Примитивные организмы 9 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока
по биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Разработал: Красилова Ирина Валерьевна
Проверил: Шабалина Надежда Николаевна
Тип урока : урок изучения нового материала
Методы : частично-поисковый, словесный, наглядный
Цели: Познакомить учащихся с характеристикой бактерий, раскрыть особенности их организации и образа жизни; продолжить совершенствование навыков учащихся самостоятельной учебной деятельности.
Задачи урока:
Сформировать знания об основных характерных признаках бактерий.
Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению особенностей бактерий.
Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу
Оборудование: презентация, таблицы, рисунки учебника, ЭОР.
Актуализация знаний.
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом, который содержит ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
1.Бактерии –примитивные формы организации жизни. 2. Снаружи они покрыты клеточной стенкой, в состав которой входит хитин. 3. Клетка бактерий содержит ядро и двухцепочечную молекулу ДНК. 4. Их относят к группе эукариот. 5. Размножаются они почкованием или спорами. 6. О типу питания все бактерии хемотрофы. 7. Клетка бактерий содержит такие мембранные органоиды как хлоропласты и митохондрии. 8. Внутреннее впячиване мембраны образует ЭПС.
Обучающиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Мы вернемся к этому заданию еще раз, когда более подробно познакомимся с бактериями.
Основной этап (изучение нового материала)
Учащимся предлагается посмотреть небольшой видеофрагмент о строении и форме бактерий.
Задание: на карточках с изображение бактерий самостоятельно подпишите все части бактериальной клетки и определите по форме их названия.
Все живые организмы нуждаются в получении энергии.
Какие способы получении энергии вам уже знакомы? (Ответы учащихся)
Как вы думаете, какие способы получения энергии можно встретить у различных бактерий? (ответы учащихся)
Предлагаю подробнее познакомиться с этим процессом у бактерий. (объяснение учителя о питании бактерий)
1.Используя текст учебника и объяснение учителя самостоятельно составьте схему о способах получения энергии бактериями.
2. Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга анаэробные и аэробные бактерии, ответ запишите в тетрадь
Ребята, а как вы считаете, где могут обитать бактерии?Какой образ жизни ведут?
Бактерии — одна из первых форм жизни на Земле и встречаются почти во всех земных местообитаниях. Они населяют почву , пресные и морские водоёмы, кислые горячие источники , радиоактивные отходы [2] и глубинные слои земной коры . Бактерии часто являются симбионтами и паразитами растений и животных . Предки современных бактерий были одноклеточными микроорганизмами, которые стали одной из первых форм жизни на Земле, появившись около 4 миллиардов лет назад. Бактерии образуют покоящиеся структуры, обладающие повышенной устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды и называемые эндоспорами . Эндоспоры образуются в цитоплазме клетки, и, как правило, в одной клетке может сформироваться только одна эндоспора. Каждая эндоспора содержит ДНК и рибосомы, окружённые поверхностным слоем цитоплазмы, поверх которого залегает плотная многослойная оболочка. Внутри эндоспор не протекают метаболические процессы, и они могут выживать при сильнейших неблагоприятных физических и химических воздействиях, таких как интенсивное УФ-излучение , замораживание, давление и высыхание. Эндоспоры могут сохранять жизнеспособность в течение миллионов лет, и с их помощью бактерии могут оставаться живыми даже в условиях вакуума и космического излучения. В отличие от многоклеточных организмов , у одноклеточных организмов (и бактерий в том числе) рост, то есть увеличение клетки в размерах, и размножение путём деления клеток тесно связаны. Бактериальные клетки достигают определённого размера и после этого делятся бинарным делением. В оптимальных условиях бактерии растут и делятся очень быстро.. При бинарном делении образуются две дочерние клетки, идентичные материнской.
Закрепление материала:
Задание: Вернитесь к тексту, с которым работали в начале урока. На основе полученных знаний, исправьте оставшиеся ошибки.
Выполните задания в ЭОР
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня? (ответы учащихся)
Организмы – элементарные структурные единицы жизни.
Все живые организмы служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого и обладают сходными потребностями.
Каждый организм представляет собой совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных между собой.
Взаимосвязанная работа органов обеспечивает целостность организма, функционирующего как живая система – биосистема.
Регуляция физиологических процессов
Важным свойством биосистем является саморегуляция их физических процессов.
У многоклеточных организмов выработался особый механизм для процессов жизнедеятельности – гуморальная регуляция.
Регуляцию жизнедеятельности растительного организма осуществляют ещё и фитогормоны – биологически активные соединения.
Гуморальная регуляция дополнилась механизмами нервной регуляции. Также у людей и высокоразвитых животных есть нейрогуморальная регуляция.
Молочнокислые бактерии участвуют в создании кисломолочных продуктов .
Болезнетворные бактерии
Нормальные сожители в организме
- В ротовой полости – основная масса бактерий в зубном налете (в 1г – примерно 250млн.);
- кожные покровы - бактерии составляют нормальную микрофлору кожи;
- Это стрептококки, лактобациллы, коринебактерии, актиномицеты и др.;
- В пищеварительном тракте (толстый кишечник) – симбиотические бактерии – бифидобактерии, лактобактерии и др.
Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы не способны размножаться вне клетки.
Вирусы, размножающиеся в клетках бактерий называют бактериофагами.
Д. И. Ивановский
открыл вирус табачной мозаики
Вирус в переводе с латинского virus означает яд
СТРОЕНИЕ ВИРУСА
СВОЙСТВА ВИРУСОВ
- Вирусы - мельчайшие живые организмы;
- Вирусы не имеют клеточного строения;
- Вирусы способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток;
- Большинство вирусов вызывают болезни;
- Вирусы устроены очень просто;
- Вирусы находятся на границе живого и неживого;
- Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток.
РАЗМЕРЫ ВИРУСОВ
Состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, дополнительной оболочки, липопротеидной мембраны, включают в себя ферменты.
План - конспект урока "Организм - открытая живая система. Примитивные организмы" разработан для учащихся 9 класса по ФГОС. Вместе с презентацией помогает усвоить учащимся понятие организм - открытая система и примитивные организмы: вирусы и бактерии.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Организм – открытая живая система.
Примитивные организмы. (2 часа)
Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н.Пономарёвой. – 6-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017.
Цели и задачи урока
Образовательные:
Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями
познакомить учащихся с историей открытия вирусов; изучить строение и классификацию вирусов и бактерий, особенности жизнедеятельности;
Развивающие:
Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги;
Воспитательные:
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности; формирования культуры здоровья для профилактики вирусных и бактериальных заболеваний; Воспитание культуры общения учащихся, желание глубже познавать окружающую природу.
Овладение умениями самостоятельно моделировать, выделять существенные признаки биосистемы, связь с окружающей средой и на этой основе получать новые знания.
Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.
Уметь доказывать: организм – живая система, взаимодействие компонентов системы, обеспечивающих целостность биосистемы; выделять существенные признаки бактерий, вирусов.
Знать: регуляцию процессов в биосистеме. разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные; разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные
Овладение методами профилактики заболеваний, вызванных бактериями и вирусами. Формирование познавательных интересов к изучению биологии.
Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
фронтальная беседа, частично – поисковый, анализ, сравнение, самостоятельная работа с учебником.
Мультимедийные проектор, компьютер, таблицы с изображением бактерий, вирусов; влажный препарат клубеньковых бактерий.
организм – открытая система, бактерии, фототрофы, хемотрофы, вирусы, вирион, бактериофаг, вирусные и бактериальные заболевания, аэробы, анаэробы, брожение, микробиология, вирусология.
Структура и ход урока
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение новой темы.
4. Закрепление. 5. Домашнее задание.
Настрой учащихся на работу. Проверка школьных принадлежностей.
Приветствие, подготовка к уроку
Актуализация знаний учащихся
Мотивация уч-ся на изучение темы
Как вы думаете, почему считают организм элементарной структурной единицей жизни?
- Что вы знаете о бактериях и вирусах?
- Что нового вы ожидаете узнать на уроке?
Изучение нового материала
1. Организм - живое существо.
Организм – элементарная структурная единица жизни.
Вопрос к классу:
- Почему организм – элементарная структурная единица жизни.
- Назовите важные свойства живого
Свойство и признак живого
Все живые организмы состоят из клеток, исключение – вирусы.
Обмен веществ (метаболизм)
Совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в организмах.
Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).
В многоклеточном организме органы работают согласовано и дополняют друг друга.
Организм – это совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных друг с другом.
Организм – биосистема открытого типа.
Из внешней среды поступает кислород, пищи, энергия и во внешнюю среду удаляются ненужные продукты жизнедеятельности.
Важнейшие свойства организма:
1) самоподдержание – способность сохранять свое существование в течение определенного срока, свойственного данному организму.
2) саморегуляция физиологических процессов.
У одноклеточных – это обмен химическими веществами между внешней и внутренней средой
У многоклеточных – это гуморальная и нервная регуляция
У растений – фитогормоны и продукты обмена веществ.
3) Гомеостаз – постоянство внутренней среды, позволяет противостоять изменениям процессов под воздействием факторов среды.
2. Три формы организмов: неклеточные, одноклеточные (прокариоты и эукариоты), многоклеточные
3. Бактерии. Строение, форма, свойства и образ жизни. Значение бактерий.
4. Вирусы. Строение, особенности. Значение.
Открыты в 1882 г. русским ученым Д.И. Ивановским.
- Вирусы представляют собой переходную форму между живой и неживой природой.
- Проявляют признаки, характерные для живых организмов только во время паразитирования в клетках других организмов, т.е. это внутриклеточные паразиты, которые не питаются не растут, а только воспроизводят себе подобных.
Новая терминология:
Ви́рус (лат. virus — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток.
Вирио́н — полноценная вирусная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты и капсида (оболочки, состоящей из белка и, реже, липидов) и находящаяся вне живой клетки.
Примитивные организмы
· что организм — это структурная единица жизни;
· что организм является биосистемой.
Формы организмов. Живые организмы очень разнообразны. Они различаются по способу питания (автотрофы и гетеротрофы), особенностям строения (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные), продолжительности жизни, поведению, полу (мужские и женские). При этом все организмы обладают индивидуальным запасом наследственной информации, доставшейся каждой особи от родителей.
В процессе эволюции на Земле возникли три формы организмов — одноклеточные, многоклеточные и неклеточные, которые различаются между собой по строению, физиологическим процессам и значению в природе. Среди одноклеточных организмов в природе существуют прокариотические (доядерные) и эукариотические (ядерные) формы.
Рассмотрим вначале особенности одноклеточных доядерных организмов — бактерий и группу неклеточных организмов — вирусов.
Строение бактерий. Снаружи плазматической мембраны клетки бактерии обычно находится прочная клеточная стенка, в состав которой входит муреин (гликопротеид). Клеточная стенка окружена слизистой капсулой. У некоторых бактерий имеются жгутики. Цитоплазма неподвижна и не разделена мембраной на внутренние отделы, содержит рибосомы, которые заметно мельче рибосом эукариот.
По внешнему виду среди бактерий различают: палочковидные — бациллы, округлые — кокки, цепочки из кокков — стрептококки, грозди кокков — стафилококки, спиралевидные — спириллы, изогнутые в виде запятой — вибрионы. Форма бактерий служит важным морфологическим признаком, широко используемым для определения их таксономических групп и принадлежности к определённому виду в систематике бактерий.
По способу получения энергии бактерий подразделяют на автотрофов и гетеротрофов. Среди бактерий-автотрофов есть фотосинтезирующие, или фототрофы, — цианобактерии, зелёные и пурпурные бактерии. Другие автотрофы получают энергию за счёт окисления неорганических веществ (сероводорода, серы, аммиака и др.). Этот путь образования органических веществ называют хемосинтезом, а бактерий — хемосинтезирующими.
Большинство видов бактерий — гетеротрофы, т. е. организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (сапротрофы, паразиты, симбионты). В природе практически нет органических веществ, которые бы не перерабатывались бактериями.
По отношению к кислороду бактерий делят на аэробных, по своему обмену веществ нуждающихся в кислороде, и анаэробных, способных жить в бескислородных условиях. Некоторые бактерии для получения энергии используют анаэробный ферментативный способ расщепления органических веществ — брожение.
Образ жизни бактерии. Бактерии населяют все среды жизни, способны обитать в любых условиях. При наступлении неблагоприятных условий клетки бактерий покрываются плотной защитной оболочкой — образуют споры, сохраняющие свою жизнеспособность в течение длительного времени (сотен и даже тысяч лет). Споры бактерий — это способ защиты организма от действия неблагоприятных факторов среды, а не способ размножения, как у эукариот. В благоприятных условиях спора пробуждается и начинает процесс жизнедеятельности.
Размножение бактерий осуществляется простым делением клетки надвое.
Значение бактерий . Роль бактерий в природе огромна. Они участвуют в переработке любого органического вещества. Способствуя повышению плодородия почвы, они играют важную роль в сельском хозяйстве. Являясь компонентом биологического круговорота веществ, разлагая органические вещества, бактерии выполняют функцию санитаров биосферы. Это свойство бактерий человек использует в различных очистных сооружениях. Многие виды бактерий широко используются в пищевой промышленности, особенно при получении молочнокислых продуктов.
Среди бактерий немало болезнетворных (патогенных) видов, являющихся возбудителями многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных и грибов.
Науку, изучающую многообразие, строение и свойства бактерий, называют микробиологией.
Вирусы представляют собой неклеточную (промежуточную между живой и неживой материей) форму жизни. Это очень древние организмы, они появились на Земле задолго до эукариот. Эти организмы, выделяемые в особое царство Вирусы, имеют очень простое строение. Каждая вирусная частица (вирион) содержит молекулу нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК), окружённую белковой оболочкой.
Вирусы герпеса, натуральной оспы содержат в вирионе ДНК, а вирусы кори, краснухи, гриппа, СПИДа, табачной мозаики — РНК
Отличительная особенность вирусов — способность размножаться только в живых клетках. Проникая в клетку, вирус внедряется в её генетический аппарат. В итоге поражённая клетка начинает производить вирусную нуклеиновую кислоту и вирусные белки. Группу вирусов, избирательно поражающих бактерии и паразитирующих на них, называют бактериофагами
Схема заражения и размножения вируса-бактериофага в клетке бактерии
Вирусы являются возбудителями многих болезней растений, грибов, животных и человека. Они вызывают такие заболевания, как гепатит, полиомиелит, оспа, грипп, ящур
Вирусы (вирус табачной мозаики) были открыты российским учёным Д.И. Ивановским в 1892 г. Сегодня известно около 500 видов вирусов, вызывающих различные заболевания. Однако огромное количество вирусов, обитающих в биосфере, ещё не описано и не изучено. Вирусы играют огромную роль в природных экосистемах, регулируя численность всех других организмов.
1. Как осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках бактерий, не имеющих ядра?
Читайте также: