Музыка в отечественном кино 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- кинокартины отечественного и зарубежного кинематографа XX века.

Тапёр – музыкант второй половины XIX-начала XX века, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.

Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм.

Лейтмотив – в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают персонаж, его черты, драматическую ситуацию, и звучат при появлении этого персонажа или при повторении этой ситуации.

Кантата – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Список литературы

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Основной теоретический материал для самостоятельного изучения

Начало жизни кинематографа в его современном виде началось с показа короткометражных фильмов. Первые кинокадры (примерно полторы минуты демонстрации) были документальными.

Это была немая, чёрно-белая лента.

Одна из самых запоминающихся сцен – поединок Меркуцио и Тибальда. Перед гибелью Меркуцио улыбается – гобой и флейта передают трагизм сцены.

Мелодии к советским кинокартинам писали виднейшие композиторы своего времени.

Эта мелодия любима до сих пор. И хотя она названа маршем, весёлая и задорная песенка оставляет лёгкое, приятное впечатление.

Фильм начинается симфонической увертюрой.

Увертюра – инструментальное (оркестровое) вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте).

В увертюре звучат фанфары. Вступают фаготы и кларнеты. Достигается кульминация, звучат деревянные и струнные инструменты, создавая новую лирическую мелодию. В финале мелодия повторяет начало.

Всё это – романтические мечты о путешествиях и приключениях. Музыка в кино заставляет зрителя сопереживать героям и придаёт картине неповторимый характер. Сегодня трудно представить себе фильм без музыки, ведь она по праву стала частью кинопроизведения.

Разбор заданий тренировочного модуля

Вспомним текст четвёртой части написанной Сергеем Прокофьевым кантаты.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым – слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

2) Кино и музыка

Соотнесите названия кинокартин, имена композиторов, режиссёров и годы выхода фильмов. Подставьте их в нужные ячейки.

Ромео и Джульетта

Цель урока показать роль музыки в кинематографе, в различных видах ее применения: в телепередачах, рекламе, мультфильмах, кино.

ВложениеРазмер
6_klass_muzyka_i_kinematograf.doc 54 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема урока "Музыка и кинематограф"

Оборудование: компьютер, проектор, телевизор, DVD проигрыватель.

I. Музыка и кинематограф.

- Как называется эта песня?

- Из какого кинофильма?

Беседа “Музыка великая сила”.

  • Кино – искусство ХХ века.
  • Знакомство с понятием “тапер”.
  • Роль музыки в кинофильмах.

Кино – является искусством XX века. С самого своего начала зарождения оно непрерывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно было еще без звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.

Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Ребята, а вы обратили внимание, что в начале каждого фильма всегда звучит музыка? На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже звучит. Как, вы, думаете, для чего она нужна? (учащиеся отвечают ). Правильно, музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма.

– Назовите мне песни из ваших любимых фильмов, (учащиеся перечисляют песни).

А сейчас мы с вами поиграем. Я проверю, насколько хорошо вы знаете фильмы, из которых прозвучат песни.

– Проводится музыкальная игра “Назови фильм, из которого звучит данная песня”.

(Звучат отрывки песен из кинофильмов).

– Завершить нашу беседу о музыке в кино, я предлагаю вам исполнением песни из к/ф “Приключения электроника”.

II. Музыка в телепередачах.

-Давайте послушаем музыкальные эпиграфы к телепередачам. Отгадайте пожалуйста из каких телепередач эта музыка:

III. Музыка в рекламе.

Звучит рекламный блок:

-Я вижу, что в рекламе вы ориентируетесь прекрасно, ну а мы переходим к следующему разделу нашего урока.

IV. Музыка в мультфильмах.

Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах, для какой категории зрителей? (учащиеся отвечают) А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? (учащиеся дают ответы). В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов, вот я и проверю, насколько хорошо вы знаете героев мультфильмов, которые поют свои песни.

(Играем в игру “Назови поющих героев ”.)

(звучат фрагменты из мультфильмов)

Подвожу итог игры.

(Учащиеся поют песню “Кабы не было зимы”.)

V. Закрепление полученных знаний.

– А в заключении, как итог нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать вам кроссворд, который приготовил для вас ученик вашего класса.

(учащиеся разгадывают кроссворд)

1. (по вертикали) – верный друг дяди Федора, знает как приготовить правильный бутерброд. Не любит газированную воду. (Матроскин).

2. (по вертикали) – эта передача изменит и обустроит ваш садовый участок до неузнаваемости. (Фазенда).

3. (по горизонтали) – композитор, шагающий в ногу со временем, автор музыкальной заставки к программе “Время”. (Г.Свиридов).

4. (по горизонтали) – она двигатель торговли, а еще она присутствует во всех передачах, (реклама)

5. (по вертикали) – клуб веселых и находчивых. (КВН).

6. (по горизонтали) – он играет на гармошке, а еще из его кожи делают сапоги и сумки, (крокодил).

7 . (по вертикали) – этот человек сопровождал своей игрой показ кинофильма, (тапер).

– Итак, ребята, разгадав этот кроссворд, мы закрепили с вами полученные знания на этом уроке.

VI. Итог урока. Вывод о роли музыки в кино.

- Для чего нужна песня, музыка в кинофильмах, мультфильмах, сериалах, телепередачах?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: осознание значения музыки в синтетическом виде искусства - кино.

Задачи урока:

Развивающая: - развивать внимание, мышление, воображение, певческие способности обучающихся при сравнительном анализе музыкальных, художественных и литературных произведений.

Воспитательная: - воспитывать эстетические чувства посредством осознания роли музыки в кино.

Планируемые результаты.

Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Метапредметные .

Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими кинопостановками.

Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.

Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в группе, коллективе; получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

Тип урока: урок - исследование.

Формы работы: коллективные, групповые (хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование, рассуждение).

Понятия: музыкальный фильм, киномузыка, тапер, вид искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, презентация, фортепиано, задания группам, портреты композиторов.

У.: Меня зовут Надежда Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Мне хочется видеть вас активными, мыслящими, музыкальными. Давайте поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие – исполнение.

У.: Постарайтесь из моих слов сформулировать тему урока. ОНО появилось во Франции в 1895 году, благодаря братьям Люмьер. Вначале было чёрно-белым и молчало, затем заговорило, стало цветным. Что это?

У.: Чтобы мы его увидели и услышали, необходимы усилия режиссёра, сценариста, актёров, гримёра, костюмера, оператора. О чём идёт речь?

1 слайд. Эти изображения вам должны помочь. Итак, о чём сегодня пойдёт речь?

У.: Можно ли представить кино без музыки?

У.: Значит, сегодня мы будем говорить не просто о кино, а о музыке в кино.

У.: Что же нам необходимо выяснить?

Д.: Зачем нужна музыка в кино.

У.: Иногда появлялся текст (совсем чуть-чуть) и звучала музыка. Её исполнял пианист-иллюстратор, тапёр. Он смотрел на экран и играл музыкальные произведения, подходящие по настроению. Это не была музыка, специально сочинённая для фильма. Одни и те же произведения можно было исполнять во время демонстрации других фильмов. Запомните, пожалуйста, кого называли тапёром.

Д.: Песня поднимает настроение и помогает не унывать.

У.: Итак, музыка в фильме создаёт необходимое настроение.

У.: Давайте вспомним, кто такой Александр Невский.

У.: Давайте встанем, постараемся принять позу, в которой художник П.Корин изобразил Александра Невского на своей картине. Ноги – расставлены, плечи – расправлены, гордая посадка головы, руки сжимают меч, суровый взгляд. Перед нами героический полководец, защитник Родины.

У.: Вот таким вы его увидите в фильме. Главный эпизод фильма – Ледовое побоище (Битва на Чудском озере). Это большая по времени сцена. Мы обратимся к самому началу – ожиданию битвы и атаке немецких рыцарей.

У.: А это русские воины. Почувствуйте в левой руке – щит, в правой – меч. Что они чувствуют? Что должна выражать музыка?

Д.: Тревожное ожидание, напряжение.

У.: Все смотрят в даль. Немецкие рыцари начали атаку. Значит, музыка должна изображать….

Д.: Движение, скачку.

У.: Характер музыки серьёзный, развлекательный?

Д.: Страшно, угрожающе.

У.: Будет ли меняться темп?

Д.: С постепенным ускорением.

У.: Будет ли изменяться динамика?

Д.: С постепенным нарастанием.

У.: В каком регистре должна звучать музыка?

Д.: Низкий, мрачный, тяжёлый.

У.: Хорошо. Давайте движениями и звуками создадим картину приближения врага. 1 ряд – шагает на месте и считает до 8, к нему присоединяется 2 ряд, далее 3 ряд с тем же заданием. Затем 1 ряд к своим шагам добавляет щелчки пальцами, 2 ряд – постукивания, 3 ряд – хлопки в ладоши. Постепенно всё быстрее и громче. Садитесь.

У.: А теперь посмотрим самое начало сцены Ледового побоища. Ваша задача не только увидеть происходящее на экране, но и вслушаться в музыку С.Прокофьева. Какую роль играет музыка в этом эпизоде? Удалось ли Прокофьеву выполнить замысел Эйзенштейна?

Д.: С музыкой всё ярче, интереснее, музыка участвует в действии.

У.: Молодцы! Итак, музыка раскрывает образ (в данном случае образ врага) и является активным участником действия. (Закрыть!)

У.: Когда мы говорим о кино, мы представляем актёров, исполняющих роли. Как вы думаете, может ли сама музыка играть роль в кино?

У.: Хорошо! А если фильм будет посвящён композитору? Чья музыка будет звучать? Какую роль она будет играть в фильме?

Д.: Фильм будет музыкальный.

У.: Ещё одно назначение музыки в кино – музыка может играть одну из главных ролей.

13 слайд (с портретами композиторов).

У.: Можете ли вы по мелодии узнать персонаж, назвать к/ф, м/ф?

У.: Как вы думаете, это артисты? Персонажи? Герои?

У.: Это композиторы, пишущие киномузыку. Может, вы кого-то знаете?

17 слайд – проверочный, Джордж Уильямс, Ханс Циммер.

(Закрыть!) Затем, по нескольким нотам ребята должны узнать песню, назвать фильм, автора.

У.: Вы по мелодии смогли назвать персонаж и фильм. Какой же мы делаем вывод?

У.: Музыка делает кино узнаваемым.

У.: Кино делает артистов звёздами.

21 слайд – (с Чарли Чаплиным)

У.: Перед вами кинозвезда. Вы знаете кто это? Это наш слвременник?

Д.: Это Чарли Чаплин.

У.: Смешная? Трагическая? Героическая? Может быть подойдёт мелодия из прозвучавших на уроке?

Д.: Что-то смешное, лёгкое……

Д.: Музыка всё поставила на свои места.

У.: Справились ли вы с ролью тапёра? Д.: ……………………………….

У.: Наш урок заканчивается. Удалось ли нам с вами выяснить для чего нужна музыка в кино?

Д.: Создаёт настроение, может играть одну из главных ролей, раскрывает образ героя, может быть активным участником действия, делает кино узнаваемым.

У.: Кого необходимо добавить в команду, создающую фильм, м/ф?

У.: Музыка каких композиторов звучала на уроке?

Д.: Дунаевского, Прокофьева, Крылатова, Гладкова, Богатырёва, Циммера, Уильямса.

У.: Музыка к какому фильму показалась вам самой выразительной?

У.: Где, когда и благодаря кому появилось кино?

У.: Как оно называлось? Почему?

25 слайд – эмоции зрителей в кинозале.

У.: Какими вы были на уроке – заинтересованными? Удивлёнными? Испуганными? Серьёзными? Вам было хорошо на уроке?

У.: Я получила большое удовольствие от общения с вами. Оценки…..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная – пробудить интерес к отечественной киномузыке и композиторам, создающим музыку для кино; воспитывать художественный вкус, духовно-нравственные качества личности, патриотизм; стремление к самосовершенствованию, саморазвитию.

Сформировать представление о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа

Тип урока: формирование новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование и оснащение: медиапроектор, экран, компьютер, синтезатор, муз. инструменты, презентация, видеоролики с фрагментами фильмов,

Формы учебно-поисковой деятельности: групповая, коллективная

Методы обучения: проблемный метод, метод забегания вперед и возвращения к пройденному,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат

I.Организационно-психологический

Задачи: подготовка учащихся к работе, психологический настрой на урок

2. Рада приветствовать вас сегодня на уроке.(читает речевку)

Включаются в речевую деятельность, отвечают на фразу-вызов

Положительный эмоциональный настрой, снятие зажимов, организация внимания

Задачи: профилактика заболеваний органов дыхания, снятие спазмов, зажимов

-Показ дыхательной гимнастики

-Вокально-хоровые упражнения, вокальная импровизация

Выполнение дыхательной гимнастики, вокально-хоровых упражнений,

Исполняют по руке учителя вокальные упражнения

Система дыхательных упражнений:

Развитие навыков кантиленного звучания, чистота интонации,

II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Задачи: развитие муз.слуха,

Организует проблемно-поисковую ситуацию :

-мелодию какой песни мы исполнили?

-кто её авторы ? О чем эта песня?

по окончании выполнения задания учитель записывает ответы детей на доске,сравнивает с правильным ответом на слайде презентации

Вокализация интонационной мелодии, угадывают,называют произведение, исполняют песню,

Отвечают на вопросы учителя

На уроке будем узнавать что-то новое

2.Групповая работа.Выполнение заданий в группах – группы слушают отрывки, определяют по списку произведение, сопоставляют, записывают в строке ответа порядок прозвучавшего отрывка.

- сравнивают свои ответы с правильными на слайде.

III.Постановка цели, задач урока перед учащимися

Задачи: Организация познавательной деятельности

1.Задает вопрос: О чем пойдет речь на уроке?

Что мы можем узнать ?

В ходе урока мы с вами должны будем выяснить, какую роль играет музыка в отечественых кинофильмах.

Задачи (слайд 2)

-формулируют тему урока

-запись темы урока в тетради

Формулируют цель и задачи

Презентация, слайды 1-2

IV.Актуализация знаний и умений учащихся

Задачи:целенаправленность познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязей музыки и кино

1.Беседа: Когда появилось искусство кино?

Каковы были его особенности?

Что помогало понять содержание фильма,чувства героев?

Участвуют в беседе, делятся своими знаниями

Воспринимают, слушают, участвуют в беседе

Сформировано представление о тапере и иллюстративной роли музыки в кино,

V.Операционно-исполнительский этап

Задачи: организация способов познавательной деятельности

2.Обратимся к страницам истории. 30-е годы для нашей страны – время первооткрывателей, зачинателей Жажда открытий жила в искусстве и литературе. К этому времени относится создание первого комедийного музыкального фильма!

Физминутка- маршировка под музыку

4. продолжение рассказа о создателях и актерах фильма – И.Дунаевском, Л.Утесове, Л. Орловой

Предлагает пропеть мелодию песни, разучивание первого куплета

5. традиции музыкального кино в наше время- вспомнить к/ф.

Какие песни вы знаете?

Кто герои? В каких песнях к/ф-ма отражаются образы гл.героев?

Группа А: в каких песнях раскрывается образ Электроника? Какие слова подтверждают вашу мысль?

Группа Б: в каких песнях раскрывается образ Сыроежкина? Какие слова подтверждают вашу мысль?

Слушают, эмоционально откликаются на произведение, описывают свое эмоциональное состояние

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разроботка урока в 6 классе,тема урока: музыки и кино.

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3: Музыка и кино. Урок № 7

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Музыка и кино. 1 урок

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.3 – сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

6.1.3.1 – исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона и двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии.

будут анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

будут сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

будут исполнять песню, передавая художественный образ и характер мелодии.

Критерии оценивания

анализирует музыку из фильма с помощью предметной терминологии;

Определяет жанр и средства музыкальной выразительности музыки;

сравнивает средства выразительности музыки и кино в создании художественного образа.

исполняет песню Саржайлау, передавая художественный образ и характер мелодии.

Языковые цели

Учащиеся могут:

обсуждать и анализировать прослушанную музыку и каритны с применением предметной терминологии;

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

кинематография, звуковые эффекты, фоновая музыка, атмосферная музыка, средства музыкальной выразительности.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Я считаю, что в данном отрывке фильма рассказывается о…;

Мы знаем такие художественные средства в кино, как. ;

Для сюжета картины музыка подходит, так как…;

Вопросы для обсуждения:

Какой жанр музыки из эпизода в 1 и во 2 части?

Какие средства муз. выразительности помогают нам почувствовать данную атмосферу?

Исполнительский состав в песне?

Исполнительский состав в музыке?

Приобщение учащихся к искусству хорошего кино, как развивающему, дающему нравственные ценности для человека. Уважительное отношение к культуре казахского народа посредством содержания контента урока.

Межпредметные связи

Предварительные знания

Учащиеся имеют знания по средствам музыкальной выразительности и художественным средствам выразительности по предыдущим урокам. Также у учащихся есть предыдущий опыт по кино и анимациям.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Знакомство учащихся с темой и целями урока.

Расставьте в правильной последовательности.

Как происходила эволюция развития кино?

1-Эпоха немого кино

2- Эпоха звукового кино

3- Введение цвета

4- Введение музыки в кино

5- Монтаж в кино

Разбор ключевых понятий урока:

кинематография, звуковые эффекты, фоновая музыка, атмосферная музыка, средства музыкальной выразительности.


Повторение средств музыкальной выразительности (лад, характер, темп, динамика, тональность, регистр, ритм, тембр и т.д)


Какие художественные средства в кино вы знаете?

Для чего нужны художественные средства в кино, анимации?

Объяснение новой темы: история возникновения кинематографии и его эволюция. О братьях Огюст и Луи Люмьерах, как о личностях внесших вклад в кинематографию.

Информация о Чарли Чаплине, как о ярком представителе эпохи немого кино. Просмотр отрывка "Чарли на роликах".

Читайте также: