Народные праздники ярмарка обобщение по теме истоки родного искусства конспект

Обновлено: 07.07.2024

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.
  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Материалы:

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами дидактический материала можно использовать и на уроках рисования в школе, и на занятиях в художественных классах.

Ход занятия.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.


Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных праздников.

3. Выберите сюжет, в котором можно передать наиболее характерные виды праздничного действия: угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков возле домов односельчан, ярмарочные осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Итоги занятия:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 249 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2018 693
  • DOCX 36.4 кбайт
  • 63 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родина Нина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка урока по ИЗО 4 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Цель: расширять представления детей о культурном наследии русского народа, воспитывать уважение к народным традициям. Задачи: 1. Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству. 2. Развивать интерес к исконно русским традициям; 3. Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков : жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором традициями и декоративно- прикладным искусством 4. Приобщать детей к богатству русской речи.

Содержимое публикации

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: расширять представления детей о культурном наследии русского народа, воспитывать уважение к народным традициям.

Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству.

Развивать интерес к исконно русским традициям;

Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков : жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором традициями и декоративно- прикладным искусством

Приобщать детей к богатству русской речи.

Оборудование:

Иллюстрации к русским народным сказкам;

Выставка изделий народных промыслов;

Репродукции картин Шишкина и Левитана.

Наша земля похожа на огромный ковер. Весь этот мир создан для жизни, пользы человека, для каждого из нас. И мы должны отвечать ей добром, трудом, и любить нашу Землю, нашу Родину.

(Даша С., Ксюша)

Мы живем в огромной стране, в больших городах и селах ,нас окружают заводы, фабрики, транспорт, умные машины , метро. Мы не представляем себе жизни без музыки, книг, кино. Откуда же все это взялось?

Кто делает нашу страну красивой и богатой? Все это создал человек, его разум, его руки. И ушло на это много тысячелетий.

Давайте перенесемся в старину , в глубь веков, когда нашу Россию называли Русь.

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные песни поют!

Машенька, представь, что ты хозяюшка в дому.

Девочка: Дай Бог тому, кто в нашем дому,

Дорогим гостям и малым детушкам,

Жития, бытия и здоровьица.

А почему Русь назвали деревянной? А легко ли одному срубить избу?

Кто напомнит , как люди в труде помогали друг другу?

Люди добрые, соседи мои любезные

Приходите ко мне завтра с рассветом избу рубить,

А я уж вас хлебом и солью и квасом угощу.

Как назывался такой обычай? (Помощь)

И конечно, в избе, которую строили дружно, с любовью и жилось хорошо.

Как называли комнату в избе? Что ставили посередине? Какая мебель была:

Так и жили люди своим трудом , стремились все доброе , хорошее передать детям. А как передать? Из уст в уста. Забавляли своих детишек забавными стишками, шутками- прибаутками, загадками, перевертышами.

Кто хочет рассказать ? или загадку отгадать?

И в старину трудолюбивых людей уважали,

А про лентяев метко говорили в пословицах.

Какие пословицы о труде мы знаем?

Пословицы о труде.

А какие русские сказки ? Вы их с детства слышите! Они как мудрые учителя учат нас многому:

Жила –была в деревне девушка по имени- Марья, и такая Марьюшка была мастерица: и шить и вышивать , и игрушки лепить и посуду разными узорами расписывала- залюбуешься! И прозвали ее Марья-искусница.

Узнал об этом Кащей, схватил Марьюшку и понес в кащеево царство. И превратилась Марья –искусница в Жар-птицу. Куда уронит красивое перышко , там и появятся искусные мастера ,руки которых делают замечательные изделия.

Одно упало в селе-Дымково, другое – в Тульской деревне Филимоново, еще одно – в подмосковной деревушке – Гжель, и в городе Городец и в Хохломе. Появились Чудо -мастера ,которые стали расписывать деревянные игрушки, посуду и мебель. А мастерицы-кружевницы стали плести необыкновенные кружева (вологодские). И стало радостнее жить, потому что добрые руки мастеров подарили всем людям тепло своей души, красоту. Да только налетел Кащей и перевернул , перепутал все изделия мастеров. Давайте все изделия поставим на свои места.

Какие разные предметы , но все они несут частичку доброты и тепла мастеров-умельцев.

Славится Россия чудо- мастерами,

Дерево и глину в сказку превращая.

Своим мастерством и изделиями надо поделиться с жителями другой деревни. Значит надо на ярмарку. Веселится народ, разговоры ведет.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, как будто мы расхваливаем свои изделия зазываем покупателей.

Эй, честные господа, все на ярмарку, сюда!

Дымковские барыни, всех на свете краше,

А гусары баловни ,

Расскажиа, ты откуда?

Может с Севера пришла

И цветам расцвела?

Бабка деда до обеда

Ведь в красивую посуду,

Щи приятно наливать.

Голосисты эти птицы,

И наряды словно ситцы,

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью

Воспитатель: Прошло много времени , как на Руси зародились народные промыслы, но и сейчас изделия мастеров –умельцев радуют нас, делают нашу жизнь красивей и счастливей.

Как хорошо, что люди всегда стремятся сделать свою жизнь лучше, богаче, интереснее. Появилась письменность, появились талантливые писатели, поэты, произведения которых становятся известными. Человечество развивается, появляются различные машины, механизмы, устройства , облегчающие труд человека. Люд учатся делать удивительное: рисовать, сочинять музыку, танцы, стихи. Музыка, живопись, поэзия, украшают нашу жизнь.

( на картинках изображения: изба- высотные дома, лапти, ракета, парусник, теплоход, счеты, компьютер и т.д.)

Воспитатель: Но самое главное добро- это добро , которое живет внутри нас- душа , мысли, чувства, поступки). Нужно каждый день начинать с хорошим настроением , добрыми словами , помогать друг другу , проявлять сочувствие, совершать добрые поступки, чтобы всем было приятно находиться рядом с вами. Ведь жизнь дана на добрые дела.

Воспитатель: А сейчас кто хочет сделать комплимент другу, сказать кому-нибудь приятные слова?

Давайте устанем в круг, возьмемся за руки , закроем глаза и передадим друг другу ту искорку добра и тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам , из ладошки в ладошку переходит доброта.

Татьяна Александровна Пигилова – талантливый педагог, сильная, яркая личность, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, - создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в дошкольных учреждениях и в школе.

Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Условия возникновения и становления опыта.

Сущность опыта.

Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

Система работы.

Приоритеты данного опыта:

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского костюма. Можно рассмотреть вещи, принадлежащие узбекскому, белорусскому народам. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.

2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: