Не лезьте за словом в карман 2 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

1 Надо ли лезть за словом в карман? Выполнил: ученица 4 Б класса Берецкая Татьяна

2 Г и п о т е з а. Г и п о т е з а. Доказать, что каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

4 Когда-то давным- давно в бездонной глубине Вечности и бесконечности Космоса чистая Мысль озарилась Светом Любви и обронила Слово. И Слово стало Богом. И Слово стало созидать Жизнь, и Жизнь разнесла Свет Человеков и сломила Тьму. Свет разлился повсюду и поглотил пустоту. Очаровательный дар слова

5 Космос - это живой совершеннейший организм. В нем каждая былинка, каждая травинка, каждая пылинка, камушек, каждая планета, как и Человек - живые, и каждый имеет своё предназначение. Они чувствуют боль, излучают собственный Свет, могут принимать и передавать информацию, могут мыслить, но не могут говорить.

6 Даром осмысленного Слова на Земле обладает только венец творения - Человек. Слово - это озвученная Мысль. Дело - это материализованная Мысль.

7 Сколько можно найти в одном только Слове, если к нему подойдешь с Любовью и вниманием. Каждое произнесенное нами Слово - живое, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди почему-то об этом забыли!

9 Мы все в неоплатном долгу перед Словом - нашим Отчим домом, который все мы так опрометчиво покинули, и как блудные дети, кружимся у порога Родного дома, боясь в него войти. И в таком же долгу мы перед Совестью и пред самими собой, за то, что позволяем Тени выбираться на свободу.

11 Слово есть поступок. Нравственность человека видна в его отношении к слову. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. Не сказанное слово - золотое. Время проходит, но сказанное слово остается. Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог. Лев Николаевич Толстой в своем творчестве уделяет пристальное внимание Слову:

12 В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. Обращаться со словами нужно честно. Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. Трепетное отношение к Слову также можно проследить в работах Николая Васильевича Гоголя:

13 Множество русских пословиц о Слове свидетельствуют о том, что и простой русский люд многие века ценил и почитал силу Слова: Слово толковое стоит целкового. Слово учит - слово ранит. Острое словечко колет сердечко. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. От учтивых слов язык не отсохнет. Доброму слову и кошка рада. Ласковое слово слаще меда. Где слова привета, там улыбка для ответа. Приветливое слово гнев побеждает. Ласковое слово рубля дороже. Слово - серебро, молчание - золото. А как ты понимаешь эти пословицы?

18 Если боишься - не говори, если сказал - не бойся. Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает. Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить. Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить. А Восточные народные мудрости только подтверждают высказывание Саади:

22 Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

25 А ты умеешь правильно говорить? Задание 1. Если ты грамотный человек, произнеси эти слова с правильным ударением: звонить, включить, баловать, красивее, щавель Задание 2. Докажи, что язык – твой друг, скажи следующие имена существительные в родительном падеже: падежи, дела, апельсины, сапоги, чулки, носки, яблоки Задание 3. Ты – мыслящий человек. Найди речевые ошибки. Деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. Всем детям нравится праздновать праздники. Задание 4. Прояви красноречие, замени синонимами: Темнота, палка, метель, пустяк, жара Ж Е Л А Ю У Д А Ч И !

27 Из рассмотренных афоризмов и пословиц вытекает то, что: еще с древности во всем мире почитается сила Слова; бережное отношение к Слову существовало у людей с древних времен, независимо от национальности и вероисповедания; почитается не только Слово, но и владение речью и умение в нужный момент, находить необходимые слова; во все времена высмеивались злословие и болтливость.

28 Язык – это наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни. Нельзя уподобляться невежам, искажающим нашу речь. Необходимо сохранить великую силу русского Слова: разумного и ладного, красивого и содержательного, потому что только Слово вбирает в себя смыслы человеческого существования: это и речь, и народ, и земля отцов.

29 Информационные ресурсы: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова – М.: Государственное издательство художественной литературы, Глаголы русских мудрецов. Учебник- хрестоматия по истории для учащихся 5-11 классов – Челябинск: Издательство ОкоЛица, Краткий справочник по этикету. - Киев: Ладыженская Т. А. Живое слово. М.,

Нажмите, чтобы узнать подробности

А теперь пришла пора поговорить о тех корнях, у которых "командир" — "главное" правило. Помните его? Оно приказывает выбирать ту букву, которая записывает фонему в сильной позиции. А для этого надо уметь быстро и правильно находить проверочные слова. "Велика ли трудность? — скажете вы. — Ну, пишу садовник, говорю себе сад — и все получается".

А всегда ли получается? Совсем не всегда. В голову могут-приходить не те слова, которые нужны, и ничего хорошего из этого не получится. Один мальчик, например, проверил слово слезинка словом слизь, а слово слепил словом липкий. А бывает, что слова приходят в голову трудно и медленно или совсем не приходят. Попросили мы, например, одного семиклассника подобрать проверочное слово к слову движение, а он не смог. "Ты хорошо знаешь это слово", — сказали ему. А он ответил: "Знаю, но не помню". Такое "знаю, но не помню" бывает часто.

Зато некоторым слова приходят в голову быстро и точно. Кому так везет? Тем, кто больше тренируется.

Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил, написал.

Например, надо написать проявился. Ага! Я— сомнительная гласная. Проверочные слова проявится, явный. Пишем - проявился.

Ударим по безударным гласным!

Для этого надо хорошо знать, как "добывают" проверочные слова. Давайте изучим способы их "добычи".


Изменяем форму слова.

Например, проверьте слово стволы. Вы, конечно, ответите: ствол. Что вы сделали со словом? Заменили множественное число единственным. Теперь проверьте слово земля. Очень просто - земли. Что вы сделали со словом? Заменили единственное число множественным.

Теперь проверьте слова белить, терпеть. "Белят, терпят", - скажете вы. Как же вы добыли проверочные слова? Изменили форму глагола.


Образуем другое слово - родственное.

Слово лесничий вы, конечно, проверите словом лес, побежал - бег. Гласные в корне слов звезда и опоздал — словами звёздный и поздний.

Откуда мы взяли проверочные слова? Нашли с тем же корнем другое слово -родственное. Это не всегда легко.

Иногда "родственники" бывают дальними.

Например, сомнительный гласный звук в слове движение проверяем словом двигатель, в слове волнение — словом волны. И ошибку как рукой сняло. (Как рукой сняло — говорят, когда что-нибудь плохое сразу исчезает. Чаще всего, если сразу проходит тяжелое настроение или боль.)

! ! ! Перепишите стихи Булата Окуджавы. Найдите в них слова, которые можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственное.

По Смоленской дороге леса, леса, леса,

По Смоленской дороге столбы гудят, гудят.

Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —

Две вечерних звезды голубых глядят, глядят.

Правила игры в "словесный мяч"

! ! ! Давайте научимся играть в "словесный мяч". Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное.

В эту игру можно играть вдвоем. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное. Например, один говорит - подходить. А другой отвечает - подход. Один "кидает" - напряжение. А другой "отбивает" -


напрягся.


1 игрока - Лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться, признаваться, приставать.

У каждой игры - свои правила. У "словесного мяча" - свои. Первое. Проверяй то, что требует проверки.

Иногда игроки нарушают это правило. Например, "кидаем" им для проверки слово уголок, а они отвечают: угол. Попробуйте объяснить, в чем их ошибка. Да в том, что сомнительная гласная вовсе не у, а безударная о. И проверить надо именно ее, например словом треугольник. "Кидаем" отдаленный, а отвечают: далекий. Безу­дарная а так и остается непроверенной.

2 игрока - Напряжение, растянуть, нарядить, объяснить, отдаленный, испаряться, на­смехаться, оживление, сердечный.

Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.


Нам приходилось встречаться с такими "проверками": слово перетащил ученик проверил словом тощий и написал в корне о; слово слипаться — словом ослеп, слово утешение — словом тише. И, конечно, сделал ошибки.

Если вы так же "правильно" подыскиваете родственные слова, выполните еще два упражнения.

! ! ! Предлагаем вам несколько четверок слов. Мысленно отбросьте те из них, которые не являются родственными по смыслу.

Разбранить, побранился, бронированный, бранный; уста, усталый, устный, наизусть; борода, борозда, подбородок, бородатый; дождь, дождевой, дожидаться, дождевик; веснушки, весна, весовой, весенний; дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать; ковать, раскованный, рискованный, подкова; жаль, сожаление, ужалить, жалобный.

! ! ! Поиграем в "словесный мяч" со следующими словами.

Скрипеть, скрепить, слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять, усмирять, подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

Проверить удается не все

Одни гласные удается проверить, подводя под ударение, а с другими это никак не получается. Например, в слове единица вторую гласную можно проверить словом единый, а первую — никак, сколько бы мы ни старались. Ничего мы не можем поделать и со словами корабль, солдат, картошка. Приходится запоминать эти слова.

. Найдите в предложениях слова с гласными, которые нуждаются в проверке, и проверьте их. если это возможно.

1) В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся. 2) Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру. 3) Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на экране кино, стремительно пробегали веселые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырех направлениях двигались в два ряда пешеходы.

А что делать со словами, которые проверить невозможно, если вы не знаете, как их писать? Например, не можете вспомнить, как писать, экватор или "икватор"? В таких случаях надо обращаться к орфографическому словарю. Найдя нужное слово, запомнить его, используя все виды памяти.

Не все требует проверки

В некоторых словах может оказаться не один безударный гласный, а больше. Надо ли проверять все? В одних случаях надо, а в других нет. Вот, например, слова борода или полоса. Какой-нибудь Петя Ошибкин, пожалуй, может написать "ба-рада", "паласа". К таким словам надо подбирать по два проверочных слова: к слову борода — бороды, бородка; к слову полоса — полосы, полоска. А вот слово журавли. Здесь и второй звук, и первый безударные, но первый не нуждается в проверке. Второй проверяем словом журавлик.

! ! ! Предлагаем вам слова, в которых по два или три безударных гласных звука. Определите, какие из них нужно проверять, и произведите все нужные проверки.

Жемчуга, лошадиный, зеленеть, угостить, выходить, кукурузный, сторожить, хрусталь.

! ! ! Предложения для списывания.

Во Флориде есть огромный аквариум, в котором пойманные дельфины часто играют в баскетбол. Они ловко хватают мяч в пасть и метко забрасывают его в сетку. А болельщики-тюлени на берегу аплодируют ластами и ревут.

Найдите "ошибкоопасные" места в выделенных словах.

Откуда "вылетают" проверочные слова?

Откуда появляются в уме проверочные слова? Они "вылетают из гнезд". А что это за "гнезда"? "Гнезда" - это объединения родственных слов в вашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. "Родственники" в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

! ! ! Определите, какие слова в каждой четверке "родственники", а не "родственников" выбросьте из "гнезда".

Маленький, малявка, маляр, малыш; гроза, грозный, гроздь, грозовой; конница, конник, подоконник, конюшня; лень, лентяй, лента, ленивец.

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать "гнезда" слов.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого "гнездо" получится больше. Каковы правила игры в собирание слов? Первое. Слова от одного корня, "живущие" в одном "гнезде", могут принадлежать к самым разным частям речи.

Например: дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище.

Допустим, что вы подбираете "гнездо" "родственников" к слову катиться. Выиграет тот, кто напишет не только прикатиться, укатиться, закатиться, но и закат, каток, раскатанный, перекат, скатка.

Сказочник Ганзелиус в сказке А. Шарова "Человек-Горошина и Простак" продиктовал своему ученику такие слова: "Не надо удивляться, когда видишь удивительное, но удивления достойно, если, взглянув окрест, ты ничего удивительного не встретишь".

. I I Найдите в этом предложении родственные слова. Перепишите его . Второе.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

Например, к слову прогул можно подобрать не только слова прогулять, прогульщик, прогулка, но и гулянье, загулять, гулянка, нагуляться, отгул.

В одно "гнездо" можно поместить и слова, в которых два корня.

Например, в "гнезде" с корнем -ход- (приходить, ходок) есть н слова с двумя корнями: теплоход, вездеход. К словам с корнем -вод- можно добавить и такие, как водопровод, громоотвод. Не надо стесняться придумывать слова с двумя-тремя приставками и суффиксами. Например, в "гнездо" с корнем -след- можно "подбросить" слово неисследованный. В "гнездо" со словом -дел— перераспределение.

В одном "гнезде" могут оказаться корни с чередующимися гласными и согласными, а также с беглыми гласными.

Например: свеча, освещение, свет; двигать, движение; зоркий, зрение, зритель, взор. Четвертое. Это труднее всего.

В одном "гнезде" могут оказаться "дальние родственники". Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи.

Посмотрите, какие различные значения имеют слова, образованные от слова земля. Земляной — значит "сделанный из земли". Земной - слово, которое употребляется в словосочетаниях земной поклон и земной шар. Оно обозначает в первом случае поклон до земли, во втором - всю нашу планету. Земельный — так говорят о земле как предмете сельского хозяйства. Землянка — жилище, сделанное из земли. Земляника — ароматная ягода. Земляк — так называют друг друга в чужих краях люди, приехавшие из одних и тех же мест. Земледелец, землепашец — человек, обрабатыва­ющий землю. Землепроходец — путешественник, открывающий новые земли. И все эти разные слова — из одного "гнезда" и могут приходить на помощь друг другу.

Обратите внимание: для проверки могут пригодиться самые "далекие родственники". Так, слово вертящийся можно проверить не только словом вертит, но и словом отвертка. Слово отдохнуть — словом вздох; перекосился — скошенный.

Инопланетяне на Земле

Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы о неопознанных летающих объектах ("летающих тарелках"), в которых нас посещают разумные существа с других планет. Пока об этом никто ничего точно не знает. Вот как они описали свои впечатления о Земле и ее жителях.

На огромной землистой полянке, И гуляют их землепроходцы

У большой земноводной реки, По дорогам туда и сюда,

Есть большие-большие землянки, Землеройки копают колодцы,

А в землянках живут земляки. И бегут под Землей поезда.

В безземельном пространстве летают Жизнь на этой планете

Мухи, голуби и комары, отличная,

А земные мальчишки гоняют Потому что она

Ua илощадкам земные шары. земляничная!

. «Может быть, вам захотелось нарисовать инопланетян, посетивших Землю, или проиллюстрировать их "стихи"?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

За словом в карман

Описание презентации по отдельным слайдам:

За словом в карман

За словом в карман

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вооб.

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.

 АРД УГЛ ОЛПК КУАШТ

АРД УГЛ ОЛПК КУАШТ

 Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка, тушка.

Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка, тушка.

!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 838 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.03.2020 231
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мамедова Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов

Задание1. Приятель воин Противник друг Солдат враг Шагать горе Красный идти Печаль труд Работа алый

Задание 2. Горе – радость Свет – тьма Утро – вечер Конец - начало Жара – холод Добрый – злой

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Смотрит как баран на новые ворота.

Смотрит как баран на новые ворота.

Сесть в лужу.

Сесть в лужу.

Рубит сук, на котором сидит.

Рубит сук, на котором

Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде

высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей

Спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

Спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь.

После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.

Читайте также: