Конспект урока 2 класс рамзаева ударение ударный и безударный слог
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 315 0
Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находитьударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.
Планируемые результаты предметные:
Предметные.Различают слово и слог. Определяют слогообразующую роль гласных звуков. Делят слова на слоги. Устанавливают количество слогов в слове.
Личностные .Осознают необходимость самосовершенствования; оценивают собственную деятельность
Универсальные учебные действия (Метапредметные)
П-ориентируются в учебнике , находят ответы на все вопросы в тексте, обозначают свое понимание и непонимание изучаемой проблемы.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск путей ее решения.
К- умеют задавать вопросы, выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, оформляют речевое высказывание в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами, умеют работать коллективно.
1. Организационный момент
-Вы любите преодолевать трудности
-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Какое у вас стало настроение?
- А теперь с хорошим настроением настроим себя на урок:
Сделаем работу над ошибками.
Вспомните правила посадки при письме
(комментированная запись – число( 25 сентября), работа над ошибками).
Минутка чистописания Подберите синоним к слову ласковый (нежный) и антоним к слову грубый вежливый). Найдите букву в этих словах, которая обозначает согласный звук всегда твердый Жж
2. Новая тема
Словарная работа.
Воскресенье, понедельник, вторник
Найдите слова среди этих слов, где букв больше, чем звуков.
Найдите слова, где ь знак, укажите и скажите, какую функцию выполняет ь знак?
-Разделите слова на слоги.
-Как определить сколько в слове слогов? ( сколько в слове гласных – столько и слогов, Это знает каждый из учеников.)
- Что мы называем слогом?
- Кто догадался какая тема урока (слог, ударение)
Откройте учебники на стр.45 упр. 1
Послушайте правило, которое дома надо будет повторить. С.46
Упр.2 с.47, упр.4 с.48
-Давайте подведем итоги нашего урока.
-Как определить сколько в слове слогов ? ( сколько в слове гласных – столько и слогов, Это знает каждый из учеников.)
- Что мы называем слогом?
- Какой бывает слог? (ударный и безударный)
- Как произносим ударный слог? (с большей силой и длительностью в голосе)
Урок направлен на содействие формирования чувства языка, формированию умений и навыков необходимых для грамотного письма; развитию мышления, творческих способностей, интереса к изучению русского языка; воспитанию аккуратности, внимательного отношения к слову, как значимой единице речи.
Вложение | Размер |
---|---|
Ударение.Ударный и безударный слог..doc | 62.5 КБ |
презентация.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ: 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию
умений и навыков необходимых для грамотного письма.
2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению
3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как
значимой единице речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карточки для рефлексии, детский рояль,
бубен, свеча со спичками, деревянные ложки, диски,
магнитола, рисунки, презентация, проектор, ноутбук.
1 . Организационный момент .
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста. Улыбнитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
- Начинаем минутку чистописания.
- Сегодня у нас дежурит буква Я. Посмотрите и скажите, на что похожа
буква Я? Почему их четыре?
(на доске печатные и прописные буквы, строчная и заглавная буква Яя)
У: - Чем отличаются печатные и прописные буквы?
У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие
3. Актуализация знаний учащихся.
У: - Ребята, вы любите загадки?
У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
У: - Как вы догадались?
У: - Что означает это слово?
У: - Какое еще значение имеет слово язык?
Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.
У: - Давайте красиво запишем это слово. (пишут)
У: - (на экране текст) Не спеши языком, торопись делом. ( на доске)
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
У: - Запишите красиво в тетрадь пословицу.
У: - Какая буква сегодня у нас дежурит?
У: - Послушайте, что она говорит о себе . (ученица читает стих)
Всем на свете буква Я
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках
математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –
язык. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?
Д: - Да, мы ее видим и пишем.
У: - Работает ли как слог в этом слове?
У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?
Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?
У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?
Д: - Когда каждый говорит о себе.
У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?
Д: - Обозначает два звука.
У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале
слова и запишите.
У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет
деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-
ворим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У : - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д: - Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя
У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.
А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)
ЛЕС ШКОЛА МАШИНА
У: - Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?
- Почему пламя мигало по-разному?
Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.
У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)
У: - Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод : На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.
КОТ ПАРТА ЛИНЕЙКА
- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
6. Работа с учебником.
У: - Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)
У: - Какой слог ударный, как догадались?
Д: - Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.
У: - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.178 , определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
У: - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.
У: - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
У: - Вспомните, как поёт кукушка? (прослушивание записи). Выделяет ли она ударный слог?
У: - Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. /
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) /
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…
У: - Что же случилось от перестановки ударения?
Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.
У: - Давайте будем исследователями и поработаем со словом замок.
- Шутник он невидимка –
Тук и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный
Замок и появился маленький замок. ( на доске две картинки замок и замок)
У: - Чем отличается написание этих слов?
Д: - Только ударением.
У: - А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение.
У: - С какими словами шутило ударение? Выходит нам без ударения не обойтись. Ему приходится много трудиться, и вы должны для ударения поискать выходной. В путь!
У: - Назовите имена сказочных котов.
Д: - Леопольд, Матроскин.
У: - Сколько слогов в слове кот? ( 1)
- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? (нет)
- Какой сделаем вывод?
Д: - Вывод : если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.
У: - Молодцы! Один выходной найден. Скорее на поиск другого выходного, воскресения.
(на доске открывается картинка)
У: - Вот, пока мы тут думаем, а ударение уже отдыхает на берегу. Кто же ему держит зонтик?
У: - Кто пришёл вместе с ударением, запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах. (котёнок, телёнок, жеребёнок)
У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
У: - Есть такое стихотворение.
Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
У: - Вот и получил знак ударения два выходных. Только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресение. А особые слова, которым знак ударения не нужен.
9. Обобщение и подведение итогов.
У: - Что мы изучали на уроке?
- Как определить ударение в словах?
- Когда ударение отдыхает?
РЕФЛЕКСИЯ. Карточки разных цветов. Поздравление с наступающим новым годом.
Цели урока: помочь детям усвоить понятие “ударение”.
- показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, творческие способности;
- обогащать словарный запас детей;
- учить рассуждать, анализировать;
- дать возможность оценить свои достижения;
- формировать правильное отношение к природе.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– Посмотрите на солнышко.
– Поднимите руку у кого такое же настроение. Повернитесь друг к другу. Покажите ладошки. Скажите: “Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.
– Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.
– Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Чистописание.
Береза, хлеб, берег, Белгород.
– Назовите слова с парным согласным звуком на конце.
– Подберите к ним проверочные.
– Почему слово Белгород написано с большой буквы?
III. Актуализация знаний.
– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит (дятел)
– Найдите лишнее слово. Почему так думаете? (неодушевленный предмет)
– На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?
– На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
– Как можно назвать остальные слова одним словом? (животные)
– На какие группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)
– Ребята, прочтите слово из выделенных букв сверху вниз.(ударение)
– Это тема нашего урока.
IV. Постановка учебной проблемы.
– Скажите, мы уже встречались с таким понятием?
(Да, мы встречались с понятием ударение, учились ставить ударение в словах, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали).
– Какую же задачу мы поставим перед собою на уроке?
(Узнать что такое ударение и какова его роль в русском языке?)
V. Работа над новой темой.– Спишите слова с доски и поставьте в них ударение.
Портфель, магазин, свёкла, диалог, щавель.
– Молодцы, ребята, правильно поставили ударение, но если вдруг у вас появится сомнение в правильности постановки ударения, то в этом вам поможет словарь “Трудности русского языка”.
– Произнесите слова с ударением.
– На какой слог падает ударение в словах?
– Как можно назвать такой слог?
– Сколько ударных слогов в слове?
– А как назвать слог, на который не падает ударение?
– Так что же такое ударение? Какой сделаем вывод?
(Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)
Работа с правилом.
– Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте стр.102.
– Дети, а какая гласная всегда ударная?
(Помните, что её однажды сильно ударили?)
– Мы решили только первую задачу урока, а чтобы двигаться дальше, давайте немного отдохнем.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы над темой урока.
– Посмотрите на доску. Вы видите слово.
– Нарисуйте этот предмет на листочках. Что у вас получилось?
– Итак, у вас получились разные предметы. Почему? (потому что поставили ударение по-разному).
– Если я спрошу, что ты рисуешь? Как ты ответишь?
– Что вы можете сказать об этих словах?
(Пишутся одинаково, но если поставить ударение на разные слоги, то произношение и значение слова меняется)
– Отвечаем на вторую часть поставленной нами задачи.
– Какова роль ударения в русском языке?
(Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова)
– Важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?
(Чтобы точно передавать значение слов)
Работа по учебнику.
VIII. Словарно-орфографическая работа.
Работа с фразеологическим оборотом.
Молоть чепуху – значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.
Что за шум, что за гром
Раздается в поле?-
Целый день Иван с Петром
Чепуху мололи!
Намололи три мешка.
Вот такая чепуха!
IX. Закрепление изученного материала.
2. – А сейчас самостоятельная работа по вариантам.
(Учитель работает со слабыми уч-ся индивидуально)
– Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно поставьте ударение.
Преподаватель методики преподавания русского языка ____________/ Т.Н. Зотова
Учитель ______/ М.А. Бабанова/
урока по русскому языку
Провела студентка группы ПНК-31: Создателева В.А.
Дата проведения: 31.03.15
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /
- создавать условия для развития умений слышать звучащее слово, различать
в слове количество слогов по количеству гласных звуков и ставить ударение;
- наблюдать над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
Оборудование:
1.Мотивация коррекционной деятельности
Здравствуйте, ребята. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Вера Александровна. Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем работать со словами. Делить на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги.
(Класс делиться на три команды. 3 ряда – 3 команды. В каждой команде избирается капитан.)
- Сейчас капитан каждой команды подойдёт к столу и выберет
название для своей команды.
Дети приветствуют учителя.
2.Активизация знаний и пробное учебное действие
- Прежде чем мы начнём нашу игру, хочу спросить у команд:
1) Сколько в русском алфавите букв?
2) Сколько гласных букв в русском алфавите?
4) Сколько гласных звуков?
А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, И, Ё
3.Локализация индивидуальных затруднений
(на интерактивной доске слова А. Н. Толстого) Учитель читает слова
- Изучение русского языка – это сложно, но очень интересно.
4.Построение проекта коррекций затруднений
На доске записаны слова в три столбика. (Ребята по очереди подходят к доске и вставляют нужную букву, при этом говорят проверочное слово, каждой команде по одному столбику)
- К нам поступила диктофонная запись. Сейчас мы её внимательно будем слушать, и где необходимо, отвечать на вопрос. А в конце записи надо узнать героя сказки. (Слушается запись) Каждая команда записывает свои ответы на листок.
Здорово, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Леший книжку мне читал
И загадку загадал.
Помогите отгадать,
Что это и как писать.
Вот загадочка моя,
Вы послушайте меня.
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь ….. (Тишина)
Но не знаю, И иль Е
Написать мне в тишине,
Вы скорее подскажите,
Без ошибок напишите,
Мне, старухе, объясните. (пауза)
- Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах
-
перенос слов, слог, деление на слоги, ударение, совершенствование графического навыка, словарные слова
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.
Читайте также: