Музыкальные инструменты 4 класс конспект урока с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
- Познакомить учащихся с составом оркестра русских народных инструментов.
- Постараться привить любовь к русской народной музыке.
- Способствовать развитию внимания, памяти, чувства ритма, музыкально-исполнительских навыков.
- Воспитывать уважение и любовь к народным традициям и культуре.
Оборудование: баян, компьютер с проектором, акустическая система, Народные инструменты для детского оркестра: ложки, колокольчики, бубны.
- Юные музыканты, давайте же настроимся на урок, вспомним нашу настройку-песенку о нотах.
Исполняем, с движениями.
До, до, топни ногой!
Ре, ре, хлопни рукой!
Ми, ми, носик зажми,
Фа – себя обними!
Соль, соль – сделай вот так!
Си, си – встань, потянись,
Всем поскорей улыбниииись!
- Все-все друг другу улыбнулись! Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
А сейчас давайте закроем глазки и представим себе, что когда-то очень давно, много сотен или даже тысяч лет назад, в одной древней школе вашим ровесникам было дано задание – изобразить звуки природы с помощью каких-либо подручных средств. Как вы думаете, получилось это у древних школьников?
- Как можно было показать звук дождя, например? А шум листвы? Пение птиц? А падающие шишки с деревьев в лесу?
- Какие вы умнички, правда, с помощью разных камней, палочек. Как вы думаете, что могло получиться из этих палочек, например, позднее?
- Конечно, вы правы – возможно так и появлялись первые музыкальные инструменты. А какие инструменты могли появиться, например, в нашей стране? Как же вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Дети сами формулируют тему урока. Первый слайд.
Точно, тема сегодняшнего урока – русские народные музыкальные инструменты. Конечно, в каждой стране – своя национальная музыка и свои народные инструменты. Сегодня мы поговорим, о том, что близко именно нам. Второй слайд. Итак, я прошу вас взглянуть на экран, и послушать как звучит первый музыкальный инструмент. Что это? Конечно, гусли. Как вы думаете, где мы могли бы услышать звук этого инструмента? Мы уже с вами встречались с этими звуками. Как называются люди, которые играют на гуслях?
Ответы детей, вспоминаем былины.
- Следующий слайд и смотрим и слушаем – балалайку! Третий слайд.
Кто мог играть на этом инструменте? Давайте вспомним ярмарочные гулянья, о которых мы говорили на прошлом уроке и послушаем рассказ, который нам подготовили девочки о скоморохах.
- Итак, старшая сестра балалайки – домра. Четвертый слайд. Послушаем, как интересно она звучит. Как вы думаете, почему ее называют старшей сестрой балалайки?
- Теперь бубен. Пятый слайд. Кто знает, где использовали бубен? Да, скоморохи и в ратном деле.
- Ложки. Шестой слайд. Послушаем ансамбль ложкарей. Как мог появиться этот музыкальный инструмент, давайте пофантазируем!
- Жалейка. Седьмой слайд. Интересное название? Как вы думаете, почему этот инструмент так называется? Правильно, давайте послушаем.
- Рожок. Восьмой слайд. Этот инструмент имеет довольно резкое звучание. Послушаем? На рожках играли, как вы думаете, кто? Да, пастушки, в свое время даже проводились своеобразные состязания, кто искуснее сыграет на этом инструменте.
- Гармонь, как же без этого замечательного инструмента. Девятый слайд. Сегодня мы еще к ней вернемся, точнее к ее брату – баяну, который украшает сегодня наш класс, вместе с другими инструментами.
- Свирель, послушаем, как красиво, нежно она поет. Десятый слайд. Кто вспомнит, где мы уже встречались со свирелью? Да, совершенно верно, Лель играл на свирели.
- Свистульки. Одиннадцатый слайд. Это музыкальный инструмент, похожий на такие игрушечки, правда? И расписывались свистульки очень символично всегда, каждый знак на них мог что-то особое значить. А еще свистульками зазывали весну-красну.
- Трещотка. Двенадцатый слайд. Послушаем. Из вот таких дощечек собирались трещотки, и их постукиванием получался этот необычный звук.
- Что же, юные музыканты. Разные эти музыкальные инструменты? Или как-то все-таки можно их было бы объединить в группы?
Тринадцатый слайд. Да, давайте еще раз попробуем разделить все названные сегодня инструменты в эти три группы. Какой инструмент не подошел ни к одной?
Да, я обещала вам, что мы с вами вернемся к гармони – точнее к баяну.
Но для начала послушаем, как все эти музыкальные инструменты играют вместе.
Первый ряд – ложки, второй ряд – бубны, третий ряд – колокольчики.
Разрешите мне побыть сегодня вашим дирижером? Кстати, кто такой дирижер? Молодцы.
- Вот как здорово у нас получается! Шестнадцатый слайд.
Итак, оркестром мы побыли, теперь пришло время побыть хором. А для начала мы немного… Правильно, распоемся!
Ответы детей. Выставление оценок.
- Конечно, мы обязательно еще будем пробовать себя в составе нашего оркестра, всем спасибо за урок. Тем, кто захочет получить дополнительную оценку - дома можно нарисовать любой русский народный инструмент
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, учитель!
Пение в разных тональностях.
II этап
Слайды № 1–3 (Приложение 1)
– Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О русских народных инструментах
– Какие народные инструменты вы знаете?
– Давайте посмотрим на них и послушаем их удивительные голоса.
III этап
– Мы с вами знаем много прекрасных народных песен, правда? Сегодня мы говорим об инструментах России и без песен нам никак не обойтись.
– Какие жанры русских песен мы знаем? Хороводные, плясовые, игровые, календарные
Наигрываю мелодию песни “Во поле береза стояла”
– Узнали песню? Да!
Исполнение песни одноголосно, каноном. Работа над интонацией, выразительностью.
– А теперь поиграем. Знаем мы игровые песни? Да, “Бояре”, “А мы просо сеяли”
Исполнение песни “А мы просо сеяли” по группам с движением.
– Как можно “украсить” нашу песню? Игрой на инструментах.
Исполнение песни с треугольником и бубном.
– А еще есть у нас ваша любимая песня. Да? “Как у наших у ворот”
Исполнение песни с солистами. Работа над выразительностью, дикцией, интонацией.
Исполнение песни с музыкальными инструментами.
IV этап
– Ребята, а кто в старину играл на народных инструментах? Шуты, скоморохи,
– Правильно. Они развлекали народ своими песнями и шутками. Ни один праздник не обходился без скоморохов. Мы сейчас послушаем фрагмент пляски скоморохов из оперы “Снегурочка”. Кто автор оперы? Н. Римский – Корсаков
– Правильно. А какой праздник отмечают в опере жители берендеева царства? Масленицу.
– Какую музыку играли скоморохи? Веселую, плясовую.
– А вы слышали там голоса народных инструментов? Нет. Там играл симфонический оркестр. Но некоторые инструменты подражали народным.
– Правильно. Молодцы! Оперный спектакль сопровождает оркестр симфонический.
V этап
– А мы с вами можем быть скоморохами? Что для этого нужно? Взять в руки музыкальные инструменты.
– Какую музыку будем играть? Веселую, плясовую.
– Вот такая подойдет?
Звучит мелодия “То не ветер ветку клонит”
– Почему? Эта мелодия протяжная, медленная.
Эта веселая, плясовая. Она подойдет.
Разучивание ритмической партитуры.
Исполнение в форме вариации.
– В какой форме прозвучало наше произведение? В форме вариации.
VI. Обобщение темы урока
– Что нового мы узнали на уроке? Познакомились с народными инструментами, послушали, как они звучат.
– На каком народном инструменте захотелось научиться играть? На баяне, рожке, балалайке.
Прием "Интерактивная инфографика " помогает обучающимся на основе интерактивной схемы, находящейся постоянно перед глазами, осваивать, систематизировать и закреплять классификацию музыкальных инструментов на основе иллюстративного материала презентации.
Рекомендации:
Джанетта Геннадьевна, спасибо за отличную работу. Качественно и полезно.
Татьяна Григорьевна, благодарю за оценку материала, добрые слова и поддержку! Очень приятно Ваше внимание и участие!
Джанетта Геннадьевна! Очень понравилась Ваша работа. Спасибо за ресурс и желание делиться с коллегами.
Джанетта Геннадьевна, отличная работа. Некогда было заглянуть на СУП - болела и участвовала с ребятами на конкурсе певческого искусства. И вот такой сюрприз - Ваша работа. Всех Вам благ.
Ольга Куприяновна, приятно Ваше внимание и оценка моего материала, как опытного профессионала! Спасибо!
Джанетта Геннадьевна, и в Новом 2020 году желаю Вам творческой энергии, энтузиазма, методического созидания на благо развития наших детей!
Очень рада Вас видеть, Ирина Юрьевна! Благодарю за внимание к материалу, оценку, замечательный отзыв! Отдельное спасибо за прекрасные пожелания! Как жаль, что с каждым годом всё меньше и меньше знакомых милых лиц на портале! И Вам всего самого доброго!
Очень понравился приём "Интерактивная инфографика", понравилось оформление работы, понравилось содержание, понравились картинки инструментов. Спасибо, Джанетта Геннадьевна!
Спасибо, Ирина Константиновна, за внимание к образовательному ресурсу, за добрые слова, за знак отличия! Очень рада, что вам всё понравилось!
Мне у Вас всё нравится. Большое спасибо за такие презентации. Очень много информации, работы яркие, красивые, детям такие презентации нравятся. Интересно смотреть и читать, спасибо Вам!
Ирина Константиновна, очень радует Ваше внимание! Огромная благодарность за позитивный отзыв и за позитив, от Вас исходящий!
Красивая и очень полезная работа, а как ещё научить детей отличать музыкальные инструменты друг от друга. Спасибо, Джанетта Геннадьевна!
Красочная презентация к уроку музыки в 4 классе по теме " Оркестр русских народных инструментов".
Русские народные инструменты
Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Эти инструменты были созданы более 200 лет назад народными мастерами. Наши предки - берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.
треугольник
Русские народные инструменты
Оркестр - группа музыкантов, которые
слажено, дружно играют на
различных русских народных инструментах.
Оркестр русских народных инструментов – ЭТО ДРУЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.
В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.
Василий Васильевич Андреев
музыкант, композитор, балалаечник. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.
Группы инструментов
русского народного оркестра
Источником звука служит вдуваемый музыкантом
Жалейка — русский народный духовой инструмент. Представляет собой небольшую трубку из дерева или камыша; на нижний конец ее обычно надевается коровий рог, который служит для усиления звука.
В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать из инструмента звуки различной высоты. Звук жалейки — пронзительный, несколько резковатый.
Звук извлекается посредством воздействия на струны.
Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли.
Количество струн у разных инструментов колеблется от 11- 36 Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.
Звук извлекается ударом или тряской (покачиванием)
Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.
При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд
Читайте также: