Не с разными частями речи 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову)

- Каков стиль текста? Ответ обоснуйте.

- Кто может назвать, из какого произведения этот отрывок?

II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

- А какие части речи мы уже изучили?

- Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

III. . Беседа.

- Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;

2) НЕ с глаголами и деепричастиями;

3) НЕ с причастиями;

4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).

  1. Восстановить схему и рассказать правило
  2. Синтаксическая пятиминутка.
    Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути. 4
  3. Индивидуальное задание по карточке.
    Теперь он был не 3 гадким утенком, а белым лебедем.
  4. Работа с восстановленной схемой (лингвистический рассказ).
  5. Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

Владимир кипел от негодования. (А.Пушкин)

И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено. (Н.Языков)

Неправдой весь свет пройдёшь,
Да назад не воротишься. (Пословица)

И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)

6. Составить предложения со словами и словосочетаниями: не знание; незнание; не большая, а маленькая корзина; небольшая, но ценная посылка; неглубокая, но чистая речка; неглубокий ручеек; двигаться неторопливо; смотреть не весело, а грустно.

V. Повторение правила “НЕ с глаголами и деепричастиями”.

Вспомните глаголы – исключения и впишите их в кроссворд.

(Слова для справок:

Кроссворд “Глаголы - исключения с НЕ”


- как пишутся глаголы – исключения?

- как пишутся глаголы и деепричастии с НЕ?

- образуйте от этих глаголов деепричастия

2. Осложненное списывание (на месте многоточий вставить глаголы с НЕ)

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…

2). Дело делать и за себя…, а кричит за всех .

4).Без труда… и рыбки из пруда.

5). После драки кулаками …

- О чем эти пословицы? Какой общей темой объединены?

- Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?

VI. Повторение правила “НЕ с причастиями”.

– Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е с НЕ?

(Ответ: причастия с зависимыми словами и причастия в краткой форме пишутся раздельно. В остальном причастия с НЕ пишутся так же, как наречия на о/е, прилагательные и существительные).

2. Игра “Четвертое лишнее” (Какое слово лишнее в каждом ряду?)

а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.

б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.

в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.

VII. Работа с карточками для самостоятельной работы.

(Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)что похожее я уже видел. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)зачем возвращаться. (Не)откуда ждать помощи.

- К каким частям речи относятся выделенные слова?

- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ? (Когда НЕ, а когда НИ в местоимениях?)

Подберите к выделенным словам местоимения с предлогами.

(не к кому, не у кого, не с чем, не о ком)

- Чем является в этом случае НЕ?

3. Диктант с продолжением.(Читается часть предложения; слова, данные в скобках, ученики дописывают самостоятельно).

Поздно, а идти (некуда).Домой задали (несколько) упражнений.

Мне надеяться (не на кого)

Поговорить об этом даже (не с кем)

НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями, со словами категории состояния (не жаль, не грех, не надо, не раз, не время и др.), с прилагательными со значением цвета, относительными прилагательными, со словами, которые пишутся через дефис, с прилагательным и наречиями в сравнительной степени, с местояниями, кроме неопределенных и отрицательных (не их, не каждый, не я), с числительными.)

(Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.

IX. Вывод.

- Чем является НЕ, когда слово пишется слитно? (Приставкой или входит в состав корня).

- А когда раздельно? (С частицей)

- Что нужно знать об отрицательных и неопределенных местоимениях? (НЕ является приставкой)

X. Алгоритм.

- Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ?

1) Употребляется слово с НЕ или нет?

2) Определить часть речи.

3) Вспомнить правило.

XI. Контроль знаний по теме (карточки контроля).

(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka-praktikuma_7_klass.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Ибраева Зинаида Михайловна

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему :

- обобщить и систематизировать знания учащихся;

-выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;

-развивать логическое мышление и внимание;

-воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.

Оборудование : тесты, схема-алгоритм, таблицы о правописании НЕ с разными частями речи, проектор.

Учитель . Ребята, сегодня у нас урок-практикум. К слову практикум подберите однокоренные слова: практика, практикант, практиковать, практичный.

Какое определение даётся в словаре Ожегова слову практикум? ( Работа с толковым словарём)

Работа по теме урока.

Тема сегодняшнего урока актуальная и трудная. Почему? Докажите.

Во-первых, НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи.

Во-вторых, НЕ пишется слитно и раздельно.

Сформулируйте тему нашего урока.

Как можно группировать правила написания НЕ с разными частями речи?

  1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
  2. НЕ с глаголами, деепричастиями.
  3. НЕ с причастиями
  4. НЕ с местоимениям

(ученик рассказывает правила, а другой приводит примеры).

Задание 1: Спишите, раскрывая скобки, обозначая орфограмму.

(Не)везение; проблема (не)простая, а сложная; (не)удачно; (не)внимание, а рассеянность; (не)знакомый автор, (не)здоровье, (не)по-дружески, вовсе (не)интересно. (Взаимопроверка работ и анализ ошибок).

(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).

Задание 2: Выполните творческую работу, вставляя вместо точек нужные глаголы.

  1. Дело лени ….. .
  2. Дважды в год лета … .
  3. Без труда … и рыбку из пруда.

О чём эти пословицы? Объясните их смысл.

(ученик рассказывает правила, а другой вместе с классом раскрывает скобки в словарном диктанте).

(Не)скрываемое отчаяние, (не)меркнувшая слава, (не)выразимая печаль, никому (не)признающийся, ни на чём (не)основанная надежда, (не)утверждённый проект, (не)пропускавшие света окно, (не)скрываемое восхищение, окно (не)занавешено шторой. (Определяется победитель).

(ученик рассказывает правила, а другой с помощью сигнальных карточек проверяет, усвоили ли учащиеся теоретический материал).

(Не)который, (не)с кем, (не)сколько, (не)во что, (не)который, (не)у кого, (ни)к кому, (ни)кто.

Что такое алгоритм? (Работа с толковым словарём)

Задание 5. Комментированный словарный диктант.

(Не)безынтересно, (не)мог, (не)вооружённый знаниями человек, (не)считая, (не)выполненное задание, (не)взрачно, (не)бьющееся стекло, (не)к кому, (не)вкусный, (не)доверие, (не)был, (не)вежливо, а грубо.

3. НЕ пишется раздельно.

а) (не)изученный материал

в) ещё (не )продуманный ответ

г) (не)опасное существо

4. Где допущена ошибка?

а) далеко неполный ответ

б) почуять недоброе

в) путь недлинен, а короток

г) не забывший обо мне

5. Выберите правильный вариант.

б) конверт не заклеен

в) непришитый воротничок

г) незваный гость

(Проверка с помощью проектора)

1. Чему научились на уроке?

Подводится итог, выставляются оценки учащимся.

2. Упражнение 203.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.


Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Данный урок является повторением пройденного материала.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Презентация для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.


Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи"

урок - проект в 7 классе по теме " не с разными частями речи".


Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи".

Урок проводится в классе, в котором обучаются дети с диагнозом ДЦП, слабослышащие и один ученик по специальной программе (УО).

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс.

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.

Развивающие: создать условия для развития у школьников навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, толерантности через обсуждение текста.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы, карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие детей.

Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд № 1)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного русского писателем Юрия Яковлева и напечатать отрывок из его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас о помощи. Поможем?

- А вы знаете, что делает корректор в журнале?

1. Лексическая работа.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)

- Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?

- Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?

2. Постановка цели и задач урока.

  • Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
  • Над какой орфограммой нам придется поработать? (правописание НЕ с разными частями речи).

1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

(Повторить правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).

III. Актуализация знаний.

IV. Применение знаний и умений на практике.

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)

1. Чтение текста учителем.

- А в это время на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?

3. Самопроверка(слайд № 4)

Ребята, мы сейчас проверим, как вы справились с первым этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).

4. Оцените свою работу (слайд № 5)

V. Обобщение и систематизация знаний

- Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи, вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.

На экране отражаются выводы учащихся.

Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ

Слайд № 7: Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним без НЕ.

Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.

Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.

Попутно (если в этом есть необходимость), представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.

7) Самопроверка (слайд № 13, 14)

Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.

VII. Пунктуационный разбор.

- Можно возвращать текст редактору?

- Тогда расставьте знаки препинания?

Самопроверка выполненного задания (слайды № 15, 16).

3 ученика работают у доски, составляют схемы предложений (3, 5, 11).

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

9. Работа с текстом. Беседа.

- Как вы считаете, справились мы с заданием редактора? Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).

- Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).

Толковый словарь Ожегова

ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)

Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.

  1. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?

4) Как бы вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)

5. Творческая работа.

- Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?

- Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов, каждый из вас с удовольствием ходил бы в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.

Не отвечай грубостью на грубость.

Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.

Чтение правил.

- Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.

- Как вы думаете, что произойдет с героем?

10. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
  • Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
  • Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)

Приложение

1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита гулял по улицам, ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.

№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении, (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.

№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ, (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.

№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.

№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.

№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.

Творческое задание. Напиши несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ № 85

г. Ульяновска

учитель русского языка и литературы

Иксанова Алсу Самятовна

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

Обучающие:

Знания: повторить, систематизируя и обобщая, известные учащимся правила о правописании слитного и раздельного НЕ в словах различных частей речи.

Умения: совершенствование умений проводить морфемный, синтаксический, словообразовательный анализы; орфографический и пунктуационный разборы.

Навыки: совершенствование навыка грамотного письма: попутное повторение орфограммы (безударные непроверяемые гласные корня; не с существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями) и пунктограмм (пунктуация при бессоюзном сложном предложении).

Развитие речи: максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности: слушание (учителя, друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо (на уроке записано110 слов), расширить словарный запас: изучения словарного слова, совершенствование умения толковать лексического значения слова, составлять предложения заданной конструкции.

Развивать коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями: умение определять тему текста, его стиль. Речеразвивающий потенциал дидактического материала: используются тексты из русской литературы (Чехов, Тургенев, Пушкин).

Стилистический аспект: работа с художественным стилем и учебно-научным подстилем научного стиля.

Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку.

Оборудование: учебник, словари (толковый, орфографический), карточки, таблица (обобщающая)

Тип урока – обобщающий.

I .Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Записываем в тетрадях число, классная работа.

II .Актуализация знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок, а вы должны узнать, из какого произведения взят этот отрывок и кто его автор. Слушаем.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

- На правописание каких букв нужно обратить внимание?

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Кто знает значение этого слова?

- В словаре Ожегова даются следующие определения: невиданный - 1) неизвестный, такой которого никто не видел (обычно о чём-нибудь таинственном, сказочном); 2) необычный, поразительный.

- Произнесём все вместе это слово по слогам: громко, чуть тише, тихо.

- Я записываю это слово на доске, а вы в своих словариках. Отмечаем ударный слог –ви-, подчёркиваем безударные гласные.

- Проведём морфемный разбор слова. Кто хочет разобрать у доски?

Невиданный - причастие, изменяемая часть речи.

- Хорошо. Давайте попробуем составить с этим словом словосочетания и предложения. Одно из лучших предложений запишем на доске.

- Невиданные звери, невиданные существа, невиданный успех.

- Запишем предложение и разберём его по членам предложения.

Сегодня я увидел невиданное: по вечернему звёздному небу промчалась яркая комета.

- Составьте схему этого предложения.

III . Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

- Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

- Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.

- Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы: НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

- А какие части речи мы уже изучили?

- Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

Цель нашего урока: повторить и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.

IV . Повторение и обобщение изученного материала.

Вид опроса: фронтальный.

- Ребята, давайте, вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

- Как пишется НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е?

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на о/е пишется слитно, если: 1)без НЕ не употребляется (неистовство, необходимый); 2)слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ (неправда-ложь, неплохой - хороший, недалеко-близко); с отрицательными наречиями: негде, некуда;

раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление( не правда, а ложь; не хороший, а дурной поступок; не далеко, а близко). Ещё в наречиях, когда при нём есть другие наречия усиливающие отрицание.

- А с глаголами и деепричастиями?

НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не читал, не умолкая. Слитно: если слово без НЕ не употребляется: ненавидеть, негодуя.

- Чем отличается написание причастий с НЕ от существительных, прилагательных и наречий на о/е?

Причастия с зависимыми словами и причастие в краткой форме пишутся раздельно. В остальных случаях с НЕ пишутся так же, как существительные, прилагательные и наречия на о/е.

- А как с местоимениями?

Слитно: с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога (несколько рублей, нечем заниматься). Раздельно: местоимениями, в том числе с отрицательными, если при них есть предлоги(не ты; не у кого спросить).

1. Выборочный диктант.

- Я продиктую предложения, а вы должны выписать слова с НЕ и определить к какому орфографическому правилу подчинено их написание. У доски работает один ученик, остальные – в рабочих тетрадях.

а) Я полюбил ненастный шум вечерний,

Огни в реке и Вологду во мгле.(Рубцов Н.)

б) В местности этой невзрачной,

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной. (Н. Рубцов)

в) Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

г) Владимир кипел от негодования. ( А. Пушкин)

д) И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. ( А. Пушкин)

е) Неправдой весь свет пройдёшь,

Да назад не воротишься. (Пословица)

ё) И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов).

3. Работа с текстом.

Комплексное задание к тексту.

- Я вам прочитаю текст. Ваша задача: определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок. Слушаем.

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что они ни в чём (не)виноваты, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла что ей страстно хочется жить, что она ещё молода была бы красивой, если бы (не)зной или (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя…(А. Чехов)

- Кто помнит задания к тексту? (Нужно было определить тему, стиль текста и из какого произведения взят этот отрывок.)

- Сейчас я раздам каждому карточки, на которых напечатан этот текст. Вы должны раскрывая скобки выписать слова и словосочетания с НЕ. Объяснить написание.

(Учащиеся работают над заданием, потом вместе с учителем проверяют) Итак, что у вас получилось. Начинаем с первой парты, работаем по цепочке.

4. Творческое списывание на материале пословиц.

- Ребята, вы должны выписать пословицы, на месте многоточий вставить глаголы с НЕ. (Работа в парах) (слайд 9)

1. Кто мать сыру землю любить, тот голоден …(не будет). 2. Дело лени …(не боится).

3. Без труда …(не вынешь) и рыбки из пруда.

4. После драки кулаками …(не машут).

5. В бездонную бочку воды …(не натаскаешь).

6. Невспаханный пласт урожая …(не даст).

(Учитель с учениками проверяет правильные ответы)

О чём эти пословицы? Какой общей темой они объединены?

Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?

5. Объяснительный диктант.

- Ребята, а сейчас мы проведём объяснительный диктант. Я продиктую предложения, а вы должны объяснить написание НЕ с причастиями.(устно) Слушаем.

1) Наша мысль стариной не скована.(Тургенев И.)

2) Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.(Булгаков М.)

3) Деревья, не тронутые первым морозом, стояли словно очарованные.(Паустовский)

4) Тоня взяла недочитанный роман, спустилась в сад. ( Бунин И.)

6. Творческий диктант.

Задание: я прочитаю часть предложения, а вы должны дописать местоимения с НЕ. Поздно, а идти (некуда). Домой задали (несколько) упражнений. Мне надеяться (не на кого). Поговорить об этом даже (не с кем).

(Учитель с учениками проверяет правильные ответы)

V .Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, ребята, подведём итог. Как нужно действовать, когда встречается слово с НЕ? (Составление алгоритма.)

Употребляется слово с НЕ или нет ?

Определить часть речи.

- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? (Мы повторили и обобщили правила написания НЕ с разными частями речи.)

- Посмотрите перед вами на парте лежат листы со смайликами. Выберите ответ, который будет характеризовать то, как вы усвоили материал. Если вам все понятно, и вы считаете, что достигли цели урока, то выберите смайлик, который улыбается. Если вам понятен материал, но есть вопросы - то лицо. Если вам материал не понятен или у вас много вопросов, то хмурый смайлик, и мы с вами обязательно проработаем все возникшие вопросы.

VI .Задавание на дом.

Напишите домашнее задание. Повторить те правила, знание которых пока недостаточно. Упражнение на выбор 124 или 125. Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовленный материал позволит повторить правила правописания НЕ с самостоятельными частями речи. Саморефлексия позволяет учащимся контролировать качество приобретенных знаний.

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- и частицы НЕ с РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Закрепление правила написания НЕ с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями.

формировать умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выразительное чтение, работа над интонацией.

Конструирование предложений по схемам, обогащение речи учащихся словами-синонимами.

Написание НЕ с различными частями речи.

Знаки препинания при причастном обороте

Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.

Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

Рабочие тетради учащихся.

§ 67 с.216 - 217- учить; упражнение № 515; № 520 с. 220.

СЛОВАРЬ: ориентир, ориентироваться, впечатление, недосягаемый, что ни говори, откуда ни возьмись, куда ни шло, нетле'нный.

Мы, - промолвили частицы,-

Можем с каждым подружиться.

Отрицанье и сомненье.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


Словарно- орфографическая диктовка.

Обозначить часть речи и часть слова с орфограммой.

Расписка, столпиться, увлекательный, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, напряженный, наслаждение, речонка,

Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Зави'дно, за'говор, задо'лго, заи'ндеветь, заку'порить, занято'й (человек), за'нятый (кем-нибудь или чем-нибудь), заржа'веть, звони'ть (звоню', звони'шь), зимо'вщик, зло'ба, зубча'тый.

Ударение падает на первый слог:

Ударение падает на второй слог:

Ударение падает на третий слог:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЗАДАНИЕ. Есть ли в стихотворение условие, объясняющее написание НЕ с глаголами?


НЕ с глаголами НЕ дружит ВЫВОД: в четверостишии

И частицей только служит: указывается на то, что НЕ

Не пошел, не взял, не пел – в написании с глаголом яв-

Вот у НЕ как много дел. ляется ЧАСТИЦЕЙ.


- Приведите примеры, где НЕ с глаголом пишется слитно.

- Чем в таком случае будет НЕ? Частью корня или приставкой?

Например: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть…

ЗАДАНИЕ. Определите, чем является НЕ в следующих словах.

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетрадь; не поясняя; писал недавно; (НО!) небольшая, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.

ВЫВОД: НЕ может быть приставкой, частицей, частью корня.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег.

А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал ее. Каждый не мог почувствовать всей неповторимости красоты гор.

Б. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда получать письма, не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь, не вспаханные, а освободившиеся от снега поля; не распечатанное мною конверты; некогда поговорить.

В. КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

Ориентир, впечатление, юннат, блокада, старательно, будущий, все-таки, едва ли, труженик, предварительный, как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало, изобразить, как-нибудь, галерея, давным-давно, ни разу не был, желанный, говорил не раз, подлинный, преобразовать, расчет, обнажить, преподаватель, недосягаемый, что ни говори, вряд ли, впоследствии, точь-в-точь, чересчур (53 слова).

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Главное условие правильного выбора написания НЕ – определение части речи, затем можно применять правило о написании не, то есть определение того, чем она является: если приставкой – пишется слитно, частью корня – слитно, частицей – раздельно.

ВЫВОД: раздельно пишутся имена прилагательные со значением цвета, относительные прилагательные и наречия в сравнительной степени, слова, которые пишутся через черточку. НЕ пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли.

Всегда раздельно с НЕ пишутся те слова, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение: НЕ ЖАЛЬ, НЕ РАД, НЕ ЖАЛКО, НЕ НАДО, НЕ НАМЕРЕН, НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ОБЯЗАН.

Читайте также: