Наклонение глагола 6 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние. Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительному, условному и повелительному.

Изъявительное наклонение – глагол обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт на самом деле. Ребёнок ел кашу; ребёнок ест кашу; ребёнок будет есть кашу.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы: делаю, делал бы, делай.

Первая форма – делаю обозначает реальное, уже совершаемое кем-то действие. Вторая форма – делал бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Третья форма – делай обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло.

Эти отличия в значениях глаголов делят их на три наклонения: изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт на самом деле. Ребёнок ел кашу; ребёнок ест кашу; ребёнок будет есть кашу.

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени.

В прошедшем времени в единственном числе глаголы изъявительного наклонения изменяются по родам. Он рисовал – мужской род; она рисовала – женский род; оно (солнце) рисовало – средний род.

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам.

Мы читаем – 1-е лицо множественное число.

Ты читаешь – 2-е лицо единственное число.

Он читает – 3-е лицо единственное число.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. Они не изменяются по лицам. Используется только форма прошедшего времени. Спел бы, спела бы, спели бы.

Глаголы в повелительном наклонении:

обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить;

употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа;

не изменяются по временам.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те.

Познакомь, познакомьте, познакомься.

Для того чтобы определить наклонение, необходимо понимать, как происходит действие и какие грамматические характеристики имеет глагол.

Так, глаголы в изъявительном наклонении показывают реальное действие, поэтому это слово будет изменяться по временам.

Если глагол стоит в повелительном наклонении, то тогда это действие будет совершаться каким-то другим лицом.

Категория наклонения даёт действию главную оценку, то есть указывает на его реальность или нереальность.

Тренировочные задания

Выделение цветом

Выделите ряд, в котором все глаголы стоят в изъявительном наклонении.

1 ряд: нарисовал, нарисуй, нарисую, спрашиваешь, спрашивали, спросим, люблю, любил, буду любить, приготовлю, приготовили, приготовим.

2 ряд: нарисовал бы, спросила б, любили бы, приготовил бы.

3 ряд: нарисуй, нарисуйте, спроси, спросите, люби, любите, приготовь, приготовьте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

2) научить различать наклонения глагола.

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

Образовательные: дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.

Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, мультимедийная презентация.

Выявление и усвоение знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

- Какую большую тему изучаем?(Глагол)

- Какие виды глагола вы знаете? Чем они отличаются?(Совершенный и несовершенный вид, глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже завершившееся действие, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают продолжительное действие .)

- Что вам известно о чередующихся гласных е и и в корнях глаголов? (Если в глаголе после корня стоит суффикс –а-, то в корне пишем и, в остальных случаях в корне глагола пишется –е-. замирАло, замерло)

2. Самостоятельная работа в тетради.

-Давайте выполним самостоятельную работу и проверим, насколько хорошо вы запомнили эти правила.

1. соб..рать ,зап..рать, раст..рать

2. бл..стать ,пост..лить, забл..стеть
3. Заст..лать, зам..реть ,ст..реть

4. подб..рать ,приж..гать, выт..рать
5. Бл..снуть, оп..реться ,разб..рать
6. Выт..реть, выб..ру ,подп..рать
7. Заж..гал ,зад..раться, бл..стать

- Соберите тетради. Раздайте новые.

2.Объяснение нового материала.

- Прежде чем назвать сегодняшнюю тему, я хочу зачитать вам одну сказку. Слушайте меня внимательно.

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

- Ребята, о ком идет речь в этой сказке? (об изъявительном, повелительном и условном наклонении). Кто является главным героем сказки? (Изъявительное наклонение)

- Откройте тетради, запишите число и тему: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

А теперь сделайте схему в ваших тетрадях.(Слайд)

3.Первичное закрепление.

1.Устное задание(Слайд)

Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям. (участвую, участвовал, буду участвовать, участвовал бы, участвуйте)

(пишу, написал, напишу, написал бы, напишите)

(тренируюсь, тренировался, буду тренироваться, тренировался бы, тренируйтесь)

2.Письменное задание

Вставить глаголы в нужной форме и сравнить полученный текст с авторским.

Из-под камня ( течь ) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежать) на восток. Ручей брызжет, (звенеть), ( журчать) и потом стремительно (скатываться ) вниз. По склону горы он (литься ) дальше. Несколько таких ручейков ( сливаться ) в один большой ручей, и он спокойно ( течь) по равнине. А вот он с шумом (низвергаться) в пропасть. К.Г.Паустовский.

4. Физкультминутка.
Учитель. Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 я решил бы, если б не устал (прыгают)

 садись напротив меня (вниз)

 люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

 если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

5. Актуализация знаний. Работа в группах .

- Вам нужно разделиться на группы.

Задания для выполнения в группе

1 В каком ряду все глаголы изъявительного наклонения?

А. Пишу, катался, сходил бы

Б. Живу, смотри, прыгай.

В. Улыбался, выполнил, помогали.

2.В каком ряду все глаголы условного наклонения?

А. Кружатся, украсили, приехали

Б. Пришёл бы, спросил бы, собрался бы

В. Пишите, нарисовал, отложил

3.Какую роль чаще всего играют глаголы в предложении?

4.Какого наклонения глагола не существует?

5. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, прилягу, ляг.

6. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите. (Изменить ударение).

7. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг).

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.


1. Дело мастера…


2. Кто любит трудиться, тому без дела не…


3.Тот труда не боится, кто умеет…


4.С песней и труд…


5.Любишь…, люби и саночки возить.


6.Друзья… в беде.


7.Всё хорошо, что хорошо…

6. Итог урока. Объявление оценок.

- Что нового узнали о глаголе?

- Что такое наклонение?

- Какие наклонения есть у глагола?

- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

Спишите, вставляя пропущенные буквы е или и

1. соб..рать ,зап..рать, раст..рать

2. бл..стать ,пост..лить, забл..стеть
3. Заст..лать, зам..реть ,ст..реть

4. подб..рать ,приж..гать, выт..рать
5. Бл..снуть, оп..реться ,разб..рать
6. Выт..реть, выб..ру ,подп..рать
7. Заж..гал ,зад..раться, бл..стать

Вставить глаголы в нужной форме и сравнить полученный текст с авторским.

Из-под камня ( течь ) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежать) на восток. Ручей брызжет, (звенеть), ( журчать) и потом стремительно (скатываться ) вниз. По склону горы он (литься ) дальше. Несколько таких ручейков ( сливаться ) в один большой ручей, и он спокойно ( течь) по равнине. А вот он с шумом (низвергаться) в пропасть. К.Г.Паустовский.

Спишите, вставляя пропущенные буквы е или и

1. соб..рать ,зап..рать, раст..рать

2. бл..стать ,пост..лить, забл..стеть
3. Заст..лать, зам..реть ,ст..реть

4. подб..рать ,приж..гать, выт..рать
5. Бл..снуть, оп..реться ,разб..рать
6. Выт..реть, выб..ру ,подп..рать
7. Заж..гал ,зад..раться, бл..стать

Вставить глаголы в нужной форме и сравнить полученный текст с авторским.

Из-под камня ( течь ) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежать) на восток. Ручей брызжет, (звенеть), ( журчать) и потом стремительно (скатываться ) вниз. По склону горы он (литься ) дальше. Несколько таких ручейков ( сливаться ) в один большой ручей, и он спокойно ( течь) по равнине. А вот он с шумом (низвергаться) в пропасть. К.Г.Паустовский.

Задания для выполнения в группе

1 В каком ряду все глаголы изъявительного наклонения?

А. Пишу, катался, сходил бы

Б. Живу, смотри, прыгай.

В. Улыбался, выполнил, помогали.

2.В каком ряду все глаголы условного наклонения?

А. Кружатся, украсили, приехали

Б. Пришёл бы, спросил бы, собрался бы

В. Пишите, нарисовал, отложил

3.Какую роль чаще всего играют глаголы в предложении?

4.Какого наклонения глагола не существует?

5. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, прилягу, ляг.

6. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

7. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

упражнение в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Дать понятие категории наклонения глагола.


Дать понятие изъявительного, условного и повелительного наклонения глагола.


Указать формальные признаки наклонения глагола.


Научить определять наклонение глагола.


Научить образовывать от инфинитива формы всех трех наклонений.


Научить отличать форму условного наклонения от формы прошедшего времени глагола; форму повелительного наклонения от формы настоящего и будущего времени 2 л., мн.ч.

- Развивать логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола.

- Развивать точность и логичность речи учеников путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: частично поисковый, , объяснительно-иллюстративный, проектно - исследовательский.


Оргмомент (1 мин.).


Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).


Изучение нового материала (беседа, составление кластера по теме, 10 мин.).


Закрепление изученного (работа с учебником, беседа, работа с текстом; 23 мин.).


Итог урока (3 мин.).


Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему я взяла в качестве эпиграфа пословицу :

Сегодня мы продолжаем изучение глагола, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую часть речи мы называем глаголом. (Ребята отвечают).

III Изучение нового материала.

А теперь обратим внимание на предложения, записанные на доске:

Я прочитал эту книгу.

Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.

Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для
себя.

прочитал- действие уже произошло на самом деле

прочитал бы- действие возможно при каком- то условии

прочитай- выражен призыв к действию

2. Слово учителя:

Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное), повелительное. Попытайтесь определить, в какой строчке притаились эти наклонения?

Запишите в тетради:


Наклонение - это категория глагола, которая выражает отношение действия к реальной действительности.

3.Работа с учебником. Работа в группах. Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют

1-ая группа – изучает изъявительное наклонение; (стр. учебника114 , параграф 91 )

2-ая группа – условное наклонение; (стр. учебника117-118, параграф 92)

3-ья – группа – повелительное наклонение; (стр. учебника 121-124, параграф 93)

Физкультминутка: (на мониторе компьютера)

4.Проектная работа Иминовой К. (презентация)

Предметом моего исследования являются наклонения глаголов.

Цель данной работы:

дать теоретический материал о наклонении глаголов.

Задачи исследования:

- дать понятие наклонения глагола

- проанализировать анкетирование, проводимое мной среди учеников 7-11 классов нашей школы, выявить, глаголы каких наклонений мы больше употребляем в речи.

В своей работе я использовала следующие методы:

- метод поиска информации;

- теоретический анализ (обобщение, сравнение и анализ информации).

Наклонение – это категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности. Например, читаешь, читал бы, читай.

В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное) и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило до момента речи, происходит в момент речи и произойдет после момента речи: совершенный вид: прочитал, напилил, улетел - прошедшее время; настоящего времени у глаголов совершенного времени нет; будущее время - прочитаю, напилю, улечу; несовершенный вид: прошедшее время-рисовал, мечтал, настоящее время: рисую, мечтаю, будущее время: буду рисовать, буду мечтать. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, лицам и числам.

Изъявительное наклонение противопоставляется условному и повелительному, так как оно способно передавать реальное действие.

Условное наклонение обозначает действие, которое может осуществиться только при каком-то условии. Образуется сочетанием глагола прошедшего времени и частицы бы или б. Например, Если у бабушки были бы колёса, то была б не бабушка , а велосипед. Форма прошедшего времени в составе условного наклонения не имеет временного значения, поэтому глаголы условного наклонения не изменяются по временам , а только изменяются по родам и числам. Частица бы может стоять в любом месте предложения, кроме его начала. Частица б употребляется после слова, оканчивающегося на гласный. Например, Только не было б войны.

Повелительное наклонение выражает повеление, просьбу, приказ. Оно обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. При выражении про- сьбы часто употребляются слова будьте добры, пожалуйста, которые на письме выделяются запятыми. Например, Скажите, пожалуйста, который час?

Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам. Чтобы образовать форму повелительного наклонения единственного числа, нужно к основе настоящего или будущего времени прибавить суффикс –и – принесут- принеси, помогут- помоги. Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса –и, например, встань, намажь . Формы повелительного наклонения множественного числа образуются путём прибавления окончания – те к форме единственного числа. Например, несите, спешите, возьмите. В форме множественного числа мягкий знак сохраняется.

При образовании форм глаголов повелительного наклонения надо учитывать вид, например, обуть- обуй- обуйте( сов. вид) и обувать – обувай- обувайте( нес. вид).

Способы образования форм глаголов повелительного наклонения разнообразны. Они могут также образовываться сочетанием глагола 3 лица с частицей пусть, пускай, да. Пусть сильнее грянет буря. Пускай польют огород. Да здравствуют каникулы!

Таким образом, если глагол употреблён в каком – либо времени, значит, это изъявительное наклонение. Если глагол обозначает действие, которое возможно при каком-то условии, то это условное наклонение. А если глагол выражает просьбу, приказ или совет, то ,значит, он употреблён в повелительном наклонении.

Для этого я провела анкетирование среди учеников 7-11 классов нашей школы. Выяснилось, что чаще всего мы употребляем глаголы изъявительного наклонения (70 процентов), 20 процентов- глаголы повелительного наклонения и всего лишь 10 процентов глаголы условного наклонения.

5. Вывод: Чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму. Подсказка в определении наклонения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.

Тип урока: изучение нового материала.
Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.

Ворогушина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Обучающая: дать понятие о морфологическом признаке – наклонении глагола.

Развивающая: развивать умение различать наклонения глаголов, ставить глагол в формы разных наклонений, употреблять в речи.

Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения в школе и дома.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.

Тип урока: изучение нового материала.
Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.

I. Оргмомент. Приветствие.

Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь

Весёлой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, всем в добрый час!

Пожелаем себе успехов (ученики: пожелание успехов всем, может, кому-то индивидуально)

II. Актуализация усвоенного ранее.

Беседа:
- Какую часть речи изучаем?
- Дайте определение глагола как части речи.
- Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”– такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

-Как вы понимаете их смысл? (ответы)

- Значит, зачем нам надо изучать эту часть речи? (ответы)

- Какие знания о глаголе вы приобрели в этом году? Что узнали нового?
- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.
III. Усвоение новых знаний и формирование новых умений.
1) Постановка целей урока

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?
(1. Узнать о новом морфологическом признаке глагола .
2. Научиться различать глаголы по данному признаку.

- Сколько групп глаголов получилось? (3)
- Назовите глаголы первой группы. слайд
- Назовите глаголы второй группы. слайд
- Назовите глаголы третьей группы. слайд

4) Поиск решения:
- Какой вопрос вы хотите задать? (Почему три группы?)
- Ваши предположения? (Разные вопросы. Разное образование. Разное значение).

- Это гипотезы. Доказываем каждую гипотезу
Разные вопросы: Что сделал(-а)? Что сделал(-а,-и) бы? Что (с)делай?
Разное строение: родовые окончания, суффикс –л- (Прош. Вр.); БЫ, союз ЕСЛИ; суффикс -И-.
Разное значение: реальное действие (глаголы 1 столбика), которое происходит, происходило или будет происходить, т.е. существует только во временных формах, нереальное действие (глаголы 2 колонки) – предполагаемое. Глаголы 3 колонки – требуемое действие.
- Итак, почему глаголы разбили на 3 группы? (ответы)
- Ваши предположения оказались верными? Вы доказали свою правоту? Давайте похлопаем ребятам, которые выдвинули верные гипотезы и доказали их – они молодцы!
5) Выражение решения (работа с учебником):
- Чего не хватает в нашей модели? (Названия глаголов каждой группы)
- Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение каждой группы глаголов? (В учебнике)
- Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал на стр. 229, 235, 236 учебника и подпишите каждую группу. (Работают с учебником).
- Как называются глаголы первой группы? (Глаголы в изъявительном наклонении)

- Второй? (Глаголы в условном наклонении)

- Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении)
- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении?

- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении?

- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?

- Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Наклонения глагола – записывается в тетради)
- Обратимся вновь к тексту. Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям?

- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать? (Глаголы в форме условного наклонения).

- А вы любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении. (Спрашивается 5-6 человек)

IV. Физминутка.
- Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;

─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 люблю мечтать (тянутся)

 если бы вы протянули руку, то заметили бы (разводят руки)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

сделайте круговое движение головой вправо, влево. Садитесь.

V. Закрепление полученных знаний.
1) Создание предложений с использованием глаголов в повелительном наклонении:
- Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен – в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность дать мудрый совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре. За совет получаете по 1 баллу.

- Мы готовы показать свои знания, работая с учебником. Стр. 230 № 612 устно. За правильное объяснение – 1 балл

- Работаем в парах. Из предложений выписываем глаголы

1 вариант – в изъявительном наклонении

2 вариант – в условном наклонении

1.Поставил задачу – выполни!

2. Увидел, что обижают слабого, заступись!

3. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

4. Не теряй времени попусту, занимайся всегда только полезными делами.

Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.

- Выполним следующее задание. На слайде вы видите глаголы в неопределенной форме. Поставьте их в формы разных наклонений.

- А теперь выполним творческое задание. Работаем в парах. По картинкам составьте предложения о соблюдении правил поведения в школе и дома. Слайды с картинками.
- И в заключение проверим, как вы усвоили материал урока. Проверочная работа. Вам надо определить наклонения глаголов и отметить в контрольном листе против каждого предложения.
Предложения:

1. В гостях веди себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.

3.Мальчики сначала усаживают девочек.

4.Было бы неприлично выходить из-за стола во время еды.

5.Сиди за столом спокойно.

6. Не размахивай руками.

7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит хозяев за гостеприимство и радушный прием.

Читайте также: