Новые тенденции в развитии общества история 11 класс конспект урока волобуев

Обновлено: 05.07.2024

Уроки по истории России 11 класс и другие полезные материалы для учителя истории России, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 12-е изд., стер. - М.: 2013. - 352 с.

  • Все учебники
  • История донского казачества, учебник для ВУЗов, Венков А. В., Ростов-на-Дону, Изд. Южного федерального университета, 2008
  • История Отечества. XX век. 11 класс. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. 6-е изд., стер. - М.: 2002. - 608 с.
  • История России, XX - начала XXI века. 11 класс. (профильный и базовый уровни) Данилов А.А., Пивовар Е.И. и др. Под. ред. Чубарьяна А.О. 5-е изд., дораб. и доп. - М.: 2011. - 302 с.
  • История России, XX - начало XXI века. 11 класс. (базовый уровень) Волобуев О.В., Кулешов С.В. Под ред. Данилевского И.Н.4-е изд., стер. - М.: 2009. - 335 с.
  • История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Левандовский А.А. и др.7-е изд., дораб. - М.: 2013. - 384с.
  • История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. Шестаков В.А., под ред. Сахарова А.Н. 5-е изд. - М.: 2012. - 400 с.
  • История России. 11 класс. Углубленный уровень. Часть 1. Волобуев О.В., Журавлев В.В. и др. М.: 2013. - 424 с.
  • История России. 1900-1945 гг. 11 класс. Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. 2-е изд. - М.: 2012. - 447 с.
  • История России. 1945-2008 гг. 11 класс. Под ред. Данилова А.А. и др. 3-е изд. - М.: 2009. - 368 с.
  • История России. XX - начало XXI в. 11 класс. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. 5-е изд. - М.: 2007. — 480 с.
  • История России. ХХ - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Киселев А.Ф., Попов В.П. 5-е изд., стер. - М.: 2012. - 320 с.
  • История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: 2010. - 432 с.
  • История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 12-е изд., стер. - М.: 2013. - 352 с.
  • История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. 12-е изд., стер. - М.: 2013. - 352 с.
  • История. Середина XIX -начало XXI века. 11 класс. (Базовый и углубленный уровни) В 2 ч. Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю. и др. М.: 2016. - Ч.1 - 400с., Ч.2 - 400с.


Проект. "СССР: от Сталина к началу десталинизации"

Уроки

Проект способствует развитию критического мышления, умения самостоятельно работать с документами. выявоять проблему и решать ее. Ярко развивает регулятивные навыки учащихся.

Вопросы по истории России (начало 20 века)

1. Какие черты развития были характерны для западного мира?

Для западного мира начала ХХ века были характерны рыночная экономика, уважение к частной собственности и становление гражданского общества. Также многим жителям стран Запада были присущи рационализм, вера в науку, индивидуализм.

В экономике и политике наблюдалась свободная конкуренция. Основным принципом правового государства стали демократия и уважение гражданских прав.


Новая история России (начало 20 века) – эпоха, в которую практически все страны Запада и Востока стремительно развивались.

2. Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале ХХ столетия?

Западные страны были более развиты в экономическом плане. В странах Северной Америки и Западной Европы происходило стремительное развитие науки: новые виды топлива, появление электричества, создание автомобилей, метро, телефона. Кризисы, которые время от времени возникали в экономике и производстве Западных стран, становились толчком к развитию передовой промышленности.

Страны Африки и Азии в это время были колониальными. Они попали в сферу влияния Западной Европы.

3. Что такое модернизация? Каковы были особенности модернизации в России?

Модернизация представляет собой процесс развития разных сфер жизни человека. Для стран Востока в XIX веке она означала перестройку экономических, политических и духовных отношений. Основным препятствием служили традиционные устои, господствовавшие в авторитарных правительствах.

Однако в странах востока модернизация породила не только конфликты, но и развитие. Многие страны использовали включение в мировую цивилизацию, чтобы защитить свою независимость (Япония, Иран).

В России модернизация была направлена на создание индустрии, развитие науки и техники. Развивался капитализм во многих отраслях деятельности – сельское хозяйство, промышленность. Бурными темпами происходило создание монополий. Мелкие промышленники были обанкрочены.

Одновременно с этим в России господствовало самодержавие. Люди были лишены прав и свобод.


История России (начало 20 века) включает в себя множество событий, ключевых для развития страны.

4. Каковы были общие черты социально-экономического и политического развития России и стран Запада? В чем заключались отличия?

Общие черты развития стран Запада и России заключались в формировании новых социальных слоев. К примеру, на Западе во время развития промышленности появилось множество наемных рабочих. Они причислялись к низшему слою наряду с крестьянами. В России тоже все больше становилось рабочих, которые переезжали в города, чтобы трудоустроиться в промышленных предприятиях.

Различия между станами Запада и Россией заключались в политической сфере. Ели в США большой капитал обеспечивал путь в политическую верхушку, то в России предприниматели и буржуазия никаким образом не могли повлиять на политическую ситуацию в стране. В власти оставались дворяне.

Кроме того, К концу XIX в в России становилось все больше зажиточных крестьян, которые расширяли свои владения, вытесняя с сельскохозяйственного рынка помещиков.

5. Как вы думаете, почему в начале ХХ в в России существовали революционные партии, а либеральных партий не возникло?

Появление множества революционных партий и отсутствие либералов в Росси начала XX в объясняется господством в стране деспотического режима и очень тяжелого положения социальных низов. Власть всецело была сосредоточена в руках высшего дворянства. Реформирование в такой ситуации было невозможно.

Социалисты разделились на большевиков (во главе с Лениным) и меньшевиков (Мартов и Плеханов). Большевики хотели создать дисциплинированную революционную организацию, а меньшевики надеялись создать массовую рабочую партию, в которой бы господствовали принципы демократии.

История россии в начале 20 века

Понять историю России (начало 20 века) лучше, стоит ознакомиться с картой развития промышленности в стране.

ЗАДАНИЯ по истории России в начале 20 века

1. Пользуясь текстом параграфа и картой №1, расскажите о процессе образования монополий и промышленности в России. Назовите основные центры тяжелой и легкой промышленности.

Промышленность в России в конце 19 – начале 20 века развивалась стремительными темпами. Мелкие производства уступили место крупным монополиям. В Московской области больше всего была развита текстильная промышленность. Предприятия располагались в Ярославле, Орехово-Зуеве, Владимире. На юге страны, ближе к Азовскому морю сосредоточилась металлургическая промышленность и места добычи угля.

Чуть выше (Киев, Курск, Каменец -Подольский) развивалась пищевая промышленность. В средней полосе Европейской части было сосредоточено картофелеводство. На юге (Крым) процветало виноградное дело.

Основными центрами легкой промышленности являлись Москва, Тверь, Владимир, Гомель, Смоленск. Тяжелая промышленность была сосредоточена в Санкт-Петербурге, Туле, Брянске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске.


2. Прочитайте фрагмент парламентского доклада канцлера казначейства Великобритании Д. Ллойд Джорджа, с которым он выступил в 1909 году.

Какой идеологии придерживался докладчик и каковы должны были быть последствия предлагавшихся им шагов?

Докладчик придерживался идеологии реформирования. Он хотел изменить положение благосостояние представителей разных классов за счет оптимизации налоговых сборов. Ллойд Джордж предлагал обложить представителей разных слоев общества такими налогами, которые были бы для них посильными.

Также он готовил социальную программу и хотел, чтобы правительство поддерживало торговлю и промышленность.

Последствия таких шагов могли быть неоднозначными. При увеличении налогов обеспеченных классов и снижении поборов низших появились бы недовольства со стороны владельцев больших капиталов. Однако Ллойд Джордж планировал, что в ближайшее время после таких изменений, экономическая ситуация в стране должна улучшиться.

Урок по всеобщей истории

Охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.

Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XX века, определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.

Учить работать в группах, высказывать свои мысли, делать выводы.

Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XX века.

Основные понятия: НТП, НТР, мегаполис.

I Организация урока.

II Вступительное слово учителя.

Учитель: - Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными.

(слайд 1) Эпиграф: Целый мир, охватив от земли до небес,

Всполошив не одно поколение,

По планете шагает научный прогресс.

Что стоит за подобным явлением?

III Беседа.

Учитель: - Что такое прогресс?

Ученик: (прогресс – это развитие, движение вперёд)

Учитель: - Что такое научно-технический прогресс?

Ученик: (развитие науки и техники, применение научных открытий в технике, совершенствование производства на основе развития науки и техники)

Учитель: ( на слайде 2) Научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. Современной формой НТП является научно-техническая революция. Учитель: - Что такое научно-техническая революция?

Ученик: (коренные изменения в науке и технике, скачкообразный процесс в развитии производства на основе научных знаний)

Учитель: (на слайде 3) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Учитель: - Кто движет прогрессом?

Учитель: - Что движет человеком?

Ученик: (мысль, человеческий разум, желание)

Учитель: - Для чего, с какой целью?

Ученик: (для облегчения труда, желание жить с комфортом)

Учитель: В каких сферах жизни общества проявился прогресс, на современном этапе?

Ученик: (в науке, технике)

Учитель: - Тема нашего урока: Научно-технический прогресс. (слайд 4)

- На уроке мы обсудим основные научно-технические достижения XX века, выясним какие изменения и направления произошли в мировой науке. Выделим связь научных достижений с проблемами мировой политики, определим какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

- И основная задача нашего занятия решение главной проблемы влияния НТП на жизнь общества:

Учитель: Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике. (слайд 5 Схема развития НТР)

Первая научная революция XVII век

(Эпоха географических открытий)

Вторая научная революция конец XVIII века — первая половина XIX века.

(Эпоха модернизации и Просвещения)

Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.

(Эпоха физики, пара, электричества, радио)

Четвёртая научная революция XX век:

1. мануфактурное производство, развитие торговли, мореплавания

2. переход от ручного труда к машинному

3. развитие производительных сил на машинной основе, развитие науки на базе техники

4 графа - ф.и. учёных, конструкторов, космонавтов.

1.Основные научно-технические достижения XX века в развитии транспорта и ядерного оружия. Значение – мегаполис. (проверка заполнения таблицы)

2. Научно-технические достижения XX века в космонавтике и компьютерных технологий. (проверка заполнения таблицы)

Читайте также: