Конспект урока объединение русских земель

Обновлено: 21.07.2024

Цели и задачи: познакомить с развитием русских земель в XIV в.: выявить мотивацию действий Дмитрия Донского как правителя Московского княжества, оценить его роль в борьбе за свободу Руси от захватчиков; формировать и развивать патриотические чувства, уважение к истории своей страны, чувство гордости за свой народ; проследить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII - XIV в.; объяснять причины объединения русских земель вокруг Москвы; применять понятийный аппарат исторического знания; работать с картами и схемами и ориентироваться в них; составлять рассказ о Куликовской битве на основе материалов учебника и исторических источников; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; личностные УУД: осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать и развивать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке вы узнали о том, как началось объединение русских земель вокруг Москвы, познакомились с деятельностью Ивана Калиты, направленной на усиление Московского княжества, Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тестовый контроль

1. В XIII—XIV вв. русские князья стремились любыми способами получит ярлык на:

1) киевское княжение

2) владимирское княжение

3) тверское княжение

4) новгородское княжение

2. Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси при:

1) Юрии Долгоруком

3) Михаиле Ярославиче

4) Данииле Александровиче

3. Борьба за великое владимирское княжение шла между княжествами:

1) Киевским и Московским

2) Суздальско-Нижегородским и Рязанским

3) Московским и Тверским

4) Рязанским и Московским

4. Свое прозвище Иван Калита получил от названия:

1) маленьких пирожков — калиток, которые он очень любил

2) кошелька с деньгами, который он носил с собой для раздачи милостыни

3) небольшой двери в ограде Московского Кремля — калитки, через которую он выходил из города

4) реки, возле которой он разбил шатер во время похода в Орду

5. Восстание в Твери в 1327 г. вспыхнуло из-за:

1) переписи населения, организованной Золотой Ордой

2) получения ярлыка на великое владимирское княжение московским князем

3) злоупотреблений баскаков

4) недовольства населения своим князем

2) Семена Гордого

3) Юрия Даниловича

4) Даниила Александровича (Проверка выполнения заданий.)

Известная поэтесса Н. Кончаловская написала следующие строки:

Шли годы. И с Москвою во главе,

Неспешно, потихоньку, понемногу,

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Москва — центр объединения северо-восточных русских земель.

2. Русь готовится к борьбе за свободу.

3. Поход Мамая на Русь.

4. На поле Куликовом.

5. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Проблемные вопросы

— Было ли неизбежно столкновение между Русью и Ордой при Дмитрии Донском?

— Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны?

III . Введение в новый материал

Дальновидные и расчетливые политики, приветливые по отношению к союзникам и жестокие к врагам, московские князья к середине XIV в. смогли взять под свой контроль соседние княжества. Москва уже обладала достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды. Для этого надо было объединить силы северо-восточных русских земель. Произошло ли это объединение? Кто возглавил противоборство Руси и Орды? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Москва — центр объединения северо-восточных русских земель

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья — Симеон Гордый и Иван Красный. Симеон Гордый, получивший в наследство богатое и могущественное княжество и заручившийся поддержкой золотоордынских ханов, в отношениях с другими русскими князьями был тверд и непреклонен. Никто из удельных князей не вступал с ним в спор. Даже Тверь на время примирилась с Москвой (тверской князь выдал за Симеона свою сестру).

Скончался Симеон Гордый во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в Москве в 1353 г. Великим князем становится средний сын Калиты Иван Иванович по прозвищу Красный. Его княжение не было отмечено знаменательными событиями.

Он приглашал в Московскую землю крестьян, ремесленников, ратных людей, принимал бояр из Рязанской, Курской, Черниговской, Киевской, Галицко-Волынских земель. Переселенцы осваивали купленные московскими князьями края — Поволжье, Белоозеро, Устюжье, Угличское поле, теснили Великий Новгород в Заволочье.

Основные направления деятельности преемников Ивана Калиты:

1) поддержание хороших отношений с Ордой;

2) уравновешенная внешняя политика;

3) контроль за соседними княжествами;

4) расширение территории Московского княжества.

В 1359 г. Иван Красный умер, оставив малолетнего сына Дмитрия. В начале своего княжения Дмитрию и его окружению пришлось бороться за владимирский ярлык с нижегородским князем. В 1362 г. московские бояре при поддержке митрополита Алексея добились возвращения ярлыка в Москву. Какую же политику проводил князь Дмитрий Иванович?

— Работая с п. 1 § 21 учебника, определите основные направления внешней и внутренней политики московского князя Дмитрия Ивановича.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)


(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Русь готовится к борьбе за свободу

При Дмитрии Ивановиче были возведены стены Московского Кремля из белого камня (1367 г.). Протяженность кремлевских стен — 2000 м, толщина — 2—3 м. Крепость насчитывала 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине XV в. стены обветшали, и тогда был возведен новый Кремль (из красного кирпича).

— Работая с п. 2 § 21 учебника и ранее изученным материалом, определите, что объединяло политику Ивана Калиты и политику Дмитрия Донского? Что отличало?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Поход Мамая на Русь

Дополнительный материал Битва на реке Воже

На реке Воже 11 августа 1378 г. произошла битва между русской ратью под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и золотоордынским войском под командованием мурзы Бегича. Войско Бегича было послано на Русь Мамаем с карательными целями.

Благодаря разведке Дмитрий Иванович сумел определить направление движения Бегича и блокировать брод на реке Вожа. Русские заняли удобную позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Не имея возможности использовать фактор внезапности, Бегич три дня не решался начать переправу. Наконец 11 августа 1378 г. конница Бегича начала переправляться через Вожу и устремилась на русское войско, пытаясь охватить его с флангов.

Однако надежды Бегича на то, что стремительный натиск вызовет панику в войсках Дмитрия, не оправдались. Русские полки, построенные полукругом, не дали противнику проникнуть в тыл, стойко отбили натиск, а затем контратаковали золотоордынскую конницу. Не ожидая встретить столь решительный отпор, противник в беспорядке отступил. Во время бегства многие воины утонули в реке. Наступившая ночь позволила остаткам войска Бегича оторваться от преследования и избежать полного разгрома.

Битва на Воже стала первой серьезной победой русских над большим войском Золотой Орды. Это сражение показало, что ордынская конница сильна лишь в первый момент боя, но не выдерживает стойкой обороны и решительных контрударов.

Русь и Орда накануне Куликовской битвы

1. С конца 50-х гг. XIV в. в Орде начались усобицы — за 20 лет сменилось 25 ханов.

2. Орда разделилась на две части: западную и восточную.

3. Мамай прекратил усобицы и усилил военную мощь Орды.

4. Карательный поход ордынцев. Разрушение Нижнего Новгорода.

5. Поход Мамая на Русь в 1378 г. Поражение в битве на реке Воже.

6. Союзники Мамая — Великое княжество Литовское и Рязанское княжество

2. Практическое прекращение княжеских усобиц в Северо-Восточной Руси.

3. Дмитрий Иванович увеличил свою дружину и заключил военное соглашение с другими князьями.

4. Восстание в Нижнем Новгороде в 1374 г., в ходе которого был убит ордынский посол и его охрана.

5. В 1377 г. московский воевода Дмитрий Боброк совершил поход в ордынские земли на Средней Волге и взял с них большой выкуп.

6. Союзники Дмитрия Ивановича — дружины и ополчения из многих русских земель, дружины полоцкого и брянского князей — братьев великого литовского князя Ягайло

Вопросы к классу

— Кто командовал ордынским войском?

— В чем вы видите полководческий талант Дмитрия Ивановича?

— В чем значение победы на р. Воже?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. На поле Куликовом

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен

Дон до самого низовья.

Эти строки поэтесса Н. Кончаловская посвятила сражению на Куликовом поле.

— Работая с п. 4 § 21 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели издалека великие князья послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его — князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами.

Вопросы к классу

— Из каких земель не пришли полки на помощь Дмитрию Ивановичу?

— Кого позвал Мамай в поход на Русь?

— Какова, по мнению летописца, была цель похода Мамая на Русь?

— Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?

— В чем вы видите причины победы русского войска в Куликовской битве? В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского? Чтобы ответить на эти вопросы, опишите сражение на поле Куликовом по следующему плану.

План ответа

1. Обстановка накануне Куликовской битвы.

2. Соотношение сил. Союзники и противники.

3. Благословение Сергия Радонежского.

4. Построение войск.

5. Поединок Пересвета с Челубеем.

6. Схватка противоборствующих сторон.

7. Итоги сражения.

Вы правильно заметили, что полководческий талант Дмитрия Донского проявился в правильной расстановке сил, использовании засадной тактики, изучении тактики противника и использовании ее в своих целях.

Причины победы русских войск:

1) умелые действия князя, его авторитет среди воинов;

2) мужество и храбрость воинов;

3) объединение русских княжеств;

4) ослабление Орды, усиление Московского княжества;

5) поддержка Русской православной церкви.

— А кто еще из русских князей получил прозвище по месту битвы?

— Выделите общие черты в тактике князя Александра Невского на Чудском озере и князя Дмитрия Донского на поле Куликовом.

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Общие черты в тактике Александра Невского и Дмитрия Донского:

1) старались максимально использовать в своих интересах рельеф местности, особенности тактики и вооружения врага;

2) русские войска зашли в тыл противника, что предопределило его разгром;

3) князья принимали непосредственное участие в битве;

4) упреждающий удар — князья не ждали противника под стенами своих городов, а сами выходили навстречу неприятелю;

5) навязывали свой способ ведения сражений и перехватывали инициативу.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

5. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы

— Работая с п. 5 § 21 учебника, расскажите о набеге Тохтамыша и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Чем набег Тохтамыша отличался от прежних ордынских походов?

— Почему Дмитрий Донской не стал ввязываться в войну с Ордой и возобновил выплату дани?

(Проверка выполнения задания.)

Спустя два года после победы на Куликовом поле Русь вновь платит дань Орде.

— Может быть, напрасны были понесенные жертвы?

— Какое значение имела Куликовская битва?

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

Значение победы на Куликовом поле:

1) возрос авторитет Москвы;

2) ускорился процесс объединения русских земель;

3) Золотая Орда стала избегать открытых столкновений с русскими ратями;

4) в сознании народа крепла вера в неизбежное падение ордынского владычества;

5) Русь была спасена от разгрома;

6) русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью — не выше и не ниже среднего уровня. Племя Всеволода Большое Гнездо вообще не блистало избытком выдающихся талантов, за исключением разве одного Александра Невского.

— Согласны ли вы с мнением историка? Свою позицию аргументируйте.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы.

— Какие цели вы ставили на уроке?

— Были ли они достигнуты?

— Что вы узнали нового?

— Кто считает, что работал на отлично?

— Кто был недостаточно активным?

— С каким настроением закончили урок?

Домашнее задание

1. Прочитать § 21, с. 48—55 учебника (ч. 2).

Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школ школы. К конспекту прилагается презентация и приложения.

ВложениеРазмер
bralina_s.o._konspekt_uroka.docx 56.59 КБ
bralina_s.o._prezentatsiya.ppt 1.09 МБ
bralina_s.o._prilozhenie_2_rabochiy_list.docx 223.95 КБ

Предварительный просмотр:

Место урока по теме

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Формы, приемы, методы

Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы.

  1. На основе прослушанного материала, ключевых слов, анализа личностных качеств Дмитрия Ивановича усвоить этапы борьбы Москвы за политическое первенство
  2. На основе работы с источником информации, переработки ее и представлении в структурированном виде в парах иметь представление о внутреннем положении Руси и Орды, о военных событиях накануне Куликовской битвы.
  3. На основе индивидуального анализа источника информации проследить ход Куликовской битвы в том числе и на эмоционально-чувственном уровне.
  4. На основе собственных предположений и их сравнения с материалом учебника в парах выявить значение Куликовской битвы

- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,

- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды

-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

- определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;

- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;

- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

Технология проблемного обучения, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

мультимедийная презентация, рабочие листы для выполнения задания, учебник, видеоматериалы, анимированная карта

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .

- Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем старательны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.

Проверка домашнего задания

Время: с 0.20 сек.-1.37 мин

Молодцы! Вы хорошо усвоили материал!

Просмотр фрагмента. Выполняют задание.

-Битва на реке Калке в 31 мая 1223 года

-1237 год нашествие на Рязанское княжество ханом Батыем

Изучение нового учебного материала Формулирование темы урока

Изучение новой темы

На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. - А теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Владимира Зуйкова, а вы попытайтесь угадать, какие страницы в истории страны мы откроем на сегодняшнем нашем (слайд 1) . Скажите, о каком событии повествует автор? Тема сегодняшнего нашего урока (слайд 2) . Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. - А сейчас я прошу вас обратить внимание на план урока План (слайд 3) . - Ребята, постарайтесь на основе плана сформулируйте задачи урока (слайд 4) . 1.Узнать … 2.Определить… 3. Раскрыть и установить ……

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Русь 14 века в период правления князя Дмитрия Ивановича, перелистаем новые странички истории и станем свидетелями важнейшего для Руси исторического события – первой победе русской рати, не над отдельными отрядами, а над главными силами Золотой Орды в Куликовской битве.

О единстве молила истерзанная русская земля, о том, чтобы братья-князья объединились, и как встарь единая Русь дала бы бой жестоким захватчикам. Но каждый князь мнил себя главным в своих владениях и не хотел подчиняться другому. И самыми сильными были князья Михаил Тверской, Олег Рязанский, Ягайло Литовский. Но был тогда на Руси князь, который понимал, что в единстве сила. Звали его Дмитрий Иванович Московский ( слайд 5, 6).

1. И мы с вами открываем первую страничку нашего урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Князь Дмитрий Иванович

Прослушайте краткую биографическую справку и ответьте на вопросы первой странички

Задание странички 1 (индивидуально)

-Что конкретно было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

-Как вы думаете, что являлось главной целью политики Дмитрия, как государственного деятеля? (вспомните отрывки из мультфильма)

Правильно, в 70-х годах ХIV в. важнейшей политической задачей для Руси стала решительная борьба с Ордой.

2.Вторая страничка нам поможет разобраться с причинами столкновения Руси с ордой

Задание странички 2 (работа в парах, выполняют в рабочих листах, затем работают у доски) (слайд 7) .

1 пара: определяет причины столкновения

2 пара: определяет причины столкновения

- Какой вывод можно сделать, определяя причины столкновения Руси с ордой?

-Мы успешно справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие

И следующая наша страничка

Повествует о важнейшем событии в истории нашей Родины – Куликовской битвой

-По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь.

Князь Дмитрий был глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители

По преданию накануне битвы Дмитрий посетил Троицко-Сергеев монастырь и получил благословение на борьбу с ордой у одного из монахов ( слайд 8).

Работа с документом (разноуровневые задания). - Используя документ задание 1 на 3 страничке , определите имя монаха и подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение?(слайд 8)

Задание странички 3(1)

  • - Определите имя монаха;
  • - Подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение;
  • - Из какого произведения мы узнаем о встречи монаха и Дмитрия Ивановича ( слайд 9).

Учитель: ( слайд 10).

Еще одно произведение повествует нам о Куликовской битве

«Мамай тоже готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть конное войско.

С обеих сторон 100-150 тысяч человек.

Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле.

-Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения ребят.

-По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской.

- После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

Задание странички 3(2)

- Ребята откройте задание 2, третей страничке ваших листов.

Перед нами план-схема, которая показывает расположение частей русского войска и ордынцев на Куликовом поле. Рассмотрите ее внимательно ответьте на вопросы

- Почему именно это место было выбрано Дмитрием для сражения. - В чём его преимущество?

Всё было готово к бою . - А теперь, закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения .

Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие” - Открываем глаза.

Работа с учебником (стр. 52) по картине Александра Бубнова “Утро на Куликовом поле ( слайд 11). ”. Настало утро 8 сентября 1380 года Перед нами картина А.П.Бубнова " Утро на Куликовом поле" . Рассеивается утренний туман. Русиче увидели перед собой несметные ордынские полчища . - Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

-Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… откройте задание 3, третей страничке ваших листов:

- Найдите в тексе предложения, о чем думали воины перед битвой?

-А сам князь как поступает? Найдите подтверждение в этом же тексте. Рассказ учителя о поединке Челубея и Пересвета ( слайд 12). Работа с анимированной картой - Восстановить ход событий на Куликовом поле нам поможет интерактивная карта - Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. - Определите причины победы русских войск. - Какую оценку можно дать Дмитрию Ивановичу

Ответы обучающихся . Формулируют задачи урока. 1.Узнать, почему именно Москва, становится центром образования русских земель. 2.Определить роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля 3. Раскрыть ход Куликовской битвы и установить ее значение.

- Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

- Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.;

- Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей.

-Главной целью политики Дмитрия было объединение Руси, для борьбы с ордынцами

Работают в парах. Выполняют задание у доски

Ответ: причинами столкновения были

- раздел Орды на 2 части: западную и восточную; - желание освободиться от власти ордынцев.

Для Орды: - открытое неповиновение Орде (убит посол, взят выкуп с земель средней Волги);

- после битвы 11 августа 1378 г. Дмитрий отказался выплачивать дань Орде;

Самостоятельно делают вывод:

- Русь наращивает военную мощь.

-Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества.

Работают с документом. Выполняют задание

-От названия птиц куликов

-Чтобы никто и не думал о возможности отступления. ----Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

Самостоятельно работают со схемой.

1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва

2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв

3)Ордынцы не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха.

Работа с учебником

-Страх перед неизвестностью

Зачитывают ответы из текста документа

Просмотр анимированной карты

1.Удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия 2. героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси.

Определяют значение Куликовской битвы

Закрепление учебного материала

Мы открываем последнюю страничку, чтобы еще раз вернуться к событиям урока и проверить полученные знания

-Ребята, посчитайте, сколько лет прошло с той великой победы. Как узнать? (641год)

Возращения к задачам урока ( слайд 15).

1.Узнали, что именно Москва, становится центром образования русских земель.

2.Определитли роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля

3.Раскрыли ход Куликовской битвы

и установили ее значение.

Рефлексия учебной деятельности

Учитель: итак, давайте с помощью схемы определим, что открыл для вас наш урок по теме

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: ( слайд 16).

Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных источника Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:

Для того, чтобы вы повторить все пройдённое на уроке вам предстоит прочитать п,21; с. 57 (творческое задание) вопрос 4 (рассказ о Куликовской битве от имени русского или ордынского воина по плану) ( слайд 14).

Записывают домашнее задание

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы работать еще лучше - поаплодировали себе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Суровых предков властный зов Я чутким сердцем слышу снова, Сквозь пелену седых веков Вновь вижу поле ….. (Куликово) Я был бы счастлив в том бою Прибавить к тысячам усилий Еще одно… И кровь свою Пролить на жертвенник России.? Владимир Зуйков

Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

План урока: 1. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Князь Дмитрий Иванович. 2. Русь готовится к борьбе за свободу. 3. Поход Мамая на Русь. 4. На поле Куликовом. 5. Значение Куликовской битвы.

Задачи урока. 1.Узнать…………………………. 2.Определить ……………………… 3.Раскрыть…………………………..

Князь Дмитрий Иванович Московски 1359 - 1389

Картина Алексея Данилович Кившенко

Поединок Пересвета С Челубеем Художник М. И. Авилов

Задачи урока 1.Узнали, почему именно Москва, становится центром образования русских земель. 2.Определитли роль Дмитрия Ивановича,как государственного деятеля 3.Раскрыли ход Куликовской битвы и установили ее значение.

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных источника Три самых важных чувства: Три самых важных качества:

Домашнее задание: П. 21, стр. 57 (творческое задание) вопрос 4 (рассказ о Куликовской битве от имени русского или ордынского воина по плану) ,

Предварительный просмотр:

Объединение русских земель вокруг Москвы. Князь Дмитрий Иванович

Великий князь Дмитрий Иванович (1350-1389) оказался на престоле еще ребенком, ему едва исполнилось 9 лет. Соседние князья были готовы воспользоваться малолетством князя, однако на защиту интересов Дмитрия выступила церковь. Дальновидный митрополит Алексий не допустил распада московских земель.

Внутренняя политика Дмитрия была направлена на единодержавие. Он не допускал княжеских распрей, посылая московскую рать для наказания начавших усобицу князей. На помощь внуку Калиты приходила церковь: митрополит призывал князей к миру, нередко, чтобы заставить подчиниться непокорных, шёл на крайние меры: запрещал вести на территории их княжеств церковную службу.

Великий князь Дмитрий Иванович Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей.Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.

Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси. Укрепив свои позиции Дмитрий стал готовиться к столкновению с Ордой. Для начала он сократил размер выплаты дани.

В 1378 году войска встретились на реке Воже, сражение закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

Дмитрий прожил короткую жизнь, значительную часть которой провел в сражениях и походах, однако сделал для Руси очень много. Удалось ему и расширить территорию княжества, присоединив Галич. Дмитров и приокские земли. Также при Дмитрии в Москве был построен белокаменный Кремль. За заслуги перед Отечеством причислен к лику святых.

-Что конкретно было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

-Как вы думаете, что являлось главной целью политики Дмитрия, как государственного деятеля? (вспомните отрывки из мультфильма).

Причины столкновения Руси с ордой




Столкновение




В 1374 году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами был убит ордынский посол и его охрана. Победы московских князей над Литвою, Тверью, Рязанью породили желание освободиться от власти ордынцев. В 1377 г. московско–нижегородская рать во главе с московским воеводой князем Дмитрием Боброком Волынским совершила поход в ордынские земли на Средней Волге и взяла с них большой выкуп. Но ордынцы жестоко наказали нижегородцев – заграбив город. В 1378 году Мамай решил повторить свой успех. Но у русских к тому времени было велико желание освободиться от власти монголо-татар, Русь наращивает свою военную мощь. Дмитрий Иванович извлек урок из поражения под Нижним Новгородом и решил сам возглавить объединенное русское войско. 11 августа 1378 г. у реки Вожи произошла встреча русских и ордынцев, исходом которой стала победа Дмитрия Ивановича над Ордой.

Задание: 1. Определите причины столкновения для Руси:

2. Определите причины столкновения для Орды:

- Прочитайте дополнительный материал и выполните здание:

Тема: Москва во главе объединения русских земель.

Вопросы по теме:

1. Процесс объединения земель Руси вокруг Московского княжества.

2. Политика московских князей.

3. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Централизованное государство – государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли;

Великое княжество Литовское – восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современной Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии (частично; с 1561 по 1629 годы) и Молдавии.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

В начале XIV века русские земли находились в состоянии феодальной раздробленности. Не простая внутриполитическая ситуация в стране осложнялась ещё и тяжелым международным положением: монгольским владычеством на Руси и усилением Литвы, претендовавшей на юго-западные русские земли. Чтобы свергнуть золотоордынских ханов, следовало прежде объединить русские земли в единое централизованное государство. Кто мог возглавить объединение русских земель и борьбу против монгольского владычества?

В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. И в продолжавшейся несколько десятилетий борьбе тверских и московских князей за гегемонию на Руси победа оказалась на стороне московских. Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы: выгодное географическое положение, удобное расположение на торговых путях благоприятствующее торговле; наличие земель, пригодных для земледелия; быстрый рост населения; поддержка со стороны духовенства; грамотная политическая деятельность московских князей.

Политика московских князей

Первым московским князем, который за годы своего правления увеличил территорию Московского княжества, был сын Александра Невского – Даниил. Он присоединил переяславские земли, а также Коломну, отобрав её у рязанского князя.

В 1319 году ярлык на княжение от хана получил его сын – Юрий, которого поддерживала Золотая Орда, он был женат на сестре хана Узбека. Одним из его решений было самостоятельно собирать дань для хана, которое повлияло на укрепление власти князя в Москве. Присоединил к Москве Переяславль-Залесский и Можайск. Главным соперником Юрия был Михаил Тверской.

Иван Данилович Калита заложил начало отношений с Золотой Ордой, поставленных больше на союзничестве, чем на полном подчинении. Он также самостоятельно собирал дань и даже помогал пресечь антиордынские восстания. Благодаря его действиям, ордынцы отозвали из Москвы своих ставленников – баскаков. Это позволило московскому князю, самостоятельно собирать дань, что укрепило его правление и увеличило доходы Московского Княжества.

При правлении Калиты Москва получила большое влияние на соседние земли: рязанские, псковские и новгородские. Благодаря тесному общению с главами церквей, ему удалось переместить митрополию из Владимира в Москву, и Москва стала духовным центром Руси. Его сыновья также расширяли территорию и влияние Москвы, тем самым увеличивая и её богатство. Во времена их правления, Московское княжество стало самым богатым на Руси.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Далее, на престол взошел Дмитрий Донской, объединивший в союзе под своим началом, Владимирское и Московское княжество и покоривший Тверь, позволил Москве стать общерусским центром. Несмотря на то, что он в 1371 году получил ярлык на княжение от хана, в 1374 году прекращает выплату дани ордынцам. Это стало разрывом их отношений. В 1377 году он захватил город Булгар и открыл торговые пути на Волге. В 1378 под его командованием московская и новгородская дружины разгромили ордынцев близ реки Воже.

Увеличение территории, богатства и населения Москвы, а затем победа Дмитрия Донского над армией Мамая в Куликовской битве существенно укрепила желание людей к объединению. Куликовская битва 1380 года стала отправной точкой к освобождению от гнета ордынцев, от которых страдали все русские люди.

После победы на Куликовом поле люди наконец-то почувствовали себя единым народом. И даже сожжение Москвы в 1382 приемником Мамая – Тохтамышем, не повлияло на желание людей стать одним государством. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице – Сергиев монастырь и получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Преподобный Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь.

Таким образом, XIV век в отечественной истории характеризовался началом важных процессов. Благодаря грамотной политике первых московских князей Москва превращается в центр объединения русских земель и борьбы против ордынцев. Куликовская битва хоть и не освободила Русь от зависимости, но вселила уверенность в будущей окончательной победе.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

2. Выберите правильный вариант ответа.

В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, постепенно освободились от ордынского владычества, чему способствовало (способствовали):

а) победы, одержанные в 1257–1259 гг. князем Даниилом Галицким над ханским баскаком Куремсой;

б) распри в правящей элите Золотой Орды;

в) объединение этих земель под властью литовского князя Гедемина;

г) военные неудачи ордынцев во время венгерского (1282 г.) и польского (1287 г.) походов, после которых эти земли отошли к Польше.

Правильный ответ:

в) объединение этих земель под властью литовского князя Гедемина;

Разбор задания:

Вторым после Орды по значению соседом Руси в XIV веке было Литовское княжество. Его расцвет связан с деятельностью князя Гедимина, который разворачивает экспансию в русские земли. В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, были крайне ослаблены ордынскими набегами и не могли оказать сопротивление. Поэтому освобождаясь от власти Орды, они теряли свою самостоятельность и входили в состав Великого княжества литовского.

2. Подпишите название реки, на которой произошла битва.


Правильный ответ: Вожа

Разбор задания:

Для начала необходимо определить эпоху. Обозначения в легенде карты помогают установить, что битва произошла между русскими и ордынцами. Предводитель русских полков, согласно схеме, был Дмитрий. Значит, сражение произошло в XIV веке. Теперь обратимся к географическим объектам. Сражение произошло на притоке Оки в центре Русской равнины на территории Рязанского княжества. Всё указывает на реку Вожа.


В уроке говорится о превращении Москвы в политический центр русских земель. Рассказывается о княжении Дмитрия Ивановича и его борьбе с ордынцами. Описываются события подготовки к Куликовской битве и роли в этом Русской православной церкви. Урок знакомит с нашествием хана Тохтамыша и его последствиями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва"

В ходе урока вы узнаете о превращении Москвы в политический центр русских земель, походе Мамая на Русь, Куликовской битве, нашествии хана Тохтамыша.

В 1359 году московским князем стал внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. На тот момент новому правителю было всего девять лет, поэтому фактическим главой княжества стал митрополит Алексей. Он приложил все силы, чтобы Орда признала Дмитрия князем владимирским.


Московские бояре продолжали политику собирания русских земель. Москве удалось получить контроль над суздальско-нижегородским, тверским и рязанским князьями.

В 1362 году началась война с великим князем литовским Ольгердом, который оказал помощь тверскому князю. Ольгерд совершил три похода на Москву, но каждый раз его останавливали неприступные стены города.

Дмитрий Иванович старался не допустить конфликтов между князьями. В земли, где начинались междоусобицы незамедлительно отправлялась московская рать. Часто с призывом о мире выступал лично митрополит и другие церковные деятели.

Большой авторитет в государстве имел старец Сергий Радонежский. До монашеского пострига будущего старца звали Варфоломей. Родился он в Ростове в семье боярина. Но когда мальчику было около 12 лет его семья покинула родной город и переехала в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном решили стать отшельниками и уйти жить в лес. Место они выбрали около холма Маковец. Там братьями была заложена церковь, названная во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан ушёл жить в Москву, а Варфоломей остался. Ему было около 20 лет, когда он принял решение постричься в монахи и получил новое имя Сергий. Со временем возле Маковца стали собираться другие монахи-отшельники. Они основали Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого стал Сергий.


Сергий Радонежский выступал посланником Москвы и пешком отправлялся за тысячи вёрст, чтобы призвать князей к миру.

За время спокойного правления Ивана Калиты на Руси отвыкли от страха перед Ордой. Многие считали, что платить дань и подчиняться распоряжениям хана унизительно. Русские были готовы бороться за независимость. Они понимали, что только объединившись смогут избавиться от ордынского владычества.

Князь Дмитрий Иванович не хотел подчиняться хану. Ещё ребёнком он участвовал в походе против суздальско-нижегородского князя с целью отнять у него ярлык на княжение во Владимире. Дмитрий также отказался передать владимирский престол тверскому князю.

Москва в борьбе с Ордой рассчитывала только на свои силы. К тому же в Орде начались усобицы, что значительно облегчало противостояние ей.

Дмитрий Иванович отказался платить Орде дань и начал готовить войско для решающей схватки. Он увеличил дружину, заключил союзы с другими князьями, стал посылать разведчиков на границы с Ордой.

В 1375 году русскими войсками был истреблён ордынский отряд в Нижнем Новгороде. В ответ ордынцы в 1377 году вторглись в нижегородские земли. В ходе битвы на реке Пьяне русское войско было разбито. Нижний Новгород был захвачен и разграблен.

В 1378 году Мамай направил своё войско, под руководством царевича Бегича, на Русь. Навстречу им вышел сам Дмитрий Донской со своими воинами. 11 августа 1378 года состоялась битва на реке Воже, в которой ордынцы потерпели поражение.

Мамай не смирился с поражением своего войска. Он стал набирать новых воинов с Повольжья и Северного Кавказа. Мамай вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем.

Дмитрий Иванович также собирал войско. К нему присоединились полоцкий и брянский князья. Ядро войска составляли москвичи.

Большую поддержку в предстоящем сражении оказала Русская православная церковь. В августе 1380 года князь Дмитрий приехал в Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил его поход. К тому же в нарушение всех церковных канонов, старец отправил с Дмитрием двух Иноков, которых звали Пересвет и Ослябя. Сергий понимал всю важность предстоящего события и представил войну, как Священную, участники которой получат отпущение грехов.


8 сентября 1380 года на Куликовом поле началось сражение. Предание гласит, что битва началась с поединка ордынского богатыря Челубея и русского богатыря Пересвета.


Великий князь разработал особый план, по которому был максимально усилен авангард. Мамай попытался нанести сокрушительный удар, но его воины столкнулись с двумя конными полками русских. В передовом полку в сражение вступил сам Дмитрий. Воодушевлённые подвигом князя ополченцы стояли насмерть.

В ходе битвы удалось обратить ордынцев в бегство, они бросали своё оружие и обозы. Князь Дмитрий был ранен, но нашёл в себе силы сесть на коня и объехать поле сражения. Победа досталась дорогой ценой, но она была великой.

Куликовская битва стала первым шагом на пути освобождения от Орды, политическому и военному господству которой был нанесён серьёзный удар.

В честь победы на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским.

После Куликовской битвы Мамай ушёл в степи. Но там ему нанёс поражение хан Тохтамыш.

Летом 1382 году Тохтамыш стал собираться в поход на Москву. Узнав об этом Дмитрий Донской отправился в Кострому собирать новое войско. В Москве остались только воеводы, задачей которых было поддерживать порядок. Слухи о приближении Тохтамыша быстро разнеслись. Люди из окрестностей приходили в Москву в надежде спастись. В это же время бояре пытались покинуть город. Начались беспорядки, в ходе которых было приказано закрыть ворота и никого не выпускать. Москвичи громили боярские усадьбы. Порядок удалось навести литовскому князю Остею, который стал предводителем москвичей.

23 августа Тохтамыш со своим войском подошёл к Москве. В течение трёх дней они вели осаду. 26 августа хан потребовал переговоров, ему навстречу вышли представители города во главе с Остеем. Как только переговорщики покинули стены города, они были убиты ордынцами. Москва была захвачена и сожжена. Людей жестоко убивали, некоторых уводили в плен. Ордынцы вывезли всю княжескую казну.


Несмотря на то, что Дмитрий Донской был вынужден платить Орде дань, произошло окончательное признание Москвы политическим центром Руси.

Победа на Куликовом поле не привела к отмене ордынского владычества. Но она имела очень важное значение. Это была первая победа русского войска над основными силами Орды. Народ снова поверил в свои силы. Люди осознали, что только объединившись, могут победить ордынцев.

Давайте подведём итоги.

В 1359 году московским князем стал Дмитрий Иванович.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялось сражение между Мамаем и Дмитрием Ивановичем, в котором ордынское войско было разбито.

Читайте также: