Нравственный климат семьи 11 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

6 В хорошей семье всегда. В хорошей семье всегда. весело весело ведётся здоровый образ жизни ведётся здоровый образ жизни все счастливы все счастливы есть доверие и любовь есть доверие и любовь тепло и уют тепло и уют царит добро царит добро вкусная еда вкусная еда равноправие равноправие много детей много детей

7 Если бы я нашел клад, то. Если бы я нашел клад, то. отдал бы в банк, государству отдал бы в банк, государству отремонтировал дом отремонтировал дом стал бы богатым стал бы богатым помог родителям помог родителям потратил бы на своё образование потратил бы на своё образование помог бедным помог бедным отдал бы в детские сады, детские дома отдал бы в детские сады, детские дома поделился с родственниками поделился с родственниками не стал бы брать не стал бы брать

8 Самое главное в жизни. Самое главное в жизни. любовь любовь свобода свобода здоровье здоровье дружба дружба чистая совесть чистая совесть спокойствие во всём спокойствие во всём семья семья деньги деньги

9 Нельзя прожить без. Нельзя прожить без. любви любви семьи семьи друзей друзей цели в жизни цели в жизни своей половинки своей половинки взаимопонимания взаимопонимания общения с другими общения с другими заботы заботы денег денег

10 Если бы я всё мог, то. Если бы я всё мог, то. изменил мир к лучшему изменил мир к лучшему изменил историю своего народа изменил историю своего народа предотвратил все мировые войны предотвратил все мировые войны стал президентом РФ стал президентом РФ нашла бы родителей детям из детских домов нашла бы родителей детям из детских домов повернул время назад повернул время назад чтобы во всём был порядок чтобы во всём был порядок

15 Не навреди другому Помоги другому, даже в ущерб себе Живи по совести Живи по совести

Цель: формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях; показать ценность и важность семьи в жизни человека; формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Оборудование: выставка рисунков на тему “Моя семья”; выставка фотографий “Что имеем и храним…” (о традициях семьи); материалы для проведения игры “Рождение семьи”; мультимедийное оборудование и презентация к уроку.

Раздаточный материал: выдержки из Библии; ситуационные задачи.

Термины и понятия: семья, психологический климат в семье, стиль семейных взаимоотношений.

Ход урока

“Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”

I. Орг. момент (Приложение, слайд № 1)

II. Современная семья (Приложение, слайд № 2)

1. Что означает слово “семья”? Сегодня мы и будем об этом говорить. Вы узнаете о том, что такое “психологический климат в семье”, каким он бывает и от чего зависит. Мы также обсудим с вами вопрос о семейных правах и обязанностях, поговорим об основных функциях семьи и о слагаемых семейного счастья и благополучия.

- Итак, ребята, что же такое семья, как думаете вы?

Семья в современном обществе (Приложение, слайд № 3) – особая малая группа, это союз, в основе которого лежит особое эмоциональное чувство – любовь (супружеская, родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на любви семейные отношения способствуют заботе о самых беззащитных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков.

2. Игра “Рождение семьи” (Приложение, слайд № 4)

  1. Встреча
  2. Образование малой группы
  3. Брак
  4. Обязанности относительно друг друга
  5. Рождение детей
  6. Обязанности по отношению к детям

Игра проходит на фоне музыки из песни “Погода в доме”

- Давайте проверим, представитель какой группы выполнил задание верно. (Озвучивание результатов выполнения задания)

3. Основные функции семьи

- А для чего семья нужна? Каковы ее роли, задачи? (Приложение, слайд № 5)

- На слайде вы видите схему “Основные функции семьи”. Давайте познакомимся с содержанием функций семьи.

4. Решение ситуационных задач

Задание для работы в группах: опираясь на конкретные жизненные примеры, определить, какую функцию семьи иллюстрируют предложенные на карточках ситуации.

Итак, семья нужна человеку для счастья. Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте, - ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя любят и ждут?

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых нельзя нормально жить и работать?

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастье материнства и отцовства?

В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.

Таким образом, семья – одна из самых важных ценностей в жизни человека.

- А теперь я предлагаю вам рассказать о тех традициях, которые сложились в ваших семьях.

III. Психологический климат в семье

Китайский мудрец Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви”. К сожалению, не всегда в наших маленьких государствах царит любовь. Отчего так случается?

Настало время поговорить о психологическом климате в семье.

- Ребята, в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла фразу из романа “Анна Каренина” Л.Н.Толстого.

На мой взгляд, счастье или несчастье семьи во многом зависит от психологического климата, который в ней сложился. Так что же это такое – “психологический климат”? Давайте познакомимся с определением этого термина. (Приложение, слайд № 6)

- Ученые выделяют два вида психологического климата в семье – благоприятный и неблагоприятный. (Приложение, слайды № 7, 8)

- Познакомившись с определениями, попробуйте сами описать отношения в семье с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом.

1. Работа с репродукциями (Приложение, слайд № 9)

- Ребята, определите, какой психологический климат царит в семьях, изображенных художниками. По каким признакам вы сделали выводы?

2. Стиль семейных взаимоотношений

- Во многом психологический климат в семье зависит от того, какой стиль взаимоотношений в ней сложится.

Давайте познакомимся с тремя видами стиля семейных взаимоотношений (Приложение, слайд № 10).

- При каком стиле взаимоотношений в семье сложится благоприятный психологический климат? А неблагоприятный?

- Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из известного вам фильма “Один дома” и определить стиль семейных взаимоотношений, сложившийся в семье героя. (Приложение, слайд № 11)

3. Права членов семьи

Важной составляющей семейного благополучия является соблюдение прав человека в семье. Американские психологи, супруги Байярд, помогающие неблагополучным семьям, обобщили мнения родителей и сформировали список прав, которые хотели бы иметь родители. У вас на партах лежат таблички, в левой колонке которых вы можете найти этот список. Прочитайте его, затем, работая индивидуально, попробуйте составить список прав детей в семье и запишите его в правую колонку.

- Скажите, сильно ли отличаются права родителей и детей?

Значит, наши желания совпадают. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы в вашей семье соблюдались ваши права? /Всегда помнить о том, что права есть и у родителей и не нарушать их/

- Мы с вами перечислили права членов семьи, а о чем еще необходимо помнить в семейной жизни? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий видеофрагмент из “Ералаша”. (Приложение, слайд № 12)

Итак, кроме прав мы все должны помнить и выполнять свои обязанности. Как, по-вашему, должны распределяться семейные обязанности, чтобы в доме был мир и покой, и все были бы счастливы? А у детей должны быть обязанности?

Родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различия между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Однако честь требует возвращения долгов. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

- Возьмите, пожалуйста, листы с отрывком из Библии. Прочитайте его.

Скажите, устарела ли библейская заповедь? Нет!

Таким образом, семейный долг – это проверенная временем вечная ценность, это основа благополучия не только семьи, но и государства.

IV. Семейный долг

1. Чтение учителем вслух миниатюры “Записка” В. Астафьева:

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

- Ребята, как вы думаете, о нарушении какого долга идет речь в этом произведении? А какие еще виды семейного долга вы могли бы назвать? (Сыновний, дочерний, родительский).

Долг семьи перед обществом, его будущим состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Семейный долг – это не просто слова и это не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.

- Откройте, пожалуйста, Конституцию РФ, найдите и прочитайте ст. 38, п. 2 (Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.)

Таким образом, семейный долг – это не просто слова и не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.

V. Проверьте свои знания

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам проверить свои знания по теме урока. Перед каждым из вас лежат листочки с небольшим тестом. Ответьте на вопросы, а затем вы сможете проверить себя.

Верные ответы: 1-б, 2-в, 3-а, б, 4-б.

VI. Запись домашнего задания.

§ 17, провести социологический опрос среди учащихся 9 – 11 классов. Результаты опроса мы проанализируем на следующем уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Обучающие

Развивающие

– Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные

– Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, иллюстрации.

I .Вступительное слово учителя о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом ,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле!

Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием поговорим о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.

II. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (Семья!)

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?

Если семья – это постройка, то какая.

Если семья – это цвет, то какой…

Если семья – это музыка, то какая…

Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

Если семья – это название фильма, то какое…

Если семья – это настроение, то какое…

IV. Решение учебной задачи. Изучение нового материала.

Родина каждого из нас начинается с родного дома , с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!” “я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья.

Кто в вашей семье, по вашему мнению, считается главой семьи? А какая семья называется дружной? (Дети называют признаки дружной семьи).О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

(на доске отдельно крепятся качества)

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду и качества дружной семьи. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Работа в парах.

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

У вас есть творческие работы по теме нашего урока. Кто-то подготовил семейное дерево, а кто-то поделится рецептом кулинарного шедевра своей семьи. (Презентации творческих работ учащихся)

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…

Над чем заставляет задуматься эта история?

Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).

VI. Минутка релаксации

Просмотр видеоролика про маму.

Интересные факты

Фамилия

Мафия

Отец семейства

5. Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорождённым, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?

Фортуна

Брак – семейный союз

7. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?

Су пруги - находящиеся в одной упряжи

Алфавит

Родина

VI I. Итог урока.

Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Не забывайте поздравлять своих родных и любимых людей.

– Что самое интересное было в уроке? – О чём вам хочется рассказать друзьям?

Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.

Моя семья – моя обитель. Мой дом , мой замок, мой покой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Подвести детей к пониманию того, что родители любят своих детей, заботятся о них.

Задачи урока: 1. Дать понятие семьи как ячейки общества.

2. Выявить проблемы взаимоотношений членов семьи.

3. Определить обязанности детей перед родителями.

4. Воспитывать любовь и уважение к семье.

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Определение темы урока.

- Ребята, я вам предлагаю сейчас отгадать несколько загадок, а потом вы сами определите тему нашего урока.

III. Загадки.

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Б) У него большая пряжка,

Есть и новая рубашка,

Носит галстук целый день,

Жесткий кожаный ремень.

В) Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

У любимой . (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый . (дед)

- Молодцы, ребята, отгадали быстро все загадки. А теперь подумайте, каким общим понятием, словом можно объединить эти слова?

- Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь.

IV. Вводное слово учителя.

- Человек рождается в обществе и живет в обществе. Общество формирует мировоззрение человека, в обществе человек получает воспитание и развитие.

Но первое знакомство с окружающим миром человек получает в семье, в близком кругу – среди родных людей. Семья дает ему защиту, воспитание и любовь.

V. Работа с таблицей.

VI. Слово учителя.

-А что же такое семья? Давайте мы найдем определение этому понятию в толковом словаре Ожегова и запишем в тетрадь.

VIII. Слово учителя

- Семья – это маленькое общество, самая главная частица того, что мы включаем в слово Родина.

- Ребята, а как вы думаете, что же самое главное в семье? Давайте мы наш ответ оформим в виде рисунка: нарисуем солнце, а под каждым лучиком подпишем основные составляющие семьи.

IX. Проблемы взаимоотношений членов семьи. Соблюдение правил морали, почтительное отношение к семье.

- Ребята, мы с вами уже говорили, что самым важным для человека является его семья. И в каждой нужно почтительно, с уважением относиться к родным и близким, ведь это те люди, которые нас любят, понимают, отвечают нам взаимностью. Им нужно прощать все их недостатки и дарить свою любовь. Но, наверно, в каждой семье возникают трудности, которые мы пытаемся решать.

X. Работа с текстом

- Прочитайте сказку-быль и ответьте на вопросы.

Внучка

Мать дочку кормила, растила, ночей над ней не досыпала и дочку, как куколку, нарядно одевала, с подругами гулять пускала:

- Повеселись, моя голубка, повеселись, родная. Только погулять тебе, пока молода, а мне, старухе, много ли надо, теплый угол да хлеб-соль, вот и все.

И выросла дочка на славу: красива, умна и на работу ловка.

Вышла она замуж за богатого и дом свой вела хорошо, и деток чисто водила. Только старую хлеб-соль она позабыла: забыла она, как мать ее с горем растила, как трудилась для нее, как нужду одиноко терпела. Чем бы покоить старушку, она велит малых деток качать, а ее с собой и за стол не сажает: ведь она плохо стала видеть, да и руки и ноги дрожат, а что говорят – недослышит.

И сидит старушка за печкой одна, и не смеет к столу подойти. А внучка-малютка в углу огород городит.

- Что это, доченька, делаешь?

- Загородку в углу: когда ты, мама, старушка старая станешь, я тебя туда посажу, там тебе лучше будет; там и кормить тебя буду, а спать уложу на полу, возле деток моих. Хорошо?

- Хорошо, моя доченька, спасибо. Веди-ка бабушку к столу.

Вопросы и задания к тексту.

А) Какие чувства пробудила в вас эта сказка?

В) Кто является главными героями сказки? Дайте им устную характеристику.

Г) Как вы думаете, за что мама поблагодарила свою маленькую дочку?

Д) О каких обязанностях в семье никогда мы не должны забывать?

Е) Расскажите о своих семейных обязанностях.

Ж) Как вы думаете, какие проблемы возникают в современной семье? Как решать эти проблемы?

З) А какие обязанности должны быть у каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи?

XI. Работа с пословицами и поговорками

- Ребята, прочитайте пословицы и поговорки о семье и объясните их смысл. Какие проблемы семьи раскрываются в этих изречениях? Запишите наиболее понравившуюся пословицу в тетрадь.

Читайте также: