Музыкальные портреты 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

У: Кто является автором этой сказки?

Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (портрет Пушкина).

У: Верно. А кто является автором оперы? (портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, .

Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.

У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

У: Чья тема только что прозвучала?

Д: Прозвучала тема белочки.

У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).

Д: Прозвучала тема богатырей.

У: Какая здесь музыка? Как она звучит?

Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.

У: А это что за чудо?

У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).

Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. (портрет П.И. Чайковского).

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…

У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке.

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? (изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д : Темп быстрый, живой, не останавливается. (изображение летящей Бабы-Яги).

У: На каком инструменте исполняют пьесу?

Д: Пьесу исполняют на фортепиано.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.

(Чтение стихотворения: учитель и ученик).

У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?

У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.

( Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).

У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).

У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить?

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

У: Молодцы! Не забыли!

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

( В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).

У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги

Кто из вас сможет назвать их фамилии?

Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.

У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?

Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.

У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Цель : Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности .

Задачи : Образовательные : Расширить знания о музыкальных инструментах

Развивающие : Развивать музыкальное воображение, творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, интерес к классической музыке, музыкальным инструментам.

- определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки;

- объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;

- показать строение и механику работы фортепиано;

- познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Регулятивные: распознавать на слух музыкального произведения.

Познавательные: определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения.

Коммуникативные: выражать свои впечатления, выслушивать иную точку зрения, вести диалог.

Личностные: побуждение эмоционального отклика на прослушанное музыкальное произведение.

УМК: Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

- Да, это фортепиано.

- Какого сказочного персонажа изобразил композитор? Как вы догадались?

- Быстрый темп (полет Бабы Яги в ступе), короткие ворчливые фразы, колючие созвучия.

Да, фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно. Неслучайно, в переводе с французского он означает королевский. Так высоко ценили французы этот инструмент. Фортепиано - это общее название рояля и пианино. Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом .

- Давайте заглянем внутрь фортепиано, что мы там видим? Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные струн ы. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны . Молоточки связаны с клавишами. В современных фортепиано присутствует две или три педали . Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.

У композитора было два племянника: Володя и Танюша, между ними сложились теплые доверительные отношения. Петр Ильич подолгу гулял со своими племянниками, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни.

- Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).

- Куда движется мелодия?

- Верно, вверх!

- Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?

- Сколько раз менялся характер музыки?

- Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья - решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг. Ребята, давайте встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.


Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.

— Это тебе, Танюша! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Танечка.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Какое настроение было у Тани?

- Какой темп? Почему?

- В каком регистре заканчивается пьеса? Почему?

Кажется, что от головокружительного вальса Таня и кукла отрываются от земли и улетают в облака.

- Как назовём эту пьесу? (Повторное прослушивание. Предложить девочкам покружиться в вальсе с куклой).

- Как вы думаете, что же произошло? (Ответы детей).

Да, кукла сломалась или заболела. В музыке слышно, как капельки слёз падают на платье Тани. Слышно, как боль куклы усиливается, как Таня вздыхает, но в конце пьесы музыка затихает, боль отступает и кукла засыпает. Чем закончится эта история про Таню и куклу придумайте сами и на следующем уроке расскажите (домашнее задание) .

Не хочется расставаться с вами на грустной ноте. Давайте в конце урока вспомним с вами наш школьный Гимн.

- Кто скажет, что такое Гимн? (Ответ)

(Исполнение гимна школы (стоя).

- Давайте подведем итоги урока.

- Общее название рояля и пианино? (Фортепиано)

- Какими средствами передает композитор сосредоточенное настроение? Какими средствами рисует портрет счастливой Танюши? Как описывает болезнь куклы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 5 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 5 классе "Фольклор"для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с применением игровых технологий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи урока:

Обобщение и углубление знаний по теме модуля;

Ознакомление детей с творчеством П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакого;

Развитие вокально-хоровых навыков (дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение и т.д)

воспитание грамотного слушателя

создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются

Тип урока: урок углубления в тему

словесно-индуктивный (беседа, диалог)

наглядно - дедуктивный (сравнение)

Оборудование урока:

аудиозаписи для музыкального ряда

фортепиано, ноты, музыкальный центр

иллюстрации по теме, рисунки учащихся.

I . Организационный момент.

Поприветствовать гостей.

II . Ход урока.

Учитель: Ребята, наши гости не знают в каком классе мы учимся, может думают, что мы первоклассники. Это так?

Учитель: Так давайте встанем и исполним нашу песню

Исполнение песни

Учитель: Спасибо.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание, под какую музыку вы вошли в класс? Знакома она вам?

Учитель: Верно. Мы уже слушали этот фрагмент из оперы. О чем здесь Вам поведала музыка?

Дети: Музыка рассказывала нам о сказочных персонажах.

Учитель: Какие это сказочные герои?

Дети: Белка, богатыри, лебедь.

Учитель: Молодцы. А кто является автором этой сказки?

Дети: Сказку сочинил великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин.

(На экране проецируется портрет А.С.Пушкина).

Учитель: Верно. А кто является композитором оперы?

(На экране проецируются портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Дети: Музыку написал русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Учитель: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Дети: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.

Учитель: Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор. Им написано 15 опер и большая часть, которых написана на сюжет сказок, за что он и получил прозвище композитор-сказочник.

Дети: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

(На экране появляется пояснение термина).

Учитель: Верно. А какие три чуда описывает музыка в опере? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса, какие средства музыкальной выразительности использует композитор? Для Вас музыкальные загадки!

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

Учитель: Чья тема только что прозвучала? Чей музыкальный портрет нарисовала музыка?

Дети: Прозвучала тема белочки.

(На экране появляется изображение белочки).

Учитель: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Дети: Белочка поет звонким, высоким голосом. Характер музыки в пьесе веселый, живой, игривый, легкий.

Учитель: Хорошо. Какой образ рисует эта музыка?

Дети: Прозвучала тема богатырей.

(Дети показывают богатырскую стать и осанку богатырей).

(На экране появляется изображение богатырей).

Учитель: Какой характер и настроение этой музыки?

Дети: Она звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре.

Она похожа на шествие, марш.

Учитель: А это что за чудо? Какой характер этой музыки?

Учитель: Музыка изобразила нам образ-портрет какого героя?

Дети: Это портрет Царевны-Лебеди.

Дети: Портрет – это __________

Учитель: Правильно, молодцы! Портрет действительно означает картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека. Полное подобие, изображение.

Учитель: А что еще изображает здесь музыка?

Дети: Музыка рисует плеск волн.

( На экране появляется изображение портрета Царевны – Лебедь).

Учитель: Вы отгадали все три мои музыкальные загадки. Какой можно сделать вывод?

Дети: Музыка можем нам о чем-то говорить, рассказывать свои музыкальным языком.

Учитель: А как называется тема нашего модуля?

Дети: О чем говорит музыка?

Учитель: Молодцы! Давайте продолжим нашу музыкальную викторину. Отгадайте, о каком сказочном персонаже Вам уже знакомом идет речь?

Играю мелодию

Дети: О Карлсоне.

(вокально-хоровая работа над художественным образом героя)

Учитель: Ребята, вам понравилось, как вы исполнили эту песню? О чем она? Какай характер песни?

Дети: Шуточный, задорный, веселый.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам взять листы бумаги и нарисовать портрет этого сказочного персонажа. Как он выглядит. Он ест много варенья и поэтому он какой?

Дети: Полный, круглый и добрый и у него есть пропеллер.

РИСУЮТ дети под звучание песни. 2-3 мин.

Учитель: Хорошо! Спасибо! Как вы все старались! Молодцы! Вот такой разный Карлсон у нас получился. Вам удалось понять и передать характер песни рисунками.

Домашним заданием будет: закончить образ- портрет Карлсона.

Учитель: А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой создает какой-то образ? Эту пьесу сочинил уже знакомый нам великий русский композитор П. И. Чайковский.

( На экране появляется портрет П.И. Чайковского).

Слушаем музыку. Закройте глаза и пофантазируйте.

Учитель: О ком нам рассказала эта музыка? Музыка выразила характер какого героя?

Дети: Страшного, злобного, ужасного…

Учитель: Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Дети: Баба – Яга, Кощей….

Учитель: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Дети: Злой, недобрый.

Учитель: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Дети: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

Учитель: А как вы это поняли? Какие средства музыкальной выразительности Вы знаете и как ими пользуется композитор?

Дети: Мелодия, темп, ритм, лад, регистр, характер, настроение…

Мелодия колючая, темп быстрый…

Учитель: Музыка этой пьесы похожа на мелодию темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Дети: Нет, звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

Учитель: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Дети: Выделяет.

Дети: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки.

Учитель: Нарисуйте словесный портрет Бабы-Яги?

Дети: Она старая, худая, сгорбленная, страшная, с большим носом, в ступе…

Учитель: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Дети: Темп быстрый, живой, не останавливается.

( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

Учитель: На каком инструменте исполняют пьесу?

Дети: Пьесу исполняют на фортепиано.

Учитель: Интересная музыка, не правда ли?

П.И. Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, педагог 19 века.

Однажды П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник Володя в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с запоминающимися интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Учитель: Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

Учитель: Молодцы! Не забыли!

Учитель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Что нового вы узнали?

Учитель: А еще? Какое слово часто звучало на уроке?

Дети: Познакомились со сказочными персонажами, говорили о сказочных героях. Часто звучало слово портрет!

Учитель: О, которых нам рассказала.

Дети: Музыка.

Учитель: Ребята, как бы мы могли назвать сегодняшний наш урок? Какое название ему можно дать? Давайте подумаем.

Учитель: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

(Поощрение учащихся). Всем Пятерки.

И сегодня на уроке мы с вами тоже рисовали. Скажите, пожалуйста, вы любите рисовать? В заключение мне хочется исполнить с вами песню

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На уроке используются разные виды деятельности.

Цель урока: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

Образовательные:

Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;

Развивающие: развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, вокально-хоровые навыки;

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, зрительной и слуховой наглядности, метод сравнения музыки и живописи.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:

русский художник 19 века Виктор Гартман, русский композитор 19 века М.П. Мусоргский, Сюита.

Музыкальный материал:

Личностные УУД: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки.

Регулятивные УУД: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию.

Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, фортепиано, раздаточный материал.

Организационный момент.

Моделирование проблемной ситуации.

Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

(Музей, галерея, выставка, вернисаж).

Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. (Слайд 1)

Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?

Учитель: (Слайд 2)

-К какому жанру живописи относится эта картина? (Пейзаж)

-Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью танца? (БАЛЕТ)

-Назовите жанр этих картин? (Портрет) (Слайд 3)

-Окраска звука в музыке? (Тембр)

-Жанр этой картины? (Натюрморт) (Слайд 4)

Ответили и открыли все замки - дверь открылась и на доске три картины

В. Гартмана, его портрет.

Основная часть урока.

Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. (Слайд 5) Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

(Слайд 6) Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите.

Дети: Модест Петрович Мусоргский. (Слайд 7)

Правильно. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течение трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

(Слайд 10) Каждая пьеса - это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.

Задание - определить жанр. (Песня)

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети: Тембр инструмента - фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

-У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского - это шуточный танец маленьких цыплят.

-Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?

Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик.

-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

-Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?

- Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Поём - «Бабка - Ежка Костяная ножка

Нос крючком, голова горшком

С печки упала, ножку сломала,

Ритм и метр распевки;

Речевая игра на развитие динамики голоса: «Бабка - Ежка Костяная ножка

(Тихо - идут к Бабе-Яге)

Нос крючком, голова горшком

(громко - показывают нос, голову)

С печки упала, ножку сломала,

(Тихо - руки вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге)

(Громко - хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы - Яги - садятся на свои места).

(Слайд 18) Задание: определить жанр - песня, танец или марш.

-Почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

Обобщение урока. Заключение.

- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока?

(Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику)

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

-Довольны ли вы своими ответами?

-Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?

-Какое у вас сейчас настроение?

Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока - веселым, безразличным или грустным.

Читайте также: