Невыдуманный рассказ о себе 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Учитель русского языка и литературы гимназии №11 Буланова Наталия Александровна.

25 апреля 2013г.

Тема урока: Невыдуманный рассказ о себе

ЦЕЛЬ: Знакомство со структурой устного рассказа и ро­лью неязыковых (мимики, жестов) средств в нем. Работа с текстом на интерактивной доске. Формиро­вание умения составлять устный, письменный рассказ на основе собственно­го жизненного опыта.

Оборудование: ПК, ММК, интерактивная доска, ЭОР по русскому языку 5 кл.

Что такое рассказ?

Рассказ - повествование о каком-либо событии.

Какова его структура? Рассказ имеет сюжет.

В сюжете выделяют несколько структурных частей: завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (наиболее острый момент, "вершина") и развязку (завершение действия). Кроме того, рассказ может иметь вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию, и заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?

Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

2. Работа с текстом-образцом.

Прочитайте текст про себя (распечатан).

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к ле­су, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой. (По Г. Скребицкому)

1) Озаглавить текст.

2) Определить тип речи.

3) Передать в 2-3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается?

Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.

4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?

5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

6) Указать, какой частью речи являются выделенные сло­ва. Укажите грамматические признаки, которые помогают оп­ределить часть речи.

7) Выделить грамматическую основу в последнем предло­жении. В чем ее своеобразие?

3.Редактирование сочинения учащегося (текст распечатан).

Однажды в лесу случился интересный случай. Об этом случае мне рассказала мама.

Когда мама была маленькой, она часто с подружками хо­дила в лес за ягодами и грибами. Она взяла с собой большую корзинку. Вот идет она по лесу, собирает землянику. А под­ружка вдруг как закричит! Подружка чего-то испугалась. Оказывается, ее испугал маленький лисенок. Он рыженький и пушистый. Он, наверное, заблудился. Они решили взять его домой. Они посадили его в корзинку и понесли домой.

Дома мама дала лисёнку поесть, но лисёнок был ещё маленький и не умел есть. Тогда она подсунула лисёнка собаке, у которой были щенки. Собака стала кормить лисёнка. Потом лисёнка выпустили в лес.

4.Подготовка письменного рассказа о себе:

-Как начнете свой рассказ?

-Что в нём будет главным, а что второстепенным?

-Какие слова вы будете употреблять? В какой момент воспользуетесь словарями?

-Чем закончите своё повествование?

5. Составление собственного рассказа в тетрадях.

6.Итоги урока. Домашнее задание. Упр. № 658 (редактируем текст, записываем исправленный вариант текста).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

познавательные:

повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;

познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические:

закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

общепредметные:

развитие логического мышления;

формирование умения самостоятельно выполнять задания.

воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);

I. Повторение.

1. Ребята, вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

общее впечатление от предмета

отдельные его признаки

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

тезис (то, что доказывается)

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Как я пошел в 1 – ый класс”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить?

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать? Здесь можно поговорить о школе, о том, как прекрасны школьные годы. Подумайте, что для вас значит учёба, какие эмоции вы испытываете?

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические:

закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

общепредметные:

развитие логического мышления;

формирование умения самостоятельно выполнять задания.

воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);

I. Повторение.

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

общее впечатление от предмета

отдельные его признаки

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

тезис (то, что доказывается)

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление, остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью, тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

План-конспект занятия по теме

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, уверенности в себе, способности рационально планировать своё будущее.

образовательная: познакомить с особенностями характера человека, учить правильным формам общения в детском коллективе ;

развивающая: развивать коммуникативные навыки, устную речь и память, умение анализировать и сопоставлять свои жизненные планы с реальностью;

воспитательная: формировать положительную атмосферу в коллективе , воспитывать уважительное отношение к собеседнику, приобщаться к коллективной деятельности .

Оборудование: бейджи, фломастеры, карточки с изображением смайликов.

Форма проведения: беседа-диалог.

Ход занятия.

Вводная часть.

Перед вами лежат бейджи и фломастеры. Напишите своё имя на листке и вложите его в бейдж. Пристигните бейжди к одежде, так чтобы другим было видно ваше имя.

Основным правилом нашей беседы будет уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают.

Основная часть.

Педагог: Мы все разные, непохожие друг на друга, имеем свои особенности. Что вы можете рассказать об особенностях своего характера? (Рассказы детей).

В каждом человеке есть уникальная индивидуальность. Кто-то умеет петь, рисовать, обладает физической выносливостью, может собирать кубик Рубика, вязать на спицах или крючком, пишет стихи и т.д. А в чём ваша уникальность? (Ответы детей).

Для того, чтобы ответить на следующий вопрос, подумайте, чего вы уже достигли, что получается у вас лучше всего? Итак, в чём вы считаете себя успешным? (Ответы детей). Даже если вы ещё не смогли ответить на этот вопрос, это не означает, что вы неуспешный человек, просто у вас ещё всё впереди.

У вас у каждого есть знакомые, друзья. Расскажите, почему вы с ними общаетесь и чем они вам интересны. (Ответы детей).

Давайте поговорим о настроении. От нашего настроения зависит многое. Часто наше настроение определяет весь наш день — оно оказывает большое влияние на всю нашу жизни. А от чего зависит ваше настроение? (Ответы детей). Настроение человека в большинстве случаев зависит от него самого, от того, как он видит мир. Хорошая новость в том, что мы можем, понять от чего именно зависит наше настроение, и оказывать на него влияние. Для каждого человека его настроение зависит от того, например: кого он встретил (друга, родственника, одноклассника), какую новость услышал и т.д. Перед вами лежат три смайлика. Выберете тот, который соответствует вашему настроению сейчас.

Ещё настроение поднимает физическая активность. Давайте отвлечёмся и поиграем.

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Продолжаем нашу беседу. Некоторые события заставляют нас переживать, волноваться. Расскажите о своих переживаниях, беспокойствах. (Ответы детей).

У каждого человека есть свои увлечения. Кто-то любит собирать марки, монеты, украшения, открытки, читать книги, слушать музыку, танцевать. Что в свободное время любите делать вы, чем увлекаетесь? (Ответы детей).

Человек устроен так, что он живёт и всегда о чём-то мечтает, к чему-то стремится. Мечта делает нашу жизнь интереснее, светлее. Расскажите, о чём мечтаете вы, о своих желаниях. (Ответы детей).

Заключительная часть.

Ребята, вы молодцы! Сегодня мы так много узнали друг о друге. Каждый из нас уникален, своеобразен. И эти качества в себе нужно ценить, а лучшие качества – развивать. Тогда вы будете интересны окружающим. А для себя вы будете уверенными, потому что вы – личность.

Читайте также: