Наши проекты узоры и орнаменты на посуде 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока математики

Тип урока : интегрированный урок-проект открытия новых знаний.

Цели: создать условия для участия в проектной деятельности, их творческого развития, закрепления и углубления полученных на уроках знаний, формирования навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; использования геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.

Задачи:

Развивающие: развивать умения искать информацию , навыки самостоятельного принятия решений, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, речь, кругозор.

Воспитывающие: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Наглядные пособия: раздаточный материал, бумажные тарелки, цветная бумага, клей, плакаты, творческие работы учащихся.

Авторы учебника: М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Пожелайте друг другу успеха. Передайте друг другу хорошее настроение через рукопожатие. Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. Тихонечко сели.

II . Актуализация знаний.

- Ребята, узнали, откуда эта песня?

– Это гимн Незнайки и его друзей. Сегодня на урок к нам пришёл один из коротышек (показ изображения художника Тюбика).

– Кто знает, как его зовут?

– Художник Тюбик поможет нам узнать новое на уроке. Но сначала он предлагает выполнить его задания.

2. Решение нестандартной геометрической задачи.

- Подумайте, какой фигуры не хватает на рисунке? (Дети выбирают фигуру №6)

- Разбейте на группы рисунки. (Ученики делят на предметы посуды и геометрические фигуры).

3. Составление задач по рисунку.

- Составьте по рисунку задачу, чтобы она решалась сложением.

Составляют задачу по рисунку и устно решают.

Геометрических фигур – 9.

Предметов посуды – 5.

Сколько всего?

Составляют в группах обратные задачи и решают устно.

ставьте и решите обратные задачи.

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Подумайте, почему художник Тюбик приготовил нам задание с геометрическими фигурами и посудой?

Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?

( Показ двух чашки: без рисунка и с геометрическим орнаментом).

- Какая чашка вам больше нравится? Почему?

- Как называется рисунок на чашке?

Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? Давайте сформулируем гипотезу : если люди будут создавать узоры, то посуда будет более красивой и привлекательной.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Что новое вы бы хотели узнать сегодня на уроке? ( Отвечают: узнаем, что такое орнамент и узор, чем они отличаются, зачем люди украшали посуду;

научимся из геометрических фигур составлять орнаменты, оформлять ими посуду.

- Чему бы вы хотели научиться на уроке? ( научимся из геометрических фигур составлять орнаменты, оформлять ими посуду).

IV . Открытие детьми нового знания.

- Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

-Что делает человек, прежде чем создавать изделие? (Человек разрабатывает проект).

- Это наш первый с вами в этом году проект.

-Что такое проект? (исследовательская работа)

-Какие проекты мы выполняли? ( Называют проекты 1 класса:

- Как мы работали над проектами в прошлом году? (индивидуально)

- Сегодня, чтобы решить поставленные перед вами задачи, вы заранее разделились на группы: лингвисты, историки, фоторепортёры и оформители.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

С древних времён люди пытались сделать свой мир вокруг себя прекрасней. Для людей рисунок служил магическим оберегом от стихии и разных злых сил. И только позже цель орнамента определилась - украшать. Поэтому посуду всегда украшали различными орнаментами и узорами.

Орнаменты бывают:

геометрические - состоящий из различных геометрических элементов

меандровые - в виде беспрерывных ломаных линий

растительные - составленный из рисунков цветов, плодов, листьев, веток

По расположению орнамент бывает:

- ленточный (только полоса заполнена узором)

сетчатый (вся поверхность заполнена узором)

Выступления учащихся с рассказами о полученных знаниях.

Физкультминутка.

- А сейчас художник Тюбик приглашает вас на физкультминутку.

V . Первичное закрепление.

-О каком орнаменте будем говорить сегодня на уроке математики? (геометрическом орнаменте)

- Художник Тюбик приготовил для вас загадки о геометрических фигурах! Отгадайте!

1. Отгадывание загадок, повторение названия геометрических фигур.

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник! (рисунок)

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!( рис.)

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг !(рис)

4. Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а – ромб (рис.)

5.Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы – овал. (рис.)

- Ребята, а в чём нам могут помочь полученные знания об орнаменте? (составим орнамент для украшения поделки)

- Давайте ещё раз назовём, какие способы составления орнамента вы знаете? (ритмичное чередование фигур)

- У художника Тюбика своя мастерская по изготовлению посуды, но ему нужна помощь. Прежде чем сделать , например тарелочку или другую посуду, нужно создать эскиз. Давайте поможем Тюбику создать альбом эскизов орнаментов для украшения посуды. Сейчас вы все попробуете себя в роли художников оформителей. У вас на столе лежат заготовки.

- С каким материалом будем работать? (С бумагой).

- В какой технике? (В технике аппликация).

- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?

Называют необходимые для работы инструменты и материалы: картонная тарелочка, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составляют план работы:

1. Выполняем разметку орнамента .

2. Сборка орнаментов в единую композицию.

3. Оформление работы.

Самостоятельное выполнение работы. Выполняют самопроверку по эталону.

VII . Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся.

- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?

-Что не совсем получилось? Почему не получилось?

VIII . Рефлексия.

- Всё ли удалось решить на уроке?

- Что было интересно?

- Какие сложности встретились?

- Куда мы можем использовать ваши тарелочки?

_Оцените свою работу на уроке сами. Если все довольны своей работой, подарите Художнику Тюбику на палитру жёлтую краску, если у вас что-то не совсем получилось – зелёную краску, а если, вы не довольны своей работой – синюю краску.

- Художник Тюбик благодарит вас за подаренные ему краски и говорит всем спасибо за активную работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике. 2 класс "Школа России".

Урок - проект по математике, 2 класс.

Учитель начальных классов Ганельд Ольга Геннадьевна.

Тема: Узоры и орнаменты на посуде.

обучающая : закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.

воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Оборудование: презентация, геометрические фигуры

1.Мотивационно-целевой блок.

В дорогу мы возьмем багаж:

учебник, ручку, карандаш,

тетрадь и знаний саквояж.

Для чего нам нужен знаний саквояж?

У. Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (е (геометрические фигуры и посуда).

- Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?

-Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).

Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?

(человек разрабатывает проект) Слайд №1

3)Тема и целеполагание.

-Что такое проект? (Слайд №1)

-Какие проекты мы выполняли?

-Как вам нравилось больше работать в парах или группах?

-Чем вам нравятся проектные работы?

Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?

-Где об этом мы можем узнать?

Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта. (Слайд №2)

-Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №3)

Узнать: как люди украшали посуду

зачем они украшали

что такое орнамент

Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры,

оформлять ими посуду.

2.Исполнительский блок.

1)-Кто помнит, что такое орнамент?

Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

-О каком орнаменте будем говорить сегодня? Догадайтесь!

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник! (рисунок)

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!(рис)

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!(рис)

4.Это всем известно в мире

Что у нас всего четыре.

И столько же вершин.

Четырежды важные дела

Мы четырежды совершим!

5. Перед тобой бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается (точка.)

6.Пусть точек будет очень много,

Ты через них веди дорогу.

Соединяя точку с точкой,

Ты начерти дорожку-строчку.

Кривою линия зовётся.

Ну а с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Увидишь: ровная какая,

Это линия- (прямая).

Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем эго с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. (Слайд №5)

3)Геометрические фигуры. (Слайд №5)

4)Работа с учебником.

-Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?

-Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49

-Что должно быть в альбоме?

-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине)

5). Деление на группы.

Распределение обязанностей в группе.(оформитель, редактор, секретарь)

6).Ученики получают трафареты посуды. Задача: оформить посуду геометрическими фигурами.

Прежде, чем приступить к работе , повторим как работать над проектом.

Показ слайдов с пояснениями учителя. (Слайд №6 – Этапы работы над проектом)

Слайд №7 – План работы над проектом.

7) . Работа в группах. Оформить посуду геометрическими фигурами.

8). Защита проектов. Выступления учащихся.

3.Контрольно- оценочный блок. ( Слайд №11. Контрольно-оценочная деятельность)

Что узнали на уроке?

Слайд №13 Итог урока

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы.

Раппорт (от фр.rapport — возвращение) - минимальная площадь повторяющегося рисунка.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Люди с давних пор пытались сделать все вокруг себя прекрасней. Поэтому они украшали то, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся точек, отрезков, геометрических фигур.

Узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней.


Орнамент – это украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов.

Орнаменты бывают геометрические



Геометрические орнаменты могут располагаться в полосе, в круге, в квадрате



Квадрат, овал, круг … Представьте вроде бы, простые геометрические фигуры, но при определённом чередовании фигур в сочетании с цветом могут создавать неповторимые узоры на посуде.

Давайте полюбуемся. Красные кружки – будто горошинки по белому кругу, или зеленые цепочки на прозрачном стекле стакана - и волшебство круга в орнаменте посуды просто восхищает!



Ромбики, квадратики, прямоугольники – в их строгой геометрии форм необыкновенное очарование рисунка посуды. Цепочки квадратов, разных по цвету и размеру, выстраиваются в узоры правильных и неправильных форм, переходят то в ромбы, то в прямоугольники.


Мы уже знаем, что орнаменты - это чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение).

По характеру чередования раппортов все орнаменты подразделяются на виды:


1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении.


2. Центрический орнамент, он основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси.

3. Сетчатый орнамент— это когда раппорт заполняет всю поверхность, развиваясь в двух направлениях — по вертикали и по горизонтали.


Математика всегда и везде вокруг нас! Хочется смотреть на эту математическую красоту. Постарайтесь замечать ее и принимать участие в создании новых узоров и орнаментов.

Тренировочные задания.

1. Какие элементы нужно добавить, чтобы рисунки на тарелках были одинаковыми? Выберите один из трех вариантов ответа:


1) 2) 3)

Правильный ответ:


2)

2. Из чего состоят геометрические узоры? Отгадайте и выделите синим цветом слова по вертикали и горизонтали в филворде:



Здравствуйте, друзья! Сегодня ШколаЛа с головой окунается в проект Узоры и орнаменты на посуде.

С чего это вдруг? А это такое интересное задание для учащихся вторых классов средних школ. Ну не можем же мы оставить их без помощи в подготовке этой творческо-геометрической работы.

Начнем с подробного рассмотрения страниц учебника.

Из учебника математики


Сначала составители учебника напоминают ребятам о том, что все мы постоянно в повседневной жизни используем различную посуду. А потом предлагают присмотреться к этой посуде повнимательнее и найти на ней различные узоры и орнаменты.

Ну а уже потом, на основании своих наблюдений, составить альбом, в котором нужно разместить различные рисунки, чертежи, фото предметов посуды.

Но это еще не всё. Также детям предлагается разобрать посудные орнаменты на запчасти, разобраться с тем, из каких именно элементов они состоят, в каком порядке эти элементы расположены, по каким законам они чередуются.

Но и это еще не всё) Самым творческим моментом работы является составление своего собственного узора.

Готовый проект должен выглядеть как альбом.

Задание понятно? Еще бы! Будем приступать к работе. Для начала составим план.

План работы


Этот проект мы будем делать вместе с ученицей 2 класса Машей Кольцовой.

Начать планируем с поиска подходящей узорчатой посуды. Искать будем дома. Если не найдем, то отправимся на поиски во всемирную паутину.

Затем найденную посуду будем фотографировать, ну или скачаем уже готовые фото из интернета.

Следующим пунктом плана является разбор орнаментов и узоров. Постараемся разобраться, что из чего состоит, как элементы расположены.

После узорного разбора постараемся составить внятные описания.

Затем приступим к творческой части и нарисуем на посудных заготовках свои красивые орнаменты и также сделаем к ним описания.

Последний пункт плана – изготовление красивого альбома.

На картинке ниже наш план работы в кратком его изложении.


Отправляемся на поиски посуды

И тут нас ждала первая трудность. Все тарелки, чашки, кружки, блюдца, имеющиеся в доме, были идеального белого или идеального чёрного цвета, без единой точечки или чёрточки. Это выглядит очень аккуратно, стильно и красиво, но нам в изготовлении проекта никак не поможет.


Решили сходить на посудную охоту в магазин посуды. Там нужные нам экземпляры водятся, конечно, но еще там водятся и продавцы, которые строго-настрого запретили фотографировать их питомцев.

К счастью, у нас есть интернет. А в интернете можно найти все, в том числе и посуду с красивыми орнаментами. На картинке ниже наш улов.

Тут и чайники, и кружечки, и тарелочки. Есть чайная пара, ваза и несколько салатников. Всего 20 экземпляров.

Но всех мы с собой в проект не возьмем. Иначе это уже получится не альбом, а альбомище! Решили выбрать 6 штук. Выбрали вот такие.


Будем разбираться с каждым.

Составляем описания

Начнем вот с этой милой кружечки.


На этот вопрос ответить сложнее всего. Вроде видишь, все понимаешь, а вот выразить в словах то, что ты видишь, довольно непросто. Но, когда это нас трудности пугали? И на третий вопрос мы дали вот такой ответ:


Второй житель нашего будущего альбома – вот этот яркий салатник.


А вот к нему описание.



Опишем то, что видим.


Номер четыре — вот такая красивая тарелка.



Пятый участник исследования — весёленькая кружка.



И еще одна тарелка.


С описаниями справились. Теперь будем придумывать собственные узоры.

Придумываем узоры

Нашли в интернете контурные изображения посуды: тарелки, салатника и чайника.


Маша с ними поработала, цветными карандашами нарисовала свою красоту. Очень старалась. Вот что получилось.

Такой стала наша тарелка.


К ней мы тоже сделали описание.


Разрабатывая свои орнаменты, подумайте о том, что потом вам нужно будет придумать к ним описания. Если дать творчеству полную волю, то, возможно, с описанием будут проблемы.



А вот и чайник в Машином исполнении.


Красиво, правда? Не зря девочка в кружок по рисованию ходит.

Делаем альбом

Дальше пошла техническая работа. Мы отправились в графический редактор, сверстали странички, вставили изображения, подготовили места для текстов-описаний к орнаментам. Маша захотела сделать описания от руки, никто не возражал.

У нас получились вот такие странички.


Потом мы сложили их стопочкой и аккуратно скрепили степлером.


Наш альбом готов!

А если бы у нас не было возможности работать в графическом редакторе, то мы бы просто взяли тоненькую тетрадку. С помощью цветных карандашей и фломастеров оформили бы обложку, на странички приклеили бы фотографии посуды и от руки сделали бы к каждому описание. Тоже нормальный вариант для 2 класса, только довольно долгий.

В чем его плюсы?

  1. Странички сверстаны.
  2. Изображения подобраны.
  3. Описания к узорам составлены.
  4. Контурные изображения посуды для ваших рисунков имеются.

Остается только выбрать, распечатать, вырезать, приклеить, нарисовать, написать и скрепить. И альбом готов. Все подробности найдете в нашем магазинчике.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

На блоге имеются и другие интересные статьи:

На сегодня все. Эмоциями и мнениями можно поделиться чуть ниже в разделе для комментаторов.

Читайте также: