Народная и профессиональная музыка 4 класс конспект

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: развивать умения различать национальные признаки русской народной музыки.

Проблема занятия: какие отличительные признаки русской народной музыки?

Задачи:

  • Узнать, что такое русская народная песня, ее историю и признаки.
  • Учиться слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их автора.

Музыкальный материал: русские народные песни "Степь да степь кругом", "Светит месяц".

Ход урока

Организационный этап с мотивацией

Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урока музыки.

Этап актуализации

- Хочется начать урок с вопросов. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто может прочитать?
"Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?" Л.Н. Толстой
- Попытайтесь ответить на эти вопросы.

Этап введения нового знания

- Начнем мы наш урок-размышление с обращения к картинам известных русских художников. (На слайде размещены репродукции картин: Карл Павлович Брюллов "Пейзаж с рекой", Исаак Ильич Левитан "Березовая роща")
- Что изображено на всех этих картинах? (природа)

- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах? (Русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа)
- Что объединяет все картины?
- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины?

Этап первичного закрепления знаний

- Сейчас мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка.
- Но не торопитесь, сначала вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать.

- Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите. (Дети воображаемым карандашом "рисуют" линии фразировки)
- Сейчас прозвучит песня и по ее окончанию вы должны ответить на вопрос: "Какой характер песни?"

Звучит русская народная песня "Степь да степь кругом"

- Какой характер песни? Какая динамика? Кто исполняет?
- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке? (Степь, зиму, дорогу)
- Почему вы все использовали горизонтальные длинные линии?

- Вы правильно поняли линию мелодии этой протяжной русской народной песни "Степь да степь кругом"
- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали?
- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них общего?

- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные.
- Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям картины и музыка близки?
- Душа поет и в светлых картинах природы, и в протяжной тоскующей песне.

- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей.
- Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.

- Попробуйте сформулировать тему урока. Какую поставим цель перед собой?
- Давайте составим план урока:

  1. Узнать, что такое русская народная песня.
  2. Особенности русской народной песни.

- Послушайте историю появления русской народной песни.

История русской народной песни

Русская народная песня в давние времена являлась верным спутником человека. Не имея автора (точнее сказать, являясь созданием не одного автора, а целого народа), русская народная песня передавалась из уст в уста и дошла даже до наших дней. Русская народная песня обычно имела двудольный размер, красивую мелодию и пелась душой.

Откуда же взялись народные песни? Они родились в быту, в труде, в веселье и гуляниях. Люди сочиняли песни, чтобы труд не был в тягость, чтобы поднять боевой дух и скоординировать движения рабочих, чтобы песня сопровождала людей во время обрядов (масленичные песни, колядки, веснянки, свадебные песни) и чтобы выразить свое восхищение природой, спев о ее красоте.

Народные песни, вдохновляя и подбадривая слушателей, дошли сквозь века и до наших времен, поражая своей чистотой, широтой и искренностью.

- Давайте послушаем песню и ответим на вопрос: "Какой характер песни?"
Звучит фрагмент русской народной мелодии "Светит месяц"

- Какой характер песни? Какая динамика? Кто исполняет?
- Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились?
- Назовите особенности исполнения этой музыки.

- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать?
- И не просто танцевать, а танцевать по-русски, от всей души – плясать!
- Кто может сказать, что такое русская народная песня?

Русская народная песня – произведение, которое сохраняется в народной памяти и передается из уст в уста

- Как вы думаете есть ли особенности у народных песен? Кто может их назвать?
- Давайте прослушаем еще раз, чтобы назвать первый признак. Первую особенность.
- Какие инструменты вы услышали? Это значит, что звучит акапелльное пение.

Признаки народной песни:

Пение Акапелла

Акапелла - пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.

- Но бывает. Что русские песни звучат с сопровождением, как вы думаете какие инструменты аккомпанируют певцам?
- Вы слышали один голос или несколько?

Манера исполнения
- Чаще всего в русских народных песнях слышно много голосов, зачем это нужно?
- Кто как думает? Запишем третий признак.
- Кто может прочитать все три признака? (Остальные сверяют с тетрадью)

Многоголосие
- Кто-то заметил, что многие слоги в песни тянут?
- Это и будет 4 признаком. Это называется распевность. Запишите.

Простота мелодии и слов

- Зачем распевали гласные звуки в словах? (чтобы подчеркнуть значение слова)
- И последний признак русской народной песни - это простота.
- Зачем русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запомнить?

- Сегодня мы можем с гордостью сказать, что мы живем в особенное время, когда возрождаются традиции нашей русской православной культуры.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- С таким приподнятым настроением мы и заканчиваем наш урок.
- Давайте вспомним какую цель мы ставили перед собой?
- Посмотрим на пункты плана, удалось ли нам выяснить все?

- Попробуем ответить на вопросы, которые поставили в начале урока.
- Что такое музыка? (природа, раздумье, праздники и заботы…, т.е. все, что есть в жизни)
- Что она делает? (Веселит и печалит, заставляет задуматься и испытывать разные чувства, делает нас лучше…)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыкального искусства в 4 классе

Кондратенко Анатолий Дмитриевич

Данный урок знакомит учеников с профессиональной музыкой в народном стиле, позволяет изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки. Урок – экскурсия , на котором используются различные формы музыкальной деятельности, позволяет раскрыть творческие способности учащихся класса.

Урок музыкального искусства в 4 классе

Кондратенко Анатолий Дмитриевич

Тема урока. Профессиональная музыка в народном стиле

Цели: Познакомить учеников с профессиональной музыкой в народном стиле, изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки.

Р асскрыть особенности профессиональной музыки и жанровые особенности народных песен, определить их связь с жизнью народа, моральную-этическую направленность.

Развивать чувственно-эмоциональное восприятие и эмоционально-эстетичный опыт, исполнительский уровень учеников.

Воспитывать интерес к профессиональной и народной музыке, человечность, любовь к музыкальному искусству и творчеству

Тип урока : урок - экскурсия

Оборудование: музыкальные инструменты (синтезатор, баян, ритмические и темброво-шумовые инструменты), компьютер, презентация по теме урока, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.

I . Организационная часть

1.2. Музыкальное приветствие.

Ученики выполняют попевку или песню (по выбору учителя).

1.3 Беседа по теме урока. Мотивация.

Сегодня мы продолжим изучение музыкального искусства и познакомимся с профессиональной музыкой в народном стиле.

Сегодня ребята, вам предстоит быть – слушателями, исполнителями, творцами и даже исследователями.

Скажите, как называют людей, которые изучают творчество композиторов, детально разбирая каждое музыкальное произведение, анализируя их выразительные средства, если в искусстве людей изучающих творчество художников, скульпторов принято называть – искусствовед.

А в музыке – музыковед . Правильно!

Вот и вам сегодня придется быть исследователями музыки, то есть музыковедами

Вы согласны? Да! ( ученики)

Презентация ( показ слайда)

Слайд: Послушай и определи?

Что звучит, народная или профессиональная музыка?

Ученики: Это профессиональная музыка

Ученики: Это народная музыка

В чем главное отличие ?

О чём рассказывает и что выра жает данное произведение?

II . Актуализация и коррекция опорных знаний учеников

Молодцы , вы справились с 1-м заданием-исследованием.

Давайте сейчас образуем 2 группы для исследования профессиональной и народной музыки и назовем:

Конечно это деление чисто условное и вы если знаете ответ смело поднимайте руку и высказывайте своё мнение.

Презентация ( показ слайда)

Музыка народная Профессиональная музыка

Итак, давайте вспомним!

1.Что такое народная музыка ? Ответы учеников

Народная музыка , музыкальный фольклор или фолк- музыка (англ. folk music ,) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.

Что означает профессиональная музыка?

Профессиональная музыка

В профессиональной музыке автор, как правило известен; создание и исполнение сочинения - сложный процесс, которому специально учатся. Профессиональная музыка: опера, инструментальная музыка, творчество композиторов.

- Назовите жанры народной музыки .

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты).

4.Назовите музыкальные жанры и формы профессиональной музыки

Музыкальные жанры и формы профессиональной музыки :

вокальные (песня, романс, гимн);

хоровые (кантата, оратория);

камерно-инструментальные (соната, сюита, квартет и т.п.);

симфонические (симфония, увертюра, концерт);

музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Записать тему урока: Профессиональная музыка в народном стиле

Презентация ( показ слайда)

Слайд: Назови композитора

IV . Восприятие учебного материала

4.1. Рассказ о творчестве П.И.Чайковского ( звучание народных мотивов в произведениях композитора – Детский альбом)

24 разнохарактерных пьес для фортепиано.

Пример пьес из альбома:

Камаринская ( слушание)

Мужик на гармонике играет

Русская песенка

Учитель. В народном и профессиональном творчестве есть много общего. Произведения профессиональных композиторов пронизаны и основаны на интонациях народных песен. Примером является творчество П.И.Чайковского, Родиона Щедрина, С.Рахманинова, Н.Леонтовича и др. композиторов.

Показ слайда

4.2. Родио́н Константи́нович Щедри́н (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор и пианист, педагог.

Один из величайших музыкантов ХХ века

Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).

Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Внимание ! Сейчас мы совершим экскурсию в зал филармонии и послушаем фрагмент выступления симфонического оркестра:

Переход к презентации

Вопросы к ученикам:

Что считают наши музыковеды?

Дайте характеристику данного произведения. Можно назвать его профессиональным в народном стиле ?

- Какие звучали инструменты?

4.3. Исполнение народной песни

Работа над вокальным исполнением в сопровождении народного инструмента баяна и дальнейшего подключения ритмических инструментов ( бубны, ложки, трещетки и др.)

4.4 Викторина – соревнование между командами.

Молодцы! Прошу выйти к доске учащихся, кто правильно ответил на вопросы.

Создайте ансамбль группу музыкантов для сопровождения шуточных песен.

Использовать хлопки для отображения партии ударных инструментов: бубен, ложки , трещотки и др. инструменты

У ч и т е л ь. Народная шуточная песня - яркое и своеобразное явление, исключительно ценный источник песенного юмора. В ней отражено характер и мировоззрение нашего народа, его этический и эстетичный вкусы, высокое благородство и непоколебимый оптимизм.

Остроумные шутки создают веселое расположение духа, ободряют.

5. Исполнение песни : Ученики исполняют песню.

Катюша — популярная советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые была исполнена 27 ноября 1939 года.

Это песня, которую полюбили в народе и часто называют народной.

Вопросы к ученикам:

Учитель: Можно назвать это произведение профессиональным в народном стиле?

Сравнить произведения народной и профессиональной музыки

V . Итоги урока. Рефлексия

• Какая музыка звучала на уроке?

• Назовите состав народного ансамбля (народной музыки ) и инструменты симфонического оркестра ( музыки профессиональных композиторов)

Какие основные особенности народных песен и песен профессиональных композиторов?

Учитель оценивает работу учеников на уроке, отношение к музыкальной деятельности.

Выход учеников из класса под звучание музыки П.И.Чайковского Марш

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Народная песня — душа народа" Сценарий открытого урока музыки 4 класс. Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Задачи: • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха; • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; • учить слушать музыку; • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Нуждина Людмила Викторовна, учитель музыки СОШ №4 г.Георгиевска Ставропольского края "Народная песня — душа народа"

Сценарий открытого урока музыки 4 класс.

познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Оборудование:

кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”, шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова”, кроссворд “Жанры песен”.

Песни: “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

“Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни).

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Вступительная беседа.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.

Все просится в музыке, в песне излиться:

Печаль и веселье и труд.

Поют и деревья, и ветры, и птицы,

И реки, и люди поют.

А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями.

Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.

Разучивание песни “Дон-Дон”

Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно)

Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук)

Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук)

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

- Пой песню тот, у кого голос хорош!

- Голосу нет – душа поет!

- Петь бы еще, да на животе тоще!

- Поется там, где и воля и доля.

- Весело поется, весело прядется!

- Беседа дорогу коротает, а песня – работу!

- Какова песня - таковы слова.

- Где песня поется, там счастливо живется!

- Песня - правда, сказка – ложь.

- Полпесенки спела - половина дела.

- Жить – с песней дружить.

- Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

- Без запевалы и песня не поется.

- Из песни слова не выкинешь.

- И кот песни поет, когда хорошо живет.

- Одно слово песни не делает.

- Хорошему делу – хорошая песня.

Русский народ гордится своими песнями.

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ.

И откуда, что берется?

Прямо к сердцу так и льнет!

В народе говорят: были бы песни, будет и пляска!

Ты откуда, русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки, уронили дудки.

Пролетели гуси, уронили гусли.

Их порою вешней нашли, удивились.

Ну, а песня? С песней на Руси родились!

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.

Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Загадки: На полях девчонки

В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев.

Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.)

Представление песни “Во поле береза стояла”

(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” (Раздается текст песни)

Исполнение песни учителем.

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

Русские народные инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)

Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.

Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными и шумовыми инструментами.)

Заключительное слово учителя.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Домашнее задание кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.)

Спасибо! До свидания!

Уход учащихся (звучит песня “С чего начинается Родина?”)

Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

Тип урока: урок-концерт,комбинированный.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, рассмотреть жанр песни в историческом развитии.

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;

воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;

развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и народным творчеством в целом. Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках, когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.


Образовательные: знакомятся с музыкой народной и композиторской; знакомятся с тематикой и многообразием русских народных песен.

Развивающие:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; уметь различать музыку народную и композиторскую; развивать творческие способности.

Воспитательные:прививать любовь к русской песне; воспитывать патриотизм.

Тип урока: усвоение нового материала.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор, портреты композиторов, презентация.

Технологическая карта урока

Мотивация к учебной деятельности.

Озвучивает тему и задачи урока.

- знаю, что буду делать;

- применю свои знания на практике

III.Изучение новой темы.

История русской народной песни.

Краткая запись в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: усвоение нового материала.

Учитель предлагает выполнить движения под музыку.

Ученики выполняют движения под музыку.

Двигательная активность. Снятие физического напряжения.

V. Закрепление материала.

Первичное обобщение. Работа с тестом.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: логическая цепь рассуждений.

Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

солнышко с тучкой;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

Выставляет оценки с комментированием.

Ученики заканчивают предложения.

Развитие коммуникативных навыков.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, интересов.

VIII. Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Индивидуальный выбор учащихся.

Учитель: Давайте вспомним, кто такой композитор? С какими композиторами мы уже познакомились? Что такое устное народное творчество? Каким образом до нас дошли народные песни? Кто из вас знает народные песни? Как вы думаете, как будет называться наш урок? (ответы детей)

3.Изучение новой темы

Исполнение песни под аккомпанемент бубнов и трещеток.

Учитель:Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.

Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его национальный характер, мировоззрение.

Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецки й задор.

Учитель:А сейчас посмотрите на экран. Русские народные песни имеют свою тематику. Они бывают трудовые, лирические, военные, революционные, обрядовые. Сейчас вы по фрагментам песен постарайтесь определить их тематику и внесите данные в таблицу.

- Но мы знакомились с вами и с веселыми, озорными, даже разудалыми мелодиями.

Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, а вы скажите мне, какие музыкальные инструменты здесь звучали. Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Читайте также: