Конспект урока звездное небо небесная сфера

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст по теме, таблицы.

Участники: учащиеся 11 класса

Цель : создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звездного неба, с помощью подвижной карты звездного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на

смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Организационный момент .

Проверка готовности учащихся к урок;

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам ( 2 человека)

Карточка: Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой равна 0,6 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр?





Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:

б) В чем отличие астрофизики от небесной механики?

2) Работа с классом по вопросам:

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решение каких задач занимается небесная механика?

8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

9. Почему современная астрономия является всеволновой?

10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

3. Изучение нового материала.

1. Нарисуйте на листах ( у каждого на парте) звездное небо так, как вы его представляете.

2. Вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звездном небе.

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век - Монголия - было 237 созвездий.

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.

Задание 1 . Прочитайте стихотворение и заполните таблицу вписав название созвездия напротив его изображения.

Зодиак
(1961 г Валишин Ю.И.)

Взглянув на пояс зодиака

Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.













Закрасьте ячейку с названием зодиакального созвездия, под которым вы рождены.

Что же такое звезда?

Звезда́ — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. (векипедия)

В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. и т.д. Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.

Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур

Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.


(6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5), (0; 7,5),



(– 15; – 7), (– 3; – 6), (3; – 10), (– 6; – 5,5),

(– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Кто правильно построил точки по координатам, у того получится примерно такой рисунок. Из которого видно, что Полярная звезда находится на продолжении линии соединяющей крайние точки ковша Большой медведицы.

Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение данного созвездия в данное время можно с помощью подвижной карты звездного неба либо планетария.

Работа с подвижной картой звездного неба ( ПКЗН) приложение 1

Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час.

Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

4.Подведение итогов урока

Что называется созвездием?

Перечислите известные вам созвездия.

Как обозначаются звезды в созвездиях?

Назовите самую яркую звезду.

Назначение звезд в древности.


С чем связано изменение образов созвездий на небе?

5. Домашнее задание.

П. 3 учебника. Найдите на ПКЗН зодиакальное созвездие, под которым вы рождены и ответьте на вопрос: когда вы его можете наблюдать и когда оно выходит из вашего поля зрения?

Познакомить обучающихся с историей развития науки астрономия ; охарактеризовать основные разделы науки ; ввести основные понятия :небесная сфера, ось мира, экватор ,эклиптика и т.д.

ВложениеРазмер
urok_1-2_neb_sf_zved_nebo.docx 577.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема уроков : Из истории астрономии. Небесная сфера. Звёздное небо.

  1. Познакомить уч-ся с историей развития науки астрономия ; охарактеризовать основные разделы науки ; ввести основные понятия :небесная сфера, ось мира, экватор ,эклиптика и т.д.
  2. Продолжить развитие взглядов уч-ся на мироздание

Изучение нового материала

Астрономия- наука о Вселенной , изучающая строение , происхождение и развитие небесных тел и систем.

А) Из истории астрономии

1. Аристотель в IV в. до н. э. считал, что Земля находится в центре мира, а Солнце, Луна, звёзды, прикреплены к прозрачным хрустальным сферам и обращаются вокруг неё. Наблюдая затмения Луны, он сделал вывод, что Земля имеет шарообразную форму. Земной мир, по Аристотелю, состоит из земли, воздуха, воды и огня. Небесный мир состоит из особой субстанции — plenea , некоего подобия эфира.

2. Во II в. н. э. александрийский астроном Птолемей на основе идей Аристотеля и других учёных создал геоцентрическую систему мира.

Согласно теории Птолемея, число небесных сфер равно 55. Геоцентрическая система мира не могла объяснить движение планет и ряд других наблюдаемых явлений.

Учение Коперника было отвергнуто католической церковью, которая видела в нём противоречие с Библией, в которой утверждалось, что в центре Вселенной находится человек.

4. Джордано Бруно добавил к учению Коперника ряд новых идей. Согласно Бруно, во Вселенной много систем подобных солнечной. Вокруг звёзд обращаются планеты. Звёзды рождаются и погибают, так что жизнь во Вселенной бесконечна.

Джордано Бруно был объявлен еретиком, несколько лет скрывался, инквизиция обманом заманила его в Италию. От Джордано Бруно потребовали отречься от своих взглядов, но он продолжал настаивать на справедливости своих идей и 17 февраля 1600 г. был казнен в Риме. Эта казнь не только не остановила распространения идей Бруно, но, наоборот, вызвала большой общественный интерес к ним.

5. В 1557 г. датский астроном Тихо Браге обнаружил ошибки в вычислениях Коперника. В 1577 г. он вычислил положение комет. Полученные им результаты противоречили и теории Птолемея, согласно которой кометы появляются в пустом пространстве между Луной и Землей.

Тихо Браге создал планетную систему, составил большой каталог неподвижных звёзд. Для помощи в вычислениях он пригласил Иоганна Кеплера, поставил перед ним задачу определения траектории планет.

6. После смерти Тихо Браге Иоганн Кеплер продолжил работу по анализу огромного количества результатов наблюдений, которые ему оставил Браге.

В 1619 г. он опубликовал работу, в которой были сформулированы три знаменитых закона (законы Кеплера).

Любые высказываемые идеи, по Декарту, верны, если они ясны и определённы. Он рассматривал всю Вселенную как механизм. Бог создал материю и наделил её движением, после этого мир стал развиваться по законам механики. Из мира, состоящего из материальных частиц, Декарт создал Вселенную Коперника такой, какой мы её наблюдаем. Итак, к середине XVI в. Вселенная из замкнутой превратилась в открытую, в основном, пустую, в которой частицы движутся и сталкиваются, а между двумя столкновениями движутся с постоянной скоростью.

В этой книге гелиоцентрическая система Коперника явно побеждала геоцентрическую систему Птолемея. Сам Галилей был сторонником гелиоцентрической системы, так как его наблюдения за Солнцем, Луной, Венерой и Юпитером при помощи созданного им телескопа показали наличие спутников у Юпитера, существование фаз у Венеры подобно лунным, и то, что Солнце вращается вокруг оси. Все его наблюдения показывали, что Земля не обладает особыми преимуществами, а ведёт себя так же, как и другие планеты.

9. Окончательное торжество гелиоцентрической системы наступило после открытия И. Ньютоном закона всемирного тяготения. На основании этого закона можно было вывести законы Кеплера, дать точное описание движения небесных тел.

10. Но, несмотря на стройность и аргументированность теории Ньютона, существовало явление, подтверждающее сомнения относительно суточного вращения Земли. Если бы Земля вращалась, то положение звёзд должно было бы изменяться . Однако казалось, что изменений нет. Первое экспериментальное доказательство движения Земли вокруг Солнца было сделано в 1725 г. английским астрономом Джеймсом Брадлеем. Он обнаружил смещение звёзд. Звёзды смещаются от среднего положения на 20 " в направлении вектора скорости Земли (явление аберрации света).

В 1837 г. российский астроном В.Я. Струве измерил годичный параллакс звезды Вега, что позволило определить скорость вращения Земли.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений факт вращения Земли вокруг собственной оси и её вращение вокруг Солнца. На основании этих фактов объясняются многие явления происходящие на Земле.

11. Самое активное развитие астрономии приходится на ХХ в. Этому способствовало создание оптических и радиотелескопов с высоким разрешением, а также возможность исследований с искусственных спутников Земли, которые позволили проводить наблюдения вне атмосферы.

Именно в ХХ в. был открыт мир галактик. Исследование спектров галактик позволило Э. Хабблу (1929) обнаружить общее расширение Вселенной, предсказанное А.А. Фридманом (1922) на основе теории тяготения А. Эйнштейна. Были открыты новые виды космических тел: радиогалактики, квазары, пульсары и др.

Также были разработаны основы теории эволюции звёзд и космогонии Солнечной системы. Крупнейшим достижением астрофизики ХХ в. стала релятивистская космология — теория эволюции Вселенной в целом.

Отто Юльевич Шмидт (1891 — 1956) — российский учёный, государственный деятель, один из организаторов освоения Северного морского пути.

Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Труды по высшей алгебре (теории групп).

В 1935 г. О.Ю. Шмидт был избран академиком, с 1935 по 1942 гг. являлся вице-президентом АН СССР.

В 1937 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. В 1932 — 1939 гг. был начальником Главсевморпути. Огромной заслугой О.Ю. Шмидта было создание Большой Советской Энциклопедии, основателем и главным редактором которой он был с 1924 по 1942 гг.

Фред Хойл (Hoyle) (р. 1915 г) — английский астрофизик.

Труды по звёздной и планетной космогонии, теории внутреннего строения и эволюции звёзд, космологии.

Хойл является автором многих научно-фантастических произведений.

Б) Разделы астрономии

  1. Астрометрия – наука об измерении пространства и времени.
  2. Теоретическая астрономия –дает методы для определения орбит небесных тел по их видимым положениям , и методы вычисления эфемерид по известным элементам их орбит.
  3. Небесная механика - изучает законы движения небесных тел под действием сил всемирного тяготения , определяет массы и форму небесных тел и устойчивость их систем.
  4. Астрофизика - изучает строение , физические свойства и химический состав небесных объектов .
  5. Звездная астрономия - изучает закономерности пространственного распределения и движения звезд , звездных систем и межзвездной материи.
  6. Космогония - рассматривает вопросы происхождения и эволюции небесных тел
  7. Космология - изучает общие закономерности строения и развития Вселенной.

В) Звездное небо

Темной ночью мы можем увидеть на небе около 2500 звёзд , которые отличаются по блеску и цвету. Кажется они прикреплены к небесной сфере и вместе с ней обращаются вокруг Земли. Чтобы ориентироваться среди них , небо разбили на 88 созвездий. Во II в до н.э. Гиппарх разделил звёзды по блеску на звёздные величины, самые яркие он отнес к звездам первой величины, а самые слабые , едва видимые невооруженным глазом к звездам шестой величины.

Особое место среди созвездий занимают 12 зодиакальных, через которые проходит годичный путь Солнца – эклиптика.

Созвездия — это набор ярких звёзд, соединённых в фигуры, названные именами персонажей древних мифов и легенд, животных или предметов.

Звёзды созвездий обозначаются буквами греческого алфавита.

α — самая яркая звезда созвездия; β — менее яркая; γ — менее яркая , чем β; δ, ε, ζ и т. д.

В некоторых созвездиях наиболее яркие звёзды имеют собственные имена, например, Вега (α- звезда в созвездии Лира), Денеб (α- звезда в созвездии Лебедя).

Г) Основные понятия

Небесная сфера — это воображаемая сфера сколь угодно большого радиуса, в центре которой находится глаз наблюдателя.

Ось РР 1 видимого вращения небесной сферы называется осью мира .

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная оси мира, называется небесным экватором .

Круг, по которому вращается Солнце, отклонён от небесного экватора на 23,5° и называется эклиптикой .

Прямое восхождение — угол, отсчитываемый вдоль небесного экватора в направлении, противоположном суточному вращению небесной сферы, обозначается греческой буквой α. Отсчёт прямых восхождений делается от точки небесной сферы в день весеннего равноденствия (γ), в которой бывает центр Солнца 21 марта.

Большой круг небесной сферы, проходящий через полюсы мира и наблюдаемое светило, называется кругом склонения .

Угловое расстояние светила от плоскости экватора, измеренное вдоль круга склонения, называется склонением светила и обозначается буквой δ.

Параллактическим называется смещение более близких к Земле звёзд относительно более далеких.

Параллаксом называется угол π, под которым виден радиус земной орбиты.

1. Наблюдатель находится в средних широтах северного полушария . Звезда 1 –незаходящая ; 2 и 3- заходящая и восходящая; 4- невосходящая.

2. Наблюдатель находится на северном полюсе Земли. Звезды 1-3 незаходящие ; 4 и 5 –невосходящие. Все звезды движутся в плоскостях , параллельных плоскости горизонта ; плоскость горизонта совпадает с плоскостью небесного экватора; отвесная линия совпадает с осью мира.

3. Наблюдатель находится на экваторе. Все звезды являются восходящими и заходящими в плоскостях , перпендикулярных плоскости горизонта ; ось мира лежит в плоскости горизонта. За сутки наблюдатель мог бы видеть все небесные светила.

Кульминацией называется явление прохождения светил через небесный меридиан. В верхней кульминации угловая высота светила над горизонтом максимальна , в нижней кульминации- минимальна.

Истинный полдень -момент верхней кульминации центра Солнца. Истинная полночь- момент нижней кульминации центра Солнца.

В истинный полдень тень от вертикального предмета падает вдоль полуденной линии.

В данной местности звезды кульминируют на одной и той же высоте над горизонтом.

Солнце и Луна меняют высоту кульминации.

При своем годовом движении по эклиптике Солнце дважды в год ( 21 марта и 23 сентября) пересекает небесный экватор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики.

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа.


Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства "Уж небо осенью дышало" А.С. Пушкин", "Изображение осенних листьев различной формы"

интегрированный урок чтения и изобразительного искусства для учащихся 3 класса.


Классный час: Погибшие в небе за Родину - становятся небом над ней.

Астрономия является не только научной, но также мировоззренческой дисциплиной, и её преподавание необходимо для осуществления качественного и полного естественнонаучного образования. Без астрономическ.


Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."

Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия.


статья о проведенной акции "Небо без птиц - не небо"

Ряд мероприятий в рамках проведения акции "Небо без птиц - не небо". Принимали участие учащиеся из разных параллелей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звездное небо. Небесные координаты.

Цели урока: Усвоение понятий: созвездие, основные точки, линии и

плоскости небесной сферы, системы координат. Развитие навыков работы с подвижной картой звездного неба.

Оборудование: подвижные звездные карты, макет небесной сферы.

I.Оргмомент. Мотивация. Небо над нами на открытом месте простирается в виде купола. На нем в безоблачную ночь сияют мириады звезд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звездной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского ученого и поэта М. В. Ломоносова:

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна.

II.Проверка домашнего задания. Просмотр презентации об обсерваториях мира, схемы телескопов.

III . Изучение нового материала

1. Созвездия и яркие звезды.

названия. Так, древним славянам Большая Медведица представлялась в виде Лося или Оленя. Часто ковш Большой Медведицы сравнивался с повозкой, отсюда и названия этого созвездия: Воз, Телега, Колесница. Между Большой Медведицей и Малой Медведицей

находится созвездие Дракона. По легенде Дракон (Змей) похищает юную красавицу. А красавица эта — знаменитая Полярная Звезда.

Еще в III в. до н. э. древнегреческие астрономы свели названия созвездий в единую систему, связанную с греческой мифологией.

Однако с течением времени сложилась непростая ситуация — в разных странах использовались различные карты созвездий. Возникла необходимость унифицировать разделение звездного неба. Окончательное число и границы созвездий были определены на І съезде Международного астрономического союза в 1922 г. Вся сферическая

поверхность звездного неба была условно разделена на 88 созвездий. В настоящее время под созвездием понимается участок звездного неба с характерной наблюдаемой группировкой звезд. Эти площадки-созвездия носят названия либо древнегреческих созвездий, которые находились (или находятся) в границах современных, либо

названия, присвоенные европейскими астрономами. Для облегчения запоминания и поиска созвездий в учебниках по астрономии и астрономических атласах яркие звезды, составляющие созвездия, соединены условными линиями в узнаваемые на небе фигуры. Созвездия, звезды которых образуют легко выделяемую на звездном фоне конфигурацию, или те, которые содержат яркие звезды, относятся к главным созвездиям.

Над горизонтом на ясном звездном небе невооруженным глазом можно увидеть около 3000 звезд. Они различаются по своему блеску: одни заметны сразу, другие едва различимы. Поэтому еще во ІІ веке до н. э. Гиппарх , один из основоположников астрономии, ввел условную шкалу звездных величин . Самые яркие звезды были отнесены к 1-й величине, следующие по блеску (слабее примерно в 2,5 раза) считаются звездами 2-й звездной величины, а самые слабые, видимые только в безлунную ночь, — звездами 6-й величины. На звездном небе ярких звезд 1-й звездной величины — всего 12.

Многим ярким звездам древнегреческие и арабские астрономы дали названия: Вега, Сириус, Капелла, Альтаир, Ригель, Альдебаран и др. В дальнейшем яркие звезды в созвездиях стали обозначать буквами греческого алфавита, как правило, по мере убывания их блеска. С 1603 г. действует предложенная немецким астрономом Иоганном Байером система обозначений звезд. В системе Байера название звезды состоит из двух частей: из названия созвездия, которому принадлежит звезда, и буквы греческого алфавита. При этом первая буква греческого алфавита α соответствует самой яркой звезде в созвездии, β — второй по блеску звезде и т. д. Например, Регул — αЛьва — это самая яркая звезда в созвездии Льва,

2. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы. Нам кажется, что все звезды расположены на некоторой шаровой поверхности небосвода и одинаково удалены от наблюдателя. На самом деле они находятся от нас на различных расстояниях, которые так огромны, что глаз не может заметить эти различия. Поэтому воображаемую шаровую поверхность стали называть небесной сферой. Небесная сфера — это воображаемая сфера произвольного радиуса, центр которой в зависимости от решаемой задачи совмещается с той или иной точкой пространства. Центр небесной сферы может быть выбран в месте наблюдения (глаз наблюдателя), в центре Земли или Солнца и т. д

Основное: отвесная или вертикальная линия, зенит, надир, линия математического горизонта, Ось мира, полюсы мира, круг склонения, небесный меридиан.

Вертикальный круг, или вертикал светила, эклиптика .

3. Системы координат.

Горизонтальная система координат. В этой системе координатами являются высота ( h ) и азимут ( А ). Высота светила — угловое расстояние светила М от истинного горизонта, Азимут светила — угловое расстояние, измеренное вдоль истинного горизонта, от точки

юга до точки пересечения горизонта с вертикальным кругом, проходящим через светило М. зенитным расстоянием (z). Оно отсчитывается в пределах от 0 до +180° к надиру. Высота и зенитное расстояние связаны соотношением: z + h = 90°.

Экваториальная система координат. В этой системе координатами служат склонение

(δ) и прямое восхождение (α). Склонение светила — угловое расстояние светила М от небесного экватора, измеренное вдоль круга склонения. Склонение отсчитывается в пределах от 0 до +90° к Северному полюсу мира и от 0 до −90° к Южному полюсу мира. За начальную точку отсчета на небесном экваторе принимается точка весеннего равноденствия , где Солнце бывает в день весеннего равноденствия, около 21 марта.

Прямое восхождение светила — угловое расстояние, измеренное вдоль небесного экватора, от точки весеннего равноденствия до точки пересечения небесного экватора с кругом склонения светила. Прямое восхождение отсчитывается в сторону, противоположную суточному вращению небесной сферы, в пределах от 0 до 360° в

градусной мере или от 0 до 24ч в часовой мере.

4. Высота полюса мира над горизонтом. Угловая высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения : h P = ϕ . На средних географических широтах ось мира и небесный экватор наклонены к горизонту, суточные пути звезд также наклонены к горизонту. Поэтому наблюдаются восходящие и заходящие звезды, невосходящие и незаходящие.

IV . Закрепление изученного материала:

Работа с подвижной звездной картой.

V . Итог урока.

Вопросы: 1. Что понимают под созвездием?

2. Каким образом созвездия получили свои названия? Приведите примеры

3. Какие системы небесных координат вам известны? В чем заключается прин-

ципиальная разница между различными системами небесных координат?

4. Дайте описание горизонтальной и экваториальной системы координат. Ка-

кие координаты используются в этой системе?

VI . Домашнее задание: выучить конспект, подготовить презентации по легендам об известных созвездиях, повторить работу со звездной картой.


Ввести понятие звездного неба и небесная сфера.

Обучающая: раскрыть сущность системы небесной сферы и небесных координат

Развивающая: развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Воспитательная: воспитывать чувства ответственности за качество и результат работы.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка посещаемости.

Подготовка к уроку

- Сколько звезд на небе?

- Кто придумал названия созвездиям?

- Что такое Созвездие?

- Что такое эклиптика?

Урок физики Звездное небо. Небесная сфера

Изучение нового материала

Темной ночью мы можем увидеть на небе около 2500 звёзд, которые отличаются по блеску и цвету. Кажется, они прикреплены к небесной сфере и вместе с ней обращаются вокруг Земли. Чтобы ориентироваться среди них, небо разбили на 88 созвездий. Во II в до н. э. Гиппарх разделил звёзды по блеску на звёздные величины, самые яркие он отнес к звездам первой величины, а самые слабые, едва видимые невооруженным глазом к звездам шестой величины.

Особое место среди созвездий занимают 12 зодиакальных, через которые проходит годичный путь Солнца – эклиптика.

Созвездия — это набор ярких звёзд, соединённых в фигуры, названные именами персонажей древних мифов и легенд, животных или предметов.

Звёзды созвездий обозначаются буквами греческого алфавита.

α — самая яркая звезда созвездия; β — менее яркая; γ — менее яркая, чем β; δ, ε, ζ и т. д.

В некоторых созвездиях наиболее яркие звёзды имеют собственные имена, например, Вега (α - звезда в созвездии Лира), Денеб (α - звезда в созвездии Лебедя).

Небесная сфера — это воображаемая сфера сколь угодно большого радиуса, в центре которой находится глаз наблюдателя.

Ось РР1 видимого вращения небесной сферы называется осью мира.

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная оси мира, называется небесным экватором.

Круг, по которому вращается Солнце, отклонён от небесного экватора на 23, 5° и называется эклиптикой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать представление о виде звездного неба, понятие созвездия, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, звездная величина, легенды о созвездиях.

узловые вопросы (досмотреть) Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Видимое суточное движение звезд.

– понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины.
- понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины,

- яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

Уметь:– записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск.
-записывать обозначение звезд, находить на небе созвездия по характерной группе звезд (Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, , определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск, производить расчеты для телескопа.

Оборудование: звездные карты (демонстрационная) и подвижные (ПКЗН), географический глобус, глобус звездного неба, школьный астрономический календарь (ШАК), фотографии участков неба, список созвездий, Приложение №13, CD-Большая электронная детская дидактический материал с/р №1.

Межпредметные связи: Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта. Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл).

I Опрос учащихся [10 минут]
а)У доски 2 человека: - 1.Телескопы
2. Что изучает астрономия. Системы.
б)Карточки отдельным учащимся типа

1. Какова разрешающая способность и светосила 30 дюймового [72см] телескопа-рефлектора установленного в 1885г на Пулковской обсерватории (разрушен в годы ВОВ).

1. В чем отличие астрофизики от небесной механики?

1. Какова разрешающая способность и светила орбитального телескопа “Хаббла” выведенного на орбиту 25 апреля 1990г, если диаметр главного зеркала 2,4 м.


2. В каком телескопе ход луча представляет вид

2. Какова разрешающая способность 100 дюймов (2,5м) и светосила телескопа-рефлектора, установленного в 1917г в Маунт-Вилсонской обсерватории США и являющегося самым крупным в мире до 1938г.

2. Начертите схему, поясняющую взаимосвязь астрономии и других наук.

в) Работа с классом по вопросам (стр. 11 учебника, до окончания подготовки на доске учащихся).
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?
2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?
5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
7. Решение каких задач занимается небесная механика?
8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?
9. Почему современная астрономия является всеволновой?
10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

II Новый материал [20 минут].
В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.
Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.
У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000.
Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.
Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.
Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.
18 век – Монголия – было 237 созвездий.
2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий.
15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба.
В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.
Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия “Христианское звездное небо”, давались названия монархов – Георг, Карл, Людовик, Наполеон).
Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).
Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).
В 125г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1 m ), а еле видимые – 6 m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. /показать обозначение - Запись типа m=-1,6 m ). Итак звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды.
В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие – α, затем β, γ, δ, ε и т.д.
Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы). / смотреть приложение – Название наиболее ярких звезд/. CD-Большая энциклопедия -(показ созвездий, или диапозитивы с созвездиями). Видимость созвездий в течение года в средних широтах.

Практическая работа
ПКЗН – у каждого на столе. Посмотреть созвездия.
Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.
А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой “вращается ” небо. Географические координаты (Экватор).
Б) Накладной круг (φ =55 o ). Центр-Зенит. Вид неба – совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.
В) CD- "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.
= установить чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.
= найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
= вращение неба, получение информации об объектах.

III Самостоятельная работа (5 мин.)
Дидактический материал =Проверочная работа №1 §1-2, дополнительно работа в "Red Shift 5.1"
- в каком направлении неба находится созвездие например Гончие Псы (с-з), Большая Медведица (с - с-з),
- по названию какие звезды входят в состав созвездия, например Гончие Псы (Сердце Карла), Малая Медведица (Кохаб, Полярная), Лебедь (Денеб, Садор, Дженах), Лира (Вега, Сулафат, Шелиак).
- какое созвездие по площади больше (визуально) Лира или Лебедь (Лебедь). Найдите и назовите еще большее созвездие (например Дракон, Геркулес и т.д).

Читайте также: