Неморфологические способы словообразования конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
  • закрепить знания о способах словообразования;
  • решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
  • учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
  • развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи:

  • выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
  • обобщить сведения о морфемах;
  • повторить способы образования слова;
  • развивать и обогащать речь учащихся.

Технология: проблемное обучение, ЭОР, ЦОР.

Литература:

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся. – М., 1987.
  2. Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1987, №8, 1988, №3.
  3. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1998.
  4. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
  6. Чуковский К.И. Живой, как жизнь. – М., 1966. С. 181-182.
  7. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М. 1975. С. 210-211;
  8. Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 1989.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке нам предстоит:

Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?

Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?

Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?

Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:

Работа с эпиграфом.

– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?

III. Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

IV. Фронтальный опрос.

– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?

– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим

7

  • "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)
  • "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)
  • "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)
  • "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

Запись в тетрадях учащихся:

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )

  • Что такое основа?
  • Как называются слова с одним и тем же корнем?
  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
  • Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).
    (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
  1. Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
  2. Водяной, водолаз, водить.
  3. Дар, дарить, подарок.
  4. Славный, славить, слава, прославлять.
  5. Переносица, носить, носилки.
  6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
  7. Слово, словарь, дословный.
  8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).

– Как называются такие корни? (Омонимичные).

Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)

V. Информационный модуль

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос

– Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году

Просмотр модуля

– Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.


Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.

Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Морфологические способы Неморфологический способ
1. Приставочный 2. Беспорядок
10. Соавтор
Переход слова из одной части речи в другую
2. Суффиксальный 4. Лесничество
6. Героизм
11. Чебуречная
12. Столовая
3. Приставочно-суффиксальный 3. Безветрие
8. Бескозырка
4. Бессуффиксный 1. Говор
7. Сторож
5. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация
5. Языкознание
9. Лесопарк

– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?

– В чём здесь суть?

– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?

– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько

Теория без практики мертва – переходим к практической части

Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

  • Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение

VI. Работа с учебником.

Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)

VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром.

Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова. Это умение пригодится вам на ЕГЭ для этого поработаем с тренажёром

Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем

Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами?

VIII. Контрольный модуль.

Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера

Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению.

Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту а в конце урока мы подведём итог.

А мы с вами выполним тестовые задания

(Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока)

IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

  1. Что изучается в разделе "Словообразование"?
  2. Какие способы словообразования существуют?
  3. На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Написание синквейна

  • Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
  • Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.

Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!

Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!

Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

  • основные способы словообразования.
  • морфемный и словообразовательный разбор.
  • производные и производящие основы
  • омонимичные корни
  • словообразовательные и формообразовательные морфемы

– Какой можно сделать вывод?

– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.

– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница.

(Родня ли Гусеница Гусю?)

2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель – Савотикова О.Е.

Способы словообразования

Конспект урока русского языка в 10у классе

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, словари.

содействовать развитию самостоятельности при обобщении материала; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.

Задачи:

б) отметить связь словообразования с другими разделами науки о языке;

в) обратить внимание на стилистические функции словообразования;

г) выполнить тренировочные упражнения по теме;

д) совершенствовать умение работать со словообразовательным словарём.

1.Организационный момент. (Слайд №1)

Целеполагание.

2. Мотивация учебной деятельности.

Изучение способов словообразования предполагает, в первую очередь, умение разобраться в структуре слова, а значит, открыть его, понять его смысл.

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.

И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!


У слова цвет своего огня.
Своё пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!


У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!


Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

- Заключительные строки этого стихотворения послужат эпиграфом к нашему уроку. Объясните, пожалуйста, как вы их понимаете.

Словообразование как особый раздел науки о языке изучает словообразовательную структуру слов и законы образования слов. Наиболее тесно словообразование связано с морфемикой, изучению которой мы посвятили два предыдущих урока.

- Что такое морфемика ? (Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова).

- Вспомним, что такое морфема и из каких морфем конструируется слово?

(Морфема – наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова).

- Перечислите морфемы, из которых конструируется слово. (Корень, приставка, суффикс, окончание).

- Что такое корень ? (Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения).

- Что такое приставка (префикс) ? (Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова).

Определите значение приставок в словах:

беззаботный, соавтор, презабавный.

- Что такое суффикс ? (Суффикс – значимая часть слова, стоящая после корня (или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова).

Определите значение суффиксов в именах существительных:

каменщик, пирожок, песчинка.

- Что такое окончание ? (Окончание (флексия) – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении).

Задание №1

Запишите в два столбика слова: 1) имеющие окончание; 2) без окончаний:
издавна, революция, металл, певуч, радостно, молодежь, кино .

Задание выполняется в тетрадях и проверяется.

4.Исторические изменения в области морфемики. (Слайд №4)

Беседуют две женщины. Одна говорит;

- Это прямо-таки ошеломило меня. Ведь я обожаю собак.

Слово ошеломить происходит от слова шелом , а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей.

Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломлённые воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и не утратило своей выразительности.

В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.

Непродуктивные приставки:

па- : пасынок, падчерица, паводок

пра- : правнук, прабабушка, праязык

су- : сумрак, сумерки, сугроб.

Непродуктивные суффиксы:

-ень : бивень, ливень

-знь : жизнь, боязнь

-яй : лентяй, слюнтяй

Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и другие.

В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы- , и суффикс -ну-, и даже - ть , известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Это был древний корень -им- , который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать . И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.

5.Объяснение нового материала.

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

- Какие способы образования слов вам известны?

В современном русском языке существует несколько способов словообразования . Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Морфологические способы словообразования

Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:

I . Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.

Различаются следующие основные способы аффиксации:

Префиксальный (приставочный) (новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса):

Суффиксальный (новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса):

красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое); лимон – лимон н ый (относительное прилагательное образовано от имени существительного) (слайд №6).

Суффиксально- префиксальный (приставочно-суффиксальный) (новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса :

вкус - без вкус иц а (то, что лишено вкуса); снег – под снеж ник (находящийся под снегом) (слайд №7).

Бессуффиксный (к производящей основе не добавляется суффикс; таким способом образуются только имена существительные): выходить – выход, глубокий – глубь (слайд №8).

II . Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов:

овощ е хранилище, глин о зём (слайд №9).

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов. Сложносокращённые слова образуются:

1) из начальных частей или слогов слова:

спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);

2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);

3) из начальных букв слов: РФ (Российская Федерация), МГУ (Московский государственный университет) (слайд №10).

III . Усечение основы – образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных:

маг (магнитофон), зам (заместитель) (слайд №11).

IV . Обратное словообразование - образование от более сложного по структуре слова более простого:

фляга (от фляжка ), дояр (от доярка ) (слайд №12).

Неморфологические способы словообразования

Среди неморфологических способов слово образования различают:

I . Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов:

среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока) (слайд №13).

II . Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую:

столовая (ложка) – имя прилагательное > столовая (помещение) – имя существительное; караул – имя существительное > караул! - междометие (слайд №14).

III . Лексико-синтаксический способ - появление новых слов в результате

сращений сочетаний слов:

высококачественный > высоко + качественный; тотчас > тот час (слайд №15).

6. Осознанному пониманию русского языка как системы помогают словообразовательные словари.

Словообразовательные словари являются хорошими помощниками при выполнении различных упражнений на уроках и дома, в том числе заданий по орфографии и лексике.

7. Задание № 2 (работа выполняется в парах с опорой на словообразовательные словари).

Найдите исходное слово: бархат (ботинок, гвоздь, доска, доход, журавль, овраг, озеро, плечо, пчела) и выпишите слова, которые от него образованы. Установите способ образования каждого слова.

7*. Резервное задание (выполняется устно учениками в то время, пока их одноклассники работают со словарями).

В речи часто встречаются ошибки, демонстрирующие нарушение нормы из-за того, что грамматическая форма образуется с помощью приставки или суффикса, недопустимых в литературном языке (просторечные формы залазить, пролазить от глагола лазить, просторечная форма наречия вовнутрь от глагола внутрь , просторечная форма наречия лучшее вместо лучше ). В других случаях ошибки вызваны отсутствием в грамматической форме морфемы, которая обязательно должна быть в соответствии с литературной нормой (просторечная форма садить вместо посадить ).

Какие языковые нормы оказались нарушенными в предложениях?

1.Брат подскользнулся на льду и сломал ногу.

2.Почему ты всё время надсмехаешься надо мной?

3.Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо.

4.Какой-то мужчина пытался обкрасть соседей.

5.У Маши подчерк совершенно неразборчивый.

6.Скипяти чайник и сними обвёртку с этого печенья.

7. В комнате раздавались судороженные рыданья.

8.Его упрямость сильно осложняет нашу жизнь (слайд №17).

8. Словообразовательный разбор (памятка) (слайд № 18)

Цель словообразовательного разбора – установление способа образования слов.

Порядок разбора

1.Установить производящую основу для данного слова.

2.Выделить словообразовательные аффиксы.

3.Указать способ образования слова.

4.Выстроить словообразовательную цепочку.

Образец разбора: беззаботный

1.Производящей основой для слова беззаботный является основа в слове забот а .

2.Слово беззаботный образовано от слова забота посредством одновременного присоединения к производящей основе приставки без- и суффикса –н-.

3.Способ словообразования – морфологический, приставочно-суффиксальный.

4.Словообразовательная цепочка: забота > беззаботный (слайд №).

9.Задание № 3 (работа у доски).

Выполните словообразовательный разбор слов:

вручную, мороженое, медсестра, предгорье, Курилы.

10.Связь словообразования с другими разделами языка.

Язык – это средство передачи человеческой мысли, поэтому должен изучаться как явление осмысленное, а не только как набор формальных средств.

Язык – это система. Изучать одни языковые явления изолированно от других невозможно.

Словообразование тесно связано с другими разделами языкознания.

В первую очередь обратим внимание на связь словообразования с орфографией .

Например, есть очень запутанное правило о правописании букв о и ё после шипящих. Можно ли правильно написать слово с данной орфограммой, не зная, в какой морфеме она находится? Чем регулируются эти написания?

11. Задание № 4 . (Выполняется на карточках; проверяется по цепочке). Вставьте пропущенные буквы о или ё , объясните орфограммы в словах.

Ж_лоб, печ_нка, ш_лковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, ч_рствый, горяч_, пуш_к.

12.Связь словообразования со стилистикой.

Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-, получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.

-лк- (разговорный): раздевалка, умывалка, читалка ;

-ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение .

- Я приобрел книжонку , - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

- Почему вы говорите так пренебрежительно? - возмутился я.

- Что вы, но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник.

Уменьшительно-ласкательные: - ец (морозец), -ик (столик), -ишк- (братишка), -к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик (колокольчик), -еньк- (синенький);

Увеличительно-неодобрительные: -ищ- (домище), -онк- (шапчонка).

Два билетика, прошу вас!

Будьте любезны, подайте два салатика!

Мне справочку заверьте, пожалуйста!

Простите, номерочек не подскажете?

14. Подведение итогов урока. (Слайд №19)

Выставление оценок.

- Какой материал мы сегодня вспомнили?

- Это был урок повторения ранее изученного или мы обобщили наши знания по теме на новом уровне?

- Что нового узнали на уроке?

- Как реализовались цели и задачи?

- Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?

- Что пока не совсем хорошо получается и нуждается в практической отработке?

15.Домашнее задание (слайд №20).

I . Выполните словообразовательный разбор слов:

Загар, бездарный, светотень, ОРТ, впятером, дикорастущий, невесёлый.

1) В каком ряду все слова образованы неморфологическим способом?

пароходный (гудок), тяжелораненый (боец), летящий (шар)

блестящие (способности), (вкусное) мороженое, (идти) наудачу

благодаря (подруге), умалишённый (старик), занимательный (материал)

скошенная (трава), сильнодействующее (лекарство), (заводская) столовая.

2) Укажите способ образования каждого выделенного слова в предложениях .

1. После обеда государь, по русскому обыкновению , пошёл отдохнуть.

2. Скорыми и неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол.

3) Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами.

4) Из предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Птица подаёт голос из-за прогалины, где всё ещё зеленеет трава от закравшихся лучей солнца.

5) Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Даже белоствольные берёзы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы.

6) Из предложения выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый, не успевший остыть за ночь асфальт.

Библиография

1.Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2010.

5.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд,, перераб, 1991.

1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.

2. Закрепление словообразовательных умений.

3. Орфографический контроль.

I. Орфографический контроль.

1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.

2. Орфографическая диктовка (объем - приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.

II. Закрепление изученного.

1. Словообразовательная разминка.

• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.

• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):

image2

Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.

III. Углубление знаний.

2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).

3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?

Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.

Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.

Дети послушны и организованны. - Комиссия организована.

Маша красива и образованна. - Контора образована.

Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.

IV. Подготовка к контрольной работе.

1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.

2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:


1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):


2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);


3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);

4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.

5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т'], [о], [и’], [л], [ш].

6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.

V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Образовательные: обобщить и углубить знания по словообразованию, способы образования слов, порядок словообразовательного анализа.

Развивающие: развивать умение безошибочно выполнять типичные задания по теме, определять средства и способы образования слов.

Воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Методическое обеспечение занятия: рабочая программа по дисциплине, план занятия, раздаточный материал к занятию.

1. Русский язык .10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Ход занятия:

1.1. Проверка готовности аудитории:наличие методической разработки, плана занятия, текстов для работы.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

Попугайничать, скромничать, лентяйничать.(Лишнее словоскромничать. В глаголе скромничать вычленяется суффикс –ича- (скромн-ый > скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс –нича-. Например: лентяй > лентяй-нича-ть.

Задание: Если вас попросят подобрать слова с корнем -дуб- вы, конечно, легко справитесь с заданием. Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й- Запишем эти корни на доске.

Подсказка: Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый корень -й-.

– заключено лексическое значение

– образуют новые слова

– образует формы слов

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания;

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

• Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются…? (омонимичными)

(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например, проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).

Упражнение 2. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.

Читайте также: