Конспект занятия весна в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Весна".

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными.).

2. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

3. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие цели:

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

6. Развитие диафрагмального дыхания с элементами релаксации.

7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

8. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, игра "Времена года", чистые листы бумаги для проведения игры "Назови ласково",цветные карандаши, мяч, снеговик полурастаявший, ширма.

Ход занятия

1. Организационный момент (создание эмоционального настроения, объявление темы)

Дети входят по музыку Ф. Мендельсона "Весенняя песня" и встают в круг. Приложение 1

Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна!

Раздается чей-то голос!? "Весна! А что это такое?"

Логопед: Ой, дети, кто это?

Голос из-за ширмы: Да это же я, ваш снеговик, которого вы слепили зимой. Сейчас я почти растаял, а почему не знаю.

Логопед: Дети, а вы знаете, почему растаял снеговик?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед. Правильно, потому что наступила весна. И мы сейчас с вами расскажем снеговику о весне. Давайте вспомним приметы весны, но сначала мы с вами сделаем зарядку с язычком, чтобы он хорошо говорил, дети подходят к столам на которых стоят зеркала.

2. Игра "К бабушке в гости приехали внуки" ( Развитие артикуляционной моторики)

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).

3. Упражнение "Расскажи о весне" (совершенствование синтаксической стороны речи, развитие. Составление стереотипных предложений о весне по картинка). (Приложение 2, рис 1-6).

На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети берут картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова "весной" (например, "Весной солнце светит ярко"; "Весной появляются первые цветы"; "Весной с юга прилетают птицыi"; "Весной люди надевают легкую одежду" и т. д.).

Логопед: Снеговик, тебе понятно какие приметы весны бывают?

4. Упражнение "Раздели слово на слоги" (совершенствование слогового анализа и синтеза)

Логопед Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети. Слоги.

Логопед. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру "Раздели слово на слоги". Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, ледоход, оттепель, подснежник, ледоход, проталины.

Логопед: Сколько слогов в слове весна? А как можно ласково назвать весну?

Дети: Вёснышка, веснушка.

Логопед: Сколько слогов в слове вёснышка, веснушка.

5. Игра с мячом. "Найди родственника" (образование однокоренных слов)

Логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова "весенний".

Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.

6. Упражнение "Есть у нас игра такая" (Релаксация, развитие диафрагмального дыхания)

Звучит музыка для релаксации.. Дети садятся на стульчики..

Есть у нас игра такая,

на каждое слово дети соединяют

Очень легкая, простая.

поочередно большой палец с

Замедляется движенье.

мизинцем, безымянным, средним

Исчезает напряженье.

и указательным пальцами.

И становится понятно:

сначала на правой руке, затем на

Расслабление - приятно

левой, затем обе руки вместе.

Логопед. Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. (Дети выполняют движения).

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и выполняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)

Опустите руки, садитесь. Молодцы!

7. Игра с элементами рисования "Назови ласково" (развитие мелкой моторики, внимания и мышления). (Приложение 2, рис 7-12)

Логопед. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас дам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я загадаю загадки, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.

Без дров и огня, и светит и греет.
Без рук, без ног, только с рогами,
А ходит под небесами. (Солнышко)

Белая вата летит куда-то.
Хоть лови, не лови - не изловишь (Облачко)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (Сосулечка)

Без крыльев, а летает
Никто не бьёт, а плачет. (Тученька).

Стоит Алёна, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Березонька)

Весной - веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Деревце)

Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой (ручеек)

(Например, нарисован ручей. Ребенок говорит: "Ручеек"- и рисует его. Так же предстоит сделать со словами "солнце", "облако", "дерево" и др.). Логопед. Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнем.

8. Подвижная игра с речевым сопровождением "Собирайся, детвора!"

(развитие общей моторики)

Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр, Логопед выполняет упражнения вместе с детьми.

Логопед.

Собирайся, детвора! Хлопают в ладоши
Весна зовет: "Гулять пора!" .
Будем по лесу гулять. Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать. Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.
На носочках по тропинке Поворачиваются вправо и идут друг
Друг за другом мы пойдем. за другом на носочках, держа руки на поясе
В маленькие лужицы Идут друг за другом, высоко
Не наступим, обойдем. поднимая колени и держа руки за спиной
Встали елки на пути. Идут змейкой друг за другом.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно.
Вот сороки пролетели, Бегут по кругу на носочках,
Им, сорокам, не до сна! плавно взмахивая руками вверх-вниз.
Трещат сороки - белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
За весною вслед пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки
Хоровод мы заведем, Останавливаются, поднимают руки
Будем петь и танцевать - вверх, выполняют поклон.
Весну-веснышку встречать!

9. Игра "Что перепутал художник?" (Развитие наблюдательности, внимания). (Приложение 3).

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которой висит картина.

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

  • Весной дети не загорают на солнце.
  • Весной нет листопада.
  • Весной не копают картошку.
  • Весной дети не купаются в речке.
  • Весной не ловят бабочек.
  • Весной снимают теплую одежду.

Логопед. Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Молодцы!

10. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии.

- Говорили о приметах весны.

- Делил слова на слоги.

- Играли в игру "Назови ласково"

- Учились правильно дышать.

- Учились осторожно ходить по лесным тропинкам

Логопед. А что вам больше всего понравилось? Вы все хорошо запомнили. А тебе снеговичок, понятно, что такое весна? Мы со снеговичком вами очень довольны. И поэтому вместе с ним и весной приготовили вам подарки. (Логопед раздает детям подарки.) Наше занятие закончено.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Весна. Изменения в живой и неживой природе.

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Образовательные задачи: способствовать закреплению у детей умению устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, делать выводы, умозаключения, учить группировать предметы методом исключения.

Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь.

Воспитательные задачи: формировать навыки культуры поведения в природе, правильного взаимодействия с природой.

Словарная работа:

Обогащение словаря: пернатые друзья, капель, проталины, первоцветы.

Организация и проведение НОД

1. Организационный момент.

Как это приятно —

Что повсюду — весна,

Что утро и солнце

Какое сейчас время года?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Какое время года было до весны?

Какое время года наступит после весны?

Какое время года бывает между зимой и летом?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Игра “ Подскажи словечко ” ( загадки)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

Рад весне братишка Саша.

И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

- Ребята, почему происходят изменения в природе? (Чаще светит солнце, тает снег и лед).

- Чем покрыта земля? ( Земля покрыта снегом. Снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины).

- Что такое проталины? (Место, где нет снега). Ребята, повторите это слово – проталины.

- Что еще бывает? (Капель).

- Что происходит на речке? (На речке тает лед, начинается ледоход).

- Что такое ледоход? (Движение льда на реках). Это новое слово – ледоход.

-Изменились ли деревья? ( На деревьях распускаются почки, появляются молодые листочки, на березе еще и сережки).

- Посмотрите, какие они нежные, светло – зеленые, клейкие.

-Еще какие изменения происходят в природе? (Появляется трава, первоцветы).

- Назовите первоцветы. (подснежники, ландыши, мать – и - мачеха).

-Что можно сказать о птицах? ( Птицы прилетают из теплых стран, щебечут, поют песни, строят гнезда).

-Какие еще изменения происходят в природе? (Появляются насекомые, бабочки, муравьи).

- Какие изменения произошли в жизни диких животных? (Животные выводят потомство).

- Так почему происходят в природе все эти изменения? (Солнце стало сильнее греть землю, поэтому и стал таять снег, лед. Дни становятся длиннее, а ночи короче).

-Ребята, а кто радуется приходу весны? ( Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)

Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной? (грач)

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскачь

А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

(Скворцы, ласточки и т. д.)

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

галки и вороны, стрижи и макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

аисты. Вороны, мухи и грачи.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аист, грач, сова, скворец, воробей, ласточка.

Рассказы детей о птичьих гнездах.

Аист строит гнездо на видном месте: крыше, высоком дереве или столбе.

У грача гнездо на дереве, похожее на разлохмаченную шапку.

Сова селится в старых заброшенных гнездах, дуплах деревьев.

Скворец селится в скворечники, которые делают люди.

Воробьи строят гнезда из веток пуха возле жилья людей.

Ласточки лепят из глины, пуха под крышей.

Физкультминутка

Солнце, солнце выходи

(дети, взявшись за руки, отходят от центра)

И всю землю освети

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чтоб весна скорей настала

(опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало

(перекрещивают руки на груди, трут плечи)

Чтобы капли звонко пели

(движение кистей рук, имитирующую падающую капель)

Чтоб весной ручьи звенели

(волнообразные движения руками перед грудью – ручей)

Чтоб цветочки распускались

(поднимают руки над головой, опускают их через стороны вниз)

С юга птицы возвращались

Солнце, солнце землю грей

Пусть весна придет быстрей

(хлопают в ладоши на каждое слово).

- Ребята, определите, что здесь лишнее и объясните почему.

Волк, грач, лиса, заяц.

Скворец, ласточка, воробей, соловей.

Подснежник, рябина, фиалка, ландыши.

- Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая … (лисица)

- Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый …. (волк)

- У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это… (еж)

- Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку…. (зайчик)

- Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его… (медведь)

Весной от зимней спячки просыпаются медведи . Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Из животной пищи ест насекомых, раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники). А также очень любит рыбу. В конце зимы у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

А какие ещё животные просыпаются весной?

Рано весной просыпаются ежи . За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей. Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

- Теперь мы с вами поговорим о белке .

Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка? Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

Весной рождаются детёныши и у лисы . Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

- А как называются детки у лисы?

И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

( Воспитатель придумывает предложения о животных, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами).

Программное содержание:
- вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи. Формировать умение воспринимать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своих высказываниях. Расширить представления детей о ранней весне.
Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите эти примеры, то вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии.
Дети подставляют буквы и читают слово.


Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

Игра на внимание.
Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
- А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?
А сейчас “Доскажите словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись).
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте отдохнём и поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Грач, клёст, снегирь, скворец, ласточка, синичка, воробей, жаворонок, журавль.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
Воспитатель:
Солнце ласково смеётся.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
разговорчивый ручей.
- Затекли шумные ручейки в норки, берлоги. Кого они разбудили? (ответы) – показ картинок (медведь, ёжик, барсук)!
А что ещё весной просыпается? Растения.
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н. Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
Молодцы!
- А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; солнышко; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Оргмомент. (Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках солнышко. Звучит лирическая музыка).

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (д: весна)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (дети: солнышко)

-А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

- Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…

Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

- Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

Из тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

5. Массаж лица. (Выполняем стоя)

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

- Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

9. Дыхательное упражнение «Цветочек).

10. Вспомните, как называются весенние месяцы?

- Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и

Припекло, припекло. медленно поднимают руки.

И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И

Разлило, разлило. медленно опускают руки

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону

Все журчат, журчат руки на поясе

журавли курлыкают меняют направление движения

И летят, и летят. Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками.

. А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).

- Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

- Произнесите их по порядку. (д: [т], [р], [а], [в], [а]).

- Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику.

- Сколько слогов в слове трава?

14. Штриховка.

- Весна дарит нам первые весенние цветочки. Давайте мы с вами создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

Читайте также: