Набоков другие берега конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока : осмысление ностальгии по России писателей первой волны эмиграции на материале творчества В.В. Набокова.

- развивающие: развитие навыков анализа поэтического текста, выявления основных тем творчества писателя.

- воспитательные: воспитание чувства патриотизма.

I. Вступительное слово

- В.В. Набоков родился в 1899 году в старинной дворянской семье. Его детство поистине можно назвать райским: он жил в атмосфере материально избытка, но при этом был окружен любовью и заботой. До 6 лет он говорил только по-английски, и поэтому позже говорил с небольшим акцентом на русском языке, в совершенстве владел французским, увлекался теннисом, велосипедом, шахматами, его большой страстью были бабочки. В 8 лет он прочитал первую книгу о бабочках. Он стал крупнейшим энтомологом. В 1960 году в его честь назвали бабочку.

Его отец был одним из лидеров кадетов, принимал участие в первом составе Временного правительства. Поэтому, боясь ареста, во время Октябрьской революции 1927 года уезжают в Крым. Их Крыма через Турцию, Грецию и Францию в Англию, где Набоков посещал лекции в Тринити Колледж в Кембридже с 1919 по 1922. Он начал обучение в области зоологии, но позже сосредоточился на русской и французской литературе.

В 1960 году уезжают в Швейцарию. Публикуется переведенное Набоковым "Слово о полку Игореве”. В 1977 году умирает от бронхиальной инфекции. Тело Набокова кремируется. Прах захоронен в могилу на кладбище в пригороде Монтре.

II . Текстуальный анализ

- Трудно не обратить внимания на то, что сердце писателя говорит по-русски. Из своих 78 лет В.В. Набоков прожил в России первые 18 лет, но его творчество проникнуто тоской по Родине. Рассмотрим ностальгию поэта на примере его стихотворений. Но для начала вспомним некоторые литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся.

Литературоведческий словарь:

Сквозные темы - это повторяющиеся в различных произведениях темы и проблемы.

Анализ поэтических текстов (работа в парах, группах):

Первая группа:

Не все ли равно мне, рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

Ты светишь. Взгляну — и мне счастие вспомнится.

Да, эти лучи не зайдут.

Ты в страсти моей и в страданьях торжественных,

и в женском медлительном взгляде была.

В полях озаренных, холодных и девственных,

цветком голубым ты цвела.

Ты осень водила по рощам заплаканным,

весной целовала ресницы мои.

Ты в душных церквах повторяла за дьяконом

слепые слова ектеньи.

Ты летом за нивой звенела зарницами,

в день зимний я в инее видел твой лик.

Ты ночью склонялась со мной над страницами

властительных, песенных книг.

Была ты и будешь. Таинственно созданная

из блеска и дымки твоих облаков.

Когда надо мною ночь плещется звездная,

я слышу твой реющий зов!

Ты — в сердце, Россия! Ты — цель и подножие,

ты — в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты.

2) Докажите, что в этом стихотворении поэт еще сомневается в своем отношении к России.

Вторая группа:

Не предаюсь пустому гневу,

не проклинаю, не молю;

как изменившую мне деву,

отчизну прежнюю люблю.

Но как я одинок, Россия!

Как далеко ты отошла!

А были дни ведь и другие:

ты сострадательной была.

Какою нежностью щемящей,

какою страстью молодой

звенел в светло-зеленой чаще

смех приближающийся твой!

Я целовал фиалки мая,-

- глаза невинные твои,-

- и лепестки, все понимая,

чуть искрились росой любви.

И потому, моя Россия,

не смею гневаться, грустить.

Я говорю: глаза такие

у грешницы не могут быть!

Задание: Покажите отношение поэта к России через эволюцию образа девы.

Третья группа:

Бессмертное счастие наше
Россией зовется в веках.
Мы края не видели краше,
а были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам;
и гордые музы России
незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
лесов на равнинах родных,
за ими внушенную думу,
за каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.

Задание: Докажите, что Набоков не обрел Родины за границей.

Четвертая группа:

Сколько могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Родина, родина, мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные.
Хватит ли сил?
Хватит ли сил?
Ты давно ведь ослепла.
В сумрачной церкви поют и рыдают.
Нищие, сгорбясь у входа, тебя называют
облаком черного пепла.
Капает воск,
капает воск.
И на пальцах твердеет.
Стонет старик пред иконою смуглой.
Глухо молитву поют; звук тяжелый и круглый
катится, медлит, немеет.
Капает воск,
капает воск,
как слеза за слезою.
Плещет кадило пред мертвым, пред гробом.
Родина, родина! Ты исполинским сугробом
встала во мгле надо мною.
Мрак обступил,
мрак обступил.
Неужели возможно
верить еще? Да, мы верим, мы верим
и оскорбленной мечтою грядущее мерим.
Верим, но сердце - тревожно.
Сколько могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Слышишь ли, видишь ли? Мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные.

Задание: Докажите, что Набоков верит в нравственное возрождение России.

Пятая группа:

Отвяжись, я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих.

Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.

Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;

обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня,- мой язык.

Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,

дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!

Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд,-
поздно, поздно!- никто не ответит,
и душа никому не простит.

Задание: Почему поэт умоляет Россию отвязаться?

Вывод после работы в парах / группах:

Сквозные темы творчества В.В. Набокова:

- тема России, Родины;

- тема тоски по Родине;

- надежда на духовное возрождение России.

-В качестве итога стихотворение (аудиозапись):

Я возвращусь когда-нибудь…
Под черной тучей
глубину закат, бывало, разрумянит,-
и так в Россию вдруг потянет,
обдаст всю душу тошный жар,-
особенно когда комар
над ухом пропоет в безмолвный вечерний час,
- и ноет грудь от запаха черемух.
Полно, я возвращусь когда-нибудь

- Сбылось ли пророчество Владимира Набокова о его возвращении в книгах?

- Основная часть творчества Владимира Владимировича была сотворена за рубежом, успеха достиг также за границей, считал себя американским писателем, а после 40 лет и вовсе начал писать только по-английски.

- Почему мы изучаем творчество Набокова как творчество русского писателя? (Потому что Владимир Набоков был воспитан на русских нравственных ценностях, которые были им глубоко усвоены еще в раннем детстве, именно поэтому В.В. Набоков на всю жизнь остался поистине русским человеком).

Урок учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 143 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Урок литературы в 11 иклассе..

ПрограммаС.П.Белокуровой, И.Н.Сухих. Базовый уровень.

Урок соответствует требованиям ФГОС, так как учитель использует следующие образовательные технологии :

информационные ( формирование ЗУН),

личностно-ориентированные ( гуманно-личностные, технологии сотрудничества),

В процессе рабрты над изложением учитель формировал различные УУД школьников.

Цели и задачи урока.

Совершенствование навыка анализа художественного произведения. ( Умение давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в художественном тексте. Умение находить в тексте звуковую и цветовую лексику, определять их символическую значимость.Знать особенности рассказа как жанра. Видеть особенности использования приема контраста в тексте художественного произведения.)

Совершенствование умения пользоваться литературоведческими терминами.

Формирование умения определять стилистические особенности текста Набокова.

2. Личностные УУД.

Воспитание любви к художественной литературе, бережного отношения к слову.

Воспитание способности сопереживать , сочувствовать героям художественных текстов.

Привитие эстетического отношения к языку.

3. Коммуникативные УУД.

Развитие речевой деятельности.

4. Метапредметные УУД.

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Формирование умения определять стилистическую принадлежность текста, особенности использования художественных средств.

Развитие стратегии смыслового чтения, обучение анализу, обобщению, выделению главной информации.

Набоков. Рассказы. Какая стрела летит вечно? –

Стрела, попавшая в цель.

Вступительное слово учителя о Набокове. Постановка целей урока.

Набоков труден для чтения. Он может вызывать даже отторжение своей непонятностью, ощутимой сложностью текста. Причины этого - в особенностях личностной и писательской позиции, писательской манеры. Почему нужно читать Набокова?

Набоков близок своей склонностью к игре, к творчеству, своей музыкальностью.

…Невозможно сейчас литературный процесс внутри страны представить без имен Булгакова, Платонова, Замятина - а совсем недавно этих имен учебники даже не упоминали. Литература русского зарубежья – цветущая ветвь русской литературы двадцатого века, на родной ее почве почти загубленная. Ее невозможно представить без имени Набокова.

( опыт медленного чтения)

Вслушаемся в само слово, представим, о чем же пойдет речь в рассказе, чтобы потом проверить, оправдались ли наши ожидания…

А теперь слушаем:

…Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, а с выступа крыши, остриями вниз, висели зеленые сосули, сквозящие зеленоватой синевой…

Какие слова, прозвучавшие сразу, уже в первом предложении, противопоставлены?

Горе не отпускает героя:

Повествуя о самом трагическом, обычно эмоциональный, Набоков всегда лаконичен и предельно сдержан. (Почему? – Интересно выслушать предположения, но не сейчас). О смерти сына говорится так просто, словно мы получаем информацию – и только:

Завершает эту небольшую главку еще один пейзаж – вид с обрывистого берега реки:

Что стоит за этим пейзажем? Состояние одиночества, оторванности от мира, от жизни людей? Взгляд героя устремляется на церковь, - там его сын. Заметим свистящую, недобрую звукопись конца фразы. Тема несправедливости судьбы, роковой предопределенности человеческой жизни, слепоты, неотзывчивости небес к человеческому горю возникает в этом отрывке.

В своем страшном одиночестве герой рассказа ищет связей с умершим сыном. Ему хочется быть рядом с ним , и он едет в церковь, сидит на погосте у могилы, ощущая только обжигающий даже сквозь перчатку холод чугунной ограды…

Во всем он видит своего сына, его расцветающую, только еще начинающуюся жизнь, и непостижимо, что его нет больше…

« Слепцов встал. Затряс головой, удерживая приступ страшных сухих рыданий.

_ Я больше не могу… - простонал он, растягивая слова, и повторил еще протяжнее: - не – могу – больше…

Вот здесь, наверное, следует остановиться – или спросить у ребят, предполагали ли они при чтении, чем закончится рассказ. Рассказ о благополучной и глухой усадебной жизни, о ранней смерти, о горе и одиночестве людей, потерявших самого любимого, близкого человека, несомненно, трогателен, но – как ни сухо это прозвучит - это достаточно традиционный сюжет в русской литературе девятнадцатого века. У Набокова рассказ не только и не столько об этом. Он мастер неожиданных поворотов сюжета. Он как бы ведет игру с читателем, направляя его ожидания по ложному следу. Финал произведения у Набокова часто возвращает читателя к началу, освещая все совершенно новым светом, заставляя перечитать, заново продумать,

Еще раз – подчеркнуто – перечитаем последнее предложение, прежде чем продолжить чтение…

«И в то же мгновение щелкнуло что-то – тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, чудесно росло…Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. Крылья – еще слабые, еще влажные – все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного Богом, - и на стене уже была – вместо комочка, вместо черной мыши, - громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, вокруг фонарей Бомбея.

Вопросы для фронтальной беседы.

  • Можно ли назвать этот рассказ трогательным? Почему?
  • Чем он ошеломляет?
  • Почему в рассказе больше ничего не говорится о главном герое?

- Думается ли о его чувствах, его состоянии, его дальнейшей судьбе?

- Как бы вы расценили появление бабочки? (Как чудо? Как знак? Как спасение? Как связь между отцом и сыном?)

  • Обратите внимание на то, каким неожиданным для читателя словом кончается рассказ о смерти. Как вы понимаете такой конец?

…Жизнь, по Набокову, - трагична. Человеческая судьба непредсказуема и порой беспощадна к самым совершенным своим созданиям. Только память способна возвращать, хранить события минувшего, образы ушедших людей, - то есть противостоять смерти. Счастье жизни для Набокова – в самой жизни, а жизнь едина и прекрасна во всех своих проявлениях.

Определите тему рассказа или назовите ключевые слова в рассказе.

(Наверное, это будут слова жизнь, смерть, судьба, память, красота, чудо, счастье… ). Это ключевые темы и всего творчества Набокова.

Подведение итогов. Фатализм в судьбе Набокова

В следующей части урока можно обратиться к биографии Набокова.

на чужбине дорожу.

Утром в ратуше кирпичной

за конторкой не сижу.

Где я только не шатаюсь

в пустоте весенних дней!

И к подруге возвращаюсь

все позднее и поздней.

…Утром музыкант бродячий

двор наполнит до краев

при участии горячей

Понимают, слава Богу,

что всему я предпочту

дикую мою дорогу,

Набоков не гонится за известностью, за славой:

Как бледная заря, мой стих негромок,

И кратко звуковое бытие.

И вряд ли мой разборчивый потомок

припомнит птичье прозвище мое.*

Что делать, Муза, жизнь моя. Мы будем

в подстрочном примечанье скромно жить…

*Псевдоним раннего Набокова – Владимир С и рин, у древних славян Сирин – птица-златоуст.

…жизнь и честь мою я взвесил

на пушкинских весах, и честь

Он одарен необыкновенным чувством слова. Он слышал слово в тончайших его оттенках, соединял звук – цвет– смысл (он имел цветовое восприятие звуков). Владение русским языком у этого писателя поистине удивительно. Он не только передает тончайшие смысловые оттенки, не только делает зримым и осязаемым то, о чем пишет, - он воздействует на воображение читателя даже неуловимо меняющимся ритмом своей прозы.

Но это делает его творчество более близким читателям века двадцать первого, поскольку наши современники более космополитичны, умудрены опытом исторических катаклизмов, зрелищем смены режимов и политических течений.

Бывают ночи – только лягу,

в Россию поплывет кровать:

и вот – ведут меня к оврагу,

ведут к оврагу – убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,

где спички и часы лежат,

в глаза, как пристальное дуло,

глядит горящий циферблат…

коснется тиканье часов,

я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,

чтоб это вправду было так:

Россия, звезды, ночь расстрела

и весь в черемухе овраг.

Какой там двор знакомый есть,

какие тумбы! Хорошо бы

туда перешагнуть, пролезть,

там постоять, где спят сугробы

и плотно сложены дрова,

или под аркой, на канале,

где нежно в каменном овале

синеют крепость и Нева.

Тема памяти и это необыкновенное внимание к деталям у Набокова теснейшим образом связана с концепцией набоковского видения мира, с его взглядом на творчество. Запомнить, записать – значит сохранить, продлить жизнь, может быть, дать бессмертие тому драгоценному, что мелькнет – и невозвратимо исчезнет. Как цветок. Как бабочка. Как человеческая жизнь.

Воспитанный в аристократических традициях, приученный владеть собой, считать невозмутимость – достоинством, слезы – позором, проявлением слабости, взрослый Набоков, такой лиричный, любящий детальные, подробные описания, становится суровым и сдержанным в те моменты, когда, казалось бы, расскажи подробно – и вызовешь горячее читательское сочувствие… В романтическом настрое, жажде красоты и чуда и одновременно – в сдержанности, даже скупости сухости повествования в самые острые, трагические моменты есть что-то, что роднит его с Гумилевым, - не случайно Набоков так любил его стихи.

Странно: чем дальше уходит время, тем ближе становится творчество Набокова. Чем он привлекает?

Смелостью суждений, независимостью позиции?

Пренебрежением и даже презрением к сиюминутному, бывшему для современников архиважным – к историческим потрясениям, политической жизни стран, сквозь которые проносила его жизнь?

Осознанием неизъяснимой прелести Божьего мира?

Новизной и склонностью к игре, к интриге?

Список литературы, рекомендованной для чтения.

Не нужно читать эти произведения для уроков , важно прочитать их - может быть, потом, после школы - для себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре.


Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Полёт летучей мыши".

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

В данном материале содержится конспект урока по рассказу А. Костюнина "Рукавичка".

Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока.

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару"

Материал содержит конспект урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару".


Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русское зарубежье . Люди и судьбы. И вот мы остались без Родины, И вид наш и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русское зарубежье . Люди и судьбы. И вот мы остались без Родины, И вид наш и.

Русское зарубежье . Люди и судьбы. И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. И.Северянин

План урока. Политическая обстановка в России после Октября 17 года. Первый по.

План урока. Политическая обстановка в России после Октября 17 года. Первый поток русской эмиграции. Эмигрант и иммигрант. Культурное наследие русского зарубежья. Итог урока.


III периода русской эмиграции После гражданской войны После Великой Отечестве.

И.Северянин И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок и пуст, Как будто.

И.Северянин И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. И.Северянин

В изгнании … Вертинский Александр Николаевич 21.3.1889—21.5.1957. Певец кабар.

В изгнании … Вертинский Александр Николаевич 21.3.1889—21.5.1957. Певец кабаре, киноартист, поэт композитор. Родился в Киеве. С 1915 выступал в костюме Пьерро в репертуаре собственных песен. Стал чрезвычайно популярным эстрадным и ресторанным пев­цом. Эмигрировал в 1919.

В изгнании … Рахманинов Сергей Васильевич 01.04.1873. 28.03 1943. Композитор.

В изгнании … Рахманинов Сергей Васильевич 01.04.1873. 28.03 1943. Композитор, дирижер. Остался за границей эмигрантом. Умер Беверли Хиллз, Калифорния.

Н. Бердяев Бердяев Николай Александрович 6.3.1874—24.3.1948. Философ, писател.

Н. Бердяев Бердяев Николай Александрович 6.3.1874—24.3.1948. Философ, писатель. Родился в Киеве, сын генерала. Изучал право в Киевском университете. Писал, редактировал и принимал активное участие в эмигрантской прессе (был одним из основателей Имка-Пресс в Париже, издавшего большинство русских мыслителей, живших за границей после 1917). Стал широко известен в 30-е, остается наиболее известным из современных русских философов на Западе. В 1947 получил звание доктора Оксфордского университета. Умер в Париже

Писатели и поэты

Писатели и поэты

Русская интеллигенция

Русская интеллигенция

Русская интеллигенция

Аверченко Аркадий Тимофеевич 6.3.1881—12.3.1925. Писатель-юморист, журналис.

Группа писателей-эмигрантов

Бальмонт Константин16.6.1867—23.12.1942. Поэт. Родился в деревне Гумнищи Влад.

З.Гиппиус и Д.Мережковский

З.Гиппиус и Д.Мережковский

З. Гиппиус Гиппиус Зинаида Николаевна (Мережковская, Антон Крайний) . 8.11.1.

М.И.Цветаева …Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. «М. Цв.

В.В.Набоков. 22.041899-02.071977. Писатель. Родился в Петербурге. Сын знамени.

В.В.Набоков. 22.041899-02.071977. Писатель. Родился в Петербурге. Сын знаменитого адвоката и политического деятеля В.Д.Набокова. Эмигрировал в Англию в 1919году. Жил в Швейцарии, и умер там же в 1977 году.

Ф.И.Шаляпин. 13.02.1873-12.04.1938. «Отчизну мою обожаю! И обожание это ношу.

Войти через uID

Как попал я сюда? Точно в дурном сне, удалились сани, оставив стоящего на страшном русском снегу моего двойника в американском пальто на викуньевом меху. Саней нет как нет; бубенчики их — лишь раковинный звон крови у меня в ушах. Домой — за спасительный океан! Однако двойник медлит. Все тихо, все околдовано светлым диском над русской пустыней моего прошлого. Снег — настоящий на ощупь; и когда наклоняюсь, чтобы набрать его в горсть, полвека жизни рассыпается морозной пылью у меня промеж пальцев.

После некоторых таких схваток со стихией глянцевитый беньер вел тебя, — отдувающегося, влажно сопящего, дрожащего от холода, — на укатанную отливами полосу песка, где незабвенная босоногая старуха. быстро снимала с веревки и накидывала на тебя ворсистый плащ с капюшоном. В пахнущей сосной купальной кабинке принимал тебя другой прислужник.

Сквозной образ произведения — образ Мнемозины, богини памяти. Он регулярно появляется при переходе от одной композиционной части к другой и мотивирует отбор изображаемого и нарушения линейности повествования. Память при этом персонифицируется, ей приписываются свойства активно действующего субъекта. Ср.: Привередничать и корячиться Мнемозина начинает только тогда, когда доходишь до глав юности; С помощью Василия Мартыновича Мнемозина может следовать и дальше по личной обочине общей истории; . Замечаю, что Мнемозина начинает плутать и растерянно останавливается в тумане, где там и сям, как на старинных картах, виднеются дымчатые, таинственные пробелы: терра инкогнито.

Мнемозина — не только богиня памяти, но и мать муз, этот мифологический образ подчеркивает тему связи памяти и творчества, воспоминаний и искусства.

На крайней дорожке парка лиловизна сирени, перед которой я стоял в ожидании бражников, переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня, и молоком разливался туман по полям, и молодая луна цвета Ю висела в акварельном небе цвета В. В угрюмые ночи, поздней осенью, под ледяным дождем, я ловил ночниц на приманку, вымазав стволы в саду душистой смесью патоки, пива и рома: среди мокрого черного мрака мой фонарь театрально освещал липко-блестящие трещины в дубовой коре, где. сказочно-прекрасные катокалы впитывали пьяную сладость коры.

В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют. довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью, Щ. Переходя к спектру, находим: красную группу с вишнево-кирпичным Б (гуще, чем В), розово-фланелевым М и розовато-телесным. В; желтую группу с оранжевым Ё, охряным Е, палевым Д, светло-палевым И, золотистым У и латуневым Ю.

Я с удовлетворением отмечаю высшее достижение Мнемозины: мастерство, с которым она соединяет разрозненные части основной мелодии, собирая и стягивая ландышевые стебельки нот, повисших там и сям по всей черновой партитуре былого. И мне нравится представить себе, при громком ликующем разрешении собранных звуков, сначала какую-то солнечную пятнистость, а затем, в проясняющемся фокусе, праздничный стол, накрытый в аллее.

Сквозь трепетную призму я различаю лица домочадцев и родственников, двигаются беззвучные уста, беззаботно произнося забытые речи. Мреет пар над шоколадом, синим блеском отливают тарталетки с черничным вареньем. на том месте, где сидит очередной гувернер, вижу лишь текучий, неясный, переменный образ, пульсирующий вместе с меняющимися тенями листвы.

Мое пестрое воображение, как бы заискивая передо мной и потворствуя ребенку (а на самом деле, где-то за сценой, в заговорщичьей тиши, тщательно готовя распределение событий моего далекого будущего), преподносило мне призрачные выписки мелким шрифтом. Декорация между тем переменилась. Инеистое дерево и кубовый сугроб убраны безмолвным бутафором.

Совмещение воспоминаний и представлений, возникающих в настоящем повествователя, обусловливает семантическую сложность метафор Набокова и многомерность его образов. Остановимся только на одном примере:

. Я снова пытаюсь вспомнить кличку фокстерьера, — и что же, заклинание действует! С дальнего того побережья, с гладко отсвечивающих вечерних песков прошлого, где каждый вдавленный пяткой Пятницы след заполняется водой и закатом, доносится, летит, отзываясь в звонком воздухе: Флосс! Флосс! Флосс!

Взаимодействие реального и воображаемого, размытость их границ обусловливают своеобразие временных отношений в тексте.

Такое употребление форм настоящего и регулярные переключения временных планов создают в тексте эстетический эффект сосуществования событий и явлений, относящихся к разным темпоральным плоскостям; их характеристики в результате приобретают текучесть, подвижность, цикличность и накладываются друг на друга.

Взаимодействие и взаимопроникновение разных временных планов характерны и для синтаксической организации текста. Это особенно ярко проявляется в строении многочленных сложных предложений, объединяющих элементы проспекции и ретроспекции. Предикативные части, описывающие ситуации прошлого, свободно сочетаются с частями, резко перемещающими действие в другой — более поздний — отрезок времени, при этом информация распределяется с учетом не только двух темпоральных планов, но и двух миров: мира реального и мира представлений, действительного и иллюзорного; ср., например:

. Она [мать] замедляет чтение, многозначительно разделяя слова, и прежде чем перевернуть страницу, таинственно кладет на нее маленькую белую руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым рубином, в прозрачных гранях которых, кабы зорче тогда гляделось мне в них, я мог бы различить ряд комнат, людей, огни, дождь, площадь — целую эру эмигрантской жизни, которую предстояло прожить на деньги, вырученные за это кольцо.

Вопросы и задания

2. Определите, какая жанровая форма используется автором.

3. Назовите сигналы этой жанровой формы, представленные в тексте.

5. В чем, с вашей точки зрения, своеобразие структуры рассказа? Как преобразуется в нем исходная жанровая форма?

Заказать курсовую, заказать диплом

- проверка навыков учеников по анализу текста (поиску изученных явлений в тексте, умению дать их грамматическую характеристику, определению особенностей их использования в данном тексте, анализу средства языка, выражающих основною мысль автора);

- обобщение и систематизация материала по теме урока-семинара;

- развитие навыков работы с книгой, самостоятельного поиска и подбора материала к реферату;

- воспитание умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме и выступать перед аудиторией.

Подготовка к семинару.

За неделю до дня проведения семинара учитель предлагает ученикам выбрать темы докладов.

Темы докладов (рефератов):

1. Организация текста: особенности фонетики;

2. Язык: лексический строй (использование синонимов, антонимов);

3. Морфологический строй текста (причины преобладания отдельных частей речи и причины этого явления, роль форм глагола, прилагательных, наречий при описании предмета речи, его состояния и действия);

4. Синтаксическая организация русского языка (типичная структура предложений, использование и роль союзов);

5. Эмоциональная окраска предложений при помощи использования разных по цели высказываний;

6. Переносное значение средств как средство художественной выразительности;

7. Окрашивание лексики при помощи разговорных и книжных слов;

8. Особенности авторского языка (неологизмы, ключевые слова);

9. Цитаты, их роль в произведении;

10. Единство и взаимодействие текстовых компонентов.

К теме в целом преподаватель составляет список литературы. Ученики делятся на подгруппы (по 4-5 человек). Для каждой из подгрупп на выбор предлагается одна из тем.

Учитель дает консультации учащимся и помогает им с подбором тематической литературы, составлением плана.

Для увеличения эффективности обсуждения докладов на семинаре необходимо, чтобы ученики подготовились по всем темам семинара и владели информацией в достаточном для свободного обсуждения объеме.

Читайте также: