Конспект коррекционного занятия по теме произвольное внимания

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развитие зрительной памяти, произвольное устойчивое внимание.

Задачи занятия:

• развитие произвольности внимания; логического мышления, произвольности запоминания;

• развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе;

• воспитание навыков вежливого поведения, умения работать в группе.

Форма занятия: учебно-игровая

Время проведения занятия – 40-45 минут

Структура занятия:

1. Вводная часть. Цель: создание положительных эмоций, настрой группы.

1.1. Приветствие (1-2 мин).

1.2. Коммуникативное упражнение (5-7 мин).

2. Основная часть. Цель: развитие внимания, произвольности, самоконтроля; планирование своих действий, управление собственным поведением.

2.1. Дыхательное упражнение, упражнения для глаз ( 4-5 мин).

2.2. Кинезиологические упражнения (10 -12 мин).

2.3. Упражнения на развитие произвольности, концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля (15-20мин).

3. Заключительная часть. Цель: поддержание благоприятной атмосферы в группе.

3.1. Упражнения для релаксации (4-5 мин).

На протяжении всего занятия дети меняют свою позу: сидя на ковре, сидя за столом, лежа на ковре, стоя. В основном все упражнения проходят в круге. Круг – это открытое общение всех участников. Оно помогает расслабиться, лучше услышать друг друга, установить взаимоотношения.

Психолого-педагогическими условиями проведения занятий являются:

1)учитывать индивидуальность каждого ребенка;

уважительное отношение в группе;

3) темп занятия устанавливают участники;

4) постепенное вхождение в упражнение и выполнение его;

5)запрещено обсуждение кого-либо из участников;

6) возможность изменять правила игры, проявлять творчество

Оборудование: плакаты с объектами для запоминания, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, для каждого бланк с рядами напечатанных букв, ИКТ для воспроизведения фоновой релаксационной музыки

Ход занятия:

Приветствие (1-2 мин).

1.2 Коммуникативное упражнение (5-7 мин).

2. Основная часть.

2.1. Дыхательное упражнение (2-3 мин) (лежа на спине). Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Упражнения для глаз (1-2 мин). Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.

2.2 Кинезиологические упражнения (10 -12 мин). Исходная позиция — сидя на полу.

2.3 Упражнения на развитие произвольности, концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля (15-20мин).

Ученикам показывается плакат с фигурами и предметами, которые они в течение 1,5 мин. должны рассмотреть и запомнить. Затем дети зарисовывают их по памяти как можно точнее. При обсуждении рисунков отмечается, сколько объектов воспроизведено правильно, правильно ли закрашены или заштрихованы объекты, правильно ли изображены толстые и тонкие линии, отмечена ли на рисунке точка в центре окружности.

3. Заключительная часть.

3.1 У пражнения для релаксации (4-5 мин).

Тема: Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Цель: Развивать произвольное внимание (переключение, устойчивость)

Развитие произвольности внимания,

Коррекция произвольности запоминания, восприятия, мелкой моторики.

Воспитание мотивации к занятиям.

Материалы: ножницы, карандаши, ключи, линейка, карточки, картинки.

1. Вводная часть

- Сегодня наше занятие мы начнем с того, что узнаем, кто с каким настроением пришел на занятия. Посмотрите, пожалуйста, в свои тетради. У вас нарисовано три рожицы:

- веселая, -спокойная и грустная-

Возьмите в руку карандаш зеленого цвета и разукрасьте ту рожицу, которая соответствует вашему настроению.

Упражнение совершается в медленном темпе глазами вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 секунд, с фиксацией в крайних положениях.

2. Основная часть

Инструкция: Сейчас я раздам вам бланки, на которых изображены елочки и чашки. Вам нужно дорисовать у каждой елки ствол, а у каждой чашки – ручку. Будьте внимательны.

Инструкция: Ребята, давайте послушаем, какие звуки издают предметы при постукивании по парте. Запомните эти звуки. По моей команде вы закроете глаза, прислушаетесь. Я буду стучать каким-либо предметом, а вы должны угадать, что это за предмет. Итак, начнем. Закройте глаза…

Раздать бланки, на которых изображены ряды простых рисунков (картинками вниз)

Инструкция: Ребята, посмотрите перед вами лежат 2 листа, каждый имеет свой порядковый номер. По моей команде вы перевернете лист №1 и постараетесь запомнить картинку, изображенную на нем. Как только скажу стоп, переворачиваете картинку рисунком вниз. Начали! (время запоминания 15-30с)

Инструкция: Ребята, сейчас по моей команде вы переворачиваете лист №2 и ищете изменения. Отмечайте их цветным карандашом. Начали. (5 мин)

Исходное положение – сидя за партой.

Инструкция: Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха

Вам понравились задания? (добрые слова друг другу)

Дидактическое пособие из фетра для улучшения речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания

Дидактическое пособие из фетра для улучшения речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания Фетр - благодатный материал. Именно из него получаются самые оригинальные и симпатичные дидактические игры и игрушки для детей. Это приятный.

Игры на развитие внимания ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ 1. Печатная машинка. Участники распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами.

Коррекционное занятие педагога-психолога по развитию процессов внимания у детей с ЗПР (5–6 лет) Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Упражнение №1 Цель: развитие наблюдательности, слухового внимания.

Практические материалы в помощь воспитателям на развитие произвольного внимания Практические материалы в помощь воспитателю на развитие произвольного внимания. Очень часто запрос на работу ребёнка с психологом выражается.

Современные исследования использования коррекционных занятий в формировании произвольного внимания Современные исследования А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой показывают, что нет необучаемых детей, даже с сильнейшими отклонениями дошкольники.

Влияние игровой деятельности на развитие произвольного воображения у детей младшего школьного возраста ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (INFLUENCE OF GAME ACTIVITY ON DEVELOPMENT.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект коррекционно – развивающего занятия

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень произвольного внимания

Цель: развитие основных свойств произвольного внимания.

1)развитие у учащихся концентрации произвольного внимания;

2) развитие у учащихся устойчивости произвольного внимания;

3) развитие у учащихся объема произвольного внимания;

4) развитие у учащихся распределения произвольного внимания;

5) развитие у учащихся переключения произвольного внимания;

6) формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;

7) расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;

8)развитие умения адекватного оценивания своей деятельности и деятельности других людей;

9)создание благоприятного психологического климата для комплексного развития личности.

Адресат коррекции: учащиеся 2 класса.

Предмет коррекции: произвольное внимание (свойства произвольного внимания)

Форма проведения коррекции: групповая.

вступительная часть: приветствие, организационный момент;

основная часть: блок игр, упражнений;

заключительная часть: подведение итогов, процедура прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Материалы к занятию:

1.Карточки с изображениями различных предметов;

5.Листы белой бумаги;

6.заготовки разноцветного круга из цветного картона;

1.Организационная часть:

- приветствие. Установка на выполнение упражнений и игр.

2.Основная часть.

Цель: активизация произвольного внимания, снятие мышечного напряжения, положительный эмоциональный настрой.

Психолог зачитывает различные высказывания, те к кому относится это высказывание, выполняет действия, которые просит психолог, остальные ничего не выполняют, просто слушают.

«Ребята, садитесь на стулья, я буду говорить высказывания, вы должны внимательно меня послушать и тот кому, данное высказывание подходит, должен выполнить то, что я скажу. А тому, кому это высказывание не подходит, ничего не выполняют, просто сидят. Готовы. Начнем.

-встаньте те, кто: сегодня делал зарядку;

-сядьте те, кто сегодня чистил зубы;

-хлопните в ладоши те, кто сегодня не опоздал в школу;

-поднимите левую руку те, кто выучил все уроки;

-улыбнитесь те, у кого голубые глаза;

-наклонитесь вперед те, у кого есть собака;

-покачайте головой те, у кого есть кошка.

Цель: развитие концентрации и распределения произвольного внимания.

Материалы: карточки с буквами, простые карандаши, музыкальное сопровождение.

Детям раздаются карточки с напечатанными, в случайном порядке буквами, среди букв встроены слова школьной тематики: пенал, учебник, ластик, мел, линейка.

Ответы детей. Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

Цель: развитие у учащихся объема произвольного внимания.

Материалы: карточки с изображениями различных предметов.

Детям раздаются карточки с изображениями различных предметов. Психолог называет слова: школа, лес, сад, художник, ноги, океан, мебель, футбол, одежда, голова, еда, зима. Дети должны выбрать из набора своих карточек, ту, которая наиболее подходит к названному слову. Например: свет – лампа.

Ответы детей. Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

Цель: развитие у учащихся переключения произвольного внимания.

«Ребята, наверное, вы немного устали, давайте поиграем и отдохнем. Я буду читать предложения, а вы если согласны со мной, то встаете со стульев, а если не согласны, то садитесь на стульчики. С ответами не спешите, дослушайте высказывание до конца. Готовы. Начнем.

-после дождя растут зонтики!

-после дождя растут цветы!

-после дождя растут дома!

-после дождя растут кусты!

-после дождя растут сосульки!

-после дождя растут листья!

-после дождя растут дети!

-после дождя растут овощи!

-после дождя растут машины!

Молодцы, вы сегодня очень внимательны. Итоги выполнения задания.

Цель: развитие у учащихся концентрации произвольного внимания.

Материалы: картинки с отличающимися изображениями.

«Ребята, перед вами две очень похожие картинки, но на них есть несколько отличий, их нужно найти и отметить. Даю подсказку всего отличий 7. Время выполнения 2 минуты. Начинаем.

Давайте называть по одному отличию каждый. Ответы детей. Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

Цель: развитие у учащихся распределения произвольного внимания, памяти.

Психолог читает детям перепутанные названия сказок. Дети должны вспомнить и назвать правильное название.

«Ребята, вы знаете много сказок, я буду читать названия сказок, но они неправильные, вам нужно найти ошибки и назвать сказку правильно. Начинаем.

Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

Цель: развитие у учащихся переключения, объема произвольного внимания.

Психолог читает различные утверждения на школьную тематику, дети, если согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны, то топают ногами.

«Ребята, сейчас я буду читать предложения, а вы если согласны со мной, то хлопните в ладоши, если не согласны , то топните ногами. С ответами не спешите, дослушайте высказывание до конца. Готовы. Начнем.

1) В школу ходят, чтобы читать.

2) В школу ходят, чтобы спать.

3) В школу ходят, чтобы считать.

4) В школу ходят, чтобы писать.

5) В школу ходят, чтобы учиться.

6) В школу ходят, чтобы лениться.

7) В школу ходят, чтобы узнать что – то новое.

8) В школу ходят, чтобы бегать.

9) В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

10) В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

Цель : развитие у учащихся концентрации произвольного внимания, памяти.

Материалы: разноцветные сегменты мяча из цветного картона, лист белого картона.

Психолог показывает детям на несколько секунд разноцветный мяч и закрывает изображение. Дети по памяти должны воспроизвести такой же мяч, в виде аппликации.

«Ребята, вы помните стихотворение про мяч девочки Тани, который упал в реку, прочитайте его. Этот мяч выглядел так. Вам нужно запомнить последовательность цветов мяча, чтобы это было легче сделать, давайте вслух их назовем. Сейчас я закрываю изображение, а вы по памяти на своих основах из белого картона, выложите из цветных частей аппликацию мячика для девочки Тани. Приступаем.

Итоги выполнения задания. Положительное стимулирование.

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

На этом, наше занятие закончено. На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам по звездочке и пожелать всегда и во всем быть внимательными.

До свидания, ребята, спасибо за работу, до следующего занятия.

1.Глазунов Д.А.Психология. Развивающие занятия. - М.: Планета, 2011г. – 240с.

3.Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. 1-6 классы. –Волгоград: Учитель, 2012. – 138с.

5.Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. М.: Аркти, 2006. – 72с.

Конспект коррекционно-развивающего занятия.Тема: "Развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями" Описываю цели, задачи и содержание конспекта занятия. План занятия предполагает 3 блока: вводный, основной, заключительный.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балахтинская средняя общеобразовательная школа №2

Педагог-психолог Троицкая И.С.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей

с легкой умственной отсталостью

- Развитие произвольного внимания (устойчивость)

- Развитие произвольного внимания (распределение)

- Развитие произвольного внимания (переключение). Формирование элементов самоконтроля.

- Развитие, формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.

- Повышение мотивации к учебной деятельности.

План занятия:

1. Вводная часть

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

2. Основная часть

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены)

3. Заключительная часть. Рефлексия

Ритуалы начала занятия.

Круг радости

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек! (Песню можно сопровождать соответствующими движениями).

2. Доброе животное

4. Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

5. Комплименты

Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Игры и упражнения на развитие внимания

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон.

лампа, водитель, ножницы;

механик, липа, токарь;

сталевар, яблоко, болтун;

строитель, гроза, обруч;

попугай, пекарь, шахтер;

учитель, сено, терпение;

продавец, тетрадь, птица;

ложка, цветовод, мышка.

Упражнение на развитие объема внимания

Материал: два рисун­ка в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ученику нужно посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расста­вить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки — 1—2 секунды, на воспроиз­ведение точек ученику отводится не более 15 секунд. Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безоши­бочно самое большое количество точек).

Читайте также: