Конспект урока по биологии 9 класс решение генетических задач
Обновлено: 07.07.2024
Цели урока: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний и решётку Пиннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
I.Актуализация знаний
А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив биологический диктант, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач.
Биологический диктант.
1.Наука о закономерностях наследственности и изменчивости
2.Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка
3.Совокупность всех взаимодействующих генов организма
4. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака
5. Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды.
6. Аутосомы – это
7. Рецессвный признак – это
8. Гомозиготное состояние -
9. Гетерозиготное состояние-
10. Какого расщепления в потомстве следует ожидать в результате моногибридного скрещивания двух гетерозигот?
II. Решение задач
Генетические задачи сгруппированы в 3 блока.
Порядок выполнения задач:
А) решение задач первого блока в группах коллективно
Б) решение задачи третьего блока - в парах;
В) Задача третьего блока для самостоятельного решения .
Задача №1. Выпишите все типы гамет
а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;
д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?
Задача № 2. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.
Задача №3. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
2 блок Дигибридное скрещивание
У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (h) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?
? процент вероятности рождения больного ребёнка.
Третий блок задач"Генетика пола"
У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген b – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?
Задача №1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.
Задача №2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача №3. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?
2 блок Дигибридное скрещивание
Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
Признаки: близорукость, фенилкетонурия.
?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.
Р аа ВВ х Аа вв
Справочный материал (прочитать вслух)
Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).
Задача. У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:
1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом
2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом
Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?
III Рефлексия
Самооценка учащегося
- что было для меня достаточно простым?
- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?
- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?
- достаточно ли я независим от учителя?
- на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?
Образовательные: закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.
Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности.
Воспитательные: способствовать в ходе урока нравственному воспитанию студентов.
2. Обеспечение занятия: дидактические карточки с генетическими задачами.
3. Порядок выполнения:
3.1. Отработка терминов и понятий.
3.2. Решение задач.
3.3. Самостоятельная работа.
4. Схема отчета:
4.1. Тема и цель занятия.
4.2. Решить задачи.
4.3. Выполнить проверочную работы.
5. Анализ преподавателем выполнения работы.
Отработка терминов и понятий
Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом
Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства
Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки
Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства
Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов
Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку
Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака
Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)
Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые
Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена
Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена
Доминантный признак – преобладающий, подавляющий
Рецессивный признак - подавляемый
Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным
Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)
Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары.
Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки.
Генотип – совокупность генов организма
Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма
Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа)
Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга
Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено
Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме
P – родительское поколение
F1 - первое поколение потомков
F2 – второе поколение потомков
A – ген, отвечающий за доминантный признак
а – ген, отвечающий за рецессивный признак
АА – гомозигота по доминантному гену
аа – гомозигота по рецессивному гену
Самостоятельное решение задач
Задача №1. Выпишите все типы гамет
д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?
Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.
Пример краткой записи
А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1
Гетерозиготные кареглазые родители Аа
Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.
Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.
а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?
Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?
Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?
Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?
Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей ?
д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?
У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.
а) Сколько разных генотипов у детей?
б) Сколько детей имеют карие глаза?
в) Сколько детей гомозиготны?
г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока биологии в 9 классе №9 Приходько М.А., дата проведения 30.09.2021
Тема урока: Решение генетических задач .
Цель : создать условия для закрепления навыков решения обучающимися генетических задач.
Образовательные: Углубить знания о закономерностях наследования признаков; возможность математического расчета вариантов по генотипу и фенотипу. Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики. Закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.
Продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развития творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
Воспитательные: воспитывать биологическую культуру.
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
Метапредметные результаты
-умение работать с текстом, выделять в нем главное;
-умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
-умение давать характеристику основным типам генетических задач; типам скрещивания
-владеть языком предмета; - знают вклад выдающихся ученых в развитие генетики;
-генетическую терминологию и символику;
-учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений;
-умеют слушать и слышать друг друга;
-знают символику, которая используется при решении задач;
-законы наследования Грегора Менделя при моно-, ди-, полигибридном скрещивании.
-умеют записывать схему скрещивания, с использованием генетической символики
-умеют определять типы образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных организмов при скрещивании, их число;
-умеют составлять решётку Пеннета;
-умеют определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;
-умеют ориентироваться в наследовании при полном и неполном доминировании;
-умеют самостоятельно составлять генетические задачи
Методы обучения: практический метод.
Методические приемы: анализ; сравнение; установление аналогии; составление схемы;
Формы организации ученого процесса: индивидуальная, фронтальная,
Межпредметные связи математика
2.Актуализация знаний
2.1.Индивидуальный устный опрос: характеризовать законы Г.Менделя.
1 Женский пол (организм)
2 Мужской пол (организм)
3. Поколение потомков (дети)
4. Родительское поколение(родители)
5. Доминантный ген
8. Рецессивный ген
10. AABB- … Напишите виды гамет
2.2.Остальная часть класса выполняют тест.
1. Ген несет информацию о : а) синтезе молекулы белка б) образовании организма в) образовании органа
2. Где расположен ген? а) цитоплазма б) ядерный сок в) хромосома г) митохондрии
3. Доминантный признак длинные уши, рецессивный признак – короткие уши,
Определите, у какой особи будут короткие уши: а) аа б) Аа в) АА г) аВ
4. Совокупность всех генов одного организма называют: а) геном б) генофонд в) фенотип г) генотип
5. Как называют гены, отвечающие за один и тот же признак:
а) аллельные б) альтернативные в) гомологичные г) аналогичные
6. . Выберите обозначение гетерозиготной особи а) АА б) аа в) АВ г) Аа
7. В яйцеклетке 22 хромосомы, сколько хромосом будет в зиготе? а) 22 б) 66 в) 11 г) 44
8. Какое расщепление по генотипу будет согласно 1-ому закону Менделя?
а) 1:2:1 б) 3:1 в) единообразное г) 1:1
9. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения, и подавляющий другой признак называется: а) рецессивный б) гомозиготный в) гетерозиготный г) доминантный
10. Локус – это: а) месторасположение гена на хромосоме б) пара генов в) одинаковые хромосомы
г) участок в ядре
1. Наука о наследственности и изменчивости – это а) гигиена б) анатомия в)генетика г) биология
2. Совокупность всех признаков организма называют:А) геном б) генофонд в) фенотип г) генотип
3. Какие типы гамет образует особь Аа? а) А б) А, А в) А, а г) а, а
4. Оплодотворенная яйцеклетка называется: а) гамета б) бластула в) гаструла г) зигота
5. Какая запись соответствует 2-ому закону Менделя?
а) АА х аа б) Аа х Аа в) АА х вв г) аа х вв
6. Месторасположение гена называется: а) локус б) аллель в) генотип г) зигота
7. Доминантный признак черная шерсть, рецессивный признак – белая шерсть,
Определите, у какой особи будет черная окраска шерсти: а) аа б) Аа в) вв г) ав
8.Какое расщепление по фенотипу получается у потомства согласно 2-ому закону Менделя?
а) 1:2:1 б) 3:1 в) единообразное г) 1:1
9. В зиготе организма содержится 48 хромосом, сколько хромосом, содержалось в сперматозоиде?
а) 48 б) 24 в) 12 г) 96
10. .Сколько сортов гамет образует особь аа: а) один б) два в) три г) четыре
Ответы демонстрируются на мониторе. Слайд 2
3. Основная часть урока: Решение генетических задач.
Объяснение с демонстрацией презентации.
Слайд 3. Типы генетических задач.
Задачи на моногибридное скрещивание
1. Полное доминирование : задачи на первый з-н Менделя, задачи на второй закон Менделя.
2. Неполное доминирование.
3. Анализирующее скрещивание.
Задачи на дигибридное скрещивание.
Слайд 4. Правила при решении задач по генетике.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
Слайд 5. Примеры решения задач на моногибридное скрещивание
Задача на моногибридное скрещивание
Задача № 1 на закон единообразия гибридов первого поколения
Жёлтые семена –доминантный признак, зелёные- рецессивный. Скрестили гомозиготные растения. Каким по фенотипу и генотипу будет потомство от такого срещивания?
Слайд 6. Задача №2 на закон расщепления признаков.
Равномерная (гладкая )окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Физкультминутка:
Слайд 7. Неполное доминирование:
Задача № 3. Белая масть у лошадей –доминантный признак, а гнедая – рецессивный. Гетерозиготы имеют золотисто-желтую масть. Какова вероятность появления золотисто-жёлтых жеребят от скрещивания золотисто-жёлтых лошадей?
Слайд 8. Задача №.4 анализирующее скрещивание.
Плоды томатов бывают красные и жёлтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку. Составьте схему решения задачи.
Слайд 9. Задача на дигибридное скрещивание
Закрепление: самостоятельная работа по решению генетических задач . (Приложение)
Итоги урока.
Инструктаж д/з
Д/з : решить 2 задачи на дигибридное скрещивание.
Задача на моногибридное скрещивание 1.
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите:
1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?
3) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача на моногибридное скрещивание 2
У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
Задача на моногибридное скрещивание № 3
При скрещивании черной самки кролика с белым самцом в первом поколении получили потомство черного цвета. Составьте схему данного скрещивания и определите:
1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Задача на моногибридное скрещивание № 4
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача на моногибридное скрещивание № 5
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Задача на дигибридное скрещивание №1
Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.
Задачи на дигибридное скрещивание № 2.
Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения, их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов.
Задачи на дигибридное скрещивание № 3.
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Задачи на дигибридное скрещивание № 4.
У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?
Воспитывающие: воспитывать точность, аккуратность, уважение к лучшим традициям своей родословной.
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 42.5 КБ |
презентация к уроку | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Альметьевского района Республики Татарстан
в 9 классе по теме:
Провела учитель биологии и химии
Комарова Марина Александровна
Тема : Решение генетических задач.
Цель: формировать навыки решения генетических задач
Подготовка детей к государственной аттестации
Образовательные : показать на примерах задач проявление генетических законов Менделя;
Развивающие : развивать умения пользоваться генетической символикой;
Воспитывающие: воспитывать точность, аккуратность, уважение к лучшим традициям своей родословной.
Здравствуйте ребята. Приготовьтесь к уроку.И мы с вами сегодня продолжаем изучать основы генетики и тема урока Решение экспериментальных задач по генетике ( СЛАЙД 1 )
Проверка домашнего задания.
И начнем мы с проверки знаний полученных на прошлом уроке.
Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлых уроках?
(изучали законы Менделя, решали задачи) ( СЛАЙД 2 )
Да, мы с вами изучали законы Менделя. Давайте посмотрим, кто как понял изученный материал.
Сейчас я вам раздам листы проверки знаний и на мультимедиа вы увидите вопросы мини теста вам необходимо в течении 5 минут на них ответить и мы посмотрим, кто как усвоил изученный материал.( СЛАЙДЫ 3,4,5,6 )
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга
Ответы на доске ( СЛАЙД 7 )
Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи на моно-, дигибридное скрещивание.По трем законам Г.Менделя.
Давайте вспомним первый закон Менделя.
(При скрещивании гомозиготных родителей в первом поколении проявляется только доминантный признак, поэтому все особи единообразны по фенотипу и генотипу).(СЛАЙД 8)
Как называют еще первый закон Менделя? (закон единообразия)( СЛАЙД 9 )
Какая окраска томата доминирует, если родители гомозиготны? (красный) ( СЛАЙД 10 )
Каковы генотипы родителей? ( АА, аа )( СЛАЙД 11 )
Каковы генотипы гибридов первого поколения? (Аа)
Полностью ли исчезает желтая окраска томатов? (нет)
Что же происходит при скрещивании между собой гибридов первого поколения? (происходит расщепление)
И теперь нам нужно вспомнить второй закон Менделя.
После скрещивания потомков первого поколения между собой происходит расщепление
в полном доминировании по фенотипу 3:1 и по генотипу 1:2:1
и сразу перейдем к решению задач .
Задача №1 (СЛАЙД 13)
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом.
а) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Решение: (СЛАЙД 14)
Задача №2 (СЛАЙД 15)
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Решение :(СЛАЙД 16)
Но мы с вами знаем, что организмы друг от друга отличаются не одним, а многими признаками. Чтобы установить механизм наследования двух ( и более) пар альтернативных признаков Мендель провел опыты по дигибридному скрещиванию.
Вспомните третий закон Менделя.
(При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков) (СЛАЙД 17)
Теперь решим задачу на дигибридное скрещивание.
Задача №3 (СЛАЙД 18)
Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребёнок – левша с решительным характером.
а)Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?
б)какое расщепление по фенотипу и генотипу должно быть у детей в этой семье?
Решение: (СЛАЙД 19,20,21)
Подведение итогов урока
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявляются неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться. Но самообразование, самовоспитание школьников в современном обществе является важнейшим фактором. Вы самое лучшее должны наследовать своих родителей, передать своим детям, а ваши дети должны быть еще прекраснее, умнее… Тогда наша страна будет могущественной, высокоразвитой, непобедимой.
6.А теперь запишите себе задачу на дом:
Задача (СЛАЙД 22)
Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил. Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?
Читайте также: