Народы языки и религии россии 9 класс конспект урока дронов

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Подготовила учитель географии:

Зерноград 2020 г.

Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить с языковыми семьями, группами и религиями народов России.

сформировать представление о культуре народов России (жилище, пище, одежде, праздниках);

Воспитательная: воспитывать миролюбие, толерантность, уважительное отношение к культуре другого народа.

Оборудование: настенная карта России, карты атласа, учебник, компьютер, проектор, мультимедийные карты, предметы народных промыслов.

Опережающие задания по темам:

I. Организационный момент.

Начать наш урок я хочу со стихотворения:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)

Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы учащихся).

- Какие особенности имеет национальный состав населения России?

- Какие религии представлены на территории нашей страны?

Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное – это наш народ, тот кто пашет землю, строит, владеет техникой и наукой, создает будущее и всегда готов встать на защиту своей Родина.

Наш урок будет построен по следующему плану

1.Национальный состав населения России.

2.Религиозный состав населения России.

3.Парад национальных культур. (слайд 2)

Россия – многонациональное государство, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает около 200 народов из них семь народов являются крупнейшими по численности. Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. (слайд 3)

Численность каждого из них превышает 1 млн. человек.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, обладающая определенной системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием. (слайд4)

Рассмотрим и проанализируем круговую диаграмму на рисунке 36 на стр. 90. (слайд5)

Исторически сложилось, что русский народ расселен по всей территории страны.

Доля русских в населении субъектов Российской Федерации, различна, но, как правило, она составляет большую часть. Исключение составляют Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Татарстан, Калмыкия, Удмуртия, Алтай, Тыва, Чувашская Республика. (слайд 6)

Наибольшая доля русских в областях Центральной России (Липецкая, Орловская, Курская, Тамбовская и Рязанская области).

Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа, Поволжья и Урала.

В Азиатской части России и на Крайнем Севере проживают так называемые малочисленные народы: ненцы, эвенки, чукчи и другие народы.

Каждый народ имеет свой язык – это главное отличие между представителями разных народов.

На основании родства языков разработана классификация народов.

На территории России выделяют пять языковых семей.

Рассмотрим таблицу 5 на странице 91 учебника.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 5 языковым семьям:

Индоевропейская семья (88% населения);

Алтайская семья (7% населения);

Уральско-юкагирская семья (2%);

Северокавказская семья (2%).

Семьи делятся на группы. Так, в и индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русские (80% всего населения).

Дана таблица, ее необходимо заполнить. (слайд7)

Классификация народов по языковой принадлежности

Русские, украинцы, белорусы

Работа с картой:

Найти на карте места проживания народов, относящихся к каждой семье.

РУССКИЕ: расселены повсеместно.

ТАТАРЫ: Урал, Поволжье, Сибирь

БАШКИРЫ: Урал, Поволжье

НАРОДЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ СЕМЬИ в основном на территории республик Северного Кавказа.

МОРДВА, УДМУРТЫ, МАРИЙЦЫ- Урало-Поволжье, на севере Европейской России.

Удивительно размещение народов монгольской группы алтайской языковой семьи. Районы их проживания разделены тысячами километров территории.

Это буряты, живущие в районе озера Байкал и калмыки, живущие в низовьях Волги.

Многие народы рассредоточены по всей территории страны. В то же время в некоторых республиках велика доля коренного населения.

Народ, давший название республике называется титульным. Например, Татарстан - татары, Карелия - карелы, Чечня - чеченцы и т.д. (слайд 8)

Как вы думаете, ребята, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют, общаются друг с другом? (общаются и взаимодействуют).

На каком языке общаются все народы России? Русский язык являет языком межнационального общения и государственным языком Российской Федерации.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшим признаком этноса т.е. народа является язык. Основой духовной культуры народа является религия. На территории России народы исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого некоторые народы Севера и Сибири исповедуют местные верования (шаманизм), небольшая часть населения исповедует иудаизм. (слайд 9)

Православие охватывает всю территорию России, ислам и буддизм распространены в ареалах проживания отдельных народов. (слайд 10)

Ребята, наша Ростовская область является частью России, поэтому национальный состав нашей области такой же пестрый, разнообразный. Представители каких национальностей живут в Ростовской области (Ответы уч-ся). В национальном составе населения РО преобладают –

Русские – 89% Украинцы – 2% (слайд 14)

Армяне – 3%, остальные 6% населения составляют белорусы, татары, греки, корейцы, чеченцы, турки, молдаване и другие национальности. Как мы видим, национальный состав очень пестрый, но все народы живут в дружбе, уважая традиции и культуру друг друга. (слайд 15, 16)

Сложные межнациональные отношения, иногда, возникают на Северном Кавказе. Как вы думаете, какие меры помогли бы наладить мирную жизнь на Кавказе? (ответы уч-ся)

Чтобы избежать национальных конфликтов, необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов и в частности ст.26 Конституции РФ (зачитать статью в пр. № 2). (слайд 17)

ПАРАД НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Ребята, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи, религию, особенности быта. Ярким показателем национальной принадлежности является национальный костюм (Просмотр костюмов).

Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать о национальном составе населения России, о его размещении по территории страны, о взаимоотношениях между народами?

Россия – многонациональное государство.

Население размещается по территории страны крайне неравномерно.

Отношения между народами должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов и Конституции РФ. (слайд 36)

Какой термин характеризует все эти отношения между людьми?

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тесты (приложение 3)

IV.ИТОГ УРОКА

Россия многонациональное государство. Для того чтобы не возникали этнические и национальные конфликты мы должны уважать традиции и культуру другого народа. Я надеюсь, что этот урок помог вам стать чуточку умнее, образованнее, терпимее и добрее т. Е. толерантнее.

V. Домашнее задание. § 14.

4. Титульный (коренной) народ- это народ, давший название национально – территориальному образованию (республике).

6. Этнография – наука, изучающая народы.

Конституция (основной закон) Российской Федерации Статья 26.

Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принуждён к определению и указанию национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

1. Самый многочисленный народ России относится к языковой семье:

а) алтайской; б) индоевропейской; в) уральской.

2. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской языковой системе:

а) чеченцы; б) осетины; в) черкесы.

3. В славянскую группу вместе с русскими входят:

а) украинцы; б) карелы; в) белорусы.

4. Второй по численности народ России – это:

а) украинцы; б) башкиры; в) татары.

5. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм – это:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Величие нации – мордовский народ (РК)

Цель: формировать представление и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей на основе изучения этнического состава Ульяновской области и способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей.

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности населения;

- составлять описание населения;

- определять общие и отличительные черты населения;

- читать тематические карты, статистические показатели;.

Метапредметные: УУД

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал;

- определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- составлять классификации объектов и явлений;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явления.

Регулятивные:

- определять цель, задачи, проблему в учебной деятельности ;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение;

- понимать позицию другого;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

- формирование учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- понимание особенностей населения;

- использование знаний о специфике региона в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья ;

- понимание эмоционального состояния других людей;

- осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций своего мировоззренческого выбора;

- осознание себя гражданином России.

- воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Оборудование : учебник, атлас, контурная карта, презентация, проекты, проектор.

Р ебята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением;

- Я попрошу поморгать глазками тех, кто готов к уроку.

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите ругаться, конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

- Похлопайте по плечу, если вы живете в Японии.

Сегодня на уроке мы снова сможем погрузиться в головокружительное многообразие нашей Родины. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос,

Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в

воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с

вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных

ресурсов равных России нет.

- Но как вы думаете, каково самое главное богатство нашего государства?

(это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей

Родины). Н аша страна многонациональная. Проживая на общей территории в течение многих столетий, многочисленные народы России соединились в суперэтнос – российский народ. Российский суперэтнос – это мозаика различных культурно-исторических миров, которые во многом отражают внутреннюю неоднородность территории России.

Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру,традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив.

Мы все разные, и ….. мы вместе и в……

Наша Ульяновская область, как и вся Россия, многонациональна. Она относится к региону с наиболее сложным национальным составом Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе уважение к традициям и культуре народов России,"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий, проживающих в нашем государстве, закреплено Конституцией РФ.

И сегодня, мы будем знакомиться с самобытностью одного из многочисленных народов нашего края

А народ весёлый и сильный,
Работящий и дружный народ,
И приветливый, и красивый,
Он в согласье и в мире живёт. Что это за народ?

Внимание на экран

Тема нашего урока: Величие нации – мордовский народ (РК)

Давайте дадим классификацию этому народу по языковому признаку

По переписи 2010 года мордва занимают 9 место среди народов России, расселены небольшими группами от Калининградской области до Дальнего Востока. Значительная часть мордвы живет на своей этнической родине: в Республике Мордовия, мррдва занимают 4 место среди народов Уо, в Ульяновске проживает 10 тысяч человек мордвы, по Ульяновской области — 39 тысяч человек. Николаевский — самый крупный мордовский район — 7200 человек. Далее по численности идут южные районы, в том числе Павловский, Радищевский
Наши задачи: показать величие нации, самобытность, культуру , часть мифов, сложившихся в народе о мордве, нам предстоит развенчать, а часть подтвердить.

Итак, Миф 1 Мордва- загадочная общность

Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где народы мордвы, а где русские и другие россияне, чрезвычайно трудно. Большинство из нас даже не догадывается, что очень, очень многие известные люди одной шестой части Земли — мордва. Можно переиначить пословицу поскреби немного русского и найдешь мордвина!

Мордва — экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. И они отличаются больше чем, например Русский и белорусский языки Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Мордва называла свою землю Карго мастор – журавлиная страна ( птица в мордовском фольклоре – символ свободы, счастья), которая была частью древнего финно-угорского государства

Миф 2. Не выдающаяся национальность
Далеко не каждый сходу вспомнит известных людей и даже обычных знакомых, принадлежащих к мордовской национальности. Мордвина сложно внешне отличить от русского или чувашина, да и акцента у них особого нет. Наверное, поэтому сложился миф, что этот народ не выдающийся, ничем не примечательный. На самом деле среди мордвы довольно много ярких и талантливых личностей развенчать своим проектом нам поможет Дамир

Приглашаю подтвердить проектом данный миф, Евгению

Миф 4. Мордвин своих не предаст

Сущностными качествами мордовского народа являются доблесть преданность Родине, Отчизне присуща мордовскому народу. Генерал-полковник, мордвин по национальности Николай Антошкин, который работал над книгой о героях Отечества, открыл любопытные факты: 360 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, 5 МАРШАЛОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ИМЕЮЩИХ МОРДОВСКИЕ КОРНИ

Миф 5. Мордва обладатели уникальной и неповторимой мордовской культуры

Мордовское национальное искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности. Среди искусств народов и народностей, входящих в состав РФ, художественное творчество мордвы выделяют свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, оно формировалось в процессе труда. Фольклор, помимо бытовой линии, притягивает внимание особым стремлением обратиться к природным силам, использовать их мощь, поэтому требует особого эмоционального осмысления и воспроизведения. Фольклор мордвы (также как и её менталитет) формировался под воздействием исторического пути России, под влиянием ее религиозных, хозяйственно-экономических идей, представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном. Во все времена чувство прошлого соединялось с мечтой народа о будущем, рождало сказку, рождало творчество, неотъемлемое от жизни народа, от его истории, создавало культуру преемственности. П авел подтвердит данный миф своим проектом

Миф 6. Мордва пренебрегают своими традициями


Миф 7. Традиционная кухня мокши и эрзя проста и здорова

однако в то же время таинственна и притягательна. Каждое яство славится

уникальным вкусом и непередаваемым ароматом. Посетив

Мордовию, нужно обязательно продегустировать несколько блюд:

Основой рациона мордвы является мясо. Так как местные жители с

давних времен занимались охотой, дичь частенько присутствовала

на столе и эрзян, и мокшан. Тетерева, рябчики, зайцы

на них ставили силки, ну а на лосей и медведей ходили большими ватагами

с рогатинами. Язычество и последующая христианизация мордвы не

ставили никаких запретов на употребление свинины, так что

местные жители с удовольствием ели и едят не только мясо, но и

сало соленое, копченое, отварное, а также добавляют его и в

другие блюда, например, в каши.

Территория современной Мордовии буквально пронизана реками и

речушками, здесь много озер, в давние времена они были не только

полноводны, но и богаты рыбой. Мокшанские вяленые лещи с

успехом продавались на ярмарках Москвы и округи, а водившаяся в

Суре стерлядь считалась царской рыбой и подавалась к столу

русских монархов. Любовь мордвы к рыбе

К алкоголю мордва была равнодушна. Так как землепашество не было в

особом почете, то зерно было дорогим, и гнать зерновой самогон

было невыгодно. А вот воспользоваться дарами природы людям,

занимавшимся бортничеством (собиранием меда), было легко. Пуре

национальный напиток, аналог медовухи, веселил предков во

время праздников и народных гуляний.

На территории Уо проживают не только угро-финские, но и славянские народы, тюркские, кавказские, и многие другие. Знание культуры, обычаев и традиций соседей — это один из путей к пониманию и добрососедскому проживанию в одной большой стране

Добрые взаимоотношения между нациями – гарант стабильности государства. После распада СССР, национальный вопрос остался не до конца решенным. До сих пор нет стабильности на Северном Кавказе. Появляются люди, клевещущие на наше государство, что Россия – государство имперского типа, что у большинства народов нет прав по сохранению и развитию языка, культуры, письменности. Или, наоборот, одни народы обладают большими правами, чем другие. Давайте убедимся, правда ли это?

Работа с кейсами.

Наука утверждает, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадежная. Современный мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют межнациональные, и даже межличностные конфликты (видимо будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость. Национальной политике можно противопоставить только одноличную культуру межнациональных и межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура говорил русский, ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, в общем, проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Мы ещё до конца не осознали ту истину, что людей притягивает друг другу не только сходство, но и различие. Поэтому надо не стирать эти различия, а развивать и совершенствовать дальше.

Нации – это богатство человечества,

это обобщение личности его;

самая малая из них несет свои особые краски,

таит в себе особую грань Божьего замысла.

А. И. Солженицын

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнос - межпоколенная группа людей , объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории , общими языком , культурой и самосознанием .

Этническая мозаика России

З3. Пользуясь данными таблицы 1, назовите самые крупные народы России.

Сравните, как изменилась численность народов по итогам двух переписей.

Голоса на карте

З4 (Д/З). На картосхеме показаны многонациональные районы России.

































Среднее Поволжье 2.Европейский Север

3.Европейский Юг 4.Юг Сибири 5.Север Сибири и Дальнего Востока

Распределение времени урока:

  1. Организационный момент – 1–2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 7–8 мин.
  3. Целеполагание, мотивация – 2 мин.
  4. Первичное усвоение материала – 25 мин.
  5. Закрепление – 7 мин.
  6. Анализ, рефлексия – 2 мин.

1. Организационный момент.

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой.

2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды? Слайд 2

– Сравните половозрастные пирамиды (учебник стр. 66 рис.19)

Цифровой географический диктант (найдите соответствие: регион – дем. ситуация): Слайд 3

  1. Для региона характерен отток населения.
  2. Это регион притока пожилого населения.
  3. Высокая рождаемость.
  4. Низкая доля детей.
  5. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.
  6. Высокая доля детей и молодых.
  7. Высокий уровень смертности.

3. Целеполагание, мотивация:

Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова: Слайд 4

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов для работы на уроке).

4. Первичное усвоение материала:

Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения 2002 года, в России проживают представители более 150 национальностей. Слайд 6.

Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские (более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).

Задание 1. Слайд 7

Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности.

Национальность Численность, чел. в %
1 русские 115 889 107 79,83
2 башкиры 1 673 389 1,15
3 белорусы 807 970 0,56
4 татары 5 554 601 3,83
5 чеченцы 1 360 253 0,94
6 чуваши 1 637 094 1,13
7 украинцы 2 942 961 2,03
8 армяне 1 130 491 0,78
9 аварцы 814 473 0,56
10 мордва 843 350 0,58

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 9

Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312 учебника).

Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи – языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.

Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом? Слайды 12-13

Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири.

Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).

Слайд 14. Запись определения в тетрадях

Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.

Особенности населения республик России

Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке.

Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.

Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр. 100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11% нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским языком.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Слайд 15.

Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.

Задание 4.
Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.

Учитель: Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту учебника стр. 100–101).

Учитель: Мы с вами живем в городе, про который можно сказать, он многонациональный и поликультурный центр России. В СПб можно встретить множество храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны. Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в городе. Слайд 17.

5. Закрепление усвоения нового материала.

Учитель: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.

Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста). Слайд 18

6. Анализ, рефлексия

Учитель: Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.

Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22, повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за работу, урок окончен. Слайд 20

Читайте также: