Конспект занятия маленькое дело лучше большого безделья

Обновлено: 06.07.2024

(Делятся на две команды: Марьюшки и Иванушки. Хозяйка предлагает командам отвечать поочередно на ее вопросы, выбирая из трех вариантов один правильный.)

1. Что говорит хозяйка, встречая гостей?

Я спать хочу, завтра приходите!

Милости просим, гости дорогие!

2. На чем девицы ведра с водой с колодца несут?

На коромысле

(просит показать).

3. Чем из печи горшок вынимают?

Ухватом

(просит показать).

4. Что надо сделать с землей перед тем, как рожь сеять?

Вспахать

Долго молотить цепом.

5. Чем после пахоты разбивают комья земли, чтобы земля стала мягкой?

Бороной

(показать иллюстрацию, напомнить загадку о бороне).

6. Чем рожь в поле жали?

Серпом

(предложить имитировать движения жнеи).

7. Как называется большая охапка колосьев, связанная жгутом из соломы?

Сноп.

8. Без чего нельзя сварить пшенную кашу?

Без крупы.

9. Из чего варят овсяный кисель?

Из овсяного печенья.

Из корешков овса.

Из овсяной муки.

10. Что делают из сливок?

Сливочное масло.

В стену постучи.

Не лежи на печи.

Тот всем нравится.

Раньше всех с делом справится.

Тот с горы свалится.

Х о з я й к а (подводит итоги). Молодцы и Марьюшки, и Иванушки: много знают и умеют, а тебя Миликтриса Кирбитьевна, я приглашаю погостить в нашу избушку, поучиться у детей уму-разуму и запомнить такие пословицы:

Красна птица перьем, а человек уменьем. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

Занятие 36. Народные приметы на зиму и на лето

Х о з я й к а. Какой вчера денек был – солнечный, погожий! Солнышко целый день по небу гуляло, как золотое яблочко по голубому блюдечку, а к вечеру в тучку стало прятаться. Слышала я, что, если солнышко вечером в тучку спать ложится, значит, погода испортится. Эта примета старая, народная. Так и получилось: сегодня погода на улице – носа не высунешь! Не подвела примета, правильно погоду предсказала.

Вы знаете, что такое примета? Чтобы знать приметы, надо вокруг себя внимательно смотреть да все примечать. Если в конце лета вы на березке вдруг желтые листочки увидите, что скажете? Правильно, значит, осень скоро. Это осенняя примета. Если осенью синица к окну прилетит или по балконным перилам запрыгает, это что означает? Да, значит, скоро морозы, зима близится, вот синица и летит к людям, знает, что они готовят для птичек кормушки. Это тоже примета.




Если собака спит, а нос лапами закрывает, значит, будет холодно. Если вечером комарики столбом в воздухе вьются, это к теплу. А если ласточки низко летают? Правильно, дождь приближается. Воробьи тоже умеют дождь предсказывать. Если летом сидят, нахохлившись, это тоже к дождю. Слышали, как кузнечики в поле и на лугу стрекочут? Знайте: если вечером они стрекочут сильно, громко, то это к хорошей, теплой погоде.

Есть и другие приметы, например:

Глубже снег – лучше будет хлеб.

Зима без снега – лето без хлеба.

Мой дедушка умеет погоду по приметам предсказывать. Как-то летом собралась я на дальний луг: очень мне хотелось колокольчики цветущие увидеть, а дедушка говорит:

– Не ходи, солнце вчера в тучу садилось, дождь будет. Луг далеко, попадешь под дождь – спрятаться негде будет, промокнешь!

– И сегодня дождя ждать надо: видишь, Жучка нос в лапы спрятала, да и лягушки вон как расквакались, дождь зовут, это примета верная!

На лугу чудесные цветы колокольчики: нежные, голубые и как будто ветерком надуты.

У всех колокольчиков головки были наклонены, а один из них смотрел прямо на меня. Я стала рассматривать его толстенький пушистый язычок. Вдруг на этот язычок прилетела муха. Крошечная мушка ростом с полкомара. Посидела, потом вспорхнула на голубой потолок и поползла в самую глубину цветка.

Я и туда заглянула и вижу: мушка побродила немного, потом на тычинки уселась и замерла. Сидит и сидит, как курица на яйцах. Клушка, да и только!

Мне досадно! В кои веки вздумала понаблюдать за насекомым, а наблюдать-то и нечего: не шелохнется моя мушка-клушка. Уснула она, что ли?

Я решила ее расшевелить. Но только протянула руку, как на нее капнула капля. Вот так раз! Дождь! Да еще какой!

Пока я добежала до дома, до ниточки промокла.

Зато я теперь еще одну примету знаю: если мушки в колокольчики забираются, значит, они дождь чуют. Колокольчики для них – как домик.

Так животные помогают нам погоду наперед угадывать, приметы составлять.

Лето красное на пороге, ребята! Сегодня прощаюсь я с вами до осени, а летом больше гуляйте и не забывайте наблюдать, как себя ведут растения и животные. Учитесь погоду предсказывать, приметы народные не забывайте, они давно на Руси живут. Люди внимательные, наблюдательные их составляют, а растения да животные им помогают, а наше дело – их замечать, прислушиваться да присматриваться.

Доброго, теплого вам лета, дети!

Подготовительная к школе группа

(Делятся на две команды: Марьюшки и Иванушки. Хозяйка предлагает командам отвечать поочередно на ее вопросы, выбирая из трех вариантов один правильный.)

1. Что говорит хозяйка, встречая гостей?

Я спать хочу, завтра приходите!

Милости просим, гости дорогие!

2. На чем девицы ведра с водой с колодца несут?

На коромысле

(просит показать).

3. Чем из печи горшок вынимают?

Ухватом

(просит показать).

4. Что надо сделать с землей перед тем, как рожь сеять?

Вспахать

Долго молотить цепом.

5. Чем после пахоты разбивают комья земли, чтобы земля стала мягкой?

Бороной

(показать иллюстрацию, напомнить загадку о бороне).

6. Чем рожь в поле жали?

Серпом

(предложить имитировать движения жнеи).

7. Как называется большая охапка колосьев, связанная жгутом из соломы?

Сноп.

8. Без чего нельзя сварить пшенную кашу?

Без крупы.

9. Из чего варят овсяный кисель?

Из овсяного печенья.

Из корешков овса.

Из овсяной муки.

10. Что делают из сливок?

Сливочное масло.

В стену постучи.

Не лежи на печи.

Тот всем нравится.

Раньше всех с делом справится.

Тот с горы свалится.

Х о з я й к а (подводит итоги). Молодцы и Марьюшки, и Иванушки: много знают и умеют, а тебя Миликтриса Кирбитьевна, я приглашаю погостить в нашу избушку, поучиться у детей уму-разуму и запомнить такие пословицы:

Красна птица перьем, а человек уменьем. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

Занятие 36. Народные приметы на зиму и на лето

Х о з я й к а. Какой вчера денек был – солнечный, погожий! Солнышко целый день по небу гуляло, как золотое яблочко по голубому блюдечку, а к вечеру в тучку стало прятаться. Слышала я, что, если солнышко вечером в тучку спать ложится, значит, погода испортится. Эта примета старая, народная. Так и получилось: сегодня погода на улице – носа не высунешь! Не подвела примета, правильно погоду предсказала.

Вы знаете, что такое примета? Чтобы знать приметы, надо вокруг себя внимательно смотреть да все примечать. Если в конце лета вы на березке вдруг желтые листочки увидите, что скажете? Правильно, значит, осень скоро. Это осенняя примета. Если осенью синица к окну прилетит или по балконным перилам запрыгает, это что означает? Да, значит, скоро морозы, зима близится, вот синица и летит к людям, знает, что они готовят для птичек кормушки. Это тоже примета.

Если собака спит, а нос лапами закрывает, значит, будет холодно. Если вечером комарики столбом в воздухе вьются, это к теплу. А если ласточки низко летают? Правильно, дождь приближается. Воробьи тоже умеют дождь предсказывать. Если летом сидят, нахохлившись, это тоже к дождю. Слышали, как кузнечики в поле и на лугу стрекочут? Знайте: если вечером они стрекочут сильно, громко, то это к хорошей, теплой погоде.

Есть и другие приметы, например:

Глубже снег – лучше будет хлеб.

Зима без снега – лето без хлеба.

Мой дедушка умеет погоду по приметам предсказывать. Как-то летом собралась я на дальний луг: очень мне хотелось колокольчики цветущие увидеть, а дедушка говорит:

– Не ходи, солнце вчера в тучу садилось, дождь будет. Луг далеко, попадешь под дождь – спрятаться негде будет, промокнешь!

– И сегодня дождя ждать надо: видишь, Жучка нос в лапы спрятала, да и лягушки вон как расквакались, дождь зовут, это примета верная!

На лугу чудесные цветы колокольчики: нежные, голубые и как будто ветерком надуты.

У всех колокольчиков головки были наклонены, а один из них смотрел прямо на меня. Я стала рассматривать его толстенький пушистый язычок. Вдруг на этот язычок прилетела муха. Крошечная мушка ростом с полкомара. Посидела, потом вспорхнула на голубой потолок и поползла в самую глубину цветка.

Я и туда заглянула и вижу: мушка побродила немного, потом на тычинки уселась и замерла. Сидит и сидит, как курица на яйцах. Клушка, да и только!

Мне досадно! В кои веки вздумала понаблюдать за насекомым, а наблюдать-то и нечего: не шелохнется моя мушка-клушка. Уснула она, что ли?

Я решила ее расшевелить. Но только протянула руку, как на нее капнула капля. Вот так раз! Дождь! Да еще какой!

Пока я добежала до дома, до ниточки промокла.

Зато я теперь еще одну примету знаю: если мушки в колокольчики забираются, значит, они дождь чуют. Колокольчики для них – как домик.

Так животные помогают нам погоду наперед угадывать, приметы составлять.

Лето красное на пороге, ребята! Сегодня прощаюсь я с вами до осени, а летом больше гуляйте и не забывайте наблюдать, как себя ведут растения и животные. Учитесь погоду предсказывать, приметы народные не забывайте, они давно на Руси живут. Люди внимательные, наблюдательные их составляют, а растения да животные им помогают, а наше дело – их замечать, прислушиваться да присматриваться.

- Добрый день! Мы начинаем наше занятие, а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными, внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.

- Как вы считаете, о чём будет наше занятие? (Ответы детей)

- Как вы думаете почему, я так назвала занятие? (ответы детей)

Вы ещё маленькие только учитесь трудиться, для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире.

- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии?

( ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ: 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ

3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА)

- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний:

Подумайте и скажите, что такое труд. (Ответы детей)

Да, конечно, труд – это работа, дело.

- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей)

- Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.

(рассуждения детей)

- Какие труды, такие и плоды.

- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться.

- Не начавши дело - думай, а начавши дело - делай.

-Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия.

Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите. (рассказы детей об изготовлении поделок, ремонте книг, посадка комнатных растений)

На разминку становись!

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать — (Приседание)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело. (Дети садятся.)

4. Приобретение нового материала

-Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете? (Ответы детей)

Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд? (Ответы детей)

Физический труд – это вид трудовой деятельности, связанный с приложением физических усилий человека.

- Ребята, а что вы делаете физическим трудом? (Ответы детей)

-Конечно же: вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.

И что такое умственный труд? (Ответы детей)

Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.

Что такое интеллект?

Интеллект - мыслительная способность человека

- А что вы делаете умственным трудом? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)

Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.

Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.

Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде, прочитайте его на экране:

- Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует? (Ответы детей)

-Да, труд тренирует интеллект, укрепляет здоровье.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом.

У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)

- Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.

Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.

-Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом. Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.

Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.

-У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)

Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.

- А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд. Уберите за собой рабочее место.

Присаживайтесь на стульчики.

-Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.

— это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.

Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.

Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.

Опыт со снежинкой

Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.

Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.

Садитесь на стульчики.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.

Подходит эта пословица к нашему занятию? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела, которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью.

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии? Мы всё выполнили?

Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда, были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии.

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу, но это не последнее занятие о труде, мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых.

7. Труд

Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу. Построились. Всем спасибо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила и провела воспитатель Зенкова Г.А.

Цель: расширить знания учащихся о труде людей.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представления о трудолюбии, трудолюбивом человеке, лени

Развивающие:

Развитие мышления и воображения.

Воспитательные:

Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.

Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.

Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.

Ход занятия:

«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле. В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.

Зачем трудились ребята?

Вы бы смогли так работать и защищать свой урожай?

Давайте вспомним пословицы о труде.

 Терпенье и труд все перетрут.

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 Землю красит солнце, а человека – труд.

 Что с трудом дается, то люди и берегут.

 Работа сердце веселит.

 Труд горы сравнивает.

 В труде счастье.

 Счастье без труда не дается.

 Дело мастера боится.

 Труд кормит, а лень портит

 Труд кормит и одевает.

 Труд красит человека, а лень портит.

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям. Например: если человек заметит на детской площадке стекла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, малыши не порежутся об эти стекла.

Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.

Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.

Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.

«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле. В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.

Зачем трудились ребята?

Вы бы смогли так работать и защищать свой урожай?

Давайте вспомним пословицы о труде.

 Терпенье и труд все перетрут.

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 Землю красит солнце, а человека – труд.

 Что с трудом дается, то люди и берегут.

 Работа сердце веселит.

 Труд горы сравнивает.

 В труде счастье.

 Счастье без труда не дается.

 Дело мастера боится.

 Труд кормит, а лень портит

 Труд кормит и одевает.

 Труд красит человека, а лень портит.

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям. Например: если человек заметит на детской площадке стекла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, малыши не порежутся об эти стекла.

В заключение нашего занятия я вам прочту стихотворение:

– Ты чего сидишь без дела?

– Мне работать надоело,

Я передохнуть решил,

Спину я перетрудил.

– Если бы ты труд любил,

Ты бы так не говорил

И на месте не сидел –

Ты работал бы и пел!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: