Народные заклички приговорки потешки перевертыши 2 класс перспектива конспект

Обновлено: 05.07.2024

Учебник “Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

Презентация “Устное народное творчество”.

Карточки с заданиями для работы в парах. (Приложение 1).

Приложение 2 (сценарий урока в редакции автора)

Что такое устное народное творчество?

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?

Что такое фольклор?

Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?

Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году.

Можно ли сказать, что потешки, небылицы, скороговорки - это произведения устного народного творчества?

Это то, что сочинил народ

Загадки, песни, пословицы, поговорки, небылицы

С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Нет конкретного автора, небольшие по размеру.

Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки

Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх,

- определять значение слов “устное народное творчество”, “заклички”, “потешки”, “приговорки” и обосновывать своё мнение;

_ От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.

К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек?

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

Чтение закличек (учебник с. 94-95)

От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку?

От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать?

Можно ли утверждать, что приговорка была придумана, для того чтобы учить детей чистоте речи, правильному проговариванию слов? Обоснуйте своё мнение.

Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

в закличках обращались к силам природы.

Потому что от них зависел урожай

Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества,
которое сказывали, делая что-либо. В приговорках
часто обращались к животным:

Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения,

Нет, чистоте речи учат скороговорки

Выразительное чтение закличек и приговорок учащимися

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и презентацией;

- сравнивать произведения, используя план;

- выполнять самооценку при выполнении учебного задания.

- развиваем умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- работать в паре.

- выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями;

- использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества);

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Народные заклички , приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: закличками, приговорками, потешками, перевёртышами; учить различать жанры; развивать память, внимание;обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

учащиеся научатся различать виды(жанры) устного народного творчества, находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

І .Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Друг на друга посмотрели ,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ . Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке;

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с грустной интонациейю

-А теперь выразительно.

2.Вступительная беседа.Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? ( Весёлый хоровод)

- С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки,загадки, игры,потешки, небылицы)

-Что сейчас произнесли?( скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

- Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

- Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

- Сформулируйте тему урока.

-Обозначим цель. ( познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

-Как вы думаете, зачем их создавали?( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

А)Знакомство с закличками.

-От какого слова образовано слово закличка ? Что значит закликать ?(звать, приглашать)

-В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

-Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

-Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.( звать)

-К кому обращаются авторы закличек?

- С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге.

-Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

( Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

-От какого слова образовано слово приговорка ? ( приговаривать, говорить)

-Что значит приговаривать ?( Развлекать)

-Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

-Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)

Родни́к ( исто́чник, ключ, крини́ца ) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

-Что же такое приговорка?( Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

-Как надо читать приговорку?

-Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества.

В)Знакомство с потешками.

-От какого слова образовано слово потешка ? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

-Что значит потешать ? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

-Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный , находчивый , предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. .

Половички- Маленький коврик :) то об что ноги вытираю

-Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

- Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

- Что такое перевёртыши?( небылицы)

-Для чего были придуманы?( Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

- Нелепицы, чепуха, небывальщина – средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу – перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

- Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений – применение знания.

-Мы будем сейчас работать в группах.

- Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

- К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По целому ведёрку!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребята сейчас у нас урок литературного чтения!

У нас в классе гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их.

Прозвенел и смолк звонок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Ни минуты не теряйте.

С чего начнём наш урок? (Начнём наш урок с речевой разминки.)

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Прочитайте медленно. (хором)

Прочитайте с ускорением. (хором)

Прочитайте с грустной интонацией. (мальчики)

Прочитайте весело. (девочки)

А теперь выразительно. (пара)

Что сейчас произнесли? (скороговорку)

Для чего нужны скороговорки? (они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Какой звук мы сейчас учились произносить чётко? (щ)

Что такое скороговорка? (Скороговорка – быстрое повторение трудно произносимых фраз.)

Прочитайте скороговорки, которые вы проиллюстрировали дома? (чтение скороговорок)

Из какого раздела литературного чтения скороговорки? (Весёлый хоровод)

Чтобы узнать в какой огромной литературной стране они живёт. Отгадаем ребусы. Внимание на экран.

а) Старинное название губ (рта) , + ное = устное.

б) Синоним слова ЛЮДИ + ное = народное.

hello_html_m46a0ba8f.jpg

в) = творчество.

На доску таблички: устное народное творчество

К доске три человека. Составим кластер. Соотнести слова с определением.

Что означает слово устное? (Передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец – сыну, бабушка – внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

- Что означает слово народное? (Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Творчество? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать новое.)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение, от дедов к внукам.)

Посмотрите, какую выставку приготовила я. Все эти книги можно взять в нашей библиотеке.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.

Кого вы можете назвать из известных вам фольклористов? (Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль.)

А что они собирали? (Сказки).

Какие жанры устного народного творчества мы сегодня уже назвали? (Скороговорки и сказки.)

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества. Какими? Вы узнаете сами.

Откройте учебник на стр. 94 и прочитайте тему урока. (Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.)

Обозначим цель. (Познакомимся с новыми для нас малыми жанрами устного народного творчества и научимся их различать.)

Вот сейчас мы с вами и отправимся в гости в семью Закличкиных. И вот первое задание от них.

Для того, чтобы определить название малого жанра УНТ, выберите из родственных слов, отвечающее на вопрос ЧТО?

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА , ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Ребята, послушайте первые произведения от них. Следите за ними по учебнику стр. 94. (Встали взяли учебники в руки.)

Используя иллюстрации на стр. 94 объясните значение незнакомых слов.

БЕРЕСТЕЧКО - береста – верхний слой берёзовой коры.

ЛУКОШКО- ручная корзина из прутьев.

КАРАВАЙ – круглый хлеб.

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Прочитаем тексты. Первый ряд первый текст жужжащим чтением. (хором) Все следят.

Второй ряд второй текст.

Выразительно прочитаем, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. С третьего ряда пара Дима с Леной первый текст.

Второй текст Богдан и Александра.

- Как вы думаете, кто обращается с просьбой в этих произведениях? ( Народ. Люди.)

- К чему они обращаются? ( К солнышку, дождику.)

- Как вы считаете, зачем люди обращались к солнышку и дождику? ( Потому что если будет солнышко, то будет теплое лето, и вырастут грибы, ягоды, орехи. Если польёт дождик, будет хороший, богатый урожай. От солнышка и дождика зависел урожай.)

- К какой природе относится солнышко и дождик к живой или неживой? ( Солнышко и дождик относится к неживой природе.)

Солнышко и дождик относятся к силам природы? (Да, относятся.)

Ещё можно сказать, что ребятишки, бегая по улице во время дождя или, когда долгое время не было дождя, напевали и дразнили дождик. Они, как бы зазывали, закликали силы природы, как живых существ.

- Обратите внимание на слово в оранжевом фоне вверху страницы.

- Как называются данные произведения? ( Читают хором.)

Вывод: Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

- Скажите еще раз, как называется данный вид устного народного творчества? (Заклички.)

Ребята, а вы знаете какие-нибудь заклички? Кто готовил? Выходите.

Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Спасибо, большое. Думаю семья Закличкиных тоже осталась вами довольна.

А сейчас, ребята, нас приглашает в гости семья Приговоркиных. У них тоже есть, что нам показать и рассказать.

- Посмотрите на следующую страницу 95.

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Прочитаем тексты жужжащим чтением. Первый читают мальчики, девочки следят.

Второй читают девочки, мальчики следят.

Встали, взяли учебники. Читаем вместе с семьёй Приговоркиных.

Поясните значение непонятных слов.

БОБЫ-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)

РОДНИК ( исто́чник, ключ, крини́ца ) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Выразительно прочитают, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

Первый текст пара Ульяны и Илюши.

Второй текст Костя и Янис.

- Обратите внимание на слово в розовом фоне вверху страницы 95.

- Как называются данные произведения? (Приговорки.)

-От какого слова образовано слово приговорка ? ( приговаривать, говорить)

Кто готовил приговорки? Выступите.

Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.

Божия-коровка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба:
Черного и белого,
Только не горелого.
Всем продавай,
А мне так давай!

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне стальной.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь – так ветер,
Упадешь – так дождь!

К кому обращаются люди? (К божьей коровке, кукушке, мышке, бабочке, животным.)

Для чего? (Для хорошей погоды и богатого урожая.)

Они относятся к живой или неживой природе? (К живой природе.)

Что такое приговорка?

Вывод: Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.

- Мы с вами узнали, что такое заклички и приговорки, теперь давайте сравним их.

- Скажите, к чему обращаются люди в закличке? К неживой природе.

- А к кому народ обращается в приговорке? К представителям живой природы.

- Итак, что же общего и чем различаются заклички и приговорки? (Ответы детей.)

Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, т. е к неживой природе, то приговорки — к птицам и животным, т.е. к живой природе.

Молодцы, ребята справились с заданиями. Семья Приговоркиных очень рада за вас.

Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в гости к семье Пестушкиных. У них тоже есть, что нам показать.

Как вы думаете, что они хранят в своих сундуках? (ИКШУТСЕП и ИКШЕТОП пестушки и потешки).

В старину их ещё называли – тютюшки, тутушки. Подпевая различные пестушки, мать пестует ребёнка, она подбрасывает его вверх, а потом ловит. Наверное с вами тоже так играли. Потешки, пестушки по всей вероятности, получили своё название от песта, которым толкут что-нибудь в ступе.

А вы помните какую-нибудь потешку или пестушку?

- Как вы думаете, для чего исполнялась такая пестушка? (Развивает внимание, массажирует ладошки.)

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — на поварёшечке. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Ничего тебе не дам!

Кыш, полетели, полетели на головку сели. (Движением напоминаю).

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

- И так, для чего же служат пестушики и потешки?

С помощью их малыш учится понимать человеческую речь и приучается к определённым движениям, ловкости. Для того, чтобы успокоить , отвлечь малыша , если он капризничает.

Послушайте потешки от семьи Пестушкиных.

Следим на стр. 95 и 96. Сидя.

Поясните значение слов.

СМЕТЛИВА - сообразительный , находчивый , предусмотрительный и догадливый.

СКРЕБЁТ - проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. .

ПОЛОВИЧКИ - маленький коврик: то об что ноги вытирают.

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Прочитаем тексты выразительно цепочкой.

- Обратите внимание на слово в голубом фоне на странице 95.

- Как называются данные произведения? (Потешки.)

Сделайте вывод. Что такое потешки?

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Прекрасно справились и с этим заданием. Пестушкины благодарят вас за хорошую работу.

Ребята, а нас в гости ждут Небываловы. Они ждут не дождутся, когда смогут вам рассказать невиданные истории.

- Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Слушаем и следим на странице 97.

Значение слов КАФТАН и ПОЛУШУБОК найдём в словаре. Прочитает нам пара Арсения и Ани.

КАФТАН – праздничная верхняя приталенная мужская одежда до колен. со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами. (Работа с толковым словарём Даля)

ПОЛУШУБОК - короткая, до колен, верхняя одежда на меху. (По словарю.)

ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Читаем тексты по стуку. Первый текст начинают девочки, после стука мальчики и т. д.

Второй и третий текст по рядам, начинает первый ряд.

- Обратите внимание на слово в голубом фоне вверху страницы 97.

- Как называются данные произведения? (Перевёртыши.)

Как можно назвать иначе перевёртыши? (Небылицы.)

Для чего их придумывали? ( Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

- Нелепицы, чепуха, небывальщина – средство воспитания и развития чувства юмора. Эта чепуха подчиняется правилу – перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Сделайте вывод, что такое перевёртыши?

Вывод: Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

Вот и пришло время прощаться с деревушкой Фольклорушкой. На прощание жители дарят вам ромашку, и хотят узнать, с какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке? (Составляют ромашку.)

Ребята, к закличкам и приговоркам относятся ещё и колядки. Их исполняют Колядовщики. Они в дни праздневств обходят в деревне все избы и желают хозяевам добра, хорошего урожая, приплода скота, здоровья и просят за это вознаграждения: сладости или монетки. Скоро рождественские праздники и мы с вами выучим новогодние колядки. Чтобы следующий раз в деревню прийти не с пустыми руками. (раздать карточки)

На счастье, на здоровье,

На новое лето!

Роди, Боже, жита, пшеницы

И всякой пашаниницы.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

С Новым праздником!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Вам – для потешки

Нам на орешки!

Прочитаем. Хорошо читающий ученик.

А в каком доме вам понравилось больше всего?

Все жители деревни очень дружные. Я тоже хочу, чтобы вы были дружными. Поэтому вы сейчас будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, подпишите её. Соедините стрелочкой произведение и вид устного народного творчества. Затем поменяетесь листочками с соседом по парте, проверите работу и поставите ему отметку. Приступайте к работе.

После проверки, посмотрите, какую отметку вы получили. Передайте карточки на первую парту.

Кто получил 5 встаньте.

Какова была тема нашего урока?

С какими видами устного народного творчества познакомились сегодня на уроке?

Чем отличается закличка от приговорки?

Для чего нужны потешки?

Что можете сказать о перевертышах?

А теперь оценим свою работу на уроке.

Если вы считаете, что вы хорошо поработали на уроке, хлопните 3 раза в ладоши.

Если вы считаете, что вы могли работать лучше, топните три раза ногой.

Я желаю вам всегда хорошо работать на уроках, быть внимательными и дружными.

А сегодня за урок я ставлю …. Отметки 5.

Запишите домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо за работу.

А нашим гостям мы приготовили подарки куколок – зернушек.

1. Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По целому ведёрку!

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

4. Развитие умений – применение знания.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку. На парте должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Что такое устное народное творчество?

Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?

Как вы думаете, зачем их создавали?

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?

Посмотрите внимательно на доску.

к какому жанру относится каждое высказывание?

Это то, что сочинил народ

Нет конкретного автора, небольшие по размеру.

Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх

Загадки, песни, пословицы, скороговорки, сказки, считалки

Устное народное творчество

Это дети знают Это не знают

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Все ли высказывания вы смогли распределить по жанрам?

С какой проблемой мы столкнулись?

Перед вами лежит лист бумаги с лесенкой успеха. Отметьте крестиком на лесенке успеха где вы находитесь сейчас на данном этапе урока.

Значит какая будет наша цель урока?

Прочитаем хором первое высказывание.

К чему обращаются в данном произведении?

Как вы думаете кто обращается?

Дождь к какой природе относится к живой или неживой?

Дождь относится к силам природы

Почему так важно было обратиться к, дождику?

Только ли к дождю обращался народ за помощью, от чего зависел богатый рожай?

К чему еще мог обратиться народ за помощью?

Значит, люди что делали с силами природы?

Как вы думаете, как называется данный вид устного народного творчества? Обратите внимание на то как зазывали, просили, закликали люди силы природы.

Ребята, а вы знаете, что такое закличка?

Заклички – это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Значит данное произведение к какому виду УНТ относится?

Прочитайте второе произведение:

О чем эти строчки?

К кому обращаются люди в данном произведении?

Предположите, как называется данный вид жанра в УНТ.

небольшое произведение устного народного творчества,
которое сказывали, делая что-либо. В приговорках
часто обращались к животным.

Только ли к божьей коровке обращался народ? Только она помогала людям? Подумайте в 4 –ах!

Теперь мы с вами сравним закличку и приговорку.

В закличке люди обращаются

А в приговорке народ обращается к

Прочитайте третье произведение.

Как вы думаете для кого сочинили данное произведение.

Какие движения может выполнить маленький ребенок услышав данные слова.

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прохлопаем.

Предположите, для чего использовали люди это произведение?

Этот вид жанра УНТ называется потешка.

А почему так назвали, потешка? Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку? Поработайте в группах.

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

Мы смогли определить не все жанры данных произведений.

Мы узнаем новые жанры УНТ, будем учиться их определять и знакомиться с ними.

Дождик, дождик, пуще,

Выйду на крылечко,

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

К неживой природе

Потому что от него зависел урожай

Работа в группах

Зазывали, просили, закликали.

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Люди обращается к божьей коровке

Для хорошей погоды и богатого урожая.

Работа в группах

К неживой природе

Представителям живой природы

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Для маленьких детей

Для того чтобы он понимал речь взрослых, выполнял движения

Хлопать в ладоши

Использовали, для того чтобы развлекать малыша

Развитие умений – применение знания.

Мы будем сейчас работать в парах. На партах лежат карточки.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в парах и прочитайте их выразительно.

- С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились? Дополните схему.

Дома выучить один вид жанра УНТ. На выбор со с.94-95

Перед вами лежит лист бумаги с лесенкой успеха. Отметьте крестиком на лесенке успеха где вы находитесь.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки - толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки - толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По целому ведёрку!

Читайте также: