важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?

(Чтобы точно передавать значение слов)

Работа по учебнику.

VIII. Словарно-орфографическая работа.

Работа с фразеологическим оборотом.

Молоть чепуху – значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром
Раздается в поле?-
Целый день Иван с Петром
Чепуху мололи!
Намололи три мешка.
Вот такая чепуха!

IX. Закрепление изученного материала.

2. – А сейчас самостоятельная работа по вариантам.

(Учитель работает со слабыми уч-ся индивидуально)

– Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно поставьте ударение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель методики преподавания русского языка ____________/ Т.Н. Зотова

Учитель ______/ М.А. Бабанова/

урока по русскому языку

Провела студентка группы ПНК-31: Создателева В.А.

Дата проведения: 31.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /

- создавать условия для развития умений слышать звучащее слово, различать

в слове количество слогов по количеству гласных звуков и ставить ударение;

- наблюдать над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование:

1.Мотивация коррекционной деятельности

Здравствуйте, ребята. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Вера Александровна. Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем работать со словами. Делить на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги.

(Класс делиться на три команды. 3 ряда – 3 команды. В каждой команде избирается капитан.)

- Сейчас капитан каждой команды подойдёт к столу и выберет

название для своей команды.

Дети приветствуют учителя.

2.Активизация знаний и пробное учебное действие

- Прежде чем мы начнём нашу игру, хочу спросить у команд:

1) Сколько в русском алфавите букв?

2) Сколько гласных букв в русском алфавите?

4) Сколько гласных звуков?

А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, И, Ё

3.Локализация индивидуальных затруднений

(на интерактивной доске слова А. Н. Толстого) Учитель читает слова


- Изучение русского языка – это сложно, но очень интересно.

4.Построение проекта коррекций затруднений

На доске записаны слова в три столбика. (Ребята по очереди подходят к доске и вставляют нужную букву, при этом говорят проверочное слово, каждой команде по одному столбику)


- К нам поступила диктофонная запись. Сейчас мы её внимательно будем слушать, и где необходимо, отвечать на вопрос. А в конце записи надо узнать героя сказки. (Слушается запись) Каждая команда записывает свои ответы на листок.

Здорово, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Леший книжку мне читал
И загадку загадал.
Помогите отгадать,
Что это и как писать.
Вот загадочка моя,
Вы послушайте меня.

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь ….. (Тишина)

Но не знаю, И иль Е
Написать мне в тишине,
Вы скорее подскажите,
Без ошибок напишите,
Мне, старухе, объясните. (пауза)


  • Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах
    перенос слов, слог, деление на слоги, ударение, совершенствование графического навыка, словарные слова


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Читайте также: