Конспект урока по биологии 9 класс решение генетических задач

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний и решётку Пиннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

I.Актуализация знаний

А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив биологический диктант, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач.

Биологический диктант.

1.Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2.Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

3.Совокупность всех взаимодействующих генов организма

4. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака

5. Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды.

6. Аутосомы – это

7. Рецессвный признак – это

8. Гомозиготное состояние -

9. Гетерозиготное состояние-

10. Какого расщепления в потомстве следует ожидать в результате моногибридного скрещивания двух гетерозигот?

II. Решение задач

Генетические задачи сгруппированы в 3 блока.

Порядок выполнения задач:

А) решение задач первого блока в группах коллективно

Б) решение задачи третьего блока - в парах;

В) Задача третьего блока для самостоятельного решения .

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача № 2. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №3. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

2 блок Дигибридное скрещивание

У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (h) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

Третий блок задач"Генетика пола"

У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген b – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

Задача №1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача №2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №3. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

2 блок Дигибридное скрещивание

Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Р аа ВВ х Аа вв

Справочный материал (прочитать вслух)

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Задача. У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

III Рефлексия

Самооценка учащегося

- что было для меня достаточно простым?

- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?

- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?

- достаточно ли я независим от учителя?

- на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.

Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности.

Воспитательные: способствовать в ходе урока нравственному воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: дидактические карточки с генетическими задачами.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Решение задач.

3.3. Самостоятельная работа.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Решить задачи.

4.3. Выполнить проверочную работы.

5. Анализ преподавателем выполнения работы.

Отработка терминов и понятий

Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства

Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства

Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов

Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку

Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака

Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)

Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена

Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена

Доминантный признак – преобладающий, подавляющий

Рецессивный признак - подавляемый

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары.

Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки.

Генотип – совокупность генов организма

Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа)

Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга

Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено

Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме

P – родительское поколение

F1 - первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Самостоятельное решение задач

Задача №1. Выпишите все типы гамет

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1

Гетерозиготные кареглазые родители Аа


Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1

Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?

Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?

Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей ?
д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?

У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.

а) Сколько разных генотипов у детей?
б) Сколько детей имеют карие глаза?
в) Сколько детей гомозиготны?
г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока биологии в 9 классе №9 Приходько М.А., дата проведения 30.09.2021

Тема урока: Решение генетических задач .

Цель : создать условия для закрепления навыков решения обучающимися генетических задач.

Образовательные: Углубить знания о закономерностях наследования признаков; возможность математического расчета вариантов по генотипу и фенотипу. Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики. Закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.

Продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развития творческого мышления, умения применять знания в практических целях.

Воспитательные: воспитывать биологическую культуру.

-уметь реализовывать теоретические познания на практике;

-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

Метапредметные результаты

-умение работать с текстом, выделять в нем главное;

-умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

-умение давать характеристику основным типам генетических задач; типам скрещивания

-владеть языком предмета; - знают вклад выдающихся ученых в развитие генетики;

-генетическую терминологию и символику;

-учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений;

-умеют слушать и слышать друг друга;

-знают символику, которая используется при решении задач;

-законы наследования Грегора Менделя при моно-, ди-, полигибридном скрещивании.

-умеют записывать схему скрещивания, с использованием генетической символики

-умеют определять типы образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных организмов при скрещивании, их число;

-умеют составлять решётку Пеннета;

-умеют определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;

-умеют ориентироваться в наследовании при полном и неполном доминировании;

-умеют самостоятельно составлять генетические задачи

Методы обучения: практический метод.

Методические приемы: анализ; сравнение; установление аналогии; составление схемы;

Формы организации ученого процесса: индивидуальная, фронтальная,

Межпредметные связи математика

2.Актуализация знаний

2.1.Индивидуальный устный опрос: характеризовать законы Г.Менделя.

1 Женский пол (организм)

2 Мужской пол (организм)

3. Поколение потомков (дети)

4. Родительское поколение(родители)

5. Доминантный ген

8. Рецессивный ген

10. AABB- … Напишите виды гамет

2.2.Остальная часть класса выполняют тест.

1. Ген несет информацию о : а) синтезе молекулы белка б) образовании организма в) образовании органа

2. Где расположен ген? а) цитоплазма б) ядерный сок в) хромосома г) митохондрии

3. Доминантный признак длинные уши, рецессивный признак – короткие уши,

Определите, у какой особи будут короткие уши: а) аа б) Аа в) АА г) аВ

4. Совокупность всех генов одного организма называют: а) геном б) генофонд в) фенотип г) генотип

5. Как называют гены, отвечающие за один и тот же признак:

а) аллельные б) альтернативные в) гомологичные г) аналогичные

6. . Выберите обозначение гетерозиготной особи а) АА б) аа в) АВ г) Аа

7. В яйцеклетке 22 хромосомы, сколько хромосом будет в зиготе? а) 22 б) 66 в) 11 г) 44

8. Какое расщепление по генотипу будет согласно 1-ому закону Менделя?

а) 1:2:1 б) 3:1 в) единообразное г) 1:1

9. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения, и подавляющий другой признак называется: а) рецессивный б) гомозиготный в) гетерозиготный г) доминантный

10. Локус – это: а) месторасположение гена на хромосоме б) пара генов в) одинаковые хромосомы

г) участок в ядре

1. Наука о наследственности и изменчивости – это а) гигиена б) анатомия в)генетика г) биология

2. Совокупность всех признаков организма называют:А) геном б) генофонд в) фенотип г) генотип

3. Какие типы гамет образует особь Аа? а) А б) А, А в) А, а г) а, а

4. Оплодотворенная яйцеклетка называется: а) гамета б) бластула в) гаструла г) зигота

5. Какая запись соответствует 2-ому закону Менделя?

а) АА х аа б) Аа х Аа в) АА х вв г) аа х вв

6. Месторасположение гена называется: а) локус б) аллель в) генотип г) зигота

7. Доминантный признак черная шерсть, рецессивный признак – белая шерсть,

Определите, у какой особи будет черная окраска шерсти: а) аа б) Аа в) вв г) ав

8.Какое расщепление по фенотипу получается у потомства согласно 2-ому закону Менделя?

а) 1:2:1 б) 3:1 в) единообразное г) 1:1

9. В зиготе организма содержится 48 хромосом, сколько хромосом, содержалось в сперматозоиде?

а) 48 б) 24 в) 12 г) 96

10. .Сколько сортов гамет образует особь аа: а) один б) два в) три г) четыре

Ответы демонстрируются на мониторе. Слайд 2

3. Основная часть урока: Решение генетических задач.

Объяснение с демонстрацией презентации.

Слайд 3. Типы генетических задач.

Задачи на моногибридное скрещивание

1. Полное доминирование : задачи на первый з-н Менделя, задачи на второй закон Менделя.

2. Неполное доминирование.

3. Анализирующее скрещивание.

Задачи на дигибридное скрещивание.

Слайд 4. Правила при решении задач по генетике.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

Слайд 5. Примеры решения задач на моногибридное скрещивание

Задача на моногибридное скрещивание

Задача № 1 на закон единообразия гибридов первого поколения

Жёлтые семена –доминантный признак, зелёные- рецессивный. Скрестили гомозиготные растения. Каким по фенотипу и генотипу будет потомство от такого срещивания?

https://myslide.ru/documents_7/05f476032ab18b97b9441ee53bb059f3/img5.jpg

Слайд 6. Задача №2 на закон расщепления признаков.

Равномерная (гладкая )окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?


Физкультминутка:

Слайд 7. Неполное доминирование:

Задача № 3. Белая масть у лошадей –доминантный признак, а гнедая – рецессивный. Гетерозиготы имеют золотисто-желтую масть. Какова вероятность появления золотисто-жёлтых жеребят от скрещивания золотисто-жёлтых лошадей?

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0ba4/0000945b-ceeb3bb8/img6.jpg

Слайд 8. Задача №.4 анализирующее скрещивание.

Плоды томатов бывают красные и жёлтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку. Составьте схему решения задачи.

https://myslide.ru/documents_4/8a5737c4fb1191dc2d9a8cbe46fdd27f/img5.jpg

Слайд 9. Задача на дигибридное скрещивание

https://cf.ppt-online.org/files/slide/7/7aTbRLnhuWOfXDvimNx1wPZk8Qgy2G0lHSzAsF/slide-11.jpg

Закрепление: самостоятельная работа по решению генетических задач . (Приложение)

Итоги урока.

Инструктаж д/з

Д/з : решить 2 задачи на дигибридное скрещивание.

Задача на моногибридное скрещивание 1.

Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите:

1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?

2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?

3) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?

4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

5) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача на моногибридное скрещивание 2

У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача на моногибридное скрещивание № 3

При скрещивании черной самки кролика с белым самцом в первом поколении получили потомство черного цвета. Составьте схему данного скрещивания и определите:

1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?

2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?

3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача на моногибридное скрещивание № 4

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача на моногибридное скрещивание № 5

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Задача на дигибридное скрещивание №1

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Задачи на дигибридное скрещивание № 2.

Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения, их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов.

Задачи на дигибридное скрещивание № 3.

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Задачи на дигибридное скрещивание № 4.

У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?

Воспитывающие: воспитывать точность, аккуратность, уважение к лучшим традициям своей родословной.

ВложениеРазмер
конспект урока 42.5 КБ
презентация к уроку 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Альметьевского района Республики Татарстан

в 9 классе по теме:

Провела учитель биологии и химии

Комарова Марина Александровна

Тема : Решение генетических задач.

Цель: формировать навыки решения генетических задач

Подготовка детей к государственной аттестации

Образовательные : показать на примерах задач проявление генетических законов Менделя;

Развивающие : развивать умения пользоваться генетической символикой;

Воспитывающие: воспитывать точность, аккуратность, уважение к лучшим традициям своей родословной.

Здравствуйте ребята. Приготовьтесь к уроку.И мы с вами сегодня продолжаем изучать основы генетики и тема урока Решение экспериментальных задач по генетике ( СЛАЙД 1 )

Проверка домашнего задания.

И начнем мы с проверки знаний полученных на прошлом уроке.

Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлых уроках?

(изучали законы Менделя, решали задачи) ( СЛАЙД 2 )

Да, мы с вами изучали законы Менделя. Давайте посмотрим, кто как понял изученный материал.

Сейчас я вам раздам листы проверки знаний и на мультимедиа вы увидите вопросы мини теста вам необходимо в течении 5 минут на них ответить и мы посмотрим, кто как усвоил изученный материал.( СЛАЙДЫ 3,4,5,6 )

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга

Ответы на доске ( СЛАЙД 7 )

Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?

( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).

А как мы можем использовать законы Менделя?

( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)

А вам нравится решать задачи?

Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи на моно-, дигибридное скрещивание.По трем законам Г.Менделя.

Давайте вспомним первый закон Менделя.

(При скрещивании гомозиготных родителей в первом поколении проявляется только доминантный признак, поэтому все особи единообразны по фенотипу и генотипу).(СЛАЙД 8)

Как называют еще первый закон Менделя? (закон единообразия)( СЛАЙД 9 )

Какая окраска томата доминирует, если родители гомозиготны? (красный) ( СЛАЙД 10 )

Каковы генотипы родителей? ( АА, аа )( СЛАЙД 11 )

Каковы генотипы гибридов первого поколения? (Аа)

Полностью ли исчезает желтая окраска томатов? (нет)

Что же происходит при скрещивании между собой гибридов первого поколения? (происходит расщепление)

И теперь нам нужно вспомнить второй закон Менделя.

После скрещивания потомков первого поколения между собой происходит расщепление

в полном доминировании по фенотипу 3:1 и по генотипу 1:2:1

и сразу перейдем к решению задач .

Задача №1 (СЛАЙД 13)

Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом.

а) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?

б) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

Решение: (СЛАЙД 14)

Задача №2 (СЛАЙД 15)

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

Решение :(СЛАЙД 16)

Но мы с вами знаем, что организмы друг от друга отличаются не одним, а многими признаками. Чтобы установить механизм наследования двух ( и более) пар альтернативных признаков Мендель провел опыты по дигибридному скрещиванию.

Вспомните третий закон Менделя.

(При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков) (СЛАЙД 17)

Теперь решим задачу на дигибридное скрещивание.

Задача №3 (СЛАЙД 18)

Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребёнок – левша с решительным характером.

а)Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?

б)какое расщепление по фенотипу и генотипу должно быть у детей в этой семье?

Решение: (СЛАЙД 19,20,21)

Подведение итогов урока

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляются неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.

Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться. Но самообразование, самовоспитание школьников в современном обществе является важнейшим фактором. Вы самое лучшее должны наследовать своих родителей, передать своим детям, а ваши дети должны быть еще прекраснее, умнее… Тогда наша страна будет могущественной, высокоразвитой, непобедимой.

6.А теперь запишите себе задачу на дом:

Задача (СЛАЙД 22)

Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил. Каковы генотипы матери, отца и ребёнка?

Читайте также: