Народный композитор италии джузеппе верди 4 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Опера. А что это такое?
Ну, прежде всего это театральное представление. На сцене происходят какие-то события, участников этих событий изображают актёры. Декорации, костюмы, свет - всё это, как в любом театре.
Чем же отличается этот спектакль от спектаклей драматического театра? Тем, что он музыкальный. Главное в нём - музыка. Ей подчинено всё. И дело не только в том, что актёры, вместо того чтобы говорить, поют. Всё, что происходит на сцене, раскрывается и в музыке – характеры героев и основная мысль, идея всего произведения.
Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции. Позже опера получила распространение во многих странах Европы, в том числе, с середины XVIII века, и в России. Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев…

По традиции посещать оперные театры могли все слои общества. Аристократические семьи располагались в богатых ложах. В партере находились служащие и офицеры. Бедняки толпились на галёрке. (Галёрка – верхний ярус театра).

Любовь итальянцев к опере объясняется и другой важной причиной. В XVIII веке север Италии был захвачен австрийскими войсками. Чтобы удержать власть, новые правители ввели запреты на свободу слова, на издание патриотических газет и журналов. По счастью, запреты не коснулись музыкальных театров. Враги считали, что опера – всего лишь пустая забава итальянских богачей.

Расчёт оказался неверным: ведь музыка обладает огромной силой человеческого объединения!

В своей музыке композитор сумел передать переживания и надежды итальянского народа. Пламенность чувств, призыв к борьбе он отразил в ярких запоминающихся мелодиях, энергичных ритмах. После спектаклей итальянцы повсюду распевали мелодии из опер Верди, выражающие стремление к свободе.

Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке неподалёку от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего композитора органист деревенской церкви Байстрокки.

Занятия музыкой Верди не прекратил и вовремя учёбы в школе, после окончания, которой поступил на службу в контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим любителем музыки, и именно в его доме проявилась необычайная музыкальная одарённость юноши.
Работая у купца, Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижёра.

Именно в это время Верди пришлось заменить своего учителя во время одного из концертов. Выступление Верди прошло настолько успешно, что дирекция театра заказала ему сочинение оперы. Однако материальные условия вынудили Верди занять должность директора филармонического общества в Буссето. Одновременно он подрабатывал в том же городе церковным органистом.

Спектакль стал подлинным триумфом композитора. Все улицы вокруг театра были заполнены народом, и после окончания спектакля публика донесла Верди на руках до его дома.

Музыка Верди продолжает покорять сердца миллионов людей и поныне!

Звуки музыки

Действие оперы происходит в древнем Египте. Перед зрителями предстаёт красочное зрелище. Площадь, полная народу. На троне – царь Египта, окружённый жрецами, приближёнными, стражей. Грандиозный храм и триумфальная арка создают впечатление величия и могущества. Ликующая толпа встречает египетское войско, под предводительством Радомесом, после победы над Эфиопами. Музыка марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой, радость встречающих.

Тема марша, воинственная и торжественно-ликующая, звучит у трубы в сопровождении оркестра. В ней слышатся энергичные фанфарные возгласы. (Фанфара – сигнальная труба.)

Весь марш строится на развитии этой темы. Композитор находит свежие и яркие краски для выражения в музыке торжественности и величия. В середине марша неожиданно сменяется тональность, вступает весь оркестр. Музыка становится ещё светлее и праздничнее.

Марш исполняет симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Музыканты, облачённые в костюмы египтян, становятся участниками сценического действия.

Вопросы и задания:

1. Почему для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров?

Урок в 4 классе по программе В.В. Алеева .Указаны в разработке страницы учебника "Музыка" В. В. Алеева и рабочей тетради.

Оценить 2245 0

Технологическая карта по музыке.

Тема урока: Народный композитор Италии Джузеппе Верди

Цель: познакомить детей с народным композитором Италии.

1. Формировать навыка слушания зарубежной музыки

2. Расширять эстетический кругозор детей посредством знакомства с композитором , новыми музыкальными произведениями.

3. Воспитывать эмоциональное восприятие музыкальных произведений.

Цель: настрой обучающихся на работу.

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

И тихонечко все сели.

-Ребята, меня зовут.

Соблюдать простейшие нормы этикета. (К )

2. Основная часть.

Цель: определяем проблемную ситуацию.

-Давай вспомним, по какой стране мы с вами путешествовали на прошлом уроке?

-Верно, и сегодня мы с вами продолжаем знакомство с этой страной, ее красотой и музыкой.

-Музыка каких композиторов рассказала нам о Италии?

-Какая особенность этой песни?

- Помните: как переводится с итальянского баркарола?

-Баркарола-это песни на воде, барка - означает лодка. Давайте: Вспомним звучание этого романса.

Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки? Что музыка помогла увидеть?

-кто исполняет это произведение?

-с сопровождением или без?

Как вы думаете, смог ли русский композитор рассказать о итальянской ночи?

Глинка как художник смог нарисовать музыкальный пейзаж.

Мы с вами путешествовали по городам Италии, вы помните, с какой песней мы познакомились в городе Неаполе?

- Верно, а кто помнит как переводится это название с итальянского ?

Сейчас сядьте ровно, прослушаем песню

-музыка этой песни какая по характеру?

Вы помните, как звали мальчика, в исполнении которого мы слушали эту песню?

Его звали Робетино Лорети, он пел совсем как взрослый музыкант, поражая всех своим голосом.

А сейчас откройте рабочие тетради на стр.19

-давайте прочитаем текст этой песни на русском

споем ее вместе. Встали у своих мест.

-Откройте учебники на стр 40

-обратите внимание на пейзаж русского художника Ивана Айвазовского.

-этот художник очень любил море, и свою любовь он выражал в своем творчестве.

Ивана Айвазовского называют лучшим русским маринистом, а сейчас в Москве проходит выставка его работ, в Третьяковской галереи, которая собирает сотни, тысячи людей со всего мира.

Именно в Италии родилась первая опера,

-а знаете ли вы что такое опера?

-где мы можем увидеть оперу?

- в рабочих тетрадях на стр 21 есть 4 картинки, которые нас знакомят с оперными театрами.

-сейчас откройте учебники на стр 42,и прочитаем о итальянской опере.

-чем являлась опера для итальянцев?

-ребята, а кто мог посещать оперу?

-какую роль играла музыка для всех слоев общества?

Именно в это время в театре Ла Скала ставятся оперы народного композитора Италии Джузеппе Верди.

Верди стал последним великим классиком в трёхвековой истории итальянской оперы. Именно Верди превратил итальянскую оперу в поистине народное искусство. В своей музыке он сумел передать переживания итальянского народа, призыв к борьбе он отразил в запоминающихся мелодиях, которые распевали итальянцы после спектаклей.

Музыка Верди продолжает покорять сердца людей и в наше время.

Оперы поражают своим размером, исполнение их длилось не менее пяти часов. Кроме того, был задействован большой состав инструментов и огромное количество исполнителей.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видео фрагмент из этой оперы,

-какой жанр звучал? Танец, песня, марш?

-Как звучал марш?

Какой инструмент был солирующим?

Как вы думаете, что именно хотел выразить композитор в этом марше?

Марш символизирует победу египтян. Невероятная сила музыки заключается в операх Верди.

Чайковский (итальянская песенка, неаполитанская песенка) Глинки (романс Венецианская ночь)

Темп, движение мелодии, мягкость, силы звука-динамики

Мягкая, нежная , плавная

Торжественно, величественно, мужественно, победно.

Труба - медный духовой инструмент

Формирование представления о музыкальных жанрах.

способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формировать потребность в общении с музыкой.

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.

В 1837 году Верди написал первую оперу "Оберто, граф Бонифачо", которая была поставлена через два года с большим успехом в Милане. По заказу миланского театра "Ла Скала" Верди сочинил комическую оперу "Мнимый Станислав, или один день царствования" ("Король на час", пост. 1840) и оперу "Набукко" ("Навуходоносор", пост. 1842). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях плененного иудейского народа зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. С призывами к свержению чужеземной тирании перекликалось у итальянских зрителей и содержание следующей оперы Верди "Ломбардцы в первом крестором походе" (пост. 1843, Милан; 2-я редакция с балетом - "Иерусалим", пост. 1847, Париж). Русский музыкальный критик Г. А. Ларош писал: "Верди - голос современной Италии, Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства". И действительно, почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы "Эрнани" по Гюго (пост. 1844, Венеция), "Двое Фоскари" по Байрону (пост. 1844, Рим), "Орлеанская дева" по Шиллеру (пост. 1845, Милан), "Альзира" по Вольтеру (пост. 1845, Неаполь), "Атилла" по Ц. Вернеру (пост. 1846, Венеция), "Макбет" по Шекспиру (пост. 1847, Флоренция; 2-я редакция 1865, Париж), "Разбойники" по Ф. Шиллеру (пост. 1847, Лондон), "Корсар" по Дж. Байрону (пост. 1848, Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы "Эрнани", "Аттила" и "Макбет"; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране.

Горячо откликнулся Верди на французскую революцию 1848 года, свидетелем которой он был в Париже. По возвращении в Италию он сочинил героическую оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, Рим; 2-я редакция "Осада Гарлема", пост. 1861, Милан) на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению известного итальянского революционера Мадзини Верди создал революционный гимн "Звучит труба".

Новый период творчества Верди - 1850-е годы - характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания простых людей; центральной темой оперной драматургии композитора стала борьба свободолюбивого человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода - "Луиза Миллер" на сюжет драмы Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (пост. 1849, Неаполь) и "Стиффелио" (пост. 1850, Триест; 2-я редакция "Гарольд" пост. 1857, Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как "Риголетто" по пьесе В. Гюго "Король забавляется" (пост. 1851, Венеция), "Трубадур" (пост. 1853, Рим) и "Травиата" ("Виолетта") по пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (пост. 1853, Венеция). В этих произведениях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключительный дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. "Верди частенько говорил – даже в зените славы, - что он по своей натуре всегда был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом - разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органически связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи. Отсюда - интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий Верди." (И. Солертинский).

Следующие произведения Верди близки к жанру так называемой "большой оперы": историко-романтические оперы "Сицилийская вечерня" ("Джованна ди Гусман"; пост. 1855, Париж), "Бал-маскарад" (пост. 1859, Рим), "Сила судьбы", созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург), "Дон-Карлос" по Ф. Шиллеру (пост. 1867, Париж; 2-я редакция пост. 1881, Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами.

Новый творчекий период Верди начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору египетским хедивом в связи с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог А. Мариэтт-бей предложил увлекательный сюжет из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либретист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871 году в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.

После "Аиды" Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения - "Симон Бокканегра" (пост. 1857, Венеция; 2-я редакция пост. 1881, Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло" (пост. 1887, Милан; с балетом пост. 1894, Париж). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (пост 1893, Милан). (Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора Бойто ). В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.

Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти поэта А. Манцони. В этом не похожем на католические мессы произведении, по качествам музыки не уступающем лучшим операм Верди, композитор полностью сохраняет свой стиль, говорит своим языком.

Творчество Джузеппе Верди отличается глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской музыкальной жизни 1840-90-х годов. Он внимательно следил за достижениями современных ему композиторов – Беллини , Доницетти , Мейербера , Вагнера , Гуно ; но Верди не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм – основные причины популярности Верди.

Композитор Италии Джузеппе Верди (4 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке неподалёку от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего композитора органист деревенской церкви Байстрокки. Занятия музыкой Верди не прекратил и вовремя учёбы в школе, после окончания, которой поступил на службу в контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим любителем музыки, и именно в его доме проявилась необычайная музыкальная одарённость юноши. Работая у купца, Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижёра.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Джузеппе Верди"

Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на уроке музыки. Знаете ли вы, что скрипка – совершенный инструмент. Внешне она повторяет очертания человека. Звук скрипки зависит от архитектуры корпуса, в которой каждая мелочь имеет огромное значение. Для создания скрипки требуется собрать воедино более семидесяти деталей из разных пород дерева. Большое значение мастера придают лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранится мастером в строжайшем секрете. Удивительно то, что с годами скрипка начинает лучше звучать.

Сегодня вы узнаете о творческом пути известного итальянского композитора Джузеппе Верди.

В октябре 1813 года в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе родился Джузеппе Верди. Родители будущего композитора были крестьянами. Отец – Карло Джузеппе Верди – содержал местный трактир. Мама Луиджа Уттини работала пряхой.

Любовь к музыке мальчик проявил ещё в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин.

С пяти лет Джузеппе начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци в Буссето. Мужчина оплачивал для него преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.

Когда Джузеппе приехал в Милан ему было 18 лет. Он хотел поступить в консерваторию, но получил отказ из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. К тому же возраст превышал допустимый для приёма в консерваторию. Интересно, что позже эта консерватория была названа в честь Джузеппе Верди.

Джузеппе не отчаялся и нанял педагога, чтобы учиться самостоятельно. Он посещал оперные спектакли, концерты, общался с творческими людьми. Именно тогда Джузеппе решил стать театральным композитором.

Верди вернулся в Буссето к Антонио Барецци. Купец организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор.

В 38 лет Джузеппе Верди поселился в Сант-Агате – собственном поместье возле Буссето. Проект дома был создан самим Верди, он не захотел пользоваться помощью архитекторов. Сад, окружающий виллу, был по-настоящему роскошным: всюду цветы и экзотические деревья. В Сант-Агате Верди занимался сельским хозяйством и коневодством.

Также он решил заняться политикой. Верди стал депутатом первого итальянского парламента, а позже сенатором в Риме.

В январе 1901 года у Джузеппе Верди случился инсульт. Композитора парализовало, однако он продолжал читать партитуры (нотные записи) опер. Верди слабел с каждым днём и спустя шесть дней его не стало.

Читайте также: