Конспект урока природные явления 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока природоведения Новосёловой О.В.

Класс, дата, предмет: 5 класс, природоведение

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемный

Цель: познакомиться с понятием явление природы, изучить многообразие физических явлений.

Обучающие: начать формировать у шестиклассников представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках ее изучающих. Познакомить с понятием физического эксперимента. Закрепить понятие о разных видах физических явлений.

Коррекционно - развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно, способности стремиться к успеху; развивать уверенность в себе; развивать монологическую речь; работать над произношением трудных слов.

Воспитывающие: воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийная установка, выход в Интернет.

Учитель: Настраивает психологический климат.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Учащиеся: Слушают учителя, настраиваются на работу.

Актуализация изученного материала

Прежде чем начать изучение новой темы повторим предыдущую (фронтальный опрос).

-Что изучает природоведение?

-Что называют физическими телами?

-Приходилось ли вам наблюдать изменения тел в природе?

Отвечают на вопросы по поднятой руке.

Освоение нового материала

Какие науки изучают природу нашей планеты?

Мама! глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело.

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Назовите явления, описанные в стихотворении.

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Записываем тему урока в тетрадях и на доске.

Итак, мы сегодня познакомимся с классификацией явлений, происходящих в природе и жизни человека, с разнообразием физических явлений.

Поработаем с учебником, откройте параграф 13 на стр. 57 и запишите в тетрадь определение явления.

Вспомним, из чего состоят тела?

Заметим, что при одних явлениях вещества тем не меняются, а при других меняются.

Прочитайте пример с бумагой в учебнике. Обсудим, что происходит с бумагой.

Итак, исходя из обсуждения мы выяснили, что бывают явления, при которых не меняется состав вещества, но меняется размер, форма, состояние, такие явления называются физическими. Запишите в тетрадь определение физические явления.

Физические явления чрезвычайно разнообразны. А какие бывают физические явления, мы с вами выясним, проведя исследование.

Но для начала физминутка.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

А сейчас мы будем выполнять работу по определению физических явлений.

Учитель консультирует по возникшим вопросам.

Ответы учащихся: физика, география, химия.

Ответы учащихся: снег, иней, мороз.

Ответы учащихся: явления природы.

Работают с учебником, записывают в тетрадь определение.

Ответ учащихся: из веществ.

Читают текст, делают вывод, если бумагу разорвать, она так же останется бумагой, а если сжечь, то она превратится в другое вещество – пепел. Подходят к понятию физические явления.

Записывают определение из учебника.

Делают упражнения, повторяют за учителем текст.

Ученики выполняют работу в группах по технологическим картам (Приложение 1).

Представляют результат работы, рассказывают об общем впечатлении от проделанной работы.

Закрепление изученного материала

Давайте закрепим полученные знания, выполнив задание 4 на стр. 59 учебника. Отвечаем по очереди и поясняем ответ.

Выполняют задания, называют по очереди ответы, поясняют ответы.

Молодцы ребята! А теперь давайте снова вернёмся к целям нашего урока и попробуем определить достигли ли мы их (цели урока выведены на экран)?

Проговаривают цель урока, индивидуально делают вывод по достижению цели.

Рассказывают о трудностях в освоении темы, об особо запомнившихся моментах урока.

Домашнее задание, оценивание работы.

Изучить параграф 13 учебника, выучить записи в тетради, вопрос 2 письменно.

Спасибо за урок, до новых встреч!

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

1. Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

2. Современные образовательные технологии / Сост. Т.Н. Караганова, Л.Г. Макарова. – Череповец, 2006.

3. Интернет ресурсы:

Группа 1. Прочитайте текст. Определите, о каких явлениях идёт речь. Запишите в тетрадь определение явлений и три примера. Используйте материал учебника на стр. 57-59.

(Ответ: тепловые явления)

Группа 2. Прочитайте текст. Определите, о каких явлениях идёт речь. Запишите в тетрадь определение явлений и три примера. Используйте материал учебника на стр. 57-59.

(Ответ: электрические явления)

Группа 3. Прочитайте текст. Определите, о каких явлениях идёт речь. Запишите в тетрадь определение явлений и три примера. Используйте материал учебника на стр. 57-59.

(Ответ: механические явления)

Прочитайте текст. Определите, о каких явлениях идёт речь. Запишите в тетрадь определение явлений и три примера. Используйте материал учебника на стр. 57-59.

Отрывок из произведения Н.В. Гоголя.

Было далеко за полночь. Один фонарь только озарял капризно улицу и бросал какой-то страшный блеск на каменные дома и оставлял во мраке деревянные, которые из серых превращались совершенно в черные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Атмесферные явления.doc

Атмосферные явления

(обобщение)

Цель урока: через ознакомление с атмосферными природными явлениями развить на уроке способность учащихся анализировать понятие, составлять и объяснять причинно-следственные связи.

применять теоретические знания об элементах погоды, систематизировать полученные знания об атмосферных явлениях.

Метапредметные:

-структурировать знания, выстраивать последовательность,

-закрепить работу с понятием,

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить и вносить коррективы,

-работать в группе,

-организовывать учебное сотрудничество,

-аргументировать свою точку зрения.

-формировать потребность в самовыражении и самореализации,

-формулировать собственную позицию и мнение,

-развитие адекватных языковых средств выражения мыслей, позиции, потребностей и мотивов.

Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, электронный тест, инструктивные карточки.

Проект девиза урока.

Любое природное явление можно объяснить с помощью научных фактов, главное – стремиться объяснить необъяснимое, искать интересное, верить в себя, помогать окружающим, любить свое дело и открытие.

Выскажите свое отношение к предложенному девизу.

Повторение, включение в учебную деятельность. Блиц опрос по презентации.

(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос- дают ответ)

В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.

- Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.

Выбраны следующие атмосферные явления:

( на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)

Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния) объяснение учителя

Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.

Инструктивные карточки

Защита проекта

Закрепление и повторение – электронный тест, работа учащихся за компьютером.

Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?

Скажем себе:

Я исследователь

Я умница

Я теперь знаю больше

Я донесу свое открытие до своих друзе и родных

Как поступает вода в атмосферу? На рисунке укажите стрелочкой и подпишите процесс.

Что происходит в облаках с водяным паром? Подпишите процесс.

Почему образуется снег в облаках? При каких температурах? Из какого облака, какой вид осадков выпадет – нарисуйте условными знаками.

Как появляются роса и иней? Вспомните об условиях насыщенности воздуха водяным паром.

Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите какая часть земной поверхности нагревается больше: вода или суша? ( Распределите температуры: +17°С, +20С°)

Какой воздух легче теплый или холодный? Укажите стрелочкой его движение.

Где атмосферное давление будет выше: там где теплее или холоднее? Подпишите: высокое давление, низкое давление.

Куда будет двигаться воздух и почему? Укажите стрелочкой.

Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок Атмосферные явления

Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)

Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

Ветер дует из области ________________ давления в область _____________ давления

Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара (испарение – конденсация – осадки).

Выпадающие из облаков ________,___________,_______

Выпадающие из воздуха ____________,_____________

Урок Атмосферные явления

Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)

Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

Ветер дует из области ________________ давления в область _____________ давления

Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара (испарение – конденсация – осадки).


Открытый урок в 5 классе.Соответствует всем современным требованиям ведения уроков.К уроку создана презентация.Используется множество различных методов.Дано описание интересным опытам,которые были проведены на уроке.

Содержимое разработки

Открытый урок по естествознанию в 5 классе

Цель урока: пробудить у учащихся познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла – химии, физике , биологии ;вовлечь их в исследовательскую деятельность; показать необходимость изучения предметов для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни человека. Показать связь наук между собой. Формировать умения проводить опыты и эксперименты. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Итак в путь! В главном дворце страны знаний, этого континента хранятся несметные богатства и чтобы добраться до сокровищницы знаний необходимо пройти нелегкий путь и изрядно потрудиться. Многие пытались проникнуть в этот дворец и им не хватало главного ключа –знаний. СЛАЙД №2

Для совершения путешествия ставим цели: сделать остановку в стране Физике ,пройти по стране Биологии ,добраться до страны Химии, перейти границу и оказаться в царстве Знаний. Где растет необычное дерево ,на котором по ходу путешествия начнут расти яблоки ,цветы. Яблоки –это пятерки, цветы –это четверки. Чем больше яблок ,тем быстрее мы попадем в царство знаний. Сегодня у нас присутствуют старшеклассники ,которые будут помогать мне и вам и будут нашими экспертами. СЛАЙД №3

КАРТА СТРАНЫ, дерево (цветки ,яблоки,листья)

У каждого из вас есть оценочные листы для работы на уроке. Баллы

-Вначале мы проверим как вы усвоили прошлые темы.

2) Актуализация знаний.

А)Фронтальный опрос СЛАЙД №4

-Что такое физическое тело?

-Что такое вещество?

-Чем измеряют тела?

-Какие существуют весы?

-Единицы измерения массы веществ?

Теперь возьмите листы №1 и в течении 5 минут ответьте на вопросы.

1.Рассвет и закат это:

2.К ествественным наукам не относится:

3.Наука о живой природе:

4.Наука о растениях:

5.Наука изучающая явления природы:

3)Распределите по столбцам слова: ложка,солнце,гвоздь,белка,береза,лягушка,оса ,дерево,книга

Зачеркните лишние слова

5)Составьте правильно слова из слов-перевертышей:

3)Новая тема. СЛАЙД №8

А)Ну а теперь в путь !

-Человек издавна пытался объяснить необъяснимое ,увидеть невиданное ,услышать неслышное. Оглядываясь вокруг себя ,он размышлял о природе и пытался решить загадки ,которые она перед ним ставила. Миру природы свойственны многие явления. Процессы происходящие в природе называются ЯВЛЕНИЯМИ.

Различают физические ,химические ,биологические явления. Все явления можно объяснить с научной точки зрения. Б)ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СЛАЙД №10

Начинаем с физических явлений.

Первая остановка с стране Физики.

Зачем нужна физика?

Создать автомобиль, самолет, холодильник, подъемный кран, компьютер.

Процессы в природе, при которых меняется форма и состояние. (запись в тетрадь).Некоторые из них посмотрим и воспроизведем. Световые –фонарики на сотках. Звуковые –похлопаем в ладоши. Тепловые –потрем ладошки.

Физические опыты

1.Световые явления (Биологическая люминисценция)-это как физическое ,так и биологическое явление.

СЛАЙД №11,12,13,14,15

Забудьте о мерцающих в ночном небе звездах. Настоящие светящиеся красоты находятся сотни метров под поверхностью океана – это биологически флуоресцентные и люминесцентные организмы, населяющие коралловые рифы в мировом океане.

Какова же разница между биологической флуоресценцией и люминесценцией? Биологически флуоресцентный организм – это тот, что впитывает свет из внешнего источника для свечения, в то время как источник света для биологически люминесцентного организма находится внутри и является результатом ряда выделяющих свет химических реакций, происходящих в организме.

Зеленое свечение

2.Звуковые явления СЛАЙД №16

Звук-это колебания воздуха ,воспринимаемые нашим ухом. Звук измеряется в децебеллах. Скажите друг другу шепотом ,что-нибудь приятное. Шепот содержит всего 30 ДБ.А звук реактивного самолета-190 ББ.
Вывод: Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека

3.Магнитные явления СЛАЙД №17

Существуют магнитные явления .

(Магнит, стакан, скрепки) Магнитная сила действует через стекло.

Вывод: Магнитное поле - это особый вид материи, через которую передается силовое воздействие на движущиеся электрические заряды и тела, обладающие магнитным моментом. Магнитное поле может создаваться как током, так и намагниченными телами.

4.Электрические явления

Как можно показать электрические явления?

Наэлектризованные бумажки и ручки.

Физические опыты (работа в группах)

1опыт Сначала наливаем воду в пластиковую бутылку и растворяем в ней соду. Затем размешиваем добавляем уксус через воронку. Надеваем шарик и закрепляем скотчем. Шарик надувается .

Вывод: Пищевая сода и уксус вступают в реакцию, выделяя углекислый газ. Он повышает давление и надувает шарик.

Вывод:Посмотрите зерна –неугомонные и постоянно двигаются. Это происходит из-за того ,что в жидкости содержится газ, он постоянно находится под давлением ,его плотность ниже ,чем у жидкости в банке, поэтому пузырьки поднимаются на поверхность. Зернышки прилипают к ним и поднимаются к поверхности. Освободившись от газа зернышки идут вниз. Потом повторяется все сначала. Происходит до тех пор пока газ не выйдет.

В)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(Для профилактики близорукости, дальнозоркости) СЛАЙД №18

А теперь переместимся в страну БИОЛОГИЮ и узнаем удивительные истории о животном мире.

Демонстрация ВИДЕО ФИЛЬМОВ СЛАЙД №19,20

Камбала плавает плашмя, прижимаясь ко дну, и всегда маскируется под грунт, подбирая нужный цвет тела. Иногда она зарывается в песок полностью. Камбала обладает способностью быстро изменять окраску той части тела, где расположены глаза. И эта окраска изменяется в зависимости от рисунка и цвета дна. Рыба становится, так похожа на окружающий ландшафт, что ее почти невозможно увидеть.

Если бы камбала держала тело вертикально, как нормальные рыбы, то в одну сторону она бы смотрела двумя глазами, а с другой стороны ничего бы не видела.

Она прижимается ко дну, чтобы обеспечить безопасность снизу и обзор сверху, и чтобы при необходимости быстро скрыться в песке. Камбала питается вкусными морскими жучками вроде креветок и червячков, которые живут у самого дна. Наверно, именно из-за этого она всегда плавает у дна и поэтому получила от природы такую оригинальную конструкцию тела. Плавники камбалы тоже переехали на верхнюю сторону.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ХАМЕЛЕОНА (ВИДЕОСЮЖЕТ) СЛАЙД №22

БИОНИКА СЛАЙД №23,24,25

Прикладная наука о применении в тех .устройствах и системах принципов организации свойств ,функций и структур живой природы.

Робот***-это автоматическое устройство с антропоморфным действием ,которое частично или полностью заменяет человека при выполнении работ для жизни.

Все, что нас окружает - это тела. Тела состоят из веществ.

Вещества изучает - химия.

Химия-это царица наук. Остановка в государстве Химии.

Хи́мия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.

В проведении опытов образуются изменение цвета ,выделение газа, выпадение осадка , нагревание веществ. СЛАЙД №29,30

Демонстрация опытов учителем

1)Крахмал в пробирку с водой +иод

2)Нагреть пробирку-цвет измениться

3)затем в стакан с холодной водой

На салфетку насыпаем в тарелку марганцовку +глицерин ,затем заворачиваем салфетку –она загорается

Опыты ,проводимые учениками.

Поджечь на сухом спирте сверху положить кальция глюконат

Вода +сода +уксус

5)Метеорологичесие явления СЛАЙД №31,32,33

Торнадо,град,снег,гром,молния,цунами идр.

Все явления природы взаимосвязаны между собой.

Заполнить оценочный лист

8. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…)

9. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Итог урока.Вот мы и посмотрели с вами удивительные природные явления и добрались до страны Знаний. Это только маленькая крупица того ,что вам предстоит узнать . -Что вы сегодня узнали на уроке? Что вам запомнилось больше всего? Если вам очень понравился урок принесите мне красное яблоко, если не совсем –цветок. Наше дерево расцвело буйным цветом. Посмотрите сколько яблок выросло на нем. Надеюсь вы почерпнули много нового и интересного. Удачи вам и успехов в учебе! СЛАЙД 34

Напишите на стикере слово,характеризующие наш урок.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Природные явления. Многообразие явлений природы.Физические явления". Урок для учеников 5 класса, предназначен для формирования новых знаний, формирование представления о многообразии природных явлений.

Тема урока: Многообразие явлений природы

Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;

- развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

- формировать прочную систему знаний по курсу.

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:

1. Какие силы природы вы знаете?

2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.

3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?

III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек жи­вет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнит­ных явлений.

Излучение света Солнцем и звездами, радуга, поляр­ное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ноч­ных животных - яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без них не обойтись в окружаю­щем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услы­шим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или вос­пользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела про­исходило в результате химических явлений. Они связаны с превраще­нием одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пи­рога под действием тепловых и химических явлений из набора про­дуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миг­рации у животных - примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и дав­ления воздуха - результат метеорологических явлений.

- Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое яв­ление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекраща­ется активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выхо­дят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобо­вых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодер­жащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

7. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

8. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. (Мороз).

Задание:
Из предложенных физических явлений выписать примеры: 1 вариант –тепловых, световых явлений;
2 вариант- электрических, механических.

Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках, плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.

вспышка молнии, работа электрического звонка,

Световые: радуга на небе, солнечный зайчик,

Механические: спуск с горы на санках, перемещение камней водой,

IV. Закрепление новой темы:

1. Что называется явлениями природы?

2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

3. Как образуется ветер?

4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

Читайте также: