Народные песенки русская народная песня березонька конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его исторических связей.

    развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
  • выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
  • воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.

1) организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;

2) формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;

3) воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: диалог, моделирование, наглядный, поисково-исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни “Во поле берёза стояла”, презентация к занятию, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.

1. Формирование информационно-комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).

2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).

3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.

- О русской народной песне “Во поле берёза стояла”

Тема: Исполнительское развитие песни “Во поле берёза стояла” (аудиозапись песни).

Цель: будем заниматься исследованием песни.

Как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем-найдём главное, сравним, обобщим, познакомимся с исследовательскими умениями)

- Что вам помогло определить, что это песня?

- О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним.

Исследуем слова песни. Исполним.

Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение? В этой песне более 60 куплетов.

Исследуем мелодию песни.

- Что вам помогло понять, что песня грустная? Мелодия.

- Как движется мелодия в начале (вниз). Почему?

- Как движется дальше? Почему?

- Кого вы представляете в образе берёзы?

- Почему девушке грустно? (Одиноко. Подруг нет. Никто её не любит. Не хочет замуж (старина - наше время).. Сравнивают, как выдавали замуж в старину и в наше время.

- А как исполняли песню в старину? Исполнение песни в хороводе.

После исполнения песни учитель предлагает сравнить:

- Получилось у нас, как в старину?

- А сколько лет песне? Историческую справку о песне подготовил учащийся класса.

Справка: (Д.З. индивидуально одному учащемуся класса: историческая справка о песне даётся накануне одному из учащихся класса: “Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом. По имеющимся сведениям, текст в первый раз был напечатан в 1790 году в сборнике Львова-Прача собирателей народных песен - 220 лет”).

(Слайд позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации).

Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем.

Дети анализируют русскую народную песню “Во поле берёза стояла” опираясь на ранее полученные знания.

(Слова, мелодия)

Рассматривают слайд № 2. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни.

Дети: шесть (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем.

Дети: просится продолжение, значит куплетов больше…

Рассматривают слайд № 3

Работа с графической записью песни. Ведут диалог с учителем.

Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузиться в интонационный анализ мелодии.

Дети: Грустно, ветки опустила, поэтому и мелодия движется вниз. Одиноко одной в поле, хотят её “заломать” и т.п.

Чуть-чуть вверх, а потом снова вниз. Подумала о чём то, вспомнила что- то хорошее светлое и снова загрустила.

Ассоциации детей к образу берёзы.

Рассматривают слайд 4, ведут диалог с учителем..

Ассоциации, воображение детей к грустному настроению девушки.

Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения.

Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг вокруг второго ряда и водят хоровод “Во поле берёза стояла”.

  • учащимся вернутся к истокам, к корням исполнения песни;
  • за счёт ярких иллюстраций, средств анимации поддерживать интерес к изучаемому материалу и познавательной активности учащихся.

Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта.

Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах.

  • У нас получилось исследовать песню. Проанализировали текст, мелодию, движения в песне (хоровод), историческое начало песни. Придумали новые варианты исполнения песни. Песня развивалась и менялась в процессе времени и в процессе её исполнения.
  • В исполнение песни внесли много нового, интересного от этого песня изменилась. Появление нового варианта песни зависит от того, что желает донести до нас исполнитель.
  • что нового внесли исполнители в песню;
  • какую группу исполнителей отметил бы и почему (обосновать свой ответ).

Группы моделируют свой вариант исполнения песни. Для исполнения своих вариантов дети используют: голос, музыкальные инструменты -музицирование, танец-пластическое движение под музыку, индивидуальное исполнение, исполнение дуэтом, в современной обработке, используя разные музыкальные стили и т.п.

Исполнение группами своего варианта песни.

Экспертная оценка (рефлексия исполнения песни - экспертом).

(Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы)

Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям.

ВложениеРазмер
folklor.ppt 2.81 МБ
prilozhenie_1.docx 16.79 КБ
prilozhenie_2.docx 15.14 КБ
konspekt_uroka.docx 30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки!

Пословицы У работающего в руках дело огнем горит. Горька работа, да хлеб сладок. Бортник горек, да мед его сладок. Работе время, а досугу час.

ПОГОВОРКИ Работяща, как пчела. Все делать наперекосяк. Работает как ребенок, а ест как детина. Будни прогулял, а в праздник и работать некстати. Человек велик трудом.

Чистоговорки Ра-ра-ра - ровная гора. Ро-ро-ро - едем на метро. Ру-ру-ру - красим конуру. ры-ры-ры - в парке комары. Ар-ар-ар - красный самовар. Ор-ор-ор - убираю двор. Ур-ур-ур - мы накормим кур. Ир-ир-ир - весь народ за мир.

Предварительный просмотр:

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

- Федул, что губы надул?

- Один ворот остался.

- Я медведя поймал!

- Да он меня не пускает!

- Собака, что лаешь?

- Собака, что хвост поджала?

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Предварительный просмотр:

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.


Загадка; рассказ; народная песня; пословица; повесть; поэма ; сказка;

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица б) небылица в) скороговорка

4. Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна. ____________________________________

Кладу Машу на пушок–

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. _____________________________________

Предварительный просмотр:

Цель : познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами;

Задачи : учить различать жанры; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Устное народное творчество, фольклор, жанры фольклора

Основное содержание урока

I Вводная часть.

Дети читают хором .( Слайд№2)

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево) ( Слайд №3)

II Основная часть.

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками .

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

Потешка – небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.

Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.

(Читаем с детьми Приложение 1) (Слайд №4)

Раньше, мало кто читал книжки, а писали еще реже. Но люди, все время придумывали различные истории. Чтобы эти истории не забыть, их передавали из уст в уста. Так до нашего времени дошёл фольклор или устное народное творчество. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, потешки, частушки, скороговорки. Они отражают жизнь и обычаи народа, его представления о добре и зле.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Изучая жанры устного народного творчества, вы прикасаетесь к истории нашей Родины.

Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объёму произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он ещё даже не разговаривал.

Пословица содержит законченную мысль. ( Слайд №5)

Поговорка — это часть суждения без вывода. ( Слайд №6 )

Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. ( Слайд №7)

Загадка — это иносказательное изображение в короткой форме предмета или явления, которые нужно угадать, разгадать. (Дети приводят примеры)

Считалка - краткое стихотворение, которое используют для распределения ролей между участниками игры. (Дети приводят примеры)

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле.

Послушайте и повторите.

• Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

- Что необычного мы слышим в этом стишке? (Мышка не может сесть на ежа, так как он колючий. Еж и мышь - враги. Еж? охотится на мышей. Это небылица.)

• Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

- Может ли быть такое в действительности? (Нет! Козел не человек, на базар ходить, косить траву, а также строить мостик он не может.)

Значит, это небылица. Но она очень забавна и необычна, интересна. Напоминает небольшую сказочку.

Учитель предлагает прочитать эту небылицу по ролям.

У других народов тоже слагают небылицы. Предлагаю вашему вниманию немецкую небылицу:

Встаю я под вечер,

Я платье для куклы

И в печке дрова

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Песенка с крышкой,

Кастрюля с концом.

- Понравилась вам небылица? Чем же она привлекательна? Над чем в ней можно посмеяться? Бывает ли так в жизни?

Как придумать небылицу

  • животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
  • предметы выполняют несвойственные им функции;
  • меняются местами участники какой-то ситуации ( из-под собаки лают ворота );
  • используются невозможные определения ( по кудрявой каше ) и т.д.

Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд №10)

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба . (Слайд№11)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

- Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №12)

(Учитель показывает модели сарафанов)

- Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

- Одну из них мы сейчас исполним . (Слайд №13)

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Выполнение заданий из Приложения 2

-Что нового узнал на уроке?

-Что было необычно, удивительно для меня?

-С чем еще предстоит разобраться?

Задания из Приложения 2.

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

- Федул, что губы надул?

- Один ворот остался.

- Я медведя поймал!

- Да он меня не пускает!

- Собака, что лаешь?

- Собака, что хвост поджала?

Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

1. Соберите пословицы. Соедините части линиями.

стыдно не учиться

Не стыдно не знать,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.
Загадка; рассказ; народная песня; пословица; повесть; поэма ; сказка;

3. Определите жанр произведения.

Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица б) небылица в) скороговорка

4. Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна. ____________________________________

Кладу Машу на пушок–

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать. _____________________________________

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. _____________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века".

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в".


Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки».

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке.

Методическая разработка: Презентация к уроку литературного чтения "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"

Представляю Презентацию к уроку, проведенного в 1 классеУМК "Начальная школа 21 век".

Технологическая карта урока литературного чтения

Дата: 31.03.16

Образовательные:

Развивающие:

2) создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии;

Воспитательные:

3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации, приводят примеры; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы :

I. Организационный момент.

Растопило солнце снег, радость на сердце у всех,

Птицы весело запели, слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички в гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое. Что с природою такое?

II. Объявление темы и постановка целей урока.

− Сегодня вы познакомитесь с произведениями о весне, научитесь их выразительно читать. А также поговорим об особенностях этого времени года. Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)

− Отгадайте, о каком весеннем месяце сегодня будем читать.

Яростно река ревет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел. (Апрель.)

− По каким приметам вы догадались, что это апрель? (Ответы детей.)

Слайд 1. Пословицы о весне.

• В апреле земля преет.

• Весна красна, да голодна.

• Весна – зажги снега, заиграй овражки.

− Прочитайте пословицы. О каких весенних приметах в них говорится?

III. Работа по теме урока.

Слушание детьми стихотворения (читает учитель).

− На доске зашифрована фамилия писателя. С помощью знания порядкового номера каждой буквы алфавита отгадайте её: 14, 1, 18, 26, 1, 12. (Маршак.)

Слайд 2. Портрет С. Я. Маршака.

− Что вы знаете о С. Маршаке? (Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.)

Выявление первичного восприятия (беседа).

− Что вы слушали? Понравилось ли вам это стихотворение? Что понравилось? Какое настроение оно у вас вызывает? (Радостное.)

− Найдите и прочитайте фамилию автора и заглавие, назовите произведение.

Выполнение заданий к тексту произведения (дети читают вопросы, находят ответы в тексте стихотворения).

Упражнение в чтении слов, предложений, строф под руководством учителя.

− Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело , но не очень быстро.) Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Заранее подготовленные дети разыгрывают диалог.

РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ

Ведущий . Весна с Зимушкой повстречалася,

О здоровьице все справлялася.

Весна . Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима . Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утаюшки:

Почему тебя привечают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна . Потому, что ты – больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же – теплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла та, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Зима . Я пушиста и бела,

Ребятишкам я мила,

Позволяю им кататься

И на горке, и на льду.

Я отсюда не уйду!

2. Работа в тетради (ответы на вопросы в тетради дети ищут по учебнику).

− Какие картины весенней природы рисует С. Маршак?

– В апреле выходят из берлоги медведи, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы, но особенно хороши песни жаворонка.

Снег повсюду тает,

Бусы с крыш роняет.

3. Работа по группам .

− Какие стихи о весне вы знаете? (Ответы детей.)

− Прочитайте и проиллюстрируйте данное на карточке стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

Анализ выполненной работы, выставка рисунков.

Идет матушка-весна, отворяйте ворота.

Первым март пришел, всех гостей привел,

А за ним и апрель отворил окно и дверь,

А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!

Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.

− Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)

− А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, звенит капель, щебечут птицы, жужжат насекомые.)

− Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)

− Михаил Михайлович Пришвин – мастер слова, талантливый и неповторимый. Он был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Его творчество проникнуто любовью к природе. Его записи о природе часто похожи на стихотворения в прозе – так они образны и ритмичны.

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий,

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

Самостоятельное чтение и моделирование обложки.

Самопроверка моделей обложек по образцу.


Выполнение заданий в тетради.

Самостоятельная работа со схемой (работа на листах А4).

5. Работа по группам .

Задание . Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, проиллюстрируйте стихотворение; подготовьте выразительное чтение.

Верно, очень тёплые

И. Токмакова

Ответ: шагает, тают, видны, весны.

«Как ты, …, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Ответ: примчались, запела, март, весною.

Верба, верба, верба,

Это значит верно,

Это значит верно,

Самый, самый первый … скворец.

Ответ: зацвела, пришла, зиме, прилетел.

Хорошо в лесу в апреле!

Хорошо в лесу весной!

Пахнет палою листвой.

На полянке, у тропинки,

С бугорка … бежит,

А под ёлкой снег лежит.

Ответ: запели, травинки, ручей.

Коллективная проверка выполнения работы по группам: выразительное чтение стихов о весне.

IV. Итог урока.

− У кого из вас весна – любимое время года? За что вы любите весну?

− Для человека весна – это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы. Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке?

Четвертый месяц как шагнет –

Так с треском лопается лед! (Апрель.)

− Какое явление природы, характерное для апреля, упомянуто в загадке? Какие еще явления можно наблюдать в апреле?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель: "Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе и живописи.

Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Задачи урока:

Оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

Участвовать в коллективной деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

Знакомство с различными жанрами русской народной песни;

Формирование умений ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях.

Планируемые результаты изучения:

Понимать основные жанры народных песен, ее особенности.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии произведений.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Художественный материал:

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Дать определение вокализу, вокальной музыке.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

- О чем говорит нам поэтесса?

- Ответы уч-ся:

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

- Ответы уч-ся:

- Правильно, жизнь русского человека, русского народа просто немыслима без песни.

2. Формулирование темы урока.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Ответы уч-ся:

Ответы уч-ся: О музыка народной и композиторской.

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Вспомнить жанры русских народных песен;

Назвать отличительные особенности народных песен от композиторских;

Послушать народные песни, определить характер и жанр;

Рассмотреть картины, определить музыкальные жанры созвучные картинам;

Сравнить народные песни с композиторскими.

3. Работа над новым материалом.

- Вспомните, пожалуйста, жанры народных песен. (Слайд 6)

Ответы уч-ся:

- Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, манеру исполнения форму, по которым мы отличаем трудовую от колыбельной, лирическую от военной, плясовую от революционной.

- Назовите, чем отличается народная песня от композиторской, т.е. характерные особенности народной песни. (Слайд 7)

Ответы уч-ся:

- Давайте послушаем несколько народных песен, а вы определите характер песен, и к какому жанру они относятся. (Слайд 8)

Слушание.

Ответы уч-ся:

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.

Ответы уч-ся:

- На картине изображен образ народной жизни России. Глаз охватывает как бы бескрайние просторы. Мы видим шарообразность Земли. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всем традиционном укладе крестьянской жизни.

Ответы уч-ся:

- Изображен уютный дом с его обитателями. Показан жизненный путь человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.

- Музыку, каких жанров можно услышать, глядя на картину?

Ответы уч-ся:

III. Осмысление и закрепление знаний.

- Что вы можете сказать об этих песнях, какое впечатление они произвели на вас? Какие они по характеру?

Ответы уч-ся:


Учитель сообщает детям, что первый урок чтения будет посвящен устному народному творчеству русского народа.

2. Актуализация опорных знаний.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

2) Далее учитель должен показать учащимся многообразие и разносторонность русского фольклора. (Можно спросить у детей, с какими жанрами устного народного творчества они знакомы.) Это и песни, и потешки, и пестушки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.



3. Работа над русскими народными песнями.


1) Беседа о русских народных песнях.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Травка шелковая…

– Как относится народ к березе?
– Какие слова подтверждают любовь к березе?
– С какой интонацией нужно читать эту песню?

ТЫ, РЯБИНУШКА, РАСКУДРЯВАЯ

Ты, рябинушка, раскудрявая,
Да, ты когда взошла, ну, когда выросла,
Ты, когда взошла, когда выросла, да,
Да, весной взошла, ну, летом выросла;
Под тобою ли под родимою,
Да, там не мак цветёт, ну, не огонь горит,
Там горит душа молодецкая,
Да, молодецкая, ну, атаманская,
Молодецкая, атаманская,
Да, поил, кормил, ну, православный мир,
Поил, кормил православный мир,
Да, воскачала меня, ну, Волга-матушка,
Речка быстрая, Волга-матушка,
Да, Волга-матушка, ну, красна лодочка.

4) Затем учитель сообщает о том, что с песнями люди обращались и к солнцу, и к дождю, и к ветру.

– Для чего они это делали, попробуйте догадаться сами.
5) Беседа о колыбельных песнях.

– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Такие песни называются … (колыбельными). Вспомните эти песни, напойте их. Как, с каким настроением, с какими чувствами надо их петь?

– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).

IV. Итог урока.

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение одной русской народной песни (по выбору).


-75%

Читайте также: