Наука о растениях ботаника 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

В шестом классе вы будете продолжать изучать биологию. Но теперь более подробно. В этом году вы познакомитесь с растениями, научитесь их различать, правильно ухаживать за ними и применять в своей жизни. Люди всегда пользовались дарами природы и никогда не перестанут этого делать. А знания в этой области помогают нам быть не только разрушителями, но и созидателями.

План урока:

Вспомним, что такое биология

Изучению этих царств посвящены разделы биологии:

Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого. Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными. В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).

Ботаника – наука о растениях

С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.

Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.

Отличительные признаки растений от других царств живой природы

Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.

- Все растения зелёные.

- Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.

- Химические элементы растения всасывают корнем.

- Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.

А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.

Из-за большого разнообразия у них трудно найти такие характеристики, которые не встречались бы хоть у одного из других царств живой природы. Да и сами растения порой похожи то на животных, то на грибы, то на простейших. Например, есть хищные (росянка, пузырчатка, непентес) и паразитические виды (подъельник одноцветный, повилика, омела) растений, активно передвигающиеся одноклеточные водоросли, фотосинтезирующие бактерии и т.д. Но если не обращать внимание на исключения, то можно выделить основные определяющие признаки растений:

Растения и музыка

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.

В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:

  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.

К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Введение. Начало изучения Царства Растений. Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространение растений в Казахстане.

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами; формировать представление о науке о растениях-ботанике; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека; развивать умение работать в тетради, правильно оформлять тетради; воспитывать уважительное отношение к труду одноклассников, чувство патриотизма.

Организационный момент:

-знакомство с учащимися

- ознакомление учащихся с целями, задачами и этапами урока

Знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, правилами ТБ. Учащиеся после прослушивания правил ТБ расписываются в журнале по ТБ.

Изучение нового материала:

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. Существуют следующие группы живых организмов: животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы (схема на доске).

В этом году мы свами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники и микроорганизмы. Для того, чтобы разобраться во всём многообразии живых организмов, их необходимо разделить не несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют Царства . Запишем определение в тетрадь: Царство – самая крупная единица систематики. Систематика – это наука о классификации. Её мы будем изучать чуть позже.

Все живые организмы принято делить на 4 Царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них- дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.

Все живые организмы обладают следующими свойствами:

Дыхание (поглощение и выделение газов)

Размножение (воспроизведение себе подобных)

Рост (увеличение массы и размеров организма)

Развитие (качественные изменения организма)

Раздражимость (реакция на изменения окружающей среды)

Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы тоже все слышали. Лавины, реки тоже двигаются. Все живые организмы состоят из клеток или их производных.

Грибы же занимают промежуточное отношение между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пишу и растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть ещё и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе – тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто – тоже гриб.

Общее число ныне живущих видов растений – приблизительно 400-500 000 (по разным данным). Теофрасту было известнооколо600 видов растений. И действительно, куда бы мы не посмотрели, везде нас окружают растения. Они живут на суше и в воде. Одни из них микроскопические, другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в тёплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения - преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров – до 100 метров в длину.

Учащиеся размышляют о роли растений в жизни человека (высказывают мнение) . учитель дополняет.

Основные сферы использования растений человеком:

Корм для животных

Одежда из растительных тканей (хлопок, лён)

Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности

Лекарственные средства и сырьё для медицинских препаратов

Охрана и улучшение окружающей среды

Закрепление изученного материала по вопросам:

На какие науки делится наука биология?

Что изучает наука ботаника?

Что изучает наука зоология?

Что изучает наука микробиология?

Что изучает наука микология?

Какие организмы относят к доядерным?

Назовите признаки живых организмов

Какие основные отличия растений от животных?

Какова роль растений в жизни человека?

Какова роль растений в природе?

Каково общее число ныне живущих растений на Земле?

Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф учебника

Дополнительное: найти информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей (оформить в виде доклада)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.

Фронтальная работа:

1.Как вы думаете, что такое природа?

3.Вспомните, что изучает биология?

3.Почему в школе надо изучать науку о растениях?

III . Мотивация и целеполагание

-Ребята, теперь вы хорошо знаете, что такое природа. Изучать природу не только нужно, но это еще и очень интересно.

- В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

-Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них – ботаника, изучением которой мы займемся в этом году.

IV . Изложение нового материала

-Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл огромную роль в развитии науки, объединив разрозненные данные о растениях в единую систему.

- Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?

Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп, которые получили название царства. Давайте запишем определение в тетрадь.

Царства - это одна из самых высоких уровней классификации живых организмов.

Все живые организмы делят на 4 крупные царства: бактерии, грибы, животные и растения.

Самые примитивные - бактерии. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам, т.е. содержат ядро.

-Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?

- Первым отличием является способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веществами.

- Вторым отличием является рост. Рост растений не ограничен, а большинство животных растет до определенного возраста.

- Третьим отличием является движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни, а животные активно передвигаются, имеют органы для передвижения.

- Следующим отличием является газообмен. Растения вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода). Животные также вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, не способны к фотосинтезу.

- Еще одним отличием является строение клетки. В состав клеточной стенки растительной клетки входит клетчатка или целлюлоза, содержатся пластиды, которые обеспечивают фотосинтез, окраску листьев, плодов. У животных же наружный слой тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют.

- Ребята, а как вы считаете сколько видов растений существует на Земле?

- Общее количество существующих видов растений — приблизительно 400 000— 500 000!

- При этом растительный мир очень разнообразен, что проявляется в жизненной форме растений. Выделяют 3 основные жизненные формы растений:

травы – жизненная форма растений с сочными, зелеными, не одревесневающими побегами;

кустарники – жизненная форма растений, имеющая несколько скелетных осей;

кустарнички – жизненная форма растений, не имеющия главного ствола с сильно ветвящимися одревесневшими побегами;

деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся в течение жизни одним стоволом.

V . Физкультминутка

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VI . Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

- Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете какую роль играют растений в природе и в жизни человека?

- Практически все растения имеют зеленый цвет, а следовательно , способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов.

- Кроме того, в процессе фотосинтеза ра­стения выделяют кислород, который необходим для дыхания живых организмов. Растения образуют ежегод­но около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода и выделяя при этом кисло­род.

- Кроме того, человек используют растения не только в качестве пищи, но и в качестве лекарств от многих заболеваний.

- Также растения играют большую декоративную роль.

- И служат источником сырья для производства одежды.

- Наука ботаника имеет многочисленные отрасли, каждая из которых занимается изучением отдельных проблем.

Анатомия растений – изучает внутреннее строение растений.

- Морфология растений – изучает внешнее строение растений.

- Физиология растений - процессы, происходящие в растении.

- Систематика растений – занимается классификацией растений.

- Селекция растений – изучает сорта растений и их свойства.

- Цитология – изучением строения растительной клетки.

- Палеоботаника – занимается изучением ископаемых растений.

- Экология растений – изучает связь растений с окружающей средой.

VII . Подведение итогов

- А сейчас давайте подведем итоги.

Что изучает наука ботаника?

Каковы основные различия животных и растений?

Какова роль растений в природе и в жизни человека?

VIII . Домашнее задание

1.Выучить новые понятия и определения.

2.Подумать, в каких еще сферах человек использует растения.

Используемая литература:

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - 3 изд-е., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 240 с.: ил.

2.Стихотворение с сайта:

Наука о растениях – ботаника.

Наука о растениях – ботаника.

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

Ботаника Микробиология Биология Микология Зоология

Микробиология

Биология

Теофраст – основоположник ботаники.

Теофраст – основоположник ботаники.

Царства живой природы Растения Животные Грибы Бактерии

Царства живой природы

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

А вот чем растения отличаются от животных?

А вот чем растения отличаются от животных?

Питание Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца Животные питаются готовыми органическими веществами

Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца

Животные питаются готовыми органическими веществами

Рост Не ограничен Растут до определенного возраста

Не ограничен

Растут до определенного возраста

Движение Малоподвижны Активно передвигаются

Малоподвижны

Активно передвигаются

Газообмен Кислород Углекислый газ

Строение клетки

Строение клетки

Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле?

Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле?

400 000 – 500 000 видов растений

400 000 – 500 000 видов растений

Жизненная форма растений Травы Деревья Кустарнички Кустарники

Жизненная форма растений

Кустарнички

Как вы думаете, какова роль растений в природе?

Как вы думаете, какова роль растений в природе?

Источник пищи

Источник пищи

Источник кислорода

Источник кислорода

Источник лекарств

Источник лекарств

Декоративная роль

Декоративная роль

Одежда

Структура науки ботаники Анатомия растения

Структура науки ботаники

Анатомия растения

Морфология растений

Морфология растений

Физиология растений

Физиология растений

Систематика растений

Систематика растений

Селекция растений

Селекция растений

Цитология

Палеоботаника

Палеоботаника

Экология растений

Экология растений

Используемые интернет-ресурсы Слайд 1: http://www.52desktop.cn/upimg/allimg/0912/2009122195515752778010.jpg фон Слайд 2: http://school41.tyumen-edu.ru/sites/default/files/field/image/picture-2179.jpg земля Слайд 3: http://www.timpul.md/uploads/modules/news/2010/08/13901/658x0_jpabt.jpg Жан Батист де Ламарк Слайд 5: http://rushist.com/images/greece/theophrast.jpg теофраст http://www.chtivo.ru/getpic3d/16775388/350/724594.jpg ботаника Слайд 7: http://zatusim.ucoz.ru/_nw/18/50028855.jpg вопрос Слайд 8: http://www.insideinternet.com.br/loja/propaganda/photosynthesis-for-kids-download-i17.jpg фотосинтез http://www.topoboi.com/images/201310/topoboi.com_24550.jpg готовые органические вещества Слайд 9: http://www.nidokidos.org/attachment.php?s=df938aa7eb305c05fe9017b71b6a7a1b&attachmentid=211639&d=1387189230 дерево http://prg.stihi.ru/pics/2012/05/11/6909.jpg мышь Слайд 10: http://www.stihi.ru/pics/2010/07/24/4621.jpg береза http://www.codrosu.ro/wp-content/uploads/2009/04/wallpaper_leopard-in-asalt.jpg гепард Слайд 11: http://s.fishki.net/upload/users/300180/201502/06/453c57a7838297d86eabf9fb4cec2d96.jpg фотосинтез http://www.sinussurvival.com/wp-content/uploads/2012/06/E-14-Resp-Tract.jpg дыхательная система

Используемые интернет-ресурсы


-75%

проф. И.Н. Пономаревой. - 3 изд - е., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2008. – 240 с.: ил.

- Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.

- Ребята, теперь вы х орошо знаете, что такое п рирода. Изучать природ у не только н ужно, но

- В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией.

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

- Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в р азличных формах, п оэтому и

биология делится на несколько самостоятельных на у к. Одна из них – ботаника, из у чением

- Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст , который жил в 370 — 286

годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл

огромную роль в развитии н ау ки, объедин ив разрозненн ые данные о растени ях в еди ную

- Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?

Для этого их н еобходимо разделить на н есколько больших гр упп, которые получили

название царства . Давайте запишем определение в тетрадь.

Царства - это одна из самых высоких уровне й классификации живых организмов.

Все живые организмы делят на 4 кру пные цар ства : бактерии, грибы, животные и растения .

Самые примитивные - бактерии. Их клетки н е содержат ядра, поэтому их наз ывают

доядерными, или прокариотами. Все осталь ные организмы относятся к ядерным, или

- Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?

- Первым отл ичием является способ питания . Растения образ у ют п итательные вещества за

счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веще ствами.

Читайте также: