Конспект урока меры длины сантиметр дециметр
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по математике
Составила учитель начальных классов
Цель: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.
Предметная: закреплять умение решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах;узнать старинные меры длины;
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Познавательная:
Формировать умение осознавать познавательную задачу;
Совершенствоватьрасширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность.
Регулятивная:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации;
- контролировать процесс и результат деятельности;
-вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок;
-адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Коммуникативная:
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Планируемые результаты:з акреплять вычислительные навыки в изученном диапазоне, таблицу умножения, алгоритм решения задачи.
Оборудование : видеозапись мультфильма “38 попугаев”; экран, проектор, компьютер, линейка.
Поприветствуем гостей. Садитесь.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится. (улыбка)
- Подарим друг другу улыбку.
Подготовить необходимые предметы для урока
2. Постановка учебной задачи
а) Беседа по просмотренному мультфильму
б) Беседа о современных единицах длины
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебную задачу на этот урок.
- Из какого мультфильма данный отрывок?
- Что делали зверята?
- Как они его измеряли?
- Почему получались разные
- О какой величине идёт речь?
Какие единицы длины вы знаете?
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?
- А в математике используют такие мерки?
-Кто знает про величины все? Поднимите зеленые сигнальчики.
-Желтые сигналы покажете, если считаете, что знания есть, но не все
- красные, если считаете, что ничего не знаете о величинах.
-Зачем нам нужно изучать эту величину? Например, я хочу повесить картину в классе. Какую рамку взять? Как узнать какая рамка подходит?
Показ отрывка из мультфильма “38 попугаев”
Опора на имеющие знания у детей.
Нужно измерить, а для этого знать величины, учиться выполнять действия с этими величинами
Постановка учебных задач
4. Знакомство с современными и старинными единицами длины
- Какие единицы использует современный человек? Кто знает какими единицами длины пользуются люди?
Какая единица длины больше: сантиметр или дециметр?
Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
Корректирует ответы учащихся
Предлагает выбор деятельности
Дети высказывают свое мнение
Работа с учебником; с дополнительной литературой
5. Самостоятельный поиск
б) обобщение полученных знаний
Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины рамки?
Дюйм – голландское название большого пальца.
Длина, которого была равна 2см 54 мм.
Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца - 4 см 5 мм
Маховая сажень – старинная русская мера длины, равная 213 сантиметров, то есть расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук.
Косая сажень - старинная русская мера длины, равная 248 см, расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.
Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.
-Удобно ли сейчас использовать данные мерки? - Будем ли мы иметь точное представление о длине рамки, пользуясь этими мерами длины?.
- Сделаем вывод какими мерками удобно пользоваться? Старинными или современными?
- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.
закрепление умений решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах.
Конспект урока по математике
Составила учитель начальных классов
Цель: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.
Предметная: закреплять умение решать задачи о соотношениях сантиметра и дециметра, умение выполнять измерение длин предметов в сантиметрах, дециметрах;узнать старинные меры длины;
Метапредметная:развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Познавательная:
Формировать умение осознавать познавательную задачу;
Совершенствоватьрасширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность.
Регулятивная:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачею и условиями её реализации;
- контролировать процесс и результат деятельности;
-вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок;
-адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Коммуникативная:
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Планируемые результаты:закреплять вычислительные навыки в изученном диапазоне, таблицу умножения, алгоритм решения задачи.
Оборудование: видеозапись мультфильма “38 попугаев”; экран, проектор, компьютер, линейка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный этап
Поприветствуем гостей. Садитесь.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится. (улыбка)
- Подарим друг другу улыбку.
Подготовить необходимые предметы для урока
2. Постановка учебной задачи
а) Беседа по просмотренному мультфильму
б) Беседа о современных единицах длины
- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебную задачу на этот урок.
- Из какого мультфильма данный отрывок?
- Что делали зверята?
- Как они его измеряли?
- Почему получались разные
- О какой величине идёт речь?
Какие единицы длины вы знаете?
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?
- А в математике используют такие мерки?
-Кто знает про величины все? Поднимите зеленые сигнальчики.
-Желтые сигналы покажете, если считаете, что знания есть, но не все
- красные, если считаете, что ничего не знаете о величинах.
-Зачем нам нужно изучать эту величину? Например, я хочу повесить картину в классе. Какую рамку взять? Как узнать какая рамка подходит?
Показ отрывка из мультфильма “38 попугаев”
Опора на имеющие знания у детей.
Нужно измерить, а для этого знать величины, учиться выполнять действия с этими величинами
Постановка учебных задач
4. Знакомство с современными и старинными единицами длины
- Какие единицы использует современный человек? Кто знает какими единицами длины пользуются люди?
Какая единица длины больше: сантиметр или дециметр?
Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
Корректирует ответы учащихся
Предлагает выбор деятельности
Дети высказывают свое мнение
Работа с учебником; с дополнительной литературой
5. Самостоятельный поиск
б) обобщение полученных знаний
Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины рамки?
Дюйм – голландское название большого пальца.
Длина, которого была равна 2см 54 мм.
Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца - 4 см 5 мм
Маховая сажень – старинная русская мера длины, равная 213 сантиметров, то есть расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук.
Косая сажень - старинная русская мера длины, равная 248 см, расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.
Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см.
-Удобно ли сейчас использовать данные мерки? - Будем ли мы иметь точное представление о длине рамки, пользуясь этими мерами длины?.
- Сделаем вывод какими мерками удобно пользоваться? Старинными или современными?
- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.
Дециметр (дм) – более крупная единица измерения длины.1 дм = 10 см.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 51.
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 12.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ответьте на вопрос. Какой длины должен быть пенал, чтобы в него можно было положить карандаш длиной 9 см?
Измерим длину пенала. Приложим линейку так, чтобы метка 0 совпала с началом пенала. Посмотрим, какая метка совпала с другим краем пенала. Получили 10 см. Значит, длина пенала 10 см. В него можно положить карандаш длиной 9 см.
10 см или 1 десяток см образуют 1 дециметр. Значит, длина пенала – 1 дециметр.
Сокращенно записывают так: 1 дм. 1 дм = 10 см.
Измерим длину маркера. Приложим линейку. Длина ручки 14 см. 14 см – это 10 см и 4 см. 10 см – это 1 дм. Значит, длина маркера 1 дм 4 см.
Измерим длину фломастера. Длина ручки фломастера 10 см, или 1 дм. Длина колпачка фломастера – 5 см. Значит, длина фломастера 1 дм 5 см, или 15 см.
Для измерения длины крупных предметов неудобно пользоваться сантиметром. Поэтому используют более крупную единицу длины – дециметр.
Начертим отрезок длиной 11 см. Сколько это дециметров и сантиметров?
11 см = 10 см + 1 см
11 см = 1 дм 1 см
Перейдем из одних единиц в другие. Например,
1 дм = 10 см. А у нас ещё 5 см. 10 см + 5 см = 15 см.
Значит, 1 дм 5 см = 15 см.
Вспомним, что 1 дм = 10 см. Значит, 2 дм = 20 см.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Дециметр – более крупная единица измерения длины. Сокращенно записывают так: 1 дм. Читают – 1 дециметр. 1 дм = 10 см. Для измерения длины крупных предметов используют дециметр.
Выполним несколько тренировочных заданий.
2. Подчеркните верные равенства и неравенства.
12 см = 1 дм 2 см; 1 дм 5 см 1 дм 8 см; 13 см > 1 дм 6 см; 2 дм 1 дм 8 см.
Цель: знакомство обучающихся с мерой длины - дециметр.
Задачи.
Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр; - учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков с помощью линейки, учить устанавливать соотношение между единицами длины 1дм =10см;
- закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.
Развивающие: - развивать практические навыки измерения и построения отрезков различной длины, развивать пространственные представления; - развивать зрительную память и внимание, слуховое восприятие через слуховую инструкцию.
Воспитательные: - воспитывать дисциплинарные навыки, аккуратность, самостоятельность, интерес к учебе, предмету.
Коррекционные: - корректировать отдельные стороны мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза, выявление главного, установление логических и причинно-следственных связей, культуру математической речи; - совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений); - корректировать и развивать тактильное восприятие, память.
Оборудование: презентация к уроку, предметные картинки, линейки, карандаши, счеты, счетный материал, карточки с заданиями.
Ход урока.
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
1. Гимнастика для рук.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел очень важный гость.
- Отгадайте загадку и вы поймёте кто это:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш) (Слайд 2)
- Этот весёлый карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится ни один урок математики.
-Подпишите сегодняшнее число.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Задания на концентрацию внимания.
- Сейчас наш гость проверит, кто же из вас самый внимательный.
- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру.
(Слайд 4)- лишний 4-ый треугольник выделяется увеличением.
2. Зрительная гимнастика.
3.Минутка чистописания. (Слайды 5-7)
- Запишите красиво в тетрадь число 17.
12, 15, 17, 19, 20. (Учитель показывает числа. Дети отвечают)
- Чтобы нашему карандашу было веселей, давайте ему поможем собрать друзей. (Слайд 10)
6. Работа с геометрическим материалом.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Например, в фигуре этой (Слайд 11)
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (Слайд 12)
- А теперь карандаш предлагает перейти к следующему заданию. (Слайд 13)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка) (Слайд 14)
- Начертите прямую линию.
- Начертите отрезки 7см, 5см.
- Какой единицей измерения вы пользовались? (сантиметром)
(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)
- Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)
- Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.
- Что вы замечаете? Вам удобно измерять?
- Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.
- Тема нашего урока: Меры длины – дециметр. (Слайд 15)
(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)
- Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов. (Слайд 16)
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)
- Возьмите линейку и измерьте длину полоски.
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Запомните 1 дм. = 10 см. (Слайд 17)
- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 сантиметр вмещается в 1 дециметре. (Дети считают по стрелкам на слайде).
- Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.= 10 см.)
Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?
- Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?
- Сравни длину различных предметов с дециметром).
- Работа с учебником на стр. 58 №5.- Начертите отрезки 5см, 12 см. Сравните их длину с 1 дециметром. (5см 1 дм.)
- Работа с именованными числами.( по карточкам)
2см+ 5см= 10дм-5 дм=
10дм+4дм= 14см- 4 см=
- С какой новой мерой длины мы сегодня знакомились?
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
-В какой мере длины измеряли?
-Что можно измерить при помощи 1 дм?
-Молодцы, карандаш очень доволен вашей работой на уроке.
Цель: знакомство обучающихся с мерой длины - дециметр.
Задачи. Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр; - учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков с помощью линейки, учить устанавливать соотношение между единицами длины 1дм =10см;
- закреплять знание образования, называния, записи чисел второго десятка.
Развивающие: - развивать практические навыки измерения и построения отрезков различной длины, развивать пространственные представления; - развивать зрительную память и внимание, слуховое восприятие через слуховую инструкцию.
Воспитательные: - воспитывать дисциплинарные навыки, аккуратность, самостоятельность, интерес к учебе, предмету.
Коррекционные: - корректировать отдельные стороны мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза, выявление главного, установление логических и причинно-следственных связей, культуру математической речи; - совершенствовать движения и сенсомоторное развитие: мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений); - корректировать и развивать тактильное восприятие, память.
Оборудование: презентация к уроку, предметные картинки, линейки, карандаши, счеты, счетный материал, карточки с заданиями.
Организационный момент.
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
1. Гимнастика для рук.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел очень важный гость.
- Отгадайте загадку и вы поймёте кто это:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш) (Слайд 2)
- Этот весёлый карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится ни один урок математики.
-Подпишите сегодняшнее число.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Задания на концентрацию внимания.
- Сейчас наш гость проверит, кто же из вас самый внимательный.
- А сейчас задание для самых внимательных: найдите лишнюю фигуру.
(Слайд 4)- лишний 4-ый треугольник выделяется увеличением.
2. Зрительная гимнастика.
3.Минутка чистописания. (Слайды 5-7)
- Запишите красиво в тетрадь число 17.
Работа с числовым рядом.
Запиши числа в порядке убывания (Слайд 8)
Назови соседей. (Слайд 9)
Разложите числа на десятки и единицы:
12, 15, 17, 19, 20. (Учитель показывает числа. Дети отвечают)
Нахождение значений выражений.
- Чтобы нашему карандашу было веселей, давайте ему поможем собрать друзей. (Слайд 10)
6. Работа с геометрическим материалом.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Например, в фигуре этой (Слайд 11)
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (Слайд 12)
Объяснение нового материала.
- А теперь карандаш предлагает перейти к следующему заданию. (Слайд 13)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка) (Слайд 14)
Начертите прямую линию.
Начертите отрезки 7см, 5см.
- Какой единицей измерения вы пользовались? (сантиметром)
(Учитель выдаёт детям мерки равные 1 сантиметру)
- Измерьте длину этой мерки. Чему она равна? (1 сантиметру)
- Я предлагаю вам измерить этой меркой длину вашего учебника, тетради, парты.
- Что вы замечаете? Вам удобно измерять?
- Да, действительно, очень неудобно пользоваться в этом случае сантиметром для измерения длины. Поэтому у людей возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения – дециметр.
- Тема нашего урока: Меры длины – дециметр. (Слайд 15)
(Учитель выдаёт новую мерку – 1 дециметр)
- Рассмотрите меру длины. Эта мера длины называется – дециметр. В дециметрах можно измерять длину отрезков и длину предметов. (Слайд 16)
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.)
- Возьмите линейку и измерьте длину полоски.
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- Запомните 1 дм. = 10 см. (Слайд 17)
- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 сантиметр вмещается в 1 дециметре. (Дети считают по стрелкам на слайде).
- Посмотрим на линейку. Сколько сантиметров содержится в 1 дециметре?
(Дети делают в тетрадях запись – 1 дм.= 10 см.)
Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Закрепление нового материала. (Слайд 18)
- Сравните полоски длиной 1 см и 1 дм. Какая из них длиннее? Какая короче?
- Начертите отрезок длиной 10 см. Можно ли сказать, что получился отрезок длиною 1 дм?
Работа с учебником на стр. 58 №4
- Сравни длину различных предметов с дециметром).
Работа с учебником на стр. 58 №5. - Начертите отрезки 5см, 12 см. Сравните их длину с 1 дециметром. (5см 1 дм.)
Читайте также:
- Конспект путешествие в европу подготовительная группа
- Конспект сорока белобока по рисованию в подготовительной группе
- Управление качеством строительно монтажных работ конспект
- Собственная флуоресценция биологических объектов конспект
- Виды учебной деятельности используемые студентами в процессе обучения в колледже фкис конспект