Конспект урока меры длины сантиметр дециметр

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике

Составила учитель начальных классов

Цель: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.

Предметная: закреплять умение решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах;узнать старинные меры длины;

Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий

Познавательная:

Формировать умение осознавать познавательную задачу;

Совершенствоватьрасширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.

Формировать учебную самостоятельность.

Регулятивная:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации;

- контролировать процесс и результат деятельности;

-вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок;

-адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Коммуникативная:

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Планируемые результаты:з акреплять вычислительные навыки в изученном диапазоне, таблицу умножения, алгоритм решения задачи.

Оборудование : видеозапись мультфильма “38 попугаев”; экран, проектор, компьютер, линейка.

Поприветствуем гостей. Садитесь.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится. (улыбка)

- Подарим друг другу улыбку.

Подготовить необходимые предметы для урока

2. Постановка учебной задачи

а) Беседа по просмотренному мультфильму

б) Беседа о современных единицах длины

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебную задачу на этот урок.

- Из какого мультфильма данный отрывок?

- Что делали зверята?

- Как они его измеряли?

- Почему получались разные

- О какой величине идёт речь?

Какие единицы длины вы знаете?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

- А в математике используют такие мерки?

-Кто знает про величины все? Поднимите зеленые сигнальчики.

-Желтые сигналы покажете, если считаете, что знания есть, но не все

- красные, если считаете, что ничего не знаете о величинах.

-Зачем нам нужно изучать эту величину? Например, я хочу повесить картину в классе. Какую рамку взять? Как узнать какая рамка подходит?

Показ отрывка из мультфильма “38 попугаев”

Опора на имеющие знания у детей.

Нужно измерить, а для этого знать величины, учиться выполнять действия с этими величинами

Постановка учебных задач

4. Знакомство с современными и старинными единицами длины

- Какие единицы использует современный человек? Кто знает какими единицами длины пользуются люди?

Какая единица длины больше: сантиметр или дециметр?

Сколько сантиметров в 1 дециметре?

- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?

Корректирует ответы учащихся

Предлагает выбор деятельности

Дети высказывают свое мнение

Работа с учебником; с дополнительной литературой

5. Самостоятельный поиск

б) обобщение полученных знаний

Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины рамки?

Дюйм – голландское название большого пальца.

Длина, которого была равна 2см 54 мм.

Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца - 4 см 5 мм

Маховая сажень – старинная русская мера длины, равная 213 сантиметров, то есть расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук.

Косая сажень - старинная русская мера длины, равная 248 см, расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.

-Удобно ли сейчас использовать данные мерки? - Будем ли мы иметь точное представление о длине рамки, пользуясь этими мерами длины?.

- Сделаем вывод какими мерками удобно пользоваться? Старинными или современными?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепление умений решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах.

Конспект урока по математике

Составила учитель начальных классов

Цель: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.

Предметная: закреплять умение решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах;узнать старинные меры длины;

Метапредметная:развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий

Познавательная:

Формировать умение осознавать познавательную задачу;

Совершенствоватьрасширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.

Формировать учебную самостоятельность.

Регулятивная:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации;

- контролировать процесс и результат деятельности;

-вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок;

-адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Коммуникативная:

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Планируемые результаты:закреплять вычислительные навыки в изученном диапазоне, таблицу умножения, алгоритм решения задачи.

Оборудование: видеозапись мультфильма “38 попугаев”; экран, проектор, компьютер, линейка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Поприветствуем гостей. Садитесь.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится. (улыбка)

- Подарим друг другу улыбку.

Подготовить необходимые предметы для урока

2. Постановка учебной задачи

а) Беседа по просмотренному мультфильму

б) Беседа о современных единицах длины

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебную задачу на этот урок.

- Из какого мультфильма данный отрывок?

- Что делали зверята?

- Как они его измеряли?

- Почему получались разные

- О какой величине идёт речь?

Какие единицы длины вы знаете?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

- А в математике используют такие мерки?

-Кто знает про величины все? Поднимите зеленые сигнальчики.

-Желтые сигналы покажете, если считаете, что знания есть, но не все

- красные, если считаете, что ничего не знаете о величинах.

-Зачем нам нужно изучать эту величину? Например, я хочу повесить картину в классе. Какую рамку взять? Как узнать какая рамка подходит?

Показ отрывка из мультфильма “38 попугаев”

Опора на имеющие знания у детей.

Нужно измерить, а для этого знать величины, учиться выполнять действия с этими величинами

Постановка учебных задач

4. Знакомство с современными и старинными единицами длины

- Какие единицы использует современный человек? Кто знает какими единицами длины пользуются люди?

Какая единица длины больше: сантиметр или дециметр?

Сколько сантиметров в 1 дециметре?

- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?

Корректирует ответы учащихся

Предлагает выбор деятельности

Дети высказывают свое мнение

Работа с учебником; с дополнительной литературой

5. Самостоятельный поиск

б) обобщение полученных знаний

Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины рамки?

Дюйм – голландское название большого пальца.

Длина, которого была равна 2см 54 мм.

Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца - 4 см 5 мм

Маховая сажень – старинная русская мера длины, равная 213 сантиметров, то есть расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук.

Косая сажень - старинная русская мера длины, равная 248 см, расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.

-Удобно ли сейчас использовать данные мерки? - Будем ли мы иметь точное представление о длине рамки, пользуясь этими мерами длины?.

- Сделаем вывод какими мерками удобно пользоваться? Старинными или современными?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

Дециметр (дм) – более крупная единица измерения длины.1 дм = 10 см.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 51.
  2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ответьте на вопрос. Какой длины должен быть пенал, чтобы в него можно было положить карандаш длиной 9 см?


Измерим длину пенала. Приложим линейку так, чтобы метка 0 совпала с началом пенала. Посмотрим, какая метка совпала с другим краем пенала. Получили 10 см. Значит, длина пенала 10 см. В него можно положить карандаш длиной 9 см.

10 см или 1 десяток см образуют 1 дециметр. Значит, длина пенала – 1 дециметр.


Сокращенно записывают так: 1 дм. 1 дм = 10 см.

Измерим длину маркера. Приложим линейку. Длина ручки 14 см. 14 см – это 10 см и 4 см. 10 см – это 1 дм. Значит, длина маркера 1 дм 4 см.


Измерим длину фломастера. Длина ручки фломастера 10 см, или 1 дм. Длина колпачка фломастера – 5 см. Значит, длина фломастера 1 дм 5 см, или 15 см.

Для измерения длины крупных предметов неудобно пользоваться сантиметром. Поэтому используют более крупную единицу длины – дециметр.

Начертим отрезок длиной 11 см. Сколько это дециметров и сантиметров?

11 см = 10 см + 1 см

11 см = 1 дм 1 см

Перейдем из одних единиц в другие. Например,

1 дм = 10 см. А у нас ещё 5 см. 10 см + 5 см = 15 см.

Значит, 1 дм 5 см = 15 см.

Вспомним, что 1 дм = 10 см. Значит, 2 дм = 20 см.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Дециметр – более крупная единица измерения длины. Сокращенно записывают так: 1 дм. Читают – 1 дециметр. 1 дм = 10 см. Для измерения длины крупных предметов используют дециметр.

Выполним несколько тренировочных заданий.

2. Подчеркните верные равенства и неравенства.

12 см = 1 дм 2 см; 1 дм 5 см 1 дм 8 см; 13 см > 1 дм 6 см; 2 дм 1 дм 8 см.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство обучающихся с мерой длины - дециметр.

Задачи.

Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр; - учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков с помощью линейки, учить устанавливать соотношение между единицами длины 1дм =10см;

- закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.

Развивающие: - развивать практические навыки измерения и построения отрезков различной длины, развивать пространственные представления; - развивать зрительную память и внимание, слуховое восприятие через слуховую инструкцию.

Воспитательные: - воспитывать дисциплинарные навыки, аккуратность, самостоятельность, интерес к учебе, предмету.

Коррекционные: - корректировать отдельные стороны мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза, выявление главного, установление логических и причинно-следственных связей, культуру математической речи; - совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений); - корректировать и развивать тактильное восприятие, память.

Оборудование: презентация к уроку, предметные картинки, линейки, карандаши, счеты, счетный материал, карточки с заданиями.

Ход урока.

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

1. Гимнастика для рук.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел очень важный гость.

- Отгадайте загадку и вы поймёте кто это:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) (Слайд 2)

- Этот весёлый карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится ни один урок математики.

-Подпишите сегодняшнее число.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Задания на концентрацию внимания.

- Сейчас наш гость проверит, кто же из вас самый внимательный.

- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру.

(Слайд 4)- лишний 4-ый треугольник выделяется увеличением.

2. Зрительная гимнастика.

3.Минутка чистописания. (Слайды 5-7)

- Запишите красиво в тетрадь число 17.

12, 15, 17, 19, 20. (Учитель показывает числа. Дети отвечают)

- Чтобы нашему карандашу было веселей, давайте ему поможем собрать друзей. (Слайд 10)

6. Работа с геометрическим материалом.

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Например, в фигуре этой (Слайд 11)

Сколько разных? Рассмотри!

Всё внимательно исследуй

И по краю, и внутри! (Слайд 12)

- А теперь карандаш предлагает перейти к следующему заданию. (Слайд 13)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь… (линейка) (Слайд 14)

  • Начертите прямую линию.
  • Начертите отрезки 7см, 5см.

- Какой единицей измерения вы пользовались? (сантиметром)

(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)

- Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)

- Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.

- Что вы замечаете? Вам удобно измерять?

- Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.

- Тема нашего урока: Меры длины – дециметр. (Слайд 15)

(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)

- Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов. (Слайд 16)

(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)

- Возьмите линейку и измерьте длину полоски.

- Сколько сантиметров в 1 дециметре?

- Запомните 1 дм. = 10 см. (Слайд 17)

- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 сантиметр вмещается в 1 дециметре. (Дети считают по стрелкам на слайде).

- Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?

(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.= 10 см.)

Зарядка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

- Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?

- Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?

- Сравни длину различных предметов с дециметром).

  • Работа с учебником на стр. 58 №5.- Начертите отрезки 5см, 12 см. Сравните их длину с 1 дециметром. (5см 1 дм.)
  • Работа с именованными числами.( по карточкам)

2см+ 5см= 10дм-5 дм=

10дм+4дм= 14см- 4 см=

- С какой новой мерой длины мы сегодня знакомились?

- Сколько сантиметров в 1 дециметре?

-В какой мере длины измеряли?

-Что можно измерить при помощи 1 дм?

-Молодцы, карандаш очень доволен вашей работой на уроке.

Цель: знакомство обучающихся с мерой длины - дециметр.

Задачи. Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр; - учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков с помощью линейки, учить устанавливать соотношение между единицами длины 1дм =10см;

- закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.

Развивающие: - развивать практические навыки измерения и построения отрезков различной длины, развивать пространственные представления; - развивать зрительную память и внимание, слуховое восприятие через слуховую инструкцию.

Воспитательные: - воспитывать дисциплинарные навыки, аккуратность, самостоятельность, интерес к учебе, предмету.

Коррекционные: - корректировать отдельные стороны мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза, выявление главного, установление логических и причинно-следственных связей, культуру математической речи; - совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений); - корректировать и развивать тактильное восприятие, память.

Оборудование: презентация к уроку, предметные картинки, линейки, карандаши, счеты, счетный материал, карточки с заданиями.

Организационный момент.

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

1. Гимнастика для рук.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел очень важный гость.

- Отгадайте загадку и вы поймёте кто это:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) (Слайд 2)

- Этот весёлый карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится ни один урок математики.

-Подпишите сегодняшнее число.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Задания на концентрацию внимания.

- Сейчас наш гость проверит, кто же из вас самый внимательный.

- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру.

(Слайд 4)- лишний 4-ый треугольник выделяется увеличением.

2. Зрительная гимнастика.

3.Минутка чистописания. (Слайды 5-7)

- Запишите красиво в тетрадь число 17.

Работа с числовым рядом.

Запиши числа в порядке убывания (Слайд 8)

Назови соседей. (Слайд 9)

Разложите числа на десятки и единицы:

12, 15, 17, 19, 20. (Учитель показывает числа. Дети отвечают)

Нахождение значений выражений.

- Чтобы нашему карандашу было веселей, давайте ему поможем собрать друзей. (Слайд 10)

6. Работа с геометрическим материалом.

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Например, в фигуре этой (Слайд 11)

Сколько разных? Рассмотри!

Всё внимательно исследуй

И по краю, и внутри! (Слайд 12)

Объяснение нового материала.

- А теперь карандаш предлагает перейти к следующему заданию. (Слайд 13)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь… (линейка) (Слайд 14)

Начертите прямую линию.

Начертите отрезки 7см, 5см.

- Какой единицей измерения вы пользовались? (сантиметром)

(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)

- Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)

- Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.

- Что вы замечаете? Вам удобно измерять?

- Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.

- Тема нашего урока: Меры длины – дециметр. (Слайд 15)

(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)

- Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов. (Слайд 16)

(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)

- Возьмите линейку и измерьте длину полоски.

- Сколько сантиметров в 1 дециметре?

- Запомните 1 дм. = 10 см. (Слайд 17)

- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 сантиметр вмещается в 1 дециметре. (Дети считают по стрелкам на слайде).

- Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?

(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.= 10 см.)


Зарядка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Закрепление нового материала. (Слайд 18)

- Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?

- Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?

Работа с учебником на стр. 58 №4

- Сравни длину различных предметов с дециметром).

Работа с учебником на стр. 58 №5. - Начертите отрезки 5см, 12 см. Сравните их длину с 1 дециметром. (5см 1 дм.)

Читайте также: