Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время конспект

Обновлено: 05.07.2024

Внеклассная музыкально-исполнительская деятельность в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям.

Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.

Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Организационными формами проведения внеурочной музыкально-исполнительской деятельности могут быть:

массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев (лекции-концерты, беседы о музыке), музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов - экранизаций опер и балетов. Например: лекции-концерты на радио и музыкально-эстетическая работа В.Н. Шацкой в колонии "Бодрая жизнь", "Вечера ровесников" в Колонном зале Дома Союзов и циклы бесед в Третьяковской галерее Д.Б. Кабалевского;

кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.

Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

Организатору праздничных торжеств следует проводить их во взаимосвязи с постановкой музыкального воспитания на уроках музыки, а также с учетом музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время (занятия в хоре, музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.п.). Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано).

Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Особую атмосферу таким мероприятиям придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.

Другие виды организации внеурочных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей. Так, после школьных уроков дети по желанию могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальном инструменте, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.

Хоровой кружок. Наиболее распространенной формой внеклассной музыкально-воспитательной работы является работа со школьным хором. Организация хора - это первый и весьма важный этап в создании школьного хорового коллектива. Сначала подбирается небольшая группа учащихся - любителей хорового пения, которые составят ядро, основу будущего хорового коллектива. С этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере либо по школьному радио. Затем полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни.

При организации школьного хора в первое время нужно принимать в него всех желающих, не бояться, если у школьника слабый музыкальный слух или плохой тембр голоса, хотя это, конечно, потребует дополнительной индивидуальной работы. В дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие музыкального слуха и хотя бы небольшого голоса. Пусть даже с неполным диапазоном. Желающему петь в хоре можно предложить спеть знакомую песню. Легкие попевки в различных тональностях можно использовать для выяснения качества и диапазона голоса. Нужно учитывать, что при первом прослушивании не всегда удается безошибочно определить характер голоса и музыкальные способности новичков, поэтому в процессе учебной работы необходимо периодически их прослушивать.

Инструментальный кружок. Занятия по обучению игре на музыкальном инструменте следует проводить в индивидуальной форме, по 2 ч в неделю. Музыкальный инструмент дети выбирают по желанию (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, кларнет, труба и др.). Такие индивидуальные занятия проводятся за отдельную плату специалистами в контакте с учителями музыки, а их расписание составляется совместно с администрацией школы. Помимо индивидуальных занятий с младшими школьниками может быть предусмотрено участие в инструментальном ансамбле (дуэт, трио). Целью организации инструментального кружка в школе является открытие для младших школьников пути к музицированию.

Условно можно выделить два этапа в обучении игре на музыкальном инструменте: постановка двигательного аппарата, обучение ребенка разбирать нотный текст и развитие творческих способностей исполнителя. В основе методики индивидуального обучения лежит принцип "погружения", разработанный автором интенсивного курса фортепиано Т. И. Смирновой. По этой методике обучаемому ребенку необходимо сразу предоставить определенный объем информации, который будет постепенно осваиваться им в практической деятельности. Ребенок сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно получает знания из практической работы над заданиями.

Танцевальный кружок. Организационными условиями проведения занятий в таком кружке являются чистое, проветренное помещение, хорошие полы, легкая удобная одежда, специальная обувь ("чешки"). В построении занятий следует придерживаться соблюдения принципа единства цели и средств, используемых для ее достижения (способствовать творческому самовыражению учащихся средствами хореографического искусства), а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки. Задачи занятий - формировать пластику движений, воспитывать интерес к хореографии, развивать навыки выражения музыкального образа в танце.

С учетом специфики младшего школьного возраста целесообразны: опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно-перцептивной потребности детей, частая смена заданий из-за неустойчивости произвольного внимания детей, сочетание физической нагрузки и моментов релаксации по причине физиологических особенностей растущего организма.

Содержание занятий должно включать упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков, упражнения на метроритм, знакомство с танцами и их элементами, сюжетно-образными движениями, игровое творчество детей.

Музыкальный и кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.

Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как "Зайкина избушка", "Кот, Петух да Лиса" В. Герчик, "Теремок" М. Красева на слова С. Маршака, "Волк и семеро козлят" М. Коваля и др. (из опыта работы М.С. Осенневой)

Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:

Образовательные - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.

Воспитательные - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.

Развивающие - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.

1. Урок музыки – основная форма музыкального воспитания.

2. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время.

Урок музыки

Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, и хотя имеются ещё дополнительные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танцы или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовольствие и радость от своего труда. Урок это порой это невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях.

Требования к уроку.

Требования к учителю, ведущему урок музыки




Исследовательская- анализ музыкальных произведений, изучение опыта коллег, анализ собственной работы.

Проектировочная- планирование, распределение учебно-воспитательных задач, формирование навыков и умений.

Конструктивная- построение уроков, внеклассных музыкальных занятий.

Коммуникативная- установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета у учеников. Безусловно, всё это взаимосвязано в работе учителя и направлено на решение задач музыкального воспитания школьников.

Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время.

Требования к организации внеклассной работы по музыке

1. Хоровые кружки

2. Кружки обучения игре на инструменте

3. Детский фольклорный ансамбль

4. Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов

5. Вокально-инструментальный ансамбль

6. Детский музыкальный театр

Праздники и досуг:

1. Школьные праздники

2. Тематические и комплексные занятия

Требования к организации внеклассной работы по музыке

• все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

• широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

• необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Хоровые кружки

• Учитель музыки обычно старается привлечь тех, кто, по его мнению, может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь.

Кружки обучения игре на инструменте

• Индивидуальная форма работы учителя с учеником создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям.

Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.

Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:

массовые - общешкольный хор, праздники, смотры, конкурсы, коллективные посещения спектаклей, просмотр видеофильмов - экранизаций опер и балетов;

кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.

Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

Организатору праздничных торжеств следует проводить их во взаимосвязи с постановкой музыкального воспитания на уроках музыки, а также с учетом музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время (занятия в хоре, музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.п.).

Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участники массовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссеры, а также определить основные обязанности между этими группами.

Праздники требуют не только продуманного сценария, но и художественного оформления (декорации, костюмы), и чем большую помощь могут оказать учителю руководители различных кружков и педагоги-предметники, тем удачнее праздничный спектакль (так, например, декламацию может подготовить учитель русского языка). В целом организация праздников требует активности и мобильности педагога. И конечно, неоценимой помощью в подготовке любого праздничного мероприятия является участие в них родителей - и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц - костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей.

В проведении праздников очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего. Например, ведущий может обратиться к детям с такими словами:

Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Особую атмосферу таким мероприятиям придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.

Другие виды организации внеклассных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей. Так, после школьных уроков дети по желанию могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальном инструменте, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.

Музыкальный и кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.

Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:

образовательных - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.

воспитательных - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.

развивающих - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.

В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Так, например, роль Свиньи в музыкальной сказке "Кошкин дом" В. Золотарева можно поручить ученице III класса, а роль поросят - первоклассникам. Аналогично роли Петуха и Курицы могут сыграть второклассники, а петушков - дети I класса.

Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совместного коллективного посещения музыкального и кукольного театров, которое будет способствовать близкому соприкосновению и общению детей с музыкой. Все аспекты деятельности театров направлены на воспитание и формирование общей, и в частности музыкальной, культуры подрастающего поколения.

Едва стоит ступить на порог здания маленькому зрителю, как все - праздничная атмосфера, внешняя обстановка, интерьер - начинает готовить его к предстоящему посвящению в таинство театра и музыки.

После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том, что им особенно запомнилось - актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления, произведенного спектаклем на зрителей.

Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вспомогательную перед серьезным обращением к какому-либо музыкальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направлениям - развития навыков сценической речи, пластики движений и певческих данных. Эти направления естественным образом согласуются с синтетической природой музыкального театра, сочетающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценическое действие.

Роль педагога - руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по-своему переосмысливает ее. И задача педагога-руководителя - дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее.

Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.

Рекомендуемая литература

Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001.

Режиссер работает в школе. - М., 1991.

Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классическая музыка. Эстетическое воспитание. Культура поведения. Эти фразы становятся практически архаизмами. Ведь не секрет, что насыщенный школьный ритм жизни не позволяет в полной мере решить вопрос музыкально-эстетического воспитания, гораздо больше других проблем, которые надо решать в первую очередь. А музыкальное воспитание отодвигается на второй план.

Это и понятно, ведь реальность нашего стремительного компьютеризованного времени такова, что наши дети знают, как обращаться с компьютером и DVD-плеером порой лучше, чем их родители. Технические новинки – плееры, планшет отодвигают живое общение с музыкой, классическими произведениями все дальше. Дети слушают музыку сейчас с помощью последней модели телефона, да и для их родителей классика сейчас - как музыка с другой планеты, поэтому дома ее точно не услышат. Конечно, технический процесс не отменить, но как же эстетика, нравственность и культура? Ведь красоту и пользу классической музыки тоже нельзя отодвигать на задний план.

Для того, чтобы оценить результаты и насколько эффективна наша разработка, предлагаем провести оценивание (анкетирование) до и после ее использования.

2. Анкетирование.

До внедрения разработки среди школьников мы проводим анкету с простыми вопросами на знание классической музыки:

- Назовите известных вам композиторов.

- Какие музыкальные произведения вы знаете?

- Назовите ваше любимое музыкальное произведение.

Эти же вопросы задаются ученикам после проведенных мероприятий по знакомству учеников с классикой.

3.Внедрение разработанной системы и ее описание.

Во время их звучания мы предлагаем использовать такие приемы для игры и запоминания:

Для выполнения задания музыкально-художественные мазки, понадобятся краски, карандаши, фломастеры – и дети под музыку по очереди выходят из-за парты, выбирают подходящий по их мнению цвет и рисуют им на листочке, прикрепленном на доске.

Для задания заштриховывание фигурки детям понадобятся индивидуальные листочки с простой фигуркой – ноткой, цветик - семицветик, солнышко и т.п. Детки во время слушания раскрашивают их по своему вкусу.

Свободное дирижирование – самое легкое задание, так как кроме того, что дети под объявленную музыку дирижируют, как им вздумается, ничего делать не надо. В конце лишь уточнить, что за музыка прозвучала, и кто ее автор.

Эти, а может, по мнению учителя и какие-либо другие задания проводятся с разными произведениями, обязательно при этом на доске записывается его название, автор, проговаривается вслух до и после игры. Можно показывать портреты композиторов, изображения инструментов, дополнительные картинки, все то, что сработает на лучшее запоминание.

На доске портрет Моцарта, изображения людей в костюмах того времени, моменты бала.

-Кто бы хотел попасть на настоящий бал?

На доске записан автор и название произведения.

Детям раздаются листочки с изображением пустой нотки.

-Покажите, какие нотки теперь у вас.

-Нотка стала красочной, а ваше настроение улучшилось?

На физминутке дети встали из-за парт.

-Ребята, представьте себя на месте дирижера – это человек, который управляет целым оркестром, задает им темп, ритм, помогает вступать инструментам. Как движутся его руки? (показываем).

Отмечаются те ребята, у кого получилось лучше.

  1. Повторное анкетирование детей проводится после того, как по мнению учителя, дети достаточно хорошо познакомились и запомнили предложенные произведения. (учитывая, что за неделю можно каждый день работать с одним произведением, за месяц каждое повторится, примерно, 3 раза).

Надеемся, что предложенный вариант поможет ненавязчиво запомнить младшим школьникам некоторые классические произведения, и не просто запомнить, а полюбить их, связывать с игровыми минутами, а также проявить интерес к дальнейшему изучению серьезных музыкальных произведений. А эту, в свою очередь, поможет им понимать такую музыку, легче воспринимать, и развиваться эстетически.

Читайте также: