Научные открытия и изобретения 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Основные понятия: водяной двигатель, домны, мушкеты, каравелла.

Личности: Иоганн Гуттенберг.

Беседа учащимися.

– Что такое империя? Каковы признаки империи были у турецкого государства?
– Перечислите славянские государства, завоеванные турками.
– Как султану удавалось руководить таким огромным государством?
– Что стало причинами ослабления империи.

  1. Усовершенствование водяного двигателя.
  2. Новое в металлургии и обработке металлов.
  3. Военная техника.
  4. Развитие мореплавания и кораблестроения.
  5. Начало книгопечатания.

Вопросы учителя:

– Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
– Для чего мы с вами будем изучать данную тему.

Учитель: Период XI–XV веков богат изобретениями и усовершенствованиями, которые надолго вошли в обиход людей. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времен. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.

Исходный вид таблицы.

Вопросы для беседы с учащимися:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 27. Научные открытия и изобретения.

Тип урока. Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира, имеют представление о развитии кораблестроения в Средние века, понимают важность изобретения книгопечатания для развития европейского общества.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.

Оборудование. Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Даты: 1456 г., 1492 г.

Персоналии: Х. Колумб, И.Гутенберг.

Повторение темы. Культура раннего Возрождения в Италии.

1. Эпохой Возрождения принято считать период: А) VIII-XI вв.; Б) XIV-XV вв.; В) XIV-XVII вв.

2. Какая страна является родиной Возрождения? А) Франция; Б) Италия; В) Испания.

6. Первым гуманистом называют: А) Франческа Петрарку; Б) Данте Алигьери; В) Джованни Боккаччо.

8. Кто из перечисленных деятелей Средневековья был живо­писцем? А) Сандра Боттичелли; Б) Бернар Клервоский; В) Фома Аквинский.

План работы.

1. Развитие практических знаний.

2. Первые механизмы.

3. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.

4. Развитие мореплавания и кораблестроения.

5. Изобретение книгопечатания.

- Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
- Для чего мы с вами будем изучать данную тему.

Период XI-XV веков богат изобретениями и усовершенствованиями, которые надолго вошли в обиход людей. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времен. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.

Учащимся предлагается изучать тему, самостоятельно работая с учебником, заполняя таблицу.

Исходный вид таблицы.

Значение изобретения, открытия

Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги

Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.

Увеличилась качествои количество производства металла.

Повсеместно, в быту

Более точное определения времени

Вороты, домкраты, подъемные краны, поршневые насосы, землеройные машины.

Горное, строительное дело

Облегчен труд людей.

Огнестрельное оружие (пушки, мушкеты).

Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.

Компас, астролябия, Каравелла.

Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля.
Развитие торговли

Во время заполнения таблицы затруднения возникают при заполнении третьего столбца.

Заполнение таблицы сопровождается показом слайдов.

Подведение итогов урока.
1. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний?

2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества?

3. Что способствовало началу Великих географических открытий.

объяснить прич ины медле нного развити я науки в пери од Средних в еков.

Технические изобретен ия и открытия, появле ние или у совершенствовани е

орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни обществ а. Произошло ли

подобное в ист ории Средн их веков, у знаем на нашем у роке.

1) Кто и когда изобрел компас? (Слайд 1) (Магнитное присп особление для

определения ст орон света в дне вное вре мя суток впервы е упоминается

в китайской книге 1044 года. Усовершенствованны й компас был

обстоятельно описан Шэнь К о в сочинени и, датируем ом 1088 год ом)

2) Кто первым из евр опейцев д обрался до Америки? (Сл айд 2) (Х. Колумб)

3) Где и как создав али средневеков ые рукописные книги? Как их

украшали? (Слайд 3) ( Большинство населения в древние века были не

грамотные, а самая даже очень скромн ая книга, ст оила оч ень больших

денег. Приобретат ь книги м огли тольк о знатные люд и, герцоги, короли

и служит ели церкви. Создавались книг и из п ергамент а , переплет делали

из дерев а и все это обтягивалось м ягкой и дорого й кож ей. А особо

ценные кни ги украш а ли золот ом и серебром, драгоценны ми камнями и

слоновой кост ью. Кни ги созд авались в специальной масте р ской, чаще

Предлагаю в начале у ро ка сыграть в игру, которая называется «К от в

Мы с вами эт ими предметами поль зуемся ежедневн о. Я сей час бу ду

называть опис ание этих предметов, ваша зада ча – ответить на в о про с – что


Урок формирует представление о научных достижениях, изобретениях (в науке, технике, мореплавании, книжном деле, металлургии, военном деле), сделанных европейцами за период Средних Веков. Показывает значение этих открытий для развития средневекового европейского общества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Научные открытия и изобретения"

Средние Века стали для Европы этапом накопления знаний. Благодаря открытиям и изобретениям Средневековья была создана основа для успешного развития европейской науки в XVII–XVIII веках.

Средневековая наука долгое время была книжным делом. Занимались ей в основном самые грамотные люди того времени – служители церкви.

Астрологи предсказывали будущее, определяя его по движению небесных тел, составляли гороскопы. Нередко с ними советовались правители, путешественники и полководцы.

Знания, накопленные астрологами, в дальнейшем использовались астрономами для составления точных календарей, объяснения природных явлений.

Их опыты положили начало развитию современной европейской химии.

Алхимики нашли новые способы изготовления металлических сплавов, красок, лекарств. Ими были созданы многие приборы для проведения химических опытов.

Средневековая европейская медицина утратила многие античные знания и приёмы.

Врачи умели вправлять переломы, лечить раны, полученные на войне, проводить несложные хирургические операции, знали лекарственные свойства растений.

Но были бессильны против чумы, проказы, туберкулёза. Против болезней, чью природу они не могли объяснить. В таком случае больным предлагалось молиться и уповать на Бога.

Гораздо лучше обстояли дела в горном деле и металлургии.

В Европе добывали много полезных ископаемых. В Альпах и Скандинавии – железо. В землях Германии, Испании, Чехии и Трансильвании – серебро.

Свинец и медь – в Австрии, на Юге Германии, в Англии.

Полезные ископаемые в Европе

Важную роль в Средневековой Европе играла добыча соли.

Её добывали в Южной Германии, на Атлантическом побережье Франции и Испании, в землях средней Италии.

Нужда в большом количестве железных оружий труда и оружия подтолкнула средневековых инженеров к поиску решения этой проблемы.

С начала XIV века вместо небольших горнов начали строить домны – плавильные печи до 3–4 метров в высоту.

Для ковки металла стали использовать кузнечные мо̀лоты и меха̀, приводимые в действие водяным колесом.

Ранее водяное колесо использовалось в мельницах, построенных на реках и озёрах для помола зерна.

Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегораживали плотиной и отводили от неё желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение.

Водяное колесо

Также водяное колесо применялось в сукноделии, при производстве бумаги, для подъёма тяжестей и распиловки брёвен.

К XIV веку в Европе появилось первое огнестрельное оружие.

К концу XV века оно было усовершенствовано и распространилось во всех европейских странах.

Огнестрельное оружие могло быть ручным (аркебу̀зы), полевым (кулеврѝны) и осадным (бомба̀рды).

Широкое применение на полях сражений огнестрельного оружия стало причиной заката эпохи рыцарства.

Потеряли значение рыцарские доспехи и стены замков. Они перестали быть надёжной защитой.

Больших успехов за период Средневековья достигло мореплавание.

Ранее корабли европейцев ходили кабота̀жно – вдоль берега.

Постепенно моряки стали применять компас и астроля̀бию – прибор для определения местоположения судна. Шире стали использоваться карты.

Появился быстрый лёгкий парусник – каравѐлла. Он мог двигаться в нужном направлении при боковом и встречном ветре.

А также кара̀кка – большое парусное судно, удобное для длительных путешествий.

Такие корабли были более послушными и простыми в управлении, могли выходить в открытое море.

Именно на таких кораблях в 1492 году Христофо̀р Колу̀мб достиг берегов Америки. Открытие европейцами Америки положило начало Великим географическим открытиям XV–XVII веков.

Они стали одним из важнейших событий Позднего Средневековья.

Европейцы накапливали научный опыт и знания. Лучший способ их сохранения – создание книг. Но поделиться этими знаниями с другими было сложно.

Рукописные книги были достаточно редкими и дорогими, для их производства требовалось много времени и недешёвый перга̀мент.

В XIV веке в Европе научились изготавливать бумагу. Она была гораздо дешевле пергамента, но нерешённым оставался вопрос распространения знаний.

Техника ксилогра̀фии – оттисков с деревянной доски с вырезанными на ней буквами, успеха не принесла.

Она также была очень трудоёмкой.

В середине XV века Иога̀нн Гуттенбѐрг (1399–1468 годы) изобрёл набо̀рный шрифт – металлические подвижные литеры, из которых можно было составить сколько угодно страниц любого текста, и печатный пресс – с его помощью делались оттиски на бумагу.

В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу – Библию. По своему оформлению и качеству она не уступала лучшим образцам рукописных книг.

Печатный пресс

Книгопечатание в Европе приобрело большую популярность.

Книги стали гораздо доступнее. Был решён вопрос о сохранении и передаче знаний следующим поколениям.

В XIV веке в городах появляются башенные механические часы. Они стали ещё одним важным изобретением Средневековья.

Подведём итоги.

За период Средних Веков европейская наука вышла на новый уровень.

Успехов достигли точные науки, медицина.

Были изобретены новые способы обработки металлов.

Получило распространение огнестрельное оружие.

Появилось книгопечатание.

Благодаря применению новых видов транспорта и приборов навигации ускорилось передвижение.

Читайте также: