Народные песни календарные песни колядки 3 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовлено: Кошута Наталия Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

украинского языка и литературы

Тема урока : Устное народное творчество. Обряды и обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные. Сюжет и композиция песен.

Цель урока : познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории

и роль песни при совершении обрядов; рассказать о календарно-обрядовых

песнях , их сюжете и композиции , действующих лицах обрядового фольклора;

развивать навыки работы с фольклорными текстами;

воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Задачи урока:

Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, развитие навыков к восприятию и анализу фольклорных текстов

Обучающая – повторить и систематизировать знания обучающихся о фольклоре; развивать умения воспринимать фольклорный текст в единстве содержания и формы, слушать, читать и анализировать календарно-обрядовые песни.

Воспитательная – способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.

Вид урока : изучение нового материала; медиаурок

Мотивация учебной деятельности.

На какие мысли вас настроила мелодия П. И. Чайковского?

Когда мы слушаем музыку?

В какие моменты в жизни мы не можем обойтись без нее?

Такие жизненные моменты , как Дни рождения , юбилеи , праздники люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. А сами действия называются обрядами; песни и танцы, исполняемые во время этих обрядовых действий – обрядовым фольклором.

Актуализация опорных знаний.

Чем фольклорные тексты отличаются от литературных?

Работа в тетради-справочнике.

ФОЛЬКЛОР - (англ. folk-lore) устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.

ОБРЯД – церемония, ряд строго определенных обычаем действий.

(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)

Две группы обрядов

семейно-бытовые: рождение; свадьба; похороны календарные

Объявление темы и задач урока.

Запишем тему урока ….

Изучение нового материала.

Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске

Мы выяснили, что фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Большая часть народных обрядов возникла еще во времена глубокого язычества и сохранилась после принятия христианства. Так , мы провожаем зиму и ждём теплую весну на праздновании Масленицы; боимся ходить в поле и купаться в речке перед Троицей, чтобы не попасть в руки русалки; прыгаем через костры на празднике Ивана Купала и т. д.

Через рождение и смерть человек проходит только один раз в своей жизни, а есть события, которые повторялись у людей каждый год. Это события, связанные с чередованием времен года и с различными работами, проводимыми в этот период. Так возник календарно-обрядовый фольклор.

Работа с учебником . Прочитайте текст статьи на стр. 6

Работа в тетради-справочнике.

Календарно-обрядовый фольклор связан с распорядком работ по временам года: зиме, весне, лету, осени – народным сельскохозяйственным календарём.

Каждый вид работы сопровождался песней.

Прослушивание аудиозаписи календарно-обрядовых песен (нарезка из всех видов)

При каких сезонных работах исполнялись эти песни?

Что помогло вам определить ту или иную песню?

Какие изобразительно-выразительные средства , кроме поэтического обращения , вы запомнили?

Назовите виды календарно-обрядовых песен.

Работа в тетради-справочнике.

Календарно-обрядовые песни: колядки (зимние Святочные); масленичные (Масленица – проводы зимы); веснянки или заклички (весенние); троицкие (летние); осенние (песни жатвы).

Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске

Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

На Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня, ходили процессии ряженых. Наряжались животными, стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения; пели под окнами …

Что пели? Как называются эти песни?

Прослушивание аудиозаписи

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Коляда, коляда!

А бывае-то коляда накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла!

Коляда, маледа!

Ходила коляда по святым вечерам.

Зашла коляда к Николаю на двор.

У Николая борода до шелкова пояса.

Дай ему, господи, доброго здоровья,

Семь лошадей ровно белых лебедей,

Пятьдесят быков, сто коров!

Колядки – песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

Назовите изобразительно-выразительные средства колядок?

Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли.

Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы.

Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

Прослушивание аудиозаписи масленичных песен

А мы масленицу дожидаем, дожидаем.

Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.

Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.

Как от сыра гора все крутая, все крутая.

А от масла гора все ясная, все ясная.

Уж ты масленица годовая, годовая.

Наша гостица дорогая, дорогая.

Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.

Все на команях разъезжает, разъезжает.

Уж ты Масленица, кривошейка, кривошейка.

Уж мы встретим тебя хорошенько, хорошенько!

Государыня ты, Масленица,
Полизуха ты, Борисьевна,
Полизала да уехала,
А опять-то не приехала!
Мы дождемся до Великого дня.
В Великий день нам яичко дадут.
А яичко-то красненькое,
А куличечка-то сдобненькая,
Подавайте, не ломайте
По целому пирогу!

Масленичные песни должны были помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и круговые движения.

Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

Назовите изобразительно-выразительные средства песен?

Прочитайте масленичные песни.

Рассказ учителя под иллюстрации на интерактивной доске

После Масленицы все чаще призывали весну и прогоняли холодную голодную зиму. Веснянки не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.

Прослушивание аудиозаписи веснянок

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

Жаворонушек на проталине распевает.
Он зовёт весну красную вызывает.
Не летать снегам в чистом поле, растопились
Буйной реченькой в сине море укатились.
Грачи-кулички, из-за моря летите,
Весну красную несите.
Лютая зима пристоялась,
По полям, лесам разгулялась.
Холод-стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
Белый снег натрясла,
Всё тепло унесла.

Работа с классом. Беседа и анализ текста колядок. (Текст распечатан)

Назовите изобразительно-выразительные средства песен?

Подведение итогов

Какой фольклор называется обрядовым?

Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

Подготовка к выполнению домашнего задания.

Д/з. Прочитать материал учебника стр. 6-8. Знать теорию.

Заполнить тетрадь-справочник. Колядки; масленичные песни; веснянки

Подготовить рассказ о календарных обрядах своей семьи.

Оцените свою работу на уроке.

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока

(Весенний цикл праздников)

(3 класс, III четверть)

учитель музыки Лебеденко Н.А.

Цель урока: сформировать представление о народном празднике и календарном обряде.

- воспитательные: воспитывать живой активный интерес к народному творчеству и эмоциональный отклик на народную музыку.

- развивающие: развивать умение исполнять народные песни сольно и в ансамбле; развивать навык аргументированного высказывания.

Формирование универсальных учебных действий:

- познавательные: формирование первичных представлений о роли календарного обряда и праздника в жизни человека; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и от взрослых.

- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; определять тему урока с помощью учителя и самостоятельно; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.

- коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.

- личностные: формирование уважительного отношение к национальным традициям русского народа, музыкальному фольклору; осознание своей этнической принадлежности; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: деловая игра

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 4 класс.

УМК: Сергеева Н.Г., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. – Просвещение, 2012.

Методическое обеспечение урока:

Технологии: игровые, проблемно-диалогический подход, элементы проектной деятельности, драматизация.

Дидактические материалы и средства обучения:

- карточки с заданиями.

Музыкальный материал:

1-й концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковский;

Библиография использованных методических материалов:

Этнокалендарь Санкт-Петербурга.- СПб: Фрегат, 2013.

Ширяева Н. Фольклорные праздники. – СПб: УПМ, 1997.

Ширяева Н. Старинные русские обряды и праздники. – СПб: УПМ, 1997.

Русский фольклор. Детские праздники /составитель Т.Ю. Камаева, - СПб: Композитор, 1996

Опорные понятия, термины: народный праздник, обряд, обычаи, русская народная песня.

Новые понятия: веснянка, закличка.

Формы контроля: составление краткого отчета об исследовании (фольклорной экспедиции).

Домашнее задание: исполнение закличек и веснянок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем изучать традиции народных календарных праздников.

( это особо чтимые народом события годового календарного круга , отмечаемые с весельем , радостью и благодарностью. Календарные праздники и обряды на Руси ; их связь с зимним и летним солнцеворотами ; весенним и осенним равноденствием ; с циклами сельскохозяйственных работ ; с языческими и христианскими основами веры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие : официальная религии , которая преобладала в городах , и язычество , которое ушло в тень , но по -прежнему существовало в отдаленных частях Руси , особенно на северо-востоке , сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции оказывали глубокое воздействие на все развитие русской
культуры раннего средневековья . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом , с жизнью природы , а значит ,с мифологическими олицетворениями природных сил .Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным , раз и навсегда данным . Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток , внося в праздничный быт народа что-то свое , новое. Объединение восточнославянских племен привело к образованию мощного государства со столицей в Киеве, по своим размерам и значению занимавшего одно из первых мест в Европе. "Есть что-то изумительное и загадочное в том процессе, который привел к созданию Древнерусского государства со столицей в Киеве. Восточные славяне точно внезапно выходят на арену мировой истории и создают великое и могущественное государство
) .

( Коляда, Святочные вечера, Масленица)

Повторение пройденного ранее материала

Скажите, на какое время года приходятся эти праздники? (Зима)

Масленица – это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы, встречей весны.

Пение жаворонка

Учитель: Ребята, скажите, когда мы с вами слышим такое неземное пение?

Ответы детей…

Учитель: Правильно весной. Когда природа начинает просыпаться от зимнего сна. На Руси считали, что природе нужно помочь проснуться и пели традиционные песни, посвященные этому времени года, проводили обряды.

В народных песнях появился элемент гуканья – это призыв весны.

Сейчас мы прослушаем фрагмент весенней песни с гуканием.

Изучение нового материала

Учитель : И вот наступила долгожданная весна. Как мог неграмотный народ знать, что она наступила?

Ответы детей : Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы и т.д.

Учитель : Правильно, народ подмечает все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами. Январь – Студень, Лютень; Февраль – березень, сечень. Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотёк. Все мы понимаем, что каждое из названий имеет право на существование, ведь народ очень наблюдателен.

Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходится зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками. Давайте запишем определение этих песен в тетрадь.

Для закличек, характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен.

Учитель: Ребята, поделитесь своим мнением по поводу этой веснянки.

Ответы детей…

Учитель: Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов. Например, Петр Ильич Чайковский очень любил народное творчество и старался как можно чаще использовать мотивы народных песен в своих произведениях. Скажите, вы все запомнили мелодию, которая сейчас прозвучала?

Ответы детей…

Учитель: Потому что мы сейчас с вами посмотрим и прослушаем финал из 1 концерта в исполнении фортепиано и симфонического оркестра.

1-й концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

Учитель: Вы прослушали произведение Чайковского. Давайте сначала определим в каком характере и с каким настроением исполнено данное произведение? Для этого каждая команда посовещается и выберет одну из карточек

Ответы детей…

Учитель: А в каком темпе оно исполняется?

Ответы детей…

Учитель: Как вы считаете, какие музыкальные приемы использовал Чайковский для того, чтобы передать звучание веснянок?

Ответы детей…

Учитель: Весну встречали как долгожданную гостью. В песнях часто встречаются ласковые слова: ключики, летечко, бороздочка, колосочек, пчёлынька. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый).

У каждой команды на партах находятся по небольшому отрывку веснянки. Сейчас мы с вами как в старину тоже позовем весну. Для начала мы поработаем с текстом.

Работа с текстом и исполнение веснянки

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!

Учитель: Наступление весны в первую очередь ассоциировалось с прилётом птиц. Приходится этот праздник на 22 марта – день весеннего равноденствия, день, когда наступает Весна, день, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички, Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы,
Воры воробьи! Вы по воле полетите,
Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!

И сейчас мы с вами тоже исполним закличку. Для начала прослушаем ее и поработаем с текстом.

Слушание заклички и работа с текстом.

Исполнение заклички

Нам весну гукать, зиму провожать у-у-у

С ливнями, цветами, с песнями, журавлями у-у-у.

Жучик-крючик паучок, прилети к нам, куличек,

Виту-виту-витулай принеси весну в наш край у-у-у.

Чувиль-виль-виль жавороночек, прилети к нам, принеси ты нам

Весну-красну, красно солнышко, тепло летушко,

Зелен покос, а не сухой мороз у-у-у.

Учитель: Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля – православное Благовещение, когда Весну звали в третий (последний) раз. Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать на волю птиц, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

И наконец, наступает время для хороводов. На улице уже чисто, появляется первая трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод и играть в игры, многие из которых связаны с темой посева. В хороводах раньше участвовали все жители деревни или села, спустя некоторое время, принимала участие только молодежь. Число участников в праздничные дни доходило до 200-300 человек. Водили хороводы по кругу или по солнцу, взявшись за руки, соблюдая строгий интервал между участниками.

Давайте сейчас посмотрим, как же водили хороводы

Повторение пройденного на уроке

Учитель: Наш урок подходит к завершению и пришло время повторить то, о чём вы сегодня узнали.

Какому времени года был посвящён урок?

Как назывались песни, которыми народ призывал весну?

Какого композитора мы сегодня вспомнили и как называлось его произведение?

А для того, чтобы закрепить пройденный материал, я предлагаю разгадать кроссворд по теме урока.

У каждого из вас есть чист с кроссвордом.

Разгадывание кроссворда

Учитель: Наш урок завершен. Ребята, поднимите зеленые карточки, если урок для вас был интересным и познавательным. Поднимите желтые карточки те, кто остался равнодушен к теме урока. Поднимите красные карточки те, кому занятие не понравилось.

Цель: расширять и углу блять знания детей о ру сской народной му зыке.

Задачи: познак омить с календарными песнями ру сского народа,

формировать вок альные навыки, прививать внима ние учащихся к русскому

народному творчеству, воспит ывать любовь к Р одине.

Оборудовани е: компьютер, запис и русских народны х мелодий.

Организационн ый момент. Му зыкальное приветствие. – Ребята,

начинаем наш у рок му зыки. Давайте музыкально поздо роваемся.

- Сегодня на у роке мы будем зна комиться с му зыкой народа нашей страны, с

- Сейчас я вам зага даю загадку, а вы попытайтесь ее отга дать.

«Четыре ковра рукодельницы тку т. Один за дру гим их на земл ю кладут.

Как зовут этих ру кодельниц? (Зима, вес на, лето и осе нь).

- Это времена года. В связи с изменен иями в природе лю ди пели разн ые

песни. Зим ой ели о зиме, весн ой о весне, л етом о лете, осен ью об осени. Эти

песни называл ись календарными. Се йчас я вам зага даю загадку , а вы

«Тр ойка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке бел ой. А в санях сидит

- Правильно, зима. И зимой люди пели такую календарную песню. (пою)

- Зимой су гробы большие землю скрыва ют от мороза. Люди запрягают коней

в сани и катаютс я по чистому белому снегу. А ребятишки на санка х с го рки

катаются. А темн еет зимой ран о и поэтому вечера долгие.

Еще зимой на праздник старого н ового года поют колядки. О дну из них мы с

- А теперь дава йте наоборот – вы поете слова, а я буду петь припевку.

«Пришла, у лыбнулась – растаяли льды. Позванивать стал колокольчик

капели. Река пробудилась. Н аряд белоснежный одели сады. Взревев, за

- Эти песни называл ись веснянки. Люди пели и в че сть бога солн ца начинали

водить хоровод ы. Они брались за руки, стан овились в кру г и показывали,

какое большое с олнце. Хоровод - это повт оряющееся измен ения . Зима

сменяет осень, зиму – весна, весну – лето, лето – осень. И так по кругу. Тоже

хоровод. Где еще м ы встречаем хор овод? Идет дождь, во да уходит в землю.

Затем испаряется. И опять идее дож дь. Зернышко са дим в землю - вырастает

колосок, созревает и вот опять – зернышко. ( дети привод ят свои приме ры)

- А мы просо выт опчем, вытопчем, ход ит ладо, выто пчем, вытопчем.

- А чем же вам выт оптать, вытоптать, х одит ладо вытоптать, вытоптать.

- А мы коней вы пустим, выпустим, х одит ладо, выпу стим, выпустим.

- А мы коней пе реймем, перейм ем, ходит ладо, перейме м, переймем.

- А мы коней выку пим, выку пим, ходит ладо, вы купим, выку пим.

- А чем же вам вы купить, выкупить, х одит ладо, выку пить, выкупить ?

- А мы дадим дев ицу, девицу , ходит ладо, девицу, девицу .

- А выберем лу чше всех, лу чше всех, ходит ладо, лу чше всех, лучше всех.

- Эта песня по хожа на игру. Она так и н азывается – хорово дно - игровая. В не й

пели, играли, водили хоров од, а так , с п омощью хоровода они обращались к

богине весны. Дав айте и мы се йчас обратимся к богине весны, и сполним эту

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни

Тамбовцева Валерия Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

· рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить художественные особенности календарно-обрядовых песен;

· развивать эстетический вкус учащихся;

· воспитывать интерес к родному языку.

· Литература.6 класс. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

· репродукции картин художника В.Кустодиева,

Ход урока.

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.5).

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

4.Объяснение нового материала.

Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

В Троицу в народе считалось обязательным пойти на службу в церковь. После службы девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни.

Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.

(Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Праздник Ивана Купала – еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Ой, рано на Ивана…

Да кто нейдет на улицу…

Ой, рано на Ивана!

Ой, рано на Ивана…

Ой, рано на Ивана.

На Украине девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака . тоже, если вслед им полетят искры. . В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Украинские девушки за травами и цветами для купальских венков ходили утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

В краю не бывали;

В краю не бывали,

Людей не видали.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

1) Учащиеся читают выразительно календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

6. Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

С нами Звезда идет,

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

На своем хвосту,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3) А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой

Читайте также: