Музыка в рассказе к г паустовского корзина с еловыми шишками конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

развивать навыки чтения учащихся; творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

1. Организационный момент.

Учитель музыки: Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Постановка цели урока.

На доске: Волшебник и великий музыкант!

Чтение хором слов на доске.

- Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

- Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?

Показ портрета К.Г. Паустовского.

- Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.

- К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.

- Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить, откуда взяты строки.

4. Викторина: “ Откуда взяты эти строки?”. (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)

1. “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”. (“Стальное колечко”)

2. “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

3. “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

4. “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

5. “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”. (“Корзина с еловыми шишками”)

- О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе? (О композиторе Э. Григе).

Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году он окончил консерваторию в Лейпциге с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Самые известные его произведения: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.

Скончался композитор в родном городе 4 сентября 1907 года.

- В какой стране жил композитор? (В Норвегии)

- Э. Григ очень любил природу родной Норвегии. Об этом нам расскажут ребята. (Звучит музыка Э. Грига - “Норвежский танец №2”)

Учащийся: Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.

Учитель музыки:

- Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?

Cлайды 10–16

Учащийся: Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра. Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.

Постановка цели урока.

Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучать классическая музыка Эдварда Грига.

Показ корзины с шишками.

- А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.

2. Работа с текстом.

I часть рассказа. Учитель чтения:

1. - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

2. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

- Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

- Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

- Какое настроение создает это описание? (Слайд 17) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

- Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

3. Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.

- Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Выслушиваются предположения детей.

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

- Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

II часть рассказа. Учитель музыки:

- В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

- Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).

- Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)

- Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

Слайд 19 (пословицы)

На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?

III-IV часть рассказа.

- Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.

Какой же она стала?

- Попробуйте составить портрет Дагни.

- Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

- Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

- В какой необычной обстановке проходил концерт?

- Что такое “белые ночи”?

- На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

- Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.

А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”. Но сначала, давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)

Вы можете закрыть глаза. (Дети слушают с закрытыми глазами)

- Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? (Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

- Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Грубые они или нежные?). Вы же постепенно открываете глаза после сна.

- Тихие или громкие? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)

- Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

- Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, (событие яркое, доброе, интересное, хорошее) и мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

- Какими ещё звуками модно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Запись на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

Учитель начальных классов:

- А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)

- Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

- Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)

- Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это Были слёзы благодарности , Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

- Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

- Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки)

- Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.

- Я предлагаю вернуться к нашей теме.

- О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)

- Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?

- Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение, улыбку.

- А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно .

(Дети работают под спокойную музыку)

- Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит .

“Кто добр поистине, добро творит в молчании” - английская пословица.

- Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого.

- В заключение нашей встречи я хочу благодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей.
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.

Учитель чтения: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

На прошлом уроке вы составляли синквейны о Паустовском и Григе. Мы выбрали самые удачные ваши фразы и вот что у нас получилось: (учащиеся зачитывают со слайда)

Учитель музыки: А сейчас вам предстоит творческая работа (сочинение-впечатление под музыку). Итак, как можно начать сочинение? (Разбор).

А вот такое сочинение может получиться и у вас:

“Представьте себе, что всё спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мам белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. А небо синее-синее. А звёзды большие, я звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет и улыбается. Начинается новый день”.

Как можно закончить сочинение? (Разбор). Прослушивание музыки ещё раз. Показ слайдов до конца. Творческая работа. Чтение сочинений.

Учитель музыки: Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига?

“…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.

“Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”.

“Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

“Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”.

“Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”.

С детских лет Паустовскому хотелось увидеть и испытать всё, что может увидеть и испытать человек.

Родился писатель в 1892 году. Семья была большая и склонная к занятиям искусствами. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. И сам писатель всю жизнь ходил в театр как на праздник. Учился он в Киеве в классической гимназии, знал и любил литературу и много времени тратил на чтение книг. В последнем классе гимназии написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском журнале “Огни”. С тех пор решение стать писателем завладело им так крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

Паустовский много ездил по стране. Он хотел “всё узнать, всё почувствовать, всё понять”. Поэтому встречался с разными людьми. Сменил много занятий: был водителем трамвая, кондуктором, санитаром в военном поезде, развозившем раненых по городам. Тогда он узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Самару, Тамбов). Слушал множество замечательных рассказов разных людей. Позже работал на металлургическом заводе, в рыбачьей артели, репортёром в московских газетах. Писатель говорил: “Каждая моя поездка – это книга”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: студентка 4 Б группы

Черкасова Юлиана

Составление фрагмента урока по творчеству К.Г. Паустовского

Цель: формирование у обучающихся представления о нравственности, об этических ценностях на примере рассказа К.Г. Паустовского и музыки Э. Грига.

Развивающие: способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; развитие речи обучающихся; развитие воображения, мышления, творческих способностей обучающихся.

Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности; воспитание любви к музыке и литературе.

Предполагаемые ответы обучающихся

Планируемые результаты

- Ребята, закройте глаза, и насладитесь музыкой композитора, о котором мы сегодня поговорим на нашем уроке.

- Какую картину вы представили, прослушивая данный фрагмент композиции?

- Какое настроение у вас сложилось после прослушивания?

- Данная музыка принадлежит замечательному композитору Эдварду Григу. Знакомо ли для вас это имя?

Жизнь и творчество Эдварда Грига

Эдвард Григ родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье. Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча.

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине, будущей жене - Нине Хагеруп.

После свадьбы началась самая замечательная пора в жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости.

Здоровье с годами слабеет, болезни дают о себе знать. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

- Ребята, откройте учебник и скажите, о творчестве какого писателя мы сегодня будем говорить на уроке?

Жизнь и творчество Константина Паустовского

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни". По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах -объездил всю страну. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

- Прочитайте название произведение, с которым мы сегодня будем работать.

Задания после прочтения рассказа

1. Фронтальная беседа

- Назовите главных героев рассказа?

- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи?

- Прочитайте снова отрывок по ролям.

- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

- Что он обещает девочке?

- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?

- У музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор.

- Что являлось предметом роскоши в комнате?

- Найдите толкование слова рояль в словаре.

Работа с толковыми словарями

Рояль - ( фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент , разновидность фортепиано , в котором струны , дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино . Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

- Зачитайте строки, описывающие звучание.

- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.

- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивать эмоциональный мир детей, музыкальный слух, воображение, память и мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.

3. Воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.

Материалы к уроку:

Книга для чтения,мультимедийная презентация, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке.

2. Развивать эмоциональный мир детей, музыкальный слух, воображение, память и мышление; расширять кругозор, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.

3. Воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.

Материалы к уроку:

Книга для чтения,мультимедийная презентация, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке.

I. Организационный момент.

Доброе утро! Возьмёмся за руки, мысленно пожелаемуспехов в сегодняшнем уроке. У нас прекрасное настроение - начинаем урок. Садитесь девочки, Егор.

II. Разминка.

Скороговорка: На елке - шишки, на столе - книжки. (презентация 1 СЛАЙД, на листках)

а) читаем про себя

III. Проверка домашнего задания.

- Сейчас я проверю, как вы запомнили содержание рассказа, заданного вам на дом.

- При правильном ответе на вопросы теста у вас получится слово, имеющее отношение к произведению, которое мы сейчас изучаем.

- Итак, я читаю вопрос, а вы записываете букву, соответствующую верному ответу.(СЛАЙДЫ 2-8)

1.Э. Григ – это

К - норвежский композитор;

П - русский композитор;

Ж - немецкий композитор;

2.Героиню рассказа звали:

3.Девочка была дочерью:

4. Какую интересную вещь пообещал подарить Э.Григ героине рассказа:

5.Отца ДагниПедерсен звали:

6.Тётушка Дагни работала:

Н -портнихой;

7.На концерт Дагни, Магда и Нильс пошли в:

(презентация, на листках)

- Проверим, что у вас получилось. (ответ в презентации, на листе)

-Да, верно! (Слайд 9)

IV. Актуализация знаний

- Так каким образом связано получившееся слово с нашим уроком?

- Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)-Вероника

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)-Алёна

_Посмотрите на этих великих людей (СЛАЙД 10)

- Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

- Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.

Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

V. Работа над текстом

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)

Вы дома озаглавили части этого рассказа.

Работаем над 1 частью рассказа.

-Как вы ее озаглавили? (Встреча)

Как вы представляете природу Норвегии?

Как об этом пишет Паустовский? Найдите в тексте. (стр. 47 второй абзац –Вероника)

Почему автор начал свой рассказ с описания природы?

Грига манила природа, он любил уединяться в лесу, где черпал вдохновение.

Давайте посмотрим на природу Родины Грига? (СЛАЙД 12)

А теперь мысленно перенесемся в осенний лес Бергена.

- Сейчас ребята напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

(инсценирование. В это время звучит музыка "Песня Сольвейг" СЛАЙД 13 )

- Какой же подарок решил сделать композитор девочке?

(написать музыку)Вероника

- Почему он решил сделать ей подарок?

(у нее доброе сердце; умеет думать о других)Егор

- Почему он не захотел сделать его сразу?

(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)

Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.

VI. Физкультминутка. (Вероника)

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

Переходим ко второй части

- Как вы ее озаглавили? ( В доме композитора.Рождение музыки.)

- Что украшало дом композитора?

Посмотрите на сам дом и его обстановку (СЛАЙД 11)

- Дом был пустым. А счастлив ли был там Григ?

- Найдите в тексте, как он рассуждает.

(с.51, 2 абзац снизу–читает …Алёна……….

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

(больше месяца)

- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Зачитайте отрывок из текста.( с. 52 3 абзац сверху)Егор

Вывод: Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов. Почему, как вы думаете?

Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа? (Дагни в гостях.В гостях у тетушки.)

- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

(выборочное чтение)Алёна с 53 начало

- Итак, Дагни уехала из дома.

- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?

(на концерте)

-Ребята, вспомните пожалуйста, после чего начался концерт?(после обычного выстрела из старой пушки в порту, который означал заход солнца)

-Дагни впервые слушала симфоническую музыку. А что такое симфоническая музыка, как вы понимаете?

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро". Перед вами симфонический оркестр, оркестр, который играет симфонии или как вы сказали большие музыкальные произведения. А пока вы будете слушать, запоминайте, какие картины рисует ваше воображение.

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

(ответы детей)

- Какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)с. 56, 3 абзац Вероника

-Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. (читает учитель)

-Какой же подарок был сделан Григом Дагни?

(ответы детей)

- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

(слезы благодарности)

- О чем думала Дагни, выходя из парка? (с. 57,Алёна)

Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.

VII. Итог урока.

Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

VIII. Д/З

Изобразите наиболее понравившийся вам эпизод.

IX. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые,

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.

X. Оценки за урок.

Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

2. Речевая разминка. (слайд 2)

- Итак, начинаем урок.

- Прочитайте вслух хором, с ударением на первом слове

- Как называют в литературе такие слова?

- В каких литературных произведениях встречаются рифмы? (4 слайд)

- Теперь прочитайте жужжащим чтением

- Прочитайте стихотворение в парах

- Заслушаем чтение одной пары

3. Целеполагание и мотивация.

Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.

«…Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок литературного чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. (слайд 4)

4. Проверка домашнего задания.

-Начнём урок с проверки домашнего задания.

-Проверим домашнее задание 1 группы.

Что вам было задано на дом?

- Где и когда родился К. Паустовский?

- Что интересного из жизни К. Паустовского вы узнали?

- Проверим домашнее задание 2 группы.

- Что вы для нас приготовили?

(Работа с книжной выставкой)

- Дайте краткую характеристику книжной выставке.

- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе?

(Один ученик из 1группы сообщает о том, что К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей)

- Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?

- Проверим домашнее задание 3 группы.

- О чём вы нам поведаете?

(Ученики третьей группы рассказывают о жизни и творчестве Э. Грига)

Эдвард Григ родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье. Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча.

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел - после простуды у него начался плеврит. И хотя заботами матери Эдвард все же оправился, последствия болезни остались на всю жизнь: Григ страдал туберкулезом и в преклонном возрасте дышал лишь частью левого легкого, потому что правое было разрушено.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Молодые люди полюбили друг друга, но мать девушки воспротивилась браку. Она хотела, чтобы дочь нашла себе более солидного кандидата в мужья, чем начинающий композитор. Конечно, Эдвард был этим огорчен и мечтал доказать матери Нины, что та ошибается. Но все же свадьба состоялась. Свадьбу Эдвард и Нина отпраздновали 11 июня 1867 года.

Началась самая замечательная пора в жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости. 15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех концов света поступали многочисленные пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил огромное количество телеграмм и писем из многих стран света. Лето 1907 года приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

5. Работа по теме урока. Читаем. Думаем. Творим.

- Назовите главных героев рассказа?+

- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи?

(Чтение по ролям)

- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

- Что он обещает девочке?

- Почему подарок Дагни сможет получить только через10 лет?

- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор

(Выборочное чтение).

- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?

- Почему был оставлен диван?

- Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)

- Найдите толкование слова рояль в словаре.

(Работа с толковыми словарями)

Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино

- Обратите внимание, какого рода это слово?

- Вот так выглядит концертный рояль.

- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.

- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.

- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

7. Продолжение работы по теме.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

- Что вам представлялось?

- А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни?

(выборочное чтение)

-Какой литературный приём использует автор?

(Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)

- Что помогло Григу написать музыку?

(Красота окружающей природы)

- Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему?

(Это были благодарные слушатели.)

- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

Давайте нашу дальнейшую работу выстроим в группах.

8. Работа в группах

1. Какая стала Дагни? Опишите её.

3. Куда любила ходить Дагни?

4. Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

Рассказать, как Дагни слушала музыку. (2 группа получает карточку с заданием)

1. Перечитайте отрывок из рассказа на стр. 12-13.

3. Составляя рассказ, соотнесите слова из первого столбика, со словами из второго столбика.

… Дагни впервые слушала симфоническую музыку.

Она произвела на неё странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни

множество картин, похожих на сны.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё

шумела буря. Потом она наконец услышала

как поёт ранним утром пастуший рожок и

в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув

откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала,

как ветер, неслась по вершинам деревьев,

срывала листья, качала траву, била в лицо

прохладными брызгами. Дагни почувствовала

порыв воздуха, исходивший от музыки

и заставила себя успокоиться.

Рассказать, как звучала музыка? (3 группа получает карточку с заданием)

1. Перечитайте отрывок из рассказа на стр. 12-13.

2. Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.

(Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э. Грига)

Рассказать какими качествами наделил писатель Дагни и Грига? (4 группа получает карточку с заданием)

1. Какими качествами К. Паустовский наделил Дагни?

2. Какие качества были у Эдварда Грига?

Вопросы для 1 группы.

- Расскажите, какой стала Дагни?

- Изменился ли её внутренний мир?

- Куда девушка любила ходить?

- Какое действо оказывал на неё театр?

Вопросы для 2 группы.

- Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?

- Что она услышала?

- Как она слушала музыку?

Вопросы для 3 группы.

- Как звучала музыка?

- Какие слова использует автор для описания музыки?

(Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо)

(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)

- А разве может быть музыка живой?

- Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

- Что представляла Дагни, слушая музыку?

(Представляла встречу с Э. Григом.

Жалела, что не может поблагодарить его за подарок.

Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)

- Понравился ли ей подарок7

- Хотели бы вы получить такой подарок?

- А разве нельзя сказать, что вы тоже получили подарок?

- Кого мы называем волшебниками? Почему?

- Григ - великий композитор, он настоящий волшебник, сумевший написать такую прекрасную музыку, которая вызывает у слушателей бурю эмоций. Заставляет их плакать.

Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.

Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.

10. Итог урока.

- А какое настроение вызвали у вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?

Отметьте на листах настроения свои эмоции.

11. Домашнее задание.

Рисунок к прочитанному произведению:

• Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

• Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части рассказа.

Всем спасибо за урок.

Читайте также: