Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных конспект

Обновлено: 05.07.2024

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило:

В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫ-СУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛН-ОВА-ННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н : ЗА-ПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД?
Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс –ОВА-, в нем надо писать две буквы Н : АСФАЛЬТИР-ОВА-ННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов –ОВА- или –ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ ( что делать?), нужно писать одну букву Н : ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

Чтобы научиться различать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных, мы должны знать, как оно образуется.

Что такое страдательное причастие прошедшего времени? Как оно образуется?

2) Работа с учебником на странице 55 §21.

Задание: прочтите текст на странице 55 и ответьте на вопрос, как же отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного?

3) Запись на доске:

поджаренное (поджарить – совершенный вид) мясо

Задание: определить, в каком столбике причастие, а в каком прилагательное.

4) Хорошо, молодцы. Одну задачу мы выполнили. Остается теперь узнать, когда же пишется Н и НН в суффиксах.

Инсценирование миниатюры Ф.Кривина “Страдательные причастия”.

Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное –бедное Страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени ,и всё у него в прошлом .А ведь было время .

Это и многое другое расскажет вам Страдательное причастие, если вы прислушаетесь к нему.

- Самое дорогое, что у меня есть, - развивает свою мысль Страдательное причастие, - это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться без приставки или хотя бы пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите! Не говорите!

И главное – никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия, не бывает! А как прикажете жить без будущего?

Задание: а) Что рассказало о себе страдательное причастие? На что оно обижено?

б) Что вы поняли о правописании Н и НН из этого рассказа причастия?

5) Работа с таблицей

Н – нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Н НН
1) образовано от глагола несовершенного вида (жареный) 1) образовано от глагола совершенного вида (решенный)
2) нет приставки (кроме не, она роли не играет) 2) есть приставка (зажаренный)
3) нет зависимого слова 3) есть зависимое слово (жаренное в масле)
4) нет суффиксов –ова-, -ева-, -ирова- 4) есть суффиксы –ова-, -ева-, -ирова- (на –ованный, -еванный) (асфальтированный, маринованный)

Задание: рассмотрите таблицу и выясните, обо всех ли случаях написания Н и НН рассказало нам причастие.

III. Тренировочные упражнения.

1) Упражнение 114

2) Запись на доске:

Задание: добавить к данным прилагательным приставку (1 вариант) зависимое слово (2 вариант) и записать получившиеся словосочетания в тетрадь.

3) Работа с текстом (текст распечатан на каждого ученика)

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы.

а) Найдите в тексте страдательные причастия прошедшего времени. Почему в них написано НН?

б) Напишите словосочетания коротко стриженные, стриженые волосы. Почему в одном случае слово пишется с НН, а в другом с Н?

в) Найдите еще одно причастие в тексте и сделайте его морфемный разбор.

Работа с отрывком из рассказа Тургенева “Бежин луг”.

Открыть учебник литературы на странице 178. Прочитать первый и второй абзацы текста. Выписать встретившиеся причастия, обозначить суффиксы и объяснить написание Н и НН

VI. Итог урока.

Составьте смысловые цепочки из данных карточек:

V. Домашнее задание:

§21, упр.117 или выписать из художественного текста 3 предложения со страдательными причастиями прошедшего времени с НН.

Учитель высшей квалификационной категории Кузьмина Елена Васильевна

Тема: Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Тип урока: закрепления новых знаний

Цели: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН

- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
  3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  5. Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.(Регулятивные УУД)
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий. (Познавательные УУД)
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. (Коммуникативные УУД)
  1. Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
  2. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Отработка умения выбора нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных;

Цели для обучающихся.

- различия между причастиями и отглагольными прилагательными;

- случаи написания Н и НН;

- алгоритм применения правила.

- различать причастия и отглагольные прилагательные;

- применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;

- использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные

- дидактический материал (карточки разного уровня сложности для выполнения заданий, оценочный лист), сигнальные карты.

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Начнем мы его со сказки. Прочитай, пожалуйста, нам её с экрана, Ангелина.

Слайд №1. Лингвистическая сказка

Всеми обижен__ое, всеми унижен…ое, никем не привече…ое, почти не замече…ое — бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всѐ у него в прошлом. А ведь было время.

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое. находится при нѐм в качестве его дополнения.

— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н . Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите. А Причастие продолжает:

— И главное, никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего? Ф. Кривин

- О каких причастиях мы сегодня продолжаем разговор на уроке?

- Что вы знаете о них?

Работа с красными и синими карточками. Проверка правописания е, ё, а, я перед н,нн.

Слайд №2. Вспаханный, склеенный, заученный, обстреленный, выточена, расстреляны, замешенное (тесто), замешанный (в плохом деле), засеянное, подвешенная, потушенный.

Вернёмся к сказке. Спишите первое предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните причастия.

-С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы написать – н- ; - нн- ?

-Какая тема нашего урока? (Одна и две буквы -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных)

Цель : различение отглагольных прилагательных и причастий, их правописание.

- Постановка задач урока.

- Зачем надо изучать эту тему?

- Мы научимся грамотно писать самые сложные
слова – причастия и отглагольные прилагательные.

Слайд №3. Изучение и закрепление нового материала

(Распечатать всем на парту, чтобы написали условия)

В причастиях есть приставка

2)вязанная бабушкой кофта

У причастия есть зависимое слово

У причастий есть суффикс-ова-, (-ева-), , -ирова

4) решённый , купленный

Причастие образовано от глагола совершенного вида

Примеры отглагольных прилагательных

Нет зависимого слова

Нет суффиксов -ова-, (-ева-), , -ирова

Образовано от глагола несовершенного вида

- Сравните с параграфом учебника!

ЗАДАНИЕ №1. Узнай их в лицо! Как можно сгруппировать данные словосочетания?

Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

Задание: 1группа: подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные , 2 группа : двумя - причастия , 3 группа: волнистой линией – отымённые прилагательные. (Можно выписать)

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки самооценки.

Читайте также: