Музыкальные инструменты 4 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

- Познакомить учащихся с составом оркестра русских народных инструментов.

- Постараться привить любовь к русской народной музыке.

- Способствовать развитию внимания, памяти, чувства ритма, музыкально-исполнительских навыков.

- Воспитывать уважение и любовь к народным традициям и культуре.

Оборудование: баян, компьютер с проектором, акустическая система, Народные инструменты для детского оркестра: ложки, колокольчики, бубны.

- Юные музыканты, давайте же настроимся на урок, вспомним нашу настройку-песенку о нотах.

Исполняем, с движениями.

До, до, топни ногой!

Ре, ре, хлопни рукой!

Ми, ми, носик зажми,

Фа – себя обними!

Соль, соль – сделай вот так!

Си, си – встань, потянись,

Всем поскорей улыбниииись!

- Все-все друг другу улыбнулись! Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

А сейчас давайте закроем глазки и представим себе, что когда-то очень давно, много сотен или даже тысяч лет назад, в одной древней школе вашим ровесникам было дано задание – изобразить звуки природы с помощью каких-либо подручных средств. Как вы думаете, получилось это у древних школьников?

- Как можно было показать звук дождя, например? А шум листвы? Пение птиц? А падающие шишки с деревьев в лесу?

- Какие вы умнички, правда, с помощью разных камней, палочек. Как вы думаете, что могло получиться из этих палочек, например, позднее?

- Конечно, вы правы – возможно так и появлялись первые музыкальные инструменты. А какие инструменты могли появиться, например, в нашей стране? Как же вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Дети сами формулируют тему урока. Первый слайд.

Точно, тема сегодняшнего урока – русские народные музыкальные инструменты. Конечно, в каждой стране – своя национальная музыка и свои народные инструменты. Сегодня мы поговорим, о том, что близко именно нам. Второй слайд. Итак, я прошу вас взглянуть на экран, и послушать как звучит первый музыкальный инструмент. Что это? Конечно, гусли. Как вы думаете, где мы могли бы услышать звук этого инструмента? Мы уже с вами встречались с этими звуками. Как называются люди, которые играют на гуслях?

Ответы детей, вспоминаем былины.

- Следующий слайд и смотрим и слушаем – балалайку! Третий слайд.

Кто мог играть на этом инструменте? Давайте вспомним ярмарочные гулянья, о которых мы говорили на прошлом уроке и послушаем рассказ, который нам подготовили девочки о скоморохах.

- Итак, старшая сестра балалайки – домра. Четвертый слайд. Послушаем, как интересно она звучит. Как вы думаете, почему ее называют старшей сестрой балалайки?

- Теперь бубен. Пятый слайд. Кто знает, где использовали бубен? Да, скоморохи и в ратном деле.

- Ложки. Шестой слайд. Послушаем ансамбль ложкарей. Как мог появиться этот музыкальный инструмент, давайте пофантазируем!

- Жалейка. Седьмой слайд. Интересное название? Как вы думаете, почему этот инструмент так называется? Правильно, давайте послушаем.

- Рожок. Восьмой слайд. Этот инструмент имеет довольно резкое звучание. Послушаем? На рожках играли, как вы думаете, кто? Да, пастушки, в свое время даже проводились своеобразные состязания, кто искуснее сыграет на этом инструменте.

- Гармонь, как же без этого замечательного инструмента. Девятый слайд. Сегодня мы еще к ней вернемся, точнее к ее брату – баяну, который украшает сегодня наш класс, вместе с другими инструментами.

- Свирель, послушаем, как красиво, нежно она поет. Десятый слайд. Кто вспомнит, где мы уже встречались со свирелью? Да, совершенно верно, Лель играл на свирели.

- Свистульки. Одиннадцатый слайд. Это музыкальный инструмент, похожий на такие игрушечки, правда? И расписывались свистульки очень символично всегда, каждый знак на них мог что-то особое значить. А еще свистульками зазывали весну-красну.

- Трещотка. Двенадцатый слайд. Послушаем. Из вот таких дощечек собирались трещотки, и их постукиванием получался этот необычный звук.

- Что же, юные музыканты. Разные эти музыкальные инструменты? Или как-то все-таки можно их было бы объединить в группы?

Тринадцатый слайд. Да, давайте еще раз попробуем разделить все названные сегодня инструменты в эти три группы. Какой инструмент не подошел ни к одной?

Да, я обещала вам, что мы с вами вернемся к гармони – точнее к баяну.

Но для начала послушаем, как все эти музыкальные инструменты играют вместе.

Первый ряд – ложки, второй ряд – бубны, третий ряд – колокольчики.

Разрешите мне побыть сегодня вашим дирижером? Кстати, кто такой дирижер? Молодцы.

- Вот как здорово у нас получается! Шестнадцатый слайд.

Итак, оркестром мы побыли, теперь пришло время побыть хором. А для начала мы немного… Правильно, распоемся!

Ответы детей. Выставление оценок.

- Конечно, мы обязательно еще будем пробовать себя в составе нашего оркестра, всем спасибо за урок. Тем, кто захочет получить дополнительную оценку - дома можно нарисовать любой русский народный инструмент

– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, учитель!

Пение в разных тональностях.

II этап

Слайды № 1–3 (Приложение 1)

– Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О русских народных инструментах

– Какие народные инструменты вы знаете?
– Давайте посмотрим на них и послушаем их удивительные голоса.

III этап

– Мы с вами знаем много прекрасных народных песен, правда? Сегодня мы говорим об инструментах России и без песен нам никак не обойтись.
– Какие жанры русских песен мы знаем? Хороводные, плясовые, игровые, календарные

Наигрываю мелодию песни “Во поле береза стояла”

– Узнали песню? Да!

Исполнение песни одноголосно, каноном. Работа над интонацией, выразительностью.

– А теперь поиграем. Знаем мы игровые песни? Да, “Бояре”, “А мы просо сеяли”

Исполнение песни “А мы просо сеяли” по группам с движением.

– Как можно “украсить” нашу песню? Игрой на инструментах.

Исполнение песни с треугольником и бубном.

– А еще есть у нас ваша любимая песня. Да? “Как у наших у ворот”

Исполнение песни с солистами. Работа над выразительностью, дикцией, интонацией.
Исполнение песни с музыкальными инструментами.

IV этап

– Ребята, а кто в старину играл на народных инструментах? Шуты, скоморохи,

– Правильно. Они развлекали народ своими песнями и шутками. Ни один праздник не обходился без скоморохов. Мы сейчас послушаем фрагмент пляски скоморохов из оперы “Снегурочка”. Кто автор оперы? Н. Римский – Корсаков

– Правильно. А какой праздник отмечают в опере жители берендеева царства? Масленицу.

– Какую музыку играли скоморохи? Веселую, плясовую.

– А вы слышали там голоса народных инструментов? Нет. Там играл симфонический оркестр. Но некоторые инструменты подражали народным.

– Правильно. Молодцы! Оперный спектакль сопровождает оркестр симфонический.

V этап

– А мы с вами можем быть скоморохами? Что для этого нужно? Взять в руки музыкальные инструменты.

– Какую музыку будем играть? Веселую, плясовую.

– Вот такая подойдет?

Звучит мелодия “То не ветер ветку клонит”

– Почему? Эта мелодия протяжная, медленная.

Эта веселая, плясовая. Она подойдет.

Разучивание ритмической партитуры.

Исполнение в форме вариации.

– В какой форме прозвучало наше произведение? В форме вариации.

VI. Обобщение темы урока

– Что нового мы узнали на уроке? Познакомились с народными инструментами, послушали, как они звучат.

– На каком народном инструменте захотелось научиться играть? На баяне, рожке, балалайке.

Прием "Интерактивная инфографика " помогает обучающимся на основе интерактивной схемы, находящейся постоянно перед глазами, осваивать, систематизировать и закреплять классификацию музыкальных инструментов на основе иллюстративного материала презентации.




Рекомендации:

Джанетта Геннадьевна, спасибо за отличную работу. Качественно и полезно.

Татьяна Григорьевна, благодарю за оценку материала, добрые слова и поддержку! Очень приятно Ваше внимание и участие!

Джанетта Геннадьевна! Очень понравилась Ваша работа. Спасибо за ресурс и желание делиться с коллегами.

Джанетта Геннадьевна, отличная работа. Некогда было заглянуть на СУП - болела и участвовала с ребятами на конкурсе певческого искусства. И вот такой сюрприз - Ваша работа. Всех Вам благ.

Ольга Куприяновна, приятно Ваше внимание и оценка моего материала, как опытного профессионала! Спасибо!

Джанетта Геннадьевна, и в Новом 2020 году желаю Вам творческой энергии, энтузиазма, методического созидания на благо развития наших детей!

Очень рада Вас видеть, Ирина Юрьевна! Благодарю за внимание к материалу, оценку, замечательный отзыв! Отдельное спасибо за прекрасные пожелания! Как жаль, что с каждым годом всё меньше и меньше знакомых милых лиц на портале! И Вам всего самого доброго!

Очень понравился приём "Интерактивная инфографика", понравилось оформление работы, понравилось содержание, понравились картинки инструментов. Спасибо, Джанетта Геннадьевна!

Спасибо, Ирина Константиновна, за внимание к образовательному ресурсу, за добрые слова, за знак отличия! Очень рада, что вам всё понравилось!

Мне у Вас всё нравится. Большое спасибо за такие презентации. Очень много информации, работы яркие, красивые, детям такие презентации нравятся. Интересно смотреть и читать, спасибо Вам!

Ирина Константиновна, очень радует Ваше внимание! Огромная благодарность за позитивный отзыв и за позитив, от Вас исходящий!

Красивая и очень полезная работа, а как ещё научить детей отличать музыкальные инструменты друг от друга. Спасибо, Джанетта Геннадьевна!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красочная презентация к уроку музыки в 4 классе по теме " Оркестр русских народных инструментов".

 Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Эти инструменты были созданы более 200 лет назад народными мастерами. Наши предки - берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Эти инструменты были созданы более 200 лет назад народными мастерами. Наши предки - берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.

рожок балалайка домра трещотка бубен свирель гармонь пианино бубенцы свистулька скрипка гусли ложки треугольник

треугольник

 Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

 Оркестр - группа музыкантов, которые слажено, дружно играют на различных русских народных инструментах.

Оркестр - группа музыкантов, которые

слажено, дружно играют на

различных русских народных инструментах.

Оркестр русских народных инструментов – ЭТО ДРУЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Оркестр русских народных инструментов – ЭТО ДРУЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.

В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

 / Оркестр

 Василий Васильевич Андреев музыкант, композитор, балалаечник. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.

Василий Васильевич Андреев

музыкант, композитор, балалаечник. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.

Группы инструментов русского народного оркестра ДУХОВЫЕ СТРУННЫЕ УДАРНЫЕ

Группы инструментов

русского народного оркестра

ДУХОВЫЕ Источником звука служит вдуваемый музыкантом воздух

Источником звука служит вдуваемый музыкантом

ЖАЛЕЙКА Жалейка — русский народный духовой инструмент. Представляет собой небольшую трубку из дерева или камыша; на нижний конец ее обычно надевается коровий рог, который служит для усиления звука. В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать из инструмента звуки различной высоты. Звук жалейки — пронзительный, несколько резковатый.

Жалейка — русский народный духовой инструмент. Представляет собой небольшую трубку из дерева или камыша; на нижний конец ее обычно надевается коровий рог, который служит для усиления звука.

В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать из инструмента звуки различной высоты. Звук жалейки — пронзительный, несколько резковатый.

СТРУННЫЕ Звук извлекается посредством воздействия на струны.

Звук извлекается посредством воздействия на струны.

ГУСЛИ Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Количество струн у разных инструментов колеблется от 11- 36 Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли.

Количество струн у разных инструментов колеблется от 11- 36 Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.

УДАРНЫЕ Звук извлекается ударом или тряской (покачиванием)

Звук извлекается ударом или тряской (покачиванием)

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд

Читайте также: