Наш край белгородская область 4 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник слизень —> змея —> сова. Клевер —> кузнечик -> ящерица —> орел.)

Сова —> змея —> подорожник —> слизень.

Кузнечик —> орел —> ящерица —> клевер.

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — на следующих уроках.

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край. Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)

Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.

— Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.)

(Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

- Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1—3 на с. 65.

3. Творческая работа

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

Цель: способствовать обобщению и закреплению знаний о Белгородской области; символике Белгородской области, дать возможность обучающимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны; воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю.

Форма проведения: беседа

1 Белогорье. Поле отчее.

По над лугом белый дым,

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

2 Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой

И совсем не видно берега

За травой береговой.

3 Звезд полночных многоточие

Туч движение гурьбой.

Белогорье. Поле отчее,

Что зову своей судьбой.

4 Край родной. Лесостепь. Белогорье.

На земле нету края милей

Я люблю полноводие гордое

Золотых черноземных полей

Из Донца всходит солнышко алое

Над Осколом поет соловей

Белгородчина – Родина малая,

Здесь начало России моей.

5.А когда над Москвой Златоглавою

Нависал лютый ворог бедой

Встал мой край богатырской заставою

Белгородской засечной чертой

На Азове в бою под Полтавою

Стали мы и сильней и смелей

Белгородчина – Родина малая

Третье поле России моей.

6.Мирный труд на земле – это главное

Мы живем для грядущих веков

Озаренные доброю славою

Знаменитых своих земляков

В новой музыке слышится старая

Над водой рукотворных морей,

Белгородчина – Родина малая

Честь и гордость России моей.

Педагог:- Ребята, скажите, о чём были стихи, которые вам прочли?

- Верно, это стихи о Родине, о родной природе, о любви к земле, на которой мы живём. И сегодня мы поговорим о нашем крае, о любимом городе, о Родине.

Сегодня мы проводим мероприятие, посвящённое родному краю, а именно Белгородской области, ее славным городам, значимым и интересным местам. Закрепим знания о символах Белгородской области, историческом прошлом, особенностях природы. Каждый человек должен не только любить свою родину, но и знать ее. Слушайте внимательно, в конце мероприятия мы проведем викторину и проверим ваши знания о родном крае.

II. Основная часть.

Первыми славянами Белгородчины были северяне. Они подселялись к местному аланскому населению и привносили свою культуру землянок, земледелия и ткачества.

2 ведущий: Екатерина I, продолжая начатую Петром I губернскую реформу, повелела своим указом от 1 марта 1727 года создать новую обширную, равную среднему Европейскому государству губернию в составе 3-х провинций – Белгородской, Курской, Орловской. Первым губернатором её стал князь Юрий Трубецкой. Выбор губернского центра был не случаен. Белгород, расположенный на южной окраине Российского государства, ещё в 17 веке стал центром уникальной восьмисоткилометровой оборонительной черты и военно-административного округа Белгородского разряда, объединившим более 60 городов. А с начала 18 века город становится центром Белгородской провинции, отнесенной к Киевской губернии.

1 ведущий: В своих нынешних административно – территориальных границах Белгородская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года.

На сегодняшний день численность населения Белгородской области составляет 1 536 073 жителя.
Средний возраст жителя Белгородской области - около 40 лет.
В Белгородской области проживает 54% женщин и 46% мужчин.
Площадь Белгородской области насчитывает 27 000 квадратных километров.
Ее покрывают 6 700 километров автомобильных дорог.
Белгородская область является российским лидером по производству свинины и лидером в Центральном федеральном округе по введенному в строй жилью.
Здесь также сосредоточено 40% разведанных в России запасов железной руды.

Славную историю имеет наш край. Белгородские полки участвовали в Полтавской битве, сражались под знамёнами Суворова и Кутузова; во время Крымской войны 48 Белгородская дружина защищала Севастопольские бастионы; в период русско-турецкой войны на Балканском полуострове сражался 12 уланский Белгородский полк.

С Белгородчиной связаны имена: великого русского актёра М. С. Щепкина, поэта-декабриста В. Ф. Раевского, философа-просветителя Н. В. Станкевича, инженера-конструктора и изобретателя В. Г. Шухова, выдающегося полководца Н. Ф. Ватутина и многих других славных сынов Отчизны.

2 ведущий: Герб Белгородской области воссоздан и утвержден в 1996 году на основе герба Белгородской губернии 1730 года. На нем золотой лев и над ним одноглавый орел. Это изображение связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях Северной войны и проявленным мужеством пехотинцев белгородцев в Полтавской битве 1709 года, окончившейся полным разгромом шведов.

Парящий орел – символ победившей России., символ храбрости, силы, победы, веры, величия. Лежащий золотой лев – символ смирения, справедливости, милосердия. Лазоревое небо – символ славы, чести, искренности. Зеленая земля, трава – символ свободы, надежды, здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской

1 ведущий: Флаг нашей области, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года. Полотно состоит из четырёх равных частей белого, зелёного, красного и чёрного цветов, разделённых синим крестом.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в XVI – XX вв., чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра.

День флага Белгородской области отмечают 14 октября, он совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.

2 ведущий: Белгородчина издавна славится своей ратной доблестью. Белгородцам довелось строить флот под Воронежем, сражаться со шведами на берегах Балтики, участвовать в Полтавской битве, походах великих полководцах Суворова и Кутузова – и везде они с честью выполнили свой ратный долг.

8.В России много городов,

Но этот сердцу мил и дорог.

Красивый, вечно молодой

И очень древний Белый город.

9.В стихах, поэмах он воспет,

Людьми великими гордится.

Здесь жил Раевский – патриот, поэт,

Артист великий Щепкин здесь родился.

10.Всем знаменита Белгородская земля:

Рудой железной, караваем хлеба,

Сраженьем танковым, что было на полях,

Под почерневшим Прохоровским небом.

1 ведущий: Век 20-й принёс краю немало бед и испытаний. В годы гражданской войны в этих местах родилась 1-я Конная Армия. Во время ВОВ – через нашу землю пролегла знаменитая Огненная дуга и произошло крупнейшее в истории воин танковое сражение, навсегда прославив и обессмертив небольшое Прохоровское поле, ставшее третьим – после Куликова и Бородинского – полем ратной славы России.

11.Я живу в лучшем крае России.

Мне завидуют все.Я живу

В Черноземье, Глубинке России.

Здесь я полную грудью дышу.

12.А известных всем мест у нас столько,

Что не хватит всем сил перечесть:

Богословка, Ватутино, Холки

Это все в Белгородчине есть.

13.Не забудем места боевые.

Что политы кровавой росой,

Те места, где сражались — отныне,

Называют все- Курской Дугой.

2 ведущий: Современная Белгородская область является одним из 89 субъектов РФ. В неё входят 21 район, 10 городов, 1592 сельских населенных пункта. Приграничное положение области способствует интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности. Сложившееся геополитическое положение создаёт выгодные условия для дальнейшего экономического развития области. Благодаря освоению КМА, Белгородская область по праву встала в ряд самых индустриально-развитых районов нашей страны.

1 ведущий: В состав Белгородской области входят: Белгородский, Губкинский, Старооскольский, Алексеевский, Яковлевский, Ивнянский, Краснояружский, Грайворонский, Борисовский, Шебекинский, Корочанский, Чернянский, Новооскольский, Волоконовский, Валуйский, Красногвардейский, Красненский, Вейделевский, Ровеньской, Прохоровский, Ракитянский (Показывает на карте Белгородской области).

2 ведущий. Белгородская область граничит – с Курской, Воронежской, Луганской, Харьковской, Сумской областями. Чтобы пересечь нашу область с запада на восток, через Белгород, нужно преодолеть 260км, а если с юга на север – 95км. Территория Белгородской области чуть больше 27 тыс. кв.км . Это почти столько же, сколько занимает европейское государство Бельгия.

Где мы можем узнать толкование

Давайте найдем словарную статью, которая поможет нам объяснить смысл.

- Сельский – 1. см. село. 2. Относящийся к жизни и деятельности вне городских поселений, деревенский. * Сельское хозяйство – отрасль народного хозяйства: хозяйственная деятельность в области растениеводства (полеводства, плодоводства, лесоводства и др.) и животноводства. (Толковый словарь С. Ожегова)

Какие основные отрасли вы отметили?: Животноводство и растениеводство.

7 Зреют яблоки в Короче,
Август – надо понимать!
Вкусен воздух. А короче –
По округе благодать.

Пестротою поражая,
На подпорках – целый сад.
От богатства урожая
Ветки, бедные, трещат.

Чуть не лопаясь от сока,
Налитые все подряд,
Желтобоко, краснобоко,
Ярко яблоки горят.

Рви плоды все без разбора,
И запретный – тоже рви.
Нет здесь яблока раздора,
Все тут яблоки любви!

Испокон веков наши предки, проживающие на территории нынешней Белгородской области, пахали землю, выращивали рожь и пшеницу, ухаживали за домашними животными. Поэтому исторически сложилось так, что нашу область по праву можно назвать агропромышленной, т.е. сельскохозяйственной. В Белгородской области отрасль сельского хозя.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания и расширить кругозор обучающихся в изучении родного края; обобщить понятия: Родина, малая родина, показать значение родины в жизни каждого человека.

Содействовать развитию учебных умений (анализ исторического источника, обобщение исторических фактов) развивать память, внимание.

Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою родину – Белгородчину; уметь ценить заслуги наших предков.

Когда по родному краю иду,

И песнею сердце полно,

Берёзок листва и песен слова

Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов!

И небо такой высоты!

И рек синева, и лугов трава,

И все это, Родина ты!

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Верно, этот стих о Родине, о родной природе, о любви к земле, на которой мы живем. И сегодня мы поговорим о нашем крае, о любимом городе, о Родине!

У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна. Но еще у нас есть малая родина –Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

(Слайд. Виды природы Белгородчины).

Наш классный час о нашем родном крае.

Белгородчина — исстари русская земля. Больше тысячи лет назад по берегам рек Ворсклы, Псла, Донца, Сейма в южной богатой черноземом лесостепи расселилось одно из восточно - славянских племен — северяне (по имени их донец назван Северским). Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, охотились на диких зверей, ловили рыбу, бортничали, то есть собирали мед диких пчел, вели торговлю соседями. В Х веке, при князе Олеге, земля северян вошла в состав Киевской Руси.

В первой половине ХIII века русская земля подверглась нашествию монголо –татар. Белгородский край подвергся почти полному разорению.

В 14 веке разрозненные княжества объединились в одно Русское государство. Чтобы защитить южные границы от набегов кочевников, была построена укрепленная линия— Тульская засечная черта. Но татары проникали и через неё.

А в первой половине 17 века, 1727 году была построена Белгородская укрепленная черта. Первым губернатором Белгородской губернии был Трубецкой Юрий Юрьевич. В нее входили 23 города-крепости. Они стояли на пересечениях основных путей — шляхов, по которым войска крымчаков двигались на Русское государство.

Крепости были огорожены высокими стенами, окружены рвами и земляными валами, имели артиллерию и запас пороха. От них в степь высылались конные разъезды (5—10 всадников), караулы (2—З всадника), которые следили за неприятелем и сообщали о его появлении с помощью сигнальных костров.

Центром Белгородской черты являлся город-крепость Белгород.

С середины XIXвека Белгород растёт и развивается. Строятся больницы, учебные заведения, библиотека, типография. Прокладываются железные дороги, развиваются промышленные предприятия.

Уже в 1919 году на Курской магнитной аномалии начались разведочные работы. Весной 1933 года, под Старым Осколом из подземной шахты подняли первую бадью руды.

За свою историю Белгородская область входила в Курскую область, Воронежскую.

И в 1954 году образовалась Белгородская область. Сегодня Белгоросдкая область включает 21 район. Протяжённость границ Белгородской области составляет 1150 км. Граничит с Курской, Воронежской, Харьковской и Сумской.

Наша область расположена в основном в лесной полосе. Она богата полезными ископаемыми, плодородными почвами, животными и растительным миром. Промышленностью и сельским хозяйством.

Славную историю имеет наш край. Белгородские полки участвовали в полтавской битве, сражались под знаменем Суворова и Кутузова. Во время Крымской войны белгородская дружина защитила Севастопольские бастионы.

С Белгородчиной связаны имена великого русского актера М.С. Щепкина, поэта-декабриста В.Ф. Гаевского, философа-просветителя Н.В.Станкевича, выдающегося полководца Н.Ф. Ватутина., Станкевича Н. В. – общественный деятель. Философ. Поэт.

В годы Великой Отечественной Войны город Белгород находился в эпицентре одного из величайших сражений курской битвы. В честь освобождения Белгорода прозвучал победный салют.

На такой прекрасной, замечательной земле мы живем.

Нашу область можно узнать и отличить от других областей по символам.

Символы Белгородской области

Герб Белгородской области воссоздан и утвержден в 1996 году на основе герба Белгородской губернии 1730 года.

Размещение на гербе золотого льва и над ним одноглавого орла связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях Северной войны и проявленным мужеством пехотиицев-белгородцев в Полтавской битве 1709 года, окончившейся полным разгромом шведов.

Парящий орел как символ победившей России - одна из наиболее распространенных древних эмблем, является символом храбрости, силы, победы, веры, величия.

Поверженный лежащий золотой лев в гербе области - символ смирения, справедливости и, милосердия.

Лазоревое поле в гербе области обозначает небо и является геральдическим символом славы, чести, верности, искренности, безупречности, мягкости, красоты.

Зеленая земля (трава) в гербе области является геральдическим символом свободы, надежды, радости (ликования), здоровья и обозначает изобилие и плодородие нолей и лесов Земли Белгородской.

флаг Белгородской области, разделён синим крестом на четыре равные части белого, зелёного, красного и чёрного цветов, на белом поле – герб области четырёхцветное полотнище с Андреевским флагом является основной символикой региона.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в., синий цвет символизирует славу, честь и верность. чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра,

14 октября отмечается знаменательная дата для Белгородчины – День флага области. Флаг, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года. День флага Белгородской области совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет - цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России

2. Познавательные викторины

-Первое задание, которое вы получите – будет разгадать загадки. А тему вы узнаете из стихотворения:

Край Белгородский и светел и ясен

Сколько руды здесь кровлей земной!

Можно отлить для герба серп и молот

С нашу планету с величиной!

- Да. Это стихотворение о полезных ископаемых.

Полезное ископаемое для изготовления посуды (глина)

Полезное ископаемое, используемое в строительстве.(песок, известь)

Полезное ископаемое белого цвета, используется в школе и в строительстве.(мел)

Полезное ископаемое, которое имеет свойство светиться (фосфор)

Загадки о животных.

На земле Белгородчины обитает богатый животный и растительный мир. В настоящее время на территории области известно около 6 тыс. видов животных. А вот какие животные и птицы живут в наших краях, отгадайте.

1) Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы?(Белка)

2)Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины(Бобры).

3)Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет – он это знает!(крот)

1)Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?(грач)

2)какие птицы выводят птенцов зимой?(клесты)

3)Какая птица наших хвойных лесов самая маленькая? (королёк)

4)Какая птица не вьёт гнезд и не вынашивает птенцов? (кукушка)

5)Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стриж)

-Бережно относятся в нашем крае к природе. Об этом свидетельствуют такие памятники природы, как заповедники.

-Сейчас мне бы хотелось проверить, насколько хорошо вы знаете наш город. Я покажу вам слайды, на которых изображены некоторые места нашего города. Вы должны узнать это место и назвать его.

Мне край родной любимый с детства

Подарен матерью моей,

Какое щедрое наследство –

Краса березовых аллей!

Твои поля, твои богатства,

Природы мир – моя родня:

Лесов и рощ зеленых царство

И люди все вокруг меня.

Твои сады под небом синим

В весенней ласковой земле

Как в платье свадебном Россия

На торжество в моём селе!

Год образования Белгородской губернии. (1727 год).

Сколько районов включает Белгоросдкая область сейчас? (21)

Что изображено на гербе Белгородской области? (Орёл надо львом).

Какие цвета изображены на флаге Белгородской области? (Синий крест, разделяющий флаг на четыре части – красный, белый, зелёный и чёрный).

Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).

Основные полезные ископаемые в недрах области. (Железная руда, бокситы, глина, песок, мел, минеральная вода).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.

Задачи: (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.

(метапредметные) способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека.

Каждой группе раздаются карточки с загадками.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

- Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?

Игра. (Работа с карточками)

- На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

3. Далее мы будем работать в группах. Выполним проектные задачи.

Задания для групп:

1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой

План описания реки:

2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).

3. Где находится исток реки.

4. Какое течение: быстрое или медленное.

6. Куда впадает река.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Автор: Светлана Olegova

Далее выступление групп с отчетами по своим заданиям.

К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)

И отправились домой.(Ходьба на месте)

5. Продолжение работы в группах

Задания для групп:

1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:

Водоемы- источник и хранилище пресной воды

Водоемы- дом для животных и растений,

Водоемы – место отдыха человека

Водоемы- украшение нашего края

2 группа: Составить памятку поведения на водоемах

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!

5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.

4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края

Далее выступление групп.

– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники. и т. д.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные.)

- Что понравилось, с какими трудностями встретились?

-Что узнали на занятии нового?

Литература и интернет-ресурсы:

Читайте также: