Музыка в народных обрядах и праздниках коляды конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Колядки и обряд колядования, календарные обрядовые песни славян" — Транскрипт:

1 Колядки и обряд колядования

5 Виды Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая.

8 Ключевой обряд Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки).

10 Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число) под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. Вспоминается "Ночь перед Рождеством".

12 Ряжение Ряжение это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

16 Ряженые Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление. Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания. После всего этого, ряженых следовало щедро угостить.

21 Slide Master Free Powerpoint Templates Visit to: Select Categories & Colors & Popular Templates Select your liked template designs Download free and use it your presentation. And Share our website. Group Presentation Overview -Project Description Text -Sub Topic 1 -Sub Topic ABC -Sub Topic 123

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Масленица 4 класс.docx

Тип урока: урок открытия новых знаний

ввести школьников в область русского музыкального фольклора;

продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;

познакомить учащихся с народными традициями России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема).

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.

2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства.

ХОД УРОКА .


Приветствие

1. Мотивация к учебной деятельности.

У: Мы продолжаем разговор об обрядовых праздниках русского народа. И сегодня у нас самый веселый, долгий и самое главное вкусный праздник. Символ этого праздника лежит у меня на тарелке под полотенцем. Хотите узнать о каком празднике у нас пойдет разговор?

У: (показывает блин, лежащий на тарелке) Догадались?

Д: Это Масленица!

У: Верно. Вот мы сегодня попытаемся не только поговорить об этом языческом празднике, но и самим поучаствовать в нем. А кто мне расскажет об этом празднике?

Дети дают ответ, но он не полный.

- Почему вы не можете рассказать об этом празднике?

- Значит задача нашего урока?

- Узнать, что это за праздник, Масленица.

-А как мы будем это делать?

- С помощью материала, который мы готовили.

Введение в тему урока.

У: Каждый ребенок знает, что времена года сменяют друг друга согласно законом природы. За летом следует осень, за осенью – зима, за зимой – весна.

В старину наши предки были уверены, что зима не уйдет, если ее не проводить. Жизнь простого народа была тесно связана с земледелием, с природой. Людям было необходимо наступление тепла, чтобы посадить и вырастить новый урожай. Так появился обычай провожать зиму и встречать весну.

Сегодня на уроке мы познакомимся с большим праздником, который начинался за 7 недель до Пасхи. Это переходящий праздник и точной даты у него нет.

Иванов Стас : Приходится Масленица на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни – и веселье да удаль людская в помощь ему.

Саму Масленицу называли еще сырной неделей. Каждый день праздника имел свое название и обрядность. А как ласково зазывали Масленицу: «Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажныя твоё тельце, сахарные уста. Приезжай ко мне в гости на широк дворок на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, кеточка-ясочка, ты моя перепелочка!

У: Каждый ряд получил задание: найти и рассказать о конкретном дне празднования Масленицы. Начинаем.

Развитие темы.

Теняков: Накануне вечером, старшая в семье женщина выходила на реку, к озеру или колодцу и потихоньку от прочих призывала месяц заглянуть в окошко и подуть на опару:

Золотые твои рожки!

Выгляни в окошко,

Коваль: Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в строгом секрете от соседей. На этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молоко и молочные продукты еще можно было употреблять.

У: Вот и мы встретим Масленицу песней.

Поцелуева : Так как в большинстве своем отношения между тещей и зятем были натянуты, то именно в этот день теща должна была угодить зятю.

Кашапов Эрнест: А на этот счет в народе было придумано много пословиц и мы их вам сейчас прочтем.

Шеремет Настя: Зять на дворе - пирог на столе.

Рыжиков: Был у тещи, да рад утекши.

Поцелуева: У тещи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник.

Шеремет : Нет черта в доме – прими зятя.

У: Ребята, а кто попытается объяснить смысл этих пословиц?

Кашапов: Именно зять забирает у матери её дочь из дома, а по мнению матери с ней там обращаются не очень хорошо.

Котлярова Юля : Масленица – пышка на улицу вышла.

На гору кататься, с ребятами драться!

А ребята дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Маслены боки!

Осипов Даниил : Дети катались с гор во все дни Масленицы, а вот взрослые присоединялись к ним с четверга.

Бородина Диана : Съезжали с гор на санях, салазках, ледянках, обледенелых рогожках. Этому катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждал её застывшую силу и энергию.

Дарбинян Анна: Званая теща присылала все с вечера: кадушку для опары, половник, мешок гречневой муки и горшок коровьего масла.

Салманова Алсу : Но если мать не научила дочь печь блины, то зять мог высмеять свою тещу, за то, что она не научила свою дочь ни чему.

У: И мы сейчас повеселимся, сыграем на инструментах, которые в те далекие времена были в каждой избе. Дети выходят к доске и играют на инструментах.

Салманова Алсу: Воскресенье прощенный день. На улицу выходил и стар, и млад. Ребятишки собирали дрова на сожжение чучела Масленицы. Именно кукла Масленицы была центральной фигурой праздника. Её делали из соломы и старого тряпья, но лица никогда не рисовали. Куклу возили в санных поездах, катали на санках с горок и величали.

Около полудня погуха-хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в хоровод. В хороводе пели песни, выкрикивали дразнилки, пели частушки.

У. И мы сейчас споем частушки.

Я на Масленицу катался, 2. Сколько раз я зарекалась

Трое санок изломал. Под гармошку песни петь.

Ворона коня замучил А гармонь как заиграет

А милашку покатал! Как же сердцу усидеть?

Парни вьюги испугались 4. Кот ходил, сидел, лежал,

Пусть на печке посидят Долго Масленицу ждал,

Мы наелись, нагулялись Песни пел, шипел, сопел,

Пятый блин я слопала, 6. Мы кончаем петь частушки

На мне юбка лопнула До другого вечера.

Пойду юбку зашивать, Вы сидите до утра,

Чтобы есть блины опять! Коли делать нечего!

У: После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления, взятие снежного городка и конечно сожжение чучела Масленицы. Только теперь провожали её зло и сердито.

Всему миру надоела

Обманула, провела, до поста довела!

И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело. Умирала надоевшая зима, рождалась яркая весна!

Итог урока: Праздник закончился, и нам пора заканчивать урок.

- На каком празднике мы побывали?

- На языческом празднике Масленица.

- Чем занимались на уроке?

- Мы слушали выступления своих одноклассников, музыкальные фрагменты из народного фольклора, пели, играли на музыкальных инструментах.

- Что узнали об этом празднике?

- Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_10.11.2014.docx 29.56 КБ
etnografy.docx 15.42 КБ
folkloristy._ryazhenye.docx 154.08 КБ
folkloristy._obryad_kolyadovaniya.docx 122.6 КБ
kostyumery-dekoratory.docx 420.83 КБ
istoriki.docx 922.77 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 875.8 КБ
tehnologicheska_karta_uroka.docx 18.34 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе

учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Киреевой Светланы Вячеславовны

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе

учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга

Киреевой Светланы Вячеславовны

Дата урока: 10.01.2014.

Место урока в системе: обобщающий.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: деловая игра

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 4 класс.

УМК: Сергеева Н.Г., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. – Просвещение, 2012.

Методическое обеспечение урока:

Технологии: игровые, проблемно-диалогический подход, элементы проектной деятельности, драматизация.

Дидактические материалы и средства обучения:

Библиография использованных методических материалов:

Опорные понятия, термины: народный праздник, обряд, обычаи, русская народная песня.

Новые понятия: Святки, колядование, коляда, Авсень.

Формы контроля: составление краткого отчета об исследовании (фольклорной экспедиции).

Домашнее задание: разыграть обряд колядования дома в семье.

Подготовка к уроку, деление класса на 5 команд.

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты) /. (Слайд 1)

Что объединяет все эти даты? (это праздники).

Какая дата здесь лишняя? (1 января – это светский государственный праздник).

Остальные праздники религиозные и 14 января – народный (напомнить о связи русской народной и религиозной культуры)

Мы сегодня совершим фольклорную экспедицию (исследование).

Для чего нам пригодятся эти знания? (изучение культуры и традиций родного края, части русской истории, мы сможем поделиться своими знаниями с одноклассниками, учащимися школы, семьей…)

Выделяем опорные слова: обычаи, обряд, народный праздник (разбираем понятия).

Команды получают задания.

Выполнение исследовательских и творческих проектов по группам.

С группой разучиваются новые песни, основная задача – чистота интонирования и выразительность исполнения.

Контроль со стороны педагога в распределении ролей, повторение ранее изученных произведений. Основная задача - выразительность декламации и вокального исполнения.

Подводят итог урока. Задача группы в четкости обобщения основных понятий урока. Они будут экспертами в правильности заполнения отчета об исследовании (фольклорной экспедиции), могут помочь учителю в индивидуальном оценивании учеников класса. Целесообразно заранее продумать эту группу, её состав.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 минут) /.(Слайды 3-6)

Выступление групп (защита групповых проектов) в последовательности приведенной выше. Учитель контролирует, фиксирует для себя вопросы и комментарии.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут) / (Слайд 7)

Запись в тетрадях темы урока составление отчета об исследовании (фольклорной экспедиции). Закрепление и контроль новых понятий (терминов). Эксперты (группа этнографов) проверяют.

Формулируют правильные ответы.

Ключевые элементы обряда:

Какой вид искусства обязательно был представлен в обряде? (музыка)

Каким жанром он представлен? ( песней )

Как вы думаете, могли ли эти песни исполняться при других условиях, в другое время года? (нет, они связаны с определенным периодом, календарной датой)

Такие песни принадлежат к жанру календарно-обрядовых , почему?

Для чего проводили эти обряды? (чтобы новый год принес счастье, удачу, хороший урожай)

Кто участвовал в обряде? (все – праздник народный).

Подведение итогов урока:

Все участвовали и в народном празднике и в сегодняшнем уроке. В фольклорном обряде не бывает зрителей – все участники.

Выставление оценок, оценкой (по народной традиции могут быть сладости-конфеты).

На следующем уроке в тетради должна быть записана дата вашего обряда и (или) отзыв ваших участников (родителей, друзей…).

Предварительный просмотр:

Зимние Святки назывались рождественско-новогодние праздники (с 6 января по 19 января), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием – одним из самых важнейших дней земледельческого календаря. Святки начинались колядованием 6 января в Сочельник (так назывался последний день рождественского поста).

Колядованием называли праздничные обходов домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно Мехоняшей в мешок, а потом коллективно поедались.

Кроме колядования на Святках обходили дома с обрядами посевания. Он имитировал посев зерна и должен был обеспечить богатый урожай в этом году.

Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Со временем стало комедийным представлением с обычными для него персонажами: стариком и старухой, попом, нищем, цыганкой, а также нечистой силой – чертом, кикиморой, бабой-ягой; животными – конем, козой и медведем. Ритуальный смех задумывался как залог многой радости и благополучия в новом году.

Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятные для предсказаний и пророчеств так называемые святочные дни – от рождественской ночи до Крещения Христа (19 января). Гадать нужно в период между 12 и 3 часами ночи, когда все живое на земле спит, и миром правит темная колдовская сила.

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Свое название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание.

Дать определение ключевым понятиям:

  1. Колядование.
  2. Колядка.
  3. Авсень/ Овсень
  4. Ряженье.
  5. Святочное гадание.
  6. Подблюдные песни.

Предварительный просмотр:

Уж как шла коляда

Как Иванов двор на пяти столбах, на семи верстах.

Уж ты, дядюшка Иван, Шелкова борода, позлащена голова.

Ты не режь, не ломай, подавай весь каравай!

На сцене появляются коляда-невеста, медведь, коза, лошадь, доктор, Мехоняша (человек с большим мешком, в который собирает все колядочные дары, после дарит поровну между ряжеными…)

Мехоняша с козой собирает подарки.

Все: «А дай Бог тому, кто в этом дому, ему рожь густа, рожь ужимиста. Ему с колоса осминя. Из зерна ему коврига. Из пол зерна – пирог. Наделил бы вас Господь и житьем и бытием и богатством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить роль колядок и щедривок в обряде встречи Нового года, закрепить знания о жанрах фольклора.

раздел 2: МУЗЫКА В НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ НАРОДОВ

тема: Песни зимнего календарно-обрядового цикла

- формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры;

- обогатить представления учащихся о календарно-обрядовых песнях зимнего цикла;

образовательные:

- расширить знания учеников о народной культуре, о зимних фольклорных обрядах;

- определить роль колядок и щедривок в обряде встречи Нового года.

- закрепить знания о жанрах фольклора.

развивающие:

- развивать слушательские и исполнительские умения;

- развивать художественный вкус, эстетические и творческие представления, - музыкальный слух, звуковысотную память, вокально-хоровые навыки;

- совершенствовать навыки исполнения обрядовых песен;

воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к духовному наследию;

- воспитывать любовь и интерес к музыке, к народной культуре, уважение к историческим традициям народа,

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Оборудование: средства ТСО, портрет композитораН.Леонтовича, фортепиано,таблицы с нотными примерами,

Материал урока:

Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему. ,

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- - Продолжаем тему " Музыка в народных праздниках и обрядах народов мира". На пошлых уроках мы говорили о народной музыке каких народов?

--Как по-другому можно назвать всё народное творчество

--А с какими жанрами фольклора мы уже познакомились?

(. трудовые, шуточные, колыбельные, пахоты и сева, жнивальные, сбора урожая, хороводные, частушки, танцевальные)

( . французское слово – "разновидность")

( . потому что исполнялись в определённое время года)

--- А сейчас -какое время года?

Сегодня какое число?

---А какое время года?

3. НОВАЯ ТЕМА.

-- И вот сегодня мы познакомимся с

ЗИМНИМИ КАЛЕНДПРНО-ОБРЯДОВЫМИ песнями.

-- Вообще, зимой много праздников.

А какие ЗИМНИЕ праздники знаете вы?

(.. НГ, Рождество, крещение, старый НГ, День св.НИКОЛАЯ….)

-- Но сегодня вы узнаете про особенный праздник, очень-очень давний, его праздновали наши далёкие предки – древние славяне.

Они были смелыми, отважными, трудолюбивыми людьми, но различные явления природы были для них непонятными и таинственными. Они не могли объяснить, почему идёт дождь, посему сверкают молнии и гремит гром, почему бывают день и ночь, зима и лето и т.д.

Мир представал перед ними, как творение полное неожиданностей и опасностей на каждом шагу . Поэтому людям казалось, что ими управляют какие-то неведомые высшие силы.

Благополучие и достаток у древних славян зависели от урожая. Не зная, и не понимая причин пожаров, бурь, града, люди считали, что на небе живут многочисленные боги, которые карают, наказывают или милуют.

Наши далёки предки очень волновались за урожай и собственную судьбу; если всё было хорошо – то их радости не знали границ. Они устраивали праздники с переодеваниями, песнями, танцами, театрализованными представлениями.

Наш народ с давних времён сохранил традиции праздников – они остались в народной среде – в фольклоре.

Эти традиции древних праздников неразрывно связаны с песнями, которые сопровождали встречу Нового Года, приход весны, сбор урожая и многие другие.

- -Давайте на минуточку представим ТЕ ДАЛЁКИЕ времена и мысленно перенесёмся в ТО время и обстоятельства.

И ВОТ! Наступает самый короткий день и самая длинная ночь!

А после этого в природе происходит перелом - - и день начинает постепенно увеличиваться, а ночь укорачиваться.

По представлениям древних славян в это время ВОЗРОЖДАЛОСЬ СОЛНЦЕ.!

- - А солнце какую имеет ФОРМУ?

- - А как наши далёкие предки на старославянском языке называли КРУГ ?

--- А так же, как на украинском языке (эти языки очень близки).

КОЛО, КОЛЯДА, КОЛОбок, КОЛесо, ,КОЛьцо – так называли солнце, потому что круглое …..

Со временем на праздник зимнего солнцестояния, наслоился христианский праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Рождение солнца приравнивалось к рождению Христа.

ИТАК, КОЛЯДКИ пелись на РОЖДЕНИЕ или РОЖДЕСТВО.

-- К нам тоже сегодня заглянули колядовальщики

( дети по желанию. Исполняют знакомые колядки.)

Коляд-колядин!
Я иду к вам один,
Подавайте пирожок
Прямо мне в кошелек.
Не дадите пирожок,
Я корову за рожок,
Уведу в торжок
И продам за пирожок
!

Коляда, коляда,
Подавай пирога!
Не дадите пирога –
Мы корову за рога,
Боровка за бока,
Телку за холку,
Бычка за хвост
Уведем на мороз!

Пришла Коляда

накануне Рождества.
Дай, Бог, тому,

кто в этом дому.
Всем добрым людям
Золота и серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!

-- Много людей собирались вечерами в избах на игрища, посиделки, непременными участниками которых были РЯЖЕНЫЕ,

( …… наряды, наряжаться….) т.е. переодетые в наряды….

Они переодевались в козу, медведя, журавля,

-- Образ козы у славян олицетворял покровителя полей и пастбищ. Исполнитель козы был одет в кожух навыворот (уточнить про кожух) . Коза весело махала хвостом, цепляла присутствующих, бодала и распевала весёлую песню.

- - Го-го-го коза, го-го Серая.!

Ой расходися – развеселися

По всему дому – по веселому.

Где коза ходит – там жито родит,

Где коза рогом – там жито стогом.

Где коза го-го-гов – там жита – семь стогов!

( при этом топает, кривляется, бодается, задевает учеников)

-- Дети, кто это? Узнали? Вы поняли, кто для нас спел такую чудную песню.?

-- Ой, спасибо коза, за то, что зашла к нам и украсила наше занятие… Вот тебе калач с маком!

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
Сладостей давай-ка.!
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное мороженое,
Сладкое пирожное.
Мы и сами будем есть,
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом вспоминать!

Щедрый вечер!
Добрый вечер!
Дарить нечем –
Были крошки,

Хоть немножко -
Съели кошки!

Щедрик-Петрик,
Дайте вареник!
Ложечку кашки,
Наверху колбаски.
Этого мало,
Дайте кусок сала.
Выносите скорей,
Не морозьте детей!

Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте!
Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тетка, наварила,
Что ты тетка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.

Старый добрый
Новый год
Счастье пусть вам в дом несет,
Дайте ряженым конфетку,
Денег звонкую монетку,
Не скупитесь на гроши,
Угостите от души,
И за щедрость вам воздастся,
Будет радость и богатство!.

- - Итак! народные песни КОЛЯДКИ и ЩЕДРИВКИ - относятся к зимним календарно-обрядовым песням. надеюсь, что после нашего урока вы узнали и запомните, что КОЛЯДКИ поются . КОГДА?

-На Рождество СОЛНЦА - 25 декабря, или на РОЖЕСТВО Христово - 6-7 января.

-_ А ЩЕДРИВКИ.

(. на Старый Новый Год. )

7. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

- А теперь посмотрите на доску.


Разбираем нотный текст первой строчки.

Учащиеся называют ноты.

Сольмизация. Прохлопывание ритма.

--Что вы можете сказать о мелодии этого предложения?

( Обращаем внимание на повторяющийся мелодический и ритмический рисунок. )

--Да, вы правы. Вы заметил, что один и тот же мотив повторяется 4 раза – это очень характерно для народных песен (и мы об этом говорили раннее неоднократно).

Разучивание со словами.

Исполнение с аккомпанементом 1-го куплета. \

2,3 4 зачитываю и анализируем. .

-- А знаете ли вы, что эта древняя славянская щедривка стала знаменитой на весь мир, благодаря композитору Николаю Леонтовичу, который жил и работал в Донецкой области на железнодорожной станции города Красноармейска.

Его хобби была хоровая музыка. Мелодию этой щедривки Леонтович переложил для хора. Вот послушай – как получилось.

//слушание аудиозаписи хорового произведения Николая Леонтовича "ЩЕДРИК"//

-- А никто ли не вспомнит, где могли ЕЩЁ слышать это произведение?

8. Вокально–хоровая работа-2.

// звучит вступление к песне Геннадия Гладкова "Белые снежинки".//

-- Кто узнал эту музыку?

(. ответы, песня "Белые снежинки")

_ - Повторим 1-й куплет с припевом.

1) певческая посадка;

3) выстраивание примарного тона (d 1 );

4) исполнение попевки:




- обратить внимание на дикцию и чистоту интонирования;

4)повторение 1-го куплета песни "Белые снежинки" сначала по фразам, затем по предложениям;

5) исполнение с аккомпанементом;

6) разучивание 2-го куплета.

9. РЕФЛЕКСИЯ.

-О чём новом вы узнали на сегодняшнем уроке?

( . о зимних календарно-обрядовых песнях, колядки, щедривки, )

--Кода и кто их исполняет?

( . 24 декабря – колядки (7 января), на старый новый год -13 января – щедривки, посевают).

-- что отмечали 24 декабря?

-- как назывались песни, которые пели 24декабря?

-- А 13 января – какой праздник отмечали наши далёкие предки?

-- И как назывались песни, которые пели на Новый год в ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР?

--что запомнилось и понравилось на уроке?

--А сейчас свои впечатления вы покажете, отдав свою снежинку либо КОЛЯДКАМ либо ЩЕДРОВАЛЬНЫМ песням.

( Учащиеся прикрепляют снежинку на скотче на картинку с СОЛНЦЕМ(колядой) либо с ёлкой(новогодняя щедривка).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение представления о белорусской календарно- обрядовой музыке (весенний цикл).

Задачи урока:

1) ознакомление учащихся с обрядами весеннего цикла, народной исполнительской манерой;

2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни;

3) формирование умений определять календарно-обрядовую музыку весеннего цикла по характерным признакам;

4) совершенствование умений выразительного пения, движения под музыку, формирование элементарных актерских и режиссерских умений

Работа по теме урока.

Наш сегодняшний урок посвящен проводам зимы и называется Масленица.

Масленица - древний праздник не закреплён за определённым числом календаря. Масленица относится к “переходящим” праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений - вот народ и стремится повеселиться в “впрок”. А название Масленица возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

1-й ученик: Масленица - самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

Душа ль ты моя Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости,
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.

Уж ты моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра
Трёх матушек дочка,
Приезжай ко мне в тесовый дом
Утром повеселиться,
Речью насладиться.

Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать.

Надолго ли Масленица к нам пришла-пожаловала?

В понедельник все меня встречают, в гости приглашают.

Вторник - “заигрыш”, в этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Игра по окончании музыки кто быстрее займет свободный стул

Среда-лакомка, сладкоежка.

А какое главное кушанье готовят на масленичной неделе? ( дети хором отвечают) Верно блины. На Руси считалось, что круг - символ солнца. Поэтому носили на шестах вот такие круглые украшения, водили хороводы, ребята и девушки кругами гуляли возле своих деревенек. А ещё на Масленицу готовили специальное блюдо, тоже круглое. Это наши русские блины. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Печь блины - дело сложное, дело сложное да мудрёное. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да ещё приговаривали:

Выгляни в окошко!

Блинов стряпали много, а для этого нужно было хорошо потрудиться. Давайте и мы с вами, ребята, потрудимся, вспомним пословицы о труде. Я начну говорить пословицу, а вы заканчивайте.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Поленишься - и хлеба лишишься.

Маленькое дело- лучше большого безделья.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не сиди, сложа руки, не будет в доме скуки.

Четверг, назывался широкий, или разгуляй -четверток.

Веселье усиливалось. Днём молодёжь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивала хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались на большие сани и лихо скатывались. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лён. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, плясками и конечно частушками.

Давайте и мы, ребята, споём.

В пятницу и субботу устраивали посиделки, поэтому эти дни так и называли Пятница - «тёщины вечера”, в этот день зять едет “к тёще на блины”, а тёща зятя привечает, угощает.

Суббота - “золовкины посиделки”. Ходят в гости ко всем другим родственникам на блины.

В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде святились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости.

Давайте и мы повеселимся, поиграем и загадки отгадаем.

1.Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (солнце )

2. Никто его не видит, а всякий его слышит,

Без крыльев оно, а летит, без языка а говорит. (эхо)

3. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдёт - весь лист отпадёт. (календарь)

4. Как сажа черна, как сметана бела,

Люблю всем в лесу стрекотать, где была. (сорока)

5. Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног. (петух)

6. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке, (снежинки)

7. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

8. Самого не видно.

А песню слышно, (комар)

9.Зелена, а не луг,

Кудрява, а без волос, (берёза)

10. Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

Вот и наступил последний день Масленицы воскресенье - “Прощёный день”, “Проводы Масленицы”.

Со словами “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются.

Раньше, зиму принято было изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В последний день Масленицы, с шумом, смехом и шутками сжигали на огромном костре.

В наше время в “прощённый день” устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. Желательно, чтобы в этот день прямо на улице, там, где проходит гулянье, у каждого была возможность поесть блинов и выпить горячего чая.

Читайте также: