Конспект урока проект тайна имени 3 класс русский язык школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 3 - Б

Предмет: русский язык.

Цель урока : формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное представлять свой проект.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Предметные: учащиеся научатся подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное представлять свой проект.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеть логическими действиями анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушать и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка д/з

III. Самоопределение к деятельности

Имена, имена, имена…
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя — загадка и тайна.

- Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Поиграем в имена

Как в былые времена?

Вдруг получатся стихи:

Пригласим своих друзей,

Чтоб игралось веселей.

И научим их играть –

Рифму к рифме подбирать:

Саша, Маша и … Дуняша!

Ксюша, Нюша и … Валюша!

Дуся, Люся и … Маруся!

Зина, Нина и … Марина!

Аня, Таня, Саня, Даня!

Юля, Гуля и Артём, -

Стоп, друзья, передохнём!

Да и заново начнём…

Алина, Галина, Полина, Андрей, -

А ну-ка, ребята, играй веселей!

Арина, Дарина, Марина, Степан…

А ты что в сторонке стоишь там, Иван?

Давай-ка и ты называй имена,

Какие бывали во все времена…

Мы весь мир обойдём,

Узнаем немало мы новых имён.

И много прекрасных

Мы встретим ребят,

Которые с нами играть захотят.

На дружбу мы руки

Друг другу дадим,

И, может быть, мир

Мы от зла защитим.

Когда же немного

Мы все подрастём,

Слова для стихов

Для детской игры

И не так уж плохи.

И дружить веселей!

История возникновения имён

Имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников.

Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.

Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведение (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

- С тех пор прошло много времени, сейчас имена у людей более современные. И их очень много.

- А сколько разных имён в нашем классе?

- Как вы относитесь к своему имени? Кому оно нравится? Кому не нравится?

- Кто из вас знает, как родители выбирали вам имя?

- Выбор имени очень важен. Психологи доказали, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

- А скажите мне, как вам нравится, чтоб вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

- Когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по-другому. Знаете как?

- Произнесите своё полное имя, сосчитайте количество букв и определите, у кого самое длинное имя в нашем классе?

Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 18—19 учебника.

— Почему в стародавние времена к выбору имени ребёнка относились очень серьёзно?

— Из каких языков пришли к нам имена? (Далее работа по учебнику.)

VII. Рефлексия. Итог урока

Если только ты умен, не давай ребятам
Столь затейливых имен, как Паром и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала сокращенно Дита,
На родителей была девушка сердита.
Для другой искал отец имя похитрее,
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой,
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинен газетой
Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придется вековать злополучным детям.


Тема : Наши проекты. Тайна имени.
Учебный предмет: русский язык
Участники проекта: учитель, учащиеся 3 "А" класса , родители
Тип проекта: Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, краткосрочный, информационный;
Цель проекта :

-узнать историю происхождения и значение имён.

Задачи:
-узнать, что такое имя;
- познакомиться с историей происхождения имен;
- определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают;
-систематизировать найденный материал.

Предмет исследования: имена учащихся класса, школы.
Методы исследования:
1.Сбор сведений в литературе об истории имен, их значении.
2.Изучение и сбор информации в Интернете.
3.Опрос при помощи анкетирования.
4Обработка результатов анкет.

- что такое имя, от чего зависит выбор имени;

- что значит мое имя; кто из известных людей носил или носит моё имя;

- кто выбирал имя мне;

- что означают имена моих друзей (одноклассников);

- как меня называют мои близкие в разных ситуациях;

I. Определение темы.

-Отгадайте загадку. Определите тему урока.

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

-Нет меж живущих людей, да не может

и быть безымянных;

И в первый же миг по рождению каждый

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых

Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают именем.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

2.Работа с "Толковым словарем".

-Определим значение слова "имя".

-Имя- личное название человека, даваемое при рождении.

"Имя"по-гречески - "онома", поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика.

3.История возникновения имен.

Имена, как и все на свете имеют свою историю.

Историю имен можно разделить на три этапа:

-1этап древние русские имена.

В Древней Руси имена давались как примета, по которому человека можно было выделить из семьи, из рода

-По внешнему признаку - Мал, Бел.

(Дети продолжают- Косой, Кудряш, Милава, Некраса. )

- По черте характера - Добр, Храбр, Говорун.

(Горе, Молчун, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада)

-По профессии- Кузнец, Купец.

(Портной, Стрелец, Рыбак)

-Древние имена совсем не похожи на современные имена и больше напоминают клички и прозвища. Кстати, в Древней Руси не было никакой разницы между именем и прозвищем.

2 этап. Христианские имена.

Как появились современные имена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век.

Идет крещение Руси князем Владимиром. До этого Русь была языческой, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, солнца, воды, деревьев. Люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им, приносили жертвы.

Именно князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Князь велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Наступило незабываемое и единственное в своем роде утро крещения киевлян. накануне князь Владимир велел объявить по городу: "Если кто не придет завтра на реку- богатый или бедный, нищий или раб- будет мне враг".

Желание князя было исполнено. В местечке впадения речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду мужчинами, женщинами и детьми был совершен обряд крещения греческими и корсунскими священниками. А Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяня становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

3 этап. Современные имена.

-Имена бывают разные: длинные и короткие, красивые и неблагозвучные, модные и редкие.

Очень долго в нашей стране имена давались по церковному календарю. В настоящее время имена даются :

-по семейным традициям;

-в честь святого;

-в честь дорогого и близкого человека;

- из-за красивого звучания;

4. Значение имен.

Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

Чаще всего имена заимствованы из греческого, еврейского, латинского языков.

Правильнее сказать, что имя образовано от греческого или латинского слова.

Что же обозначают наши имена?

Перед работой над проектом, провели анкетирование.

На вопрос :" Знаешь ли что обозначает твое имя?"

Всем ребятам нравятся их имена.

6. Выступления учащихся.

1 группа- В нашем классе обучается 28человек.

Наши имена заимствованы из

-греческого языка- 10 имен

-еврейского- 11 имен

-латинского- 4 имени

-славянское имя- 1

Самое распространенное имя в нашем класс- Иван-4 человека

На втором месте- Матвей, Дарья, Татьяна, Данила- по 2 человека

(Ребята рассказывают о своих именах)

Редкие имена - Аделина, Ева, Мирослава

3группа- Мы провели исследование имен 109 учащихся начальной школы.

Самое распространенное имя у мальчиков- Кирилл - 10 чел.

Самое распространенное имя у девочек- Дарья - 6 чел.

- Анастасия - 4 чел.

- Екатерина - 3 чел.

Самые редкие имена у мальчиков - Гариген (в переводе с мусульманского-" драгоценность")

-Давлат (в переводе с мусульманского-" богатство")

- Файзулло (в переводе с мусульманского-" щедрость")

Самые редкие имена у девочек -Мирослава (русское имя- "прославляющая мир")

-Ева (еврейское имя - "жизнь")

4группа- Мы провели опрос среди учителей, работающих в начальной школе.

Нами было опрошено - 8 чел.

1).Все опрошенные знают значение своего имени.

2).Нравится имя- 5 чел.

не очень - 2 чел.

не нравится - 1 чел.

3). Назвали так родители - 5 чел.

Имя было модным - 2 чел.

Редкое имя -1 чел.

Самое распространенное имя среди работников школы- Наталья - 6чел, на втором месте -Татьяна - 5 чел, на третьем- Ольга, Ирина, Людмила, Елена - по 2 чел.

5 группа- занимательный материал об именах.

-Наша группа собрала интересный материал об именах.

Пословицы и поговорки про имена.

Марья без Ивана еще не Марья.

Мели Емеля, твоя неделя.

Федот, да не тот.

Нюша, не развешивай уши.

У нас Антон не тужит ни о чем. Есть штаны — носит, а нет — и не спросит.

Каков Савва, такова ему и слава.

Не зевай, Фомка, на то и ярмарка.

На бедного Макара все шишки валятся.

Ушлют туда, куда Макар телят не гонял.

Пляши, Матвей, не жалей лаптей.

У Семена-кудряша денег нету ни гроша.

Не имя красит человека, а человек имя.

(предлагают собрать разрезанную пословицу)

6. Рассказ о знаменитых тезках.

-Как называют людей с одинаковыми именами?

-Расскажите о ваших знаменитых тезках.

7.Изготовление именной ромашки.

(Из приготовленных на уроке труда заготовках изготавливают ромашку)

В серединке цветка напишите свое имя. На лепестках запишите те формы вашего имени с которыми к вам обращаются ваши родственники и друзья.

(После изготовления ромашек, их оформляют на доске.)

- Над нашей цветочной поляной появилось солнышко. На столах у вас лежат лучики трех цветов. Прикрепите тот лучик, который соответствует вашему настроению.

- Урок закончен. Спасибо за работу.

1. Бугаев Б.А. Имена. Именины. Именинники. "А.В.К.-Тимошка". 2001.

2.Герасимова В.А. Классный час играючи. М.: Творческий центр сфера. 2006.

3. Суслова А.В. Суперанская А. В. О русских именах".Лениздат.1991

4. Хигир Б. Ю. Тайная власть имени. М.: Агентство "Фаир" 1995


-75%

t1620923503aa.jpg

Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока.

Дети слушают стихотворение.

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место,

настроиться на работу

на уроке, самоконтроль, коррекция.

I I. Целеполагание

t1620923503ab.jpg

t1620923503ac.jpg

t1620923503ad.jpg

2. Стихотворение-загадка

Учитель подводит детей к теме урока через стихотворение-загадку:

- Чтобы помочь вам понять, какая сегодня будет тема урока, я прочту вам стихотворение-загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет -оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Помогает учащимся сформулировать тему урока и задачи.

- Сколько времени заняла у нас данная работа?

- Давайте вспомним, с чего началась наша работа над этим проектом?

-Если разговор пойдёт об именах собственных, какую орфограмму мы сегодня повторим?

Определяют тему, задачу урока.

1.Узнать историю выбора своего имени.

2. Познакомиться с историей происхождения имени.

3. Раскрыть значение имени.

4.Поинтересоваться характером людей с таким именем.

5. Разузнать информацию о знаменитостях с таким именем.

6. Найти пословицы, поговорки с нашими именами.

Каждый готовился к защите проекта.

-Повторить орфограмму «Заглавная буква в именах собственных.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

целеполагание, смыслообразование, определение круга своего незнания, умение самостоятельно делать выводы.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

t1620923503ae.jpg

t1620923503ae.jpg
t1620923503af.jpg
t1620923503ag.jpg
t1620923503ah.jpg

t1620923503ai.jpg

t1620923503aj.jpg

t1620923503ak.jpg

t1620923503al.jpg

t1620923503am.jpg

t1620923503an.jpg

t1620923503ao.jpg

t1620923503ap.jpg

t1620923503aq.jpg

-Сегодня нас ждёт незабываемое путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени. Узнаем много интересного о наших именах. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

-Работа по группам.

4 группа - ребята находят информацию, какие имена мальчиков являются самыми распространёнными и самыми редкими в нашем классе, что они означают.

-Заглянем в прошлое. Работа в группах.

На столах у вас размещены фотографии. По детским фотографиям вам нужно узнать знаменитых людей. Назвать их полные имена. У вас есть подсказка: рядом с фотографией показаны произведения этих людей.

-Запишите полные имена данных авторов в алфавитном порядке, соблюдая орфографические правила.

Руководители групп озвучивают результаты совместной работы.

Учащиеся записывают в тетради: Александр, Иван, Лев, Максим, Михаил, Николай, Сергей.

Регулятивные УУД: определять план выполнения задания,

самоконтроль , коррекция.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное,

высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному.

IV . Физминутка.

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Познавательные УУД - учащиеся учатся построению уменьшительно-ласкательных форм.
Личностные УУД- развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

V .Представление проектов.

t1620923503ar.jpg

t1620923503as.jpg

t1620923503at.jpg

-А узнаете ли вы своих одноклассников?

(Продукты проектной деятельности учащихся предоставлены отдельными презентациями).

Личностные УУД- самоопределение, действия нравственно-этического характера.

Коммуникативные УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

t1620923503au.jpg

t1620923503av.jpg

t1620923503aw.jpg

Работа в группах с пословицей.

Предлагаю поработать с пословицами. В конверте находятся слова, из них надо составить пословицу.

(Не имя красит человека, а человек имя.)

Как вы понимаете смысл пословицы?

-Подвести итог нашей работы на уроке нам поможет синквейн.

Ребята выкладывают из конверта слова и собирают пословицу. Записывают в тетрадь пословицу и устно объясняют её смысл.

В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Имя — это всего лишь личное название человека, которое дается ему при рождении. Намного весомее внутренний мир человека. Человек заслуживает уважение не именем, а собственными поступками. Никогда и никто не оценивает человека по имени. Ведь если ты услышишь, что кого-то зовут Ваня или Маша, тебе это не о чем не скажет. Человек красит свое имя добрыми делами и достойным поведением.

Учащиеся составляют синквейн и записывают

Имя
Свойственное, особое
Называет, характеризует, обозначает
Несет в себе особую тайну
Название.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : раскрыть тайны наших имён, выявить происхождение имён ребят нашего класса, узнать больше сведений о наших именах.

1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

3.Изучить списки учащихся начальной школы с целью определения частоты употребления имён

Анкетирование и опрос учащихся класса.

Проведение социологического исследования: выяснили, какие имена носят девочки и мальчики начальной школы, сколько человек носит одно и тоже имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления, какие редко встречаются.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Над исследовательским

проектом работали

учащиеся 3 класса Бурдюгова Анастасия и Саламатова Эвелина

под руководством

Цель: раскрыть тайны наших имён, выявить происхождение имён ребят нашего класса , узнать больше сведений о наших именах.

1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

4.Изучить списки учащихся начальной школы с целью определения частоты употребления имён.

Описание действий:

Мы думаем, что имя человека возникло не случайно .

Как рождались имена?

Наши имена:

Анастасия, Полина, Илья, Николай , Эвелина, Эльвира

Результаты анкетирования

2. Знаешь ли ты значение своего имени?(2)

3. Знаешь ли ты происхождение своего имени?(1)

4. Знаешь ли ты, когда у тебя именины?(2)

5. Доволен ли ты своим именем?(7)

Результаты исследований

*В нашем классе мужских имён – 2, женских – 5.

* На согласную букву начинаются 2 имени, а на

*Самое длинное имя – Анастасия.

*Самые короткие имена в нашем классе –

Илья и Полина .

* Самые редкие имена в нашем классе:

Эвелина и Эльвира.

* Самые популярные имена:

женское - Анастасия ,

мужское – Николай.

*7 ребятам нашего класса имена дали родители .

*2 ребят класса были названы в честь религиозного праздника.

*родителям 7 детей понравилось

Происхождение имён в нашем классе Всего –7 имен Происхождение Количество % Древнегреческое 4 56,6% Древнегерманское 1 14,2% Древнееврейское 2 28,4%

Происхождение имён в нашем классе

Происхождение Количество %

Древнегреческое 4 56,6%

Древнегерманское 1 14,2%

Древнееврейское 2 28,4%

Социологическое исследование Всего в начальной школе:35 учащихся Девочек -20 человек МАЛЬЧИКОВ - 15 человек Редкие имена начальной школы Девочки: Ангелина, Александра, Эвелина , Эльвира , Алина ,Полина. Мальчики: Ростислав, Владислав, Давид, Арсен, Илья.

Социологическое исследование

Всего в начальной школе:35 учащихся

Девочек -20 человек

МАЛЬЧИКОВ - 15 человек

Редкие имена начальной школы

Девочки:

Ангелина, Александра, Эвелина , Эльвира ,

Алина ,Полина.

Мальчики:

Ростислав, Владислав,

Давид, Арсен, Илья.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

В нашем классе преобладают имена древнегреческого , древнегерманского и древнееврейского происхождения.

Какие бы имена мы не носили, что бы

ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Читайте также: