Наследство конспект 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

ВложениеРазмер
10-klass-genetika.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме:

Закономерности наследования признаков (10 класс)

Цель урока : закрепить прочность знаний генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

Использованные технологии : технология развития критического мышления, технология коллективного способа обучения

Оборудование: печатные таблицы по генетике, тексты задач, таблица с алгоритмом написания синквейна.

Технологическая схема урока представлена в таблице, куда выставляются четыре оценки, на их основании выводится общая оценка за урок:

В течение занятия ученик выполняет четыре задания – восстанавливает логическую цепочку, решает задачи, составляет вопросы разного уровня сложности и выполняет творческое задание – составление синквейна. Каждый вид деятельности оценивается, на основе этого выводится общая оценка. Такое построение урока позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе, устраняет тревожность, боязнь ошибиться, так как выведение общей оценки на основе четырёх даёт некоторый резерв допустимости ошибок, которые ученик учитывает и осознанно не допускает в последующих заданиях, таким образом, данные задания носят не только контролирующую, но и коррегирующую функцию.

1 задание – несколько событий представлено в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи – логической цепочки.

Определите последовательность операций, проведённых Г.Менделем, при постановке эксперимента по моногибридному скрещиванию :

  1. Перекрёстное опыление растений гороха
  2. Выведение или отбор чистых линий
  3. Самоопыление
  4. Получение гибридов в соотношении 3:1
  5. Статистический анализ гибридов второго поколения
  6. Получение единообразия гибридов

2 задание – решение генетических задач. Задачи решаются в парах сменного состава. Сначала каждому ученику даётся одна задача. После того, как он её решит, учитель проверяет решение и далее организуется работа по решению остальных задач (1-3 задачи в зависимости от потенциала класса) коллективным способом обучения в парах сменного состава, то есть ученики обмениваются задачами, решают их и осуществляют взаимопроверку. Этот метод даёт возможность формировать у учащихся не только учебно-познавательные, но и коммуникативные компетентности, создаёт условия психологического комфорта на уроке. Отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение знаний; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Примеры генетических задач:

  1. У свиней чёрная окраска шерсти доминирует над рыжей, длинная щетина над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании животных:

а)чёрного длиннощетинистого гетерозиготного по первой аллели с гетерозиготным чёрным короткощетинистым;

б)дигетерозиготного чёрного длиннощетинистого с гомозиготным чёрным короткощетинистым.

  1. Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой жёлтоплодных карликовых томатов? Все исходные растения гомозиготны, красный цвет плодов – доминантный признак, карликовость – рецессивный признак. Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и желтоплодных карликовых растений? Какова вероятность появления среди гибридов второго поколения красных карликовых растений?
  2. У голубей чёрная окраска перьев и гладкая форма головы доминируют над белой окраской перьев и хохлатой формой головы. Каков результат скрещивания чистопородной самки с белым оперением и гладкой головой с чёрным самцом, имеющим хохлатую голову? Гибридную самку затем скрестили с отцом какова вероятность рождения во втором поколении голубей с фенотипом отца? С его генотипом?
  3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: когда юноша гомозиготен по обоим признакам, и когда он гетерозиготен.
  4. У голубей гладкая форма головы доминирует над хохлатой, длинный клюв – над коротким. Каков результат скрещивания самки с хохлатой головой и коротким клювом с дигетерозиготным самцом, имеющим гладкую голову и длинный клюв? Какова вероятность рождения голубя с генотипом матери?
  5. У человека ген праворукости и нормальной пигментации кожи доминируют над леворукостью и альбинизмом. В брак вступают дигетерозиготный мужчина, праворукий с нормальной пигментацией кожи и гетерозиготная женщина – левша с нормальной пигментацией. Какова вероятность рождения альбиносов? Альбиносов левшей?
  6. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом. Мать, как и все её предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно о наследовании дальтонизма у их будущих сыновьях и дочерях?
  7. У человека гены тёмных кудрявых волос доминирует над генами светлых и прямых волос. В брак вступают темноволосая кудрявая женщина, гетерозиготная по первой аллели и темноволосый гетерозиготный мужчина с прямыми волосами. Какова вероятность рождения кудрявых детей? Кудрявых темноволосых?
  8. Известно, что нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Все исходные растения гомозиготны. Какими признаками будут обладать гибриды раннеспелого овса нормального роста с позднеспелым гигантского? Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и растений позднеспелых гигантского роста? Какова вероятность появления растений раннеспелых нормального роста?
  9. Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемости крови) находится в х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать её в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях?
  10. При скрещивании двух кремовых свинок в потомстве происходит расщепление: 1 жёлтая, 1 белая.2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой свинки с белой?
  11. У человека рецессивный ген определяет развитие врождённой глухонемоты.

а) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Ребёнок имеет нормальный слух. Можно ли определить генотип матери?

б) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Родился глухонемой ребёнок. Определить генотип матери.

  1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеванием.
  2. У человека альбинизм (отсутствие пигментации) и дальтонизм (цветовая слепота) наследуются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с х – хромосомой. Родители не страдают ни тем, ни другим недостатком, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Какой из этих признаков может с большей вероятностью носить второй сын?
  3. У человека рецессивный ген гемофилии находится в х - хромосоме, а рецессивный ген светлых волос – в аутосоме. У темноволосой женщины и светловолосого мужчины, не больных гемофилией, родился светловолосый сын, кровь которого не сворачивалась. Каковы генотипы родителей?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Наследственное право"

Тема урока: Наследственное право.

Обучающие: дать представление учащимся о сущности наследственного права как института гражданского права, объяснить основные понятия наследственного права .

Развивающие: продолжить формирование умения решения практико-ориентированных учебных задач.

Воспитательные: продолжить формирование правосознания через осознание практической важности знания правовых норм.

Основные понятия: наследственное право, наследник, наследодатель, наследство, завещание.

Учащийся должен знать: понятия наследодатель, наследник, наследство, завещание, сроки принятия наследства, понятие выморочное наследство.

Учащийся должен уметь : отличать наследование по закону и наследование по завещанию, определять обязательных и недостойных наследников, определять очередность наследования по закону.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое оснащение урока:

1.Организационный момент 3 мин.

2.Проверка усвоения пройденного материала 6 мин.

3.Изложение нового материала 24 мин

1) Понятие наследственного права.

2) Наследство и завещание.

3) Наследование по закону.

4) Обязательные и недостойные наследники

5)Сроки принятия наследства

3.3акрепление нового материала 8 мин.

2) Решение задач

4.Подведение итогов 2 мин.

5.Пояснение домашнего задания 2 мин.

Проверка усвоения пройденного материала – фронтальный опрос:

-Какие отношения регулирует гражданское право? Каковы его источники?

-Что такое имущественные отношения?

-Что такое неимущественные отношения?

-Назовите формы собственности, существующие на территории РФ.

-Дайте определение физического и юридического лица.

3.Изложение нового материала

1)В РФ в соответствии со ст.35 Конституции РФ каждому гарантируется право частной собственности и право наследования.

Наследственное право – институт гражданского права, совокупность правовых норм, регулирующих переход имущества, имущественных прав и обязанностей граждан (наследодателей) после их смерти к другим лицам (наследникам).

Наследственное право устанавливает правила наследования по завещанию и по закону.

2)Наследство – вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, которые переходят в порядке наследования от умершего (наследодателя) к наследникам. В состав наследства не включаются права и обязанности, непосредственно связанные с личностью наследодателя, например на возмещение вреда причиненного жизни или здоровью, алименты, личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Наследственное право устанавливает правила наследования по завещанию и по закону.

Завещание – личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества с назначением наследников. При этом закон защищает интересы необходимых (обязательных) наследников.

Завещание – односторонняя сделка, которая обязательно должна быть заверена нотариусом. Если завещатель не может собственноручно подписать завещание, то по его просьбе оно подписывается другим гражданином в присутствии нотариуса. В чрезвычайных обстоятельствах завещание можно составить в простой письменной форме (ст.1129 ГК РФ) и собственноручно подписано в присутствии двух свидетелей.

3)Наследование по закону наступает в следующих случаях:

1.В случае если завещание не было составлено

2.Завещано не все имущество, а только его часть

3.Наследник по завещанию отказался от наследства, либо был признан недостойным наследником

4.Завещание признано недействительным

5.Закон определяет круг наследников, очередность наследования и доли между наследниками по закону.

Закон определяет круг наследников и доли между ними:

Наследники 1-ой очереди: супруг или супруга, дети, в т.ч. усыновленные, родители или усыновители, нетрудоспособные иждивенцы, которые были на иждивении наследодателя более 1 года.

Наследники второй очереди: полнородные и неполнородные братья и сестры,

дедушки и бабушки, племянники и племянницы - по праву представления: если их отец или мать умерли раньше деда или бабки, после которых открылось наследство. Внукам, в таком случае, причитается та часть наследства, которая досталась бы их умершему родителю, если бы он был жив к моменту открытия наследства.

Наследники третьей очереди: дяди и тете наследодателя.

Наследники четвертой очереди: п радедушки, прабабушки и т.д.

4). Закон защищает интересы определенного круга лиц, называемых обязательными (необходимыми) наследниками. Обязательные наследники – это лица, которые имеют право на определенную долю в наследстве, несмотря на то, что по завещанию не призываются наследодателем к наследованию, или более того, по завещанию им отказано в наследстве.

Независимо от завещания законом гарантируется получение определенной доли в наследстве в обязательном порядке:

1) несовершеннолетним или нетрудоспособным детям наследодателя, в т.ч. усыновленным;

2) нетрудоспособным родителям, в т.ч. усыновителям и супругу (супруге) наследодателя;

3) другим нетрудоспособным лицам, находящимся на иждивении у наследодателя.

В свою очередь, законом определены лица, которым наследство не может быть передано. Недостойный наследник - лицо, которое либо не имеет права наследовать, либо лишено этого права судом (статья 1117 ГК РФ). Судебный иск о признании наследника недостойным подаётся заинтересованным лицом (наследником по закону).

Недостойными наследниками являются:

1) Лица, совершившие умышленные преступления (или пытавшиеся их совершить) против наследодателя, наследников или осуществления воли наследодателя, выраженной в завещании

2) Родители наследодателя, лишённые родительских прав

3) Лица, злостно уклонявшиеся от обязанностей по содержанию наследодателя (алиментов)

5).Сроки принятия наследства

По общему правилу наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. Если же наследство открывается по причине отказа от принятия наследства другим наследником, то срок начинается с даты открытия наследства после отказа, когда оно открылось для данного наследника.

В случае пропуска срока принятия наследства гражданин может обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока, предоставив доказательства уважительных причин пропуска. В суд. В таком случае наследник должен обратится в течении 6 месяцев, после того, как причин по которым он не заявил о праве наследования не стало.

В случае отсутствия наследников по закону и по завещанию, отказе наследников от принятия наследства, либо, если никто из наследников не имеет права наследовать, имущество признается выморочным. К наследованию в таком случае призывается РФ или ее субъекты, муниципальные образования.

Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос)

-Наследник (обязательный, недостойный)

-Очередность наследования (круг лиц)

-Сроки принятия наследства

Решите задачи из области наследственного права:

Кто из наследников имеет право на получение наследства?

Примером, какой формы наследования является данная ситуация?

2. Гр. Иванов И.А. отбывал наказание за квартирную кражу, после освобождения вернулся в родной город, проживал вместе со своим престарелым отцом, но помощи ему не оказывал. После смерти отца ему по завещанию осталась квартира в которой он проживал, но брат оспорил завещание, на основании того, что он содержал отца, помогал ему по хозяйству, оплачивал лечение, чего гр. Иванов А.И. не делал.

Какое решение должен принять суд? На каком основании?

3. Гр-н Сидоров В.Н. проживал с отцом, Н.К.Сидоровым, в трехкомнатной квартире, принадлежавшей отцу. После смерти отца, Сидоров остался жить в этой квартире, а через 5 месяцев обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Через 10 месяцев к нотариусу обратилась сестра гр-на Сидорова с тем же заявлением о принятии наследства.

Читайте также: