Натюрморт дары осени конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 4568 0

План - конспект открытого урока по теме:

проведенного для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: Выполнение натюрморта из трех предметов (фрукты, овощи) в цвете, с передачей объёма по средствам светотени.

Задачи:

- закрепить знания о жанре натюрморт, умение правильно компоновать предметы на листе, передавать локальные цвета и объем по средствам светотени.

- развивать, внимание, умение анализировать форму предметов, передавать пространственное положение.

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

План занятия:

Ход занятия:

1.- Здравствуйте ребята!

- Надеюсь, все сегодня пришли на занятие с хорошим настроением.

- Как обычно вас спрошу: Настроенье каково? (дети делают жест большим пальцем вверх и кричат ВООООО. )

- Какой замечательный натюрморт получился.

Какой еще натюрморт, разве ты не видишь, что это яблоко, груша и морковка.

-Вижу. Но если их нарисовать ,то такой рисунок будет называться натюрморт. Сейчас я тебе покажу картины художников где нарисованы натюрморты.

Давайте и мы с вами, ребята посмотрим. Вспомним, что изображают в натюрмортах. Рассматриваются репродукции с картин с различными натюрмортами.

Натюрморт – изображение неживых предметов, которые окружают нас в жизни.

Поиграем в игру. Проверю, как вы это усвоили. На стенде картинки с различными предметами быта, а так же изображения природы, человека. Выберите те картинки, на которых изображены предметы, подходящие для натюрморта.

- Давай и мы с тобой, Незнайка, нарисуем наш натюрморт, пока его не съели.

-А я тебя научу. Бери лист бумаги, карандаш, краски, кисточку и баночку с водой.

Мы с вами, ребята присоединимся к нашим друзьям и тоже порисуем.

Я вам сейчас расскажу и покажу, как правильно выполнять работу, а в конце занятия мы посмотрим, у кого что получилось.

4. Показательный рисунок.

- анализируем форму предметов, сравнивая с геометрически фигурами.

-размещение, компоновка на листе. Размещаем группу предметов в центре листа, те предметы ,которые ближе к нам рисуем ниже, те что дальше выше. Предметы, которые впереди частично могут закрывать предметы, которые дальше от нас.

Выполняем линейный рисунок карандашом.

- После того как рисунок выполнен отдыхаем.

Физкультурная минутка.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

Рисовать опять начнём.

Повернемся влево, вправо

И достанем до небес.

Поиграем на полянке,

Где шумит зеленый лес.

Мы как зайки прыг да скок

И присядем за кусток.

А теперь идем обратно.

Показательный рисунок.

Последовательность выполнения натюрморта в цвете.

Посмотрите вот на этот рисунок, здесь нарисовано два яблока, какое на ваш взгляд кажется настоящим.

А почему? (объем, круглое)

Объёмным предмет становится когда в рисунке используют правила света и тени . Рассматриваем с помощью яркого освещения лампы как образуется светотень.

- определяем локальный (основной цвет предмета) наносив цвет по контуру , затем на теневую сторону и делаем размывку. Вот наше яблоко стало объемным.

А теперь вы самостоятельно завершаете работу.

5. Самостоятельная работа.

Подведение итогов.

Работы вывешиваются на стенде, делается анализ работ.

Мне кажется в дверь кто то постучал, почтальон принес нам конверт, посмотрим что в нём. Да это же Незнайка и Знайка прислали свои рисунки . Повесим их рядом с нашими. Попробуем угадать где чей рисунок. Дети угадывают Незнайкин рисунок. Незнайка как всегда был невнимательный, плохо слушал объяснение и не старался. Но я думаю он исправится и мы с вами тоже будем стараться рисовать правильно и аккуратно.

Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта.

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

Подготовила и провела:

воспитатель Андреева Т.В.

Конспект занятия по рисованию

Оборудование и материалы .

Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка

- Что вы видите на картине? (Ответы детей)

- К какому жанру живописи она относится?

- Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?

- Какого цвета фрукты изобразил художник?

- В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?

- Что в первую очередь привлекло ваше внимание?

Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.

Сегодня в гости к нам

Оставила гостинцы, Просила передать

Что если нам понравится такое угощенье,

То мы без промедленья все можем рисовать.

А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)

Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.

Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.

Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.

(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе )

По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО учителя

Горбунова Татьяна Петровна

Наименование ОУ

Тема четверти

Образ плодородия земли в изобразительном искусстве

Места урока в системе урока

Дары осени в натюрморте

Выполнить композицию в цвете в соответствии с задуманным образом.

Задачи урока

Обучающие – формировать представления о натюрморте.

Развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие. Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет.

Воспитывающие – воспитывать, уважение к культурному наследию, формировать интерес к художникам пишущих натюрморты

Введение нового знания

Формы работы на уроке

Объяснительно-иллюстративные, практические; индивидуальные, фронтальные.

Опорные понятия, термины

Натюрморт, композиция, форма, цвет, осень

Формы контроля

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Организация натюрморта. Проверка наличия учащихся, готовности к уроку.

Организация рабочего места.

Регулятивные УУД, самоорганизация учебного труда

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Муха сказала: — Сегодня с утра

Осень явилась, и спать всем пора.

Но пока солнце в небе сияет,

Муха жужжит и спать не желает.

Белка грибы в лесу собирает.

Осень пришла — к зиме запасает.

А хомячок в свою норку привёз

С поля побольше зерна — целый воз.

Заяц по лесу гуляет — ему Эти запасы совсем ни к чему.

И забежал он в село, в огород,

Там, где морковка на грядке растёт.

Репа созрела, капуста, свекла

— Всё, что нам надо, осень дала.

Яблоки спеют в осеннем саду,

Ярко краснеют у всех на виду.

Свой урожай принесла нам она, Осени нашей грибная пора.

-Скажите ребята о чем это стихотворение?

-Отлично! Скажите а вы любите овощи? А какие?

Отвечают на вопросы:

-об осени и осенних плодах

3. Выявление причины затруднения постановка целей и задач деятельности

-Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображаются овощи?

-Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока?

Отвечают на вопросы:

Записывают под диктовку:

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов

4. Построение проекта выхода из затруднения – открытие нового знания

- Прежде всего чтобы нарисовать какую либо картину, что необходимо знать?

- Что такое композиция?

-Давайте посмотрим на доску, перед вами даны варианты композиции (т.е. Разные варианты натюрмортов) скажите какой вариант композиции будет правильным? Почему?

Отвечают на вопросы:

- Композиция - составление целого из частей

- Композиция - организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу - эталону

У меня на столе составлен натюрморт. Сейчас вы каждый со своего места посмотрите, как его будет лучше изобразить, какие предметы выходят на передний план, какие на задний. И после этого анализируйте форму и начинайте изображать его в своем альбоме карандашом. В конце урока мы посмотрим, что у вас получилось и выставим оценки.

Выполняют практическое задание

6. Итог урока – результат достижения цели

Организация просмотра работ учащихся. Оценивание работ.

Показывают свои работы, оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД, личностные УУД, Регулятивные УУД

7. рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что бы вы еще хотели узнать о натюрмортах?

Отвечают на вопросы.

8. Информация о домашнем задании

Инструктаж о домашнем задании:

- найти в книгах иллюстрации с натюрмортом;

-закончить эскиз натюрморта из овощей карандаше;

-на следующий урок принести гуашь и акварель.

Записывают домашнее задание в дневник

Постановка решения проблемы

Краткое описание документа:

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель. До XVI—XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками. Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516)Очередной расцвет натюрморта как жанра пришелся на начало ХХ века. Художники активно развивали изобразительный язык цвета, формы и композиционного построения картины. Натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Материал подходит для УМК

1-2. Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Виды творческой работы: рисунок композиции натюрморта с натуры в карандаше. Композиция натюрморта с натуры в цвете

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование урока: Акварель, кисти, карандаш, ластик.

Зрительный ряд: Репродукции – натюрморты.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Оборудование урока: Акварель, кисти, карандаш, ластик.

Зрительный ряд: Репродукции – натюрморты.

I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку. Опрос по предыдущей теме.

II. Беседа по теме урока.

Если видишь: на картине нарисована река.

Или домик в дымке синей, или луг и облака,

Или тонкая рябина, или поле иль шалаш –

Это значит, что картина называется……. (пейзаж)

Если видишь, ты с картины

Смотрит кто – нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется………(портрет)

Если видишь на картине самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай

- Сегодня речь пойдет о натюрморте. А что такое натюрморт?

- Сегодня мы с вами будем учиться рисовать натюрморт, для этого вы должны знать несколько понятий, чтобы предметы на картине получились объёмными.

Тень или собственная тень предмета – это самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.

Полутень или полутона – место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени.

Блик – самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета (в этом месте на зеркальной или глянцевой поверхностях будет отражение самого источника света).

Рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Рефлекс всегда значительно темнее света. Иногда рефлекс называют отсветом. Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они и не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.

IV. Итоги урока.
При подведении итогов урока учитель обращает внимание на то, как учащиеся усвоили тему, на компоновку предметов на листе, проработку теней, переходы светотени, правильное расположение бликов и рефлексов.

Читайте также: